Как найти в энциклопедии нужную информацию


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Энциклопедии это собрания справочной информации в алфавитном порядке. Они состоят из множества томов по причине широкого охвата рассматриваемых тем. Часто использование энциклопедии становится первым шагом в изучении определенного предмета в научных или личных целях. Также они используются для поиска дополнительных источников информации.

  1. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 1

    1

    Узнайте у библиографа-консультанта об имеющихся энциклопедиях. Среди известных энциклопедий можно выделить «Энциклопедию Британника», «Большую Советскую Энциклопедию» и «Колумбийскую Энциклопедию». Также вместо библиотечных печатных изданий часто используется онлайн энциклопедия Википедия.

    • В печатных версиях степень надежности и проверки фактов всегда выше, чем в онлайн источниках; но для большей точности тома энциклопедии необходимо часто переиздавать.
    • Онлайн энциклопедии вроде Википедии обновляются регулярно. Надежность источников очень разнится и зависит от конкретной темы.
  2. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 2

    2

    Выберите личность, место или предмет, которые вы хотите исследовать. При отсутствии обширных знаний предмета начинайте с наиболее общего термина вроде “садоводство”, “Россия” или “языкознание”.

  3. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 3

    3

    Для поиска необходимого тома энциклопедии используйте первые буквы слова. Например, чтобы найти информацию о “России”, выбирайте том на букву “Р”. В отделе с книгами, расставленными в алфавитном порядке, найдите нужный том на букву “Р”.[1]

  4. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 4

    4

    Возьмите нужный том. Среди выделенных жирным шрифтом тем найдите нужное вам слово.

  5. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 5

    5

    Сделайте ксерокопию необходимых страниц. Большинство энциклопедий нельзя взять домой. Сделав копию страниц, верните том на место.

    • При использовании онлайн энциклопедии можно напечатать выбранную информацию и затем изучать.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 6

    1

    Выделите маркером важные термины и слова в первой статье. Сделайте примечания, записав важную информацию на полях ксерокопии.

  2. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 7

    2

    Найдите дополнительные темы для поиска среди выделенных слов. Выпишите до пяти имен или названий для дальнейшего изучения. Например, при изучении России, можно выписать следующее: “Владимир Ленин”, “Большевики”, “Кремль”.

    • При использовании онлайн энциклопедии просто щелкните по подчеркнутым словам, чтобы перейти по ссылкам.
  3. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 8

    3

    Вернитесь к полкам с книгами. Найдите тома по первым буквам выписанных слов. Например, чтобы найти “Большевиков”, вам понадобится том на букву “Б”, а для поиска “Владимира Ленина” следует найти том на букву “Л”.

    • Энциклопедические статьи сортируются по фамилиям искомых личностей.
  4. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 9

    4

    Сделайте ксерокопию необходимых страниц. Верните тома на место.

  5. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 10

    5

    Продолжайте выделять текст, делать примечания и искать новые темы для получения дополнительной информации по предмету.

  6. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 11

    6

    Ищите ссылки на другие книги. Перечитайте такие книги, чтобы узнать больше. Например, чтобы узнать больше про Владимира Ленина, просмотрите его “Апрельские тезисы” после того, как закончите работу с энциклопедической статьей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 12

    1

    Требования по оформлению библиографических ссылок необходимо узнать у своего преподавателя или научного руководителя. В России такие требования регламентируются ГОСТами, в США используются стандарты MLA и Chicago style.

  2. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 13

    2

    Возьмите том энциклопедии и откройте первую страницу. Выпишите автора, название энциклопедии, место издания, издательство и год публикации. Также запишите использованные темы и страницы.

    • В некоторых энциклопедиях авторы не указаны. При отсутствии в книге одного из вышеуказанных пунктов его можно пропустить.
  3. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 14

    3

    Для оформления ссылки по нормам MLA укажите фамилию и имя автора через запятую. “Название статьи” и название энциклопедии (курсивом). Место издания: Издатель, год публикации. Номера страниц. Издание.”

    • Например, “Мерфи, Карен. “Россия” Энциклопедия Британника. Лондон: Энциклопедия Британника, 2009. 504-509. Издание.
    • Если авторов несколько, то указывается фамилия и имя первого. Затем перечисляются имена и фамилии остальных авторов.
  4. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 15

    4

    Для оформления ссылки на онлайн энциклопедию по нормам MLA укажите фамилию и имя автора через запятую. “Название статьи” и название энциклопедии (курсивом). Место издания: Издатель, год публикации. Название сайта. Web. Дата доступа в виде числа, месяца и года.

    • Например, Мерфи, Карен. “Россия” Энциклопедия Британника. Лондон: Энциклопедия Британника, 2009. EncyclopediaBritannica.com. Web. 24 марта 2014.
    • Постарайтесь найти всю указанную информацию. При отсутствии пропустите пункт. В онлайн энциклопедиях авторов указывают редко.
  5. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 16

    5

    Для оформления ссылки по нормам Chicago style укажите фамилию и имя автора через запятую. Название энциклопедии (курсивом), Номер издания. “Название статьи”. Место издания: Издатель, год публикации.

