Как найти успокоение в боге

Души праведных в руке Божией. Фреска монастыря Сучевица, Румыния. Фото: И.Зыбин / Православие.Ru
Души праведных в руке Божией. Фреска монастыря Сучевица, Румыния. Фото: И.Зыбин / Православие.Ru

    

Душа человека устроена так, что она постоянно нуждается в
утешении. В
монашеской среде мы часто спрашиваем друг друга: «Ну
что, отец, ты обрел покой? Тебе здесь нравится?»
Предположим, что в этом монастыре я обрел покой, здесь
успокоилась душа моя, а в другом – нет. Даже если я
не могу обрести покой на каком-нибудь месте, – это
вовсе не значит, что вокруг меня невыносимая обстановка,
просто лично меня она не устраивает, не приносит мне
успокоения.

Вот этого «успокоения» и ищет наша душа. Оно
является точкой опоры, спасательным кругом, который нам
подает Христос посреди водоворота повседневности. Как
выразился один святой Церкви: «У нас кружится голова
от морской болезни, от шторма и бури вещей мира
сего!»

Но вот, посреди шторма и бури грядет Христос, подает нам
руку и вытаскивает нас из пучины, говоря: «Приидите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою
вы» (Мф 11:28). А затем говорит нечто очень важное о
том, каким образом мы можем обрести покой. Он говорит:
«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем» (Мф 11:29). Христос призывает нас научиться
этим добродетелям непосредственно у Него Самого. Только
таким образом человек может обрести истинный покой.

Действительно, кто в конечном итоге обретает мир и
душевное успокоение? Только смиренный человек! Нам же,
горделивым, самолюбивым и эгоистичным, очень сложно
обрести истинное душевное умиротворение, потому что мы
сами препятствуем Христу взять нас в Свои объятия. Мы сами
не хотим ввериться Ему. Мы либо боимся Бога, либо не
доверяем Ему, думая так: «Нет, я сам все устрою! Я
сам разберусь в своей жизни, буду все держать под
контролем, чтобы быть уверенным, что все идет должным
образом».

Господь
нам заповедал разумную заботу о насущном, но забота эта
не должна поглощать все наше время, нанося ущерб нашим
душам

Разумеется, Господь вовсе не желает, чтобы мы пустили все
на самотек, относясь ко всему безразлично, уподобляясь
бездейственным лентяям. Напротив, Христос нам заповедал
трудиться над собой и бороться со своими страстями,
немощами, недостатками и жизненными обстоятельствами.
Господь нам заповедал разумную заботу о насущном, но
забота эта не должна поглощать все наше свободное время,
нанося ущерб нашим душам. Заботясь о необходимом, мы
должны быть внимательными, чтобы нас не унес стремительный
круговорот вещей преходящего мира сего. Если ты сделал все
от тебя зависящее, превзошел свой человеческий предел и
истощился душевно (если можно так выразиться), то отойди в
сторону, предоставляя Богу устроить то, чего ты сам
сделать не в силах.

Чтобы не утомлять вас только лишь одной теорией, я
расскажу вам пару историй, чтобы на деле показать, как
простые люди в повседневности переживают это доверие
самого себя и своей жизни Богу.

Афон. Порт Дафни
Афон. Порт Дафни

    

Одно время я жил на Афоне в
пустынной местности Капсала. Она находится между
монастырями Ставроникита и Пантократор.

Это красивейшее место, с очень живописной природой,
освященное молитвами многих подвижников. В те годы там
совершенно не было дорог и какого-либо следа цивилизации.
На Капсале подвизалось множество отшельников-старчиков. Мы
жили в великой нужде и бедности. Нас там никто не знал, и
мы не знали никого. И вот представьте себе: один раз я
спустился с Капсалы (мы жили на высоте 300 метров) вниз,
на афонскую пристань Дафни, чтобы забрать какое-то важное
письмо.

А в это время на Святую Гору приехал президент Греции. И
вот мы видим, что у пристани собираются монахи, полиция,
народ. Тогда один из старцев мне говорит: «Слушай,
дьякон, спроси у них, что случилось? Почему они здесь все
собрались?»   

«Хорошо!» – отвечаю я ему. Я пошел и
спросил, по какой причине столько народу собралось на
пристани. На что мне ответили, что приехал Сардзедакис.
«Что за Сардзедакис?» – думаю я.

Возвращаюсь к старчику и говорю, что все ждут
Сардзедакиса.

– А кто это? – спрашивает он.

– Да я сам не знаю! – отвечаю я.

– Ты иди, спроси у них, пожалуйста, кто это.

Я подхожу к полицейскому и спрашиваю:

– Скажите, а кто такой этот Сардзедакис?

Полицейский чуть меня не арестовал.

– Ты что, больной? – говорит. – Ты что,
не знаешь, кто такой Сарздзедакис?!

А мы действительно не знали, кто такой этот
«Сардзедакис».

