Что такое лексический состав предложения и как его определить?
Русский язык | 10 — 11 классы
Что такое лексический состав предложения и как его определить?
Лексика — это словарный состав языка, раздел науки о языке, изучающий значения слов
Например, лексика одного человека — это слова, которые он знает, понимает и использует в своей речи.
Словарный запас языка — это совокупность
слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и
понятий, образует его словарный состав, или лексику.
предметом изучения соответствующего раздела языкознания – лексикологии.
Слова характеризуются определённой спецификой : они отличаются друг от
друга по своему происхождению, степени их активности, сфере
употребления и по их стилистической принадлежности.
особенностей языковых единиц позволяет обосновать общие принципы
классификации словарного запаса :
По своему происхождению лексика делится на исконно русскую и
заимствованную (из старославянского и других языков мира) ;
По степени употребления лексика подразделяется на активный и пассивный
словарный запас (к первому принадлежат регулярно и часто воспроизводимые
единицы, ко второму – устаревшая и новая лексика : историзмы, архаизмы и
По сфере употребления общеупотребительная лексика противостоит лексике
ограниченной территориально (диалектизмы), профессионально (термины и
профессионализмы) и социально (жаргонизмы) ;
По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика
противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной,
научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной
Помогите составить предложения со словами класс, шахта, хоккей, и определить лексическое значение?
Помогите составить предложения со словами класс, шахта, хоккей, и определить лексическое значение.
Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение?
Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение?
Что такое лексика?
Что такое лексика?
Как найти в предложении лексический повтор?
Что такое лексическое значение?
Что такое лексическое значение.
Что такое лексические термины?
Что такое лексические термины.
Что такое лексическое значение?
Что такое лексическое значение.
Что такое лексический разбор?
Что такое лексический разбор.
Что такое лексические цепочки?
Что такое лексические цепочки?
Определите лексическое значение слова фонарь составьте с ним предложени?
Определите лексическое значение слова фонарь составьте с ним предложени.
Что такое лексика?
Что такое лексика?
Что такое лексическое значение?
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Что такое лексический состав предложения и как его определить?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Лексический анализ текста
Содержание:
Лексический анализ текста – важная составляющая для развития речи и расширения словарного запаса. Хорошее понимание лексического значения слова, умение определять синонимы, омонимы, антонимы, формирование навыков употребления художественно-выразительных средств для обогащения речи, правильное использование фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний – все эти навыки помогает приобрести детальный разбор текста.
Как делать лексический анализ текста?
Для выполнения лексического анализа необходимо:
План лексического анализа текста
1. Определить стиль текста.
Стили:
- художественный;
- публицистический;
- официально-деловой;
- разговорный;
- научный.
2. Определитm тему и основную идею.
3. Выделить ключевые слова.
Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.
4. Выделить лексически окрашенные слова:
- для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
- для публицистического стиля – общественно-социальная, общественно-политическая лексика;
- для официально-делового стиля – канцеляризмы;
- для разговорного стиля – слова, характерные для непринужденной беседы, бытовых ситуаций, использование уменьшительно-ласкательных слов, междометий;
- для научного стиля – термины, узкоспециальная лексика.
5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.
6. Найти синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объяснить их роль.
7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.
Пример лексического анализа текста
Как неожиданно и ярко…
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
душная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака вошла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.
Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.
- Стиль текста – художественный.
- Произведение относится к пейзажной лирике, поэт с восхищением описывает красивое природное явление – радугу.
Стихотворение представляет собой философское размышление о том, что все в жизни рано или поздно проходит
- эпитеты: «влажной синеве», «неожиданно и ярко», «воздушная арка», «минутное тортво», «радужном виденье»;
- метафоры: «воздвиглась арка»; слово «арка» употреблено в переносном значении, основывается на внешнем сходстве с радугой
- олицетворения: «за облака вошла», «полнеба обхватила», «в высоте изнемогла». Эпитеты и метафоры автором используются для передачи эмоционального состояния восторга и восхищения радугой, олицетворения позволяют создать еще более яркий образ.
- инверсия: «воздушная воздвиглась арка»;
- риторический вопрос: «Еще минута, две – и что ж?»;
- повтор: «Лови его – лови скорей!»
Лексическое значение слова «вонзить» — воткнуть что-нибудь острое.
