Математика, 2 класс
Урок № 33. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какие бывают углы?
— Как распознавать углы?
Глоссарий по теме:
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
Острый угол – это угол, который меньше прямого.
Тупой угол – это угол, который больше прямого.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.8-9.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.3.
- Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.16.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите фигуры и выберите лишнюю.
Лишняя фигура под номером 2. Она образована незамкнутой линией.
Она называется угол.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
Посмотрите на рисунки: по-разному открытый веер, образует разные углы.
У каждого угла есть две стороны и вершина. Углы бывают прямые, острые и тупые. Углы определить можно помощью чертежного угольника.
Прямой угол определяем с помощью чертежного угольника.
Угол, который меньше прямого угла называется острым углом.
Угол, который больше прямого угла называется тупым углом.
Посмотрите, как из обычного листа бумаги можно сделать модель прямого угла. Моделью можно воспользоваться, если у вас нет чертежного угольника. Возьмите лист бумаги и перегните его 2 раза, как показано на рисунках 1 и 2. И получите модель прямого угла.
Разверните лист. Линии сгиба образовали 4 прямых угла.
Чтобы определить, какой угол начерчен, на него накладывают угольник или модель прямого угла.
Вывод: Углы могут быть прямыми и непрямыми. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент – угольник. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол – прямой. Не совпадут – непрямой. Непрямые углы делятся на: тупые и острые. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а, если величина угла больше величины прямого – тупой.
Тренировочные задания.
1.Посмотрите на крыши домов и домиков. Какие углы ты видишь на рисунке? Соотнесите вид угла с изображением домика.
Правильные ответы:
2. Выберите цифры, в записи которых присутствуют только прямые углы.
Правильные ответы:
Угол, который полностью помещается внутри прямого угла, называется острым.
— острый угол.
Угол, внутри которого полностью помещается прямой угол, называется тупым углом.
— тупой угол.
Обрати внимание!
В ромбе, если он не является квадратом, два угла острых и два угла тупых.
Углы (ABC) и (ADC) — острые.
Углы (BAD) и (BCD) — тупые.
Источники:
Рис. 1. Углы, угольник, ромб. © ЯКласс
М
— Ох, и устали же мы сегодня. Целый день перетаскивали из угла в угол наш
волшебный говорящий буфет.
Помните,
как выглядит план наших парадных залов? Мы хотели поставить буфет в один из
углов золотого зала. Но, сколько не пытались это сделать, у нас толком ничего
не получилось. Если мы приставляли его к одной стене, то между буфетом и другой
стеной оставалось пространство. Тогда мы попытались поставить буфет в зелёный
зал. Там он вообще не входил ни в один из углов.
—
Мы так устали. И теперь просто не представляем, что же нам делать, куда можно
поставить наш волшебный буфет.
—
Плюс, слышишь, наш компьютер включился. Наверное, сейчас нам по скайпу будет звонить
царица Математика.
—
Ах, мои дорогие Плюс и Минус! Очень обидно, что прежде чем двигать по всему
замку буфет, вы не познакомились с темой «Виды углов». Придётся
сегодня мне объяснить вам эту тему.
Итак,
сегодня мы поговорим о видах углов — прямых, острых и тупых
углах.
—
Какие странные названия — прямой, острый, тупой.
—
Что же такое угол? Если мы поставим точку, а от этой точки проведём прямую, у
нас получится прямая, ограниченная с одной стороны точкой. Такая линия
называется луч. А если из этой же точки мы проведём ещё один луч, то у
нас получится угол. При этом точка, из которой были проведены лучи,
называется вершиной угла, а сами лучи в этом случае называются стороны
угла.
Посмотрите,
какие разнообразные углы можно построить:
Среди
них вы можете увидеть и острые, и прямые, и тупые углы.
—
А как же мы отличим, какие из углов острые, какие — прямые, а какие — тупые?
—
Начнём мы с прямого угла. Посмотрите на этот лист бумаги. Сейчас мы перегнём
его вдвое, потом ещё раз вдвое. Только сгибать надо аккуратно. Так, чтобы линии
сгиба совместились и не выглядывали одна из-под другой. Наш лист сложен в 4
раза. И вот получился угол. Такой угол, который образуется аккуратным сгибанием
листа в четыре раза, называется прямым углом.
