Как найти уличных музыкантов

Уличные музыканты выбирают многолюдные места. Но что делать, если Вы не любитель находиться в эпицентре большого скопления народа, а насладиться творчеством хочется?

Идеальной площадкой для этого могут стать Питерские крыши. Здесь Вы не только послушаете местных музыкантов без параллельных комментариев людей, но и сможете увидеть достопримечательности города на Неве. А подробнее о них Вам расскажут гиды компании «Небо Питера».

Не упустите возможность купить билеты на экскурсию по крышам. Бронировать по номеру: +79111260396

Группа «Штрудель» у ТЦ «Галерея»

Фото:

vk.com

Группа iStreetband на Большой Конюшенной улице

Фото:

vk.com

Группа «Улица без имени» на Дворцовой площади

Фото:

vk.com

Василий Чернов у «Василеостровской»

Фото:

vk.com

Малая Садовая улица

Фото:

vk.com

Михаил Каретко у Гостиного двора

Фото:

vk.com

Группа «Дешёвые Драмы» на набережной канала Грибоедова

Фото:

vk.com

Группа CHEER UP у станции «Адмиралтейская»

Фото:

vk.com

Группа «Невский-Б» у Эрмитажа

Фото:

vk.com

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Самые интересные события в городе.

Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.

Посмотреть

У павильона станции «Площадь Восстания»

У павильона станции «Площадь Восстания»

Выход из вестибюля станции «Площадь Восстания» хорошо подходит для уличных выступлений: здесь многолюдно, но при этом можно встать так, чтобы не мешать прохожим. Этим и пользуются многочисленные группы и сольные исполнители, например, iStreetband. Здесь же бывает и легенда Невского проспекта — трубач дядя Миша.


 ул. Восстания, д. 18А,

 Невский просп., д. 85

Рядом с ТЦ «Галерея»

Рядом с ТЦ «Галерея»

Представители уличной музыкальной тусовки регулярно собираются у торгового центра «Галерея» на Лиговском проспекте. Выступления бывают почти каждый день и в любую погоду, но самые «рыбные» дни — это, конечно, выходные. По субботам и воскресеньям можно увидеть сразу несколько групп, которые отыгрывают свою программу и уступают место следующим. Накануне крупных праздников вроде Дня Победы исполняют тематические композиции.


 Лиговский просп., д. 30А

Екатерининский сквер и площадь Островского

Екатерининский сквер и площадь Островского

Небольшой пятачок между Невским и площадью Островского иногда называют «петербургским Монмартром». Его облюбовали уличные художники и музыканты. Здесь с вас могут нарисовать шарж, а могут продать готовую картину. Живая музыка только дополняет атмосферу искусства и Петербурга.


 пл. Островского

Набережная канала Грибоедова

Набережная канала Грибоедова

На Итальянском мосту через канал Грибоедова всегда кипит жизнь: спешат к Спасу на Крови туристы, снуют торговцы сувенирами, пишут этюды художники. По вечерам часто играют уличные музыканты. Их можно встретить как у самого моста, так и ближе ко входу в вестибюль «Невского проспекта». Иногда тут выступает трубач дядя Миша.


 наб. канала Грибоедова

Рядом со Спасом на Крови

Рядом со Спасом на Крови

В туристический сезон шанс попасть на уличный концерт очень велик, причём в любое время дня. Музыканты устраиваются у входа в Михайловский сад, рядом с храмом Спаса на Крови. Обычно выступают группы с аранжировками рок-хитов, но бывают и барды, и скрипачи, и интересные коллективы с этнической музыкой.


 наб. канала Грибоедова, д. 2Б

Малая Садовая улица

Малая Садовая улица

Это пешеходная улица, так что концентрация уличных музыкантов здесь велика: не так отвлекает шум машин, спокойнее и дружелюбнее публика. Чаще всего импровизированные выступления устраивают на углу Невского и Малой Садовой и на углу Малой Садовой и Итальянской улиц. Тут можно встретить одного из патриархов уличного движения Николая Музалёва.


 ул. Малая Садовая

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба


0+

Если вы собираетесь в Эрмитаж ближе к вечеру, то сможете полюбоваться и картинами в музее, и настоящими перформансами за его стенами. Певцы улиц любят устраиваться под аркой Главного штаба, самые смелые выходят прямо на Дворцовую площадь к Александрийской колонне. Любовью прохожих тут пользуется группа «Сны Джо».


 пл. Дворцовая, д. 6/8

У павильона станции «Адмиралтейская»

У павильона станции «Адмиралтейская»

Кажется, невозможно пройти по Невскому и не встретить уличных музыкантов. У «Адмиралтейской» они тоже водятся. Обычно ребята устраиваются ближе ко входу в торговый центр «Адмирал» и играют рок-каверы или собственные композиции.


 Кирпичный пер., д. 1

Рядом с Гостиным двором

Рядом с Гостиным двором

Ещё одна популярная у музыкантов точка — Гостиный двор. Здесь часто видят группу «Штрудель», которая играет каверы на поп-хиты, и коллектив «Невский-Б» — одну из самых известных уличных команд города. На точке можно встретить и вокально-инструментальный ансамбль «Дешёвые Драмы», обещающий своим слушателям безвкусные, но острые ощущения.


 Невский просп., д. 35

Рядом с памятником пушкарю Василию

Рядом с памятником пушкарю Василию

На Васильевском острове не так много мест, где получается всласть поиграть. Одно из таких — пешеходные 6-я и 7-я линии. Для выступлений музыканты устраиваются у памятников конке и Василию Корчмину. Тут бывают рок-коллективы, скрипачи, трубачи и саксофонисты.


 7-я линия В. О., д. 34

Большая Конюшенная улица

Большая Конюшенная улица

Музыканты облюбовали пятачок на пересечении Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы — как раз рядом с пешеходным переходом. Частенько здесь можно услушать каверы от групп iStreetband и VISCONTI.

Александровский парк

Александровский парк


0+

У входа в вестибюль «Горьковской» часто можно встретить экзотичного вида группу, которая играет этнику. Это не переодетые артисты, а самые настоящие индейцы из Эквадора — бродячие музыканты со стажем. В Петербурге они выступают только летом, кроме заводных мелодий привозят свои диски, всевозможные фенечки и обереги. Ещё у «Горьковской» иногда показывается «Человек-оркестр» Михаил Каретко, который тоже играет латиноамериканскую музыку.


 Кронверкский пролив, Каменноостровский просп.

Станция метро «Купчино»

Станция метро «Купчино»

Активная музыкальная жизнь течёт везде, даже в спальных районах. Петербург — творческий город, так что никогда не знаешь, за каким углом встретишь талантливого музыканта или актёра. Вот и станция метро «Купчино» не стала отставать от общих традиций. Здесь вы тоже можете насладиться прекрасной музыкой, например, возвращаться домой после работы и на минуточку остановиться и послушать живое звучание.


