Как найти у человека совесть

Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?

Как часто вам приходится слышать в чей-нибудь адрес сакраментальное «Совсем у людей нет совести – цены растут и растут»? Или «Совсем нет совести – думает только о себе и своей выгоде»? Или «Совсем нет совести – опять всю работу пришлось делать вместо него»? И что это за зверь такой – совесть – который должен мешать думать о своей выгоде, повышать цены, когда все равно купят, или напрягаться с работой, которую и так кто-нибудь сделает? В принципе, помочь разобраться со своими внутренними переживаниями и противоречиями могут наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». А пока поговорим подробнее о том, что такое совесть.

Что такое совесть?

Определений, что такое совесть, достаточно много. Однако наиболее часто это слово употребляют в контексте долга и обязанности человека иметь свои нравственные установки, в соответствии с которыми он будет действовать в различных жизненных обстоятельствах.

Это примерно как служба в армии, которая объявлена священным долгом и почетной обязанностью, однако людей, не претендующих на такой почет, ждет уголовная ответственность за уклонение от службы в армии. Категория совести так скрупулезно не регламентирована законом, однако если кому-то покажется, что у вас нет совести, вас ждет всеобщее осуждение.

Это притом, что Конституция РФ статьей 28 прямо гарантирует свободу совести. Правда, понятие «свобода совести» идет в связке со свободой вероисповедания и свободой выбирать свою религию или не выбирать никакую из религий. Такое определение довольно узко и даже близко не отражает всего многообразия смыслов, вкладываемых человечеством в понятие «совесть».

В общем, тема совести достаточно неоднозначна и запутана. Возможно, мудрость веков как-то поможет разобраться в истоках этой нравственной категории, понять суть совести и выяснить, можно ли свободу совести толковать, как свободу не иметь никаких нравственных установок.

Тема совести в трудах философов

До выделения психологии в отдельную науку в 19 столетии толкованием когнитивных и психологических процессов занималась философия. Считается, что впервые такую категорию как «совесть» обозначили отдельным термином представители стоицизма – философской школы, зародившейся примерно в 300 году до нашей эры.

Термин συνείδησις переводится на русский язык как «сознание». Слово «сознание» тоже достаточно многозначно, однако у стоиков этот термин употреблялся именно в значении, тождественном словам «сознательность», «совесть». Наиболее подробно принципы стоицизма изложены в трудах Луция Сенеки, которые регулярно переиздаются по сей день [Л. Сенека, 2020]. Кроме того, познавательна в этом плане книга Марка Аврелия «Наедине с собой», тоже выдержавшая множество переизданий [М. Аврелий, 2019].

Разумеется, нравственные категории, не подающиеся определению в исчисляемых единицах, волновали философов и раньше. Например, Сократ (469-399 годы до нашей эры) считал, что в каждом человеке есть «частица общих необходимых условий, которые, определяя жизненный опыт человека, сообщают ему в неясных и не поддающихся разумному учету случаях толчок, направляя его поведение в ту или иную сторону».

Так описывал взгляды своего учителя Плутарх в работе «О даймонии Сократа», которая встречается под вторым названием «О демоне Сократа» [М. Плутарх, 1997]. Сам Сократ ничего никогда в письменном виде не описывал, потому что считал, что нужно тренировать память. Этот замечательный способ тренировки памяти стал нам известен только потому что ученики Сократа не поленились записать эту нетривиальную мысль своего учителя.

В эпоху Средневековья представители схоластического направления в философии, сформировавшегося как синтез взглядов Аристотеля и канонов католической церкви, считали совесть некой «предустановленной» характеристикой человека, свойственной ему от рождения. Во всяком случае, так представлена данная категория в работах Фомы Аквинского (1225-1274) [Ф. Аквинский, 2013]. Кроме того, схоласты различали два понимания совести: как предустановленной постоянной характеристики (synderesis) и как некой переменной (conscientia), которой обозначают действия, связанные с совестью. Например, угрызения совести.

