Как найти в глаголе суффикс или окончание

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

    Суффиксы глаголов в русском языке

    Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

    В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

    Словообразовательные суффиксы глаголов

    Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

    Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

    • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
    • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

    Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

    Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

    • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
    • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
    • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
    • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

    Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

    • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
    • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
    • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

    А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

    • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
    • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
    • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
    • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

    Суффикс -ва-

    Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

    • раз­бить → раз б и ва́ ть;
    • созреть → со зр е ва́ ть.

    Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

    Примеры

    • узна́ть → узн а в а́ ть;
    • запе́ть → зап е ва́ ть;
    • проли́ть → прол и ва́ ть;
    • запи́ть → зап и ва́ ть.

    Исключения:

    • застр я́ ть — застр е ва́ть;
    • затм и́ ть — затм е ва́ть;
    • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
    • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

    Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

    1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

    • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
    • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
    • ночь → ноч е ва́ть;
    • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
    • увещ е ва́ть.

    2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

    Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

    Сравним:

    Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

    Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

    Формообразующие суффиксы глаголов

    Суффикс -л-

    Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

    • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
    • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
    • вы́смотр е ть — высмотр е л;
    • перекра́с и ть — перекра́с и л;
    • та́ я ть — та́ я ла;
    • му́ч и ть — му́ч и л.

    Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

    • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
    • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

    Нулевой суффикс

    Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

    Сравним:

    • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
    • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

    Формообразующие морфемы повелительного наклонения

    С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

    • нести — нес и , нес и те ;
    • тащить — тащ и , тащ и те ;
    • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
    • резать — режь , режь те .

    Постфикс -ся (-сь)

    С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

    • купать — купать ся ;
    • нести — нести сь .

    Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

    Таблица

    Суффикс Условия Примеры
    -ова- (-ева-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю. ноч ева ть (ноч ую )
    бесед ова ть (бесед ую )
    гор ева ть (гор юю )
    -ыва- (-ива-) В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю. рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
    учит ыва ть (учит ываю )
    наста ива ть (наста иваю )
    В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме. нач а л (нач а ть)
    пон я л (пон я ть)
    кле и л (кле и ть)
    ве я л (ве я ть)
    вид е л (вид е ть)

    Правописание суффиксов глаголов

    Видеоурок

    Ть — это суффикс или окончание? Где найти ответ?

    Вопросом «Ть – это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

    Ть — это суффикс или окончание?

    Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

    Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это начальная форма глагола, значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

    Ть — суффикс или окончание у глаголов?

    Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

    Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.

    А что насчет «чь»?

    Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

    На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

    1. Является суффиксом.
    2. Представляет собой флексию.
    3. Входит в корень.

    Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

    Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

    Каков же итог?

    Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

    источники:

    http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html

    http://fb.ru/article/329747/t—eto-suffiks-ili-okonchanie-gde-nayti-otvet

    Тема суффиксов в третьем классе является сложной, так как дети постоянно путаются и могут неправильно их выделять, путая с окончанием или корнем. В статье описаны правила русского языка по этой теме и типичные ошибки учеников.

    Содержание

    • Как отличить суффикс от окончания 3 класс: у глагола, существительного, прилагательного, с примерами
    • Как узнать сколько суффиксов в слове?
    • Как выделить суффикс в слове: типичные ошибки
    • Видео: Уроки русского языка Суффикс

    В 3-м классе учащиеся учатся разбирать слова по составу и находить части речи. Окончание, к примеру, отличается от суффикса тем, что его форма изменяется в зависимости от падежа и других склонений. Суффикс остается неизменной частью слова. Но как отличить его от окончания и как понять, что это именно суффикс? Об этом читайте далее.

    Суффиксы

    Суффиксы

    В процессе обучения ученики запоминают, какие бывают суффиксы, так как эта часть слова всегда неизменяемая. Но именно в третьем классе ребенку еще сложно понять, что такое суффикс, какие бывают суффиксы и чем они отличаются от окончания.