 Витебский просп., д. 108

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

«Я здесь всегда играю». Как устроен бизнес уличных музыкантов в Петербурге

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

С 1 мая вступил в силу новый городской закон, регулирующий выступления уличных музыкантов. Особых изменений на улицах пока не видно. О том, как складывался этот бизнес, что за люди играют на Невском, сколько они зарабатывают и как решают конфликты между собой, «Фонтанке» рассказал Сергей Елгазин, петербургский музыкант и один из «ветеранов движения».

За вечер на Невском проспекте от Аничкова моста до арки Главного штаба можно насчитать как минимум 15 уличных одиноких музыкантов и коллективов. Только на Невском эти ребята, по примерным подсчетам, зарабатывают за вечер не менее 50 тысяч. А с учетом работы и днем — вдвое больше. Для многих одиночек эти деньги критически важны. Но больше всех зарабатывают две рок-группы с барабанными установками у Думы и «Лиры» (магазин на углу с Большой Конюшенной), которые вложили в этот бизнес, как можно оценить, не менее 200 тысяч каждая.

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

ПоделитьсяПоделиться

В целом, по очень грубой прикидке, за сезон апрель — октябрь все вместе уличные музыканты Невского могут заработать до 10 млн рублей. Согласитесь, немного. Причем большая часть будет заработана именно группами с серьезным аппаратом, меньшая — кахонщиками и рок-одиночками. А вот одиночным музыкантам без аскеров, которым деньги подчас нужны на проживание, останется самая малая часть.

Самые выгодные дни — пятница и суббота, время — вечернее. Есть, конечно, зависимость от погоды, но ее не стоит преувеличивать. По-настоящему срывает стрит только жесть вроде ледяного ветра.

Проблем с погодой и трафиком нет у исполнителей, работающих в метро и электричках. Знакомый аскер регулярно зазывает меня поиграть с кахоном в подземке, обещая стабильные 2–3 тысячи за час. Но это то, что я точно не хочу делать.

Вообще, если разделять музыкантов по типам, нельзя обойти вопрос территориальности. Понятно, что метро — это особая среда. Но и на поверхности люди различаются. Те, что играют в центре, как правило, не выступают на окраинах — и наоборот. Так происходит некая саморегуляция работающих. По уличным принципам и аргументам.

«Я здесь всегда играю» — это аргумент. Если ты хочешь занять место — обоснуй. Например, на моей памяти был случай, когда группа с барабанами выгнала с места гитариста-одиночку просто потому, что их было больше.

По-настоящему незаменимых точек немного. «Дворик», «Арка», «Адмирал», «Дума», «Галерея». На остальных — «Конюшня», «Гостинка», «Елисей», «Восстания», «Спас» — легко можно найти альтернативу рядом. Почему-то пустует в прошлом легендарная локация под крышей у Казанского собора. Но, тем не менее, определенная борьба имеет место.

Вот «Дума». Сегодня, как и всегда, тут вольготно расположилась большая группа с барабанами («экскурсия» проводилась прямо перед первыми майскими, когда должен был заработать закон об уличных выступлениях. — Прим. ред.). Концертный пульт на 20 каналов, портальные колонки, генератор. Ради эксперимента я попробовал договориться с ребятами выступить тут, когда их не будет.

— Плохая затея. Тут по три раза подходят проверять разрешение.

— А у вас есть разрешение? Вроде еще не работает система разрешений?

— Да, у всех на этой точке есть разрешение. В комитете по культуре заполняли форму и выдавали разрешение, кому насколько повезёт. Что будет с мая — не знаем.

Аналогичный «загон» про разрешение я услышал от аскера на точке у выхода из метро на канал Грибоедова. Правда, разрешение мне нигде не показали. Милая девушка, несмотря на мой кахон, отрезала: «Ты кто такой — разрешение спрашивать?»

В каждой «касте» свои наработки по распределению времени выступления. На Дворцовой все общаются между собой в мессенджерах. Кахонщики анонсируют в [запрещенной соцсети с картинками]. А вот одиночки, как правило, состоят в чатах во «ВКонтакте» или «тележке», посвященных конкретной удобной им локации, и забивают там время (2–3 часа). Ссылка на эту бронь работает не всегда. Но конфликты ограничиваются «срачем» в комментариях. В такой день, как сегодня, многие хорошие точки вообще были свободны, так как кахонщики почему-то пошли к Эрмитажу. Уклончиво ответили на вопрос про разрешение и самые привилегированные музыканты с центра Дворцовой, игравшие даже в ковидные времена.

Если пофантазировать и попробовать, например, занять хлебное место на канале Грибоедова под носом у кахонщиков, то, кроме аргумента «мы здесь всегда играем», вы еще получите недовольные визги группы поддержки из девчонок, которые регулярно приходят послушать уличный «бойз-бэнд». Но если будете вести себя миролюбиво, вас поддержат — предложат потусоваться вместе. За мою прогулку два музыканта готовы были пригласить меня выступить дуэтом. А если скажете, что нуждаетесь в деньгах, скорее всего, подскажут, где сейчас может быть свободно и где «тоже нормально кидают».

Собственно, в «жирные дни», например в городские праздники, так и возникают «галереи» из 3–4 групп, которые стоят в 100 метрах друг от друга. Ребята пришли, место занято, прошли 100 метров, встали. Аппаратуру от машины или из дома везут на тележках — далеко не уйдешь. Большинство уличных музыкантов, которых я знаю, снимают комнаты или хостелы в самом центре, чтобы удобно было довозить на тележке аппарат.

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Про историю современной уличной музыки Петербурга можно расссказывать долго. Ведь были еще — и остаются — шансонье с синтезаторами, голубые береты, рэперы-фристайлеры, индейцы-перуанцы, «асфальтовые барабанщики»… Но общая историческая перспектива, думается, сложилась.

Уличные музыканты в Ленинграде были еще при СССР. В начале 80-х у метро «Пушкинская» регулярно выступал любительский джазовый квартет и такой же духовой ансамбль. Шапки для пожертвований не было. Также в переходах между станциями метро стояли классические музыканты — флейтисты, скрипачи, по всей видимости, студенты музыкальных учебных учреждений, у них лежали чехлы для сбора денег. У Кузнечного рынка и на Сенной играли мужчины на гармошке и с шапкой. На Невском не было музыкантов, разве что молодежь с гитарами у «Сайгона» (угол Владимирского и Невского), но они играли для себя. Понятие «аскать» — просить денег — уже было в «системе», так тогда называли субкультуру, но с музыкой это не было связано. Представителями «системы» были в основном «хипаны» и «панки», рокерами тогда называли мотохулиганов, а понятие «русский рок» вообще оформилось лишь к середине 90-х.

Во второй половине восьмидесятых все стало меняться. Взорвал этот сегмент мужчина с футуристической цифровой гитарой, что-то типа Сasio DG1 и комбоусилителем. Думаю, его многие помнят. Он активно мигрировал по городу, исполнял нехитрые мелодии у станций метро, собирал деньги на лечение дочери. Именно он был первым уличным музыкантом, которого я увидел на Невском. Помню, в районе канала Грибоедова стояла огромная толпа, мешающая проходу, точь-в-точь как сейчас. Для людей было в новинку — и такое выступление, и экзотическая электронная гитара.