Понимание совести как некой врожденной характеристики сохранялось достаточно долго. Мы его встречаем в трудах Иммануила Канта (1724-1804), в частности, в его книге «Основы метафизики нравственности» [И. Кант, 2015]. А немецкий философ Иоганн Фихте (1762-1814) считал, что такие категории как долг и совесть должны иметь четкие критерии истинности. В целом же он считал, что «совесть есть не что иное, как непосредственное сознание нашего долга» [И. Фихте, 1993].

С выделением психологии в отдельную науку совесть перестали рассматривать исключительно в связке с религиозными убеждениями. На сегодняшний день такой средневековый подход сохранился в узких религиозных кругах и Конституциях некоторых государств. А развитие инновационных методов исследования позволило приоткрыть многовековую тайну, где же у человека находится совесть и как работает пробуждающаяся совесть в ситуации принятия решения.

Тема совести в научных исследованиях

С появлением устройств, позволяющих сканировать мозг и визуализировать очаги повышенной активности, стартовала эра экспериментов по исследованию головного мозга человека. Постепенно ученым удалось сложить цельную картину того, как работает мозг и какие его участки отвечают за те или другие эмоции.

В 2014 году удалось обнаружить участок мозга, который активизируется, когда человеку предлагается принять заведомо аморальное решение. Ученые из Оксфорда пришли к выводу, что эмоции, связанные с такой категорией как совесть, концентрируются в одном из 12 отделов боковой фронтальной коры головного мозга человека, находящейся прямо над бровями [University of Oxford, 2014].

Визуально данный отдел представляет собой сгусток нервной ткани шарообразной формы, причем у разных людей он имеет разный размер, поэтому реакции каждого индивида на одни и те же внешние раздражители могут отличаться. Интересно, что этот 12-й отдел (боковой лобный полюс) есть только у человека, в то время как у обезьян всего 11 отделов. Эти 11 отделов во многом совпадают по строению с аналогичными отделами боковой фронтальной коры человека.

Уточним, что задачи исследования были заметно шире, чем «поиск совести», и полностью отображены в статье Brain area unique to humans linked to cognitive powers («Область мозга, уникальная для людей, связана с когнитивными способностями») [University of Oxford, 2014].

Разумеется, исследования подобного масштаба не проводятся в один день или год. Промежуточные результаты были опубликованы еще в 2011 году в статье Frontal cortex and reward-guided learning and decision-making («Фронтальная кора и обучение и принятие решений, ориентированные на вознаграждение») [M. Rushworth et al., 2011].

Свой вклад в исследование данной проблематики внесли и российские ученые. Наши ученые предлагают рассматривать совесть с антропоцентрических позиций, что позволит лучше понимать глубинные причины поведения человека в ситуациях нравственного выбора. Подробнее о таком подходе можно прочитать в статье «К пониманию феномена совести в психологии» [С. Барсукова, 2010].

Ученые Института мозга человека РАН считают, что так называемые «муки совести» являются признаком нормальной работы головного мозга [Интерфакс, 2015]. Однако российские ученые, в отличие от своих западных коллег, не склонны считать, будто за эмоции, связанные с совестью, отвечает только один участок головного мозга. Все, что связано со сложными психологическими реакциями, можно рассматривать лишь в контексте работы нервной системы и мозга в целом.

Исследования темы совести актуализируют новые научные проблемы, связанные с данной проблематикой. Так, некоторые исследователи особо акцентируют внимание на том, что любой человек самоопределяется в вопросах совести и морали как в своем личном качестве, так и в качестве социального агента, т.е. выступая агентом общественной морали, действие которой институционально опосредовано [Р. Апресян, 2018].

Поэтому в дальнейших исследованиях будет логично изучать совесть как явление с учетом того, что она будет проявляться по-разному в качестве автономного агента и в качестве агента общественной морали. Более подробно эта дилемма рассмотрена в статье «Проблема совести в современных отечественных психологических исследованиях и задачи этики» [Р. Апресян, 2018]. Эту свою мысль автор развивает в своих последующих работах. В частности, в статье «Философо-этические установки психологического изучения совести» [Р. Апресян, 2019].