А
сейчас развернём лист бумаги:
Видите,
на нём видны линии сгиба. И у нас видны уже четыре угла с одной общей вершиной.
А ещё есть специальная линейка—треугольник. У неё один угол
прямой и два острых. Сейчас мы положим такую линейку на наш лист бумаги так,
чтобы вершины прямого угла линейки и углов на бумаге совместились. А теперь
попытаемся совместить стороны. Получилось?
—
Да, стороны прямого угла треугольника точно легли на стороны прямого угла на
бумаге.
—
Теперь так же положим линейку и на остальные три угла. Как видите, и здесь совмещаются
стороны. Значит точно, все эти углы одинаковые. Все они – прямые.
—
С прямыми углами понятно. А что же это за углы — острые и тупые.
—
Я хочу вам показать один угол. Видите, он такой острый, что его вершиной даже
можно слегка уколоться.
А
теперь посмотрите, угол развернулся, раскрылся. Его вершиной уже вряд ли можно
уколоться. Теперь угол стал тупым:
А
теперь давайте вернёмся к тем углам, которые мы нарисовали. Сейчас на первый
угол кладём линейку.
Вершина
линейки совмещается с вершиной угла. Одна из сторон линейки совместилась со
стороной угла, а вот вторая спряталась под треугольником. Значит, угол раскрыт
меньше, чем прямой угол треугольника. Такие углы, которые раскрыты меньше
прямого угла, называются острыми углами.
Посмотрите
на следующий угол. Он раскрыт значительно шире первого, но, когда мы
прикладываем к нему линейку:
Видно,
что одна из сторон опять спряталась под линейку. Значит, этот угол тоже острый.
Переходим
к следующему углу:
Его
вершина и стороны точно совместились с вершиной и сторонами прямого угла
линейки. Как вы думаете, какой это угол?
—
Конечно, прямой!
—
Совершенно верно. Этот угол прямой. А вот этот?
—
Наверное, острый. Видите, как он наклонился.
—
А если приложить линейку? Ну что, какой угол?
—
Я ошибся… Этот угол тоже прямой………….
—
Ну что же, продолжим. Рассмотрим следующий угол:
Посмотрите,
между второй стороной линейки и стороной нарисованного угла как будто ещё один
уголок появился. Значит, этот угол раскрыт немного шире, чем прямой. Такие углы,
которые раскрыты больше прямого угла, называются тупыми углами.
—
Ну, а если посмотреть на последний угол, то здесь даже без линейки-треугольника
понятно, что он тупой.
—
Да, это очень хорошо видно. Но мы всё-таки приложим линейку и к нему:
Сейчас
очень хорошо видно, что этот угол раскрыт намного шире прямого. Конечно, он —
тупой.
Ну
что, Плюс и Минус, вы поняли, какие бывают углы?
—
Да, поняли. А если присмотреться, то в обычных комнатах все углы — прямые.
—
А еще прямые углы у учебников и тетрадей.
—
У школьных парт и столов.
—
И у нашего волшебного буфета тоже все углы прямые.
—
Значит, поставить его можно только туда, где стены образуют прямой угол.
Посмотрите ещё раз внимательно на план парадных залов.
Ну,
где вы можете найти прямой угол?
—
По-моему, в золотом зале все углы тупые, в зелёном — все острые. А вот прямой….
—
Мне кажется, я вижу два прямых угла в синем зале. Но, всё-таки, проверю-ка я
это при помощи линейки:
Урра!
Получилось! В синем зале- 2 прямых угла. Вот если бы мы сначала поработали с
планом парадных залов, не пришлось бы волшебный буфет таскать по всему дворцу.
—
Ну, а теперь повторите, пожалуйста, чему вы сегодня научились.
—
Угол образуется двумя лучами, которые выходят из одной точки.
—
Прямой угол можно получить аккуратным сгибанием листа бумаги вчетверо.
Но лучше воспользоваться специальной линейкой-треугольником.
—
Углы, которые раскрыты меньше прямого угла, называются острыми углами.
—
Углы, которые раскрыты больше прямого угла, называются тупыми углами.
—
Хорошо, урок вы усвоили. А теперь за работу — поставьте волшебный буфет туда,
куда его можно поставить — в синий зал.
До
свидания.
—
До свидания, царица. Спасибо за урок!
—
До свидания, ребята. Нам пора за работу.