Чуть позже на Невском стали вставать исполнители советского рока. Первой точкой была «тёплая труба» — подземный переход от станции «Невский проспект». Второй точкой была арка Главного штаба. И тут я уже начну рассказывать подробности от первого лица, так как примерно в начале 90-х мы с школьными друзьями периодически «выходили на улицу».

В теплой трубе вкручивали «жулика» в плафон освещения и подключали магнитофон типа «Квазар» в качестве усилителя для электрогитары. Микрофон не использовали, либо это был примитивный микрофон на шейном держателе из проволоки. Милиция там немного гоняла именно за подключение. В арке Главного штаба не гоняли, там играли исключительно на акустических гитарах, причем эта традиция отчасти сохранилась до сих пор. Вообще, комбики были тогда редкостью. Как-то само собой подразумевалось, что выступление на улице — это пара акустических гитар и блокфлейта, очень модный был тогда инструмент для улицы. К тому же это был самый дешевый музыкальный инструмент в известном отделе музыкальных товаров Большого Гостиного Двора на первом этаже Перинной линии.

После смерти Виктора Цоя появился на Невском первый исполнитель песен группы «Кино» — Нияз Садыков, очень похожий на Виктора. Интересно, что в 2007 году он сыграет Цоя в фильме Балабанова «Груз 200». Eще, помню, был заметный коллектив, который выступал напротив гостиницы «Европейская», ребята качественно перепевали западные хиты и использовали барабаны. Они и Нияз 30 лет назад предвосхитили то, что происходит сейчас.

Лично мы играли больше для души и практики, кидали нам мало, аскеров у нас не было. Впрочем, один наш товарищ пошел с гитарой по электричкам и рассказывал про баснословные заработки. В репертуаре у нас была в основном «Алиса», самый забойный хит был «Армия жизни». Еще Егор Летов и почему-то группа «Волосатое стекло». Еще играли «Белые розы» и много своего, популярно было регги. Регги — потому, что большинство уличных музыкантов тогда объединяла «Ритм-школа Голубева», были такие мегапопулярные курсы, где насаждали слабую долю. Все мы туда ходили. Оттуда пошла и блокфлейта и бонги. К сожалению, сейчас это все ушло, но уходило долго, лет пятнадцать.

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Новая эпоха началась где-то в середине нулевых, сначала появились исполнители Цоя с мощными колонками. Потом, примерно в 2010-м, кто-то вытащил на панель барабанную установку — и понеслось. Кстати, сначала стеснялись, вместо бас-бочки использовали большую пластиковую бутыль, чтоб не так громко было, но потом окончательно потеряли стыд.

Года три назад нарисовалась новейшая история. Это голосистая молодежь с кахоном и гитарой, поющая совсем современные песни на свой лад, не русский рок. Песни исполнителей, многих из которых большинство взрослых и не знает — Папин Олимпос, Мукка, Ssshhhiiittt! и иже с ними.

Для подавляющего числа музыкантов, представляющих уличную культуру Петербурга в центре, наш город не родной. Для них это именно Питер. Мечта. Приехать в Питер и стать питерским музыкантом.

Эта тенденция прослеживается с середины нулевых годов и, по моему видению, она общая с такими «питерскими» атрибутами, как шавермы, кофейни, барные улицы, ростовые куклы и развлекательные музеи. Суть явления такова — приезжие делают лицо города для таких же приезжих туристов. И поскольку и те и другие мыслят стереотипами, все, в общем-то, довольны. Туристы видят ожидаемых «питерских» музыкантов, не особо напрягаясь, ощущают «питерский вайб», а музыканты из Красноярска, Перми, Норильска и Новосиба преисполняются своей значимостью созидателей «питерской» культуры.

Улыбаются при этом старожилы, которые помнят, что главной ленинградской едой были пирожки с какао в кафетериях, а не шаверма и кофе от бариста. Сами туристы, поддавшись доступному «вайбу», теряют наверно в интеллектуальной составляющей своей поездки. А прекрасная петербургская архитектура, возможно, и вовсе горько ощущает себя лишь размытым фоном для происходящего уличного театра.

Впрочем, как я уже заметил, это актуально для центра. А уличные музыканты живут не только там. Менее заметны, но не менее многочисленны музыканты, играющие в новых районах. Метро «Пионерская», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» — постоянные точки выступлений, как правило, одиночек. Сейчас самое время поговорить о «кастах» современной петербургской уличной музыки.

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

«Одиночки-рокеры» — это ребята с гитарой и мощным усилителем, исполняющие хиты русского рока. Эталоном для них считается активная колонка Behringer Eurolive 112D/115D, которая при небольших размерах выдает на пике 1000 ватт, при этом имеет возможность подключения двух инструментов и двух микрофонов без дополнительного микшера. Такие ребята, как правило, передвигаются на велосипеде или с тележкой. Ярчайший представитель — Николай Музалев. Его и таких, как он, ежедневно можно видеть и слышать в центре Дворцовой площади. Слышно обычно в любой точке площади. «Евролив» рулит.

«Одиночки-классики» — это совсем другой коленкор. Ребята, как правило, с музыкальным образованием, которые дарят более классическое искусство, подчас авторское. Споют оперную партию, сыграют фрагмент скрипичной сонаты, порадуют фортепианной композицией собственного сочинения. Работают без усиления или со средним усилением, что-нибудь вроде 35-ваттного комбика. Как пример, можно назвать пианиста, завсегдатая Катькиного сада и виртуоза семиструнной гитары Алексея Вахрамеева. Алексей в Петербурге уже 21 год, приехал с Урала, там окончил музучилище. Он полностью погружен в написание и исполнение авторской музыки, не может заниматься ничем другим. Играет сейчас много, так как нужно заплатить за квартиру и ремонт электробайка.

С некоторой натяжкой в эту же касту можно отнести «одиночек-оригиналов» типа трубача дяди Миши и ночного саксофониста с Дворцовой, который прячется за жестяным корытом. Рэперы-фристайлеры, мужики с гармошками и архивные шансонье с синтезаторами тоже где-то тут.

Группы я бы разделил на те, что играют с настоящей ударной установкой, и те, что используют более тихие инструменты, так называемые кахоны. За этой, казалось бы, незначительной для слушателей деталью кроется принципиальное отличие в концепции работы коллективов.

Группы с барабанами неизменно собирают вокруг себя толпу и заявления жильцов окрестных квартир. Как я уже сказал в начале, барабаны в уличной культуре Петербурга появились не так давно, и поначалу даже сами музыканты стеснялись играть так громко. Как правило, это сформировавшиеся рок-команды, со своим аппаратом. Он аналогичен тому, что используется на свадьбах и муниципальных праздниках — микшерный пульт и две активные колонки ватт по 250, либо те же Eurolive 112/115D в паре. Как правило, такие команды выходят на улицу не только заработать, но и показать себя, чтобы, если получится, найти заказчика. Потому что в клубах денег сейчас гораздо меньше, а иногда и нет вообще. Но также есть барабанные чисто уличные команды. У метро «Гостиный двор», например, один взрослый опытный уличный барабанщик поставил индустрию на поток, играет с несколькими молодыми командами.