Афонская келия
Афонская келия

    

Также помню, когда у нас поспевали фрукты и овощи, наш
старец упаковывал их в пакеты и раздавал их престарелым
монахам, живущим по соседству. Напротив, в расщелине, в
маленькой келии жил один старчик по имени Сергий. Он жил
один в полуразрушенной келии в очень пустынном месте.

Каждую ночь я наблюдал, как он от свечей зажигал лампады в
своем храме. Ночи в горах очень темны, и свет от его свечи
был виден издалека. Наш старец попросил отнести ему пакет
с продуктами.

Я подошел к его келии и постучался в дверь. Когда отец
Сергий открыл дверь, я протянул ему пакет со словами:
«Отец Сергий, наш старец попросил меня отнести тебе
эти продукты!» (Пакет был забит доверху.) –
«Ах, благодарю тебя! – говорит. – Я
возьму только то, что мне необходимо». Он взял
немного хлеба, зелени и еще чего-то, говоря: «На
сегодня этого достаточно!»

Тогда я возразил ему:

– Старец, возьми весь пакет, я это все для тебя
принес!

– Нет, нет! Благодарю тебя, отец! Я пока не
нуждаюсь! Этого хватит на сегодня!

– Возьми остальное, будешь иметь и на завтра!
– воскликнул я.

На что он мне ответил:

– Верю, что Господь, позаботившийся обо мне сегодня,
позаботится обо мне и завтра!

– Конечно, отче, но все это тоже для тебя Господь
послал!

– Согласен! Но Господь также сказал: «Хлеб наш
насущный даждь нам днесь». То есть, на сегодняшний
день, а о завтрашнем дне Он ничего не говорил.

Пятьдесят
шесть лет он прожил на этом месте, не заботясь о том,
что будет есть завтра! Господь посылал ему его хлеб
насущный

Тогда я спросил его, сколько лет он живет в этой келии.
Оказалось, что пятьдесят шесть лет. Пятьдесят шесть лет он
прожил на этом месте, не заботясь о том, что он будет есть
завтра! Смотрите, Господь в течении пятидесяти шести лет
посылал ему его хлеб насущный только на сегодняшний день.

Представьте, какая вера и упование на Промысл
Божий были у этого человека!

Можно было бы возразить: откуда же в этой пустыне может
взяться «хлеб насущный, подаваемый днесь»?
Неоткуда. Однако же этот старец в доброй беззаботности
своей о завтрашнем дне был питаем Господом ежедневно.

Стефан серб, карульский отшельник
Стефан серб, карульский отшельник

Приведу
вам и другой пример. Однажды, когда мы жили в Новом
Скиту, я посетил отцов, живущих на отвесных скалах
Карули.

Там я зашел к отцу Стефану,
сербу.

В разговоре я спросил его:

– Отче, не страшно тебе было подниматься и
спускаться по отвесным скалам в свою пещеру, держась за
цепи?

– Конечно, было страшно! Очень! – ответил он.

– В первый день, как я пришел сюда, я сказал себе:
«Вот это да! Куда я забрался!» Когда я осилил
этот опасный спуск, с собой у меня был только один хлеб и
небольшой пакетик с маслинами. Я подумал: «Ну,
хорошо! Сегодня, завтра и послезавтра я буду питаться этим
хлебом. А потом что?» И меня охватило такое уныние,
когда я осознал, что у меня с собой абсолютно ничего нет,
чтобы жить в этом пустынном месте. Насколько хватает глаз,
вокруг только обрывистые скалы и море, а я здесь
совершенно один.

Но прошло уже 25 лет, и Господь ни разу не оставлял меня
своим попечением. У меня до сих пор осталась часть этого
хлеба, и я храню его как память, не только потому, что я
не успел его тогда съесть. Он даже совсем не испортился.

Действия,
которые предпринимает Бог по отношению к человеку,
несравненно эффективнее немощных предприятий
человека

На этих примерах мы можем видеть, как Господь заботится о
человеке, вверившем свою жизнь Богу со смирением.
Любой человек, предавший себя и свою жизнь в руки Божии,
может опытно удостовериться в том, что Господь, промышляя
о человеке, не остается в бездействии. С этого момента Бог
берет ответственность в свои руки. И все действия, которые
предпринимает Бог по отношению к человеку, несравненно
эффективнее немощных предприятий человека. Со своей
стороны, мы, конечно, должны делать все зависящее от нас,
все, что в наших силах. Чтобы наша совесть была чиста и
спокойна. Но предпринимаемые нами действия не должны
доставлять нам душевного вреда и причинять нам чрезмерное
беспокойство. Человек должен сказать сам себе: «Все!
Больше в этой ситуации я ничего сделать не могу!» И
с того момента, как ты предаешь свои скорби, печали,
проблемы, своего ребенка, свое здоровье, свое
экономическое положение и состояние, все то, о чем ты
беспокоишься, Богу – Бог являет тебе свою помощь,
присутствие и заступничество.

Кто из
верных чад Господа может сказать, что надеялся на
Господа и посрамился? – Никто!