Теперь, когда мы имеем некоторое представление, как функционирует совесть и что это вообще такое, самое время попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: почему совесть есть не у всех?

Можно ли унифицировать совесть?

Согласитесь, нам всем было бы удобнее жить и взаимодействовать, если бы у всех и каждого были единые нравственные ориентиры, единое понимание того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя ни в коем случае. Однако даже у людей, наделенных таким качеством как совесть, могут быть различные представления о плохом и хорошем, границах допустимого и неприемлемого.

Это все затрудняет взаимодействие и взаимопонимание даже в сегменте социума, где совесть есть у всех. Что уже говорить о тех, у кого совести нет от слова «совсем». К слову, и определение «нет совести» тоже многими воспринимается по-разному. Чиновник, крадущий из бюджета, в понимании общества однозначно бессовестный. Однако в понимании ближайшего окружения он очень заботливый человек, думающий о благе родных и близких, и ни разу не бессовестный, если никого не убил, не избил и не ограбил на улице.

А если такой депутат или чиновник хотя бы изредка «делится» с избирателями, живущими на подведомственной территории, и хоть что-то из бюджетных средств направляется на благоустройство, то об отсутствии совести у такого деятеля никто даже не заикнется. Это притом, что такой деятель может благополучно продолжать красть из бюджета, заботясь о собственном благе больше, нежели об общественном.

Можно ли привести такую категорию как совесть к условному общему знаменателю, чтобы все понимали нормы морали и нравственности одинаково и с одинаковым энтузиазмом следовали им? В общем-то, подобные идеи многократно презентовались в произведениях философов-утопистов, мечтавших об идеальном мире, всеобщем благоденствии и господстве морали. Наиболее известная утопия принадлежит перу Томаззо Кампанеллы, написавшему свою знаменитую книгу «Город Солнца» в далеком 17 веке [Т. Кампанелла, 1602].

Разумеется, мечты того периода времени щедро приправлены трендами, актуальными на тот момент, т.е. на начало 17 века. Однако мечта о всеобщем благоденствии как таковая и поиск формата для осуществления такой мечты актуальны по-прежнему, о чем наглядно свидетельствуют очереди на избирательных участках в любые выборы. Значит ли это, что всеобщее благоденствие на основе единого понимания принципов совести и морали невозможно как таковое? Скорее всего, да. Почему?

Частично на данный вопрос ответили ученые из Оксфорда, обнаружившие, что ответственный за реализацию реакций совести участок мозга имеет у разных людей разный размер. Следовательно, и сама по себе возможность реагировать тем или иным образом на идентичные раздражители у разных людей разная. Это никак не противоречит выводам российских ученых, считающих, что нельзя реакции, связанные с совестью, сводить к функционированию только одного участка мозга, а нужно их рассматривать в контексте функционирования всей нервной системы и головного мозга.

Любая система состоит из элементов, и коль скоро эти элементы различаются у разных людей даже по размеру, не говоря уже по потенциалу активности, то и функционирование системы в целом у разных людей тоже будет отличаться. Таким образом, предустановленные от рождения потенциальные реакции морали и нравственности у всех людей разные.

Второй момент – это способность человека к обучению и образование нейронных связей в мозгу на протяжении жизни. Разумеется, эти процессы будут проистекать по-разному в зависимости от того, в какой семье и какой социальной среде формируется человек, что он видит изо дня в день и какие книги читает (и читает ли вообще).

Из этого проистекает еще один очень важный момент: нужно учитывать локальные условия формирования принципов морали, долга и совести. Мы уже упомянули «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы. Он предлагал взять за основу моральные принципы, на которых строится католицизм. Как на это посмотрели бы в странах, где исповедуют православие, иудаизм, протестантизм, буддизм, ислам?

