Всем известно, что сердце — это главная составляющая организма, которая играет важнейшую роль в жизни человека. Что говорится относительно него в Священном Коране?
Примечательно, но корень слова «сердце» в арабском языке означает «изменение, преобразование». Сердце, которое является «центром» жизни человека, является и центром его души.
Сердце также является тем местом, откуда берёт своё начало и вера, и неверие.
В Священном Коране говорится:
«Аллах посеял в вас любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах» («Худжурат», 49/7);
«Бедуины сказали: «Мы верим». Скажи [Мухаммад]: «Вы не веруете!.. Вера ещё не вошла в ваши сердца» («Худжурат», 49/14);
«Аллах не возлагает на вас ответственность за ваши неумышленные клятвы, но возлагает на вас ответственность за то, что приобрели ваши сердца» (Бакара, 2/255);
«Они сказали: «мы уверовали», но сердца их не уверовали» (Сура «Трапеза», 5/41);
Получается, сердце является центром всех видов чувств — любви, ненависти, мыслей и рассуждений.
Аллах будет спрашивать с людей о том, что в их сердцах. Человек может обратиться как к неверию, так и к вере, потому и сердце является центром всей духовной деятельности. Человек не может принять решение, пока не укрепится в вере или неверии. Однако возможно и принятие им другого решения. В Коране сказано: «Знайте, что Аллах между человеком и его сердцем». («Трофеи», 8/24).
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты-Дарующий!» («Аль-Имран», 3/8).
Как Юнус сказал об этом: «И подступает момент, когда сердце – оно и не в вере, и не в неверии».
Как упоминалось выше, сердца грешников затемнены, а сердце «побито камнями» («Аль-Бакара», 2/74), «запечатано» (мумин, 40/35), «покрыто». Человек с таким сердцем является «мертвым»: глухим, слепым и немым, потому что, как говорится в Коране: «Слепыми» являются вовсе не глаза, а то, что в сердцах”. («Хадж», 22/46).
Вера находится в сердце: Бог занимает в сердце место любви и страха перед Ним Самим.
«Они уверовали и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» («Гром», 13/28).
Islam-today
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всякого из нас постигают испытания, о которые разбиваются наши надежды, планы, сердца. В такие минуты хочется опустить руки и отдаться течению жизни. Но нет! Это ошибочный выбор. Потому что даже при несчастьях можно держать себя в руках, сохраняя ответственность за свою душу, жизнь и поступки. В этом – сила человека, в этом – иман верующего. И нет ничего страшного, если испытания вызывают у нас слезы и скорбь, если сердцами мы остаемся на пути довольства Аллаха.
Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы говорим только то, чем доволен Аллах». В такие моменты особенно важно сохранять связь со Всевышним, склонить свое сердце перед Его волей и найти утешение именно в Его словах или словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Итак, представляем вам 10 хадисов, которые могут стать добрым напоминанием в подобные моменты отчаяния, грусти и трудностей.
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
- «Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев».
- В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
- Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!» –Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее».
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И когда Абу Саляма умер, сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Муслим).
- Усама ибн Зайд рассказывал: «В свое время Зайнаб, дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала за ним, так как ее сын находился при смерти. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отослал человека обратно, велев ему приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».
- От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенным от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи)
- Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь о утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари)
- От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Тот спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Тот спросил: «А что такое головная боль?» Он сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Тот вновь ответил: «Нет». Когда же тот человек ушел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на этого». (Бухари).
- От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа).
- Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим)
Большая часть благ для людских душ скрыта именно в том, что им неприятно, точно так же, как и большая часть вреда и причин их погибели заключается в том, что они любят. Если самый Мудрый из мудрых, самый Милостивый из милостивых, самый Знающий из знающих, Который более милостив к Своим рабам, чем их родители или они сами к себе, ниспосылает на них то, что им неприятно, то в этом для них больше пользы, чем если бы Он не ниспосылал им этого.