Самая новая волна — группы с кахонами. Кахон — ударный инструмент в виде деревянного ящика — набирает популярность последние 10 лет. В умелых руках он способен выдавать неплохие ритмы, соперничающие по громкости и экспрессии с традиционными бонгами, джембе и бубнами. Игрой с кахонами занимаются на Невском совсем молодые уличные музыканты, в районе 20 лет. Это целая тусовка, где все друг друга знают, они практически монополизировали точки у Грибоедова, «Елисея», «Восстания» и «Галереи». Грибоедова и «Галерея» пользуются спросом в холодное время года, так как там дует теплом от метро и температура всегда немного выше. Недаром советские хипари называли место у канала Грибоедова «Климатом».

Свои тусовки кахонщики собирают через соцсети, у них сформировался свой плейлист, своя фан-база, в основном из школьниц. Это позволяет им зимой, например, выступать в тех самых кофейнях. Интересно, что от традиционных андеграундных клубов типа «мани-хани», «фиш-фабрик», «печень», «камчатка» они держатся на расстоянии. Хотя мне удавалось затащить талантливого вокалиста Razukrashkaa на свои клубные выступления… В миру Влад, он приехал покорять СПб из Норильска 4 года назад, жил в хостеле недалеко от Невского, благодаря природному вокальному дару и готовности выступать каждый день, собрал вокруг себя яркую тусу, в частности с ним играет один из лучших уличных кахонистов последнего времени — Барабашка.

По технике группы с кахоном обычно используют специально спроектированный под уличные выступления «комбарь» Roland Cube Street. Он работает от батареек. На фотках с моей прогулки вы насчитаете с десяток этих «Роландов». Покупаются они в основном на «Авито», при необходимости чинятся. Вообще, на улицу редко покупают что-то новое, потому что эксплуатация жесткая, риски конфискации опять же, берут, что будет не очень жалко.

Roland Cube Street питается от батареек, но вопрос питания, вообще, интересный. К освещению уже никто не подключается. Долгое время запитывались от автомобильного или мотоциклетного аккумулятора через инвертор на 220 вольт. В последнее время умельцы собирают готовые коробки «все в одном» из литий-ионных аккумуляторных элементов (как в «Тесле» или электросамокате), выдающие на выходе 220 вольт. Стоимость такого девайса на «Авито» от 10 тыс. рублей. Но большие группы с барабанами предпочитают просто привозить бензиновый генератор.

Совершенно отдельная каста — это люди, работающие в метро и электричках. У них нет зависимости от погоды и времени года, они супермобильны и держатся особняком.

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Нужно признать, что за те 30 с лишним лет, что я наблюдаю уличную культуру, уровень исполнителей значительно поднялся. В 90-е, да и в начале нулевых, совершенно обычным было встретить «стрита» с явным отсутствием слуха. Сейчас это в принципе невозможно. Также у тех же кахонщиков отсутствует идейность. Для них улица — лишь часть процесса, они устраивают себе клубные концерты, даже гастроли, выступают днем «на стрите», а вечером в каком-нибудь кафе. Пример — певица «Аня из России». Автор вполне себе хитовых композиций, влегкую собирающая клубы, она с радостью появляется на стрите и поет как свое, так и «Яхта, парус».

Ну и, конечно, деньги, достаточно легкие деньги, остаются важнейшим фактором существования этой субкультуры. И тут тоже есть две принципиальные группы: работающие с «аскером» или «в чехол». «Аскер» — профессиональный попрошайка, как правило, симпатичная девушка или интеллигентно разговаривающий молодой человек. Но не ведитесь на внешку, перед вами жесткий профи. Если вы не кидаете деньги в шапку, вас спросят: «А что вы тогда стоите, слушаете? Музыканты же работают!» Аскеры — это отдельная «каста». С аскером заработок поднимается, но с ним нужно делиться. С аскерами обычно работают группы или рок-одиночки.

Одиночки типа «классик» собирают деньги в коробку для донатов или чехол. Поскольку я сам, из интереса и по ностальгии, играл в разных форматах, расскажу про реалии заработков. Для одиночки некий минимум — 1000 рублей за выход. Если меньше — это «голяк». В погожий теплый день с большим количеством туристов навеселе можно насобирать и пять «штук», но, как правило, это сумма в районе 2000 рублей за несколько часов.

С аскерами ставки выше. «Нормальный» день начинается с 2–3 тысяч и доходит до 10. Но не забудем, что деньги делятся поровну между музыкантами, аскер получает такую же часть, т. е., по сути, большой разницы играть в одиночку или в коллективе — нет.

Реально трудно сказать, кто больше «кидает». Часто родители подсылают детей бросить денежку, для ребенка это некий шаг во взрослую жизнь. Часто донатят девушки — с парой и без. Остальные категории граждан дают деньги реже.

В последнее время все большую часть музыканты получают в виде перевода на карту. Этот способ предпочитают мужчины. Группа у «Гостинки» уже получает донаты исключительно в цифровом виде, ребята полностью вышли из нала.

Большое значение имеют так называемые «подгоны» — широкие жесты, как правило, подвыпивших туристов, которые могут влегкую закинуть «штукарь» или даже 5000 рублей. Очень часто такие «клиенты» просят инструмент, чтобы их сфоткали, как они «играют на Невском». На фото с моей недавней прогулки можно увидеть китайского туриста на кахоне. Это как раз тот случай. Именно на таких «подгонах» базируются городские легенды, как та или иная команда «подняли» за вечер 30К и выше. В белую ночь, в пятницу — вполне возможно.

Фото: Сергей Елгазин / для «Фонтанки.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Большую часть своего небольшого заработка одиночка тратит именно на жилье. У групп, особенно кахонщиков, есть и другие статьи расходов — такси, если идти далеко или дождь, и еда. Ребята по своей сущности должны вести «питерский» образ жизни — тусоваться в центровых кофейнях и барах с весьма заряженными ценниками.

Авторских отчислений за исполнение песен, конечно, никто не делает. В головах музыкантов этот вопрос решается словом «кавер»: «Мы переосмысливаем произведения, это уже как бы не та песня».

Отношения с полицией в целом можно охарактеризовать как спокойные. Полиция приезжает, если звонят недовольные. В большинстве случаев сотрудники просят прекратить выступление, и на этом все заканчивается. Но я слышал несколько историй про то, как музыкантов забирали в отдел и временно задерживали «аппарат». Технику и инструменты возвращали по заявлению примерно через месяц и после уплаты штрафа. Это центр. У метро на периферии, говорят, часто гоняют сотрудники метрополитена.

Впрочем, это все разговоры о реальности, которая, возможно, уходит. Несколько собеседников рассказали мне, что уже попытались оформить разрешение по новым правилам, но получили отказ. Как все будет работать дальше, можно только догадываться.