Лексическое значение слова «вошла» — попасть внутрь чего-нибудь.
В тексте есть контекстные антонимы: «воздвиглась» (т.е. появилась) – «побледнело» (в значении «исчезло»).
Чтобы создать настроение торжественности и особенности момента поэт использует высокую книжную лексику: «нега», «изнемогла», «очей», «виденье».
Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.
Изнемогла – ослабла, потеряла силу.
Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое.
Такую же роль выполняет слово «торжество», употребленное в значении «чувство радости и удовлетворения»
Что такое лексический состав предложения и как его определить?
Что такое лексический состав предложения и как его найти?
- Vladimir Sergin
- Русский язык 2019-02-01 02:58:36 1 1
Лексика-это словарный состав языка,раздел науки о языке, изучающий значения слов
Например, лексика одного человека — это слова, которые он знает, разумеет и употребляет в собственной речи.
Словарный припас языка-это с овокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, либо лексику. Лексика является предметом исследования подходящего раздела языкознания лексикологии.
Слова характеризуются определённой специфичностью: они отличаются друг от друга по собственному происхождению, ступени их активности, сфере потребления и по их стилистической принадлежности. Учёт этих необыкновенностей языковых единиц дозволяет обосновать общие принципы систематизации словарного припаса:
По собственному происхождению лексика делится на извечно русскую и заимствованную (из старославянского и иных языков мира); По степени потребления лексика разделяется на активный и пассивный словарный припас (к первому принадлежат часто и нередко воссоздаваемые единицы, ко второму устаревшая и новенькая лексика: историзмы, архаизмы и неологизмы); По сфере потребления общеупотребительная лексика противостоит лексике ограниченной территориально (диалектизмы), мастерски (определения и профессионализмы) и социально (жаргонизмы); По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной, научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной речи.
источники:
http://bingoschool.ru/manual/leksicheskij-analiz-teksta-primer/
http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/2122156-chto-takoe-leksicheskij-sostav-predlozhenija-i-kak-ego-opredelit.html
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Т.М.ПАХНОВА
Лексический разбор текста
ПАМЯТКА
Чтобы произвести лексический разбор
текста, надо найти в тексте:
-
ключевые слова (словосочетания);
-
слова, употребленные в переносном
значении; -
синонимы, антонимы (в том числе
контекстуальные), омонимы; -
слова, стилистически окрашенные (высок.,
книжн., разг., прост., офиц. и др.); -
заимствованные слова, архаизмы,
неологизмы (в том числе авторские); -
профессионализмы, диалектизмы,
фразеологизмы; -
объяснить роль этих
лексических явлений в тексте, их назначение,
показать, что достигается благодаря их
использованию; -
уточнить (обратившись к
словарю) значение ряда слов; если слово
многозначное, то определить, в каком значении оно
употребляется в тексте; -
подобрать к ряду слов
синонимы, составить синонимический ряд,
показать, чем различаются слова-синонимы,
объяснить целесообразность выбора автором
именно данного слова; -
провести наблюдения над
использованием в тексте лексического повтора
(использованием одного и того же слова,
однокоренных слов); особенно интересно обратить
внимание на те слова, которые, повторяясь,
употребляются в разных значениях; -
показать, с помощью каких
лексических средств обеспечивается в тексте
связь между предложениями, между абзацами
(обратить внимание на роль однотематической
лексики, лексического повтора, синонимов,
антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексический разбор текстов разных
стилей имеет свои особенности. При анализе
художественного текста следует указать средства
художественной изобразительности, используемые
автором, показать, как реализуются в тексте
стилистические возможности лексических средств.
Если анализируются тексты публицистического и
художественного стилей, то план лексического
разбора включает наблюдения над использованием
лексических средств, с помощью которых автор
выражает свое отношение, оценку (оценочная
лексика, стилистически окрашенные слова,
лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в
художественном тексте ключевых слов,
целесообразно привлечь более широкий контекст,
показать, как употребляются эти слова в других
произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста
невозможно, поэтому, когда мы говорим о
лексическом разборе текста, то имеем в виду
частичный лексический разбор.
Упражнение 1. Запишите начало
очерка «Радонежские травы», объясните
орфограммы. Докажите, что отрывок является
именно началом текста.
