Как найти угол дрейфа

ЯВЛЕНИЕ ДРЕЙФА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ДРЕЙФА

Ветер воздействует на надводную часть корпуса судна, на его надстройки и палубные устройства с некоторой силой, отклоняю­щей судно с линии курса.

Аэродинамическая сила Р (рис. 41), обычно не совпадающая по направлению с ветром, действующим под курсовым углом q(w) может быть разложена на две составляющие: продольную p1 и поперечную Р2. Сила P1 вызывает изменение скорости судна, а сила Р2дрейф (отклонение от направления ИК на некоторый угол).

Линия АВ, по которой перемещается судно относительно воды под действием ветра, называется линией пути, а угол ПУα, заклю­ченный между плоскостью истинного меридиана и линией пути, называется путевым углом или путем. Путевой угол отсчитывает­ся от 0° до 360° по часовой стрелке.

Угол α, заключенный между линией истинного курса и линией пути на дрейфе, называется углом дрейфа.

Если ветер направлен в левый борт судна, то угол дрейфа счи­тается положительным (+); если ветер воздействует на судно с правого борта, угол дрейфа а считается отрицательным (—), т. е.

ПУα=ИК + ( ±α)

ИК==ПУα – α

α = ПУα — ИК

Следует помнить, что, перемещаясь по линии пути, диаметраль­ная плоскость судна сохраняет свое направление относительно истинного курса.

Угол дрейфа зависит от курсово­го угла и силы кажущегося ветра, скорости хода судна, от парусности надводной части судна и от его осадки.

Для определения пути судна с учетом дрейфа необходимо знать значение угла дрейфа α. Оно мо­жет быть определено различными способами. В основе всех способов лежит метод сравнения действи­тельного пути судна ПУα с ис­тинным курсом ИК. При следова­нии судна вдоль побережья действительную линию пути судна можно определить с помощью обсерваций. Определив 3—4 раза место судна, соединяют прямой полученные обсервации. Эта пря­мая и будет линией действительного перемещения судна—линией пути. Сняв с карты направление линии пути судна, легко рассчи­тать угол дрейфа:

α=ПУα – ИК.

При этом следует помнить, что рассчитанный угол дрейфа мо­жет совпадать с действительным, если только в данном районе плавания нет течения. При плавании вне видимости берегов угол дрейфа можно определить по кильватерной струе. Кильватерная струя даже при ветре почти не изменяет своего направления, и ее направление можно принять за линию пути. Поэтому угол между диаметральной плоскостью судна и направлением кильватерной струи будет углом дрейфа α. С помощью компаса, расположенно­го как можно ближе к корме, определяют курсовой угол кильва­терной струи. Определив курсовой угол кильватерной струи, рас­считывают угол дрейфа:

α=КУ-180°.

При пеленговании кильватерной струи угол дрейфа рассчиты­вают по формуле

α=ОКП-КК.

Дрейфомсудна называется отклонение движущегося
судна с линии намеченного курса под
воздействием ветра и ветрового волнения.
Направление ветра определяется по той
точке горизонта, откуда дует ветер
(ветер дует в компас) и выражается в
румбах или градусах.

Дрейф
возникает под воздействием силы давления
набегающего потока воздуха на надводную
часть судна. Скорость и направление
этого потока соответствует вектору
скорости кажущегося (наблюдаемого)
ветра.

,

где
-
вектор скорости истинного ветра;V– вектор скорости судна;W– вектор скорости кажущегося ветра.

Несимметрические
отклонения от курса под действием
порывов ветра, ударов волн, отклонения
руля вызывают зарыскивание судна,
которое может быть как под ветер, так и
на ветер.

Говоря
об определении и учёте дрейфа, под
термином «дрейф» будем понимать
результирующее отклонение судна с линии
истинного курса.

Угол
между линией истинного курса и линией
пути судна называетсяуглом дрейфа.

Угол
между северной частью истинного меридиана
и линией пути при дрейфе называется
путевым углом .

,

Угол
имеет знак «+» — если ветер дует в левый
борт, и «-» — если в правый.

Для
учёта дрейфа при прокладке необходимо
знать угол дрейфа, Угол дрейфа можно
определить из наблюдений или вычислить
по формулам, специально составленным
таблицам или номограммам.

  1. По
    кильватерной струе.

  2. По
    обсервациям.

  3. Аналитический:

Формула
Дёмина С.И.

tg-
отрицательный, то=0.

W– сила (скорость) ветра, м/с.

V– скорость судна, м/с.

q– курсовой угол к ветру.

Т
– осадка судна, м.

L– длина судна, м.

В
– ширина судна, м.

 – коэффициент
полноты ватерлинии.

Sн– боковая площадь надводной части.

Sп– боковая площадь подводной части.

с
= ПУ – ИК;
,
где

угол
сноса от течения,

с
– снос.

Погрешность
счисления слагается из погрешностей в
принятом направлении движения судна
(курса, угла дрейфа, угла сноса, поправки
гирокомпаса и др.) и погрешностей в
пройденном расстоянии (поправка лага
или скорости, принятой для счисления
погрешности в учёте течения или неучёта
последнего).

Погрешности
первой группы вызывают боковое смещение
судна:,
а погрешности второй группы – смещение
вдоль линии курса:

.

Значения
а и bмогут быть приняты
за полуоси эллипса погрешности счисления.
Они позволяют вычислить СКП счисления:.
Для случая, когда течение отсутствует:.

На
больших переходах формулы для расчёта
а и bдают завышенные
результаты, так как погрешности счисления
на одном отрезке пути частично
компенсируются таковыми на другом
отрезке. В этом случае для расчёта а иbрекомендуется использовать
формулы:,,
где асут,bсут– возможные смещения судна за сутки;N– продолжительность плавания (сут),
больше единицы.

