Как найти учебное заведение для ребенка

Анастасия Пелячик. Скриншот с youtube.com

Рассказывает Анастасия Пелячик, психолог ЦСУ ММОМ, многодетная приемная мама.

Что могут родители

– Нелегкая для родителей задача – помочь ребенку с жизненно важным выбором. После сдачи основного государственного экзамена в конце 9 класса наш подросток может пойти работать, или продолжить учиться в старшей школе, или подать документы в колледж.

Три альтернативы, которые, казалось бы, предполагают возможность отложить принятие окончательного решения. Но это не так!

Колледж подразумевает определенное ремесло – специализация неизбежна. В 10 классе тоже не удастся совсем уж отложить решения о будущей профессии, ведь большинство классов специализированы. Возможно, потребуются репетиторы для сдачи ЕГЭ. У молодого человека не хватит сил сдать много экзаменов, значит, придется готовиться по определенным предметам, которые позволят поступить в конкретный ВУЗ.

Может ли человек в 16 лет принять решение, которое определит всю его дальнейшую жизнь? Ответ очевиден: не может.

Что такое – выбор профессии? Это определение человеком своего места в обществе и жизни.

Шестнадцатилетним предлагается не просто ответить на вопрос «чем я хочу заниматься» и «кем я хочу стать» – это, кстати, два разных вопроса, но поставить эти вопросы в контекст социокультурных ценностей и выработать свои ценности, найти свои смыслы.

При этом план достижений должен быть был поэтапным, важно помнить временнỳю последовательность жизненных целей.

Но у большинства подростков, просто в силу возрастных особенностей психики, можно наблюдать размывание чувства времени: неспособность планировать, уход в иллюзии, потерю критичности.

Подросток еще не способен реализовать основные жизненные смыслы на  практике. Следовательно, задача родителей и помогающих специалистов – помочь ему активизировать жизненный выбор, помочь создать реалистичный план.

Ориентируйтесь не на отметки, а на натуру ребенка

Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Обычно место учебы выбирают, исходя из проявившихся способностей ребенка. Например, если английский не дается, а «жи – ши» даже в 9 классе пишем через «ы», – значит, делают вывод родители, – ребенок типичный физик, а не лирик – пусть идет в технический ВУЗ.

И наоборот – если теорема Пифагора вызывает ужас, значит налицо гуманитарные способности, пускай идет на филфак или в иняз.

А если все предметы усваивает с трудом, значит творческая личность – пойдем на дизайнера, не зря же в художку столько лет ходили…

К сожалению, подавляющее большинство родителей делают предположения о будущем своих детей, изучив их оценки в школе. Ищут учебное заведение, учитывая те предметы, которые ребенку легко даются. Однако проблемы с успеваемостью не всегда показывают истинное положение дел, отметки сына или дочки могут зависеть от отношений с преподавателем, а интерес к предмету (или отсутствие такового) – от личности педагога.

Выбирать учебное заведение по принципу «по способностям и по потребностям» – тупиковый путь! Учиться ребенку года 4, а жить с полученной профессией, возможно, всю жизнь.

В отличие от родителей и самих детей, педагоги в этом вопросе прибегают к многофакторному анализу. Что это значит?

Неправильно выбирать место для учебы. Нужно выбрать, как ты хочешь жить, что тебе дорого в этом мире. Потом понять, где нужно работать, чтобы жить, как тебе хочется. А дальше все просто: определяем, где надо учиться, чтобы работать там, где не придется ломать себя через колено.

Как помочь ребенку посмотреть на себя реалистично

Фото: Михаил Александров/ТАСС

Сначала разберемся, как понять, какие ценности являются для ребенка значимыми, какие цели он уже перед собой поставил. А потом, основываясь на жизненных приоритетах любимого человека, помогаем в составлении временной перспективы.

Но как это сделать? На прямой вопрос можно не услышать вразумительного ответа.

Предлагаю провести маленький тест: предложите подростку описать в подробностях свой типичный день через 10 лет.

У детей сегодня очень высокий уровень притязаний. Описывая свой день в будущем, они расскажут о завтраке, состоящем из свежевыжатого сока и разных сортов сыра.

На работу молодой специалист отправляется на собственной достойной иномарке, квартира его расположена в центре Москвы или это шикарный дом в коттеджном поселке. После работы в стеклянном офисе ваше чадо собирается отправиться с друзьями в ресторан.

В картине желанного будущего множество факторов: уровень жизни, свободное время, дружеские отношения, спорт, модные хобби. Значит, надо искать работу, которая будет приносить стабильный доход, но не будет забирать все время и силы.

