Как найти в рассказе иронию

Что такое ирония — это скрытая усмешка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о таком литературном приеме, как ирония. Он не столь распространен в литературе, как, например, метафора (что это такое?) или аллегория (что это?), но при этом весьма примечателен.

Этот литературный прием интересен прежде всего тем, что использовать его совсем непросто, и по-настоящему это удавалось только настоящим мастерам слова.

Ирония - определение

Ирония — это…

Ирония – это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении. Вам говорят «черное», а понимать это нужно как «белое».

Вспомните ироничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!». Его говорят в укор, имея в виду совершенное противоположное.

В письменной речи иронию обычно заключают в кавычки (ведь тут интонаций трудно показать ироничность), а в разговоре эти кавычки показывают пальцами (либо добавляют в конце — в кавычках).

Например, написанная фраза «ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках). И всем понятно, что это ирония.

Термин этот, как многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. И слово «eironeia» можно буквально перевести как «притворство». Считается, что первым мастером иронии был философ и мыслитель Сократ.

что такое ирония

С ее помощью он успешно высмеивал своих конкурентов, особенно софистов (было такое философское течение).

Что и как выражает ирония

Кстати, само название «софисты» изначально означало «мудрец», но благодаря Сократу оно приобрело уничижительное значение (мудрец в кавычках — это глупец).

Это мы все говорили про использование этого термина (тропа) в литературе. Ниже вы увидите массу примеров ироничных высказываний, узнаете, на какие виды они делятся. Но это не чисто литературный термин.

Бывает еще ирония ситуации — это когда все ожидают чего-то одного (очевидного), а происходит совершенно противоположное (вспомните сюжет фильма «Ирония судьбы»).

Примеры из повседневной жизни

Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.

  1. ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
  2. НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
  3. ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
  4. ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
  5. ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.

То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.

А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).

Виды иронии

Ирония бывает разной в зависимости от того, кого высмеивают и насколько сильно:

  1. Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!»:
  2. Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
  3. Самоирония – направленная на самого человека. Например, известная фраза «НУ ГДЕ УЖ МНЕ, ДУРАКУ, ПОНЯТЬ» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.

Грустный мужчина

Как видно из этих примеров, ирония – это не всегда «очернение» чего-либо. Как мы уже говорили, зачастую с ее помощью и «хорошее прячется за плохим».

Примеры иронии в литературе

Логично предположить, что этот художественный прием (троп) использовали те писатели и поэты, которые писали иронические произведения.

Например, Николай Васильевич Гоголь в своих «Мертвых душах» с помощью этого приема очень метко описывал характер персонажей. Вот что он говорит о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Еще чаще примеры иронии можно встретить в баснях Ивана Крылова. Все-таки этот литературный жанр сам по себе подразумевает насмешку и издевательство над действующими лицами.

Пример иронии в басне Крылова

Наверняка все знают басню «Стрекоза и муравей», в которой муравей высмеивает стрекозу, когда она пришла к нему за помощью:

Ты все пела? Это — дело!

Стрекоза и муравей

Любил высмеять своих персонажей и Александр Сергеевич Пушкин. В «Евгении Онегине» есть такие строчки:

Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

А дальше в самом что ни на есть ироническом стиле поэт объясняет, что же это за «дела» были такие, которые мешали старику:

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

Более того, в том же «Евгении Онегине» Пушкин весьма иронически отзывается и о высшем свете Петербурга:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Но одним из высочайших мастеров иронии ситуаций (не перевертывания смысла слов, а именно создание ситуаций, когда ожидаешь одного, но происходит противоположное) многие литературоведы признают Михаила Булгакова.

Булгаков

Практически в каждом его произведении можно увидеть, как автор высмеивает даже не отдельных персонажей, а целые устои, которые сложились в обществе. Вот пример из «Мастера и Маргариты», в конкретно диалог Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрезало голову:

Воланд: Бога нет?
Берлиоз: Нет!
Воланд: И дьявола тоже нет?
Берлиоз: Нету никакого дьявола!
Воланд (смеясь): Вот уж интересно. Что же у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Последняя фраза Воланда относится не только к конкретной сцене в романе, но и отражает реальное положение в стране в то время. Ведь действительно, в конце 20-х — начале 30-х (а именно тогда писалась «Мастер и Маргарита») в Советском Союзе был жуткий дефицит.

