Как найти в какой системе счисления число

Это ж всё брутфорс, это ж несерьезно :)

На самом деле, конечно, перебор здесь вполне подходит, и можно дать ему границы сразу — по количеству цифр, по максимальной цифре. Но есть же и аналитический метод.

350214х = 11892410

Это означает, что

3x5 + 5x4 + 0x3 + 2x2 + 1x + 4 = 11892410

или

3x5 + 5x4 + 2x2 + x – 118920 = 0

Классический многочлен пятой степени. И теперь нужно просто решить полиномиальное уравнение. По основной теореме алгебры у него будет пять комплексных корней, нас, правда, интересует только действительный, хорошо бы положительный, и хорошо бы целый :)

Из теоремы Абеля-Руффини известно, что аналитически мы такое уравнение не решим в общем случае, но я бы даже и пробовать не стал: на то придуманы численные методы, которых всяких есть многатыщ — выбрать можно по вкусу, начиная хоть с метода товарища Ньютона. Решаем, и получаем:

x = 8

Хорошо и красиво. Ну можете еще добить преподавателя комплексными корнями, сказав, что это же число записывается точно так же в системе счисления с основанием (-7.07949 — 4.865i) :)

Жизнь человека невозможно представить без счета. Мы считаем постоянно – время до начала любимой передачи, сдачу в магазине, решая математические задачи. При этом для счета мы используем 10 цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Именно поэтому эту систему счисления называют десятичной – в ней 10 цифр. Комбинируя эти цифры можно получать бесконечное множество чисел. А можно ли использовать большее или меньшее количество цифр?

Конечно! Мы используем 10 цифр по простой причине – для счета удобно пользоваться пальцами рук, а у нас их 10. А вот, например, в памяти компьютера вся информация записана с помощью только двух цифр – 0 и 1. Соответственно, такая система счисления называется двоичная. Число, записанное в двоичной системе счисления можно представить в десятичной системе и наоборот. Система счисления определяет способ записи чисел и правила выполнения действий над ними. Помимо двоичной и десятичной систем счисления наиболее популярными являются восьмеричная и шестнадцатеричная. По аналогии можно предположить, что в восьмеричной системе счисления для записи чисел используют 8 цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. А что же с шестнадцатеричной системой счисления? Ведь мы знаем только 10 цифр – от 0 до 9. А в шестнадцатеричной системе используется 16 цифр. Где взять недостающие 6 цифр? Очень просто – для записи цифр от 10 до 15 использовать… буквы A, B, C, D, E, F. И тогда число в шестнадцатеричной системе счисления можно записать используя цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

Количество цифр, которые используются для записи чисел называется основанием системы счисления. Например, у двоичной системы счисления основание равно двум, а у восьмеричной – восьми. А совокупность всех чисел, которые используются для записи чисел называют алфавит. Эту информацию нагляднее представить в виде таблицы:

Название системы счисления Основание системы счисления Алфавит системы счисления
двоичная 2 0, 1
восьмеричная 8 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
десятичная 10 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
шестнадцатеричная 16 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F

А как определить в какой системе счисления записано число? Для этого после числа в нижнем индексе указывается основание системы счисления, в которой записано число. Например,

101102 – число в двоичной системе счисления,

52316 – число в шестнадцатеричной системе счисления,

538 – число в восьмеричной системе счисления,

72310 – число в десятичной системе счисления.

Все системы счисления описанные выше называются позиционными. Это значит что значение цифры зависит от позиции, на которой оно находится. К примеру, возьмем два числа в десятичной системе счисления – 237 и 723. Хотя эти числа и состоят из одних цифр, но эти числа разные, так как в первом числе цифра 2 означает сотни, а во втором – десятки и т. д.

Системы счисления, в которых значение цифры не зависит от ее положения в числе называют непозиционными. Ярчайший пример такой системы – римская запись числа. Если мы рассмотрим римское число III, то увидим, что на какой бы позиции не стояла цифра I она везде означает единицу.

Для перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую рекомендую использовать этот скрипт

Следующий урок на тему Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

Автор:

Основы систем счисления

Время на прочтение
11 мин

Количество просмотров 503K

Изучая кодировки, я понял, что недостаточно хорошо понимаю системы счислений. Тем не менее, часто использовал 2-, 8-, 10-, 16-ю системы, переводил одну в другую, но делалось все на “автомате”. Прочитав множество публикаций, я был удивлен отсутствием единой, написанной простым языком, статьи по столь базовому материалу. Именно поэтому решил написать свою, в которой постарался доступно и по порядку изложить основы систем счисления.

Введение

Система счисления — это способ записи (представления) чисел.

Что под этим подразумевается? Например, вы видите перед собой несколько деревьев. Ваша задача — их посчитать. Для этого можно — загибать пальцы, делать зарубки на камне (одно дерево — один палецзарубка) или сопоставить 10 деревьям какой-нибудь предмет, например, камень, а единичному экземпляру — палочку и выкладывать их на землю по мере подсчета. В первом случае число представляется, как строка из загнутых пальцев или зарубок, во втором — композиция камней и палочек, где слева — камни, а справа — палочки

Системы счисления подразделяются на позиционные и непозиционные, а позиционные, в свою очередь, — на однородные и смешанные.

Непозиционная — самая древняя, в ней каждая цифра числа имеет величину, не зависящую от её позиции (разряда). То есть, если у вас 5 черточек — то число тоже равно 5, поскольку каждой черточке, независимо от её места в строке, соответствует всего 1 один предмет.