Производя
статическую обработку погрешностей
счисления, можно получить коэффициент
точности счисления
,
тогда.

Следует
помнить, что погрешность счисления не
тождественна погрешности счислимого
места, так как в последнюю входит и
погрешность исходной точки.

7. Навигационная изолиния, линия положения, полоса положения. Скп определения места судна по двум линиям положения.

Навигационным
параметром
Uназывается величина, зависящая известным
образом от положения точки и измеряемая
для определённого места судна, например
пеленг, расстояние, высота светила и т.
п.

Геометрическое
место точек, отвечающее постоянному
значению навигационного параметра,
называется навигационной изолинией.В навигации для определения места судна
используются следующие навигационные
параметры и соответствующие им изолинии:

Пеленг.
На судне измерен истинный пеленг (ИП)
предмета А, равный.
Проложив на карте линию пеленга АД,
можно утверждать, что судно в момент
взятия пеленга находилось на этой линии.
Прямая линия АД, отвечающая условию
задачи, на которой находилось судно в
момент наблюдения, будет называться
изолинией пеленга илиизопеленгой.

Расстояние.Измерено расстояние Д между судном и
ориентиром А. В этом случае судно будет
находиться на окружности радиусом Д с
центром в точке А. Эта окружность будет
называться изолинией расстояния илиизостадией.

Горизонтальный
угол.
Если измерен горизонтальный
угол между предметами А и Б, равный,
или этот угол вычислен как разность
двух пеленгов.
Эта окружность называется изолинией
горизонтального угла илиизогоной.

Разность
расстояний.
В некоторых радионавигационных
системах измеряется разность расстояний
до двух ориентиров. Тогда изолинией
разности расстояний будетгипербола.

Линией
положения
называется прямая, заменяющая
участок навигационной изолинии вблизи
счислимого места. Если линию положения
(или участок изолинии) сместить в обе
стороны на значение её СКПmp,
то получим среднюю квадратичную полосу
положения, внутри которой с вероятностью
~ 68% находится действительное место.
Увеличив ширину такой полосы в три раза
(или сместив линию положения в обе
стороны на3mp),
получим предельную полосу положения,
которая захватывает действительное
место с вероятностью~99%.

Обобщённая
теория линий положения позволила
расширить метода получения обсервованных
координат, которые можно подразделить
на три группы: графические (использование
карт с сетками изолиний и непосредственная
прокладка изолиний), графо-аналитические
(обобщённый метод линий положения и
использования специальных таблиц
определяющих точек для построения линий
положения), аналитический (прямые
алгебраические методы решения уравнений
и вычисления с использованием метода
хорд или касательных).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Просмотров: 14025

Дрейф — перемещение корабля относительно водной поверхности под воздействием ветра. На надстройку корабля действует аэродинамическая сипа ветра — Р. Рх; Ру — составляющие силы Р. Рх — проекция силы Р на диамаметральную плоскость корабля, изменяет относительную скорость на величину ∆V и учитывается относительным лагом. Знак ∆V определяется курсовым углом ветра qw: ветер попутный — скорость увеличивается, прогивный — скорость уменьшается.

Учёт дрейфа

Составляющая Pу — проекция силы Р на плоскость шпангоутов, вызывает смещение корабля с линии ИК со скоростью Vдр. Таким образом, корабль перемещается со скоростью V = Vo + Vдр по линии пути, где Vо =Vл — Kл

Угол между северной частью истинного меридиана и линией пути — путевой угол при дрейфе — ПУ α. Угол между линией истинного курса и линией пути, обусловленный влиянием ветра на корабль,— угол дрейфа — α.

ПУ α = ИК + α.

Знак угла дрейфа определяется по курсовому углу ветра:
— ветер в левый борт — корабль сносит вправо: α — знак «плюс»;
— ветер в правый борт — корабль сносит влево: α — знак «минус».

Углы дрейфа определяются опытным путем и заносятся в «Справочные таблицы штурмана» для дальнейшего учета в процессе плавания.

Таблица углов дрейфа

Таблица углов дрейфа

Аргументами для выбора угла дрейфа являются отношения скоростей ветра (W в м/с) и корабля (V в узлах) и курсовой угол ветра qw — угол между диаметральной плоскостью корабля и направлением линии действующего ветра. Для определения направления ветра используется мнемоническое правило: «ветер дует в компас» — это значит, что направление ветра указывает, от куда он «дует». Например: северный ветер — с Севера, ветер 230° с направления 230°, т е. с юго-запада, ветер 315° с направления 315° — с северо-запада и т. д.

Например: ПЛ следует истинным курсом ИК=70,0° со скоростью 6 узлов, направление ветра 130°, скорость W= 12м/с. Отношение W/V=12/6=2. Курсовой угол ветра 60° правого борта. Из таблицы углов дрейфа α =4,0°. Ветер в правый борт — знак угла дрейфа минус. Т.о., угол дрейфа a=-4,0°

Путевая скорость корабля V = Vo / cosα = Vo • secα, следовательно при углах дрейфа α ≤ 5°, sec α < 1,004, V ~ Vo, а это значит, что пройденное расстояние по относительному лагу можно прокладывать по линии пути. Таким образом, при ручном графическом счислении с учетом дрейфа существуют отличия в методике решения задач при углах дрейфа меньше 5° (α ≤ 5°) и при углах дрейфа больше 5° (α > 5°).