Это происходит обязательно, даже если события развиваются
не так быстро, как тебе бы хотелось. Если тебе кажется,
что Бог «молчит» и бездействует, а ты
пребываешь верным Ему, тогда Господь обязательно явит Себя
чудным образом. Священное Писание речет: «Надеющиеся
на Господа не постыдятся». «Благословен
человек, который надеется на Господа, и которого упование
– Господь» (Иер 17:7). «На Тебя уповали
отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе воззвали они,
и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в
стыде» (Пс 21: 5-6). Кто из верных чад Господа может
сказать, что надеялся на Господа и посрамился? –
Никто!

Конечно, кто-то может возразить, что очень часто
получается не так, как я этого хотел… Но если такой
человек имеет доверие к Богу, то, тщательно рассмотрев
обстоятельства своей жизни, он увидит, что в конечном
результате все устроилось так, как ему это было полезно.

Преодоление печали

Окончание. Часть 2

Утешение в печали – пример святых и Господа

Господь знает, что делает: налагая тяготу, дает и силу, и утешение для несения ее. Твоя тягота еще не такова, какую несли святые Варвара, Екатерина и другие святые девы. Тебя не позорят, тебя не терзают, как их; Спаситель с тобой, как и с ними, и бдит над тобой, как и над ними.

Сам Господь совершал Свое дело с воплем великим и потом кровавым; и апостолы Его почти все шли путем Учителя своего – а нам, малейшим, тем более подобает орошать слезами ниву свою. Итак – прочь всякое уныние! Всё с Божией помощью устроится, но всё должно пройти чрез огнь очищения, дабы виднее была рука Божия, всё созидающая, и смирилось всякое самомнение человеческое.

*

Авраам, Иосиф, Давид хотя и получили от Бога великие обетования, однако же, посмотри, сколько от них требовалось терпения, ожидания, скорбей, неудач, быть в отчаянных обстоятельствах, прежде чем они получили обещанное. Обитающая в душе благодать Господня направляет жизнь человека, ведет его стропотным путем, но действует в нем скрытно, и настолько скрытно, что он иногда предается унынию, сомнению, печали, опасению, не сбился ли он с Божиего пути, не оставил ли его Бог, что он никуда не годен, что он только портит дело, мешает другим и проч., проч. Но в то же время он чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устрояющую его внутреннюю жизнь, в то время как его жалят, колют шипами; ходящие около его якобы не любят его, другие, вдали стоящие, ласкают, поддерживают, утешают его, выражают разными знаками самую нежную любовь.

Итак, не только не унывай, но и радуйся и веселись. Вот и Христос воскресе! И ты воскреснешь. Посмотри, как все изменяется; посмотри, как украсились горы и скалы, в какую прекрасную одежду облек их роскошнейший моральник. Потерпи, всё изменится.

С нами Бог! Тот, Кто за нас, сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет».

Упование на Бога

За всё слава Богу. За бывшую скорбь вознаграждены утешением с преизбытком; благословен Господь, утешая нас во всякой скорби. Опять урок: никогда не предавайся отчаянию в самых даже отчаянных обстоятельствах.

Сравнивая твое прежнее состояние с настоящим, нахожу, что ныне, кажется, враг нападал сильнее, чем прежде. Мрак помыслов ныне сильнее сгущался, чем прежде. Но, слава Богу, все прошло, за сугубую скорбь дано и сугубое утешение. Прежде было у тебя много «почему», а теперь редко бывает: вижу в этом преуспеяние.

*

Буди во всём воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он всё знает, заботится и устраивает, как лучше. Любящим Бога всё поспешествует во благое. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи веру твою не днем, а ночью – когда тьма помышлений сумнительных будет облегать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение.

*

Ты плачешь, но не радуешься, унываешь!

Что-то будет дальше? Но ты научилась предаваться в волю Божию, бывала и на Фаворе. Научилась при помощи Божией уразумевать козни диавола, познавать стала и Иисуса Сладчайшего, но уже не холодного и праведного, а доброго, милостивого, снисходительного, тихо сдувающего пыль с грешной, но ищущей Его души.

*

Говоришь: «Как же всегда радоваться, когда видишь кругом неудачи?» Говорят, можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение, терпение же искусство, искусство – упование; упование не посрамит, потому что сердцу дано разуметь волю Божию, которая всё устраивает (и скорби, и мученья) для нашего спасения, и уверенность, что мы идем скорбным путем за Христом.

Можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение

Во время бурного плавания по морю капитану непременно нужно иметь бодрый, спокойный вид, равно как и командиру военного отряда, чтобы поддержать бодрость на корабле в пловцах и матросах и в воинах в походе. Это пример для тебя. Берегись возбуждать своим унынием в других уныние. Крепко держись за якорь упования на милость Божию и Покров Пречистой Богоматери.

*

Иногда у причащающихся на душе чувствуется особенно легко; они со всеми в душе примирятся, а потом опять и опять жалоба на свои немощи, чуть не до отчаяния.