На волне принятия закона об уличных музыкантах во «ВКонтакте» и «Телеграме», на основе групп и чатов, где люди договаривались о порядке выступлений, развернулись дискуссии. Результатом стало несколько встреч и обращения в ЗакС и комитет по культуре. Одной из главных проблем нового закона сообществам видится запрет на выступление на одной точке более одного раза в месяц. На основе моего рассказа нетрудно понять почему. Это ломает сложившуюся, саморегулируемую систему распределения точек. Кстати, многих традиционных локаций и вовсе нет на интерактивной карте. Также звучит вопрос, зачем регулировать акустические выступления, если любой прохожий с колонкой JBL звучит громче, не говоря уже о фанатах автозвука? В общем, уличные музыканты живут и работают не совсем так, как это понимают законодатели. Отсюда письма.

Исчезнет ли уличная музыкальная культура в связи с принятием закона, как об этом пишут некоторые активисты? Тут вспоминается фраза, которую я много раз слышал от ростовых кукол, бариста мобильных кофеен, зазывал «корабликов» и лошадниц: «Это же центр, тут туристы, тут все по-другому». Группы с аскерами — это явления того же порядка. Это заработок на стереотипном Петербурге, поставленный на профессиональные рельсы. Неудивительно, что многие «зазывалы-памятники-лошади» успешно перевоплощаются в аскеров — и наоборот. Создатели этой «вселенной» — это особый тип людей. Они живут этой улицей, чувствуют себя здесь своими, они коммуникабельные и гибкие. Для них не составит труда что-нибудь придумать. Предполагаю, будут договариваться с летними террасами и играть как бы на частной территории, вывешивая в сторону тротуара номер карты. Выступление с борта «газели» тоже вариант, уже практиковали такое.

А вот менее профессиональные участники «рынка», возможно, возьмут паузу. Собственно, это настроение витает в воздухе. Им грустно, потому что не они создают толпы на тротуарах. Не они глушат децибелами жителей. Но они верят, что все наладится.

В общем, городская музыка, конечно, никуда не исчезнет, но, скорее всего, изменится. Отыграв сет, я уезжаю домой, оставив свою часть заработка другу. Сегодня мне хотелось просто вернуться в прошлое, когда цель выступления была — побороть страх публики, а для воплощения идеи нам хватало акустической гитары и самой дешевой блокфлейты.

Сергей Елгазин, специально для «Фонтанки.ру»

Согласны с автором?

Содержание

Народный кастинг талантов
Карта выступлений
Уличные виртуозы Питера
Уличные музыканты выйдут на фестиваль

Каждый город на планете имеет свое неповторимое лицо, свой дух, стиль и даже свойственный только ему аромат. Санкт-Петербург – не исключение. А еще этот волшебный город вдохновлен музыкой, которую транслируют не только легендарные сцены, но и уличные музыканты. Симфония города сопровождает вас повсюду: в звоне церковных колоколов, в шорохе дождя и всплесках невской волны.

Прогуляйтесь по улицам и площадям – вашему слуху откроются и другие мелодии: шепот автомобильных шин, цоканье тонких каблучков, обрывки людских разговоров. Музыка Питера – это нестройное многоголосье, но оно совсем не раздражает. Напротив, каждый голос ярок и красив.

Народный кастинг талантов

Музыкальная партитура была бы незавершенной, если бы в ее канву не вплелось звучание живой музыки.

Скрипка и гитара, флейта и барабаны, баян и шарманка – на сцене под открытым небом есть место любому звуку. Кроме привычных инструментов, встречаются и экзотические: русская балалайка, африканский тамтам, французская шарманка, немецкая губная гармошка.

Уличные музыканты не ограничены никакими рамками. Они сами выбирают, что играть, где, как и на чем. Свобода творчества, возможность самовыражения, поиски новых форм и прямое, без барьеров, общение с публикой – вот те главные «фишки», ради которых исполнитель выходит на улицу в любую погоду и обнажает свою душу перед открытым микрофоном.

Выступление уличных музыкантов

Выступление уличных музыкантов в СПб

Раз и навсегда устоявшихся форм почти не встречается: сегодня артист выступает один, завтра объединяется с кем-то в дуэт. Творческие связи то возникают, то распадаются. Иногда солисты проводят джем сейшены, где каждый на ходу сочиняет импровизацию на тему. Между прочим, любой смелый слушатель может подойти к микрофону и присоединиться.

Несмотря на то, что все артисты стараются «застолбить» постоянное место для своих сольных концертов, тем не менее, они не прочь опробовать и другие площадки. Набережная Невы, вход в метро или пятачок лужайки в парке – одного и того же музыканта можно послушать в разных концах города.

Абсолютное чувство свободы возникает и у зрителя, ведь прохожий не обязан слушать того, кто ему не нравится. Хорошо, что не нужно занимать место, платить деньги или оставаться рядом с исполнителем до конца его выступления.

Карта выступлений

Жители Санкт-Петербурга, которые интересуются музыкальным творчеством талантливых людей, обычно ориентируются, кто, где и в какое время выходит с инструментом к публике.

Туристы встречаются с городскими менестрелями либо во время прогулки, либо по ходу своего экскурсионного маршрута. Завороженные чьим-то необыкновенным голосом или красивым звучанием инструмента, они останавливаются рядом, и с радостью вслушиваются в звуки, которые дарят уличные музыканты Петербурга.

Живую творческую атмосферу можно наблюдать одновременно во многих местах города. Любимые площадки:

  • набережная канала Грибоедова;
  • Малая Садовая;
  • Александровский парк;
  • угол Большой Конюшенной и Невского;
  • у метро «Горьковская»;
  • между Невским проспектом и площадью Островского;
  • угол Малой Садовой и Итальянской;
  • у входа в Михайловский сад;
  • арка Главного штаба;
  • Дворцовая площадь.

Уличные музыканты выступают возле станции метро «Невский проспект» в СПб

Уличные музыканты выступают возле станции метро «Невский проспект»

Это далеко не все адреса, по которым проходят живые концертные выступления артистов. За их передвижениями можно следить на сайтах и форумах, на личных страничках музыкантов, ну и «сарафанное радио» никто не отменял.

Уличные виртуозы Питера

Каждый день на подмостки под открытым небом выходят десятки свободных артистов, чтобы подарить нам праздник искусства.

Правда, его легко может омрачить назойливый аскер (проситель денег), нецензурная брань, ну, и в некоторых случаях, откровенно слабый уровень выступления. Но если все совпало так, как надо, то несколько минут или часов счастья вам обеспечено.

Кто такие уличные музыканты? Среди артистов можно встретить самоучку, студента или выпускника специального учебного заведения, местного уличного «гуру» или приезжего гастролера – уровень музыкальной квалификации весьма разнообразен. Есть поклонники, которые ходят только на выступления гитаристов. Другие считают вечер пропавшим, если они не послушают соул. Кстати, его у входа на «Горьковскую» исполняет очень красивая девушка.

Девушка играет на скрипке на улицах Санкт-Петербурга

Девушка играет на скрипке на улицах Петербурга

Вообще-то девушки в этом направлении творчества встречаются нечасто. Правда, сейчас активно обсуждается видео, где поют собравшиеся из разных стран уличные музыканты; красивый голос девушки иранского происхождения Michal Elia Kamal завораживает слушателей плотным, каким-то неземным тембром. Роскошное исполнение баллады цепляет с первых же звуков.