Позиционная система — значение каждой цифры зависит от её позиции (разряда) в числе. Например, привычная для нас 10-я система счисления — позиционная. Рассмотрим число 453. Цифра 4 обозначает количество сотен и соответствует числу 400, 5 — кол-во десяток и аналогично значению 50, а 3 — единиц и значению 3. Как видим — чем больше разряд — тем значение выше. Итоговое число можно представить, как сумму 400+50+3=453.

Однородная система — для всех разрядов (позиций) числа набор допустимых символов (цифр) одинаков. В качестве примера возьмем упоминавшуюся ранее 10-ю систему. При записи числа в однородной 10-й системе вы можете использовать в каждом разряде исключительно одну цифру от 0 до 9, таким образом, допускается число 450 (1-й разряд — 0, 2-й — 5, 3-й — 4), а 4F5 — нет, поскольку символ F не входит в набор цифр от 0 до 9.

Смешанная система — в каждом разряде (позиции) числа набор допустимых символов (цифр) может отличаться от наборов других разрядов. Яркий пример — система измерения времени. В разряде секунд и минут возможно 60 различных символов (от «00» до «59»), в разряде часов – 24 разных символа (от «00» до «23»), в разряде суток – 365 и т. д.

Непозиционные системы

Как только люди научились считать — возникла потребность записи чисел. В начале все было просто — зарубка или черточка на какой-нибудь поверхности соответствовала одному предмету, например, одному фрукту. Так появилась первая система счисления — единичная.

Единичная система счисления

Число в этой системе счисления представляет собой строку из черточек (палочек), количество которых равно значению данного числа. Таким образом, урожай из 100 фиников будет равен числу, состоящему из 100 черточек.
Но эта система обладает явными неудобствами — чем больше число — тем длиннее строка из палочек. Помимо этого, можно легко ошибиться при записи числа, добавив случайно лишнюю палочку или, наоборот, не дописав.

Для удобства, люди стали группировать палочки по 3, 5, 10 штук. При этом, каждой группе соответствовал определенный знак или предмет. Изначально для подсчета использовались пальцы рук, поэтому первые знаки появились для групп из 5 и 10 штук (единиц). Все это позволило создать более удобные системы записи чисел.

Древнеегипетская десятичная система

В Древнем Египте использовались специальные символы (цифры) для обозначения чисел 1, 10, 102, 103, 104, 105, 106, 107. Вот некоторые из них:

image

Почему она называется десятичной? Как писалось выше — люди стали группировать символы. В Египте — выбрали группировку по 10, оставив без изменений цифру “1”. В данном случае, число 10 называется основанием десятичной системы счисления, а каждый символ — представление числа 10 в какой-то степени.

Числа в древнеегипетской системе счисления записывались, как комбинация этих
символов, каждый из которых повторялся не более девяти раз. Итоговое значение равнялось сумме элементов числа. Стоит отметить, что такой способ получения значения свойственен каждой непозиционной системе счисления. Примером может служить число 345:

image

Вавилонская шестидесятеричная система

В отличии от египетской, в вавилонской системе использовалось всего 2 символа: “прямой” клин — для обозначения единиц и “лежачий” — для десятков. Чтобы определить значение числа необходимо изображение числа разбить на разряды справа налево. Новый разряд начинается с появления прямого клина после лежачего. В качестве примера возьмем число 32:
image
Число 60 и все его степени так же обозначаются прямым клином, что и “1”. Поэтому вавилонская система счисления получила название шестидесятеричной.
Все числа от 1 до 59 вавилоняне записывали в десятичной непозиционной системе, а большие значения — в позиционной с основанием 60. Число 92:
image
Запись числа была неоднозначной, поскольку не существовало цифры обозначающей ноль. Представление числа 92 могло обозначать не только 92=60+32, но и, например, 3632=3600+32. Для определения абсолютного значения числа был введен специальный символ для обозначения пропущенного шестидесятеричного разряда, что соответствует появлению цифры 0 в записи десятичного числа:
image
Теперь число 3632 следует записывать, как:

image

Шестидесятеричная вавилонская система — первая система счисления, частично основанная на позиционном принципе. Данная система счисления используется и сегодня, например, при определении времени — час состоит из 60 минут, а минута из 60 секунд.

Римская система

Римская система не сильно отличается от египетской. В ней для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, C, D и M соответственно. Число в римской системе счисления — это набор стоящих подряд цифр.

Методы определения значения числа:

  1. Значение числа равно сумме значений его цифр. Например, число 32 в римской системе счисления имеет вид XXXII=(X+X+X)+(I+I)=30+2=32
  2. Если слева от большей цифры стоит меньшая, то значение равно разности между большей и меньшей цифрами. При этом, левая цифра может быть меньше правой максимум на один порядок: так, перед L(50) и С(100) из «младших» может стоять только X(10), перед D(500) и M(1000) — только C(100), перед V(5) — только I(1); число 444 в рассматриваемой системе счисления будет записано в виде CDXLIV = (D-C)+(L-X)+(V-I) = 400+40+4=444.
  3. Значение равно сумме значений групп и цифр, не подходящих под 1 и 2 пункты.

Помимо цифирных, существуют и буквенные (алфавитные) системы счисления, вот некоторые из них:
1) Славянская
2) Греческая (ионийская)

Позиционные системы счисления

Как упоминалось выше — первые предпосылки к появлению позиционной системы возникли в древнем Вавилоне. В Индии система приняла форму позиционной десятичной нумерации с применением нуля, а у индусов эту систему чисел заимствовали арабы, от которых её переняли европейцы. По каким-то причинам, в Европе за этой системой закрепилось название “арабская”.