Совет отцов для таких переживаний следующий. Если враг подымает тебя в рай, как Богу угодившего, то ты устремляй взоры на свои немощи и ко аду; а когда тебе представляется множество грехов и тянет в ад, то ты помышляй о рае и крепко держись за милосердие Божие.

*

И радость, и горе будем отдавать Господу. Буди благословен Господь огорчающий, но сугубо обвеселяющий работающих Ему.

Ты пишешь, что всё тебе нравится: и лишения, и скорбь сердца, и ожидание утешения, одним словом – всё славно.

Слава Богу! Милые слова! Молю Господа и Радость всех скорбящих, да дарует тебе утешение. Да, чуется, что это утешение от Господа, чтобы ты могла понести крест свой. Итак, не скорби, не унывай, отгоняй всякую мрачную мысль о приюте. Я уже писал, кажется, и еще пишу и прошу: потерпи, присмотрись и сама, быть может, увидишь, что тут нельзя было завести того, что не скоро завелось и в Т. приюте; здесь были совсем другие условия. N была одна, а один в поле не воин. Она начало полагала, а вы продолжайте, усовершенствуйте. Помните цель приюта: приготовить будущих учительниц, благовоспитанных жен для учителей, дьяконов и священников. Конечно, это не теперь, не сразу, а постепенно. Скачков и природа не допускает.

Молитва. Говорить с Господом

Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя. Старайся всем сердцем прилепляться к Господу, все Ему говори – и то, что скучно тебе. Он знает сердце человеческое; взглянет на него ласково, и оно растает от радости. Спаситель наш да утешит тебя. То, что ты называешь пустяками, я не считаю таковыми.

Господь знает сердце человеческое; взглянет на него ласково – и оно растает от радости

Помни, что скорбь чрезмерная опасна, убийственна. Скорбь же небольшая бывает спасительна. Помни только в дни печали твоей, что Господь определил тебя не на погибель, а на спасение. Скорби бывают пред радостию. Да пошлет Господь эту радость.

*

Молись чаще, хотя понемногу. Ставь сердце твое пред Богом, говори Ему, жалуйся Ему на бессилие твое, и Он поможет тебе ради твоей веры, за то, что ты прибегаешь к Нему.

Не смею звать тебя на труднейший подвиг, где первый крест состоит в лишениях, скуке от одиночества – там многие скучали, а иные и плакали; может быть, и тебе приведется то же испытать. Напомню слова народной мудрости: красны бубны за горами. Но когда будет воля Божия, то все преграды рухнут; избранная душа говорит: «Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и умираю за Тя, да и живу с Тобою».

Господь да управит путь твой, как Ему угодно.

*

Не отчаиваюсь за тебя, потому что и ты не приходишь в отчаяние при всем твоем бессилии. Не отчаивайся, борись крепко: сколько раз уронит тебя враг, столько раз и встань, прибегай ко Господу с покаянием.

Только не охай, молись и делай, делай и молись. Пишешь: если уж здесь начато мирскими, так и надо было продолжать, а то получилась кутерьма. Это писал кто-то, но не богопреданная дочь послушания. Разве можно так говорить? Но ничего: свои люди – сосчитаемся. Бог простит.

Только не охай, молись и делай, делай и молись

Исповедь, совет с духовником

Говоришь: «Нет здесь ни одного, с кем бы можно поговорить с полным доверием». А Писание говорит: да будут мирствующии с тобою мнози, советницы же от тысячи един.

*

Хорошо сделала, что не изорвала страницу, исписанную печалями.

Не бумагу нужно рвать, а помышления уничтожать самопреданием в волю Божию, о чем писано мною тебе много раз.

*

Приятно мне читать ваши письма; пишите в свободные минуты, хотя понемногу, но почаще.

*

Как понимать совет: «Писать всё с плеча и не писать сгоряча». Писать всё с плеча – значит не заботясь о грамматической складности, но только со смыслом, конечно, и в порядке нарождения мыслей; так ты и писала большею частью. А не писать сгоряча – значит то же, что не говорить и не делать сгоряча, например: сердце кипит от обиды, от несправедливости, от неисправности подчиненных; в это время не говори и не делай распоряжений, а дай сердцу успокоиться; когда наступит такое успокоение, тогда говори, делай. То же самое в отношении письма: когда почему-либо волнуется, дрожит, кипит сердце, тогда не пиши, а когда волнение уляжется, тогда пиши.

«Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия,
чтобы сделаться сильной»

Возможно, что она [окружающая среда] действительно наносит нашему сердцу удары, обиды, унижения, что вызывает в нас гнев, слезы, возмущение, уязвляет наше самолюбие, нашу гордость. Но может быть, всё это недаром и не без причины? Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия, чтобы сделаться сильной! Лежа на пуховой перине, не укрепить своих мускулов.

Если мы вместо внимания к среде, чтобы найти в ней все доброе, вместо борьбы с находящим на нас, борьбы чрез терпение, будем разливаться в жалобах на своих близких, на свое село, своих родных, свою семью, свое положение, это будет бесполезной и бесцельной тратой жизненных сил. Лучше скажем себе: Бог поставил меня именно в эту обстановку, среди этих лиц и этих обязанностей. Стало быть, это и есть именно то место, в котором Он желает меня видеть делающей то дело, которое я способна выполнить.