Даже в 17 веке об этом стоило бы задуматься, потому что судоходство, торговля и культурный обмен между разными странами и регионами был уже в те времена налажен достаточно хорошо. А что говорить о сегодняшнем мультимедийном и космополитичном мире? Вряд ли можно получить конструктивное взаимодействие, навязывая кому-то единые нормы, понятные только в конкретном регионе.

Впрочем, если из века в век находятся желающие обнародовать очередную утопическую модель мира, и из выборов в выборы находятся желающие верить, что уж этот-то депутат или президент принесет всеобщее благо, так почему бы и нам не пофантазировать на тему совести? Например, подумать, при каких обстоятельствах совесть смогла бы стать всеобщим регулятором поведения человека и любых социальных взаимодействий. Просто пофантазируем, при каких обстоятельствах такое было бы возможно.

Когда получится унифицировать совесть:

  1. Все люди будут рождаться с одинаковым размером 12-го отдела боковой фронтальной коры головного мозга (бокового лобного полюса).
  2. У всех людей будет одинаково функционировать центральная нервная система и головной мозг.
  3. Все люди будут воспитываться в идентичной социальной среде с единой религией, одинаковым материальным достатком, унифицированным обучающим и познавательным контентом.

Заметим, что все 3 условия должны действовать обязательно и одновременно, поскольку выпадение любого сегмента сразу приведет к различиям между людьми в плане восприятия окружающей действительности и того, что такое долг и совесть, мораль и нравственность, хорошо и плохо и т.д.

Возможно ли такое в нашем таком многообразном и таком прекрасном в своем многообразии мире? Конечно, нет, и это тоже хорошо, потому что однообразие тоже способно утомлять, даже когда все хорошо. Значит ли это, что мы обречены на сосуществование с бессовестными людьми и постоянную борьбу с их эгоизмом? Похоже, что да. И, наконец, значит ли это, что совесть постепенно превращается в рудимент цивилизации, который мешает личному процветанию каждого из нас? А вот тут как раз нет.

Наличие совести дарит несомненные преимущества обладателю этого замечательного качества. И, конечно же, в большей степени помогает жить, нежели мешает. Мы уже выше упоминали выводы ученых, что наличие угрызений совести свидетельствует о нормальной работе головного мозга. Поэтому если они у вас есть, вы можете быть уверены, что ваш мозг работает нормально. Поскольку мозг нужен для массы других дел, помимо угрызений совести, его стабильная работа является однозначно хорошей новостью.

Второй момент заключается в том, что совестливый человек никогда не станет закоренелым эгоистом. А значит, всегда найдет поддержку, понимание и ресурсы для реализации собственных целей и проектов на основе взаимной пользы. Конечно же, это тоже большой плюс. Совестливый человек, даже если задумается о приоритете собственных интересов, постарается реализовать их с позиций разумного эгоизма, т.е. с учетом интересов окружающих.

И, наконец, совесть удержит человека от противоправных поступков, которые чреваты наказанием, вплоть до уголовного. То, что вы не приносите обществу вред, не нарушаете закон и находитесь на свободе, однозначно хорошо и повод продолжать в том же духе далее. Теперь давайте подытожим преимущества наличия совести.

Преимущества наличия совести:

  1. Свидетельство нормальной работы головного мозга.
  2. Отсутствие неудобств, связанных с проявлениями эгоизма.
  3. Отсутствие последствий, связанных с нарушением закона.

А как же быть с людьми, напрочь лишенными такого качества как совесть? Ведь мы никуда не денемся от них, они были, есть и будут потихоньку вредить социуму, отдельным людям, природе, бюджету государства.

Что тут сказать? Тех, кто вредит настолько сильно, что не в состоянии даже встать на позиции разумного эгоизма и поделиться с народом (властью, компаньонами и т.д.), социум постепенно вытесняет из системы раздела общественных благ.

Бизнесмены-эгоисты разоряются, потому что реализовать амбициозные бизнес-стратегии в одиночку в современных реалиях невозможно. Люди, не желающие поступать по соображениям совести, постепенно оказываются в социальной изоляции ввиду того, что мало кто хочет оказаться обманутым, брошенным, кинутым на деньги или просто работать вместо такого вот бессовестного и ленивого товарища. И даже во властной среде, нет-нет, да и восторжествует справедливость, когда крадущие в особо неограниченных масштабах оказываются за решеткой.