Десятичная система счисления

Это одна из самых распространенных систем счисления. Именно её мы используем, когда называем цену товара и произносим номер автобуса. В каждом разряде (позиции) может использоваться только одна цифра из диапазона от 0 до 9. Основанием системы является число 10.

Для примера возьмем число 503. Если бы это число было записано в непозиционной системе, то его значение равнялось 5+0+3 = 8. Но у нас — позиционная система и значит каждую цифру числа необходимо умножить на основание системы, в данном случае число “10”, возведенное в степень, равную номеру разряда. Получается, значение равно 5*102 + 0*101 + 3*100 = 500+0+3 = 503. Чтобы избежать путаницы при одновременной работе с несколькими системами счисления основание указывается в качестве нижнего индекса. Таким образом, 503 = 50310.

Помимо десятичной системы, отдельного внимания заслуживают 2-, 8-, 16-ая системы.

Двоичная система счисления

Эта система, в основном, используется в вычислительной технике. Почему не стали использовать привычную нам 10-ю? Первую вычислительную машину создал Блез Паскаль, использовавший в ней десятичную систему, которая оказалась неудобной в современных электронных машинах, поскольку требовалось производство устройств, способных работать в 10 состояниях, что увеличивало их цену и итоговые размеры машины. Этих недостатков лишены элементы, работающие в 2-ой системе. Тем не менее, рассматриваемая система была создана за долго до изобретения вычислительных машин и уходит “корнями” в цивилизацию Инков, где использовались кипу — сложные верёвочные сплетения и узелки.

Двоичная позиционная система счисления имеет основание 2 и использует для записи числа 2 символа (цифры): 0 и 1. В каждом разряде допустима только одна цифра — либо 0, либо 1.

Примером может служить число 101. Оно аналогично числу 5 в десятичной системе счисления. Для того, чтобы перевести из 2-й в 10-ю необходимо умножить каждую цифру двоичного числа на основание “2”, возведенное в степень, равную разряду. Таким образом, число 1012 = 1*22 + 0*21 + 1*20 = 4+0+1 = 510.

Хорошо, для машин 2-я система счисления удобнее, но мы ведь часто видим, используем на компьютере числа в 10-й системе. Как же тогда машина определяет какую цифру вводит пользователь? Как переводит число из одной системы в другую, ведь в её распоряжении всего 2 символа — 0 и 1?

Чтобы компьютер мог работать с двоичными числами (кодами), необходимо чтобы они где-то хранились. Для хранения каждой отдельной цифры применяется триггер, представляющий собой электронную схему. Он может находится в 2-х состояниях, одно из которых соответствует нулю, другое — единице. Для запоминания отдельного числа используется регистр — группа триггеров, число которых соответствует количеству разрядов в двоичном числе. А совокупность регистров — это оперативная память. Число, содержащееся в регистре — машинное слово. Арифметические и логические операции со словами осуществляет арифметико-логическое устройство (АЛУ). Для упрощения доступа к регистрам их нумеруют. Номер называется адресом регистра. Например, если необходимо сложить 2 числа — достаточно указать номера ячеек (регистров), в которых они находятся, а не сами числа. Адреса записываются в 8- и 16-ричной системах (о них будет рассказано ниже), поскольку переход от них к двоичной системе и обратно осуществляется достаточно просто. Для перевода из 2-й в 8-ю число необходимо разбить на группы по 3 разряда справа налево, а для перехода к 16-ой — по 4. Если в крайней левой группе цифр не достает разрядов, то они заполняются слева нулями, которые называются ведущими. В качестве примера возьмем число 1011002. В восьмеричной — это 101 100 = 548, а в шестнадцатеричной — 0010 1100 = 2С16. Отлично, но почему на экране мы видим десятичные числа и буквы? При нажатии на клавишу в компьютер передаётся определённая последовательность электрических импульсов, причём каждому символу соответствует своя последовательность электрических импульсов (нулей и единиц). Программа драйвер клавиатуры и экрана обращается к кодовой таблице символов (например, Unicode, позволяющая закодировать 65536 символов), определяет какому символу соответствует полученный код и отображает его на экране. Таким образом, тексты и числа хранятся в памяти компьютера в двоичном коде, а программным способом преобразуются в изображения на экране.

Восьмеричная система счисления

8-я система счисления, как и двоичная, часто применяется в цифровой технике. Имеет основание 8 и использует для записи числа цифры от 0 до 7.

Пример восьмеричного числа: 254. Для перевода в 10-ю систему необходимо каждый разряд исходного числа умножить на 8n, где n — это номер разряда. Получается, что 2548 = 2*82 + 5*81 + 4*80 = 128+40+4 = 17210.

Шестнадцатеричная система счисления

Шестнадцатеричная система широко используется в современных компьютерах, например при помощи неё указывается цвет: #FFFFFF — белый цвет. Рассматриваемая система имеет основание 16 и использует для записи числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B. C, D, E, F, где буквы равны 10, 11, 12, 13, 14, 15 соответственно.