Чрезвычайно полезно в подобной ситуации посмотреть в интернете ролики, которые рассказывают о востребованных профессиях (многоэтажное строительство, ГМО-фермерство,  микробиология, IT-технологии и пр.)

Если же ребенок в упоении рассказывает, какая замечательная команда его окружает, как в кругу друзей он создает уникальные проекты, то имеет смысл подбирать место, где ребенок будет среди себе подобных, ведь он реализуется в этом мире через взаимодействие с другими людьми.

Из ребенка, нуждающегося в команде, не получится писатель или бухгалтер, он не сможет часами сидеть в кабинете, размышляя, подбирая слова, проводя расчеты.

Но все дела, где нужны единомышленники для созидания – это для него (кинематограф, бизнес, торговля и строительство…)

Возможно, ребенок начнет говорить о всех животных, которых он сможет себе купить, когда станет взрослым, или о славе и популярности, а, может быть, о служении, о том, как будет полезен и нужен, как его будут ждать.

О чем бы ни сказал ребенок, придумывая свой день, в его мечтах вы прочтете его ценности.

Помогите искать дело ему по душе, независимо от перспективности профессии. Важно опираться на устойчивые интересы сына или дочери. Зная, что дорого человеку, можно найти место, где ему будет комфортно, где он сможет реализовать свои способности, где он будет полезен для других.

Говорят, «образование — это сокровище, которое будет повсюду следовать за его владельцем». Автор крылатой фразы не известен, но несомненно прав. Образование — это то, что формирует человека, становится его неотъемлемой частью. Багаж знаний, навыков, знакомств, приобретенный в университете, пригождается на протяжении всей жизни. Куда бы ты ни шел — везде чувствуешь причастность к своему родному вузу, в стенах которого провел не один год, идеи которого вбирал в себя по мере взросления.

К выбору вуза нужно подходить осознанно, серьезно, размеренно. Важно изучать ориентации и идеологии вузов, знакомиться с профессорско-преподавательскими составами, читать отзывы выпускников. Взвешивать все за и против. Специалисты говорят, что нужно начинать изучать «рынок» вузов как минимум за один год до поступления. Искать то, что вам ближе — идейно, духовно, материально. Сегодня рассказываем, как грамотно выбрать выбрать вуз для поступления в 2023 году и не пожалеть об этом выборе.

1. Кем стать?

Первый вопрос, который вы должны себе задать, — это не «В какой вуз мне поступить?», а «Чему я хочу научиться, кем стать?». Нужно выбрать то направление подготовки, которое интересно, которое по душе. И которое в недалеком будущем (всего-то года через четыре) сможет вас обеспечить, позволит найти работу. А уже потом выбирайте университет, где этому учат.

2. Пятнадцать вариантов

По закону, вы можете подавать документы в пять вузов. А в каждом из них — на несколько направлений — от двух до пяти. Такой расклад повышает ваши шансы на поступление. Обнаружив в конце июля себя в списках на зачисление сразу в несколько университетов или на несколько программ, у вас будет возможность еще раз всё обдумать, взвесить «за» и «против» и выбрать из них самый подходящий. Правила удачливого абитуриента таковы: выбираете два-три крутых вуза, в которые у вас есть шанс поступить. Ориентируйтесь на проходные баллы прошлого года — вузы обязаны вывесить их на сайте. И один-два вуза средних, для подстраховки.

Есть, правда, такие, для кого вуз мечты может быть только один. Хорошо. Вы сделали свой выбор. Но если вы в него не проходите, какой смысл терять год? Лучше поступить в вуз не такой крутой на похожее направление подготовки и постараться очень хорошо в нем учиться. И тогда у вас есть шанс после первого или второго курса перевестись в «свой» университет.

3. Атмосфера

Выбирая вуз для поступления, обратите внимание не только на учебную программу и проходной балл. Не менее важна для успешной учебы атмосфера вуза, социум. Интересно учиться в вузе, где много внимания уделяют спорту, есть оркестр и свой театр, турклуб, дискуссионные площадки и всякая другая студенческая активность. И дело не только в том, что все это разнообразит студенческие будни. Нужно иметь в виду, что самые надежные друзья – это те, кого приобрел в школе и в вузе. И именно на спортплощадке или в походе они и приобретаются. Такие дружеские «цепочки» потом идут по жизни, подставляя друг другу плечо.

4. Не бойтесь ошибиться

Бывает и такое, что поступая на первый курс, вы уверены: вот та специальность, которой я посвящу всю жизнь. Однако к 2-3 курсу желание потихоньку угасает, и вы понимаете, что это совсем не то, что радует и чему хочется учиться.

