Как найти узкий путь

Василий Великий (329/30−379)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Вопрос. От чего «узки» те врата, и «тесен» тот путь, который вводит «в живот», и как входит им человек?

Ответ. Опять и здесь узкое и тесное означают не что либо разное; но слово: «тесный» выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: «при стези соблазны положиша ми» (Псал.139,6). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз.17, 11).

Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Григорий Нисский (331/5−~394)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Как если две сдвинувшиеся стремнины оставляют одну тропинку на высоком береговом утесе, то идущему по ней не безбедно туда и сюда уклоняться от середины, потому что на обеих, может быть, сторонах за уклонением последует обрыв со стремнины, так и закон требует от идущего по его следам не оставлять пути, как говорит Господь, узкаго и тесного, никакого уклонения ни влево, ни вправо не признавая благоуспешным. И этим словом определяется то учение, что добродетели состоят в середине. Почему всякий порок обыкновенно совершается или от недостатка, или от нарушения меры добродетели; например, относительно к мужеству робость есть некоторый недостаток этой добродетели, дерзость — нарушение меры, но что свободно от того или другого из этих пороков, то усматривается в середине между ними и есть добродетель.

Источник: О жизни Моисея законодателя.

Иоанн Златоуст (~347−407)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф 7:13). Далее: Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Но после Он говорил: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:30).

И незадолго пред тем внушал то же самое. Как же здесь путь, ведущий в жизнь, называет узким и тесным? Если обратишь все свое внимание, то увидишь, что Спаситель и здесь называет путь этот весьма легким, удобным и незатруднительным. Скажешь: как же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? Тем этот путь и удобен, что Он есть путь и врата, — так как и другой путь, хотя широкий и пространный, все же есть путь и врата: на них ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни. И не потому только удобна добродетель: по концу своему она делается еще удобнейшею.

Потому, что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но еще более тем, что конец их добрый, так как оканчиваются жизнью. Потому и кратковременность трудов, и вечность венцов, и то, что труды предшествуют венцам, а венцы последуют за ними, — все это составляет величайшее утешение в трудах.

Потому и Павел назвал скорбь легкою, не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущего: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит, — сказал он, — в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое (2 Кор4:17−18). Если волны и пучины для мореходцев, поражения и раны для воинов, непогоды и морозы для земледельцев, сильные удары для бойцов, — если все это бывает легко и выполнимо по надежде наград временных и тленных, — то тем более могут быть нечувствительны настоящие скорби, когда предстоит небо, неизреченные блага и бессмертные награды.

Если же и при всем этом некоторые почитают ведущий в жизнь путь трудным, то мнение это происходит только от собственной их лености. Смотри, как Спаситель и иным способом делает этот путь удобным, когда запрещает вмешиваться между псами, предавать себя свиньям и повелевает остерегаться лжепророков, — всячески внушает быть осторожными. Самое даже наименование тесным путем весьма много способствует к тому, чтобы сделать его удобным, — потому что заставляет нас бодрствовать. Как Павел не с тем говорит: Наша брань не против крови и плоти (Еф 6:12), чтобы привести в уныние, но чтобы возбудить сердца воинов, — так точно и Господь путь жизни назвал трудным для того, чтобы, так сказать, пробудить от сна путников.

Мало того: Он побуждает к бодрствованию еще и дальнейшим указанием на то, что на пути этом есть много препинающих, и — что еще опаснее — последние нападают не явно, но скрытно. Таков именно род лжепророков. Но не на то смотри, говорит Христос, что этот путь труден и тесен, а на то, где он оканчивается; и не на то опять смотри, что противоположный путь широк и пространен, а на то, куда он ведет. Все же это Он говорит для того, чтобы возбудить в нас бодрость. С тою же целью Он и в другом месте сказал, что употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Подвижник бывает ревностнее, когда ясно видит, что подвигоположник чтит трудные его подвиги. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случатся с нами многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны; но не таков тот град, к которому ведут они.

Потому-то ни здесь не должно ожидать покоя, ни там не должно предполагать ничего печального. Когда же Спаситель говорит, что «немногие находят их», то и здесь опять открывает леность многих, и внушает Своим слушателям обращать внимание не на благоденствие многих, но на труды немногих. Гораздо больше, говорит Он, таких людей, которые не только не идут прискорбным путем, но даже и не избирают его, — что показывает крайнее безумие. Но не должно смотреть на многих, и от того смущаться; а должно ревновать немногим и, всячески укрепляя самих себя, таким образом идти тем путем. Кроме того, что путь этот тесен, многие еще препятствуют идти по нему.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Макарий Великий (~300−391)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Господь говорит в Евангелии: «Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их». Подразумевается, во-первых, что каждый обретает ее высочайшей добродетелью, проходя через тесноту, в подвиге и борьбе. А во-вторых, тесным Он называет путь для не хотящих идти по нему: тесен путь для врагов Его, для не могущих вступить на него, по слову Писания: «Для невежд он очень суров; и неразумный не останется на нем» (Сир 6:12); потому что нужны большой разум, мудрость, терпение и вера, чтобы человек уверенно и не колеблясь достиг блаженства и Божьего пути правды (2Пет 2:21). Как если была бы безмерно высокая и отвесно крутая гора с очень тесной тропой шириною, скажем, в след ноги, и по ней не могли бы ступать и проходить четвероногие звери или иное что, кроме только легких птиц, возносимых своими крыльями, — так и высочайшие заповеди Евангелия и путь Божий тесны и узки людям мира сего, непричастным Духа Божия, и этим путем невозможно идти (то есть стать послушниками и безупречными во всех евангельских заповедях) никому, пока они не приобретут крыл Святого Духа; тогда, возносимые Святым Духом, они легко смогут пройти по евангельскому пути правды и удостоятся войти в жизнь, по слову Господа: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Они узнают, что не тяжелы заповеди Иисуса, когда, окрыленные Святым Духом, пойдут с великой легкостью и радостью по тесному для остальных людей пути. И невозможно без святых крыл духовных никому вступить на сказанный путь (то есть в совершенной и безупречной чистоте исполнить все заповеди Господа) и удостоиться войти так во врата Царства Небесного.

Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 16.

Аммон (30-е гг. IV — нач. V в.)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф 19:27).

Источник: Повествования.

Серафим Саровский

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный.

Источник: Поучения.

Нил Синайский

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

«Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»
(Мф 7:14). Поэтому, если и обретающих путь мало, то еще меньше тех, которые имеют силу войти в живот. Но не входят они по собственному своему нерадению.

Источник: Письма на разные темы. Декуриону.


Если желаешь войти в небесное царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки (Мф 7:14).

Источник: Письма на разные темы. Письмо 3.244.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Слово «потому что» означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: «бремя Мое легко» (см. Мф 11:30)? По причине будущих воздаяний.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его

что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот

«Что» поставлено вместо: «весьма». Увеличивает узкость и тесноту, чтобы, заранее зная это, мы возбуждались к борьбе и заблаговременно приготовлялись к терпению и перенесению трудов. Если постигнет нас какая-либо печаль, о которой мы заранее знали и которой ожидали, то она обыкновенно переносится гораздо легче. Итак, желая, чтобы ученики были весьма сильны в борьбе и терпеливы, открыл, что указанный путь тесный и полон скорби. Утешая же их относительно долженствующего последовать мучения и облегчая тяжесть его, открыл, куда этот путь ведет, именно к жизни, разумеется — вечной, чтобы ты в то время, как беспокоишься, видя все труды, возбуждался, взирая на конец их, и получал новые силы от надежды на воздаяние. И не очень малое утешение назвать эти ворота и путь, потому что ни одно из них не остается, но проходит.