В качестве примера возьмем число 4F516. Для перевода в восьмеричную систему — сначала преобразуем шестнадцатеричное число в двоичное, а затем, разбив на группы по 3 разряда, в восьмеричное. Чтобы преобразовать число в 2-е необходимо каждую цифру представить в виде 4-х разрядного двоичного числа. 4F516 = (100 1111 101)2. Но в 1 и 3 группах не достает разряда, поэтому заполним каждый ведущими нулями: 0100 1111 0101. Теперь необходимо разделить полученное число на группы по 3 цифры справа налево: 0100 1111 0101 = 010 011 110 101. Переведем каждую двоичную группу в восьмеричную систему, умножив каждый разряд на 2n, где n — номер разряда: (0*22+1*21+0*20) (0*22+1*21+1*20) (1*22+1*21+0*20) (1*22+0*21+1*20) = 23658.

Помимо рассмотренных позиционных систем счисления, существуют и другие, например:
1) Троичная
2) Четверичная
3) Двенадцатеричная

Позиционные системы подразделяются на однородные и смешанные.

Однородные позиционные системы счисления

Определение, данное в начале статьи, достаточно полно описывает однородные системы, поэтому уточнение — излишне.

Смешанные системы счисления

К уже приведенному определению можно добавить теорему: “если P=Qn (P,Q,n – целые положительные числа, при этом P и Q — основания), то запись любого числа в смешанной (P-Q)-ой системе счисления тождественно совпадает с записью этого же числа в системе счисления с основанием Q.”

Опираясь на теорему, можно сформулировать правила перевода из P-й в Q-ю системы и наоборот:

  1. Для перевода из Q-й в P-ю, необходимо число в Q-й системе, разбить на группы по n цифр, начиная с правой цифры, и каждую группу заменить одной цифрой в P-й системе.
  2. Для перевода из P-й в Q-ю, необходимо каждую цифру числа в P-й системе перевести в Q-ю и заполнить недостающие разряды ведущими нулями, за исключением левого, так, чтобы каждое число в системе с основанием Q состояло из n цифр.

Яркий пример — перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную. Возьмем двоичное число 100111102, для перевода в восьмеричное — разобьем его справа налево на группы по 3 цифры: 010 011 110, теперь умножим каждый разряд на 2n, где n — номер разряда, 010 011 110 = (0*22+1*21+0*20) (0*22+1*21+1*20) (1*22+1*21+0*20) = 2368. Получается, что 100111102 = 2368. Для однозначности изображения двоично-восьмеричного числа его разбивают на тройки: 2368 = (10 011 110)2-8.

Смешанными системами счисления также являются, например:
1) Факториальная
2) Фибоначчиева

Перевод из одной системы счисления в другую

Иногда требуется преобразовать число из одной системы счисления в другую, поэтому рассмотрим способы перевода между различными системами.

Преобразование в десятичную систему счисления

Имеется число a1a2a3 в системе счисления с основанием b. Для перевода в 10-ю систему необходимо каждый разряд числа умножить на bn, где n — номер разряда. Таким образом, (a1a2a3)b = (a1*b2 + a2*b1 + a3*b0)10.

Пример: 1012 = 1*22 + 0*21 + 1*20 = 4+0+1 = 510

Преобразование из десятичной системы счисления в другие

Целая часть:

  1. Последовательно делим целую часть десятичного числа на основание системы, в которую переводим, пока десятичное число не станет равно нулю.
  2. Полученные при делении остатки являются цифрами искомого числа. Число в новой системе записывают, начиная с последнего остатка.

Дробная часть:

  1. Дробную часть десятичного числа умножаем на основание системы, в которую требуется перевести. Отделяем целую часть. Продолжаем умножать дробную часть на основание новой системы, пока она не станет равной 0.
  2. Число в новой системе составляют целые части результатов умножения в порядке, соответствующем их получению.

Пример: переведем 1510 в восьмеричную:
158 = 1, остаток 7
18 = 0, остаток 1

Записав все остатки снизу вверх, получаем итоговое число 17. Следовательно, 1510 = 178.

Преобразование из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы

Для перевода в восьмеричную — разбиваем двоичное число на группы по 3 цифры справа налево, а недостающие крайние разряды заполняем ведущими нулями. Далее преобразуем каждую группу, умножая последовательно разряды на 2n, где n — номер разряда.

В качестве примера возьмем число 10012: 10012 = 001 001 = (0*22 + 0*21 + 1*20) (0*22 + 0*21 + 1*20) = (0+0+1) (0+0+1) = 118

Для перевода в шестнадцатеричную — разбиваем двоичное число на группы по 4 цифры справа налево, затем — аналогично преобразованию из 2-й в 8-ю.

Преобразование из восьмеричной и шестнадцатеричной систем в двоичную

Перевод из восьмеричной в двоичную — преобразуем каждый разряд восьмеричного числа в двоичное 3-х разрядное число делением на 2 (более подробно о делении см. выше пункт “Преобразование из десятичной системы счисления в другие”), недостающие крайние разряды заполним ведущими нулями.

Для примера рассмотрим число 458: 45 = (100) (101) = 1001012

Перевод из 16-ой в 2-ю — преобразуем каждый разряд шестнадцатеричного числа в двоичное 4-х разрядное число делением на 2, недостающие крайние разряды заполняем ведущими нулями.

Преобразование дробной части любой системы счисления в десятичную

Преобразование осуществляется также, как и для целых частей, за исключением того, что цифры числа умножаются на основание в степени “-n”, где n начинается от 1.

Пример: 101,0112 = (1*22 + 0*21 + 1*20), (0*2-1 + 1*2-2 + 1*2-3) = (5), (0 + 0,25 + 0,125) = 5,37510

Преобразование дробной части двоичной системы в 8- и 16-ую

Перевод дробной части осуществляется также, как и для целых частей числа, за тем лишь исключением, что разбивка на группы по 3 и 4 цифры идёт вправо от десятичной запятой, недостающие разряды дополняются нулями справа.

