Как найти украденную картину

Как находят украденные картины

Казалось бы, совершенно очевидно: чтобы найти украденные картины, необходимо ненадолго побывать в «шкуре» вора. И постараться представить, как возможно продумать план кражи и каким образом его осуществить. А также куда произведения искусства можно спрятать и где их реализовать. Но здесь не поможет только знание закономерностей. Если бы это было так легко, то многие произведения искусства были бы уже на своем прежнем месте.

Как находят украденные картины

Иногда злоумышленника выдает само место преступления. А точнее — оставленные на нем улики, присутствие невольных свидетелей и неординарное поведение воров.

Например, в 2000 году в Национальном музее г. Стокгольма произошла дерзкая кража трех картин двух знаменитых художников: Ренуара и Рембрандта. Похищение запланировала преступная группировка людей, которые знали толк в искусстве. Ведь общая ценность полотен составляет не менее 30 млн $. Выдала их тяга к романтике и приключениям. Они сели на моторную лодку и покинули пункт происшествия, оставив после себя толпу зевак. В результате примерно через полгода дело о похищении было раскрыто.

Почти комический случай произошел в музее Ван Гога г. Амстердама. Похитители двух картин работали очень энергично и даже успели скрыться от полиции. На этот раз воров подвела банальная торопливость, ведь «растяпы» оставили на месте кражи свои головные уборы. А в них, естественно, были волосы. Благодаря полученным образцам ДНК злодеи незамедлительно подверглись праведному суду.

Бывали случаи, когда знаменитые полотна в художественных галереях спокойно уносили среди бела дня, невзирая на неусыпное внимание множества охранников. Шотландский замок Драмланрига до сих пор хранит воспоминания о том, как грабители в 2003 году прикинулись полицейскими и сказали своей экскурсионной группе, что проводят учения, чтобы люди не поднимали панику, когда те станут забирать картину «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи. А одно из самых самое грандиозных ограблений произошло в в музее Isabella Stewart Gardner Бостона. Там путем обмана охраны вынесли 13 картин с общей стоимостью в 500 миллионов $.

Временами картины ищут в тех местах, где похитители пытаются их продать. Это могут быть сайты и красочно-оформленные аукционные каталоги с размещенными в них фото произведений искусства. Шедевры спокойно могут находиться в частных домах ничего не подозревающих хозяев, которые их приобрели. Закономерно, что для поиска пропажи зачастую требуется провести тщательно спланированную операцию с участием спецслужб.

Кроме того, существует немало любопытных фактов, касающихся похищения картин. К примеру, иногда под подозрение попадают невиновные люди, то есть талантливые художники, которые делают копии популярных полотен. Занимательно, что за всю историю человечества чаще всего крали картины художника Пикассо. Также выяснилось, что большинство похитителей, которых сумели разоблачить, прятали свои приобретения на кладбищах и в камерах хранения. Примечательно, что легендарную картину Рембрандта из-за ее довольно малых размеров (29,99/24,99 см) умудрились украсть целых 4 раза.

Мотивация у воров может не поддаваться никакой логике. Например, картины иногда похищали не с целью наживы и перепродажи, а из-за любви к искусству. Ценитель красоты и старины Стефан Брайтвизер всего лишь за 7 лет путешествий по Европе наворовал свыше 200 различных антикварных вещей, в том числе и и картин. Все это он собирал исключительно для своего дома.

Цели похитителей даже могут заслуживать уважения. Например, итальянец Винченцо Перуджиа , который работал в картинной галерее Лувра, был патриотом своей страны. И по этой причине решил вывезти на Родину шедевры итальянской живописи. Естественно, что общественное мнение его полностью поддержало, и он избежал наказания.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что судьбу украденных картин отследить бывает весьма сложно. Именно поэтому на их поиски уходит порой много лет.

«Портрет молодого человека» Рафаэля. Судьба неизвестна с 1945 года

Картина «Портрет молодого человека». Худ. Рафаэль Санти. Доска, масло. ок. 1513-14 годы. Фото: wikipedia.org

Стоимость: 100 миллионов долларов

Нацисты совершили множество преступлений против искусства: авангард они считали «дегенеративным», а классическую живопись массово присваивали. Это случилось и с «Портретом молодого человека» Рафаэля, созданным в 1513-1514 годах. Существует мнение, что это автопортрет художника. В 1798 году картина попала в Польшу и принадлежала знатному польскому роду Чарторыйских. Незадолго до окончания Второй мировой войны полотно попало в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. Позднее в ходе допросов Франк перечислил места, где нацистское правительство прятало конфискованные произведения искусства, однако найти картину так и не удалось. На новый след картины удалось напасть лишь в августе 2012 года. Тогда в МИД Польши заявили, что работа Рафаэля не была уничтожена, а хранится «в безопасности в одном из банковских сейфов». Впрочем, в какой стране расположен банк, неизвестно.

«Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» Караваджо. Пропала в 1969 году

Картина «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием». Худ. Караваджо. Холст, масло. 1609 год. Фото: wikipedia.org

Стоимость: Не менее 20 миллионов долларов

Свою картину, на которой изображен младенец Христос в окружении святых, Караваджо написал за год до смерти, в 1609 году. После этого полотно перевезли в Сицилию. Там оно и хранилось в часовне Сан-Лоренцо в Палермо на протяжении трех с половиной веков, пока в ночь на 18 октября 1969 года двое неизвестных не похитили ее. С тех пор работа кисти Караваджо стала одним из самых разыскиваемых произведений искусства, ее судьба обросла мифами. Самая неутешительная версия такова: сицилийские мафиози спрятали полотно на ферме, где его погрызли свиньи или крысы, а остатки холста были сожжены.

«Концерт» Яна Вермеера и «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта. Похищены в 1990 году

Фрагмент картины «Концерт». Худ. Ян Вермеер. Холст, масло. ок. 1663 год. Фото: wikipedia.org

Общая стоимость: 300-350 миллионов долларов

Написанная в 60х годах XVII века картина «Концерт» Яна Вермеера была утеряна в результате одной из самых масштабных арт-краж XX века. В ночь на 18 марта 1990 года злоумышленники под видом полицейских проникли в музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, которые якобы приехали на вызов. Всего за 81 минуту они похитили 13 полотен, включая шедевр Вермеера. По оценкам экспертов, общая стоимость похищенного превышает 500 миллионов долларов. Работа Вермеера оценивается в 250 миллионов, что делает ее самой дорогой среди всех похищенных произведений искусства. Интересно, что ранее это полотно уже пропадало с «арт-радаров»: в 1696 году оно было продано в Амстердаме, и более века о ней никто не слышал. В 1892 году на аукционе в Париже ее приобрела меценат Изабелла Стюарт Гарднер за 5 тысяч долларов, после чего выставила в основанном ею музее.

Фрагмент картины «Христос во время шторма на море Галилейском». Худ. Рембрандт Ха́рменс ван Рейн. Холст, масло. 1633 год. Фото: wikipedia.org

Кроме произведения Вермеера, во время ограбления музея в Бостоне была утеряна картина «Христос во время шторма на море Галилейском». Написанная в 1633 году, она является единственным морским пейзажем Рембрандта. Полотно оценивают в 50-100 миллионов долларов.

«Вид на Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна. Похищена в 1999 году

Фрагмент картины «Вид на Овер-сюр-Уаз». Худ. Поль Сезанн. Холст, масло. ок. 1879 год. Фото: wikipedia.org

Стоимость: около 5 миллионов долларов

В новогоднюю ночь никому нет дела до того, что творится в музее, решили грабители, вознамерившиеся похитить полотно Сезанна, и не прогадали. В 1999 году пока вся страна пила шампанское и любовалась фейерверками, отсчитываю минуты до наступления нового тысячелетия, похитители пробрались в зал Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде, где висели полотна импрессионистов, и унес с собой самое ценное — «Вид на Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна. Впрочем, не обошлось без спецэффектов: мошенники бросили в музее дымовую шашку, и пока охрана под шум петард пыталась понять, что произошло, незаметно скрылись. Интересно, что сам художник не оставил на холсте подписи, считая картину незавершенной, отмечают специалисты. Впрочем, на оценку стоимости полотна это не повлияло, картина оценивается примерно в 5 миллионов долларов.

«Маки» Винсента Ван Гога. Пропала в 2010 году

Картина «Маки». Худ. Винсент Ван Гог. Холст, масло. 1887 год. Фото: wikipedia.org

Стоимость: около 50 миллионов долларов

Работу голландского постмодерниста похитили не ночью, как это часто бывает, а обычным утром, когда Музей Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире только открылся. Никто не ожидал столь наглой кражи, поэтому из 43 камер работали лишь 7, а подведенная к экспонатам сигнализация толком не работала. После обнаружения пропажи спецслужбы в надежде перехватить ценное полотно блокировали вокзалы, причалы, аэропорты, но тщетно. Любопытно, что спустя два года британские искусствоведы выдвинули версию, что оригинальная картина Ван Гога якобы была похищена еще в 1978 году, а затем продана за границу, а в 2010-м злоумышленники рисковали свободой ради копии. Однозначно опровергнуть или подтвердить эту гипотезу так и не смогли.

«Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо. Украдена в 2010 году

Фрагмент картины «Голубь с зеленым горошком». Худ. Пабло Пикассо. Холст, масло. 1911 год. Фото: wikipedia.org

Стоимость: примерно 28 миллионов долларов

Ограбление века произошло в мае 2010 года во Франции. Человек-паук, как прозвали в СМИ альпиниста и вора Вьерана Томича, проник в Музей современного искусства в Париже и вытащил оттуда пять картин — работы Пикассо, Матисса, Брака, Леже и Модильяни. Все складывалось для похитителя самым удачным образом: сигнализация не работала, охранники дремали, камера наблюдения ему удалось отключить. Спустя полтора года полицейским удалось вычислить вора. На скамье подсудимых Томич заявил, что запаниковал, когда почувствовал слежку, и уничтожил все похищенные полотна, включая самое ценное — «Голубь с зеленым горошком» кисти Пабло Пикассо. Правда, словам похитителя не поверили и поиски картины до сих пор продолжаются.

«Эффект снега» Джакомо Ди Кирико. Пропал в ноябре 2022 года

«Эффект снега». Худ. Джакомо ди Кирико. Холст, масло. ок. 1870-е годы. Фото: wikipedia.org

Точная стоимость неизвестна

Совсем недавно в Италии произошла громкая кража. В начале ноября из Национального музея Матеры была украдена картина «Эффект снега». Эту работу один из самых известных представителей неаполитанской школы живописи — Джакомо Ди Кирико написал в 70-х годах XIX века.

На картине изображена закутанная в покрывало молодая женщина, идущая по заснеженному полю вдаль от бедного крестьянского дома.

Украденное полотно является частью коллекции Камилло Д’Эррико, включающей в себя 304 картины и 608 графических работ.

Кстати

Самым похищаемым художником считается Пикассо — «Голубь с зеленым горошком» является самой дорогой из всех 1147 украденных картин. Второе место занимает Лоуренс Лаури, замыкает тройку самых похищаемых Марк Шагал.

Как находят украденные картины. Самые знаменитые похищения картин Украденные картины рембрандта

Кражи произведений искусства, несмотря на сложность этого «ремесла», остаются популярными среди грабителей. Этот криминальный бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почётное» четвёртое место по обороту денег среди преступлений. /сайт/

Кражи картин являются старинным промыслом, но остаются популярными и сегодня. В понедельник, 14 марта, полиция Мадрида рассказала об одной из крупнейших краж за последние десятилетия. Преступники похитили пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью 30 миллионов евро. Произведения украдены из частного дома друга знаменитого художника.

Кража произошла ещё в июле прошлого года, однако владелец картин и полиция ранее не обнародовали данную информацию. Грабители воспользовались отсутствием хозяев, отключили сигнализацию и вынесли картины. При этом злоумышленники смогли остаться незамеченными. Хозяева картин и правоохранители надеются, что картины всё ещё находятся в Испании.

Это не единственная за последнее время кража картин, хотя и одна из крупнейших. Даже если полиции удаётся раскрыть преступление, то найти картины получается не всегда. Чаще всего грабители продают картины перекупщикам, а те — коллекционерам. Нередко произведения искусств попадают за границу, после чего их след теряется.

Знаменитые арт-преступления

В 2012 году грабители вынесли из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам семь картин Пикассо, Моне, Гогена, Матисса и других известных художников. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Эта кража стала крупнейшей в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин. Совершение преступления заняло у грабителей две минуты. Полиция нашла преступников, однако похищенные картины ищут до сих пор.

Не менее дерзкое преступление произошло в 1990 году, когда двое мужчин, переодетых полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых картины Рембранта, Дега Вермеера и других художников. Преступники находились в музее 81 минуту, но никто их не остановил. Спустя 23 года после совершения преступления ФБР объявила о его раскрытии. Однако личности грабителей так и не были обнародованы, а картины до сих пор не найдены. В музее и сейчас оставлены пустые места и рамы на тех местах, где когда-то были экспонаты.