и мало их есть, иже обретают его

Там, конечно, много, по причине приятности пути и отсутствия трудов на нем, а здесь — мало, по причине неудобства и трудности. Следует знать, что теперь Он назвал путь небесной жизни узким и тесным ради Его временных страданий, а в другом месте Он говорит, что иго заповедей Его — благо и бремя предписаний Его легко (11,30) ради надежды на вечные блага. Добродетель — тяжела по причине тяжести трудов, а легка по причине воздаяния за нее; ожидание будущей радости смягчает и уменьшает ощущение скорби.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Правильный перевод этого места зависит от решения вопроса, какое слово должно быть поставлено в начале стиха, τί или ότι. Во многих унциальных кодексах и древних латинских переводах читается τί; но Златоуст и другие ότι. Если бы чтение было τί, то смысл был бы сентиментален: как тесны врата, и как узок путь, ведущие в жизнь! Феофилакт говорит, что τί здесь есть восклицательное. Иероним переводит: quam angusta porta! Цан принимает τί. С другой стороны, если бы было ότι, то в ст. 14 содержалось бы почти совершенно ненужное доказательство мысли, высказанной в 13 стихе. “Входите тесными вратами… потому что тесны врата…” Но, с принятием ότι, можно понимать выражение и так: в первом предложении 13 стиха дается заповедь: входите тесными вратами, и она доказывается в дальнейших словах, смысл которых тот, что широкий путь за вратами ведет к погибели. В следующем 14 стихе доказывается та же мысль, но с другой стороны.

Если многие идут широким путем, то одно это уже служит достаточным основанием для того, чтобы ученики Христа не следовали преданной роскоши и развратной толпе; они должны идти собственной дорогой, которую указал им Христос Логическое ударение стоит здесь, следовательно, не над словами широкий или тесный путь, а на том, что многие или погибают, или получают жизнь. На этих основаниях можно считать более вероятным ότι (потому что — как в русском).

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Сам Господь со скорбью говорит: потому что тесны врата и узок путь (о, как тесны врата и узок путь!) ведущие в жизнь вечную! Это — путь обуздания своих помыслов, отсечения собственных пожеланий для Бога, путь скорбей и лишений, но зато он ведет к жизни святой и богоугодной, к чистоте и бесстрастию, а затем и к жизни вечноблаженной! «Сей путь до того узок, — говорит святитель Василий Великий, — что опасно всякое уклонение и в правую, и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода. Поэтому, кто идет этим узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого уклонения, отступления и совращения от заповедей Господних, по писаному: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Втор 17:11)». «Сей путь лежит, — по выражению святителя Филарета, — или через воды слез: «блаженны плачущие», или через пустыню духовной нищеты: «блаженны нищие духом»; или через дебри уничижения: «блаженны изгнанные»; на этом пути грозят нам смертные опасности: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», а иногда требуется разлука с людьми самыми близкими: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его»… Тесен и прискорбен этот путь: святые подвижники омочили его своим потом, а святые мученики — даже кровью своей…». «Итак, — говорит святитель Илия Минятий, — кто ходит, высоко подняв голову, кто гордится перед другими, тому не пройти здесь, если не наклонит головы, если не смирится: «тесны врата и узок путь!» Кто пресыщается земными благами, тому не пройти, если не изнурит своего тела постом и трудами: «тесны врата и узок путь!» У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними этим добром, тому не пройти здесь, если не уменьшит всего этого: «тесны врата и узок путь!» Много нужно пота пролить, много нужно труда приложить, много нужно потерпеть и пострадать, чтобы в рай пройти: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). У кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести, тому не пройти в рай: «узки» туда «врата» и прискорбен путь!«… и немногие, — говорит Спаситель (о, как мало таких), — находят их! Да и из тех, которые обретают, одни в самом начале, другие в середине, а иные у самой уже пристани тонут. Путь воистину тесный, но неизбежный для тех, кто хочет войти в Царство Небесное. Туда не пустят в ветхой одежде греха: надобно снять эту одежду. Каким же образом? Блаженный Августин отвечает: «Возьми за образец змеиную хитрость: чтобы сбросить с себя старую кожу, она проползает сквозь узкое отверстие. А где, скажешь, я найду это узкое отверстие? Слушай: тесные врата скорбей ведут к жизни…» Преподобная Феодора говорила: «Как деревья не могут приносить плодов, если не вытерпят зимних бурь и дождей, так и для нас сей век есть зима, и мы не можем иначе сделаться наследниками Царства Небесного, как через многие скорби и искушения». Но если путь в Царство Небесное тесен, то почему же Господь в другом месте говорит: «иго Мое благо и бремя Мое легко»? «Как это, путь — тесный и вместе с тем — удобный? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст и сам же отвечает. — Тем этот путь и удобен, что он есть путь и врата; на нем ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни». «Кто терпит обиды, — говорит блаженный Феофилакт, — тот как бы только проходит сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но так как то и другое временно, то выбирай лучшее». «Врата в Царство Небесное тесны не сами по себе, — говорит блаженный Августин, — мы стесняем их для себя своей гордостью, а затем мучаемся, что не можем войти, сетуем и раздражаемся препятствиями. Как же облегчить душу? Должно испить от чаши смирения, хотя горькой, но целебной». «Как стесненная вода поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается», — говорит преподобный Иоанн Лествичник. Вот почему одна горько плакавшая богобоязненная женщина, на вопрос старца, о чем она плачет, отвечала: «О том я и плачу, что забыла я Бога, и Бог меня забыл; вот уже три года за грехи мои не посылает мне ни одной скорби…» Скорби она считала великой милостью Божией к себе. «И Павел назвал скорбь легкой, — говорит святитель Златоуст, — но он называет ее так не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущих благ. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случаются с нами многие несчастья. Господь для того и назвал путь трудным, дабы пробудить от сна путников. Но пусть путь прискорбен и врата тесны, — зато не таков тот град, к которому ведут они!..»

Источник: Троицкие листки. №801−1050.

Содержание

Свт. Василий Великий

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Вопрос. Почему сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель»?

Ответ. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: пространный и широкий, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его-пагуба.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Но после Он говорил: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).

И незадолго пред тем внушал то же самое. Как же здесь путь, ведущий в жизнь, называет узким и тесным? Если обратишь все свое внимание, то увидишь, что Спаситель и здесь называет путь этот весьма легким, удобным и незатруднительным. Скажешь: как же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? Тем этот путь и удобен, что Он есть путь и врата, – так как и другой путь, хотя широкий и пространный, все же есть путь и врата: на них ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни. И не потому только удобна добродетель: по концу своему она делается еще удобнейшею.

Потому, что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но еще более тем, что конец их добрый, так как оканчиваются жизнью. Потому и кратковременность трудов, и вечность венцов, и то, что труды предшествуют венцам, а венцы последуют за ними, – все это составляет величайшее утешение в трудах.