Пример: 1001,012 = 001 001, 010 = (0*22 + 0*21 + 1*20) (0*22 + 0*21 + 1*20), (0*22 + 1*21 + 0*20) = (0+0+1) (0+0+1), (0+2+0) = 11,28

Преобразование дробной части десятичной системы в любую другую

Для перевода дробной части числа в другие системы счисления нужно обратить целую часть в ноль и начать умножение получившегося числа на основание системы, в которую нужно перевести. Если в результате умножения будут снова появляться целые части, их нужно повторно обращать в ноль, предварительно запомнив (записав) значение получившейся целой части. Операция заканчивается, когда дробная часть полностью обратится в нуль.

Для примера переведем 10,62510 в двоичную систему:
0,625*2 = 1,25
0,250*2 = 0,5
0,5*2 = 1,0
Записав все остатки сверху вниз, получаем 10,62510 = (1010), (101) = 1010,1012

Содержание:

  1. Системы счисления в математике
  2. Непозиционные системы счисления
  3. Позиционные системы счисления
  4. Двоичная система счисления
  5. Восьмеричная система счисления
  6. Шестнадцатеричная система счисления
  7. Переведение чисел из одной системы в другую
  8. Перевод чисел системы в систему с помощью арифметики системы
  9. Перевод целых чисел
  10. Переведение правильных дробей

Системы счисления в математике

Система счисления — это совокупность правил записи чисел посредством конечного набора символов (цифр). Системы счисления бывают: непозиционными (в этих системах значение цифры не зависит от ее позиции — положения в записи числа).

Непозиционные системы счисления

Непозиционными называются такие системы счисления, в которых каждая цифра сохраняет своё постоянное значение независимо от того места, которое она занимает в записи числа.

Примером непозиционной системы счисления, которая дошла до наших дней и иногда используется, является римская система счисления. В этой системе для записи чисел используется такие цифры: I, V, X, C, D, M и т.д., они обозначают числа один, пять, десять, пятьдесят, сто, тысяча и т.д. Запись любых других чисел производится на основе определённых правил: несколько одинаковых цифр, стоящих рядом, отображают число, равное сумме чисел, которые соответствуют этим цифрам, например III — три, XX — двадцать, пара цифр в которой младшая цифра (которая обозначает меньшее число) стоит слева от старшей (которая обозначает большее число), отображает разность соответствующих чисел, например IV — четыре, XL — сорок, пара цифр, в которой младшая цифра стоит справа от старшей, отображает сумму соответствующих чисел, например XI — одиннадцать, VI — шесть, и т.п. 

Позиционные системы счисления

Позиционными называются такие системы счисления, в которых значение каждой цифры определяется не только самой цифрой, но и тем местом (позицией), которое она занимает в записи числа.

Основой позиционной системы счисления называется число Системы счисления в математике, которое показывает, сколько необходимо единиц любого разряда для получения единицы старшего разряда. Систему счисления с основой Системы счисления в математике будем обозначать через Системы счисления в математике. Очевидно, что основой системы счисления определяется количество цифр, которые используются для записи чисел в данной системе счисления. Основой десятичной системы счисления является число десять, для записи любых чисел используется только десять разных чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

В позиционной системе счисления с основой Системы счисления в математике используются Системы счисления в математике разных целых чисел Системы счисления в математике, которые называются базой системы счисления. Различаются позиционные системы счисления с неотъемлемой и симметричной базой. В позиционных системах счисления с неотъемлемой базой цифры означают последовательные целые числа начиная с нуля; в позиционных системах счисления с симметричной базой цифры обозначают последовательные целые числа, симметрично расположенные относительно нуля и ноль. Как правило, цифры 0, 1 в позиционных системах счисления обозначают число ноль и единицу.

Числа в позиционной системе счисления с основой Системы счисления в математике записывают как последовательность цифр системы Системы счисления в математике, разделённых запятой на целую и дробную части. Если буквы Системы счисления в математике Системы счисления в математике обозначают цифры системы, то последовательность цифр Системы счисления в математике означает число Системы счисления в математике.

Арифметические действия над числами в любой позиции системы счисления выполняются по тем же правилам, что и в десятичной системе. Однако, при выполнении действий над числами системы, необходимо пользоваться таблицами сложения и умножения этой системы.

Чтобы различать в какой системе счисления записано то или другое число, договоримся обозначать через Системы счисления в математике число х, записанное в системе счисления Системы счисления в математике.

Рассмотрим наиболее внедрённые в ЭВМ системы счисления.

Двоичная система счисления

Эта система счисления использует две цифры 0, 1, которые обозначают числа ноль и единицу соответственно. Основой этой системы является число два.

Ниже дано изображения некоторых чисел в двоичной системе счисления:

 Системы счисления в математике

При добавлении двух чисел, записанных в двоичной системе счисления, следует пользоваться таблицей сложения:

Системы счисления в математике

Таблица умножения в двоичной системе счисления также очень простая:

Системы счисления в математике

Примеры

Системы счисления в математике

Восьмеричная система счисления

Эта система счисления использует цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 для обозначения последовательных чисел от нуля до семи включительно. Основой этой системы является число 8. Запись произвольного числа в этой системе основывается на его разложении по степеням числа восемь с указанными выше коэффициентами.