Методика учета дрейфа при ручном графическом счислении

Расчет пути корабля:

  1. Из «Справочных таблиц штурмана» по курсовому углу ветра qw и отношению скоростей ветра и корабля W/V выбрать угол дрейфа α.
  2. По курсовому углу ветра определить знак угла дрейфа.
  3. Рассчитать путь корабля: ПУ α= ИК + α и проложить его на карте из точки начала учета дрейфа, если α > 5°, то на карте прокладываются линии истинного курса и пути.
  4. У линии пути производится надпись: КК 63,0°(+2,0°) α = +3,0°.

Расчет компасного курса для следования по заданному пути

Расчет компасного курса для следования по заданному пути:

  1. Из исходной точки на карте проложить линию пути ПУ α, по которой над лежит следовать.
  2. Из «Справочных таблиц штурмана» выбрать угол дрейфа α.
  3. По курсовому углу ветра определить знак угла дрейфа.
  4. Рассчитать истинный курс и компасный курс корабля, задаваемый рулевому: ИК = ПУ α -α; КК = ИК — Δ К.

Расчет счислимого места на заданный момент времени:

Если α ≤ 5,0°

  1. Для расчета счислимого места на заданный момент зафиксировать время Т2 и отсчет лага ОЛ2.
  2. Рассчитать пройденное по лагу расстояние: Sл=(ОЛ2 — ОЛ1) * кл.
  3. Пройденное расстояние Sл отложить от исходной точки по линии пути, полученная точка — счислнмое место на момент Т2

Методика расчёта курса корабля, если угол сноса более 5

Если α > 5°

  1. Пройденное по лагу расстояние Sл отложить от исходной точки по линии ИК.
  2. Полученную точку на ИК снести по перпендикуляру к истинному курсу на ПУ α — точка Т2/ОЛ2 — искомoe счислимое место на момент Т2.

Предвычисление времени Т и отсчета лага ОЛ прихода в назначенную точку:

Точка на линии пути может назначаться либо по координатам, либо относительно какого-либо объекта (навигационного ориентира) по заданному пеленгу, расстоянию от ориентира, курсовому углу на ориентир, например траверз. Для предвычисления времени и отсчета лага необходимо:

Предвычисление времени Т и отсчета лага ОЛ прихода в назначенную точку

Eсли α ≤ 5,0°

  1. Нанести на линию пути ПУ заданную точку C1 (С2, С3)одним из указанных способов.
  2. Измерить расстояние Sл, проходимое кораблем по относительному лагу от исходной до заданной точки.
  3. Рассчитать РОЛ, на который изменит отсчет счетчик пройденного расстояния лага: РОЛ=Sл / кл.
  4. Рассчитать время плавания от исходной точки до заданной: t=Sл /V0
  5. Рассчитать искомое время и отсчет лага: Т2 = T1 + t; ОЛ2=ОЛ1+ РОЛ.

Предвычисление времени Т и отсчета лага ОЛ прихода в назначенную точку, если α больше 5

Если α >5°

  1. Нанести на линию пути ПУα заданную точку С1(С2, С3).
  2. Заданную точку С1 (С2, C3)снести по перпендикуляру к ИК на линию истинного курса — полученная точка А1(А2, A3).
  3. Измерить расстояние Sл по линии ИК от исходной точки до ТОЧКИ А1 (А2, А3).
  4. Рассчитать время плавания t и РОЛ, на который изменит показания счетчик пройденного расстояния лага: t=Sл/V0; РОЛ=Sл / Кл
  5. Рассчитать искомое время и отсчет лага Т2 = T1 + t; ОЛ2=ОЛ1 + РОЛ.

Смотрите также

ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА С  УЧЕТОМ ДРЕЙФА  ОТ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА С УЧЕТОМ ДРЕЙФА ОТ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ

Ветер и его влияние на путь судна  Одним из внешних факторов, влияющих на перемещение судна, является ветер, который, воздействуя на надводную часть судна, вызывает его отклонение (рис. 8.1) от линии истинного курса ( ИК ). Дрейф – отклонение судна от линии истинного курса под воздействием ветра. Величина дрейфа зависит: От размеров и формы надводной части судна. от осадки, размеров и формы обводов подводной части судна. От скорости (силы) ветра и скорости судна. От направления ветра или его курсового угла ( КУ ). Различают истинный и наблюденный (кажущийся) ветер. Истинный ветер – ветер, который наблюдается относительно водной поверхности и характеризуется: направлением ( К U ) и скоростью ( U ).

Ветер и его влияние на путь судна

Одним из внешних факторов, влияющих на перемещение судна, является ветер, который, воздействуя на надводную часть судна, вызывает его отклонение (рис. 8.1) от линии истинного курса ( ИК ).

Дрейф – отклонение судна от линии истинного курса под воздействием ветра.

Величина дрейфа зависит:

От размеров и формы надводной части судна.

от осадки, размеров и формы обводов подводной части судна.

От скорости (силы) ветра и скорости судна.

От направления ветра или его курсового угла ( КУ ).

Различают истинный и наблюденный (кажущийся) ветер.

Истинный ветер – ветер, который наблюдается относительно водной поверхности и характеризуется: направлением ( К U ) и скоростью ( U ).

Наблюденный (кажущийся) ветер – ветер, который наблюдается непосредственно на движущемся судне, т.е. это суммарный ветер, складывающийся из вектора истинного ветра ( ) и вектора скорости хода судна ( ) (характеризуется: направлением ( К W ) и скоростью ( W )). Направление ветра ( К U или К W ) определяется в градусах в круговой системе счета направлений от 0  до 360  и той точкой горизонта «откуда дует ветер».  Направление ветра на судне определяется следующим образом: заметить направление отклонения вымпела (флага, дыма и др.); пеленгатор репитера курсоуказателя развернуть «навстречу» замеченного отклонения и снять отсчет с точностью до  10  (кратно 10  ). Если судно без хода  это К U . Если судно на ходу  это К W . Для определения элементов истинного ветра ( К U и U ) на ходу судна по значениям элементов наблюденного (кажущегося) ветра ( К W и W ) и элементам движения судна ( ИК и V Л ) используется ветрочет (круг СМО), по методике на нем приведенной.