Потому и Павел назвал скорбь легкою, не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущего: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит, – сказал он, – в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое (2 Кор.4:17–18). Если волны и пучины для мореходцев, поражения и раны для воинов, непогоды и морозы для земледельцев, сильные удары для бойцов, – если все это бывает легко и выполнимо по надежде наград временных и тленных, – то тем более могут быть нечувствительны настоящие скорби, когда предстоит небо, неизреченные блага и бессмертные награды.

Если же и при всем этом некоторые почитают ведущий в жизнь путь трудным, то мнение это происходит только от собственной их лености. Смотри, как Спаситель и иным способом делает этот путь удобным, когда запрещает вмешиваться между псами, предавать себя свиньям и повелевает остерегаться лжепророков, – всячески внушает быть осторожными. Самое даже наименование тесным путем весьма много способствует к тому, чтобы сделать его удобным, – потому что заставляет нас бодрствовать. Как Павел не с тем говорит: Наша брань не против крови и плоти (Еф. 6:12), чтобы привести в уныние, но чтобы возбудить сердца воинов, – так точно и Господь путь жизни назвал трудным для того, чтобы, так сказать, пробудить от сна путников.

Мало того: Он побуждает к бодрствованию еще и дальнейшим указанием на то, что на пути этом есть много препинающих, и – что еще опаснее – последние нападают не явно, но скрытно. Таков именно род лжепророков. Но не на то смотри, говорит Христос, что этот путь труден и тесен, а на то, где он оканчивается; и не на то опять смотри, что противоположный путь широк и пространен, а на то, куда он ведет. Все же это Он говорит для того, чтобы возбудить в нас бодрость. С тою же целью Он и в другом месте сказал, что употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Подвижник бывает ревностнее, когда ясно видит, что подвигоположник чтит трудные его подвиги. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случатся с нами многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны; но не таков тот град, к которому ведут они.

Потому-то ни здесь не должно ожидать покоя, ни там не должно предполагать ничего печального. Когда же Спаситель говорит, что «немногие находят их», то и здесь опять открывает леность многих, и внушает Своим слушателям обращать внимание не на благоденствие многих, но на труды немногих. Гораздо больше, говорит Он, таких людей, которые не только не идут прискорбным путем, но даже и не избирают его, – что показывает крайнее безумие. Но не должно смотреть на многих, и от того смущаться; а должно ревновать немногим и, всячески укрепляя самих себя, таким образом идти тем путем. Кроме того, что путь этот тесен, многие еще препятствуют идти по нему.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Узкие врата – тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям.

Аскетическая проповедь.

Свт. Иустин (Полянский)

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

По сей заповеди, тесныя врата и узкий путь, которым прошел в земной Своей жизни Сам Господь, составляют единственный вход в царство славы и вечного блаженства. А как много между нами таких, которые беззаботно и небоязненно идут широкими путями, и не думают о себе, что идут в погибель, или не зная, или забывая сию заповедь! И как мало таких избранников, которые твердо помнят о тесном пути, указанном Спасителем – и делом, и словом, и усиливаются идти по нему в царство небесное!

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Свт. Филарет (Дроздов)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Некогда путь блаженства был пространен, как широта страны Едемской, и от начала своего до конца пролегал чрез рай сладости. Но семена запрещенного плода, вкушенного человеками, упали на землю, и путь блаженства зарос тернием и волчцами. Тщетно люди, следуя или темному воспоминанию, или обманчивым вожделениям, старались вновь устроять себе пространные пути: самая широта их, теперь уже неестественная, соделалась признаком того, что они ложны и не могут приводить к цели, – «широкий путь вводяй в пагубу».

Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.)

Прп. Антоний Великий

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии говорит нам: внидите узкими враты; и апостол Павел научает нас, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Возлюбленные братия, что можно разуметь под узкими вратами, в которые дóлжно входить нам, сие открывает премудрый Соломон. Не даждь устнам твоим, говорит он, еже во грех ввести плоть твою… яко во множестве соний и суетствия, тако и словеса многа (Еккл. 5, 5-6). Уста безумнаго сокрушение ему, устне же его сеть души его (Притч. 18, 7).

Итак, будем обуздывать язык наш, чтобы не произносить никаких худых слов. Худое слово вреднее всякого яда. Рану, причиненную ядом, можно исцелить, но худого слóва, когда оно произнесено, возвратить нельзя.

Двадцать слов к монахам.

Блж. Августин

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Итак, далее Господь говорит: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Он говорит это не потому, что иго Господа мучительно и бремя Его тяжко, но потому, что лишь немногие желают завершить труды и мало кто верит Ему, взывающему: Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30). Потому эта проповедь началась словами о смиренных и кротких сердцем, что благое иго и легкое бремя многие с презрением отвергают и лишь немногие принимают; но [только] с ним может быть узким путь, ведущий в жизнь, и тесными врата, которыми входят в нее.

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Широкий путь — это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный — это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол (2 Кор. 6:6-11) и убеждает вступить Тимофея (1 Тим. 5). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Под узкими вратами разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их вратами и путем. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им

Внидите узкими враты

Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих.

яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им

Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Входите тесными вратами и прочее. Речь иносказа­тельная. Образ взят, можно думать, от способа устро­йства древних городов, окруженных стенами с разны­ми воротами. Одни из таковых ворот вели на главные многолюдные улицы города, были широки и в них постоянно была толпа проходящих; другие вели в улицы более уединенные, были узки и в них не мно­го было проходящих. Господь представляет это обра­зом двух врат и путей (улиц), из которых одни ведут в погибель — это широкие врата и путь, а другие, уз­кие — в жизнь.

Погибель. Вечная смерть как состояние наказания осужденных на Суде Христовом (Флп. 1:28; Евр. 10:39; 2 Пет. 3:7).

Жизнь. Вечная блаженная в Царстве Мессии — Христа.

Широки врата и пространен путь. Суть образы гре­ховной жизни, которая ведет к духовной вечной смерти, и идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех сильно влечет людей, не радящих о своем спасении.

Тесны врата и узок путь. Суть образы добродетель­ной жизни, ведущей в жизнь праведную и вечную — и мало людей идут этим путем, так как это путь ли­шений и скорбей, искушений вольных и невольных. «Широкий и пространный, как рассуждаю, слова тождезначительные… и узкий и тесный означают не что- либо разное, но слово тесный выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что иду­щему по нему надобно тесниться, то есть с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с кото­рого в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода… Посему кто предполо­жил войти в живот узким и тесным путем, тот дол­жен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: не уклоняйся ни направо, ни налево: Втор. 17:11» (Василий Вели­кий. 5, 330).