Запишем некоторые числа в восьмеричной системе счисления:

Системы счисления в математике

Восьмеричные таблицы сложения и умножения имеют вид:

Системы счисления в математике

Примеры

Системы счисления в математике

Шестнадцатеричная система счисления

Эта система счисления использует шестнадцать цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, которые обозначают последовательно целые числа, начиная с нуля заканчивая числом «пятнадцать». Основой этой системы счисления является число шестнадцать. 

Запишем некоторые числа в шестнадцатеричной системе счисления:

Системы счисления в математике

Примеры

Системы счисления в математике

Переведение чисел из одной системы в другую

При решении задач на ЭВМ начальные данные, как правило, задаются в десятичной системе счисления, в той же системе необходимо получить результат. Однако почти все машины работают не в десятичной системе, а в какой-нибудь другой, например в двоичной. Поэтому возникает необходимость переведения чисел из одной системы в другую. При рассмотрении правил перевода чисел из одной системы счисления в другую ограничимся только системами счисления с неотъемлемой базой. Поскольку переведение отрицательных чисел сводится к переводу абсолютных величин и приписыванием им знака минус, то достаточно рассмотреть перевод положительных чисел.

Перевод чисел системы Системы счисления в математике в систему Системы счисления в математике с помощью арифметики системы Системы счисления в математике.

Такой перевод будем обозначать символами Системы счисления в математике.

Для того, чтобы число Системы счисления в математике, записанное в системе Системы счисления в математике

Системы счисления в математике

перевести в систему Системы счисления в математике, пользуясь арифметикой системы Системы счисления в математике, необходимо:

а) записать число Системы счисления в математике в виде:

Системы счисления в математике

б) заменить основу 10 и все цифры Системы счисления в математике системы Системы счисления в математике их изображениями в системе Системы счисления в математике;

в) сделать вычисления, пользуясь арифметикой системы Системы счисления в математике.

Примеры:

Системы счисления в математике

Проведя вычисления, пользуясь арифметикой десятичной системы счисления, получаем число 22,7510.

Следовательно,

10110,11 = 22,7510.

б) Перевести число 27,510 из десятичной системы счисления в двоичную Системы счисления в математике

Поскольку

Системы счисления в математике

то, заменив основу 10 и цифры 2, 7, 5 их изображением в двоичной системе счисления, получаем:  

Системы счисления в математике

Сделав вычисления, пользуясь арифметикой двоичной системы счисления, получим число Системы счисления в математике.

Следовательно, Системы счисления в математике

в) Перевести число 634,528 из восьмеричной системы счисления в десятичную (8 → 10(10)).

Подав это число в виде

Системы счисления в математике

и заменив основу 10 — числом 8 (цифры 6, 3, 4, 5, 2 имеют тот же вид в десятичной системе счисления) получаем:

Системы счисления в математике

Сделав вычисления, пользуясь арифметикой десятичной системы счисления, получаем число 412,9375010.

Следовательно, 634,528 = 412,9375010.

г) Перевести число 98,610 из десятичной системы счисления в восьмеричную (10 →8(8)).

Представив это число в виде 

Системы счисления в математике

и заменив основу числа 10 и цифры 9, 8, 6 их видом в восьмеричной системе счисления, получим:

Системы счисления в математике

Сделав вычисления, руководствуясь арифметикой восьмеричной системы счисления получим число 142,48. Следовательно, 98,610 = 142,48.

Перевод чисел системы в систему с помощью арифметики системы

Перевод чисел системы Системы счисления в математике в систему Системы счисления в математике с помощью арифметики системы Системы счисления в математике.

Такой перевод будем обозначать символами Системы счисления в математике. Поскольку для перевода любого числа достаточно уметь переводить его дробную и целую части, то можно рассмотреть эти оба случая отдельно.

Перевод целых чисел

Пусть целое число Системы счисления в математике, записанное в системе Системы счисления в математике, необходимо перевести в систему Системы счисления в математике. Поскольку Системы счисления в математике — целое число, то его вид в системе Системы счисления в математике будет таким:

Системы счисления в математике

то есть 

Системы счисления в математике

где Системы счисления в математикецифры системы Системы счисления в математике, которые необходимо определить, а 10 — основа системы Системы счисления в математике.

Заменим цифры Системы счисления в математике и основу 10 системы Системы счисления в математике их видом в системе Системы счисления в математике. Пусть Системы счисления в математикеявляется изображением цифры Системы счисления в математике изображением основы системы Системы счисления в математике в системе Системы счисления в математике.

Тогда 

Системы счисления в математике

Разделив обе части полученного равенства на Системы счисления в математике, получим остаток Системы счисления в математике и частное 

Системы счисления в математике

Если теперь частное  Системы счисления в математике разделить на Системы счисления в математике, то получим остаток Системы счисления в математике и частное

Системы счисления в математике

Повторяя этот процесс Системы счисления в математике раз, мы последовательно найдём все числа Системы счисления в математике, причём последнее частное Системы счисления в математике Деление выполняем, пользуясь арифметикой системы Системы счисления в математике.

Таким образом, при последовательном делении числа и частных, которые получаем при делении, на основу системы, записанную в системе, то есть на Системы счисления в математике, получим в виде остатков от деления цифры, необходимое для изображения числа Системы счисления в математике в системе Системы счисления в математике, записанные в системе Системы счисления в математике. Последовательное деление производится до тех пор, пока не одержим частное, меньше чем Системы счисления в математике. Это последнее частное даст нам цифру числа Системы счисления в математике, записанную в системе. При делении пользуются арифметикой системы Системы счисления в математике.