Что касается приятных и неприятных обстоятельств, то всегда можно вести борьбу упорную совершенно независимо от того, что делается подле нас.

*

«Возлюбленный брат! Вера в Бога состоит в том, что если кто предает себя Богу, то уже не имеет своей воли над собой, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания, а потому, что бывает с ним, принимает от Бога с благодарением. Это и значит: О всем благодарите (1 Сол. 5: 18). Ибо когда человек уклонится от того, что посылается ему от Бога (всякая скорбь, клевета, поношение, лишение и проч.), то преслушает Бога, желая исполнить волю свою. Итак, отвергни ту печаль, которая соделывает смерть». До зде старец.

*

Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками. Помни, что Господом дано тебе послушание это для твоей же пользы, чтобы дать тебе арену для гимнастических духовных упражнений, борьбы с препятствиями для обучения сохранять хладнокровие во время битвы или мореплавания.

Не давай места смущениям, разным сомнениям: будь проста душой, храни мир, не будь сумрачна. Вполне предайся Божию водительству. Пора бы уже научиться доверяться Пекущемуся о сем Промыслу и Помогающей вам Небесной Попечительнице.

Выписываю из биографии отца Амвросия Оптинского. Он убеждал искавших его советов: ни при каких жизненных затруднениях и неприятностях не надо унывать, а надо надеяться на Промысл Божий. <…> В другом письме отец Амвросий пишет: «Получил от вас два письмеца отчаянных. Пишете мне: я погибла, потому что лошадей украли на хуторе. Опомнитесь, что вы говорите… Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже и томительнее и безотраднее. А если человек терпит скорби с покорностию воле Божией, исповедаясь в грехах своих, то чрез это избавляется от тягот вечных мучений». До зде старец.

Очевидно, враг навеял страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу и верующей, что без Его воли и влас главы нашей не погибнет. Ты слишком много воли даешь своей фантазии.

*

Прочитал твое письмо унылое, пожалел тебя, но в глубине души лежит другое чувство, противоположное: там как бы радость. О чем? О том, что это уныние есть плод диавольской зависти, а завидует диавол добру, а не злу; значит, он видит что-то доброе. Как же этому не порадоваться.

Пишешь между прочим: «Что же я поделаю, если Господь мне не дал таланта миссионерского».

Отвечаю: стяжи его послушанием и терпением. Трудись и получишь. Если не сделаешься образцовой миссионеркой, то во всяком случае получишь по мере труда твоего. Если же вознерадишь, то бояться нужно, чтобы не было отнято и то, что имеешь от Господа.

Напрасно и говоришь ты, что тебе не дано таланта; он дан тебе – и ты помаленьку умножаешь его, только маловерие твое или излишнее недоверие к себе говорит, отрицая данное тебе.

Из книги: Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сборник писем.
Изд-во Сретенского монастыря, 2008

Составила Маргарита Родина

КУПИТЬ КНИГУ

Живя в этом мире, мы сталкиваемся со скорбями.

Один из аргументов атеистов: “Если Бог есть, почему в мире существуют страдания?” Можно дать глубокий теологический ответ на этот вопрос. Но правда в том, что ответы не всегда помогают страдающему человеку. Порой достаточно, чтобы кто-то просто был рядом, достаточно ободряющих слов и поддержки.

Библия — поразительно честная книга. Она не обещает, что наша жизнь, пусть даже с Богом, будет безоблачной и легкой. Напротив, она открыто сообщает, что многими скорбями надлежит войти нам в Царство Небесное.

Бог не обещал, что трудностей не будет, но Он обещал всегда быть рядом и помочь. Он — Бог утешения:

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!”
(2 Коринфянам 1:3-4)
“Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…”
(Книга пророка Исаии 66:13)

Давид говорит такие слова в одном из псалмов:

“Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня”
(Псалом 22:4)

В нашей жизни могут быть периоды, которые мы можем назвать долиной смертной тени. В такие времена успокоением для нас может быть мысль о том, что Бог рядом, Он — наш Пастырь, и пристально наблюдает за всем происходящим, чтобы обернуть нам все во благо в конечном счете.

“Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека…” (Книга пророка Исаии 51:12)

Когда я страдаю, Бог не где-то далеко. Он не просто отстраненный наблюдатель. Он рядом и чувствует все, что чувствую я. Он готов дать мне силы пройти через трудности.

Утешение от Господа

Всемогущий Бог предлагает нам Себя как источник утешения во всех скорбях:

“При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою”
(Псалом 93:19)
“Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше”
(2 Коринфянам 1:5)
“Блаженны плачущие, ибо они утешатся”
(Евангелие от Матфея 5:4)

Последний стих — это слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди. Они содержат великое обещание Бога всем, кто переносит страдания, всем плачущим. Бог обещает им Свое утешение.