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Здесь речь иносказательная. Образ взят от устройства древних городов, окруженных стенами с разными воротами в них. Одни из таких ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы города, были широкие, и в них постоянно была толпа проходящих; другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие, и в них было немного проходящих. Под образом этих ворот Господь представляет пути в будущую жизнь. Широкие ворота и пространный путь – это образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, которая влечет в пагубу, т. е. к погибели в аду (2 Петр. 3, 7. Евр. 10, 39). И идущих по этому пути и этими вратами много; так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении. Тесныя же врата и узкий путь – это образ добродетельной жизни, ведущей в живот – в жизнь блаженную в раю (Мф. 25, 46), и мало людей идет этим путем; так как это путь многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния. «Узкими вратами, – пишет блаж. Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, напр., пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее». «Кто гордится пред другими, кто пресыщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести; те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», – учит один святитель. Как согласить слова Господа о трудности пути в царство небесное с Его словами: иго мое благо и бремя мое легко, чит. в объяснении этих последних слов, гл. 11, ст. 30.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Буквально: входите через тесные врата, потому что гладок и широк путь, ведущий в погибель, и много таких, которые входят через него. Прежде всего заметим, что речь с 13 до 27 ст. считается эпилогом нагорной проповеди. Когда сравнивают ее с десятословием, то говорят, что это последнее имеет “пролог:” — “Я, Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской” (Исх. 20:2). В нагорной проповеди наоборот. Вместо пролога в ней — эпилог. Он состоит из отдельных заключительных увещаний и предостережений. В 13, 14 содержится увещание к серьезному исканию правильного пути, в 15-23 предостережение против таких худых руководителей на пути, которые имеют личину праведности, но отрицают ее сущность; в 24-27 заключительное увещание — укреплять веру делами. Вообще же здесь выставляются особенно сильно опасности лицемерия и дается предостережение против лицемерных учителей в нашей внутренней жизни.

В начале речи содержится приглашение входить тесными вратами. Сначала врата, а потом путь. Если бы было наоборот, то такое представление дела, по мысли Мейера и других ученых, было бы аскетическим: т.е. прежде, чем вступить во врата, требуется долгий путь для того, чтобы достигнуть надлежащей цели, за которой наступает вечная жизнь. Совсем другая мысль Христа: сначала врата узкие, через которые можно входить в жизнь, а потом уже путь. Чтобы войти в эти врата, нужно, очевидно, принять предложенное Христом учение о том, как вести себя по отношению к нашим ближним и по отношению к Богу. Многое, что было предложено Христом, казалось трудным для исполнения; но потом может оказаться, что предложенные Им заповеди отличаются легкостью. Ударение делается на выбор узких врат, а не на требовании входить в них. Через узкие врата нужно входить, потому что широкие врата и вместительный и широкий путь только тот, через который многие входят для погибели. Разумеется, под узкими вратами не следует разуметь одной, только что изложенной, заповеди — не делать другим того, чего мы не желаем себе, как некоторые толковали это место.

Относительно второго ή πύλη нужно сказать, что оно опущено в некоторых кодексах и многими отцами. Подлинность его вообще сомнительна. Тишендорф помещает его в скобках. Слово это было, вероятно, вставлено переписчиками, “чтобы пополнить параллелизм”. Существование этого слова не подлежало бы сомнению, если бы в греческом вместо ή άπάγουσα стояло множественное, а вместо “через него” — “через них”, как неправильно в русском переводе (“ведущие,” “ими”).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Несмотря, однако же, на то, что добродетель так сродна и близка сердцу человеческому, она все же не обходится без скорбей и искушений, которые кажутся невыносимыми для греховной природы нашей, почему Господь и говорит: Входите тесными вратами. «Узкими вратами, – толкует блаженный Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы – узы, гонения, лишения имения, славы, детей, болезни, раны и прочее, что Иов, и не хотя, потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый идут широким путем». От этого широкого пути и предостерегает нас Господь, говоря: потому что широки врата и пространен путь жизни греховной, это пути, ведущие в погибель, в рабство гибельным страстям и в вечную погибель, и многие идут ими! Многие живут беззаботно, ни в чем себя не стесняют, грешат на каждом шагу и, обманывая свою дремлющую совесть, говорят: «Не мы одни – все так живут!..» Жалкое оправдание! И люди, жившие до потопа, могли бы также себя оправдывать, и они все грешили, кроме семейства праведного Ноя, – все грешили, но все же и погибли в водах потопа! И содомляне тоже все грешили, кроме Лота, и все истреблены огнем небесным! Вот, то и страшно, что чем больше среди нас нераскаянных грешников, тем ближе к нам казнь Божия; и если Господь щадит нас, то, конечно, потому, что есть еще среди нас немногие, Ему единому ведомые праведники, ради которых милосердие Божие милует и грешников. Но мало их, этих избранников благодати Божией; грехолюбие наше толкает нас на широкий путь греха и погибели.

Троицкие листки. №801-1050.

Толкования:

  • Блж. Августин
  • Блж. Иероним Стридонский
  • Блж. Феофилакт Болгарский
  • Евфимий Зигабен
  • Еп. Михаил (Лузин)
  • Лопухин А.П.
  • Прот. Иоанн Бухарев
  • Прп. Антоний Великий
  • Свт. Василий Великий
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Иустин (Полянский)
  • Свт. Филарет (Дроздов)
  • Троицкие листки

Блж. Августин

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Итак, далее Господь говорит: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Он говорит это не потому, что иго Господа мучительно и бремя Его тяжко, но потому, что лишь немногие желают завершить труды и мало кто верит Ему, взывающему: Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30). Потому эта проповедь началась словами о смиренных и кротких сердцем, что благое иго и легкое бремя многие с презрением отвергают и лишь немногие принимают; но [только] с ним может быть узким путь, ведущий в жизнь, и тесными врата, которыми входят в нее.

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Широкий путь — это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный — это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол (2Кор. 6:6-11) и убеждает вступить Тимофея (1Тим. 5). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Под узкими вратами разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их вратами и путем. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им

Внидите узкими враты

Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих.

яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им

Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Входите тесными вратами и прочее. Речь иносказа­тельная. Образ взят, можно думать, от способа устро­йства древних городов, окруженных стенами с разны­ми воротами. Одни из таковых ворот вели на главные многолюдные улицы города, были широки и в них постоянно была толпа проходящих; другие вели в улицы более уединенные, были узки и в них не мно­го было проходящих. Господь представляет это обра­зом двух врат и путей (улиц), из которых одни ведут в погибель — это широкие врата и путь, а другие, уз­кие — в жизнь.

Погибель. Вечная смерть как состояние наказания осужденных на Суде Христовом (Флп. 1:28; Евр. 10:39; 2Пет. 3:7).

Жизнь. Вечная блаженная в Царстве Мессии — Христа.

Широки врата и пространен путь. Суть образы гре­ховной жизни, которая ведет к духовной вечной смерти, и идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех сильно влечет людей, не радящих о своем спасении.

Тесны врата и узок путь. Суть образы добродетель­ной жизни, ведущей в жизнь праведную и вечную — и мало людей идут этим путем, так как это путь ли­шений и скорбей, искушений вольных и невольных. «Широкий и пространный, как рассуждаю, слова тождезначительные… и узкий и тесный означают не что- либо разное, но слово тесный выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что иду­щему по нему надобно тесниться, то есть с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с кото­рого в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода… Посему кто предполо­жил войти в живот узким и тесным путем, тот дол­жен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: не уклоняйся ни направо, ни налево: Втор. 17:11» (Василий Вели­кий. 5, 330).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Буквально: входите через тесные врата, потому что гладок и широк путь, ведущий в погибель, и много таких, которые входят через него. Прежде всего заметим, что речь с 13 до 27 ст. считается эпилогом нагорной проповеди. Когда сравнивают ее с десятословием, то говорят, что это последнее имеет “пролог:” — “Я, Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской(Исх. 20:2). В нагорной проповеди наоборот. Вместо пролога в ней — эпилог. Он состоит из отдельных заключительных увещаний и предостережений. В 13, 14 содержится увещание к серьезному исканию правильного пути, в 15-23 предостережение против таких худых руководителей на пути, которые имеют личину праведности, но отрицают ее сущность; в 24-27 заключительное увещание — укреплять веру делами. Вообще же здесь выставляются особенно сильно опасности лицемерия и дается предостережение против лицемерных учителей в нашей внутренней жизни.