В Подмосковье есть немало заветных
городищ и урочищ, славных своим историческим
прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный
к северу от столицы… Насыпные земляные валы,
заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся
внушительно. Можно представить, как сказочно
благолепен возвышался Радонеж с его теремами,
башнями и колоколенками, за двумя ярусами
дубового тына, за пряслами и мощными крепостными
воротами. Летом обвевался градец смолистым
воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой
здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все
светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный
говорок посадников перемежались с
похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не пощадил
всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь
земляные валы, когда—то вздыбленные
руками человека, хранят следы былого Радонежа. И
живым приветом старины покажутся благовонные
травы, произрастающие на этих валах…
(А.Стрижев)
1. Произведите лексический разбор
текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения
слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын
, – используя предложения, в которых ставится
тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к
словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный,
благовонный, древний. Чем различаются слова,
входящие в синонимический ряд?
Для справок
Городи’ще, -а, ср. Место, где в
древности был город или укрепленное поселение.
Раскопки городища.
Лихоле’тье, -я, ср. (устар.). Время смут,
бедствий.
Пря’сло, -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1.
Изгородь из длинных жердей, протянутых между
столбами, а также часть такой изгороди от столба
до столба. П. на околице деревни. <…>
Тын, -а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину
оборонительное заграждение из врытых в землю
заостренных бревен).
(Из Толкового словаря русского языка)
Проверьте себя!
Работа по лексике как часть
комплексного анализа текста.
Упражнение 2. Запишите текст,
объясните правописание глаголов. Самостоятельно
сформулируйте задания, направленные на
лексический разбор текста (см. Памятку).
Выполните эти задания.
Как дрогнет сердце натуралиста, как
отзовется терпкой болью воспоминаний, когда
сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь3, и всего
пронижет потрясающий запах. Одни стебельки
душицы отцвели, другие розовеют, молодея
августовскими2 днями. Может быть7,
душица и была лучшей заваркой до знакомства на
Руси с привозным6 чаем4? Может быть, хотя с
нею могли соперничать мята, зверобой, липовый
цвет, богородская трава – чабрец…
(А.Стрижев)
1. Докажите, что это текст
публицистического стиля. Какие средства
выражения отношения, оценки используются
автором?
2. Подчеркните грамматические основы
предложений. В каких предложениях нет
подлежащего? Подумайте, почему такие предложения
называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):
а) произведите на материале текста
разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые
входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите
изложение.
Упражнение 3. Прочитайте
словарную статью из Словаря русского языка (в
четырех томах). Какими признаками научного стиля
обладает этот маленький текст?
Души’ца, -ы, ж. Травянистое луговое
растение семейства губоцветных, с мелкими
лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в
соцветия (используется в парфюмерии и медицине).
1. Сравните информацию, данную в
словаре, с тем, что рассказывается о душице в
тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире
между подлежащим и сказуемым. Душица – это…
Упражнение 4. Найдите «лишнее».
1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь,
удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.
Упражнение 5. Подготовьтесь к
выразительному чтению.
ПУШКИН
У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.(С.Я. Маршак)
1. Какова главная мысль поэтического
текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их
роль?
3. Сравните: глава – голова. Какое слово
придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть
может.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь
к письму по памяти.
Упражнение 6. Определите основную
мысль текста.
БОЛЕЗНЬ
…Одного дружинника2, как раз в
деловые часы, начала хватать болезнь: скука,
немогота, смертная тоска. Дружинник говорит сам
себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся.
У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет
на товарищей. Встану да поработаю, пока жив».
Через силу он сползал с нар и начинал работать. И
чудное дело: лихая слабость начала отходить от
него, когда он трудился.
Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся
немощи. Доброй мыслью побеждал печаль и победил
цингу: болезнь оставила его.
(Б.Шергин)
1. Какие синонимы к словам грусть,
болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств
осуществляется связь между предложениями, между
абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота,
принимая во внимание, что неможет – значит болеет
(обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к
существительным-синонимам: работа, труд.
Упражнение 7. Определите тему,
основную мысль текста. Сформулируйте
самостоятельно задания, направленные на
повторение лексики. Выполните их.