    Чтобы отличить окончание от суффикса, следует понять то, что окончание — это морфема, которая изменяется в зависимости от падежей и чисел. Если поставить к слову другой вопрос, то оно изменится. Например:

    • Стол, стола, столу, столе, столом
    • Стул, стула, стуле, стулу, стулом
    • Одеяло, одеяла, одеялом, одеялу
    • Ваш, вашего, вашему

    Суффикс служит для образования слова и он не изменяется в зависимости от построения предложения, как окончание. Однако некоторые чередования суффиксов все-таки могут быть.

    • К примеру, стар-ушк-а — стар-ушеч-ий.

    Суффикс может изменяться и зависит это от словоформы:

    • Цвет-ок, цвет-очек, цвет-ик,

    То есть если нужно в предложении поставить другую словоформу, тогда мы должны изменить суффикс:

    • Учитель любит свою работу.
    • Учительский кабинет находится на третьем этаже.
    • Учительство — это любимое дело в жизни Ирины Ивановны.

    Важно знать: Суффиксов, которые образуют словоформы в русском языке, немного. Более важными считаются подобные морфемы прилагательных и глаголов в разных степенях и временах.

    Суффиксы

    Суффиксы

    Различные степени прилагательных — морфемы:

    • Быстрее, дороже, глубже, старше

    Прошедшее глагольное время:

    • Ушел, узнал, пришел, нашел

    Повелительное глагольное наклонение:

    • Веди, бери, уходи

    Многие морфемы у имен существительных показывают число — мн. и ед.:

    • Граждане — гражданин
    • Сын — сыновья
    • Утята — утенок

    Существуют суффикс-морфемы, указывающие на косвенный падеж имени существительного:

    • Мать — матери
    • Время — времени

    Не всегда они будут стоять перед окончанием. В русском языке встречаются случаи, когда это словообразовательное значение стоит после окончания.

    • В глаголах повелительного наклонения во мн. числе: идемте, услышьте
    • Возвратный суффикс: моется, училась
    • Неопределенные местоимения (пишутся через дефис!): какой-то, какой-либо

    Иногда при выделении такого словообразовательного значения возникает у ребенка путаница, если в слове несколько суффиксов. Читайте далее.

    Как узнать сколько суффиксов в слове?

    Суффикс нужно искать после основы словоформы, перед окончанием. Существуют слова без образовательных значений, так же как и есть словоформы с несколькими суффиксами: учительствовать, учительство. Как понять, сколько суффиксов в словоформе?

    Необходимо просто выучить все суффиксы, которые могут встречаться в русском языке. Когда вы будете разбирать слово на части, то уже будете видеть, один суффикс в нем или два. Ниже опубликована таблица с возможными суффиксами по частям речи. Постарайтесь их выучить, чтобы потом не допускать ошибок:

    Суффиксы имен существительных:

    Суффиксы имен существительных

    Суффиксы имен существительных

    Продолжение — суффиксы имен существительных:

    Продолжение - суффиксы имен существительных:

    Продолжение — суффиксы имен существительных

    Суффиксы имен прилагательных:

    Суффиксы имен прилагательных

    Суффиксы имен прилагательных

    Суффиксы глаголов:

    Суффиксы глаголов

    Суффиксы глаголов

    Вот пример разбора слова с двумя образовательными значениями. Посмотрите, как все легко, если выучить правила, слова и думать при разборе словоформы.

    Разбор слова с двумя суффиксами

    Разбор слова с двумя суффиксами

    Как выделить суффикс в слове: типичные ошибки

    Обратите внимание на ошибки, которые можно допустить при выделении тех или иных морфем в разных словоформах. К суффиксу нельзя относить часть корня и часть другого суффикса, то есть если в слове два суффикса, то нужно это показать. Часто за словообразовательное значение принимается основа слова или даже окончание. Это правило нужно выучить и запомнить все возможные ошибки, чтобы при использовании их не допускать.