Однако есть ограбления, которые заканчивались менее печально, и даже принесли пользу самому экспонату. Так произошло с известной «Моной Лизой», которая не всегда была такой популярной. До 1911 года о картине знали лишь искусствоведы, однако кража произведения принесла ему мировую славу. Картину украл работник Лувра, который просто вынес её под одеждой. Журналисты настолько растиражировали информацию о преступлении, что сделали его настоящей мировой сенсацией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.

Знаменитое произведение было найдено в 1913 году, спустя два года после кражи. Этому способствовал сам грабитель, опубликовавший объявление о продаже «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдать их за оригинал. После того как картина вернулась в Лувр, она стала объектом поклонения, как шедевр мировой классики.

Эксперты утверждают, что оценить число картинных краж невозможно. Единственная страна, в которой есть полицейское арт-подразделение — это Италия. Однако даже в этой стране ежегодно регистрируют более 20 тысяч арт-преступлений. Специалисты утверждают, что урон от арт-преступлений гораздо серьёзнее, чем мы привыкли думать. Картины меняют на оружие, наркотики и другие опасные вещи.

Самыми популярными у преступников являются произведения Пикассо, Шагала, Ренуара, Ван Гога и Дали. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в $7 млрд. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путём, постоянно растёт. Эксперты отмечают, что спрос рождает предложение. Пока создаются шедевры, всегда будут те, кто захочет их заполучить любыми путями. Поэтому всегда будет востребована работа тех, кто сможет украсть эти вожделенные произведения искусства.

Как это ни удивительно, но факт похищения произведений искусства прямо из музея – это не сюжет из старого фильма или классического детектива. К сожалению, это реалии сегодняшнего дня: половина самых ценных украденных картин
были похищены в конце ХХ – начале ХХІ вв. Несмотря на усиленную охрану, камеры наблюдения и сигнализацию, криминальным талантам удается и в наши дни совершать подобные «подвиги». В нашем обзоре – самые дорогие картины, украденные и до сих пор не найденные.

В 2010 г. во Франции произошла кража, которую назвали «ограблением века»: из Парижского музея современного искусства грабитель вынес 5 полотен, взломав оконную решетку. В числе похищенных были картины Матисса, Пикассо, Брака, Модильяни, Леже. Через полтора года полиции удалось найти и заказчика, и исполнителя, но картины исчезли бесследно: заказчик утверждал, что уничтожил их, когда обнаружил за собой слежку. Самой дорогой среди пропавших была картина Пикассо «Голубь с зеленым горошком» – ее стоимость оценивают в 28 млн долларов.

Самым любимым художником грабителей можно назвать Ван Гога – уже несколько его полотен исчезли бесследно. В 2002 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме украли две картины стоимостью 30 млн долларов каждая – «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид моря в Шевенингене». Воры проникли в музей через крышу. Двух подозреваемых задержали через год, но полотен у них не нашли.

А в 2010 г. из Музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире среди бела дня украли картину Ван Гога «Маки» («Ваза с цветами»), стоимостью около 50 млн долларов. Из 43 камер видеонаблюдения работало только 7, а сигнализация была отключена. При этом с момента открытия и до обнаружения пропажи в музее побывали всего 10 посетителей. Эту же картину в 1978 г. уже похищали, но тогда удалось найти вора и вернуть ее в музей. На этот раз ни одна из украденных картин до сих пор не найдена.

Громкие преступления случались и в ХХ в. Одним из них было похищение 13 картин из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 г. Воры оделись как полицейские, скрутили охранников, заперли их в подвале и вынесли полотна, среди которых была картина «Шторм на море Галилейском» Рембрандта ван Рейна и картина Вермеера «Концерт». Эти две работы сегодня называют самыми дорогими из украденных, стоимость каждой – 500 млн долларов.

Многие картины исчезли во время Второй мировой войны, когда нацисты конфисковывали полотна из музеев и частных коллекций. Бесследно пропала картина Рафаэля «Портрет молодого человека», вывезенная из польского музея Чарторыйских в 1939 г. На сегодняшний момент это одна из самых дорогих пропавших картин – ее оценивают в 100 млн долларов.

Печальная судьба ждала картину Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»: в 1969 г. она исчезла из часовни Сан Лоренцо в Палермо. В краже обвиняли сицилийскую мафию, в 2009 г. один из обвиняемых признался на суде в том, что картину держали в сарае, где ее обглодали крысы и свиньи. После чего шедевр стоимостью 20 млн долларов сожгли. Впрочем, эта версия не была подтверждена или опровергнута.

топ-10 самых дорогих картин
в мире.