В Петербурге есть несколько легендарных исполнителей, которым удается удерживать любовь публики больше 10 лет. Каких трудов это стоит, знают только они:

  • знаменитый трубач «дядя Миша» (Тюменцев);
  • человек-оркестр Михаил Коретко, одновременно играющий на 4 инструментах;
  • мимы-музыканты Яков Карманов и группа «La muzica» (их сцена – красная ветка метро);
  • царскосельский флейтист Сасун Аракелян;
  • шарманщик Кирилл Миллер;
  • гитарист Николай Музалев;
  • блок-флейтист Юрий Морозов;
  • культовый исполнитель — виртуоз уличного рока Николай Гвоздев.

Отдельно отметим многолетнюю популярность музыки индейцев из Эквадора, которые знакомы коренным питерцам больше 5 лет. Их группа «Yaric Ecuador» играет в стиле «этно», и очень полюбилась питерской молодежи. Эти уличные музыканты – виртуозы; видео с записями их выступлений можно купить тут же, на месте музицирования.

Выступление индейцев из Эквадора в СПб

Выступление индейцев из Эквадора

Привлечь внимание пробегающего мимо прохожего – дело трудное. Но среди «бродячих» музыкантов встречаются совершенно уникальные люди. Их исполнительское мастерство нисколько не уступает уровню «официальной эстрады», а зачастую, и превышает.

Уличные музыканты выйдут на фестиваль

Музыка улиц настолько разнолика, что встретиться со всеми ее жанрами сразу просто невозможно. Устроители фестиваля уличных музыкантов, приуроченного ко Дню города, пригласили исполнителей (их уже зарегистрировалось больше сотни), а также поклонников всех музыкальных стилей принять участие в грандиозном событии. Ожидается, что в рамках фестиваля артисты не только подарят лучшее из своего творчества, но и поделятся рассказами о своей жизни.

Небольшой оркестр на улицах Санкт-Петербурга

Небольшой оркестр на улицах Петербурга

Уличные музыканты иногда оказываются настоящими самородками. О таких гениях, пока не собирающих стадионы, белорусским автором Сергеем Лепченковым снято замечательное видео «Уличные музыканты мира». Найдите и посмотрите – точно не пожалеете.

Отзывы

Отзывы к данной экскурсии пока отсутствуют. Если вы счастливчик, который уже побывал — поделитесь!

Чтобы подзаработать в годы аспирантуры, я играл на улицах на саксофоне.

С тех пор прошло 5 лет, денег мне хватает, но я всё равно иногда это делаю. Я играл в 9 городах, при температуре от −20 до +50 °C. Сейчас наигрываю неплохой для провинции доход.

Если вы умеете играть на каком-нибудь инструменте и хотите подработать в свободное время, расскажу, как это сделать.

Кто такой аскер

В неформальной среде аскером называют уличного музыканта или его помощника со шляпой. Слово происходит от английского ask — «спрашивать». Отсюда сленговый глагол «аскать» — играть на улице, в переходе или метро ради денег. Сам процесс в тусовке называют аском. Помимо музыкантов к аскерам относятся жонглеры, фаерщики, живые статуи, фокусники — любые ребята, которые показывают свое искусство на улице с целью заработка. Еще говорят «стрит», «стритовать».

Какие бывают уличные музыканты

В уличные музыканты идут разные люди: студенты, менеджеры, продавцы, рабочие, преподаватели и даже профессиональные музыканты. Для большинства из них аск — подработка или хобби, но есть и те, кто занимается этим на постоянной основе и живет только за счет игры на улице.

У нас в городе есть группа «Дождя не будет». У них есть раскрученное сообщество во Вконтакте, где они пишут расписание своих уличных выступлений, и люди идут на них целенаправленно.

Мой знакомый скрипач Саша играл по всей России и в других странах СНГ. Стоило ему написать: «Ребят, сегодня в Саратове играю там-то и тогда-то…» — и местная публика подтягивалась.

К уличным музыкантам я не отношу неформалов и бродяг — пьяных, с расстроенными инструментами и песнями русского рока. Поддержать таких людей можно, только если вы сочувствуете их похмелью.

Группа «Дождя не будет» играет на улицах Воронежа по пятницам и в выходные. У ребят есть расписание выступлений и своя публика. Коллектив модно приглашать в рестораны или на праздники. Фото Александра Литвина
А вот «Дождя не будет» уже на городском празднике. Фото Людмилы Тетеры
Вольный скрипач Саша Саввин из Воронежа играет на Дне города в Липецке. Жители многих городов России могли слышать его игру на праздниках в своем городе. Фото Вадима Шерезданова

Это стыдно?

У многих музыкантов и далеких от музыки людей есть предубеждение насчет игры на улице: мол, это всё равно что побираться. Я так не думаю. Хороший музыкант поднимает людям настроение, подбадривает их, создает неповторимую атмосферу.

Мой опыт показывает, что большинство людей относятся к музыкантам либо нейтрально, либо положительно. Люди раздражаются, только когда музыкант плохо играет, его аскер со шляпой слишком настойчив или когда вы играете на одном и том же месте одно и то же каждый день.

Мне не стыдно играть на улицах, но, так как я играю недостаточно хорошо, мне порой стыдно за исполнение. Этого никто не замечает, но сам-то я всё понимаю.

Мой преподаватель философии играет вечером в переходе, ему не стыдно

Как и что играть

Прозвучит цинично, но ваше мастерство мало кому нужно: подлинных ценителей техники исполнения немного. Люди хотят услышать то, что знают, что вызывает у них эмоции, или то, что красиво звучит. Если играете импровизацию или малознакомые мелодии, то играйте их максимально амплитудно и эффектно.

Чтобы выступать на улице, не обязательно играть очень хорошо — достаточно среднего уровня. Если вы не фальшивите и попадаете в ритм, аск у вас может получиться неплохим. Но чем более крутой вы музыкант, тем больше шансов у вас зажечь прохожих и уйти с полным чехлом.

По моим наблюдениям, прохожие бросают деньги в чехол, когда вы их растрогали. Поэтому если хотите много зарабатывать, играйте популярные задушевные мелодии. В идеале — те, которые пришлись на нежную юность большей части ваших прохожих: музыкальные вкусы у обычных людей формируются именно тогда. Если сейчас вашим прохожим по 40—50 лет, значит, они росли под музыку восьмидесятых.

Прохожие бросают деньги в чехол, если вы их растрогали

Если вы играете для себя и в свое удовольствие, мелодии можно подбирать какие угодно. Но и не ожидайте коммерческого успеха: люди в массе не такие ценители хорошей музыки, как они о себе думают.

Русский рок, конечно, хорошо, но играть только его просто моветон. Выучите основные советские хиты, популярные зарубежные мелодии. По моему опыту, на иноязычные песни народ откликается слабо. В моем случае хорошо заходили мелодии Кенни Джи, да и то потому, что он единственный известный поп-саксофонист.

Чтобы не надоесть людям и не устать самому, ваш репертуар должен быть хотя бы на час. В идеале на много часов. Повторяться можно: вас же не будут слушать всё время. Человек либо просто пройдет мимо, либо послушает пару песен и всё равно пройдет.