Но еще большее пренебрежение к текущим порядкам Булгаков показал в «Собачьем сердце». Там, сами персонажи – Шариков или Швондер – это неприкрытая ирония над «новыми хозяевами страны».

В одной из сцен автор, например, открыто смеется над тем, что у большевиков не принято разделять людей по половому признаку – на мужчин и женщин, а все они называют друг друга «товарищами» и даже одеваются одинаково. И наконец, как не вспомнить замечательный совет профессора Преображенского своему ассистенту доктору Борменталю:

Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!

Собачье сердце

А дальше следует еще и усиление этой иронии. На ответ доктора «Так ведь других нет», Преображенский отвечает – «Вот никаких и не читайте!».

Вместо заключения

Кстати, психологи утверждают, что человек, который в своей устной речи часто использует иронию, является обладателем незаурядного интеллекта.

Так что не бойтесь насмехаться над какими-то несуразицами вокруг вас. Только учитесь делать это тонко и тактично. Ведь никто из нас не идеален. И на вашу иронию оппонент вполне может ответить своей меткой фразой.

Что такое ирония в литературе

Понятие иронии

Определение иронии в литературе можно дать после знакомства с историей возникновения приема. Он получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов. Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение.

Ирония для древних мудрецов

Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе. Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.

В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.

С момента появления ирония имеет большое психологическое и литературное значение. У Сократа это самодовлеющее отрицание («Я знаю только то, что ничего не знаю»). У римских ораторов — вариант аллегории (иносказания), которую использовали в дальнейшем мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора. Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие.

Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности. В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.

Способы выражения в тексте

Выразить иронию в текстах помогают лингвистические и стилистические средства (постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования). Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы — «голубчик», «работнички».

Способы выражения в тексте

Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:

  • аллегория — иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
  • эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
  • аллюзия — употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
  • притча — назидательный рассказ в иносказательной форме;
  • цитация — смешение признаков косвенной и прямой речи;
  • перифраз — непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце — луна, голубая планета — Земля).

Отличие от сарказма

Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница. Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе. Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.

Распознать сарказм можно по таким признакам, как язвительность и некоторая доля беспощадности. Людей, которые используют сарказм и иронию в повседневной жизни и переносят свои мысли на бумагу, не так много. Умение тонко высмеивать людские пороки и разные события — признак неординарного ума.

Примеры из литературных источников:

«12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров

  • ирония — «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • ирония — «О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • сарказм — «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен);
  • сарказм — «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим» (В.И. Ленин).

Основные виды и формы

В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.

В литературе рассматривают следующие формы иронии:

  • Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
  • Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
  • Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
  • Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии
  • Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
  • Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.

Формы иронии

В русской литературе

Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:

«Мертвые души» его автор (Н.В. Гоголь)

  • осуждая неприятное светское общество, поэт А. С. Пушкин называет его «цветом столицы»;
  • в произведении «Мертвые души» его автор (Н.В. Гоголь) называет подлых героев притворно хвалебными словами («самый благопристойный человек» — о Чичикове);
  • в баснях И. А. Крылов высмеивает человеческие пороки, насмехается над действующими лицами («Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила);
  • писатель А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» называет Петра Трофимова «вечным студентом» за ограниченность, несерьезность, неспособность устроиться в жизни.

Нередко ирония выполняет композиционную функцию, демонстрируя нелепость происходящего. Примеры — сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, проза М. А. Булгакова, лирика В. В. Маяковского.

У зарубежных писателей Нового времени

У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии. Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи. Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.

В пьесе Л. Тика «Кот в сапогах»

Например, в пьесе Л. Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет изложен в необычной форме. Вначале открывается занавес, и публика видит таких же, как она сама, зрителей, ожидающих начала спектакля. В ожидании идут разговоры о будущем представлении, затем выходит директор театра. После всего открывается второй занавес, и начинается действо.

Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.

Новейшее время

Роман Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т. Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия. Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.

С лета 2017 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.

Примеры из произведений

В своих произведениях писатели иронисты тонко и тактично насмехаются над персонажами и несуразными ситуациями. Они делают это естественно и легко, что дарит удовольствие от чтения и вызывает улыбку. Ирония (примеры из литературы):

В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

  • в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл»;
  • в рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» фраза: «Всех победил, каков Геракл»;
  • в драматическом романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» слова Воланда: «Свежесть бывает только первая, она же последняя»;
  • из записных книжек И. А. Ильфа: «Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты»;
  • стих В. В. Маяковского «Нате!» (одно из четверостиший: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей», где показана жизнь и судьба чужих, бездуховных обывателей с низменными инстинктами).