Похищение произведений искусства, кажется, не в силах предотвратить даже самое современное охранное оборудование. На днях на ярмарке Art Miami злоумышленники похитили серебряное блюдо работы Пикассо. Пока преступников ищут, мы решили рассказать о других громких музейных кражах

Самая знаменитая кража: приключения «Моны Лизы»

В наши дни знаменитую «Джоконду» сложно не то что украсть, но и просто сфотографировать исподтишка. Сто лет назад «Мона Лиза» тоже считалась жемчужиной коллекции Лувра, однако отсутствие современных технологий не позволяло охранять ее так же ревностно, как сейчас. В 1911 году картину украли. В преддверии Первой мировой ограбление обросло политическими домыслами. Мол, немцы похитили «Мону Лизу», чтобы унизить Францию. Немцы, в свою очередь, предположили, что французы обворовали сами себя, чтобы дискредитировать их. Но злоумышленником оказался итальянец Винченцо Перуджа, трудившийся в Лувре в качестве разнорабочего. Знакомый с музейным распорядком, похититель смог незаметно вынести полотно. Разоблачили злоумышленника только в 1913 году, когда тот предложил «Мону Лизу» директору итальянского музея Уффици, который тут же вызвал полицию — вскоре картина вернулась в Париж. Раскрыли преступление очень своевременно: через несколько месяцев страны-участницы столкнулись в Первой мировой.

Заботливая мать: как шедевры погибли в мусорном баке

Стефан Брайтвизер — один из самых известных арт-преступников последних лет. Музейное воровство он поставил на широкую ногу: его жертвами стали музеи во Франции, Нидерландах, Германии, Австрии и Бельгии. Официально молодой человек работал официантом, а неофициально был незаконным обладателем предметов искусства общей стоимостью почти $1,5 миллиарда. С 1995 по 2001 Брайтвизер украл более 200 экспонатов, среди которых — работы Брейгеля, Антуана Ватто, античные вазы, старинные музыкальные инструменты. Хранились украденные шедевры дома у матери Брайтвизера. Попался грабитель на краже охотничьего рожка в швейцарском музее. Узнав из газет о поимке любимого чада, матушка Брайтвизера поспешила уничтожить «улики»: полотна она разрезала и выбросила в мусорный бак, а антиквариат скинула в водный канал. Кажется, за подобное преступление даже в демократичной Европе злоумышленникам должно светить самое суровое наказание. Как бы не так: мать и сын, повинные в краже и уничтожении целой коллекции арт-объектов, отсидели 18 и 26 месяцев соответственно.

Игра в переодевание: как ограбили Музей Изабеллы Гарднер

Если Брайтвизер похищал предметы искусства долго и методично, то главные действующие лица следующей криминальной истории за один присест похитили шедевры, стоимость которых по разным оценкам составляет от $200 до $500 миллионов. В ночь на 19 марта 1990 года из бостонского Музея Изабеллы Гарднер были похищены «Мужчина и женщина в черном» и «Шторм в Галилее»
кисти Рембрандта, «Концерт» Вермеера, работы Эдуарда Мане, акварели Дега и другие шедевры. Злоумышленники, переодевшись в полицейских, без труда проникли в музей, связали охранников, вырезали полотна из рам, прихватили пленку из камер видеонаблюдения и отправились восвояси. Все это они проделали менее чем за полтора часа. Искали их гораздо дольше — ФБР объявило о раскрытии дела лишь в 2013 году. Личности преступников установили, но пропавшие шедевры так и не нашли — залы Музея Изабеллы Гарднер до сих пор украшают пустующие резные рамы, ожидающие возвращения своих дорогостоящих хозяев.

Голливудская история в Стокгольме

Злоумышленники, обворовавшие Национальный музей в Стокгольме, тоже отличились изобретательностью, однако оказались куда менее удачливыми, чем американские грабители. Прежде чем отправиться в музей, преступники решили обезопасить себя не самым изящным образом — заложив бомбу на другом конце города. Пока датская полиция разбиралась со взрывчаткой, злоумышленники проникли в музей, прикарманили несколько полотен Рембрандта и Ренуара общей стоимостью $30 миллионов. С места преступления грабители скрылись весьма живописным способом — на скоростной лодке. Получилась история в духе американского блокбастера. «Хеппи-энд» не заставил себя ждать — банду из восьми человек поймали две недели спустя. Правда, полотна нашли несколько позже: «Разговор с садовником» Ренуара обнаружили в 2001 году, а автопортрет Рембрандта — в 2005.