Что же касается повседневного общения и взаимодействия, единственным выходом будет не допускать бессовестных людей в ближний круг общения и не посвящать их в свои дела. Как это делать, помогут узнать наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». Если же взаимодействие неизбежно, например, по работе, всегда можно найти способы свести его к минимуму.

И, наконец, еще один вопрос, который мы поднимали в этой статье: можно ли понимать свободу совести как свободу не иметь никаких морально-нравственных установок? Отвечаем: можно, но не нужно, потому что это вредит, в первую очередь, самому человеку.

Думается, мы в общих чертах разобрались, что такое совесть, почему она есть не у всех и что делать, если вам приходится общаться с людьми, напрочь лишенными совести. Мы желаем вам исключительно приятного и конструктивного общения!

Понятия об этом у каждого свои исходя из личного опыта.

Я вот склонюсь к мысли, что у меня совести нет. Может она и есть, но меня она никогда не грызла. Не то потому, что её у меня вообще нет, не то потому, что мне особо нечего стыдиться (увы, пока так и не подвернулась возможность совершить что-то очень предосудительное, но выгодное). Сознательно зла я никогда не делала, но как и у всех, небольшое зло получается непреднамеренно. Возможно на мелкие проступки совесть не срабатывает. В принципе хорошему человеку совесть не нужна, ибо он и без неё не совершит поступков за которые придётся потом стыдиться.

А умозрительно мои понятия такие.

Не знаю откуда вообще берётся совесть. Она врождённая или создаётся правильным человечным воспитанием и книгами прочтёнными в детстве. Я склоняюсь к мысли, что это по большей части что-то врождённое, полученное генетически от хороших предков. Совесть обычно является составной частью такого понятия как порядочность.

Думаю, что, если совесть утрачена, то лишь в очень редких случаях она возвращается. Даже, если совесть до какого-то периода у человека есть, то при необходимости многие могут её (по крайней мере временно) заглушить, если это мотивируется необходимостью. Если этим злоупотреблять совесть исчезает совсем, а человек утрачивает моральные ценности и становится предельно непорядочным. Для него становится допустимо всё, что отвечает его интересам. Капиталисты и уголовники научились договариваться со своей совестью, хотя изредка на старости лет она их всё-же достаёт, — тогда они пытаются откупиться благотворительностью­.

Привет! Давай поговорим о чем-то, каждый что из нас имеет, но не всегда полностью использует – о совести. Ты наверняка слышал этот термин и, возможно, даже использовал его в своей речи, но что на самом деле означает это загадочное слово? Что такое совесть, и почему она играет такую ​​важную роль в нашей жизни?

Содержание статьи

  • 1 Совесть: расшифровка термина
  • 2 Зачем нужна совесть?
  • 3 Совесть – это хорошее или плохое качество?
  • 4 Признаки того, что у человека есть совесть
  • 5 Как пробудить совесть, если она спит?

В этой статье мы приглашаем тебя в увлекательное путешествие в мир совести, где мы вместе разберемся в ее сущности и значимости. Готов ли ты раскрыть все секреты совесть и лучше понять себя? Тогда давай начнём!

Совесть: расшифровка термина

Совесть – это внутренний голос или чувство, которое подсказывает нам, что является морально допустимым или неправильным. Она является своего рода внутренним компасом, который направляет нас в наши поступки и решения. Совесть может возникать в виде чувств и гордости, когда мы совершаем добрые и морально чистые поступки, или же в виде чувств вины и укоризны, когда мы совершаем что-то неправильное или несправедливое.

Совесть получается благодаря тонкой внутренней отделке. Она необходима для принятия решений, общих норм, этических убеждений. Однако совесть также является частичной единицей и может немного отличаться у разных людей.