Способ научиться писать иронично

Люди, которые обладают острым умом и тонким чутьем, легко приспосабливаются к миру и быстро завоевывают симпатии окружающих. Если этого дара нет, можно научиться иронизировать и даже попробовать самостоятельно написать юмористическое произведение. В этом помогут три важных правила:

Много читать, воспитывать эстетический вкус.

  1. Много читать, воспитывать эстетический вкус. Хорошие книги позволят отличить тонкий юмор, разовьют вкус, речь и мышление.
  2. Учиться видеть контрасты во всем. Лучший способ отточить мастерство иронии — говорить противоположное тому, что подразумевается. Слова-гиперболы (преувеличения) усилят эффект. Например, «хорошо» можно заменить на «супер-пупер».
  3. Более сложная задача — умение использовать полярно противоположные выражения. Например, уместно сказать о неумном человеке «семи пядей во лбу».

Применяя тропы, следует учитывать культурные традиции и менталитет страны, возраст и пол читательской аудитории. То, что смешно для одних, у других может вызвать скуку, недоумение и даже обиду.

Например, одни люди с удовольствием воспринимают шутки в стиле КВН и «Камеди Клаб». Другие приходят в восторг от тонкого юмора, наподобие того, что представлен в произведениях классиков.

Ирония является одним из видов тропов. Ирония — это художественный прием создания образной и выразительной речи на основе отождествления предметов по контрасту, а не по сходству признаков, как в метафоре, или по смежности, как в метонимии.

Греческое слово eironeia буквально значит «притворство». Как же создается ирония в языке и художественной речи?

Этот троп встречается гораздо реже, чем метафоры или метонимии. Говорящий или художник слова с помощью иронии высмеивают какое-то явление или событие, при этом называя его не тем словом, которого оно заслуживает, а совсем наоборот, глупец называется умным, что-то мелкое и не заслуживающее внимания назовется большим.

Ирония — это скрытая насмешка

Определение

Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении.

Происходит нарочитое «переименование», которое выражает насмешливое или вовсе негативное отношение говорящего к обсуждаемому предмету, например:

  • зайдите в мои хоромы (приглашение зайти в небольшую квартиру);
  • вот идет большой человек (о младенце, только научившемся ходить);
  • люблю как собака палку;
  • всю жизнь об этом мечтал!
  • только об этом и думаю!
  • кому нужна такая красота.

Ирония

Ирония, как троп, часто используется в художественной литературе в виде слов и словосочетаний с положительным значением для отрицательной характеристики человека, для создания сатирического образа. Можно утверждать, что ирония — это скрытое осуждение под видом похвалы. Она чаще всего выявляется в контексте и характеризуется яркой эмоциональной окраской.

Видеоурок «Отличие иронии от сарказма»

Ирония в художественной литературе. Примеры

Классик русской литературы Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» с совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Или вот еще яркий пример пушкинской иронии:

Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

А далее выясняется, какие же это «дела»:

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

Знаменитый баснописец И.А. Крылов иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:

— Отколе, умная, бредешь ты, голова? —
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

В известной басне звучит тонкая затаенная насмешка автора.

— Ты всё пела? Это — дело, —

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

Видеоурок «Юмор, сатира, ирония, сарказм»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 26

Ирония как литературный троп

На чтение 5 мин Просмотров 55 Опубликовано 17.04.2023 Обновлено 17.04.2023

Существует множество способов сделать нашу речь выразительнее и удивить друзей и близких оригинальными оборотами. В этой статье разберём один из таких методов: узнаем, что такое ирония, и научимся понимать её.

Оглавление

  • 1 Ирония: определение и особенности
  • 2 Формы иронии
  • 3 Ирония и сарказм – одно и то же?
  • 4 Примеры иронии
    • 4.1 В литературе
    • 4.2 В повседневной жизни

Ирония: определение и особенности

Ирония (с древнегреческого – «притворство») – насмешливое, сатирическое высказывание со скрытым смыслом, главная черта которого – иносказание, употребление слов в противоположном истинному значении.