Похищение Ван Гога: кража, раскрытая за полчаса

Преступники, похитившие 20 полотен из Музея Винсента Ван Гога в 1991 году, действовали по плану, который может разработать любой школьник средних классов. Сначала надо спрятаться в музее перед закрытием. Затем, натянув на головы чулки с дырочками для глаз, набрать картин стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и скрыться с места преступления. Схема до смешного стереотипная, простая. Так же просто оказалось поймать злоумышленников и вернуть картины знаменитого живописца — полиция потратила на это чуть более получаса. Ложку дегтя в бочку сыскного меда добавляет только то, что даже за такой короткий промежуток времени преступники успели повредить практически все украденные полотна.

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?

Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?

На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда

камера хранения

кладбище


Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза — чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте — в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.


Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?

В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.


Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?

Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.

Ушедший год был насыщен криминальными сводками из мира искусства

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Дерзкая кража картины «Ай-Петри. Крым» прямо на выставке в Третьяковке. Исчезновение пяти полотен в частной московской галерее «Артефакт». Ограбление Дрезденской галереи на миллиард евро. Кто они, представители преступного мира, замахивающиеся на святое? Об этом расскажет искусствовед Софья Багдасарова в книге «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства», которая вышла в издательстве «Эксмо». С любезного позволения автора публикуем яркие отрывки.

Крадут всегда, крадут везде. Игра стоит свеч. Десятки, сотни, миллионы долларов — добыча, которая сводит с ума. В конце книги приведена летопись громких краж с 1762 по 2019 год — список внушителен.

Бесценный «Ладомир»

1904 год, 29 июня. Из Богородицкого монастыря в Казани похищена Казанская икона Богоматери XVI века в драгоценном окладе вместе с иконой Спасителя и деньгами из свечных ящиков. Вор Варфоломей Чайкин был найден. Драгоценности он продал, а икону сжег. По преданиям, икона на самом деле была тайно спасена, поиски до сих пор продолжаются по всему миру.

Книжка «Ладомир» Хлебникова

Книжка «Ладомир» Хлебникова продана за 18 млн руб.

Случай может озолотить счастливчика. Разбирая бабушкину квартиру, вы выбросили мусор, в кучку сложили все, что показалось ценным. Смотрите на дореволюционный томик Достоевского и думаете: «Сейчас продам и разбогатею!» Где там! Скорее всего, если речь о книгах, все самое ценное вы уже отнесли на помойку. Потому что это было нечто послереволюционное, тоненькое, на дешевой бумаге. Времен авангарда. Так, пару лет назад прижизненное издание Велимира Хлебникова «Ладомир» было продано за 18 млн руб.

«Серов № 2»

У одного коллекционера имелся портрет — женское ню Серова. В дом залезли, картину украли. Обратился в милицию, уголовное дело возбудили, но мешало, что на картину никаких бумаг нет. Он обратился к бригаде художников, которые по фотографиям точно такого же «Серова» сделали. Отнесли экспертам, и те состряпали документ с громким заголовком «Для МВД России». «Серова № 2» владелец оставил у художников, ему нужна была только бумага. Предъявил экспертизу. Через некоторое время «Серова № 1» нашли и возвратили. А второй все стоял в мастерской. Кто-то умный подумал: что он тут без дела пылится? И отнес в галерею на продажу. Через месяц звонок. Какая-то дама, увидев «Серова № 2», чуть в обморок не упала. Оказалось, она час назад была в гостях у того коллекционера и «Серова № 1» на стене видела. Пришлось из галереи картину забрать. Самое интересное, что «Серов № 1» тоже был фальшивый…

«Обнажённая»

«Обнажённая», которую приписывали кисти Серова, оказалась фальшивкой

Покупка не глядя

Человек получил от дедушки наследство — квартиру, набитую антиквариатом. Много было живописи. Авторы — крепкий второй ряд. В основном этюды. Казалось бы, продавай и радуйся. Но дедушка-засранец считал себя не просто коллекционером. Он считал себя реставратором. Он сам чистил, сам подновлял. Но главная беда — дописывал то, что считал утратами. И подписи! Он обвел их сверху новой краской, чтобы были четче. Полсотни картин погубил. Никто покупать с их фальшивыми подписями, конечно, не будет.