Слово Божье — источник утешения

На протяжении столетий мужчины и женщины в трудностях обращались к Священному Писанию в поисках утешения и ободрения. Слова Святой Книги поддерживали слабых, придавали смелость напуганным, поддерживали страдающих. Многие строки стали известными по всему миру, как, например, Псалом 22:

“Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться”
(Псалом 22)

Библия — это сумма опыта десятков людей и целых поколений. В ней содержатся описания жизни людей, которые сохранили веру, проходя через испытания и трудности. Их переживания, мысли и молитвы. В ней мы видим, что позволило им преодолеть скорбь, как они смогли опереться на Господа.

“Откровения Твои – утешение мое, [и уставы Твои] – советники мои”
(Псалом 118:24)
“А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”
(Послание к Римлянам 15:4)

Если получилось у них, получится и у нас. Они были такими же людьми, как мы, с теми же слабостями и вызовами. Но утешение от Бога позволило им устоять.
Писание содержит сотни Божьих обещаний, которые могут стать источником ободрения для нас.

“Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня”
(Псалом 118:49-50)

Господь восстанавливает

Что Бог говорит тем, кто разбит, кто не чувствует в себе силы подняться и идти дальше?

“Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных”
(Псалом 144:14)
“Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их”
(Псалом 146:3)
“Ты возвышал меня и утешал меня, [и из бездн земли выводил меня]”
(Псалом 70:21)

Даже если мы упали, и наши силы иссякли, у нас все еще остается надежда на Бога, дающего силы и восстанавливающего.

Утешающая милость

Мы все остро нуждаемся в милости Божьей. Библия говорит, что нет человека, который бы не грешил. Мы не лишены недостатков. Но Бог все же смотрит на нас с любовью. Его милость обновляется каждое утро. Он продолжает заботиться о нас.

Псалмопевец восклицает:

“Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему”
(Псалом 118:76)

Когда Бог являет Свою милость человеку, это окрыляет и придает силы. Уверенность в том, что Всемогущий Творец на нашей стороне и поддерживает нас, позволяет смело идти вперед.

Бог утешает наши сердца, чтобы мы познали Его:

“Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа”
(Послание Колоссянам 2:2)

Что может быть ценнее и больше, чем познание Господа?

Страдающий человек, возможно, не получит ответов на все свои вопросы. Но ответом для него может стать Сам Бог, который предлагает Свое утешение каждому. Обратимся ли мы к Нему в скорби, чтобы получить милость? Будем ли искать ободрения на страницах Писания? А найдя, поделимся ли с теми, кто тоже проходит через свою долину смертной тени?

Тем, кто прибегает к Господу как к источнику утешения, Библия дает такое обетование:

“И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло”
(Откровение 21:4)

ТОЛЬКО В БОГЕ…

Двадцать первый век… Век электроники, космических путешествий,  век умопомрачительных  скоростей.  Нередко жизнь человека напоминает  жуткие качели: стремительное обогащение — и сокрушительное разорение! Взлет политической карьеры — и мгновенный позорный крах! Любовь с первого взгляда  — и скоропалительный развод!  Спортивные успехи – и больничная койка.  Человек, вовлеченный в эту бешеную  раскачку, одинок и растерян.  Его тошнит , но он не может на ходу выпрыгнуть из качелей.   И тело и душа мучительно жаждут покоя, но кто остановит  их?   Люди не знают ответа на этот жизненно важный вопрос. Не знает его и замечательный белорусский поэт Эдуард Скобелев.  Доходчивыми словами он  выразил смятение  наших современников:

Было все вроде: бабы и песни,

шашлыки и рекою – вино…

Каждый день все спешил – интересно,

а спокойствие – где же оно?..

Нет чего-то, что было заглавным

где-то там, среди детской мечты,

ты смирился с пропавшим талантом,

вот откуда так много тщеты!..

Ни Есениных ты не заметил,

ни Чайковским  в судьбе не помог…

Вроде был, суетился на свете,

Но далеким остался твой Бог…

Разве выплачешь сердце сухое?

Погорели твои корабли.

То ли ты, то ли время слепое:

Разменялась судьба на рубли…

И что же нам после этого остается? Смириться с невозможностью обрести душевный покой?  Плюнуть на все высокие материи и жить по принципу: «День прошел, и слава Богу»?  Возможно, так и стоило бы поступить, если бы не Библия – книга, пришедшая к нам из глубины седых веков и проверенная временем. Эта святая книга настойчиво заверяет людей, что каждый может обрести глубокий душевный покой.  Именно для него мы и созданы!   Среди множества библейских текстов 61 псалом наиболее ярко и убедительно говорит об этой возможности.

Автор псалма, Давид, был царем Израиля. Вот уж у кого была по-настоящему беспокойная жизнь! Военные походы, интриги врагов, дипломатические, административные, хозяйственные проблемы занимали  время и тяжелым бременем ложились на  душу. К тому же Давид старался среди всех забот сохранить доброе и честное сердце.  Он не мог по примеру восточных царей лгать, пьянствовать, развратничать и деспотично править страной.   Однако он ходил под Богом, а Бог подобных поступков не терпит.  Где же находил покой этот беспокойный человек? Вот его честный и прямой ответ:

«Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более».(Псалом 61:2-3)

Двукратное «только» решительно отвергает обычные способы успокоения души –любовь, дружбу, работу, развлечения, искусство. К этому категоричному «только» Давид пришел, пройдя серьезные жизненные испытания.