В начале речи содержится приглашение входить тесными вратами. Сначала врата, а потом путь. Если бы было наоборот, то такое представление дела, по мысли Мейера и других ученых, было бы аскетическим: т.е. прежде, чем вступить во врата, требуется долгий путь для того, чтобы достигнуть надлежащей цели, за которой наступает вечная жизнь. Совсем другая мысль Христа: сначала врата узкие, через которые можно входить в жизнь, а потом уже путь. Чтобы войти в эти врата, нужно, очевидно, принять предложенное Христом учение о том, как вести себя по отношению к нашим ближним и по отношению к Богу. Многое, что было предложено Христом, казалось трудным для исполнения; но потом может оказаться, что предложенные Им заповеди отличаются легкостью. Ударение делается на выбор узких врат, а не на требовании входить в них. Через узкие врата нужно входить, потому что широкие врата и вместительный и широкий путь только тот, через который многие входят для погибели. Разумеется, под узкими вратами не следует разуметь одной, только что изложенной, заповеди — не делать другим того, чего мы не желаем себе, как некоторые толковали это место.

Относительно второго ή πύλη нужно сказать, что оно опущено в некоторых кодексах и многими отцами. Подлинность его вообще сомнительна. Тишендорф помещает его в скобках. Слово это было, вероятно, вставлено переписчиками, “чтобы пополнить параллелизм”. Существование этого слова не подлежало бы сомнению, если бы в греческом вместо ή άπάγουσα стояло множественное, а вместо “через него” — “через них”, как неправильно в русском переводе (“ведущие,” “ими”).

Толковая Библия.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Здесь речь иносказательная. Образ взят от устройства древних городов, окруженных стенами с разными воротами в них. Одни из таких ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы города, были широкие, и в них постоянно была толпа проходящих; другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие, и в них было немного проходящих. Под образом этих ворот Господь представляет пути в будущую жизнь. Широкие ворота и пространный путь – это образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, которая влечет в пагубу, т. е. к погибели в аду (2Петр. 3, 7. Евр. 10, 39). И идущих по этому пути и этими вратами много; так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении. Тесныя же врата и узкий путь – это образ добродетельной жизни, ведущей в живот – в жизнь блаженную в раю (Мф. 25, 46), и мало людей идет этим путем; так как это путь многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния. «Узкими вратами, – пишет блаж. Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, напр., пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее». «Кто гордится пред другими, кто пресыщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести; те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», – учит один святитель. Как согласить слова Господа о трудности пути в царство небесное с Его словами: иго мое благо и бремя мое легко, чит. в объяснении этих последних слов, гл. 11, ст. 30.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прп. Антоний Великий

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии говорит нам: внидите узкими враты; и апостол Павел научает нас, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Возлюбленные братия, что можно разуметь под узкими вратами, в которые дóлжно входить нам, сие открывает премудрый Соломон. Не даждь устнам твоим, говорит он, еже во грех ввести плоть твою… яко во множестве соний и суетствия, тако и словеса многа (Еккл. 5, 5-6). Уста безумнаго сокрушение ему, устне же его сеть души его (Притч. 18, 7).

Итак, будем обуздывать язык наш, чтобы не произносить никаких худых слов. Худое слово вреднее всякого яда. Рану, причиненную ядом, можно исцелить, но худого слóва, когда оно произнесено, возвратить нельзя.

Двадцать слов к монахам.

Свт. Василий Великий

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Вопрос. Почему сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель»?

Ответ. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: пространный и широкий, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его-пагуба.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Узкие врата – тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям.

Аскетическая проповедь.

Свт. Иоанн Златоуст

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

См. Толкование на Мф. 7:14

Свт. Иустин (Полянский)

Ст. 13-14 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

По сей заповеди, тесныя врата и узкий путь, которым прошел в земной Своей жизни Сам Господь, составляют единственный вход в царство славы и вечного блаженства. А как много между нами таких, которые беззаботно и небоязненно идут широкими путями, и не думают о себе, что идут в погибель, или не зная, или забывая сию заповедь! И как мало таких избранников, которые твердо помнят о тесном пути, указанном Спасителем – и делом, и словом, и усиливаются идти по нему в царство небесное!

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Свт. Филарет (Дроздов)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Некогда путь блаженства был пространен, как широта страны Едемской, и от начала своего до конца пролегал чрез рай сладости. Но семена запрещенного плода, вкушенного человеками, упали на землю, и путь блаженства зарос тернием и волчцами. Тщетно люди, следуя или темному воспоминанию, или обманчивым вожделениям, старались вновь устроять себе пространные пути: самая широта их, теперь уже неестественная, соделалась признаком того, что они ложны и не могут приводить к цели, – «широкий путь вводяй в пагубу».

Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.)

Троицкие листки

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими

Несмотря, однако же, на то, что добродетель так сродна и близка сердцу человеческому, она все же не обходится без скорбей и искушений, которые кажутся невыносимыми для греховной природы нашей, почему Господь и говорит: Входите тесными вратами. «Узкими вратами, – толкует блаженный Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы – узы, гонения, лишения имения, славы, детей, болезни, раны и прочее, что Иов, и не хотя, потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый идут широким путем». От этого широкого пути и предостерегает нас Господь, говоря: потому что широки врата и пространен путь жизни греховной, это пути, ведущие в погибель, в рабство гибельным страстям и в вечную погибель, и многие идут ими! Многие живут беззаботно, ни в чем себя не стесняют, грешат на каждом шагу и, обманывая свою дремлющую совесть, говорят: «Не мы одни – все так живут!..» Жалкое оправдание! И люди, жившие до потопа, могли бы также себя оправдывать, и они все грешили, кроме семейства праведного Ноя, – все грешили, но все же и погибли в водах потопа! И содомляне тоже все грешили, кроме Лота, и все истреблены огнем небесным! Вот, то и страшно, что чем больше среди нас нераскаянных грешников, тем ближе к нам казнь Божия; и если Господь щадит нас, то, конечно, потому, что есть еще среди нас немногие, Ему единому ведомые праведники, ради которых милосердие Божие милует и грешников. Но мало их, этих избранников благодати Божией; грехолюбие наше толкает нас на широкий путь греха и погибели.

Троицкие листки. №801-1050.

Входите тесными вратами

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Мф. 7:13-14.

Слово Божье указывает нам на путь Спасения – и этот путь узок! И наоборот, пространен путь и широк, который ведет в погибель.