Цели:
1. Познакомить учащихся с видами углов, понятиями “прямой угол”, “острый
угол”,“тупой угол”;
2. Учить определять прямые, острые и тупые углы с помощью модели прямого угла
(угольника), обучить сравнению углов;
3. Развивать пространственное воображение, навык работы с чертежными
инструментами, мышление, глазомер;
4. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность
друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), аккуратность,
прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды углов;
анализировать и делать выводы; использовать полученные знания в учении и
повседневной жизни.
Оборудование: угольник, линейка, веер у каждого ученика, карточки, модели
углов из картона.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.
Учитель. Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки
мне, соседу по парте, гостям
– Проверьте, все ли у вас на рабочем месте. Вы готовы начать урок?
– А с каким настроением вы пришли сегодня на урок, пусть за вас ответит ваш друг
смайлик.
(Учащиеся показывают выбранный ими смайлик, который соответствует их
настроению.)
– Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок
математики!
*Чтобы спорилось нужное дело,
*Чтобы в жизни не знать неудач,
*В математики мир отправимся смело,
*В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
*Думать – коллективно!
*Решать – оперативно!
*Отвечать – доказательно!
*Учиться – старательно!
* И открытия – нас ждут обязательно!
II. Актуализация опорных знаний . Повторение изученного.
1. – Решите уравнения. Расставьте буквы в порядке убывания
соответствующих корней уравнения и расшифруйте слово.
Х – 365 = 274(Р)
х – 32 = 896 (П)
715 – х = 398(О)
273 + х = 500(Й)
502 – х = 99 (Я)
х + 26 = 401(М)
(Ответ: прямой )
2. – Решите примеры и расшифруйте слово.
1х2х6:12х7х2:1(Г)
159х(0х4) (О)
(804:804)х5 (Л)
9х2х1:18х5х2:1 (У)
Ключ:10, 14, 0, 5.
Ответ: угол (учитель записывает слово “угол” на доске).
– Незнайка летом отправился в деревню Простоквашино. Он всерьез решил
заняться подсчетами. Помогите ему. После каждого правильного ответа я буду
открывать одну букву, из которых потом вы сложите слово.
*Сколько лапок у 5 цыплят? (С)
*Сколько крыльев у 3 гусят? (Ы)
*Сколько пятачков у 14 поросят? (О)
*Сколько копыт у 7 ягнят? (Й)
*Сколько рогов у 7 козлят? (Р)
*Сколько очков у 8 бабушек? (Т)
– Какое слово получилось? (Острый.) (Учитель записывает слово “острый” на
доске.)
3. – Найди значения выражений. Расставьте буквы в порядке убывания.
60 – 12:2= (О)
36 + 7х2 = (Й)
53 + 5х2 = (П)
100 – 10:2 = (У)
8х2 – 16 = 88 + 6х2= (Т)
– Какое слово получилось? (Тупой.) (Учитель записывает слово на доске.)
– Прочитайте слова на доске и подумайте, как они могут быть связаны между собой
и с нашим сегодняшним уроком. (Прямой, острый и тупой – это виды углов.
Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: “Виды углов”.)
III. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем,какие бывают углы, научимся их узнавать,
сравнивать,различать и строить. Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на
уроке? (Линейка, угольник, карандаш.)
– Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (Крыши домов, угол доски,
угол платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате, угол между стрелками
часов, компас, веер и т.д.)
IV. Введение новых знаний.
– Что такое угол? Как он получается? (Ответы учащихся.)
Задание 1. – Начертите в тетради два луча с общим началом, которые
пересекаются под прямым углом. Можно использовать угольник. (Учащиеся
самостоятельно выполняют задание.)
– Сравните угол, начерченный вами, с изображенными на доске углами. (В
учебнике.)
(Угол под номером 2 называется прямым.)
А вот как называются угол 1 и 3, узнаете позже.
Задание 2. – Работа в парах. 1. Рассмотрите рисунки.
У кого наконечник копья острый, а у кого тупой? Каким копьем удобнее
охотиться?
– Как можно назвать углы, изображенные на рисунке рядом с первобытными
охотниками? (Учащиеся называют углы: Острый и тупой. Затем отыскивают на рисунке
острый и тупой углы и называют их.)
2. Выполнение задания учебника № 1, с.108.
V. Первичная проверка понимания.
Задание. (На партах у каждого ученика лежит веер. Дети их принесли
заранее.) Раскройте веер, изобразите угол. На какой угол раскрыли каждый веер?