Не беда. Очень многие абитуриенты поступают в вуз, еще до конца не определившись в выборе жизненной траектории. Причин несколько, в их числе слабая профориентация в школах: ребята просто не представляют, чем нужно будет заниматься, получив диплом историка или химика. И еще то, что сейчас время бежит быстро, и популярная еще пять лет назад специальность сегодня просто-напросто не востребована.

Нет ничего страшного в желании сменить профиль подготовки. Некоторые вузы даже поощряют переход с факультета на факультет после второго курса. Только, естественно, придется сдать экзамены по тем предметам, которые вы не изучали.

5. Университетское образование — наше все

Сейчас становится модным вместо вуза поступать на курсы или даже просто слушать лекции онлайн. Зачем университетское образование, если можно через полгода получить востребованную специальность и выйти на работу? Такая стратегия во многом оправдана. Студенты не понимают, зачем им четыре с лишним года просиживать в университете, когда им необходимы лишь практические навыки.

Вот только через несколько лет придет понимание, что ты упустил, отказавшись от учебы в университете. Ни одни онлайн-курсы не дадут человеку той базы фундаментальных знаний, какую даёт вуз. Это и философия, и социология, и психология, и многие другие дисциплины. Они не менее важны, чем практические навыки, потому что именно они помогут стать глубокой, образованной и разносторонней личностью.

Документы для поступления в вуз

Смотрите наш список, чтобы ничего не упустить

подробнее

Мнения экспертов

Анита Соболева, кандидат филологических наук, магистр права по международному праву прав человека (LLM), доцент Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин НИУ ВШЭ, член Совета по правам человека при Президенте РФ:

— В первую очередь, родителям стоит учитывать интересы школьника. Выявить их поможет психолог: с помощью специальных тестов он может определить профессиональную предрасположенность абитуриента. Если ребенок хорошо рисует и любит живопись, ему не стоит поступать в медицинский. Не думайте о престиже специальности или о будущей заработной плате: самый успешный выбор основывается на предрасположенностях, талантах, желаниях и интересах человека.

Также родители должны оценить реальный потенциал ребенка, честно ответить себе на вопрос: «Поступит ли он на бюджетное место в ведущий вуз?» В такие университеты, как МГУ, НИУ ВШЭ, РУДН поступают либо победители олимпиад, либо выпускники, набравшие по 100 баллов за каждый предмет на ЕГЭ. Поступить тяжело, конкуренция немалая. Оплата тоже высокая. Если ребенок не отличник и не олимпиадник и если денег на оплату обучение в топовых университетах нет, лучше выбрать вуз поскромнее. Например, иностранные языки можно выучить в педагогическом. Также можно поступать в университеты, расположенные в близлежащих городах. Если вы из Москвы, рассмотрите вузы Владимира.

Если деньги есть и ребенок делает успехи в учебе — выбирайте лучшее. Чтобы сделать правильный выбор, беседуйте с выпускниками вузов, смотрите отзывы, знакомьтесь с преподавательским составом. Может сыграть роль и то, что выпускник уже знаком с научными воззрениями какого-либо профессора: читал его учебники, слушал лекции. Если они ему близки, то нужно поступать туда, где этот профессор развивает свою научную школу.

Выбирать вуз можно по наличию в нем смежных специальностей — такие в последнее время появляются во многих университетах страны. Не обязательно, чтобы в дипломе было написано «Режиссер» — название специальности может быть близким к нему. Освоив смежное направление, выпускник успешно реализуется как профессионал и продолжит развивать навыки на практике. Если будет желание и потребность, впоследствии можно пройти дополнительные курсы, добрать знания на других образовательных площадках.

Начинайте выстраивать стратегию поступления минимум за один год до подачи документов в университеты. Этого времени хватит на то, чтобы разносторонне оценить шансы абитуриента и выбрать то, что ему действительно близко.

Андрей Вершинин, директор Открытой правовой школы НИУ ВШЭ, аспирант:

— Наверное, лучший способ заранее выбрать хороший вуз — это начать знакомиться с возможным местом учебы со школьной скамьи. Здесь могут помочь различные профильные школы и курсы довузовской подготовки. Особенно здорово, если в рамках таких занятий удается познакомиться и подружиться с действующими студентами, которые уже изнутри расскажут про все плюсы и минусы конкретного вуза.

Также стоит посмотреть на выдающихся выпускников и рейтинг вуза среди работодателей. Ситуация в сфере высшего образования сейчас довольно сильно меняется и популярность выпускников вуза для работодателей может меняется вслед за ней.