Зачастую, чтобы догадаться до настоящей сути иронического выражения, необходимо «перевернуть» его. То есть если во фразе содержится похвала, то, скорее всего, собеседник имел в виду негативное качество. Главные особенности иронии – иносказательность, насмешка, колкость.

Формы иронии

Формы иронии разнообразны – некоторые из них сложны для понимания, поэтому редко используются. Познакомимся с ними ближе:

  • Прямая ирония – это фраза, указывающая на чьи-либо недостатки, слабые стороны характера. Она призвана представить человека в смешном виде, обратив внимание на его отрицательные черты. В одной из басен И. А. Крылов сравнил некоторых «дельцов» с Белкой, крутящейся в колесе: они постоянно чем-то заняты, но не достигают никаких результатов, стоят на месте. Так писатель иронизировал над людьми, суетящимися впустую и занимающимися глупостями.
  • Антиирония – высказывание, подразумевающее, что кого-то недооценили; практически похвала. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно встретить выражение: «Где нам, дуракам, чай пить!» (также является самоиронией). Таким образом Печорин отреагировал на вопрос об ухаживании за княжной, намекая, что не только Грушницкий может быть интересен девушке.
  • Самоирония – высмеивание человеком самого себя или, напротив, похвала в свой же адрес. Часто употребляется в повседневной жизни теми, кто любит пошутить. Например, студент, не сдавший экзамен, может воскликнуть: «Ну какой же я молодец!».
  • Сократова (сократическая) ирония – особый метод ведения диалога (спора о чём-либо), дошедшего до нас из Древней Греции. В начале дискуссии Сократ «соглашался» со своими собеседниками, имеющими ошибочное мнение, изображал незнание темы (иронизировал). Однако потом мудрец, используя уточняющие вопросы, доказывал невежество оппонента, выставляя его в глупом, комическом положении. Сократова ирония применяется для того, чтобы подтвердить ложность чужих взглядов (знаний) и внушить правильные.
  • Ироническое мировоззрение – образ жизни, при котором всё кажется сомнительным, несерьёзным. Такие люди склонны переосмысливать существующие мнения, считающиеся незыблемыми, и посмеиваться над неудачами, успехами и иными событиями.
  • Постирония – высказывание, в котором стёрта граница между юмором и искренностью, поэтому очень сложно понять, говорит собеседник правду или язвит.

Ирония и сарказм – одно и то же?

Иногда иронические и саркастические выражения приравниваются друг к другу, но это не совсем правильно. Ирония и сарказм похожи: они содержат насмешку и прячут смысл за иносказанием, в значении которого нужно разобраться. Оба приёма употребляются для изобличения пороков человека или общества в целом – они показывают истинное положение дел.

Однако ирония – более мягкий метод, несущий, скорее, положительную эмоцию: она не хочет кого-то серьёзно оскорбить или обидеть. Сарказм же не заботится о чьих-то чувствах – он насмехается, но не вызывает добродушного смеха у окружающих; он открывает правду, при этом раня и задевая других. Саркастическое высказывание, полное язвительности и злобы, – не повод для улыбки, а повод задуматься над озвученной проблемой.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» разгневанный Чацкий говорит Софье о её бывшем избраннике: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей // Высокий идеал московских всех мужей». Герой оскорбляет другого персонажа и язвительно называет его «идеалом», высмеивая покорность, молчаливость и услужливость. Заметьте, как грубо звучит саркастическая фраза.

Примеры иронии

Не всегда получается разобрать, где – правда, а где – ирония; примеры научат отличать одно от другого.

В литературе

Ирония в литературе – эффектное средство выразительности, помогающее автору обратить внимание на важную общественную проблему или охарактеризовать героя. Без неё невозможно представить басни, пьесы и социальные романы.

  • В произведении Е. Шварца «Обыкновенное чудо» волшебник, недовольный выбором другого персонажа, разочарованно говорит: «Великолепный поступок».
  •  «А ты читал? Задача для меня, // Ты Репетилов ли?» – Чацкий иронизирует над знакомым, не склонным к чтению книг.