В испанском переводе эти стихи звучат следующим образом: «Входите узкой дверью, потому, что широкая дверь и широкий путь ведет в погибель, и многие идут ими; потому что узкая дверь и узкий путь ведут в жизнь, и немногие находят их». Возможно, так нам будет понятней. Кто есть дверь? Писание говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» Ин. 10:9.

Эта дверь – Иисус Христос. Он же есть и Путь истинный: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» Ин. 14:6.

Чаще всего человек думает в своем сердце, что он, точно, не входит широкой дверью, и не идет широким путем. Даже если он понимает, что его жизнь перед Богом не является праведной и он еще не находится на узком пути, то он все равно уверен в том, что не идет широким путем. Такие люди знают, что они не достаточно еще преобразились внутренне, но и не считают себя крайне испорченными. От них всегда можно услышать следующее: «Я, конечно, хочу быть праведным и верным Господу, следовать за Ним тем путем, о котором Он говорит, но пока вот как-то так. Но у меня все нормально и ладно, Бог и так меня благословляет». Нельзя обольщаться, т.к. нет никакого среднего пути и у Бога нет компромиссов. Слово Божье нас учит тому, что есть лишь два пути. И только человеческий разум, находящийся в обольщении, будет искать «между строк» третий путь. Интеллект человека способен найти многое, а если не найдет, то выдумает, но принесет ли это пользу его душе?!

Как же нам понять – где мы? Мир, в котором мы сегодня живем, испытывает экономический кризис, недостаток ресурсов, душевное беспокойство, переживает различные природные катаклизмы. В жизни людей приходят болезни, бедность, депрессия. Но наравне с этим, мир предлагает человеку множество развлечений, различных наслаждений, символической свободы, праздников и т.п. Это все можно получить в этом мире, которым правит князь века сего. Эта дверь просторна и широка для каждого человека. Ты просто родился на этой земле и продолжаешь здесь жить. Ты идешь этим широким путем, по накатанной, даже, не стараясь и не стремясь на него попасть, ты уже там. Это легко и просто!

Но что отличает человека, живущего в этом мире, который входит узкой дверью, и идет узким путем. Такой человек, постоянно платит цену за то, чтобы оставаться на этом пути, иметь возможность входить узкой дверью и идти узким путем, отказываясь от временных ценностей, предлагаемых миром в этой земной жизни. В мире нет ничего видимого, материального, ради чего этот человек способен так жить. Он обрел в своей жизни нечто большее, у него есть Откровение о Вечном Спасении, о жизни с Христом. Человек, вновь рожденный от Духа Божьего, всей своей жизнью показывает, что он уже не живет так, как сам хочет. Мир постоянно предлагает: «попробуй то, попробуй это, у тебя получится». Но слуга Господень живет по Слову Божьему, живет Его Откровениями. Потому что образ жизни: «живи и поступай, как хочешь, выбирай то, что нравится» – это образ жизни просторного, широкого пути.

Посмотри на свою жизнь, загляни в свое сердце и сам определи, где ты, на каком находишься пути? Не стоит забывать при этом, что пути только два!

Приведем один пример для наглядности. Когда человек собирается в путешествие, он знает точку отправления, выбирает конечный пункт и определяет промежуточные точки на маршруте для отдыха и приема пищи. Человек – сам себе хозяин, и поэтому, просчитывая все до мелочей, точно знает, во сколько ему обойдется это путешествие. Он знает точное время и место отъезда, а так же точное время и место прибытия. Когда у человека все запланировано, то другие вещи, которые ставят под сомнение его чудесный план, он попросту будет игнорировать, и постоянно будет заботиться о том, чтобы ему ничего не смогло помешать. Ум человека рационален.

«А мы имеем ум Христов» 1 Кор. 2:16. Верные слуги Божьи уже не принадлежат себе. Они не знают, где могут оказаться завтра, и в каком положении. Мы однажды доверили свои жизни Христу, и каждый день ожидаем от Него руководства, куда нам двигаться и что делать: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» Деян. 8:26,29.

Нам известен лишь конечный пункт нашего пути – это чудесный город, Небесный Иерусалим, приготовленный для нас нашим Господом. Никто из слуг Божьих не сможет ответить людям сего мира, когда мы окажемся в нем, и тем более не сможем показать его на карте. Мы знаем лишь то, что это прекрасный город, там не будет ни слез, ни печали, и его можно уже сегодня переживать в своем сердце, видеть в Духе. Для мира это звучит – как «сказка». Именно такими видят нас люди в этом мире. Они не могут понять народ Божий, взятый в удел. Многие люди мира в ответ скажут: «Ну, нет! Знаешь, я лучше здесь где-нибудь, между Лондоном и Парижем пока останусь, это для меня как-то более понятно и приемлемо». «Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» Мф. 7:13.

А что же можно сказать об узкой двери и узком пути? Господь говорит: «Входите тесными вратами». Иисус Христос приглашает всех, Он зовет каждого, но оказывается, что входить узкой дверью очень и очень трудно. Мало того, что нужно оставить все, весь свой багаж, т.к. через узкую дверь ничего не пронесешь, так еще и самого себя придется растрясти, придется похудеть, чтобы пройти сквозь эту узкую дверь. Павел пишет: «Я каждый день умираю для себя».

А дальше всех ожидает – «узкий путь». Снова без компромиссов: не приляжешь отдохнуть, не вытянешь ноги, не развалишься, ничего видимого не приобретешь, не накопишь. По такому пути нужно всегда идти налегке. Это не многим нравится: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Мф. 7:14.

Человеческая душа не может насытиться материальными вещами, не может через них получить Мир Божий в сердце. Люди пытаются совершить множество различных вещей в своей жизни, но так и не находят удовлетворения. Человек Божий, внутри сердца своего – имеет Спасение, поэтому уверенно входит узкой дверью и идет узким путем с Иисусом Христом, держась за Его руку.

И последнее. Написано, что широким путем идут многие. Множество людей – это сильный поток. И, если ты не встанешь на УЗКИЙ ПУТЬ для своей жизни, то этот мощный поток, множество людей, движущихся по просторному, широкому пути, сметет тебя и раздавит. Придет время, и ты не сможешь устоять: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».

У тебя сегодня есть возможность, слыша голос Божий, Его зов в своем сердце, сделать правильный выбор – встать на Путь истины вместе с Его народом и следовать за Иисусом Христом.Если хочешь достичь Вечности, то нужно входить узкой дверью. Будь готов к тому, что придется многое оставить и от многого в своей жизни отказаться.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Представьте себе, что Вы идете по дороге и доходите до
места, где она разделяется на два пути. Первый путь просторный, прямой,
светлый, но на указателе написано, что путь ведет на виселицу. Второй путь
узкий, поросший колючими терниями, затененный, и на указателе написано: «Во
дворец». Какой путь Вы бы выбрали? Думаю, что ответ очевиден. Вряд ли кто-либо из
людей согласится идти на виселицу только потому, что туда ведет прекрасная
дорога. Точно также, вряд ли кто-нибудь посчитает нестоящим усилий второй путь.
Ведь он ведет в прекрасный дворец, и все наши старания окупятся сполна. В этом
примере достаточно просто принять правильное решение. В жизни всё сложнее. Писание
говорит о двух путях: узком и широком. Давайте вместе поразмышляем, почему нам
порой так трудно избирать верное направление? Что нам мешает? В чем «узость»
пути следования за Христом?