Магистратура МГУ им. М.В.Ломоносова

Магистратура МГУ им. М.В.Ломоносова

для выпускников технических и химических факультетов

Колледж экономических международных связей

Колледж экономических международных связей

Для выпускников 9 и 11 классов.

Высшее образование онлайн

Высшее образование онлайн

Федеральный проект дистанционного образования.

Я б в нефтяники пошел

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Технологии будущего

Технологии будущего

Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир

Студенческие проекты

Студенческие проекты

Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Обычно решение, какое образование получить, за старшеклассника принимают другие. «Только вуз», — диктует социум. «Надо быстрее встать на ноги, поэтому — колледж», — убеждена часть родителей. Сами молодые люди порой плохо понимают, кем хотят стать, и надеются на чужое мнение. В итоге принимают решение, о котором потом сожалеют. Социологи НИУ ВШЭ изучили ограничения образовательного выбора старшеклассников и дали рекомендации, как их избежать.

Необходимость высшего

Большинство девятиклассников намерены поступать в старшие классы, а затем в вуз, показал всероссийский лонгитюд НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии». На высшее образование, согласно новому исследованию, опирающемуся на данные за последние несколько лет, рассчитывают, как минимум, 56% опрошенных учащихся девятых классов. Из них 42% планируют окончить бакалавриат или специалитет, а 14% хотят учиться дальше: в магистратуре, аспирантуре или получать второе высшее образование. 

Такие планы, стремления и амбиции учащихся социологи называют образовательными притязаниями.

Остальной расклад такой: 18% ориентируются на среднее профессиональное образование (СПО) — в колледже/техникуме, а 12% после школы не хотят учиться вообще (после 9-го или 11-го класса). И, наконец, 15% — неопределившиеся, из которых часть, по-видимому, все же пойдет в вузы. 

Исследование образовательных притязаний проводилось более чем в 200 школах 42-х регионов России в несколько волн (опрашивались, в основном, одни и те же дети). Для понимания того, куда в итоге поступили учащиеся, исследователи сравнили результаты двух волн: первой (3377 девятиклассников) и четвертой (3618 человек: студенты вузов, переходившие на 2-й курс, и учащиеся заведений СПО). 

Но важен не только сам выбор. Он как раз предсказуем: высшее образование в российском обществе стало нормой. По данным ВЦИОМ, в вуз планируют поступать более 70% старшеклассников. И распространенность высшего образования действительно крайне значима для социальной стратификации. Средний класс, например, готовят, как правило, университеты.

Но вопрос в том, сами ли учащиеся выбирают то или иное образование? Насколько оно им действительно подходит? И насколько продуман и самостоятелен их выбор? 

С продуманностью решения — как раз проблемы, как показала исследовательская программа «Меченый атом». В ходе неё с той же выборкой девятиклассников проводили качественные интервью об их образовательном выборе. Оказалось, что выбор школьников сложно назвать решением как таковым. Скорее, это просто следование социальным нормам, их воспроизводство. 

Кто решает? 

Известно, что, даже имея хорошие оценки, подростки из семей с низким социально-экономическим статусом (СЭС) — чаще идут в колледжи или выбирают второсортные вузы. А их более благополучные сверстники — дети обеспеченных и образованных родителей — с тем же уровнем успеваемости поступают в высококачественные (селективные) вузы. 

Дело в том, что «жизненные горизонты» школьников, их взгляды на ценность того или иного образования формирует социальная среда, в том числе установки родителей и их социально-экономический статус (уровень образования, доходов, культурных запросов).

Конечно, родительский опыт и советы — очень важный ориентир (да и установки среды тоже значимы). Но порой семья слишком всевластна — не случайно исследователи говорят о парентократии, тотальном родительском влиянии (кстати, не всегда осознанном). Это особенно очевидно, когда семья искусственно ограничивает выбор ребенка. Например, решает за него, что он пойдет в колледж, а не в университет (хотя благодаря способностям мог бы получить и высшее образование!). Или наоборот, родители слабого ученика отправляют его в вуз, и он по инерции следует их установке, хотя сам думал о колледже.

В обоих случаях выбор, по-видимому, неправильный. А продиктован он во многом представлениями об образовании, существующими в обществе. Причем у людей из разных социальных слоев они существенно отличаются.  

Учеба в колледже/техникуме для подростков из семей с высоким СЭС — расценивается как «траектория неудачников». Надо выбирать вуз, и только вуз! Без всякой альтернативы. И, наоборот, недостаточность притязаний в отношении будущего — основное препятствие для учеников из семей с низким СЭС в получении высшего образования.