На аукционах, пока к ним не попривыкли, тоже творился цирк с конями. Работники арт-рынка рассказывают: «Сейчас уже другая эпоха. Угара нет, народ стал приличным. И сильно беднее. К тому, как вести себя надо, привыкали долго. Однажды, в девяностых, привели пьяного миллионера. Посадили за стол. То ли кто-то ему помогал, руку его поднимал, то ли он сам дергался. Но накупил много. Потом, когда проспался: «Ну хоть покажите мне, что я накупил-то». И проблем с ним потом не было. Приятный клиент».

Чуприков

Чуприков, унёсший пейзаж Куинджи «Ай-Петри», получил три года колонии. Фото: © РИА «Новости»

Чистый шантаж

Есть одна художница, которая писала в наивном стиле. Дура дурой. Но сделала бизнес, которым управляет железной рукой. Ей уже сильно за 70, и писать на продажу в больших количествах она не может. Дама весьма популярна и плодовита, поэтому в ротации много ее произведений. Любому человеку, который звонит с просьбой подтвердить подлинность, она всегда отвечает: «Любая картина, которая куплена не у меня лично, — фальшак». Шокированный владелец бежит к галеристу, у которого эти картины купили. Галерист приходит к художнице, кланяется в ножки, говорит: «Пожалуйста, посмотрите картину, ваша же работа, у такого-то куплена». Она отвечает: «Покупайте еще несколько вещей — тогда дам вам подтверждение на эту». Чистый шантаж.

Пейзаж Куинджи «Ай-Петри»

Пейзаж Куинджи «Ай-Петри»

Кислотный маньяк

Иной интерес вызывают вандалы, которые уничтожают картины из «чистой любви к искусству». Чаще всего это просто больные люди.

Милосердное европейское правосудие пять раз арестовывало кислотного маньяка Ханса-Иоахима Больмана, осуждало на короткие сроки в тюрьме, освобождало по апелляциям. Больман повредил 56 картин: помимо двух Рембрандтов, это картины Дюрера, Кранаха Старшего, Рубенса, нескольких голландцев XVII века… Материальный ущерб, нанесенный им, оценивается в несколько сотен миллионов евро, о культурном даже страшно задумываться.

Увы, порой истории вокруг полотен куда более трагичные. В 1821 году в Риме убили натурщицу Ореста Кипренского, преступление совершили прямо в мастерской. Труп, обернутый в холст, преступник поджег. Художника называли виновником трагедии.

Полотно Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция»

Полотно Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция» (1609 — 1611) олигарх Владимир Логвиненко приобрел за $3,5 млн

Советы будущим похитителям

1. Последнее дело — вырезать холст снаружи из рамы. Выдирая таким способом, вы мгновенно добычу обесцениваете. Целиковые картины, то есть с полосами холста, которые были спрятаны под раму, можно продать намного дороже (они не выглядят подозрительно). Обрезанное полотно труднее хранить — стабильность грунта нарушена, краска осыпается, холст треплется.

2.Очень часто найденная картина имеет характерные сгибы — вор обращается с ней, как будто это одеяло: складывает квадратиком. Так повредили «Поцелуй Иуды» ученика Караваджо из одесского музея, трофейного «Тарквиния и Лукрецию» Рубенса и многие другие полотна. Запомните: украв картины, сворачивайте их в рулоны.

3. Холсты надо сворачивать красочным слоем наружу, а не внутрь. Большинство профанов инстинктивно делают наоборот. По законам физики скручивание внутрь вредит краске сильнее.


Мифы о музейных кражах

1. Картинный воришка — романтик

Профессиональные воры — уголовники, которым все равно, что тащить. Как правило, они члены преступных группировок (часто этнических), а картины крадут по наводке. Иногда даже наводка не помогает: когда в 2004 году преступники с оружием ворвались в Музей Мунка в Осло, они не сразу нашли «Крик» и «Мадонну», потому что не знали, как те выглядят. Кстати, это весьма эффективный способ ограбить музей — ворваться с оружием. Маски, крики, связанные охранники. В 1972 году так украли пейзаж Рембрандта и работы других старых мастеров из Монреаля, в 2008 году вынесли Сезаннов и Ван Гогов на $163 млн из собрания Эмиля Бюрле в Цюрихе, в 2004 году — Пикассо и Матиссов на $50 млн из бразильского музея.

Эдвард Мунк, «Крик»

Эдвард Мунк, «Крик» (1893)

2. Подпольные коллекционеры

В 1961 году из Лондонской национальной галереи был похищен «Портрет лорда Веллингтона» кисти Гойи. Создатели фильма о Джеймсе Бонде «Доктор Но», вышедшего на экраны в следующем году, поместили «Портрет» в интерьер дома члена СПЕКТРа: мол, тайная всесильная организация похитила шедевр. Позже оказалось, что картину украл бывший водитель автобуса, который залез в окно мужского туалета, узнав от знакомых сотрудников музея, что сигнализация в этот день работать не будет.