Какой инструмент лучше

Особо ценятся на улице классические и джазовые инструменты: скрипка, саксофон, труба, кларнет. По моим наблюдениям, самый удобный и выгодный для аска инструмент — это скрипка. Она маленькая и легкая, ее легко носить с собой. Она не замерзает в небольшой мороз — играть можно до минус 5-7, потом мерзнут пальцы. Она не слишком громкая (не то что саксофон!), но и не слишком тихая. На скрипке можно играть везде и всё. Она безумно красиво звучит, если вы умеете на ней играть, а если играть под минусовку, то вы будете звездой квартала.

Саксофон тоже нравится людям. Я далек от профессионального уровня игры, но могу сыграть Yesterday, мелодию из «Титаника», «Крестного отца» — людям нравится. По моим наблюдениям, отклик даже лучше, чем у профессиональных музыкантов, которые играют на других инструментах.

Самый удобный и выгодный инструмент — скрипка

Мы играем в одном месте с неплохим флейтистом, и народу определенно саксофон нравится больше, чем флейта. То же и с трубой. А вот скрипке я проигрываю — скрипка вне конкуренции.

Саксофон не уличный инструмент. На морозе на нем намерзает конденсат от дыхания, а сам инструмент не строит — попасть в ноты на нем становится сложно. Мне приходилось шить на саксофон чехлы, чтобы играть хотя бы при минимальном морозе. На жаре пересыхают трость (она крепится к мундштуку, из нее извлекается звук) и клапаны, поэтому летом более-менее сносно играть получается только утром или вечером.

Играть на улице можно на обычных акустических инструментах без аппаратуры. Но тогда вы сможете играть только в переходах или на очень тихих улицах, иначе вас просто не услышат. Если хотите наигрывать в разы больше и играть где угодно, потребуется звукоусиливающая аппаратура и колонка для аккомпанемента. Аппарат покажет, что вы серьезный музыкант, а не попрошайка, создаст ощущение представления, а не междусобойчика. По моим наблюдениям, игра под минусовку приносит примерно в два раза больше денег, чем без нее.

Инструмент и аппарат уличного музыканта Вовы: гитара, переносной усилитель, рюкзак для него, микрофон со стойкой

Если у вас несколько инструментов, не берите на улицу лучший вариант. Даже при самом бережном отношении на улице вы будете подвергать инструмент экстремальному воздействию. Жара, влажность, холод, пыль, хулиганы. Концертные инструменты лучше поберечь.

Мне безумно стыдно, но я плохо слежу за саксофоном. За 5 лет игры он меня не подводил, но изрядно пострадал. Увидев изоленту на нем, саксофонисты проклянут меня и будут правы

Помимо инструмента возьмите с собой тюнер. Полагаться на слух на улице не стоит. Если нужен, возьмите пюпитр. Еще отлично поможет плеер с минусом: даже если нет колонки, вы сможете слышать ритм в наушнике. Микрофон в идеале головной: так мобильнее. Если у вас нет автомобиля, то для аска выбирайте всё компактное: усилитель (он же комбик) должен помещаться в рюкзак и быть легким.

Если вы играете с группой, не надейтесь довезти всю аппаратуру на общественном транспорте — только на автомобиле!

Звать ли шляпника

Я не люблю аскеров со шляпами и считаю, что это дурной тон. Но это мое мнение, к деньгам оно не имеет отношения.

Со шляпником у вас всегда получится собрать больше, чем самому. Особенно если вокруг вас собирается толпа, чтобы послушать. Так часто бывает: люди стоят кружком, но никто не кидает деньги — все то ли стесняются, то ли ждут, чтобы сначала кинул кто-то другой. Так и стоят. Шляпник в этом случае спасает: он подходит к каждому, заглядывает в глаза и отказать ему уже как-то неудобно.

Со шляпником всегда получится собрать больше денег, чем одному

С другой стороны, со шляпником придется и делиться. Обычно договариваются на равные доли.

Шляпник должен быть веселым и интеллигентным. Навязчивые, грубые, наглые шляпники скорее отбивают желание давать деньги хорошему музыканту. По моему опыту, девушке со шляпой давали чаще, чем юноше, но предполагаю, что дело не в поле, а в харизме и улыбке.

Музыкант Вова выступает в роли шляпника. Фото Ивана Петрова
Девушка-шляпник собирает деньги, пока ее группа играет. Фото Артемия Ревенко

Где и когда играть

Играть надо в местах, где много людей и где вы никому не мешаете: в переходах, на перекрестках, возле торговых центров, на оживленных улицах. Отдача в месте, где люди спешат на работу, обычно выше, чем в прогулочных местах.

Парки, центральные улицы — это для вечерней игры летом или в выходные. В будни аскер играет для тех, кто спешит на работу или с нее. Часто на периферии города аск лучше, чем в центре: для жителей отдаленных районов уличный музыкант может быть в новинку и приятной неожиданностью, в то время как мажоры из центра избалованы уличным искусством.

Вы можете играть в любое время дня. Ночью шуметь запрещено законом. Я люблю играть ранним утром — с 6 до 11 часов утра — или вечером, то есть до и после работы. Летом лучше играть на улице, а переходы поберечь на холода и непогоды.

Лучше выбрать место для аска заранее и сходить туда, чтобы всё проверить. Если там уже играет музыкант, следует поговорить с ним: во многих местах есть свой жесткий график, без договоренности случайному человеку не поиграть. При этом моральный приоритет на игру у ребят, которые играют на этом месте постоянно.

Проверяйте места для игры заранее — они могут быть заняты

Если вы не робот, скорее всего, вы сможете играть не более 2—4 часов подряд. Больше можно, но тяжело. Максимум я играл 8 часов подряд и после этого с трудом говорил: связки и губы почти не слушались. Если нужно поиграть много, лучше разделите на два, а то и три раза: например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Со свежими силами играется легче и отдача от игры больше.

Старайтесь играть на одном месте как можно реже. Не чаще раза в неделю. Эффект неожиданности и новизны приносит хорошее вознаграждение музыканту, но быстро пропадет, если «заиграть» место. По вам должны соскучиться, встреча с вами должна стать приятной неожиданностью.

Часто рядом с аскером сидят какие-нибудь попрошайки. Они ему не конкуренты, но лучше без них. А еще тут этический момент: если это старенькая бабушка, которая просит на еду, играть здоровому зажравшемуся парню рядом с ней становится неловко.

Игра в столицах

Я играл преимущественно в провинциальных городах Черноземья. В Москве и Петербурге тоже играл, но мало знаю о тамошних особенностях.

В Москве я играл на периферии в надземных переходах — никаких проблем у меня не было. В Петербурге играл на центральных улицах и на выходах у метро, во время разведения мостов. Проблем у меня тоже не возникло, но пришлось конкурировать с местными реально крутыми ребятами.

Полиция недружелюбно отнеслась ко мне на Невском, но мы договорились. Многие музыканты на улицах Петербурга — гости из других городов, полиции не привыкать. Для уличных музыкантов это своеобразная Мекка: считается, что каждый должен поиграть в Петербурге.