Прочитаем слова Христа, записанные в Евангелии от Матфея
7:13 – 14:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь,
ведущие в жизнь, и немногие находят их».

В прочитанном нами отрывке Иисус дает нам выбор всего из
двух возможных вариантов: широкий путь и узкий путь. Рассмотрим характеристики
этих путей подробнее. Вначале поговорим о широком пути (ст. 13).

Первая характеристика
широкого пути – это ширина ворот. Широкие ворота никак не препятствуют проходу
через них. Если Вы когда-нибудь проходили через широкие раздвижные двери
супермаркетов, то знаете, что через такие двери можно проходить вдвоем или даже
втроем, и еще остается много места до дверных косяков. Они никак не стесняют
Вас. Не заставляют наклониться, повернуться боком или еще каким-либо образом
изогнуться, чтобы пройти. В общем-то, широкий проход и делают для того, чтобы
не стеснять входящего.

Вторая характеристика
– это сама ширина пути. Пространный путь никак не мешает движению. На нем нет
никаких препятствий, которые бы затрудняли путешествие. На таком пути ты можешь
идти прямо, наискосок по диагонали, зигзагом и т.д. Можно пробежаться,
попрыгать, помахать руками во время движения. Никто не мешает тебе, и ты не
мешаешь никому. На просторной дороге поместятся все.

По сути своей, это описание комфорта. Мы привыкли к тому,
чтобы все вокруг нас было удобно и не доставляло нам неприятностей, не
ограничивало нас. У нас удобная одежда, аппаратура, мебель, постель, подушка.
Удобный телефон, машина, а если это не так, то мы всеми силами стремимся
приобрести таковые. Почему? Потому что комфорт мы связываем с радостью,
приходящей к нам извне. Радость обычных людей всегда связана с чем-то внешним. Мы
покупаем понравившуюся нам одежду, чтобы порадовать себя. Мы любим вкусную
пищу, потому что она доставляет нам радость. Мы желаем иметь много денег,
потому что они позволят нам покупать то, что нас радует. Большинство людей
любят юмористические передачи, ведь они дают нам повод посмеяться, а значит –
испытать радость. И нас не смущает и не останавливает то, что эта радость –
преходяща. И когда она заканчивается, мы вновь ищем что-то, что доставляет нам
радость.

На самом деле, стремление к комфорту – это типичное
проявление себялюбия, что вполне естественно для любого человека. Мы не можем
не любить себя. В определенной степени себялюбие сродни инстинкту
самосохранения. Мы желаем себе только добра, только самого лучшего. И это
нормально, но только до тех пор, когда для достижения своих интересов мы не
пренебрегаем интересами других людей. Столкновение интересов приводит зачастую
к конфликту. Поэтому мы не любим тех, кто как-то ограничивает нас, кто указывает
нам, что нам делать и т.п. Поэтому человек не готов поверить в Бога и, тем
более, слушаться Его. Ведь тогда придется изменить всю свою жизнь, отказаться
от многого, что так нравится человеку.

Широкие врата и пространный путь – это метафора жизни без
Бога. Это когда никто кроме меня самого не определяет для меня как мне жить,
что считать истиной, во что верить и т.п. Я сам хозяин своей жизни, сам
определяю свое мировоззрение. (На самом деле это не совсем так: многое в нашей
жизни определяет наше происхождение, наше образование, круг общения и т.д.) Мне
Бог не нужен.

Широкий путь для любого человека, с его точки зрения, самый предпочтительный.
Однако это не отменяет всех сомнений в правильности выбора. Ведь очень часто мы
меняем свое мнение в зависимости от ситуации, обстоятельств. Бόльшую
уверенность в правильности выбранного нами пути нам придает третья характеристика – большое
количество попутчиков. Множество людей входят широкими воротами и идут просторным
путем. И здесь нечему удивляться. Человек – существо социальное, иногда даже
стадное. Мы всегда склонны делать то, что делает большинство, чтобы не
выделяться из толпы. Причем как хорошее, так и плохое. Если все курят, то и я
буду курить. Если все бросают курить, то и я брошу.

Думаю, Вам приходилось быть свидетелем того, как люди легко
нарушают правила дорожного движения за компанию. Вот, стоите Вы на светофоре,
горит «красный». Остается еще 5 секунд, но машины уже останавливаются,
перекресток свободен. Люди стоят и ждут зеленого сигнала светофора. И вдруг,
кто-то один, не дожидаясь зеленого сигнала светофора, начинает переходить
дорогу. Что делают остальные? Правильно, они тоже
начинают переходить, справедливо для себя считая, что они не хуже того, кто уже
переходит. Ведь если ему можно, то можно всем. И никто не задумывается, что они
все вместе нарушают правила и создают опасную ситуацию.

Большое количество людей, идущих в одном направлении,
непременно привлечет наше внимание и заставит двигаться в ту же сторону. Чаще
всего это происходит, когда мы не уверены в правильности направления нашего
движения. Мы знаем, что сами можем легко ошибиться. А множество людей, идущих в
одном направлении, внушает нам чувство уверенности: ведь не может же такое
количество человек ошибаться!?

Мы постоянно испытываем мировоззренческое давление со
стороны других людей. Каждый человек по-разному оправдывает свой образ жизни,
приводя свои аргументы. И если мы не уверены в правильности своего образа
жизни, или не можем его убедительно обосновать, то давление начинает
усиливаться за счет наших сомнений. Мы уже не так уверены, что тот или иной
поступок является грехом. Почему? Потому что большинство людей не считают это
грехом!

Стремление современных христиан жить богато, в достатке,
напрямую связано с мнением большинства. Богатством меряется успешность, престиж,
достойность жизни человека. «Красиво жить не запретишь», – говорят в мире. И
многие люди стремятся к такой красивой жизни. А массовость внушает нам
уверенность в истинности подобного образа жизни. Кроме того, у нас есть
определенный страх оказаться не такими как все. Ведь тогда большинство откажутся
не только поддерживать тебя, но даже могут начать преследовать. В одиночку
выстоять против общества невозможно. Поэтому мы не любим выделяться, хотим быть
как все. Поэтому христиане сегодня не всегда афишируют свое христианство.

Эти три характеристики вполне могли бы описать идеальный
путь, или метафорически – идеальный образ жизни, устраивающий практически
любого человека. И это было бы замечательно, если бы не одно «но»: четвертая характеристика – конец пути –
погибель. Это – не тупик, где можно остановиться и потом развернуться. Это как
обрыв, в который ты неминуемо шагнешь, потому что идущие позади непременно
столкнут тебя в пропасть, даже если ты остановишься. И это перечеркивает все
предыдущие преимущества. Это обращает в «ничто» все человеческие притязания на
истину, праведность, мораль и нравственность. Человек на самом деле не знает,
как правильно жить и что такое истина. В большинстве случаев, человек
занимается самообманом. Он успокаивает себя тем, что он такой не один, кто так
считает, поступает, думает, чувствует и т.п. Результат жизни без Бога плачевен:
пустота, чувство одиночества, разочарование, депрессия, безысходность,
развлечения, которые приносят лишь временную радость. Все это и многое другое
является следствием выбора широкого пути. Если Вы испытываете что-либо из
перечисленного, Вам стоит проверить, по какому пути Вы идете. Посмотрите, как
Вы строите свою жизнь: не увлеклись ли Вы мирскими ценностями, которые толкают
в погибель; не поддались ли влиянию толпы, дружно идущей к погибели и разрушению.
Выход есть! Он состоит в том, что нужно найти другой путь для своей жизни.
Узкий путь, который также имеет несколько характеристик (ст. 14).