В повседневной жизни

Фразы, пропитанные иронией, популярны и в повседневной жизни: их можно услышать в политических дискуссиях, выступлениях комиков или простых диалогах. Наверняка Вы замечали (или говорили сами) нечто подобное:

  • «Да уж куда мне до тебя!» – указание собеседнику на собственные навыки, знания;
  • «Всегда об этом мечтал!» – негодование по поводу произошедшего;
  • «Как прекрасен этот дождь!» – в ответ на обещания метеорологов о ясной погоде.
  • «Заходите в мои хоромы», приглашая в свою маленькую комнату

Язык иронии интересен и необычен – вместе с этим приёмом литературные произведения или обычный спор становятся острее, ярче. Однако важно помнить, что некоторых людей ироничные высказывания могут обидеть – всё-таки они имеют негативный окрас, а не нейтральны. Советуем использовать данное средство с осторожностью и не прибегать к нему слишком часто.

1.1 Из истории понятия иронии

Чтобы вписать
новейшие взгляды в общую историю изучения
понятия «ирония», нам необходимо
охарактеризовать основные предшествовавшие
этапы. Краткое введение в историю
проблемы поможет перейти к современному
пониманию ее сути.

Ирония родилась
из особого стилистического приема,
известного уже античным авторам. Древние
греки называли так словесное притворство,
когда человек хочет казаться глупее,
чем он есть на самом деле. Мастер иронии
— ироник — умел отстаивать истину «от
обратного». В диалоге «Пир» Платон
описывает, как Сократ притворялся
единомышленником своего оппонента и,
поддакивая ему, развил его взгляды до
абсурда.

После Аристотеля,
с 5 в. до н.э. ирония трактовалась в поэтике
как риторический прием, называющий вещи
обратными именами. На последовательном
его применении строились сатиры Лукиана,
«Похвала глупости» Эразма
Роттердамского, произведения Свифта.

В эстетике
классицизма иронию понимали как атрибут
комического, один из приемов смеховой
критики в сатире. Принадлежность иронии
к низкому стилю была строго зафиксирована,
но при этом существовало выражение
«ирония судьбы», означавшее роковое
несхождение предположений человека с
тем, что предрекли ему боги. «Ирония
судьбы» соответствовала не комической,
а трагедийной коллизии.

В конце ХVIII — начале
ХIХ вв. взгляды на иронию в корне
пересмотрены романтизмом. В своей
эстетике романтики возвели ее на уровень
философской жизненной позиции,
отождествили с рефлексией вообще. Они
особенно подчеркнули то, что ирония
способна порождать не только комический,
но и трагический эффект. Высшей ценностью
романтического сознания была свобода
от несовершенства действительности.
Этот принцип требовал «универсального
иронизирования» — установки на то,
чтобы художник подвергал сомнению не
только реальные предметы и явления, но
и свои собственные суждения о них.
Стремление свободно переходить через
границы установленных правил и мнений,
не будучи связанным никакой окончательной
истиной, было закреплено романтиками
в категориальном понятии «игра».
[1.c.
272-287]

Творчество и
жизненная позиция писателя оказывались
своего ряда высокой иронической игрой,
как и все «игры мироздания»: «Все
священные игры искусства суть не что
иное, как отдельное воспроизведение
бесконечной игры мироздания, этого
произведения искусства, находящегося
в вечном становлении”.[2.c
30]

Теоретики
послеромантического искусства устремили
свои поиски к тому, чтобы универсализация
иронии не препятствовала пониманию
внутренней сути изображаемого, не делала
предмет изображения беспомощной игрушкой
в руках художника, не превращала
ироническую игру в самоцель. [3.c
135-136]

Взамен романтической
субъективистской теории 20в. дал ряд
концепций объективной иронии.

Объективная ирония
построена на основании расхождения
смысла объективно наличествующего и
смысла ожидаемого. Противоречие, лежащее
в основе объективной иронии , связано
с тем, что интеллектуально- культурное
развитие человечества провоцирует
оформление в его самосознании иллюзий
собственной свободы и возможности
социального целеполагания.

На протяжении
последних ста лет ирония была предметом
исследовательского интереса психологов,
лингвистов, логиков, а также представителей
таких новых отраслей гуманитарного
знания, как семиотика и теория коммуникации.
Инструментарий этих наук помог раскрыть
многие секреты. Психологи, например,
попытались определить степень присутствия
сознательного и бессознательного в
специфической смеховой реакции на
ироническое высказывание. Логики
установили связь иронии с остроумием,
показали, что ироническое высказывание
соотносится одновременно с несколькими
взаимоисключающими толкованиями: как
логичность, так и алогичность при этом
работают на создание смысла.