Франсиско Гойя, «Портрет лорда Веллингтона»

Франсиско Гойя, «Портрет лорда Веллингтона» (1812 — 1814). Фото: wikipedia.org

3. Воры заботятся о картинах

Эффектные сцены из кинофильмов, когда воры вырезают полотна из рам грубыми ударами ножей, увы, основаны на реальных событиях. «Даму, пишущую письмо, со своей служанкой» Яна Вермеера украли в 1974 году боевики Ирландской республиканской армии, которые раздирали холсты отвертками.

Ян Вермеер, «Дама, пишущая письмо со своей служанкой»

Ян Вермеер, «Дама, пишущая письмо со своей служанкой» (1670 — 1671). «Картина в картине», работа Питера Лели, с младенцем Моисеем — намёк на существование незаконнорождённого ребёнка

4. Кража картины — выгодный бизнес

Золотая солонка «Сальера» работы Бенвенуто Челлини, если бы находилась в коллекции, на аукционе ушла бы минимум за 50 млн евро. Но когда неизвестный преступник украл ее в 2003 году из венского Музея истории искусств, за возврат ювелирного шедевра австрийское правительство предложило всего 70 тыс. евро — вор, смирившись, пошел властям навстречу. «Сальеру» по его подсказке нашли закопанной в лесу в металлической коробке.

Солонка Франциска I работы Челлини (1543)

Солонка Франциска I работы Челлини (1543). Фото: wikipedia.org

автор

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

 

Кто первый придумал украсть картину? 

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 1.

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 2.

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

 Какие картины воруют чаще всего?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 3.

Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 4.

В 2000 году восемь человек в Стокгольме объединились, чтобы украсть картину Рембрандта и две картины Ренуара общей стоимостью 30 миллионов долларов из Национального музея, но потерпели неудачу и через несколько месяцев дело было раскрыто. Простить незадачливых воров можно за страсть к театральности: место преступления они покинули на мотолодке.

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 5.

На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 6.

В 2003 году двое грабителей присоединись к группе туристов в шотландском замке Драмланриге и украли картину Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном» стоимостью 65 миллионов долларов, уговаривая своих товарищей по экскурсионной группе не волноваться: дескать, это всего лишь полицеские учения. Картины удалось найти через три года, но преступники так и остались безнаказанными.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 7.

В 2002 году в Амстердаме из музея Ван Гога были украдены две его картины: «Вид на море у Схевенингена» и «Прихожане, посещающие реформатскую церковь в Нюнене» общей стоимостью 30 миллионов долларов. Похитители действовали очень быстро и успели скрыться до того, как появилась полиция, но их подвели две шляпы, оставленные на месте преступления: благодаря оставшимся на шляпе волосам полицейские получили образцы ДНК, а остальное было делом техники.

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 8.

В 1994 году в Осло четверо хорошо воспитанных мужчин вынесли из Национального музея картину Мунка «Крик», оставив после себя записку «Спасибо за плохую охрану». К сожалению, их предприятие не увенчалось успехом и картину довольно скоро нашли из-за непредусмотрительно брошенного на остановке куска рамы.

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 9.

Итальянской полиции удалось найти часть из сорока двух украденных картин спустя сорок лет после того, как было совершено преступление. Помогло им в этом внимательное разглядывание аукционного каталога, в котором были помещены произведения искусства. Полицейские связались с владельцами и выяснили, что все эти годы картины просто висели на стене в частном доме.

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 10.
багажник велосипеда

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 11.
камера хранения

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 12.
кладбище

  Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 13.

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза — чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте — в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 14.

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее  отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме. 

 Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 15.

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 16.

В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

 Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 17.

Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.

 Я ничего подобного не хочу. Зачем мне все это знать?

Как украсть миллион: 11 ответов на праздные вопросы о краже дорогого искусства. Изображение № 18.

Если вы не хотите ни красть картины, ни искать их, ни пересказывать все прочитанное своим знакомым, в качестве утешения можете успешно пройти этот тест.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро найти клиентов в контакте
  • Как найти текст в пдф онлайн
  • Как найти нулевой суффикс или окончание
  • Как найти массовую долю оксида марганца
  • Having issues connecting raft как исправить