Самая преданная дружба не успокоит душу!

Многие люди находят удовольствие и покой  в хорошей дружбе. В юности у Давида был  друг Ионафан, сын его предшественника на израильском троне — царя Саула. Давид любил его как свою душу. Вместе они одержали много побед над коварными врагами, вместе строили планы реорганизации государства, вместе молились о вразумлении безумного царя Саула… Ионафан, рискуя собой, не раз защищал друга от гнева  завистливого отца. И вот внезапно  этот преданный друг погиб в неравном бою. Давид был страшно потрясен горькой  потерей! Он плакал: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2Цар.1:26).

Наверняка Давид в своей скорби задавал Богу вопрос: «Почему ты отнял у меня хорошего друга»? И Бог ответил ему:  «Рано или поздно либо друзья оставят тебя, либо ты их. Я создал тебя не для друзей, а для Себя. Пусть не во временной дружбе успокаивается душа твоя, а во Мне, ибо со Мной тебе надлежит провести вечность!»

Самая возвышенная любовь не успокоит душу!

Сколько радужных надежд возлагается на любовь мужчины к женщине!  В этом «земном раю» люди мечтают  утолить все печали! У Давида была красивая жена по имени Мелхола, дочь царя Саула.  Однажды она спасла его от смерти, не побоявшись пойти против воли своего жестокого отца. В их жизни было и наслаждение  упоительными супружескими отношениями, и мечты о детях, а, может быть, и грандиозные планы построить виллу на берегу Галилейского моря!  Как приятно  успокоиться в семейной идиллии!

Но вдруг Давида объявляют государственным преступником. Его Мелхолу отдают другому.  Семья оказалась разбитой, первая любовь попранной… Можно предположить, что Давид искренне  вопрошал Бога: «Я же от юности служу тебе верой и правдой, почему ты забрал у меня любимую жену?»…  Прошли годы скитаний, Давид вышел из опалы, жену вернули, однако она уже была не та…Однажды Мелхола едко высмеяла мужа за чрезмерную, по ее мнению, радость о возвращении на родину ковчега Господнего. Давиду было  неприятно слышать  критику жены. Возможно, он вновь спросил Бога: «Почему Ты  допустил моей жене обратиться в врага?».  И ответом было: «Только во Мне, а не в супружеской любви настоящее успокоение! Рано или поздно супружеская любовь окончится,  Моя же любовь никогда! Я хочу, чтобы ты успокаивался в  вечной любви!».

Самый мудрый наставник не успокоит душу!

Счастлив тот, кто имеет мудрого наставника, к которому в любое время можно обратиться за советом!  Для Давида таким наставником  был пророк Самуил.  Но пришло время, и смерть разлучила их. Некому стало молиться о Давиде, некому  было поддержать его мудрым советом. Давид снова молился  Богу: «Почему я остался без наставника в самое ответственное для меня время? Почему ты отнял у меня надежную опору?».  Ответ был тот же самый: «Не в святых пророках ищи утешение, а во Мне! Я лучше всех святых!».

Самое вдохновенное творчество не успокоит душу!

Талантливые люди находят отдохновение и забвение своих тревог в труде и творчестве. Давид был блестящим полководцем, мудрым государственным деятелем, и при этом умел вдохновенно молиться, сочинять прекрасные музыку и стихи. Однако Бог не позволил ему долго утешаться  трудами и искусством. Когда Давид стал немощным стариком, сердце его  не исполнялось вдохновением, как раньше, а ослабевшая рука не могла больше удержать ни меч, ни скипетр, ни гусли. Давид понял, что хотел сказать ему Господь: «Не в творчестве, и не в трудах, а только во Мне твое успокоение!»

Самая легендарная  святость не успокоит душу!

Давид был святым человеком. Бог сказал о нем: «… нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои». Давид получал великие откровения от Бога, и хранил их в своем сердце. Он исполнял все Божьи повеления  и всячески остерегался не согрешать пред Ним. Однако,несмотря на все старания, грехов избежать не удалось.  Давид многократно каялся в своих немощах: «Беззаконий моих больше, чем волос на голове»! И, конечно, из его измученного  сердца вырывался горький вопрос: «Боже! Неужели Тебе трудно сделать меня святым? Почему не хранишь меня от падений?».  И вновь Давиду слышался тихий голос Бога: «Не в своей святости ищи покой, а только во Мне! Плохо согрешать, но во сто крат хуже наслаждаться собственной святостью! Наслаждайся Мной!»

Все эти драматические переживания привели Давида к единственно верному решению: находить покой душе только в Боге. И действительно, Бог является для человека всем во всём !

Только Бог  может  успокоить душу!