Важно отметить, что совесть не является абсолютным и естественным следствием того, что является возможным или неправильным. Она скорее представляет собой исходный ориентир, который помогает принять осознанные и этически обоснованные решения. Также стоит отметить, что совесть может быть связана с ограничением времени, поскольку мы постоянно учимся и получаем новые открытия.

Итак, совесть – это важный компонент нашей внутренней жизни, который дает нам веру в добро и зло, и определяет наши поступки и выборы. Она играет существенную роль в нашей моральной сущности и помогает нам стремиться к более справедливому и этичному обществу.

Зачем нужна совесть?

  • Ориентир в моральных вопросах. Совесть помогает нам отличать между правильным и неправильным, добром и злом. Она служит внутренним компасом, который направляет нас в наших поступках и выборах. Благодаря совести мы можем сформулировать свои моральные принципы и придерживаться их.

арт самоистязания

  • Самоидентификация и интеграция. Совесть помогает нам определить свои ценности, убеждения и принципы. Она позволяет нам лучше понять себя и свою моральную сущность. Когда мы слушаем нашу совесть и действуем согласно ее голосу, мы чувствуем большую гармонию и цельность внутри себя.
  • Ответственность перед собой и другими. Совесть помогает нам осознавать последствия наших поступков. Она напоминает нам о нашей ответственности за свои действия и их влияние на окружающих. Благодаря совести мы становимся более этичными и заботливыми по отношению к другим людям и окружающей среде.
  • Личностный рост и развитие. Совесть помогает нам стать лучше, самосовершенствоваться и расти как личности. Она побуждает нас к самоанализу, осмыслению своих поступков и стремлению к улучшению. Совесть способствует развитию эмоционального интеллекта и способности к этическому мышлению.

В итоге, совесть является неотъемлемой частью нашей человеческой природы и помогает нам жить более этично, сознательно и справедливо. Она способствует нашему личностному росту и помогает создать более гармоничное общество.

Совесть – это хорошее или плохое качество?

Совесть сама по себе не является ни хорошим, ни плохим качеством. Она просто является внутренним механизмом, который помогает нам различать между правильным и неправильным, моральным и неморальным. Каким будет влияние совести на наши поступки и жизненные решения зависит от нас самих.

Совесть может быть полезной и ценной, когда мы слушаем ее голос и принимаем морально обоснованные решения. Она помогает нам быть более этичными, заботливыми и ответственными по отношению к себе и другим людям.

арт головы человека

Однако, совесть также может быть источником внутреннего конфликта или чрезмерной вины, особенно когда мы не всегда действуем в соответствии с ее указаниями. В таких случаях важно научиться различать между реальными моральными ошибками и неправомерной самокритикой, чтобы не погружаться в излишнюю вину или самообвинения.

Таким образом, совесть сама по себе не является ни положительной, ни отрицательной. Она служит нам инструментом для принятия моральных решений и определения наших ценностей. Как мы используем этот инструмент и как относимся к своей совести в конечном итоге определяется нами сами.

Признаки того, что у человека есть совесть

Этическое сознание: Человек с совестью обладает осознанием моральных норм и ценностей. Он понимает разницу между правильным и неправильным, и стремится действовать в соответствии с этими принципами.

  • Чувство вины. Когда человек совершает что-то, что считается неправильным или вопиющим, его совесть может вызвать чувство вины или укоризны. Это свидетельствует о том, что он осознает свои ошибки и желает исправиться.
  • Самоконтроль и ответственность. Человек с совестью обладает способностью контролировать свои поступки и принимать ответственность за них. Он понимает, что его решения могут иметь последствия для себя и окружающих, и старается действовать с учетом этого.
  • Сострадание и забота. Совесть может проявляться в способности человека проявлять сострадание и заботу к другим. Он учитывает потребности и интересы окружающих людей и стремится действовать в их благо.

кадр из мультфильма

  • Саморефлексия и самокритичность. Человек с совестью склонен к саморефлексии и самокритике. Он способен анализировать свои поступки, осознавать свои ошибки и стремиться к личностному росту и улучшению.

