Как найти в предложении сложное словосочетание

Словосочетание: примеры, как определить в предложении

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий дом появление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое Зависимые слова Более информативное предложение
Шёл дождь. дождь (какой?) тёплый Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудный Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

  • Состоит из двух или более слов.

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

  1. Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
  2. О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
  3. Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

  • Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Отличительные признаки словосочетания

  1. Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
  • будут знать – глагол в будущем времени;
  • пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
  • более сильно – наречие в сравнительной степени;
  • самый известный – прилагательное в превосходной степени.

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

  • Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
  • Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
  1. Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
  • садом (каким?) цветущим
  • отправились (куда?) на прогулку
  • работал (как?) молча

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемое небо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложения хотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

  • значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
  • структура (простые и сложные);
  • способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

  • лепить из пластилина
  • зимний пейзаж
  • смотреть внимательно

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

Простые Сложные
серая река серая от дождя река
идти по тропинке идти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобиль Мишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто брата надеть пальто
старое пальто
пальто брата

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

  • именными частями речи;
  • глаголами;
  • наречиями.
Группы Главное слово Примеры
Именные Имя существительное тема урока, свежие овощи
Имя прилагательное слишком нерешительный, тяжело больной
Имя числительное три апельсина, семеро козлят
Местоимение некто неизвестный, что-то умное
Глагольные Глагол выполнять просьбу, искусно шить
Деепричастие увидев друга, зная ответ
Причастие сработанный мастером, громко певший
Наречные Наречие очень далеко, совсем непонятно

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

  • В теплице поспело четыре огурца .

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

  • В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

  1. Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
  • Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
  • Отмерьте полтора метра верёвки.
  • Принеси дедушке стакан воды.
  1. Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
  • Что-то из приготовленного придётся оставить.
  • Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
  • Кто из учеников не решил задачу?
  1. Со значением совместного действия.
  • Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
  • Папа с мамой опять помирились.
  • Петя с другом сделали модель самолёта.

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

  • Жили-были старик со старухой .

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

  • Старик со старухой не посоветовался .
  1. Составные формы сказуемого.
  • Буря начала стихать .
  • Марина собирается стать художником .
  1. Нечленимые названия.
  • Нижний Новгород празднует День города.
  • Театр поставил «Бориса Годунова».
  1. Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
  • Николай оказал коллеге медвежью услугу.
  • Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
  1. Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
  • Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
  • Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
  • Малыш в пушистой шубке тянул санки.

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

  • в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
  • чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

  • Поют фальшиво;
  • Научился летать.
Вид связи Признаки Зависимое слово Примеры
Согласование При изменении главного слова изменяется зависимое:

диких животных.

Отвечает на вопрос «какой?»:
прилагательное полная луна
причастие сданный зачёт
местоимение наш двор
порядковое числительное седьмой этаж
Управление При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечаешь собеседнику.

Существительное или выполняет функции существительного. крылья бабочек

лечить больных

Примыкание Зависимое слово неизменяемо. наречие виден издалека
деепричастие читать лёжа
инфинитив умею рисовать

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

  1. Выражает законченную мысль:
  • Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
  • Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
  • Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
  1. Имеет грамматическую основу:
  • Сегодня полнолуние . – полная луна.
  • С самого утра подморозило . – крепко сковать.
  1. Может состоять из одного слова:
  • Мороз ! – крепкий мороз.
  • Рассвело . – почти рассвело.
  • Холодно . – холодно взглянул.
  1. Допускает использование сочинительной связи:
  • Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
  • Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
  • Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

  1. Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
  2. Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
  3. Найти, к какому слову оно относится.
  4. Связать главное и зависимое слово вопросом.
  5. Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.

Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.

  1. Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
  2. Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
  3. Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
  4. Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
  5. Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
  6. Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
  7. Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
  8. Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/vidy-svyazi-v-slovosochetaniyah

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях»

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Пример: 

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около —  предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы словбуду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

             ×——————-↓               ×—————-↓          ×———————-↓
тропинка (какая?) леснаябежать (куда?) домойдумать (о чём?) об экзамене.

Грамматическая связь  слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

—         ×——————↓                   ×———————↓
рабочее (какое?) месторассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительныммайский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождяжелание понять, езда верхом;

прилагательнымполезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестныйспособный простить;

числительнымтри товарища, пятеро из нас;

местоимениемчто-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголомвыйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеятьсяидти подпрыгивая;

причастиемсообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастиемчитая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересноналево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности. 
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазамичеловек высокого роста
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь;  Она выглядела усталой.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Несвободные словосочетания

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Начинаем исследование второстепенных членов предложения, выявляемых на основе словосочетаний.

Урок 20. Словосочетания в составе предложения. Словосочетания простые и сложные; синтаксически свободные и синтаксически несвободные Виды грамматической подчинительной связи между компонентами простых словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Части речи, которыми выражены компоненты словосочетаний

I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания — смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, — выявить в этом предложении словосочетания.

Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.

Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:

кот (какой?, с чем?) с хвостом;

с хвостом (каким?) пушистым;

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?

Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).

Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)

Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.

Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.

Следующее сочетание из нашего столбика кот серый — словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая — глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).

Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов — главного и зависимого, — называются простыми.

ВАЖНО! Определять, какое — простое или сложное — перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другойкот с пушистым хвостом. Здесь хвост — определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.

Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.

Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим — он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим — по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).

Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:

1)    кот (какой?) с пушистым хвостом;

2)    кот (какой?) серый;

3)    гонял (кого?) мышь;

4)    гонял (когда?) вчера;

5)    гонял (где?, на чём?) на тропинке;

6)    на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы — фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).

II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими — именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.

Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

1. Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.

Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое — часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.

В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).

Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты — части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.

Причастие: поезд (какой?) движущийся.

Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;

Местоимение: игрушка (какая?) своя.

Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;

Порядковое числительное: класс (какой?) второй.

Миша учится во втором (каком?) классе.

В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах — рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.

Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.

Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.

2. Управление — вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.

Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступает существительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).

По главному слову различают следующие виды управления.

1) глагольное, когда главное слово:

а) глагол — примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);

б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.

Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;

в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.

Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;

2) именное, когда главное слово:

а) имя существительное — пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);

б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.

Сегодня наш дом полон радости;

в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.

Я взял в библиотеке шесть книг;

3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.

Малыш отошёл далеко от дома.

Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.

3. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.

Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:

1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;

2) деепричастие: делать (как?, каким образом?) не задумываясь.

Я часто делаю дело не задумываясь;

3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.

Женщина была в красивом платье беж;

4) неопределённая форма глагола: желание (какое?) учиться; просить (что?) спеть, отправиться (куда?) спать.

1)     У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.

2)    Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.

3)    Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.

В качестве главного слова при примыкании могут выступать:

1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);

2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).

В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;

3) прилагательное: заботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).

У всегда заботливых родителей дети под приглядом;

4) числительное: третий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).

На третьем справа месте сидел мой знакомый;

5) наречие: рано (когда?) утром.

Семья рано утром собралась на дачу.

Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.

Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.

Сложные словосочетания


Сложные словосочетания

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 77.

Обновлено 23 Октября, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 77.

Обновлено 23 Октября, 2022

Словосочетания делятся на группы по принадлежности главного слова к одной из частей речи, по типу связи между главным и зависимым словом. Ещё их можно разделить по количеству слов, которые в него входят. Минимальное число самостоятельных слов в словосочетании — два. Может ли словосочетание включать больше слов? Предлоги, конечно, не учитываются. Это служебная часть речи, нужная только для осуществления грамматической связи.

Что такое сложное словосочетание

Обычные словосочетания состоят из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью. От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Книги (откуда?) из библиотеки, встретиться (когда?) вечером.

Но как быть, если вопрос от главного слова направлен не к одному слову, а сразу к двум? Собрали (что?) много грибов. Нельзя сказать ни собрали много, ни собрали грибов. Лексически и грамматически такие высказывания не будут иметь смысла. Ответом на вопрос собрали (что?

) может быть только словосочетание много грибов.

Словосочетания, в которых место главного или зависимого слова занимают другие словосочетания, называются сложными. Проще говоря, сложные словосочетания состоят из трёх и более слов.

Виды сложных словосочетаний. Примеры

  • Словосочетания, в состав которых входит другое словосочетание: услышали (что?) множество шуток, поезд (какой?) от Ташкента до Москвы, ученики (какие?) 5 класса, ответил (на что?) на часть вопросов.

Неделимыми сочетаниями, которые входят в сложные словосочетания, являются названия географических объектов, праздников, собственные имена, в том числе неодушевлённых предметов: уехать на Южный Урал, плавать в Тихом океане, стихи Анны Ахматовой, купить в «Детском мире», подарить на Новый год.

  • Сочетания числительного и существительного, имеющего при себе согласованное определение: десять маленьких утят, два старинных особняка.
  • Сочетание существительного с двумя неоднородными определениями: низкие дождевые тучи, старые деревянные дома, новые мягкие игрушки. В этом случае одно из определений относится ко всему словосочетанию: мягкие игрушки (какие?) новые, деревянные дома (какие?) старые.
  • Словосочетания, включающие однородные члены: Суровый, но добрый человек; обожал музыку и театр; проснулся не в семь, а в девять.

Словосочетания со сложными словами не являются сложными. Сколько корней не входило бы в состав сложного слова, оно остаётся одним словом. Деление словосочетаний на простые и сложные основывается на количестве слов. Приобрёл кресло-кровать, дорогая крем-пудра.

Какие сочетания из трёх и более слов нельзя считать сложными словосочетаниями

Со сложными словосочетаниями нельзя путать:

  • Сочетания, включающие производный предлог: ждать на протяжении года, отключить в связи с потеплением, отменить по причине ухудшения.
  • Сочетания с фразеологизмом: постоянно чинить препятствия, дать отпор агрессору, думать о хлебе насущном.
  • Сочетания, в которые входят составные формы глагола, сравнительных и превосходных степеней прилагательного и наречия: не будем спорить о пустяках, самые заветные желания, встретили более холодно.