Такой подневольный выбор часто приводит к тому, что человек, отучившись в вузе (если, конечно, не бросит на полпути), с большой вероятностью пойдет работать по совсем другой специальности. Иными словами, дипломные корочки, сам факт получения высшего образования для родителей оказываются важнее приобретенной в университете профессии.

Семьи с невысоким уровнем образования часто рассматривают обучение чисто прагматически. Образование для них — как правило, набор навыков, быстро конвертируемых в деньги. Логика такая: если, к примеру, вы повар или кондитер, автомеханик или строитель, вы всегда заработаете себе на кусок хлеба. И долго учиться профессии не придется. Часто вопрос — как быстрее встать на ноги, начать зарабатывать и тем самым помогать родителям — очень остро стоит в таких семьях. Это более быстрое взросление, чем при академическом треке. Во втором случае молодой человек позже выходит на рынок труда.

А в тех случаях, когда способные дети из семей без высшего образования все же идут в вузы, они часто недооценивают собственные возможности, мало верят в свои силы. Их некому правильно сориентировать: у родителей просто нет опыта учебы в институте. В итоге такие ребята выбирают второразрядные университеты.

Впрочем, проблема еще глубже. Часто школьники вообще плохо представляют себе собственное будущее. И не очень понимают, кем хотят стать. 

Игра вслепую

Правильный выбор невозможен без так называемой агентности. Это умение действовать самостоятельно, анализировать свои возможности, желания и перспективы, заглядывать в будущее. Иными словами, это активный выбор. 

Если молодые люди из семей среднего класса так или иначе демонстрируют агентность, то молодежь низших классов более пассивно принимает свое будущее как в отношении выбора карьеры, так и в отношении общих жизненных планов и приоритетов. Многие предпочитают жить одним днем. Но так происходит не потому, что они ленивы, безрассудны или пассивны. Просто у них мало шансов узнать, как можно действовать иначе. 

Опрошенные учащиеся в разговоре о будущем оперировали широкими категориями, говорили, что нужно «найти стабильную работу и создать семью». Но часто не могли ответить на вопрос, как они видят себя через пять-десять лет и как достигнут намеченных целей. При этом работу респонденты рассматривали, в основном, как инструмент добывания денег, а не как сферу самореализации, профессиональной и личной. 

Интервью показали, что учащиеся вообще мало знают о современном рынке труда и плохо ориентируются в карьерных опциях.

«Картина рынка труда, реконструированная из представлений школьников, как правило, состоит из семи–десяти профессий (таких, как юрист, врач, менеджер, учитель и пр.) и не соответствует реальному ландшафту современного российского рынка труда», — поясняют исследователи. Кстати, похожие результаты получил и ВЦИОМ: выяснилось, что у школьников нет четкого понимания в вопросе выбора будущей профессии. 

Впрочем, трудности с агентностью, похоже, — всеобщая проблема учащихся. С ней сталкиваются и студенты вузов, причем такого профиля, который связан с управленческими навыками. Так, одно из исследований показало, что у учащихся менеджерских специальностей вузов очень приблизительное и нереалистичное представление о будущем, основанное на стереотипах.

Фатализм выбора

Исследователи констатируют: современные школьники часто считают, что выбор высшего образования — единственно возможный. Но почему, объясняют с трудом. Необходимость вузовского диплома — это коллективно разделяемое представление, формировавшееся десятилетиями, поясняют исследователи. Получение диплома вуза считается важным для обеспечения «нормальной жизни»: достойной работы и приличных доходов. Но что это за работа, что за профессия — загадка. 

Пытаясь выбрать дальнейший путь, школьники нередко рассчитывают, что за них все решит образовательная система. Она якобы сама направит их в нужное русло. А в итоге старшеклассники часто выбирают факультет и специализацию по оценкам: какие предметы идут хорошо, такие и стоит сдавать (хотя они и не обязательно нравятся!).

Старшеклассники слабо представляют себе, какие образовательные возможности им доступны, и «не имеют инструментов преодоления ограничений». Да и у многих мало доступной информации об этом.

Но принцип фатализма — «куда жизнь (или система образования) выведет» — часто подводит. Поскольку учащиеся ориентируются на очень приблизительную картину мира, их образовательные траектории в итоге «обламываются» и им приходится искать способы их «чинить». То есть, например, человек под давлением семьи пошел в колледж, но понял, что это «не его», и решил потом поступить в вуз. 

А бывает и наоборот: учился на педагога, а работает менеджером в магазине. Или осваивал физику, а стал лириком. И это в современных реалиях вполне нормально. «Мир движется, скорее, в сторону от идеи, что профессия — это что-то на всю жизнь, — говорят социологи. — Люди пробуют разные профессии, обучаются разному, меняют наборы навыков несколько раз в течение жизни. И это и есть новые условия рынка труда и новые запросы к образованию». 