Пушкину, прошедшему школу классицизма,
свойственно очень точно и логично разграничивать
смысл слов, используя чаще всего
общепринятые, закрепленные словарем значения.
Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога»
(1826).
В этих семи строфах дана целая гамма
синонимов: печаль, скука, тоска, грусть, и
каждое из этих слов отличается свойственными
ему, (не)зависящими от автора смысловыми
оттенками. Поляны – печальные, потому что
луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная;
песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска);
поэту – грустно. «Скучно, грустно…» –
говорит он, объединяя эти два слова в одном
восклицании, но тут же и поясняет их различие:
Грустно, Нина: путь мой скучен…
А в последнем стихе – замечательное отуманен
лунный лик, которое значит не столько то, что
луна подернута туманом, – луна, воспринятая
здесь как живое существо, как человек (лик),
отуманена печалью.
(Е.Эткинд. Разговор о стихах)
1. Перечитайте стихотворение «Зимняя
дорога», понаблюдайте за употреблением
синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных
произведений, докажите, что синонимы – «то же, да
не то же».
Упражнение 8. Подготовьтесь к
выразительному чтению в процессе комплексной
работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно
еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по
лексике. Выполните их.
У тонкого сна на краю,
покорного рвущему мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной…
И труд золотой, добровольный,
настоянный на тишине.
Растроганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.
(Ю.Лошиц)
1. Найдите в поэтическом тексте
ключевые слова. Какое имя существительное
является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном
значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они
образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила
можно проиллюстрировать примерами из
стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам
предложения, используя графические обозначения,
первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать
непременно не спеша, чтобы их впитывала, впивала
наша душа? Как автор характеризует этот труд
души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения,
в которых слово книга будет являться
ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге,
которую вы не только читаете «не спеша», но и
перечитываете, размышляете над ней, анализируете
и содержание, и язык, и композицию…
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы определить лексическое значение слова в предложенном тексте, важно обратить внимание не просто на указанное слово, а еще и на то, с каким словом оно вступает «в отношения» (согласуется, управляет, примыкает), и сопоставьте его с примерами словосочетаний или предложений в вариантах ответов.
Образец выполнения задания
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Образец текста
(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.
(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.
(по Я. Перельману)
Пример задания. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующего этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, м.
- Соглашение между воющими сторонами о прекращении войны.
- Отдельная часть Вселенной; планета.
- Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие.
- Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
- Тишина, покой, спокойствие.
Рассуждаем. Находим предложение (3), читаем: из окружающего нас мира. Значит имеется в виду планета. Получаем ответ.
Ответ: 2.
Задание № (6) проверяет знание лексических норм и умение найти лексическую ошибку в предложении.
Встречаются два типа заданий: исключить лишнее слово (т. е. найти плеоназм) или заменить неверно употреблённое слово (в том числе исправить лексическую несочетаемость).
Пример:
вариант (1). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпиши это слово.
Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.
Вариант (2). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запиши подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.
В первом случае нужно выписать лишнее слово в той форме, в которой оно представлено в тексте. Во втором случае нужно заменить слово на подходящее, также обращая внимание на форму.
За правильное выполнение задания даётся (1) балл. Неверный ответ оценивается в (0) баллов.
Вариант (1)
1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловую избыточность.
Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.
Выступления проходят — всё верно.
Выступления этой группы — всё верно.
Проходят с аншлагами — всё верно.
С полными аншлагами — плеоназм, потому что слово аншлаг означает «полный зал на каком-либо представлении»; это значит, что слово полный будет лишним.
2) Запиши в ответ лишнее слово.
Ответ: полными.
Вариант (2)
1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловое противоречие.
Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.
Я наблюдал — всё верно.
Пассивно наблюдал — всё верно.
Наблюдал за ходом событий — всё верно.
В глубине души — всё верно.
(Я) импонировал противнику — слово употреблено в неверном значении, потому что импонировать означает «производить положительное впечатление», а имеется в виду, что кто-то положительно относится к другому человеку.
2) Замени неверное слово на подходящее по смыслу.
Значение «хорошо относиться к кому-либо» имеет слово симпатизировать.
Запиши в ответ это слово в нужной форме.
Ответ: симпатизировал.
При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!
Что такое лексический состав предложения и как его определить?
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Что такое лексический состав предложения и как его определить?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.