Поистине, довольство – это наслаждение души тем, что выпадает на ее долю из предопределений, которые являются ничем иным, как выбором Самого Аллаха именно для нее. А также довольство – это спокойствие души, уверенность и доверие по отношению к религиозным постановлениям Аллаха. Это и есть довольство Аллахом, как Господом, Исламом – как религией, и Мухаммадом – как Посланником.
Ася Гагиева
Время от времени человек чувствует себя одиноким и испытывает отчаяние. Изо дня в день мы вертимся в суете обыденных дел, и, как правило, материальные блага не приносят радости и довольства душе. Мы испытываем опустошенность, стремимся к душевному покою, но не можем его обрести.
Как выбраться из этого замкнутого круга и обрести спокойствие? Ислам дает довольно простой ответ на этот вопрос. Аллах Всевышний знает, что лучше для Его создания. Он знает о боли, об отчаянии и грусти в нашей душе. Такое состояние возвращает нас к нашему истинному положению перед Аллахом, возвращает к нашему Создателю. Когда Аллах становится главной заботой верующего, то все становится на свои места, а боль утихает.
«Сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (13:28).
Человек был создан для поклонения Аллаху и только. Аллах Всевышний своей безграничной милостью и мудростью не оставляет нас одних в своих испытаниях. Он дал нам руководство Корана и сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Коран является руководством к жизни от Аллаха, а хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) – объяснением руководства. Вера заключается в укреплении отношений со Всевышним Аллахом. И эта связь является утешением для верующего в моменты тревоги и печали. Когда кажется, что все вокруг вас начинается рушится, помните — единственное, что стабильно в вашей жизни – это милость Аллаха. Самая большая ошибка, которую может совершить верующий, отделить религиозный и материальные аспекты своей жизни.
«Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (5:9).
Когда человек с полной покорностью осознает, что он всего лишь раб Аллаха, который подвергается испытаниям и искушениям, жизнь обретает новый смысл. Верующий осознает, что Аллах постоянен в нашей жизни. Когда беспокойство и тревога одолевают нас, облегчение нисходит от возвращения к Аллаху. Если мы будем жить по Его руководству, мы обретем средства и силы преодолеть любое отчаяние.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
В исламе есть ответ на все проблемы, с которыми сталкивается человек. Он призывает нас смотреть за пределы удовлетворение личностных стремлений. Он напоминает нам, что это временная остановка на пути к вечной жизни. Жизнь в этом мире – всего лишь мгновение, иногда переполненное радостью и счастьем, иногда грустью, печалью и отчаянием. Такова природа жизни, и таково положение человека.
В Коране Аллах Всевышний заключил три руководства, которые утешат и избавят человека от Его тревог и отчаяния. Это терпение, благодарность и упование на Аллаха:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155).
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (2:152).
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82).
Наш путь неисповедим. Сегодня мы счастливы, завтра на нашем пути – трудности и испытания, горечь, страдания и потери. Мы никогда не знаем, что ждет нас впереди. Человек лишь песчинка в океане событий, которая не в состоянии управлять собой. Что делает верующего верующим? Безусловно, то, как он принимает все сложности и печали судьбы. Его сила – в смиренности, терпении и подчинении воле Аллаха. Его утешение в уповании на Аллаха и знании, что милость Всевышнего больше любой печали. Свой покой он находит в словах и обещаниях Аллаха, которые запечатлены в Священном Писании. Возможно, для того, кто находится в отчаянии, потерял надежду на хорошее и грустит, эти слова Аллаха даруют покой и утешат их неспокойные сердца.
Безусловно, человеку очень тяжело принимать боль и страдания. Мы слишком слабые, и нам кажется, что мы не в состоянии пережить то, что с нами случилось. Но ничто не дается с легкостью, и каждая трудность есть испытание нашей веры. Веры в Аллаха, его предопределении и предназначение. Ведь не может уверовать человек, не принимая предопределения судьбы и противясь решению Своего Создателя.
В Коране сказано о неизбежности испытания:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:155-156).
«Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает наперёд тех, которые правдивы, и тех, которые лживы» (29:2-3).
Аллах Всевышний не хочет нам зла и не хочет наших страданий, Он лишь дает возможность увеличить наше положение в мире вечном. Мир, в котором мы будем проживать вечно, зависит только от того, как мы пройдем испытание. Разве не в этом великая справедливость?