Но все же странно видеть слишком большой зазор между размышлениями учеников и их последующими действиями, уточняют исследователи. Так, «многие уверенно аргументируют необходимость поступать в престижный вуз или колледж/техникум, преследуя свою мечту получить интересную им специальность». Но в последний момент вдруг спонтанно решают пойти более легким путем и поступить «в учебное заведение по соседству, случайно услышав по радио объявление о недоборе, пойдя по стопам друга/подруги или послушав совета родителей».

Нехватка ориентиров

Среди подростков, нацеленных на вуз, и среди их ровесников, собирающихся в колледж, редко встречаются целеустремленные люди, которые хотят стать профессионалом в той или иной сфере. Они просто не знают, на что опереться в принятии решения. В открытом доступе мало информации по этим вопросам, к тому же часто школьники не умеют ею пользоваться: не знают где искать, как обрабатывать и сравнивать. 

У семей, прежде всего без высшего образования, тоже не хватает информации для правильного выбора учебного заведения для ребенка. Но у них и меньше возможностей. Такие родители вкладывают меньше сил и средств в образование детей. Им сложно оценить все плюсы обучения в вузе. 

Между тем, образование взрослых во многих смыслах предопределяет судьбу детей. Оно задает (или не задает) им правильные ориентиры. Причем речь не только о непосредственном окружении, родителях. Исследование опций образования по регионам показало, что на перспективы молодежи в том или ином субъекте Федерации влияет усредненный уровень образования его взрослого населения. Чем выше доля людей с дипломом вуза (то есть чем качественнее человеческий капитал), тем лучше в регионе школы: больше лицеев, гимназий и опытных учителей. В таких условиях учащиеся больше ориентированы на вузы.

Но дети менее образованных родителей чаще учатся в простых школах. А в них ребятам некому объяснить, какой выбор для них лучше. В большинстве школ профориентация почти нулевая. Более того, среди представителей школьной администрации есть стереотип, что у детей из семей без высшего образования изначально низкие притязания, а значит, на них можно тратить меньше усилий. 

Сила статуса

Чем выше уровень образования, доходов и культурных запросов родителей, тем выше и притязания школьника. Среди подростков из семей, в которых высшее образование есть хотя бы у одного из родителей, явно больше желающих учиться в вузе. Половина (51%) таких школьников планируют закончить бакалавриат или специалитет, и еще 23% хотели бы учиться дальше: в магистратуре, аспирантуре или получать два высших. Лишь около 9% в этой группе выберет колледж или техникум. 

А среди школьников из семей без высшего образования в систему СПО хотят пойти почти втрое больше респондентов — 24%. Зато на вуз в этой группе нацелены лишь 36%. Здесь также больше тех, кто вообще не намерен учиться после школы — 15,5% (после 9-го и 11-го класса). Среди детей из более образованных семей таких втрое меньше.

Совокупный месячный доход семьи также влияет на амбиции школьников. Пороговая сумма — 30 тысяч рублей (опрос проводился несколько лет назад; сейчас он был бы выше). Самый серьезный уровень притязаний — у учеников из семей с более высоким доходом: 47‒53% школьников планируют закончить бакалавриат/специалитет, 22‒24% будут учиться и дальше. В колледжи идут всего 5-11%. Все эти доли несколько варьируются в зависимости от более конкретных размеров доходов, но различия статистически незначимы. 

У респондентов со среднемесячным доходом семьи от 20 до 29 тысяч планы скромнее. 44% нацелены на бакалавриат, 12% — на магистратуру. В систему СПО идут 18,5%. Школьники из малообеспеченных семей (доход менее 20 тысяч рублей в месяц) имеют самый низкий из всех групп уровень образовательных притязаний. 35% хотят получить диплом бакалавра, еще около 9% — магистра. Здесь больше всего тех, кто планирует ограничиться только средним профессиональным образованием (четверть), и много тех, кто не хочет учиться после школы, — 15%. 

Культурный капитал семьи (его измеряют числом бумажных книг в домашней библиотеке) тоже влияет на притязания школьника. Чем больше книг, тем вероятнее, что учащийся пойдет в вуз. В семьях с более чем 25-ю книгами у детей относительно высокие притязания: от 61 до 70% респондентов проголосовали за высшее образование (бакалавриат и следующую ступень). Но наибольшая доля школьников, планирующих учиться в магистратуре, отмечена среди семей с более чем 200 книгами, — 24%. Среди ребят, у которых дома почти нет книг, доли тех, кто нацелен на высшее или среднее образование, отличаются несильно: 34% и 27% соответственно.