Примеры

а) Перевести число 6510 из десятичной системы счисления в двоичную (10 → 2(10)).

Системы счисления в математике

и десятичные цифры 0, 1 имеют тоже самое изображение в двоичной системе счисления, то 6510 = 10000012

б) Перевести число 32510 из десятичной системы счисления в восьмеричную (10 → 8(10)).

Системы счисления в математике

и десятичные цифры 5, 0 имеют тоже самое изображение в восьмеричной системе счисления, то 32510 = 5058.

в) Перевести число 306010 из десятичной системы в шестнадцатеричную (10→16(10)).

Поскольку: 

Системы счисления в математике

а десятичные цифры 15, 11 изображаются в шестнадцатеричной системе счисления как F и B, 306010 = BF416.

г) Перевести число 1110112 из двоичной системы счисления в десятичную (2→10(2)).

Пользуясь арифметикой двоичной системы счисления, получим: 

Системы счисления в математике

Двоичные числа 101 и 1001 в десятичной системе счисления имеют изображение 5 и 9 соответственно, 111011= 5910.

Переведение правильных дробей

Пусть D — правильная дробь, записанная в системе P. Допустим, что необходимо перевести дробь в систему Системы счисления в математике. Пусть изображение D в системе Системы счисления в математике найдём и она имеет изображение Системы счисления в математике

то есть 

Системы счисления в математике

Умножим две части полученного равенства на Системы счисления в математике. Получим число, целая часть которого Системы счисления в математике и дробная часть Системы счисления в математике

Умножим Системы счисления в математике на Системы счисления в математике, получим число, целая часть которого Системы счисления в математике и дробная Системы счисления в математике

Повторяя умножение необходимое нам количество раз, мы найдём одну за одной цифры, необходимые нам для изображения числа D в системе Системы счисления в математике. При умножении пользуемся арифметикой системы P.

Таким образом, при последовательном умножении числа D и дробных частей произведения, которые получаются при умножении на основу Системы счисления в математике, записанную в системе P, то есть на Системы счисления в математике, получим в виде целых частей произведений цифры, необходимые для изображения числа D в системе Системы счисления в математике. Умножение выполняем, пользуясь арифметикой системы P.

Примеры:

а) Перевести число 0,562510 из десятичной системы исчисления в восьмеричную (10→8(10)).

Поскольку: 

Системы счисления в математике

и десятичная цифра 4 имеет то же самое изображение в восьмеричной системе счисления, то 0,562510 = 0,448.

б) Перевести число 0,37510 из десятичной системы исчисления в двоичную (10→2(10)).

Поскольку:

Системы счисления в математике

и десятичные цифры 0, 1 имеют то же самое изображение в двоичной системе счисления, то 0,37510 = 0,0012.

в) Перевести число 0,5B416  из шестнадцатеричной системы исчисления в десятичную (16→10(16)).

Поскольку:

Системы счисления в математике

и шестнадцатеричные цифры 5, 5, 5, 6, 0, 1, 2 имеют то же самое изображение в десятичной системе счисления, то 0,5B416 = 0,356901562510.

Замечание: Удобнее всего, при переводе чисел из системы счисления P в систему Системы счисления в математике, пользоваться арифметикой системы P, если Системы счисления в математике

Перевод чисел системы Системы счисления в математике в систему Системы счисления в математике и наоборот, если Системы счисления в математике.

Пусть Системы счисления в математике, где Системы счисления в математике целые положительные числа. В этом случае общие правила перевода значительно упрощаются.

Для того, чтобы перевести число системы Системы счисления в математике в систему Системы счисления в математике при Системы счисления в математике, достаточно каждую цифру этого числа заменить соответствующим Системы счисления в математике-разрядным числом в системе Системы счисления в математике.

Для того, чтобы перевести число системы Системы счисления в математике в систему Системы счисления в математике при Системы счисления в математике, достаточно, двигаясь от запятой влево и вправо, разбить все цифры числа на группы по Системы счисления в математике цифр в каждой (крайние группы дополняются нулями, если это необходимо) и каждую группу заменить соответствующей цифрой системы Системы счисления в математике.

Примеры:

Системы счисления в математике

Трёхразрядное двоичное число, которое соответствует определённой восьмеричной цифре, называется триадой. Соответствие между восьмеричными цифрами и триадами такое:

Системы счисления в математике

Лекции:

  • Смешанная производная
  • Предел функции
  • Знакочередующиеся ряды
  • Производная неявной функции
  • Неопределенный интеграл
  • Найти общее решение уравнения
  • Значения случайной величины
  • Площади поверхностей круглых фигур
  • Интегралы для чайников
  • Метод координат на прямой и его применение

1. Порядковый счет в различных системах счисления.

В современной жизни мы используем позиционные системы счисления, то есть системы, в которых число, обозначаемое цифрой, зависит от положения цифры в записи числа. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о них, опуская термин «позиционные».

Для того чтобы научиться переводить числа из одной системы в другую, поймем, как происходит последовательная запись чисел на примере десятичной системы.

Поскольку у нас десятичная система счисления, мы имеем 10 символов (цифр) для построения чисел. Начинаем порядковый счет: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифры закончились. Мы увеличиваем разрядность числа и обнуляем младший разряд: 10. Затем опять увеличиваем младший разряд, пока не закончатся все цифры: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. Увеличиваем старший разряд на 1 и обнуляем младший: 20. Когда мы используем все цифры для обоих разрядов (получим число 99), опять увеличиваем разрядность числа и обнуляем имеющиеся разряды: 100. И так далее.