Заключение

Что мы узнали?

Словосочетания в русском языке могут состоять больше, чем из двух слов. Такие словосочетания называются сложными. Учитываются при классификации только слова самостоятельных частей речи. Предлоги и частицы не принимаются во внимание. Нужно помнить, что не все сочетания из трёх и более слов считаются сложными. К ним не относятся сочетания с производными предлогами, фразеологизмами, составными формами слов.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 77.


А какая ваша оценка?

На чтение 8 мин Просмотров 15.8к.

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий дом появление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое Зависимые слова Более информативное предложение
Шёл дождь. дождь (какой?) тёплый Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудный Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

  • Состоит из двух или более слов.

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

  1. Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
  2. О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
  3. Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

  • Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Отличительные признаки словосочетания

  1. Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
  • будут знать – глагол в будущем времени;
  • пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
  • более сильно – наречие в сравнительной степени;
  • самый известный – прилагательное в превосходной степени.

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

  • Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
  • Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
  1. Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
  • садом (каким?) цветущим
  • отправились (куда?) на прогулку
  • работал (как?) молча

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемое небо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложения хотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

  • значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
  • структура (простые и сложные);
  • способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

  • лепить из пластилина
  • зимний пейзаж
  • смотреть внимательно

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

Простые Сложные
серая река серая от дождя река
идти по тропинке идти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобиль Мишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто брата надеть пальто
старое пальто
пальто брата

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

  • именными частями речи;
  • глаголами;
  • наречиями.
Группы Главное слово Примеры
Именные Имя существительное тема урока, свежие овощи
Имя прилагательное слишком нерешительный, тяжело больной
Имя числительное три апельсина, семеро козлят
Местоимение некто неизвестный, что-то умное
Глагольные Глагол выполнять просьбу, искусно шить
Деепричастие увидев друга, зная ответ
Причастие сработанный мастером, громко певший
Наречные Наречие очень далеко, совсем непонятно

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

  • В теплице поспело четыре огурца.

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

  • В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

  1. Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
  • Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
  • Отмерьте полтора метра верёвки.
  • Принеси дедушке стакан воды.
  1. Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
  • Что-то из приготовленного придётся оставить.
  • Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
  • Кто из учеников не решил задачу?
  1. Со значением совместного действия.
  • Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
  • Папа с мамой опять помирились.
  • Петя с другом сделали модель самолёта.

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

  • Жили-были старик со старухой.

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

  • Старик со старухой не посоветовался.
  1. Составные формы сказуемого.
  • Буря начала стихать.
  • Марина собирается стать художником.
  1. Нечленимые названия.
  • Нижний Новгород празднует День города.
  • Театр поставил «Бориса Годунова».
  1. Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
  • Николай оказал коллеге медвежью услугу.
  • Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
  1. Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
  • Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
  • Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
  • Малыш в пушистой шубке тянул санки.

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

  • согласование;
  • управление;
  • примыкание.

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

  • в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
  • чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

  • читал газету;
  • папка для бумаг.

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

  • Поют фальшиво;
  • Научился летать.
Вид связи Признаки Зависимое слово Примеры
Согласование При изменении главного слова изменяется зависимое:

дикое животное;

диких животных.

Отвечает на вопрос «какой?»:
прилагательное полная луна
причастие сданный зачёт
местоимение наш двор
порядковое числительное седьмой этаж
Управление При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечать собеседнику;

отвечаешь собеседнику.

Существительное или выполняет функции существительного. крылья бабочек

лечить больных

Примыкание Зависимое слово неизменяемо. наречие виден издалека
деепричастие читать лёжа
инфинитив умею рисовать

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

  1. Выражает законченную мысль:
  • Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
  • Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
  • Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
  1. Имеет грамматическую основу:
  • Сегодня полнолуние. – полная луна.
  • С самого утра подморозило. – крепко сковать.
  1. Может состоять из одного слова:
  • Мороз! – крепкий мороз.
  • Рассвело. – почти рассвело.
  • Холодно. – холодно взглянул.
  1. Допускает использование сочинительной связи:
  • Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым (человек открыл).
  • Хозяйка несла домой сливочное масло, квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами (масло, капусту, бублики).
  • Наступил поздний вечер, и окна деревенских домиков погасли. – между простыми предложениями в составе сложного (вечер наступил, и окна погасли).

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

  1. Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
  2. Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
  3. Найти, к какому слову оно относится.
  4. Связать главное и зависимое слово вопросом.
  5. Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.

Разберем пример. Владимир, вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.

  1. Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
  2. Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
  3. Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
  4. Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
  5. Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
  6. Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
  7. Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
  8. Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Схема связи слов в предложении

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти на компьютере файлы bmp
  • Как найти шапку деда мороза
  • Как найти саргассово море
  • Как найти сову ночью
  • Как в яху найти друзей