Важно отметить, что наличие совести может проявляться в разной степени у разных людей. Некоторые могут обладать более развитой совестью, в то время как у других она может быть менее выраженной.

Как пробудить совесть, если она спит?

Если ты ощущаешь, что твоя совесть как будто “спит” или не так ярко проявляется, есть несколько способов пробудить ее или укрепить связь с ней:

  • Рефлексия и самоанализ. Отведи время для размышлений о своих поступках и поведении. Постарайся быть честным с самим собой и задайся вопросом, соответствуют ли твои действия твоим ценностям и моральным принципам. Анализируй свои ошибки и стремись извлечь уроки из них.
  • Обращение к ценностям и этике. Определи для себя свои основные ценности и принципы, которыми хочешь руководствоваться. Изучи этические системы и философию, чтобы углубить свое понимание моральных вопросов. Уделяй внимание тому, что для тебя действительно важно, и старайся жить в соответствии с этим.
  • Практика сострадания. Развивай свою способность к состраданию и заботе о других. Постарайся поставить себя на место других людей и учтите их потребности и эмоции при принятии решений. Помощь и поддержка других людей могут способствовать пробуждению и укреплению совести.

зеркало души арт

  • Обратись к мудрости и духовным практикам. Религиозные или духовные учения и практики могут помочь в пробуждении совести. Исследуй учения, которые акцентируют на моральных принципах и этическом поведении, и найди способы применить их в своей жизни.
  • Сознательность и внимательность. Практикуй сознательность в повседневной жизни. Будь внимателен к своим мыслям, эмоциям и действиям. Учи себя замечать и прислушиваться к голосу совести, который может проявляться в виде нежелания или неудовлетворения при совершении неправильных поступков.
  • 7000

Пробуждение совести – это постоянный процесс самосознания и развития. Чем больше ты осознаешь свои действия и стремишься к этическому поведению, тем сильнее становится связь с твоей совестью. Важно помнить, что это индивидуальный путь и каждый может пробудить совесть в своем собственном темпе.

Также помни, что пробуждение совести требует терпения и самосострадания. Не будь слишком строгим к себе, если ты обнаружишь свои ошибки или слабости. Вместо этого используй их как возможность для роста и самосовершенствования.

Не стесняйся обращаться за поддержкой к людям, которые разделяют твои ценности и этические убеждения. Обсуждение моральных вопросов и размышление вместе с другими людьми может помочь укрепить твою совесть и расширить понимание моральных аспектов.

В конечном счете, пробуждение совести – это процесс саморазвития и роста. Будь терпеливым и открытым к поиску истины и моральной гармонии в своей жизни. С совестью в качестве гида ты сможешь принимать осознанные и морально обоснованные решения, стремиться к добру и способствовать созданию более справедливого и этичного мира.

d0a7d182d0be-d182d0b0d0bad0bed0b5-d181d0bed0b2d0b5d181d182d18c-3289823Многие спрашивают, что такое совесть, есть ли она сегодня в сердцах людей, как ее найти в себе, развить и сохранить. Человек без совести не может сделать себя и других счастливыми. Поэтому читайте наши советы и применяйте их на практике, чтобы ваша совесть была чиста, а если ее нет, то ищите ее, используя наши советы психологов указанные ниже.

В статье вы узнаете, как можно понять, что такое совесть, как ее развивать, сохранять и где искать. Ведь почему-то многие люди берут пример с нехороших людей, у которых нет совести и сами становятся такими. Вот почему сегодня так мало добрых, бескорыстных, честных и преданных людей.

Совесть – это ваш уровень внутреннего развития

Чтобы понять, что такое совесть, вам просто нужно заглянуть в свою душу или просто посмотреть на себя из стороны, на свое поведение, поступки и слова. Тогда вы сразу заметите, есть у вас совесть или нет. Сами решайте, как вы хотите жить с чистой и счастливой душой или же постоянно кого-то обманывать и делать все только ради собственной выгоды. Выбирайте что для вас важнее вечное счастье или временные наслаждения и развлечения, так как это совершенно разные вещи и невозможно иметь то и другое в себе.