Наблюденный (кажущийся) ветер – ветер, который наблюдается непосредственно на движущемся судне, т.е. это суммарный ветер, складывающийся из вектора истинного ветра ( ) и вектора скорости хода судна ( ) (характеризуется: направлением ( К W ) и скоростью ( W )).

Направление ветра ( К U или К W ) определяется в градусах в круговой системе счета направлений от 0  до 360  и той точкой горизонта «откуда дует ветер».

Направление ветра на судне определяется следующим образом:

заметить направление отклонения вымпела (флага, дыма и др.);

пеленгатор репитера курсоуказателя развернуть «навстречу» замеченного отклонения и снять отсчет с точностью до  10  (кратно 10  ).

Если судно без хода  это К U . Если судно на ходу  это К W .

Для определения элементов истинного ветра ( К U и U ) на ходу судна по значениям элементов наблюденного (кажущегося) ветра ( К W и W ) и элементам движения судна ( ИК и V Л ) используется ветрочет (круг СМО), по методике на нем приведенной.

Для определения направления ветра есть «мнемоническое» правило:    «ветер дует в компас»  Скорость ветра измеряется анемометром в м/с (обычно «АРИ-49»). В СЖ данные ( К  ,  ) записываются, как: «Ветер 315  – 5 м/с » , т.е. элементы истинного ветра.

Для определения направления ветра есть «мнемоническое» правило: 

«ветер дует в компас»

Скорость ветра измеряется анемометром в м/с (обычно «АРИ-49»). В СЖ данные ( К , ) записываются, как: «Ветер 315 – 5 м/с » , т.е. элементы истинного ветра.

При следовании судна постоянным курсом и скоростью, когда на него воздействует ветер, дующий с постоянного направления ( К U ) и постоянной скоростью ( U ), судно будет следовать фактически относительно дна (течения нет) по линии пути при дрейфе.  Продольная ось судна при перемещении его по линии пути при дрейфе остается параллельной линии истинного курса, так как рулевой постоянно удерживает заданный курс, а само судно перемещается по линии пути, т.е. «скулой». Путь судна при дрейфе    ПУДР ( ПУ  )  направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при дрейфе по часовой стрелке от 0  до 360  . Угол дрейфа (  )  угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра.

При следовании судна постоянным курсом и скоростью, когда на него воздействует ветер, дующий с постоянного направления ( К U ) и постоянной скоростью ( U ), судно будет следовать фактически относительно дна (течения нет) по линии пути при дрейфе.

Продольная ось судна при перемещении его по линии пути при дрейфе остается параллельной линии истинного курса, так как рулевой постоянно удерживает заданный курс, а само судно перемещается по линии пути, т.е. «скулой».

Путь судна при дрейфе ПУДР ( ПУ ) направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при дрейфе по часовой стрелке от 0 до 360 .

Угол дрейфа ( ) угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра.

б) а) Угол дрейфа (  ), измеряется от 0  до 180  , причем: Если ПУДР ( ПУ  )   ИК  ( б )  (ветер дует в левый борт)  угол дрейфа имеет знак «+»;  Если ПУДР ( ПУ  )  ИК ( а )  (ветер дует в правый борт)  угол дрейфа имеет знак «–». Путь судна при дрейфе ( ПУ  ), истинный курс судна ( ИК ) и угол дрейфа (  ) связаны соотношением:

б)

а)

Угол дрейфа ( ), измеряется от 0  до 180  , причем:

Если ПУДР ( ПУ ) ИК ( б )  (ветер дует в левый борт)  угол дрейфа имеет знак «+»;

Если ПУДР ( ПУ ) ИК ( а )  (ветер дует в правый борт)  угол дрейфа имеет знак «–».

Путь судна при дрейфе ( ПУ ), истинный курс судна ( ИК ) и угол дрейфа ( ) связаны соотношением:

Определение угла дрейфа от ветра Для учета дрейфа при графическом счислении необходимо знать угол дрейфа  . Чтобы определить угол дрейфа  , необходимо сравнить истинный курс судна ( ИК ) со значением путевого угла при дрейфе ( ПУ  ). Угол дрейфа, как правило, определяется опытным путем для данного проекта судна при различных курсовых углах ветра (), скорости хода судна ( V Л ), скорости истинного ветра ( U ) и т.д., т.е. Угол дрейфа можно определить несколькими способами. Вот некоторые: С помощью прибора – дрейфомера (  = f (  Р),  Р = РЛ/Б – РП/Б ). С помощью свободно плавающего предмета – вешки. С помощью формулы адмирала, профессора Матусевича Н.Н. где К   – коэффициент дрейфа; W – скорость кажущегося ветра; V – скорость судна; КУ W – курсовой угол кажущегося ветра. Как правило, одновременно с определением угла дрейфа определяется и потеря скорости  V . Определенные углы дрейфа заносятся в «Таблицу углов дрейфа» РТШ. W / V КУ W 1,0 30  1,5 45  0,5 … … 0,7 1,0 … … … … 1,6 … … … … … … … … … … … … … … …

Определение угла дрейфа от ветра

Для учета дрейфа при графическом счислении необходимо знать угол дрейфа .

Чтобы определить угол дрейфа , необходимо сравнить истинный курс судна ( ИК ) со значением путевого угла при дрейфе ( ПУ ). Угол дрейфа, как правило, определяется опытным путем для данного проекта судна при различных курсовых углах ветра (), скорости хода судна ( V Л ), скорости истинного ветра ( U ) и т.д., т.е.