«(Аллах тот) Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).
«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25: 20).
«Не расслабляйтесь и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (3:139).
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным. Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя. А благочестивые будут пить из чаши вино, смешанное с кафуром. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (76: 2-6).
«…и Аллах воздал вам печалью за печаль, чтобы вы не скорбели о том, что было вами упущено, и о том, что поразило вас. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (3:153).
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:2).
«Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в божественном руководстве], кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (92: 4-10).
Независимо от того, какое горе мы переживаем и насколько брошенными себя чувствуем, с каждым из нас – Всевышний, Всеслышащий и Всевидящий. В Коране сказано:
«Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу» (20:46).
«Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
«O вы, кoтopыe yвepoвaли, будьте терпеливыми и состязайтесь в терпении, бyдьтe cтoйкими и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы обретете спасение» (3:200).
Когда человек осознает это, он чувствует, как становится ближе к Нему. Он дал эти испытания, Он даст и их решение. Каждый раз, когда с нами случаются неприятности или мы переживаем сложным времена, мы должны помнить о следующем:
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (94:5).«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:34-35).
Коран четко разъяснил позицию человека относительно поклонения в разных ситуациях:
«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (22:11).
Наша приверженность проверяется во время испытаний: будем ли мы близки ко Всевышнему тогда, когда все хорошо или же будем оставаться также близки к Нему в моменты сложностей.
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему» (2:45-46).
«Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21: 35).
«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (13:24)
- Информация
- Подробная информация об аяте 13:28 на Quranic Arabic Corpus
- Параметры
-
Увеличенный шрифт
- Прослушать
- Оригинал
- Оригинал текст
-
الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
- Транслит
- Al-Ladhīna ‘Āmanū Wa Taţma’innu Qulūbuhum Bidhikri Al-Lahi ۗ ‘Alā Bidhikri Al-Lahi Taţma’innu Al-Qulūbu
- Эльмир Кулиев
- Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?
- Абу Адель
- (И наставляет Он на истинный путь) тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются при поминании Аллаха. О да! Ведь поминанием Аллаха [повиновением Ему, вспоминанием Его и обещанной Им награды] успокаиваются сердца.
- Толкование ас-Саади
- Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца. [[Всевышний поведал об отличительных качествах правоверных. При упоминании имени Аллаха они избавляются от беспокойства и волнения и испытывают огромную радость и удовлетворение. Воистину, человеческим сердцам не подобает находить утешение в других вещах, потому что на свете нет ничего более приятного и упоительного, чем любовь к Создателю и познание Его. И чем сильнее человек возлюбил и лучше познал Аллаха, тем лучше он может поминать Его. Это толкование справедливо, если под поминанием Аллаха подразумевается возвеличивание, прославление или другие формы поминания Аллаха рабами. Согласно другому толкованию, под поминанием Аллаха подразумевается Священный Коран, который является напоминанием для правоверных. Из этого толкования следует, что сердца находят утешение, когда знакомятся со смыслом коранических аятов и мудрыми кораническими предписаниями, потому что откровение свидетельствует о непреложной истине, подтверждаемой убедительными доводами и доказательствами. Все это вселяет в человеческие сердца спокойствие и уверенность, которые невозможны без ясного знания и твердой убежденности. Это знание можно найти в писании Аллаха, которому присущи самые совершенные и безупречные качества. Что же касается всех остальных писаний, которые не основываются на коранических знаниях, то они не способны принести человеку утешение. Более того, они порождают беспокойство и тревогу, потому что их доводы и предписания противоречивы. Вот почему Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82). И всякому, кто изучает Коран и размышляет над смыслом его аятов, а также задумывается над прочими науками, прекрасно известно, что между ними существует огромная разница.]]
- Ибн Касир
-
Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, — о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца,«Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха» – т.е. находят комфорт, вспоминая Аллаха, и покой. А также довольны Аллахом, как Помощником. ( أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ) «О, да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца» – т.е. Он достоин этого;
- Изучение аята
-
Я изучил и понял данный аят!
- Видео
- Добавить новый видеоролик