    • Например, Мерфи, Карен. Энциклопедия Британника, Ред. 208. “Россия”. Лондон: Энциклопедия Британника, 2009.
  6. Изображение с названием Use an Encyclopedia Step 17

    6

    Для оформления ссылки на онлайн энциклопедию по нормам Chicago style укажите фамилию и имя автора через запятую. Название энциклопедии (курсивом), Номер издания. “Название статьи.” Место издания: Издатель, год публикации. Ссылка (дата доступа: месяц, день, год).[2]

    • Например, Мерфи, Карен. Энциклопедия Британника, Ред. 208. “Россия”. Лондон: Энциклопедия Британника, 2009. http://www.encyclopediabritannica.com/russia (март, 24, 2014).

    Реклама

Что вам понадобится

  • Энциклопедия
  • Ксерокс
  • Маркер
  • Карандаш

Об этой статье

Эту страницу просматривали 6279 раз.

Была ли эта статья полезной?

Это очень сложно. Если в книге, то нужно знать определенный секрет — слова там расположены в так называемом алфавитном порядке. Алфавит, то есть определенный порядок букв, можно найти в интернете и распечатать, чтобы легче было с ним сверяться. Посмотрите на первую букву слова, которое ищете, раскройте энциклопедию в произвольном месте, и посмотрите, на какую букву начинаются слова там, где открыли. Затем сверьтесь с алфавитом. Если эта буква стоит в нем после первой буквы вашего слова, то раскройте энциклопедию немного раньше, а если стоит перед ней — то немного позже. Повторяйте так несколько раз, пока не дойдете до того места в книге, где слова начинаются с той же буквы, что и в том, которое вы ищете. Затем таким же образом переходите ко второй букве и т.д. Если в энциклопедии есть такое слово, вы его по этому алгоритму в конце концов сможете найти. После нескольких лет практики вы сможете делать это немного быстрее.

С электронными энциклопедиями немного проще — там часто есть строка поиска.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Объясни, как искать необходимые сведения в словаре, энциклопедии, атласе, путеводителе.

reshalka.com

ГДЗ учебник по окружающему миру 3 класс (часть 1) Плешаков. Подведем итоги (стр.46). Номер №3

Решение

В словаре необходимые сведения расположены в алфавитном порядке.
В энциклопедии название темы можно найти в алфавитном указателе, чаще всего в конце книги.
В атласе необходимые сведения разделены по главам. Для начала необходимо найти нужную главу, а затем найти предмет поиска.
В путеводителе материал может быть представлен в тематических разделах и снабжён предметными и именными указателями.

Библиотечный урок 7 б класс Дата: 21.01.2019

Классный руководитель Тринеева Е.Н.

Тема: Как пользоваться энциклопедиями, справочной литературой, словарями.

Цель: Познакомить учащихся с различными видами энциклопедий, энциклопедических словарей их спецификой, способами их построения.

Задачи:

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.

  • Привитие интереса к справочной литературе.

  • Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.

  • Систематизировать знания через мультимедийную презентацию.

Оборудование: энциклопедии, энциклопедические словари, набор вопросов для практической части, таблицы, юла.

I. Вступление.

/Доска/

Библиотека– это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост”.
А.И.Герцен.

Библиотекарь:

Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума связана с библиотеками.

А что значит слово БИБЛИОТЕКА?

Доска: БИБЛИО – книга

ТЕКА – хранилище

Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такими источниками информации, как энциклопедии.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.

Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае в X–XII в.в. до н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и ученый М.Т.Варрах.

19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах. Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом нам расскажут ребята.

1-й ученик:

Первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в “Кормчей книге”, (1828 г., запись сделана новгородским священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей.) Словарь включал слова в алфавитном порядке.

Позже в Новгороде появился словарь, который толковал слова разговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.

В 16–17вв. в Московском государстве появляется большое количество азбуковников. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляли круг знаний, характерных для средневековья.

2-й ученик:

Конец XVIII века отмечен в России ростом издания словарей и справочников по специальным вопросам:

“Опыт исторического словаря о российских писателях” Н.И.Новикова.1772г.

“Ботанический подробный словарь” А.Мейера.1781г.

“Географический словарь Российского государства”Л.М.Максимовича.1788г“Сельский лечебник, или словарь врачевания” М.Д.Чулкова.1789г.

“Лексикон Российский”В.Н.Татищева – незаконченный труд – первая попытка создания национальной энциклопедии.

“Русский энциклопедический словарь” в 16 томах.

3-й ученик:

“Энциклопедический словарь” Ф.Брокгауза и И.А Ефрона в 82 томах + 4 тома дополнений – самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий. Этот словарь имел богатый справочный аппарат и пользовался большим спросом. После 1917 года энциклопедическое дело в России получило широкое распространение.

Были выпущены:

“Крестьянская сельскохозяйственная энциклопедия”, 7 т.

“Торговая энциклопедия”, 3т.

