Материал из ВикиПро: Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебеля
Любая деятельность компании связана с поиском поставщиков сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Как не ошибиться с выбором поставщика и каковы основные этапы решения этой задачи? Рассмотрим их подробнее:
Этап 1. Поиск потенциальных поставщиков.
Для решения этой задачи могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса или тендера
- изучение рекламы поставщиков, фирменных каталогов, объявлений в СМИ
- поиск поставщиков посредством личных контактов или знакомств
- посещение выставок
В результате мы имеем список потенциальных поставщиков и переходим к этапу 2.
Этап 2. Анализ потенциальных поставщиков
Составленный список подлежит анализу по ряду критериев, которые компания должна для себя определить. Основными критериями как правило являются:
- цена
- качество товара
- надежность поставок (соблюдение поставщиком своих обязательство по срокам, количеству, качеству поставляемой продукции, маленький процент брака или его отсутствие)
- надежность поставщика (финансовое положение компании, ее кредитоспособность, как долго существует компания на данном рынке, отзывы в СМИ)
- удаленность поставщика
- сроки выполнения текущих и экстренных заявок
- существование отдела по контролю качества производимой продукции
- наличие резервных мощностей
- работа с рекламациями и проч.
Количество критериев может доходить до нескольких десятков. Но как правило приоритетных критериев не больше 10.
В результате анализа на данном этапе формируется перечень конкретных поставщиков с которыми компания заключает договор!
Стоит уделить большое внимание надежности поставщика, т.к. начиная работу с неизвестным поставщиком, компания подвергается риску нарваться на недобросовестного или несостоятельного поставщика. А это уже прямые финансовые потери. Многие западные компании, например, часто прибегают к услугам специализированных агенств, готовящих справки о поставщике, в том числе с использованием неформальных каналов.
Этап 3. Оценка работы с поставщиком.
Договора с поставщиками заключены, поставки осуществляются, но на этом работа по выбору поставщика не заканчивается. А начинается анализ результатов работы. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Так как закупаемая продукция, как правило, неравнозначна с точки зрения целей торгового или производственного процесса, то и приоритетные критерии оценки могут быть разные.
Например, отсутствие каких-либо комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного или торгового процесса и резкому падению прибыли предприятия. Главным критерием в этом случае будет надежность поставки.
Если же закупаемые товары не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то главным критерием будут затраты на приобретение и доставку продукции.
Значимость остальных критериев устанавливается так же как и значимость первого экспертным путем сотрудниками службы снабжения. После того как все основные критерии, по которым будет производится оценка, были определены составляем таблицу.
Критерий выбора поставщика | Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по 10 бальной шкале у данного поставщика |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
---|---|---|---|
Надежность поставки | 0,30 | 7 | 7,3 |
Цена | 0,20 | 8 | 1,6 |
Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
Условия платежа (кредит, процент за предоплату) | 0,15 | 6 | 0,9 |
Транспортные расходы | 0,10 | 6 | 0,6 |
Сроки изготовления и поставки товара | 0,07 | 8 | 0,56 |
Возможность внеплановых поставок | 0,03 | 7 | 0,21 |
Итого: | 1 | 12,37 |
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования последнего столбца.
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего поставщика.
Васина Наталья
Обратная связь Автору
Удельный вес показателя в процентах и без процентов — онлайн расчет
Введите значение одного показателя:
Введите сумму значений всех показателей:
Удельный вес данного показателя в процентах равен:
0.00%
Удельный вес данного показателя выраженный без процентов равен:
0.00
Как определить удельный вес показателя?
Удельный вес показателя — это доля значения одного показателя к сумме значений всех рассматриваемых показателей. Чаще всего выражается в процентах, но может быть выражена и без процентов в виде десятичной дроби.
Удельный вес показателя в процентах:
w = (p / S) x 100, где
- w — удельный вес показателя в процентах;
- p — значение одного показателя;
- S — сумма значений всех показателей.
Удельный вес показателя без процентов:
W = p / S, где
- w — удельный вес показателя в виде десятичной дроби;
- p — значение одного показателя;
- S — сумма значений всех показателей.
Например:
Определить удельный вес показателя выручки предприятия в процентах от клиентов 1 группы. Известно, что общая выручка предприятия составляет 35 млн. рублей, выручка от клиентов 1 группы 12 млн. рублей, от клиентов 2 группы 10 млн. руб, от клиентов 3 группы 13 млн. руб.
w = (p / S) x 100 = (12 млн.руб/35 млн.руб) x 100 = 34,29 %
Определить удельный вес показателя выручки этого предприятия без процентов от клиентов 2 группы.
W = p / S = 10 млн.руб/35 млн.руб = 0,29
Удельный вес как статистический показатель рассчитывается в процентах. Он используется для анализа сложных явлений / совокупностей, состоящих из определённого количества элементов.
Удельные веса высчитываются для каждой из частей совокупности и показывают значимость (влияние) каждой части.
Совокупность и её части могут быть выражены в различных единицах измерения — рублях, штуках, единицах и т.л.
Удельный вес в процентах можно посчитать по формуле:
Ув = (Wi / W) * 100%.
Здесь Wi — часть целого, а W — целое.
То есть это отношение части к целому, выраженное в процентах.
Для проверки правильности расчёта нужно сложить все удельные веса между собой — их сумма должна быть равна 100%.
Пример.
В медицинском учреждении работает 150 врачей. Из них 40 человек имеют высшую квалификационную категорию, 30 человек — первую квалификационную категорию, 50 человек — вторую квалификационную категорию, а 30 врачей не имеют категории вовсе.
Посчитаем удельный вес каждой категории:
высшая категория: (40 / 150) * 100% = 26,67%
первая категория: (30 / 150) * 100% = 20%
вторая категория: (50 / 140) * 100% = 33,33%
без категории: (30 / 150) * 100% = 20%
Сумма удельных весов равна равна 100%, то есть мы нашли всё правильно.
Если в совокупности много элементов, то считать удельный вес в процентах для каждого её элемента удобнее в программе Excel.
Сделать это можно так (на примере с врачами и категориями):
1) Составить таблицу с исходными данными:
2) В столбце, где у нас будут удельные веса, установить процентный формат ячеек и увеличить разрядность для отображения сотых долей.
3) В первую ячейку нужно записать формулу:
=С3/$C7
Ячейку с количеством врачей высшей категории делим на ячейку, где записана общая численность врачей. Ссылка на ячейку с суммой должна быть абсолютной (это можно сделать с помощью клавиши F4), так как она будет использоваться и нижестоящих формулах.
4) Теперь копируем эту формулу в другие ячейки, чтобы определить удельный вес для других категорий врачей.
И дополнительно суммируем все веса, чтобы получить 100%.