Во многих городах Европы уличные музыканты получают специальное разрешение на игру. В прошлом году нечто подобное появилось и в Москве: проект «Музыка в метро» — предварительно и строго отобранные музыканты выступают в специально отведенных местах.

Проблемы с полицией и возможные сложности

Игра на улице сама по себе не запрещена законом, поэтому в провинциальных городах никаких проблем с полицией у меня не было. Нельзя играть только в метро.

В реальности полиция время от времени прогоняет музыкантов, в редких случаях забирает их в отделение, в единичных — накладывает штраф. В основном я слышал такое про столицы. Ссылаются они при этом на административный кодекс — статьи 20.1 и 14.1. Первая — об «оскорбительном приставании к гражданам», вторая — о незаконной предпринимательской деятельности. И то и другое не имеет отношения к игре музыканта на улице, но в России закон могут толковать произвольно.

Игра на улицах никакой предпринимательской деятельностью не является. У музыкантов это не «систематическое получение прибыли», у них нет тарифов на музыку, никто не просит людей платить. По сути, это акт дарения, как подарки на день рождения. Если один человек дарит другому деньги, эти суммы не облагаются налогом и за них не нужно отчитываться.

Если музыкант не нарушает общественный порядок, не попрошайничает, не пьет алкоголь, не выглядит как бродяга, не играет слишком громко или ночью и ведет себя как адекватный человек, никакой законодательной причины, чтобы его прогнать и уж тем более задержать, нет.

Но это в теории. На практике к вам могут придраться.

Проблем с полицией у меня никогда не было. Но у полиции вашего города может быть другой настрой.

Гораздо больше мешают охранники торговых центров и переходов с торговыми точками. Вот эти ребята часто просят перейти в другое место, даже если ваша игра нравится продавцам и прохожим. Охранники любят чувствовать свою власть и выпроваживают музыкантов. У многих просто инструкции такие: начальство не любит музыкантов.

Играя на улице, вы начнете сталкиваться с нищими и пьяными людьми. Несмотря на внешний вид, как правило, эти ребята не агрессивны и не опасны. Просто не давайте им деньги: если поддержать их раз, они от вас уже не отстанут.

Если вы сталкиваетесь с откровенной агрессией, которая может перерасти в столкновение, проще перестраховаться и дать хулигану его полтинник: если пострадает инструмент, это обойдется вам дороже. Если требуют еще и еще, откажитесь и просто играйте в другом месте: дашь слабину раз — и они уже не отстанут. Никакой «крыши» нигде нет. Если вам предлагают платить за место — игнорируйте или уйдите.

Сколько на этом можно заработать

Уличные музыканты не любят говорить о своих заработках. Знакомые коллеги даже злились на меня, узнав, что я пишу об этом статью. Пару лет назад в воронежской газете напечатали текст с заголовком «Уличные музыканты зарабатывают от 1000 рублей за вечер», и это наделало много шума. К ребятам на улицах подходили хулиганы, были конфликты. Когда человек работает за 16 тысяч в месяц, а тут кто-то зарабатывает больше, еще и на любимом деле, — это звучит как оскорбление.

Заработок уличного музыканта зависит от следующих условий: уровня игры и репертуара, проходимости места и его заигранности, удачи. В одном и том же месте при равных условиях один и тот же музыкант может наиграть как несколько сотен, так и пару тысяч. Предсказать сумму заранее нельзя.

Носите с собой визитки

Если вы профессиональный музыкант и играете на праздниках, в ресторанах и где позовут, то игра на улице — отличный способ найти клиентов. Запаситесь визитками: к вам будут часто подходить и предлагать где-нибудь сыграть. Заодно сделайте видео какого-нибудь своего выступления на празднике и выложите его на «Ютубе». Благодаря этому играть на улице можно будет гораздо меньше: вы будете загружены работой на свадьбах, днях рождения, свиданиях.

Если у вас есть свои диски, они могут принести неплохой доход. Если нет — запишите. Для этого не обязательна дорогая студия, сделайте запись дома под минус. Народ вас поддержит.

Умиляет то, что отзывчивые и сердобольные прохожие оставляют в чехлах и шляпах музыкантов не только деньги. Чтобы поддержать музыканта или просто поднять ему настроение, люди делятся с ним тем, что у них есть: фруктами, пирожками, сладостями. Часто предлагают алкоголь.

В основном бросают пятерки и десятки. Пару лет назад за месяц я набирал внушительный мешок копеек, но сейчас на такой же объем у меня уходит пара месяцев, потому что эти монеты выходят из оборота. Примерно треть всего заработка состоит из купюр — полтинники и сотни, изредка купюры по 500 и 1000 рублей. Самая крупная купюра, брошенная мне в чехол, — 50 долларов. Это было в 2014 году.

Средний заработок нормального музыканта в провинциальном городе в будни — 300—700 рублей в час. Крутой парень с аппаратурой и минусом может наиграть за час 1000—2000 рублей. В праздничные дни, особенно в дни массовых гуляний, отдача от аска увеличивается в разы — до 5 тысяч в час. В День города можно заработать 10—30 тысяч.

Если играть постоянно, то выходит от 40 до 80 тысяч рублей в месяц. При особом напряге в летние дни можно сделать и больше. Рекорд моего знакомого музыканта — 120 тысяч рублей в месяц, но после этого он взял длительный отпуск. В Петербурге наиграть можно еще больше, но конкретные цифры сильно зависят от места, музыканта и его умения работать с аудиторией.

Если играть постоянно, то можно заработать 80 000 Р в месяц

Аск может быть как подработкой, так и основной работой, но это занятие не из легких. Чтобы много заработать, надо очень неплохо владеть инструментом, обзавестись дорогой аппаратурой и много-много играть в любую погоду. Параллельно придется общаться с бездомными, хулиганами, полицейскими. Но это издержки. Если вам в кайф играть и веселить людей, то оно того стоит.

Где менять мелочь

Если наиграете много мелочи, встанет вопрос, как ее обменять. Можно поменять в любом магазине или ларьке — особо нужна мелочь в табачных киосках и аптеках. Но мне кажется, что проще накопить побольше и разом сдать всё в Сбербанк — нужно только взять паспорт и рассортировать мелочь по номиналу. Специальная машина посчитает всё быстро и точно — на всё у вас уйдет минут двадцать.

Запомнить

  1. Играть на улице не стыдно. Это не попрошайничество. Если вы играете с аппаратурой, то это еще и почетно.
  2. Лучше играть популярные мелодии. Ценителей музыки не так много.
  3. Аскер со шляпой повысит ваш доход, но с ним много проблем. Одна из проблем может быть с полицией.
  4. В большинстве городов России проблем с полицией нет. В Европе нужно получать разрешение.
  5. Не играйте одно и то же на одном и том же месте: важна новизна и эффект неожиданности.
  6. Заработок уличного музыканта — от 300 до 2000 рублей в час. Если ходить на аск как на работу, можно получать от 40 до 80 тысяч в месяц.
  7. Игра на улице — не предпринимательство и доход от этого не облагается налогом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить иерархию системы
  • Как найти свой домашний адрес
  • Как найти галерею в вайбере
  • Как составить виш лист подарков
  • Как составить гипотезу в дипломе