(Дети по цепочке называют свой угол.)
– Рассмотрите рисунок. На какой угол раскрыт каждый веер на данном рисунке?
– Какой угол вам неизвестен? (Учащиеся получают информацию о развернутом
угле.)
Физкультминутка (под музыку)
– Точка – наклоны головы влево – вправо,
– развернутый угол – руки в стороны,
– прямой угол – руки под углом 90*,
– острый угол – руки в стороны – вверх, образуя острый угол;
– тупой угол – руки в стороны, образуя тупой угол.
V. Работа по теме урока. Практическая работа.
Задание 1. Начертить прямой и острый углы, расположив их так, как
показано на рисунке. (Образец на доске.) – Луч зеленого цвета.
– Какой угол меньше: острый или прямой?
Вывод: Угол острый меньше прямого, потому что он укладывается в прямом.
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с лучём
зеленого цвета они образовывали острые углы. (Задание выполняется в парах.)
– Давайте сделаем вывод о величине прямого и острого углов.
Учащиеся делают вывод: Все острые углы меньше прямого.
Задание 2. Начертите тупой и прямой углы, расположив их так, как показано
на рисунке. (Уч-ся самостоятельно выполняют задание по образцу.)
– Луч
зеленого цвета.
– Какой угол больше :тупой или прямой?
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с зеленым
лучом зеленого цвета они образовывали тупые углы.
(Один ученик выполняет задание у доски, а остальные – в своих тетрадях.)
– Сравните по величине тупой и прямой углы.
Учащиеся делают вывод: Все тупые углы больше прямого.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1. На чертеже один угол “лишний”. Найди его.
Задание 2. На схеме изображено пересечение шоссейных дорог.
Выпиши получившиеся углы –
А) Прямые:
Б) Острые:
В) Тупые:
Задание 3. Покажи на чертеже прямые углы – красным цветом, острые углы –
зеленым, тупые углы – синим. (Работа в группе.)
VII.Обобщение изучаемого на уроке.
– Впишите пропущенные слова.
1) Прямой угол_______________________тупого угла.
2)Тупой угол________________________острого угла.
(Задание выполняется с комментированием.)
VIII. Рефлексия деятельности.
– С какими видами углов вы сегодня познакомились?
Заранее подготовленные дети читают стихи.
Угол.
1. Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется прямым
Если угол уже – острым,
Если шире то – тупым.2. Я острый – начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим Острый угол мы,
Как острие меча.3. А для угла тупого
Все повторяем снова
Из точки две прямых ведем,
Но их пошире разведем.
На чертеж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.
– Как узнать, острый угол или тупой?
– Оцените свою работу на уроке?
– Кто хорошо разобрался в новом материале?
– Кому нужна помощь?
Учитель: Отметьте свое настроение после нашего урока.
IХ. Домашнее задание:
1. При помощи угольника проверьте углы в окружающих нас предметах (у стола, у
шкафа и т.д.).
2. Начертите в тетради фигуры с прямыми, тупыми и острыми углами.
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Основы геометрии
- Угол. Виды углов
Мы узнаем, что углы бывают, острыми, прямыми и тупыми.
Вспомни, чтобы начертить угол, нужно поставить точку и из неё провести два луча в разные стороны.
Луч — это сторона угла.
Вершина — это точка, из которой выходят лучи.
Прямой угол
Прямой угол — это угол в 90о (90 градусов). Его легко определять по треугольнику, например, такому:
Острый угол
Острый угол — это угол, который МЕНЬШЕ прямого угла, меньше 90о.
м
Тупой угол
Острый угол — это угол, который БОЛЬШЕ прямого угла, больше 90о.
Советуем посмотреть:
Круг. Шар. Овал
Треугольники
Многоугольники
Обозначение геометрических фигур буквами
Периметр многоугольника
Площадь фигуры
Окружность
Основы геометрии
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Страница 45. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 45,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 36,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 18. Урок 6,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 19. Урок 6,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 24. Урок 8,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 16. Урок 5,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 104. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 109. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
3 класс
Страница 43,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 55,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 86,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 50. Урок 20,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 75. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
4 класс
Страница 40,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 18,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 24,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 36,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 50,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 77,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 43,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 30. Урок 10,
Петерсон, Учебник, часть 1