Роль успехов

Исследователи также проверили взаимосвязь между успеваемостью ученика по русскому языку и алгебре (два базовых предмета) с его образовательными планами. Распределения притязаний в зависимости от оценок почти одинаковы для обоих предметов. Сильные ученики чаще всего намерены получить высшее образование (в бакалавриате и далее): среди хорошистов по русскому и математике — по 74%, среди отличников — по 83% (цифры оказались одни и те же). Различие между двумя группами состоит в том, что среди отличников на 10 процентных пунктов больше желающих учиться и после бакалавриата, — 30% по сравнению с 20%. 

Притязания троечников существенно ниже. Сопоставимые доли учащихся голосуют за среднее профессиональное (29‒30%) и высшее образование (35‒37%). При этом ребят, которые после школы вообще не будут учиться, втрое больше, чем среди учеников с оценками получше, — больше 17%. 

Образовательные амбиции также коррелируют и с наградами школьников — за учебу и вне её. Под первыми подразумеваются победы в предметных олимпиадах и поощрения за успехи (похвальные грамоты, например). Внеклассные достижения — это победы в спортивных соревнованиях (за пределами школы), награды за творчество, призы в конкурсах.

У школьников-призеров притязания выше. Это косвенно подтверждают и другие исследования, показывающие, что у детей, посещающих спортивные секции, художественные школы и другие внеклассные занятия, самооценка и школьные достижения выше. А значит, и рассчитывают они на большее.

Диктат места

Место проживания и специализация школы тоже влияют на амбиции школьников. 73% москвичей и петербуржцев (их считали вместе) планируют идти в вузы. В городах поменьше (с населением до 100 тысяч, от 100 до 680 тысяч и от 680 тысяч) желающих получить диплом вуза — от 58% до 62%. Среди деревенских жителей таковых 43%; в этой группе много тех, кто пойдет в колледжи и техникумы, — 27%.

Ученики из школ со специализацией претендуют на большее, чем их сверстники из простых школ: выше доля планируещих закончить магистратуру (17% против 11%), меньше учеников намерены идти в колледжи (15% против 21% в неспециализированных школах). При этом диплом бакалавра или специалиста хотят получить примерно равные доли учащихся в обеих группах — 41-42%. 

В целом в спецшколах оказывается заведомо больше учеников с более высокими притязаниями. Для них такая школа — трамплин для поступления в выбранный вуз. 

Практика парентократии

В проекте опрашивали и родителей. Им задавали вопрос, какого образования они хотели бы для детей и чего те могут реально достичь. Мнение родителей сопоставили с притязаниями самих школьников. 

Почти половина девятиклассников планируют получить высшее образование, что соотносится с ожиданиями родителей и их оценкой способностей детей. Аналогичный консенсус относительно среднего образования — у 10% респондентов. Остальное — разные конфигурации притязаний детей и родителей.

Встречается ситуация, в которой и родители, и ребенок нацелены на высшее образование, но семья оценивает способности ребенка на уровне СПО (4% выборки).

У родителя есть представление о том, какое образование будет получать его ребенок, но сам школьник затрудняется с ответом: 7% в случае высшего образования, 3% — среднего.

В большинстве случаев подростки, которые не хотят учиться после школы, не найдут поддержки у родителей.

Исследователи считают, что от дальнейшего образования эти дети отказываются не из-за нехватки способностей, а из-за следования «ролевым моделям, не связанным с получением профессионального образования», или в силу низкой самооценки.

Безальтернативность высшего

Образовательные притязания могут измениться (например, после окончания школы), поэтому важно изучить их во времени. Исследователи сравнили результаты первой и четвертой волн исследования (между ними три года), чтобы понять, реализовали ли информанты свои планы.

Большинство учащихся воплотили задуманное. Свыше 40% хотели получить высшее образование и действительно учатся в университете. Есть те, кто изначально не собирался в вуз, однако оказался в нем (4% выборки). По мнению исследователей, на них могли повлиять родители, внешняя среда или друзья.

Интересна обратная ситуация: 14% выборки составили школьники, которые были нацелены на вуз, но пошли в колледж/техникум. Около половины из тех, кто планировал иметь СПО и учится в колледже, решили в дальнейшем получить высшее образование. Вероятно, лишь начав учиться по специальности, эти респонденты лучше разобрались в структуре рынка труда, комментируют исследователи.