    Типичные ошибки при использовании суффиксов

    Типичные ошибки при использовании суффиксов

    Как видите, отличить суффикс от окончания просто. Главное, знать правила русского языка, выучить, какими бывают суффиксы у разных частей речи и применять свои знания на практике.

    Видео: Уроки русского языка Суффикс

    Окончание является словоизменительной морфемой у любой части речи, поэтому у глагола то, что изменяется, является окончанием. Вот так вкратце можно ответить на ваш вопрос. А теперь примеры и объяснения.

    У каждого глагола имеется начальная форма — инфинитив. Теперь, по современным взглядам, часть -ть или -ти считается его окончанием:

    пили-ть, нес-ти, полз-ти.

    Изменяя глагол 2 спряжения по лицам и числам, увидим его окончание:

    славл-ю — мы слав-им;

    ты слав-ишь — вы слав-ите;

    он слав-ит — они слав-ят.

    У глагола первого спряжения соответственно напишем букву е в окончаниях:

    я гуля-ю — мы гуля-ем

    ты гуля-ешь — вы гуля-ете;

    он гуля-ет — они гуля-ют.

    У глаголов, оканчивающихся на -ть, обратим внимание на маленькую буквочку, которая является древнейшим глагольным словообразовательным суффиксом, обозначающим «что-то делать»:

    пил-и-ть, верт-е-ть, дыш-а-ть, то-ну-ть, се-я-ть.

    Эти суффиксы крайне важно не потерять при морфемном разборе и выделять в составе других слов, образованных от глаголов:

    ослеп-и-ть — ослеп-и-тельн-ый- ослеп-и-тельн-ость.

    В составе глаголов имеются формообразовательный суффикс -л- прошедшего времени:

    пилить — пил-и-л;

    сеять — се-я-л;

    дышать — дыш-а -л.

    А здесь важно не смешать в кучу разного уровня суффиксы: словообразовательный и формообразующий. Сколько существует таких ошибочных разборов, когла выделяют в таких формах суффикс -ил- или -ал- и т.п.

    § 1  Разбор слова по составу. Порядок разбора.

    На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.

    Что значит «разобрать глагол по составу»?

    Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.

    Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.

    Например, увидела2.

    Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

    1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.

    Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную. Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы –ть,-ти, -чь.

    Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

    Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

    2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.

    У глаголов такими морфемами являются:

    §Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь.

    Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы –ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

    §Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

    Например:

    §Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

    Например, найдем окончание у глагола работает.

    Проспрягаем данный глагол:

    Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

    Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

    3.Далее выделяем основу слова.

    Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

    Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

    4.Следующий пункт разбора — определение корня слова.

    Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

    Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.

    Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

    – вер. Это и будет корень слова проверить.

    При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.

    На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

    5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

    Наиболее употребляемые приставки:

    На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).

    6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.

    Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).

    У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

    Например, в слове возвращаться –ся — это суффикс, и он входит в основу слова.

    У глаголов также могут быть суффиксы:

    § 2  Примеры разбора глаголов по составу

    Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.

    1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.

    2.

    Выделяем морфемы, не входящие в основу слова. У глагола выходить — это суффикс 

    –ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.

    3.Выделим основу слова – выходи.

    4.

    Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д. 

    Одинаковой частью этих слов является корень –ход.

    5.

    Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.

    6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс –и-.

    Запись разбора глагола в тетради будет такой:

    Давайте выполним разбор еще одного глагола — переглядываются.

    1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.

    Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме — 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

    2.Выделим части слова, которые не входят в основу.

    В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.

    Личное окончание – ют.

    3.Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.

    4.Найдем корень слова.

    Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.

    5.Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.

    6.

    У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

    Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.

    Запись в тетради будет иметь такой вид:

    § 3  Краткие итоги уроков

    Итак, подведём итог урока.

    При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

    1.Определяем форму глагола.

    2.Выделяем морфемы, которые не входят в основу слова: личное окончание глагола, суффиксы –ть, -ти, -чь, -л.

    3.Выделяем основу слова.

    4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.

    5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).