Угол дрейфа можно определить несколькими способами. Вот некоторые:

С помощью прибора – дрейфомера ( = f (Р),Р = РЛ/Б – РП/Б ).

С помощью свободно плавающего предмета – вешки.

С помощью формулы адмирала, профессора Матусевича Н.Н.

где К  – коэффициент дрейфа; W – скорость кажущегося ветра; V – скорость судна;

КУ W – курсовой угол кажущегося ветра.

Как правило, одновременно с определением угла дрейфа определяется и потеря скорости  V .

Определенные углы дрейфа заносятся в «Таблицу углов дрейфа» РТШ.

W / V КУ W

1,0

30

1,5

45

0,5

0,7

1,0

1,6

Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна Учет дрейфа при графическом счислении сводится к учету угла  , выбираемого из «Таблицы углов дрейфа» РТШ, или непосредственно определенного одним из способов. Рассмотрим решение основных задач, связанных с учетом дрейфа. Расчет пути судна по известному истинному курсу и углу  . на линии истинного курса ( ИК ) находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа   рассчитываем значение ПУ  = 94,0  и прокладываем его на навигационной карте от счислимой точки начала учета дрейфа от ветра;   оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе по установленной форме и производим запись по форме в СЖ. Оформление графического счисления пути судна на карте

Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна

Учет дрейфа при графическом счислении сводится к учету угла , выбираемого из «Таблицы углов дрейфа» РТШ, или непосредственно определенного одним из способов.

Рассмотрим решение основных задач, связанных с учетом дрейфа.

Расчет пути судна по известному истинному курсу и углу .

  • на линии истинного курса ( ИК ) находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа

 рассчитываем значение ПУ = 94,0 

и прокладываем его на навигационной карте от счислимой точки начала учета дрейфа от ветра;

 оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе по установленной форме и производим запись по форме в СЖ.

Оформление графического счисления пути судна на карте

Расчет истинного и компасного курсов по известным линии пути при дрейфе и значению угла дрейфа . Такая задача возникает в том случае, когда судну надо следовать по заданному маршруту (рекомендованный курс, ось фарватера или канала и пр.) или прибыть в назначенную точку при наличии дрейфа ( α = + 4,00 ) Рассмотрим пример расчета курса в назначенную точку якорной стоянки.   находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа ;   наносим на навигационную карту назначенную точку якорной стоянки (по  и    т. Я );   соединив исходную точку с назначенной точкой якорной стоянки (т. Я ) – получим линию пути при дрейфе – ПУ   (106,0  ), снимаем ее значение с навигационной карты;   рассчитываем значение истинного курса:   рассчитываем значение компасного курса (для задания его рулевому):   оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе на навигационной карте [ КК 100,0  (+2,0  )  = +4,0  ] и производим запись по форме в СЖ.

Расчет истинного и компасного курсов по известным линии пути при дрейфе и значению угла дрейфа .

Такая задача возникает в том случае, когда судну надо следовать по заданному маршруту (рекомендованный курс, ось фарватера или канала и пр.) или прибыть в назначенную точку при наличии дрейфа ( α = + 4,00 )

Рассмотрим пример расчета курса в назначенную точку якорной стоянки.

 находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа ;

 наносим на навигационную карту назначенную точку якорной стоянки (по и  т. Я );

 соединив исходную точку с назначенной точкой якорной стоянки (т. Я ) – получим линию пути при дрейфе – ПУ (106,0  ), снимаем ее значение с навигационной карты;

 рассчитываем значение истинного курса:

 рассчитываем значение компасного курса (для задания его рулевому):

 оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе на навигационной карте [ КК 100,0  (+2,0  ) = +4,0  ] и производим запись по форме в СЖ.

Нанесение (нахождение) счислимой точки на навигационной карте на заданный момент времени    замечаем время по часам ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ); рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного момента – Т1 :    от исходной точки по линии пути при дрейфе ( ПУ  ) откладываем рассчитанное расстояние.

Нанесение (нахождение) счислимой точки на навигационной карте на заданный момент времени

 замечаем время по часам ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 );

  • рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного момента – Т1 :

 от исходной точки по линии пути при дрейфе ( ПУ ) откладываем рассчитанное расстояние.

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку . В общем случае точка может быть задана: а) – координатами (  ,  ); б) – направлением на ориентир ( ИП или КУ ); в) – расстоянием до ориентира ( D ).  Рассмотрим пример на предвычисление времени ( Т1 ) и отсчета лага ( ОЛ1 ) прихода судна на траверз ориентира   рассчитываем величину ИП на момент прихода судна на траверз ориентира:   рассчитанный ИП  (20,0  ), а точнее ОИП  (200,0  ), проводим от ориентира до пересечения с линией пути при дрейфе (т. );

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку .

В общем случае точка может быть задана:

а) – координатами ( , );

б) – направлением на ориентир ( ИП или КУ );

в) – расстоянием до ориентира ( D ).

Рассмотрим пример на предвычисление времени ( Т1 ) и отсчета лага ( ОЛ1 ) прихода судна на траверз ориентира

 рассчитываем величину ИП на момент прихода судна на траверз ориентира:

 рассчитанный ИП  (20,0  ), а точнее ОИП  (200,0  ), проводим от ориентира до пересечения с линией пути при дрейфе (т. );

  снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );   рассчитываем время прихода судна в заданную точку:   снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );   рассчитываем время прихода судна в заданную точку:   рассчитываем показания лага ( ОЛ1 ) на время прихода судна в заданную точку: Ответ: – время и отсчет лага прихода судна на траверз ориентира.

 снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );

 рассчитываем время прихода судна в заданную точку:

  •  снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );  рассчитываем время прихода судна в заданную точку:

 рассчитываем показания лага ( ОЛ1 ) на время прихода судна в заданную точку:

Ответ: – время и отсчет лага прихода судна на траверз ориентира.

Графическое счисление координат судна с учетом течения

Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями . Причины, вызывающие морские течения, подразделяются на: внешние (ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца), и внутренние (неравномерность плотности водных масс по глубине).

Морские течения, по причинам их вызывающим, подразделяются на:

ветровые; дрейфовые; приливо-отливные; плотностные и др.

  • ветровые; дрейфовые; приливо-отливные; плотностные и др.

По глубине расположения течения подразделяются на:

поверхностные; глубинные; придонные.

По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяются на: теплые и холодные;

соленые и распресненные.

Навигационная классификация течений исходит из их устойчивости по времени. По этой классификации течения делятся на:

Постоянные. Периодические. Временные.

  • Постоянные. Периодические. Временные.

Постоянные течения  течения, направление и скорость которых длительное время остаются постоянными (Гольфстрим, Куро-Сио, Бразильское и др.).

Периодические течения  течения, направление и скорость которых непрерывно изменяются, периодически повторяя свои элементы (приливо-отливные).

Временные течения  течения, которые действуют короткий промежуток времени (ветровые, сгонно-нагонные и др.).

Сведения о течениях приводятся:

в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях;

в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах;

на специальных картах течений. На картах течения показываются условными обозначениями:

  • в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях; в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах; на специальных картах течений. На картах течения показываются условными обозначениями:

– постоянные– временные– приливное– отливное

Любое течение характеризуется направлением и скоростью.

Направление течения определяется той точкой горизонта, куда оно направлено (если «ветер дует в компас» то – «течение вытекает из компаса» ) измеряется в градусах в круговой системе счета направлений, от 0 до 360 относительно северной части истинного меридиана и обозначается КТ

Скоростью течения называется расстояние, на которое перемещаются водные массы в единицу времени. Измеряется в узлах (миль/час) и обозначается Т .

Скорость течений в открытых частях морей и океанов колеблется в широких пределах:  до 4 уз . в районах развитых постоянных океанских течений (Гольфстрим, Куро-Сио и др.).

Скорость приливо-отливных течений в отдельных узкостях может достигать 9 12 узлов.

Кроме руководств и пособий для плавания элементы течения ( КТ, Т ) могут быть определены и непосредственно на судне как с помощью приборов: абсолютного гидроакустического лага – ( ГАЛа ) или электромагнитного измерителя течений – ( ЭМИТ ); так и по высокоточным обсервациям или с помощью поплавков (буйков) – при стоянке судна на якоре.

«Ветер в компас, а течение из компаса»

При плавании в районе с течением, на судно действуют две силы:

 сила действия собственных движителей;

 сила воздействия течения.

Под действием собственных движителей судно перемещается относительно воды по линии истинного курса ( ИК ) с относительной скоростью V 0 . Под воздействием течения судно перемещается относительно поверхности Земли по направлению течения КТ с переносной скоростью, равной скорости течения Т . Суммарное же (результирующее) перемещение судна относительно поверхности Земли складывается из относительного и переносного перемещений и происходит с путевой скоростью V .

Для геометрического сложения векторов по формуле необходимо на навигационной карте:

 из счислимой точки начала учета течения (т. О ) проложить линию истинного курса ( ИК );

 от т. О по линии ИК отложить (в масштабе карты) вектор скорости судна ;

 из конца вектора (т. В ) проложить линию по направлению течения ( КТ ) и на ней (от т. В ) отложить (в том же масштабе) вектор скорости течения ;

 соединить начало вектора скорости судна (т. О ) с концом вектора скорости течения (т. А ) – получим вектор путевой скорости судна – .

Треугольник  ОАВ , сторонами которого являются векторы относительной ( ), переносной ( ) и путевой ( ) скоростей, называется  навигационным скоростным треугольником. Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется  линией пути судна при течении ( О–А ). Путь судна при течении ( ПУТ или ПУ  )   направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0  до 360  – по часовой стрелке). Угол сноса (  )   угол между линией истинного курса и линией пути судна,  обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0  до 180  со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно. Путь судна при течении ( ПУ  ), истинный курс ( ИК ) и угол сноса (  ) связаны соотношением:

Треугольник ОАВ , сторонами которого являются векторы относительной ( ), переносной ( ) и путевой ( ) скоростей, называется навигационным скоростным треугольником.

Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется линией пути судна при течении ( О–А ).

Путь судна при течении ( ПУТ или ПУ ) направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0 до 360 – по часовой стрелке).

Угол сноса ( ) угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0  до 180  со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно.

Путь судна при течении ( ПУ ), истинный курс ( ИК ) и угол сноса ( ) связаны соотношением:

При вычислениях углу сноса  придается знак «плюс» (+) или «минус» (–): «–»  если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУ     ИК (сносит влево). «+»  если течение действует в л/б судна, т.е. ПУ    ИК (сносит вправо);

При вычислениях углу сноса придается знак «плюс» (+) или «минус» (–):

«–»  если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУ ИК (сносит влево).