Первая характеристика
узкого пути – тесные врата. В них не очень удобно входить. Кажется, что они
сжимают тебя, заставляют, как бы, уменьшиться, может даже, наклониться, чтобы
пройти в них. Порой нужно повернуться боком, чтобы втиснуться в узкий дверной
проем. Иными словами, Вам нужно подстроиться под узкий вход, иначе пройти не
получится. Это первое важное качество сразу ставит нас на свое место, лишая нас
права определять, как мы будем входить. Если вам когда-нибудь приходилось протискиваться
в узкий проем, Вы поймёте, о чем я говорю.

Мне как-то раз пришлось заносить в квартиру кресло-кровать.
В подъездную дверь оно вошло великолепно. Проблемы начались, когда я донес его
до двери в квартиру. Кресло не проходило в него никаким способом. Я пробовал
повернуть его и так и этак: всё напрасно. В итоге, мне пришлось разобрать его
на части. Затем эти часть кое-как протиснуть в дверь, а потом собрать кресло. Мне
нужно было подстроиться под ситуацию: встать определенным образом, как-то повернуть
части кресла так, чтобы они вошли в дверь.

Если перенести это на нашу жизнь, то узкие врата означают
конец нашим правилам и ценностям в жизни. Уже не мы определяем, как правильно
жить, что считать истиной, грехом, праведностью и тому подобное. Если мы хотим
идти по узкому пути, нам нужно подстроиться под узкие врата. А, значит, покончить
с богоборчеством, с бунтом против Всевышнего, позволить Богу определять правила
нашей жизни и наше мировоззрение.

Вторая характеристика
– узкий (дословно, сжимающий) путь.
Как ни странно, но за узкими вратами лежит не широкий, не комфортный и  нелегкий путь. Дорога за узкими воротами
вполне соответствует узости самих ворот. По такому пути идти не очень
комфортно. Он давит со всех сторон, заставляя нас подстраиваться под его параметры.
Где-то можно пройти, только согнувшись, где-то – ползком, где-то – втянув в
себя живот и т.д. Путь по такой дороге вряд ли можно ассоциировать с
праздничным шествием в рай. Чтобы пройти по узкому пути, придется сильно
попотеть, приложить много усилий.

Узкий путь – это метафора жизни с Богом. Она предполагает
наше постоянное изменение, наше уподобление Христу. Да-да, нам придется
постоянно менять себя, чтобы становиться все более и более похожими на Иисуса. Менять
не других, не окружение, а только себя! А это значит, руководствоваться не
своей волей, своими желаниями, или похотями, но желанием и волей Бога. Кроме
того, на узком пути нас постоянно будут одолевать сомнения и искушения
вернуться на широкий путь, вернуться туда, где не нужно меняться, где можно
мириться со всеми своими недостатками, грехами, жить на широкую ногу.

Порой узкий путь предполагает скромность в желаниях, поведении,
одежде, словах. Если Вы ищете славы, почитания, известности, то узкий путь не
приведет Вас к этому. Всё вышеперечисленное очень ценится в мире, но для узкого
пути является непреодолимым препятствием. Все это не позволяет человеку
преображаться в образ Христов. Поэтому узкий путь имеет в глазах людей низкий
рейтинг.

Третья характеристика
узкого пути – немногочисленность путников. Возможно, остальных отпугивает
узость ворот. Еще тесный путь не подходит для изнеженных путников, привыкших к
комфорту и трехразовому питанию. Причин может быть много. Важна не причина,
важен сам подход, или, если хотите, мотив.

Большинство людей не посчитало узкий путь достойным своего внимания.
Они не ценят Божью истину, или считают ее, как говорит апостол Павел,
«безумием» (1 Кор. 1:23). В глазах людей наука, психология и многое другое
имеет больший вес, большую значимость, чем Библейские истины.

Часть людей не желает показаться отщепенцами, они не желают
быть не таким как все. Идти широким путем со множеством попутчиков выглядит более
спокойным, чем быть одиноким путником. Что скажут обо мне близкие люди:
родители, друзья, коллеги по работе, просто знакомые? Что они подумают? Если
для человека важнее мнение других людей, чем мнение Бога, то узкий путь не для
него.

В тексте интересна еще одна фраза: «немногие находят
их». Любой человек всегда ищет Бога. Но люди ищут Бога не для того, чтобы
слушаться Его, а чтобы Он слушался человека: исполнял все его желания;
действовал так, как человек хочет, и именно тогда, когда человеку это нужно.
Человек делает из Бога идола и становится идолопоклонником. Это – тоже широкий
путь!

Без помощи Бога невозможно найти узкие врата и встать на
узкий путь. Это важно понимать и помнить. Готовы ли мы меняться, признать
правоту Бога, говорящего нам, что мы грешники, погибающие от своих грехов?
Готовы ли мы подчиниться Божьей воле, признать Его главенство? Если готовы, то
Бог открывает нам узкие врата, ведущие на узкий путь. И мы идем по этому пути,
но идем не одни: Бог идет с нами. Более того, Иисус первым прошел этот узкий
путь. Он ради нашего спасения оставил небесный престол, принял человеческую
плоть, приспособился к нашему образу жизни, покорил Свою волю воле Отца
Небесного и умер на кресте за наши грехи. Он прошел этот узкий путь до конца.
Теперь Он помогает нам пройти таким же путем. А конец этого пути – четвёртая характеристика –  жизнь.

Все люди хотят жить. Многие даже хотят жить вечно. Однако, стремясь
к жизни, многие идут к погибели, просто выбрав не ту дорогу. В их понимании
узкий путь не может привести к чему-то хорошему. Они пытаются предугадать итог,
оценивая внешнюю сторону, но не пытаются даже проникнуть в суть вещей. Поэтому
широкий путь выглядит предпочтительней, чем узкий.

Но давайте попытаемся понять. Зачем Бог узкий путь определил
в качестве пути в Царство Небесное? Жизнь, о которой здесь идет речь,  – не просто бесконечное существование, но это
– Сам Бог. Вспомните слова Иисуса Христа: «Я – есть путь, истина и жизнь» (Ин.
14:6). Узкий путь приведет нас в вечное общение с Богом. Он – истинен, свят,
праведен, добр, полон любви. Находиться в Его присутствии может только тот, кто
обладает такими же качествами. Для того Бог и ведет  нас узким путем, чтобы сделать нас подобными
Себе. Узость пути не призвана затруднить нашу дорогу в Божье Царство, как это считают
некоторые. Узость пути нужна для того, чтобы подготовить нас к этому Царству, подготовить
нас к жизни с Богом.

Поэтому, изберите «узкий» путь следования за Христом, чтобы
попасть в Царство Небесное и жить с Богом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти где находится программа на компьютере
  • Как найти карту памяти в доме
  • Как я нашел свой угнанный автомобиль
  • Как найти скорость грузика на пружине
  • Ошибка 691 при подключении к интернету дом ру как исправить