    6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

    Содержание

    • Что значит разобрать по составу глаголы?
    • Что такое морфемный состав глагола?
    • Как разобрать глагол по составу как часть речи?
    • Как найти основу в глаголе?
    • Как правильно делать морфологический разбор глагола?
    • Как определить суффикс в глаголе?
    • Как разобрать по составу возвратные глаголы?
    • Что такое морфием ный разбор слово?
    • Какой раздел словообразования изучает морфемный состав слова?
    • Какой раздел словообразование изучает морфемный состав слова?
    • Что такое морфемный состав в русском языке?
    • Как правильно разобрать слова по составу?
    • Как разобрать слово как часть речи глагол?

    Состав слова: глагол — корень, нулевое окончание, глагол — основа слова.

    Что значит разобрать по составу глаголы?

    Что значит «разобрать глагол по составу»? Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т. е. выделить морфемы.

    Что такое морфемный состав глагола?

    Морфемный разбор глагола проходит по следующему плану: Определяем окончание, которое указывает на лицо, род, падежи, число. … У глаголов, оканчивающихся на «чь» (лечь, печь, стеречь) «чь» входит в состав корня. Далее, как обычно, выделяем основу глагола, его корень, приставку.

    Как разобрать глагол по составу как часть речи?

    Морфемный разбор глаголов, как и других слов, осуществляют по следующей схеме:

    • определение части речи;
    • выделение окончания с объяснением его значения;
    • подбор однокоренных слов и выделение корня;
    • выделение приставки и суффикса;
    • определение основы слова, в которой заключается лексическое значение.

    Как найти основу в глаголе?

    Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть ( -ти ): собира- ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш- ут , напиш- ут .

    Как правильно делать морфологический разбор глагола?

    Порядок морфологического разбора глагола

    Морфологические признаки глагола: Начальная (неопределенная) форма. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение. Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

    Как определить суффикс в глаголе?

    Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва-; если суффикс выпадает, то — -ова-/-ева-.

    Как разобрать по составу возвратные глаголы?

    Возвратные глаголы образуются путём присоединения суффикса -ся:

    1. одевать → одеваться, стучать → стучаться
    2. нравилась, привиделось, одеваюсь, учусь
    3. Он мне нравится. Ты одеваешься быстро. Я весело смеюсь.
    4. При этом в 3-м лице в возвратном глаголе мягкого знака нет: он возится, она купается, они улыбаются.

    Что такое морфием ный разбор слово?

    Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. … Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах.

    Какой раздел словообразования изучает морфемный состав слова?

    Морфемный состав слова Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова. Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

    Какой раздел словообразование изучает морфемный состав слова?

    Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

    Что такое морфемный состав в русском языке?

    Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы. Всего в русском языке 4 морфемы. Приставка, корень, суффикс и окончание. … Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

    Как правильно разобрать слова по составу?

    Порядок разбора слова по составу.

    1. Определить слово как часть речи.
    2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. …
    3. Указать основу слова.
    4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
    5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

    Как разобрать слово как часть речи глагол?

    Порядок разбора глагола как части речи

    • Часть речи.
    • Неопределённая форма глагола.
    • Спряжение.
    • Время.
    • Число.
    • Лицо (у глаголов настоящего и будущего времени).
    • Род (у глаголов прошедшего времени).
    • Синтаксическая роль в предложении (член предложения).

    16 мар. 2014 г.

    Интересные материалы:

    Что означает имя Виктор Виктор?
    Что означает имя Виктор?
    Что означает имя Вита с латинского?
    Что означает имя Виталий и откуда оно произошло?
    Что означает имя Виталий?
    Что означает имя Витя?
    Что означает имя Витта?
    Что означает имя Владимир и откуда оно произошло?
    Что означает имя Владислав?
    Что означает имя Златослава?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти водном треугольнике
  • Как найти объем капитальных вложений
  • Как найти человека в советской гавани
  • Как найти дизайн прихожей
  • Злое дело обязательно нужно исправить совершить добрый поступок как вы понимаете фразу