В феврале было создано специальное издательство “Советская энциклопедия”, выпустившее:

“Большую Советскую энциклопедию”(1 издание в 66 томах, 2 издание в 51 т.3 издание в 30 т.);

“Малую Советскую энциклопедию”;

“Мифы народов мира”;

“Русские писатели”– многотомный библиографический словарь и многие другие издания.

Библиотекарь:

Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”

Поднятые паруса на обложке призывают читателя:

“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”.

Книга дает более тысячи ответов.

Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая часть справочной литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первый блок справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний. Открыть страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляется ключ).

А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?

II. Основная часть.

/Доска/

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч.– обучение по всему кругу знаний.)
Научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал расположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний).
Советский энциклопедический словарь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. 
Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
С.И.Ожегов

Библиотекарь:

/Таблица/

1. По структуре энциклопедии делятся на:

  • АЛФАВИТНЫЕ

  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

2. По объему информации (условно) на :

  • БОЛЬШИЕ (неск. десятков томов)

  • МАЛЫЕ (10–12т)

  • КРАТКИЕ (4–6т)

  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)

3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько видов:

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
    Британская(32т.)
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и 4т дополнений)
    Большая Советская энциклопедия(51т)

  • ОТРАСЛЕВЫЕ

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ (Библейская, Лауреаты Нобелевской премии)

  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ

  • ПРОБЛЕМНЫЕ

  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ

  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а в словарях статья лаконична, содержащая определение, краткое толкование.

/Таблица/

Признаки энциклопедии:

– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата

Правила пользования энциклопедиями.

(Объяснение материала и практическое применение.)

На столах у детей МСЭ

1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.

Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.

(Определите, можно ли найти в первом томе объяснение слова “котангенс”? Почему? В каком томе мы найдем?)

2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тот том, который вам нужен.(Найдите такие слова, прочитайте вслух)

3. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнее слово на странице.(Найдем такие слова на странице).

4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти. (Рассмотреть.)

5. Для облегчения нахождения необходимых сведений в МСЭ применена система ссылок (курсив в скобках). Это означает, что в энциклопедии имеется отдельная статья под таким названием. (Найдите такие ссылки.)

6. Применяется система сокращений. (Найти сокращения.)

7. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только к данному тому), список карт, иллюстраций. (Откроем последнюю страницу, найдем такой справочный аппарат).

8. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей состоят из нескольких слов.

Например: автомобильный (кран, транспорт)

Рабочий класс (есть классы людей, животных)

Если несколько слов то нужно искать ключевое слово, главное по смыслу. Если слов два, то ищем так: Южная Америка (ключевое АМЕРИКА)– если нету в этом томе, значит ищем Южная или Северная.

Детская энциклопедия.

Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другое расположение материала. Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутри тома сообщения расположены по темам или периодам. Такое же расположение встречается и в современных энциклопедиях.

Энциклопедические словари.

Все устроены по алфавитному принципу. Я вам представляю сегодня лишь Советский энциклопедический словарь и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?

С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятия мы вам предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.

III. Практическая часть.

А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы с энциклопедиями. Это упрощенный вид игры “Поле чудес”. Отвечать будете по плану.

/Доска/

  1. Определение понятия.

  2. Название энциклопедии.

  3. Том, страница.

На круге по секторам расположены вопросы. Крутим юлу. Стрелка укажет вам выбранный вопрос.

Вопросы по энциклопедиям.

  1. Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.

  2. Что такое ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ? Для чего предназначена? Когда впервые были сформированы в России истребительные отряды?

  3. Что такое ПЕЙЗАЖ? Где известен пейзаж? Кто сыграл выдающуюся роль в развитии пейзажа из известных художников?

  4. Что такое ЛАЗАРЕТ? Почему так называется?

  5. Что называют звездными скоплениями? На какие разновидности подразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.

  6. Как врачи называют заболевание, связанное с ВЫСОКИМ КРОВЯНЫМ ДАВЛЕНИЕМ? Что вызывает повышение кровяного давления?

Вопросы по словарям.

  1. Что такое БАМ?

  2. Что такое ИППОДРОМ?

  3. Найдите объяснение слова МОНОЛИТНЫЙ.

  4. Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?

  5. Найдте определение слова ТАЛИСМАН.

  6. Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего предназначен?

IV. Подведение итогов.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.

В презентации отразить:

  1. Название словаря.

  2. Автор (авторы).

  3. Год издания.

  4. Аннотация (общее представление о словаре).

  5. Примеры.

1-я группа-словарь фразеологический

2-я группа-словарь омонимов

3-я группа-словарь антонимов

4-я группа-словарь Даля

5-я группа-словарь иностранных слов.

Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим на следующем уроке.

Литература:

  1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.

  2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

  3. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.

  4. Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.

  5. Журнал “Школьная библиотека”. – № 8, октябрь, 2002.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти всего удержано в экселе
  • Как найти косинус угла в геометрии
  • Как составить предложение по русскому языку на тему осень
  • Как найти количество газа в баллоне
  • Как найти работу в другом государстве