«+»  если течение действует в л/б судна, т.е. ПУ ИК (сносит вправо);

Учет течения при графическом счислении пути судна  Графическое счисление с учетом течения ведется на навигационной карте с соблюдением некоторых правил:   линия истинного курса ( ИК ) и линия направления течения ( КТ ) проводятся с более слабым нажимом карандаша, чем линия пути при течении ( ПУ  );   вдоль линии пути при течении ( ПУ  ) с внешней стороны навигационного скоростного треугольника подписывается [ КК 96,0  (–1,0  )  = –5,0  ];   для каждого счислимого места строится навигационный треугольник перемещений (  ОДС ), подобный навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ ); счислимое место судна находится на его линии пути при течении ( ПУ  ), около которого пишется ;   судовой журнал заполняется в соответствии с правилами его ведения. Рассмотрим решение основных задач, связанных с графическим учетом течения.

Учет течения при графическом счислении пути судна

Графическое счисление с учетом течения ведется на навигационной карте с соблюдением некоторых правил:

 линия истинного курса ( ИК ) и линия направления течения ( КТ ) проводятся с более слабым нажимом карандаша, чем линия пути при течении ( ПУ );

 вдоль линии пути при течении ( ПУ ) с внешней стороны навигационного скоростного треугольника подписывается [ КК 96,0  (–1,0  ) = –5,0  ];

 для каждого счислимого места строится навигационный треугольник перемещений (  ОДС ), подобный навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ );

  • счислимое место судна находится на его линии пути при течении ( ПУ ), около которого пишется ;
  •  судовой журнал заполняется в соответствии с правилами его ведения.

Рассмотрим решение основных задач, связанных с графическим учетом течения.

Задача № 1. Расчет линии пути судна при течении ( ПУ ) и угла сноса ( ) по известным ИК, V 0 и элементам течения ( КТ , Т ).

Дано: ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ), V 0 (7,0 уз.), КТ (50,0  ), Т (1,4 уз.).

Определить: ПУ , . Решение :

  • Рассчитываем значение истинного курса ИК = ГКК +ГК = 96,0  + (–1,0  ) = 95,0  .
  • Из точки начала учета течения проводим линию истинного курса судна ( ИК ) и отложим по ней (от т. О ) вектор относительной скорости в масштабе карты (1 уз. = 1 миле).

 Из конца вектора (т. А ) проводим линию по направлению течения ( КТ = 50  ) и отложим по ней (от т. А ) вектор скорости течения (1,4 уз.) в том же масштабе .

  • Соединяем точку начала учета течения (т. О ) с концом вектора скорости течения (т. Б ) и с помощью параллельной линейки и транспортира штурманского снимаем направление этой линии – линии пути при течении ( ПУ = 90,0  ).

 Рассчитываем угол сноса судна течением = ПУ ИК = 90,0  – 95,0  = –5,0  .

 Подписываем линию пути судна при течении с внешней стороны навигационного скоростного треугольника (  ОАБ ).

ГКК 96,0  (–1,0  ) = –5,0  .

 Заполняем судовой журнал согласно правил его ведения.

Задача № 2. Расчет счислимого места судна на заданный момент времени. Нахождение счислимого места на заданный момент времени сводится к построению  треугольника перемещений (  ОСД ) подобного навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ ). Дано:  Т 0  (09.50), ОЛ 0  (33,0), ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ),  (–5,0  ), V 0  (7,0 уз.), К Т  (50,0  ),  Т  (1,4 уз.). Найти:  счислимое место судна на момент времени Т 1 (11.10) при ОЛ 1 (42,7). Решение :   Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1. Рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки (т. О ) до заданного : ( К Л – из «Таблицы поправок лага по V Л = 7,0 уз.); где t = Т1 – Т0 = 11.10 – 09.50 = 1 ч 20 м . S Л = S ОБ .

Задача № 2. Расчет счислимого места судна на заданный момент времени.

Нахождение счислимого места на заданный момент времени сводится к построению треугольника перемещений ( ОСД ) подобного навигационному скоростному треугольнику ( ОАБ ).

Дано: Т 0 (09.50), ОЛ 0 (33,0), ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ), (–5,0  ), V 0 (7,0 уз.), К Т (50,0  ), Т (1,4 уз.).

Найти: счислимое место судна на момент времени Т 1 (11.10) при ОЛ 1 (42,7).

Решение :

 Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1.

  • Рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки (т. О ) до заданного :

( К Л – из «Таблицы поправок лага по V Л = 7,0 уз.);

где t = Т1 – Т0 = 11.10 – 09.50 = 1 ч 20 м . S Л = S ОБ .

  Рассчитанное расстояние S Л = S ОБ  (9,3 мили) отложим от исходной точки (т. О ) по линии истинного курса ( ИК ) – ( S Л = S ОБ = 9,3 мили – ).   Из полученной на линии ИК точки (т. С ) проводим линию по направлению учитываемого течения КТ (  ) до пересечения ее с линией пути на течении. Точка пересечения (т. Д ) и даст нам искомое счислимое место судна на заданный момент времени.   У счислимого места на заданный момент времени (т. Д ) подписываем .

 Рассчитанное расстояние S Л = S ОБ (9,3 мили) отложим от исходной точки (т. О ) по линии истинного курса ( ИК ) – ( S Л = S ОБ = 9,3 мили – ).

 Из полученной на линии ИК точки (т. С ) проводим линию по направлению учитываемого течения КТ (  ) до пересечения ее с линией пути на течении. Точка пересечения (т. Д ) и даст нам искомое счислимое место судна на заданный момент времени.

 У счислимого места на заданный момент времени (т. Д ) подписываем .