В целом, доля желающих получить диплом вуза увеличилась, и во многом за счет тех, кто изменил свое мнение во время учебы в колледже или техникуме. То есть для большинства высшее образование действительно оказалось безальтернативным.

Как помочь школьникам сделать правильный выбор?

Нужно устранять необразовательные причины, мешающие способным детям из «простых» семей выбрать траекторию школа — вуз, убеждены многие исследователи. Например, стоит рассказывать ученикам об особенностях получения того или иного уровня образования, о различных образовательных опциях после школы. Нередко подобные встречи с учащимися проводят вузы или колледжи, которые сотрудничают со школой. Но этот круг нужно расширять, школы могли бы приглашать в гости больше образовательных заведений. 

Стоит помогать подросткам в определении мотивации и склонностей. Но одного тестирования школьными психологами здесь мало. Пригодятся и специальные навигаторы для абитуриентов. Для учащихся была бы полезной информация о том, какие предприятия есть в регионе и какие кадры им нужны.

В школах нужна новая система профориентации, подчеркивают аналитики. Она должна включать в себя развитие навыков принятия решений и работы со сложностями, в том числе, преодоления препятствий. Нужно обучать школьников работать с информацией, с тем, чтобы они могли выбрать правильный путь. То есть свой, личный и продуманный.
IQ

Авторы исследования:

Екатерина Павленко, аналитик Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования НИУ ВШЭ
Елена Минина, доцент Института образования НИУ ВШЭ
Диана Янбарисова, аналитик Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования НИУ ВШЭ
Валерия Кондратенко, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Маргарита Кирюшина, стажер-исследователь Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ
Михаил Богданов, младший научный сотрудник Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования НИУ ВШЭ


Война за школьное место. Через неделю начинается запись первоклассников. Родители уже готовятся к настоящим штурмам учебных заведений. Стоит ли поддаваться общей панике? И как выбрать лучшую гимназию для ребенка?

«Кто не придет — его можно вычеркнуть!»

Готовь сани летом, а место за партой — зимой. Родители первоклассников заявляют, записать ребенка в школу с каждым годом становится только сложнее. В результате лицеи попадают в настоящую осаду. В этой гимназии Снежинска желающих грызть гранит науки оказалось намного больше учебных мест. Похожая картина была и в Екатеринбурге. Без ночных дежурств родителей не обошлось.

«Сколько человек может пройти? — Давайте по 10, сколько можно пройти, всем не нужно! — Сбор на первом этаже? — Вы не поняли, сколько людей проводим?»

Подать заявление на зачисление ребенка можно тремя способами — напрямую в школе, через МФЦ или на портале госуслуг. Как правило, на Урале запись стартует 1-ого февраля. Специалисты отмечают, в этом году сайт не должен обрушиться из-за большого количества заявок.

Вадим Макаров, директор Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком»: «Понятно, что это не прошло для нас незамеченным! «Ростелеком» является единственным исполнителем данной услуги, поэтому обеспечим и эксплуатацию, и сервисное обслуживание, и поддержание работоспособности».

К тому же портал госуслуг позволяет сэкономить время родителям. Если раньше после заполнения формы необходимо было все равно нести документы в школу, теперь это все можно сделать в МФЦ.

Екатерина Симбирцева, начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга: «Мне кажется, это намного удобнее! Если через портал заявление подано, спокойно в течение 5 рабочих дней можно принести документы как в школу, в приемную комиссию, так и в МФЦ».

Правда, в равных условиях окажутся не все. Тех, кто принесет документы в школу без регистрации на сайте госуслуг, отправят в конец очереди. А значит, скорее всего дежурить около школ родители будут и в этом году. Но чиновники ничего критичного в этом не видят: мест в школах больше, чем первоклассников. Вот только с проблемами и недостатком мест за партами уже столкнулись в Ханты-Мансийске.

Зульфия Сычугова, начальник отдела общего образования и инновационного развития общеобразовательных учреждений департамента образования Администрации города: «У нас школ всего 8. Количество детского населения растет в геометрической прогрессии. Не всегда получается попасть в ту школу, которую хочется».

Запись детей в школы по месту регистрации продлится до 30 июня. После этой даты будут зачислять тех, кто местной прописки не имеет. Конечно, при наличии свободных мест.

Следите за главными новостями региона на нашей странице в Вконтакте и в Twitter

Узнавай новости первым в своем телефоне. Подпишись на телеграм-канал 31tv.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • C000001d как исправить
  • Как действует сода в качестве средства от изжоги составьте уравнение реакции
  • Как найти покемонов в покемон гоу
  • Найти как размещать ссылку в интернете
  • Как найти неисправность на мерседес