Попробуем сделать то же самое в 2-ной, 3-ной и 5-ной системах (введем обозначение rm X_2 для 2-ной системы, rm X_3 для 3-ной и т.д.):

rm X_{10} rm X_2 rm X_3 rm X_5
0 0 0 0
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 10 3
4 100 11 4
5 101 12 10
6 110 20 11
7 111 21 12
8 1000 22 13
9 1001 100 14
10 1010 101 20
11 1011 102 21
12 1100 110 22
13 1101 111 23
14 1110 112 24
15 1111 120 30

Если система счисления имеет основание больше 10, то нам придется вводить дополнительные символы, принято вводить буквы латинского алфавита. Например, для 12-ричной системы кроме десяти цифр нам понадобятся две буквы (rm A и rm B):

rm X_{10} rm X_{12}
0 0
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
10 rm A
11 rm B
12 10
13 11
14 12
15 13

 
2.Перевод из десятичной системы счисления в любую другую.

Чтобы перевести целое положительное десятичное число в систему счисления с другим основанием, нужно это число разделить на основание. Полученное частное снова разделить на основание, и дальше до тех пор, пока частное не окажется меньше основания. В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.

Пример 1. Переведем десятичное число 46 в двоичную систему счисления.

Перевод

46=101110_2

Пример 2. Переведем десятичное число 672 в восьмеричную систему счисления.

Перевод

672=1240_8

Пример 3. Переведем десятичное число 934 в шестнадцатеричную систему счисления.

Перевод

rm 934=3A6_{16}

3. Перевод из любой системы счисления в десятичную.

Для того, чтобы научиться переводить числа из любой другой системы в десятичную, проанализируем привычную нам запись десятичного числа.
Например, десятичное число 325 – это 5 единиц, 2 десятка и 3 сотни, т.е.

325_{10}=5+2 cdot 10 + 3 cdot 100.

Точно так же обстоит дело и в других системах счисления, только умножать будем не на 10, 100 и пр., а на степени основания системы счисления. Для примера возьмем число 1201 в троичной системе счисления. Пронумеруем разряды справа налево начиная с нуля и представим наше число как сумму произведений цифры на тройку в степени разряда числа:

3;2;1;0
1;2;0;1_3=1 cdot 3^0 + 0 cdot 3^1 + 2 cdot 3^2 + 1 cdot 3^3=1+0+18+27=46
1;2;0;1_3=1 cdot 3^3 + 2 cdot 3^2 + 0 cdot 3^1 + 1 cdot 3^0=27+18+0+1=46

Это и есть десятичная запись нашего числа, т.е. 1201_3 = 46_{10}.

Пример 4. Переведем в десятичную систему счисления восьмеричное число 511.

511_8=5 cdot 8^2+1 cdot 8^1+1 cdot 8^0=5 cdot 64+1 cdot 8+1=329
511_8=329_{10}.

Пример 5. Переведем в десятичную систему счисления шестнадцатеричное число 1151.

1 cdot 16^3+1 cdot 16^2+5 cdot 16^1+1 cdot 16^0=1 cdot 4096+1 cdot 256+5 cdot 16+1=4096+256+80+1=4433.
1151_{16}=4433_{10}.

4. Перевод из двоичной системы в систему с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.).

Для преобразования двоичного числа в число с основанием «степень двойки» необходимо двоичную последовательность разбить на группы по количеству цифр равному степени справа налево и каждую группу заменить соответствующей цифрой новой системы счисления.

Например, Переведем двоичное 1100001111010110 число в восьмеричную систему. Для этого разобьем его на группы по 3 символа начиная справа (т.к. 8=2^3), а затем воспользуемся таблицей соответствия и заменим каждую группу на новую цифру:

1 100 001 111 010 110_2
1 4 1 7 2 6_8

Таблицу соответствия мы научились строить в п.1.

rm X_{2} rm X_8
0 0
1 1
10 2
11 3
100 4
101 5
110 6
111 7

Т.е. 1100001111010110_2 = 141726_8.

Пример 6. Переведем двоичное 1100001111010110 число в шестнадцатеричную систему.

rm X_{2} rm X_{16}
0 0
1 1
10 2
11 3
100 4
101 5
110 6
111 7
1000 8
1001 9
1010 A
1011 B
1100 C
1101 D
1110 E
1111 F

rm 1100001111010110_2 = 1100;0011;1101;0110_2 = C3D6_{16}.

5.Перевод из системы с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.) в двоичную.

Этот перевод аналогичен предыдущему, выполненному в обратную сторону: каждую цифру мы заменяем группой цифр в двоичной системе из таблицы соответствия.

Пример 7. Переведем шестнадцатеричное число С3A6 в двоичную систему счисления.

Для этого каждую цифру числа заменим группой из 4 цифр (т.к. 16=2^4) из таблицы соответствия, дополнив при необходимости группу нулями вначале:
rm C_{16}=1100_2
rm 3_{16}=0011_2
rm A_{16}=1010_2
rm 6_{16}=0110_2

rm C3A6_{16}=1100;0011;1010;0110_2.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Системы счисления. Перевод из одной системы в другую.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чистую воду в земле
  • Как исправить фон рисунка
  • Как составить план по организации отдела
  • Как найти объем формула для огэ
  • Как найти молярную долю по массовой доле