Бог — Спаситель в самом широком смысле этого слова. «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более», — говориться в 61 псалме.Бог спасает от вечного осуждения, от власти дурных привычек, от бесцельного существования. Он спасает и от врагов. Об этом Давид говорит далее:

«Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут».

Враги были влиятельны, хитры и злобны. Они маскировали льстивыми словами намерение уничтожить Давида. Но Бог не даст в обиду Своих. Он без труда опрокинет коварные замыслы врагов, словно гнилой забор. Божье могущество  — неприступная твердыня для защиты Его возлюбленных детей.  Вот почему Давид уверенно приказывает  своей душе:

«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге».

Позволь же Богу успокоить твою душу!

Является ли опыт Давида только его достоянием или каждый из нас может  испытать Божественное успокоение?  Продолжение  псалма не оставляет никаких сомнений, что всякий человек может и должен найти покой в Боге: «Народ! надейтесь на Него во всякое время!» Как видите, нет ограничений ни по возрасту, ни по положению, ни по числу, ни по времени.  Каждый призывается обрести покой в Боге, даже если безвозвратно упустил  дарованные прежде возможности!

Но что нужно сделать, чтобы обрести покой?  Ответ простой — искренне молиться! «…изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище». Изливать сердце — значит рассказывать Богу  о всех радостях и горестях, о всех стремлениях и заботах. Благодарить Его за любовь, терпение и справедливость. Выражать свою скорбь и сожаление о прегрешениях.  После молитвы непременно станет хорошо на душе – ведь общение с Богом в самом деле успокаивает.

Исходя из своего опыта, Давид серьезно предупреждает народ  ни в коем случае не полагаться ни на простых, ни на влиятельных людей, ибо «сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Сыны человеческие это простые люди, а сыны мужей – правители  городов и сел.Все они самые ненадежные существа на свете. Надежен только Бог!

В истории России найдется многократное подтверждение этой истины. К  80 году прошлого века нам торжественно обещали светлое коммунистическое будущее.  Обещали каждой семье квартиру к 2000 году.  Обещали возврат сбережений и материальный достаток. Обещали… Обещали… и чего народ  дождался?…Не на тех надеялись!  Только Бог не подводит  человека в Своих обещаниях.

Далее Давид призывает народ не искать покоя душе в военной и экономической мощи государства.   «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца».

В те времена было в порядке вещей для увеличения благосостояния страны и поддержания боеспособности армии ходить в  ежегодные военные походы. Обыватель был доволен, если армия приносила с полей сражений множество награбленного добра. Он чувствовал себя  защищенным  в условиях устойчивого роста экономики. Но душу не успокоишь тряпками, бытовой техникой и ростом ВВП. Покой только в могущественном Боге!  Только Он силен сохранить мир в стране, спасти душу и тело от власти от греха,  и даже от самой смерти.

Давид завершает псалом важным выводом: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (Пс.61:1-13).

Псалмопевец  услышал не только телесным ухом, но и ухом своего сердца, что надежная опора человека только в Боге.

Дорогой друг! Нашел ли ты покой душе своей в Боге?  Рассказал ли ты Ему  о своих грехах? Уверовал ли ты, что за твои грехи расплатился Христос?  Просил ли ты Христа войти в твое сердце  и сделать  его любящим и чистым?  Если ты не найдешь покоя душе на земле, тебе никогда не обрести его за гробом… Душа, не обретшая покой в Боге на земле, обречена после смерти на вечное беспокойство.   Христос сказал о таковых: «лучше бы им не родиться» Тот же, кто обрел покой в Боге, не зависит от превратностей судьбы. Он зависит от Бога, способного горькое сделать сладким и зло обратить в добро. В глубокой покорности  Божьему промыслу обретает покой душа!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Жизнь есть блаженство. Эти слова могут показаться странными. Как можно жизнь назвать блаженством, если в ней на каждом шагу встречаются неудачи, разочарования, огорчения. Сколько горя терпят люди! Жизнь, говорят некоторые, есть труд, и часто труд неблагодарный, какое уж тут блаженство? Блаженством для нас станет жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять светом Солнце Правды – Господь, к Которому мы устремляемся. Все Евангельские заповеди начинаются словом «блаженны»: блаженны кроткие… блаженны милостивые… блаженны миротворцы (Мф. 5:5, 7, 9). Отсюда вытекает как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье. История христианских мучеников с особенной яркостью подтверждает это. Какие только мучения ни переносили они, каким пыткам ни подвергались, весь ад восставал на них. Резали и жгли тела исповедников Христовых, разрывали их на части, измученных бросали в смрадные темницы, а иногда в склепы, наполненные мертвыми костями и всевозможными гадостями. Иногда для большего устрашения им показывали покойников, восстающих из гробов и устремляющихся на них, а мученики радовались.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти продаваемый товар в интернете
  • Потерял телефон как найти по геолокации android
  • Для работы этой службы требуется последняя версия приложения hms core как исправить
  • Как найти корзину в телефоне мейзу м5
  • Как найти половину диагонали в квадрате