Совесть – ваше лицо

d0a7d182d0be-d0b6d0b5-d182d0b0d0bad0bed0b5-d181d0bed0b2d0b5d181d182d18c-d0b8-d0bad0b0d0ba-d0b5d0b5-d180d0b0d0b7d0b2d0b8d182d18c-d0bdd0b0d0b9d182d0b8-d181d0bed0b7d0b4d0b0d182d18c-7507114

Так же то, что такое совесть, можно охарактеризовать как ваше внутреннее лицо, ваша духовная красота. Люди без совести просто не знают что это, никогда не искали свою советь и не развивали ее, так как она дается с рождения не многим. Кому-то нужно сохранить советь с рождения, а кому-то ее нужно искать и развивать. Все зависит от того, как вы развивали свою совесть в прошлой жизни и каким вы были человеком, так как в этой жизни вы получаете ровно столько, сколько заработали в своих прошлых жизнях, ни больше и не меньше. Узнайте: как влиять на людей.

Как найти совесть

Если вы уже поняли что совесть – это способность формулировать собственные обязанности, вести самоконтроль и самому следить за выполнением собственных поступков, оценивать их и исправлять при необходимости. Так как не многие смотрят на себя из стороны, чтобы понять свои ошибки и исправить их. Конечно же, советь мы можем найти в себе.

Чтобы найти свою совесть, вам нужно работать над собой, заниматься саморазвитием, читать полезные книги, ходить на семинары успешных людей, брать пример с нормальных людей, которые имеют советь, и кончено же, жить и учиться на чужом и своем опыте, чтобы стать лучше как духовно, так и физически. Тот, кто не развивается, ни получит никакой совести и проживет свою жизнь несчастно, ничего не добившись в жизни.

Как развить совесть

d0a7d182d0be-d182d0b0d0bad0bed0b5-d181d0bed0b2d0b5d181d182d18c-d0bad0b0d0ba-d0b5d0b5-d180d0b0d0b7d0b2d0b8d182d18c-d181d0bed185d180d0b0d0bdd0b8d182d18c-d0b8-d183d0b1d0b5d180d0b5d187d18c-2059957

Если вы поняли что такое совесть и как ее найти, вам нужно теперь либо сохранять, свою советь, если она есть. Для этого перестаньте общаться с людьми, которые подают плохой пример и могут вас испортить, внушить в вас страх, ненужную моду и плохие качества. Либо развить советь своими добрыми поступками, действиями и мыслями. Так как мысли формируют наши поступки, а поступки судьбу, начинать нужно именно с правильных знаний. Их вы можете брать либо в наших статьях, либо из книг людей, у которых есть совесть, смотрите фильмы только на реальных событиях, об успехе и жизни. Узнайте: как простить человека.

Совесть – это ваш выбор

Также то, что такое совесть, так это просто ваш выбор, так как вам выбирать, что вам делать и как жить, создавать совесть внутри себя или разрушать ее. Иметь счастье в жизни или временные наслаждения, чередующиеся со страданиями. Это ваш выбор и если в вашей жизни что-то пойдет не так, винить нужно себя, а не окружающих, так как вы сделали сами такой выбор. В жизни есть много путей и выбрать нужно один и как можно скорее, чтобы не пришлось возвращаться, чтобы пойти другим путем. Цените свою жизнь и жизни окружающих и тогда, все будет хорошо.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Post Views: 66

Совесть - где она находится?Совесть — где она находится?

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы – отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем,” который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Совесть – всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей – “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.
Примеры действия совести, описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести. Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы – покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).
С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов. 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).
С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере,” т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).

Психологическая сторона совести

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?
Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.
Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом – в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” – рассуждает св. Иоанн Златоуст, – “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Епископ Александр (Милеант)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в сзао
  • Как составить текст обращения к населению в случае возникновения пожара
  • Как найти богатого мужа книга
  • Как найти свойства функции по формуле
  • Как найти влажность зерна