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку при учете течения. Точка , как правило, задается:  1. координатами (  ,  ); 2. Направлением на ориентир (пеленг или курсовой угол); 3. Расстоянием до ориентира. Независимо от способа «задания» точки, она должна находиться на линии пути при учете течения ( ПУ  ) → т. «Д». Дано:  ГКК (92,0  ),  ГК (–2,0  ), V 0  (7,0 уз.), К Т  (145,0  ),  Т  (2,0 уз.). Найти:  , когда судно будет в заданной точке Д (  и   ;  ор. К ; D З  ор. М ). Решение :   Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1 ( ПУ  = 103,0  ,  = +13,0  ).   Находим место заданной т. Д на карте ( 1. по  и   ; 2. по  ор. К – ИК  = ИК – 90  = 0,0  или с ор. К на судно – ОИП  = 180,0  ; 3. по D З от ор. М ).   Из т. Д проводим линию, обратную направлению течения ( КТ   180  ), до пересечения ее с линией истинного  курса судна ИК (  )  т. С . С помощью циркуля-измерителя снимаем расстояние ( S ) от т. О до т. С по линии истинного курса судна ( ИК ). Рассчитываем время ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ):  где и , где ( S   ).    Подписываем найденные значения ( ) у заданной точки (т. Д ).

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку при учете течения.

Точка , как правило, задается: 1. координатами ( , ); 2. Направлением на ориентир (пеленг или курсовой угол); 3. Расстоянием до ориентира.

Независимо от способа «задания» точки, она должна находиться на линии пути при учете течения ( ПУ ) → т. «Д».

Дано: ГКК (92,0  ),  ГК (–2,0  ), V 0 (7,0 уз.), К Т (145,0  ), Т (2,0 уз.).

Найти: , когда судно будет в заданной точке Д ( и ;  ор. К ; D З ор. М ).

Решение :

 Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1 ( ПУ = 103,0  , = +13,0  ).

 Находим место заданной т. Д на карте ( 1. по и ; 2. по  ор. КИК  = ИК – 90  = 0,0  или с ор. К на судно – ОИП  = 180,0  ; 3. по D З от ор. М ).

 Из т. Д проводим линию, обратную направлению течения ( КТ  180  ), до пересечения ее с линией истинного курса судна ИК (  )  т. С .

  • С помощью циркуля-измерителя снимаем расстояние ( S ) от т. О до т. С по линии истинного курса судна ( ИК ).
  • Рассчитываем время ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ):
  • где и , где ( S  ).

 Подписываем найденные значения ( ) у заданной точки (т. Д ).

(обратная № 1) Расчет компасного или истинного курса по известным элементам течения ( КТ , Т ), скорости судна ( V 0 ) и заданной линии пути при течении ( ПУ ).

Дано: ПУ (путь к причалу), V 0 , К Т , Т .

Найти: КК , .

Решение :

  • Из точки начала учета течения (т. О ) проводим заданную линию пути при течении – ПУ ( ) 117,0  . → ее направление снимаем с карты.

 Из этой же точки (т. О ) проводим линию по направлению течения ( ) и отложим на ней (от т. О ) вектор скорости течения в масштабе карты.

 Из конца вектора течения (т. А ) радиусом, равным скорости судна (в том же масштабе) делаем засечку на линии пути при течении  т. С .

 С помощью параллельной линейки соединяем конец вектора течения (т. А ) и т. С и параллельно переносим в точку начала учета течения (т.е.  ). Направление линий и соответствует истинному курсу ( ИК ) судна. С помощью параллельной линейки и транспортира штурманского снимаем направление линии истинного курса судна ( ИК = 97,0  ).

 Рассчитываем значение угла сноса судна течением:

 Рассчитываем значение гирокомпасного курса судна:

.

(этот курс рулевой будет держать по компасу от т. О до т. Б ).  Заполняем по форме судовой журнал.

Совместный учет дрейфа от ветра и течения при графическом счислении пути судна В практике судовождения часто случается, что течение и ветер действуют на судно одновременно. Если угол дрейфа от ветра (  ) и элементы течения ( КТ ,   Т ) известны – производится последовательный учет сначала дрейфа от ветра (  ), а затем течения (  ). Угол суммарного сноса – алгебраическая сумма значений углов  и  . На путевой навигационной карте вначале прокладывается линия ПУ  = ИК +    линия, по которой следовало бы судно, если бы не было течения На линии ПУ  откладывается вектор скорости судна по лагу в выбранном масштабе (отрезок ). Из конца вектора скорости судна (т. К ) откладывается вектор скорости течения в том же масштабе (отрезок ). Соединив начальную точку начала учета  и  (т. С ) с концом вектора течения (т. Б ), получим линию пути. Отрезок укажет путевую скорость судна. Если нам известны элементы течения ( КТ ,   Т ) и  и нужно рассчитать безопасный курс (или курс в заданную точку) , то:

Совместный учет дрейфа от ветра и течения при графическом счислении пути судна

В практике судовождения часто случается, что течение и ветер действуют на судно одновременно.

Если угол дрейфа от ветра ( ) и элементы течения ( КТ , Т ) известны – производится последовательный учет сначала дрейфа от ветра ( ), а затем течения ( ).

Угол суммарного сноса – алгебраическая сумма значений углов и .

На путевой навигационной карте вначале прокладывается линия ПУ = ИК +  линия, по которой следовало бы судно, если бы не было течения

На линии ПУ откладывается вектор скорости судна по лагу в выбранном масштабе (отрезок ). Из конца вектора скорости судна (т. К ) откладывается вектор скорости течения в том же масштабе (отрезок ).

Соединив начальную точку начала учета и (т. С ) с концом вектора течения (т. Б ), получим линию пути. Отрезок укажет путевую скорость судна.

Если нам известны элементы течения ( КТ , Т ) и и нужно рассчитать безопасный курс (или курс в заданную точку) , то:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти определенное слово в поисковике
  • Как найти степень в уравнении калькулятор
  • Как найти подслушано в контакте
  • Как найти динамику инфляции
  • Как найти поставщиков в контакте