С появлением
семиотики было подробно изучено, как
«кодируется» и «расшифровывается»
иронизирование в тексте. Теория
коммуникации установила диалогическую
природу иронии и проанализировала
отношения между автором, адресатом и
предметом иронического высказывания.
Исходной позицией большинства современных
исследований является постулат о том,
что в самой сути иронического общения
заложена необходимость активного
интеллектуального контакта его
участников. Итоги более чем полувековой
полемики привели к убеждению, что для
объяснения сути иронии важнее всего
обратить внимание на ее знаковую природу
и парадоксальность.

Также следует
отметить, что функция иронии неизменна
— соединять несоединимое, делать образ
перекрестьем двух и более знаковых
систем.

Определения иронии
разнообразны: ее называют
и стилистическим приемом, служащим
для усиления и украшения речи, и тончайшим
механизмом (способом) мысли, и эстетической
установкой (эстетической составляющей
мышления).

Ирония — один из
видов иносказания, соединяющий, казалось
бы, несовместимое: серьезное и
насмешливое, презрительное и
истинное, справедливое.

Значение, открываемое
посредством иронии, определяется с
помощью контекста, который либо
предшествует, либо сопровождает
означающие единицы и является эксплицитным
или имплицитным. Так как ироническое
выражение содержит два противоположных
значения, одно из которых производится
на более высоком уровне означивания,
оно может быть признано метасемиотическим.
Когнитивная природа иронии давно
привлекала внимание ученых.

С лингвистической
точки зрения, ирония раскрывается в
аспекте модальности и представляет
собой разновидность субъективной
модальности, которая несет в себе
выражение критической оценки автора.
Сложность и особенность высказываний
с иронической модальностью заключается
в том, что в них одновременно содержатся
две полярные оценки: одна — эксплицитная,
другая имплицитная. Особый ракурс
изучения иронии открывается в связи с
ее функционированием в различных видах
дискурса.

Как мы видим, ирония
трактуется как лингвостилистическое
понятие, суть иронии состоит в нарушении
постулата истинности. В дефинициях
отмечается противоположность смысла
иронии ее буквальному значению,
указывается на свойство иронии выражать
насмешку под видом одобрения или похвалы.

В современных
лингвистических исследованиях
распространённым является выделение
двух типов иронии — иронии как
стилистического приёма и иронии как
категории текста. В работах лингвистов
они именуются по-разному, например,
явная и скрытая ирония (D.C. Мюкке, 1982),
ситуативная и ассоциативная (С.И.Походня[4.c
48]), контекстуальная и текстообразующая
(Ю.В. Каменская [5.c
63]) и др.

Ю.Б Борев дает
следующее определение иронии: «Ирония
– один из оттенков комедийного смеха,
одна из форм особой эмоциональной
критики, при которой за положительной
оценкой скрыта острая насмешка. Ирония
притворно хвалит те свойства, которые
по существу отрицает, поэтому она имеет
двойной смысл: прямой, буквальный, и
скрытный, обратный» [6.c
98].

Таким образом, под
иронией в общем значении понимается
насмешка, обман, притворство или
поругание. В отличие от простого обмана
ирония предстает видением как бы в
двойной экспозиции, когда утверждение
и снимающее его отрицание выражаются
явно. Как притворство ирония двусмысленна,
она является поруганием под видом
похвалы и хулой под видом лести:
blame-by-praise
и praise-by-blame.
Сущность иронии эстетическая – это
такой способ выражения противоположного,
где логический парадокс сочетается с
эмоционально-ценностным отношением.
Эстетический диапазон иронии достаточно
широк, он складывается из отношения к
объекту и самочувствия субъекта.
Субъективно ирония тяготеет к комическому
или трагическому и может быть шутливой
или печальной, фарсово-водевильной или
горестно-абсурдной. Будучи пристрастным
отношением к миру, ирония меняется от
апатии до агрессивности и бунта, меняя
тональность от веселой, добродушной
шутки до сатиры или сарказма [7.c
214].

Традиционно в
риторике ирония понимается как троп, в
котором преднамеренно утверждается
противоположное тому, что думают о лице
или предмете, где истинный смысл скрыт
или противоречит смыслу явному. Иными
словами, ирония – это когда человек
говорит не то, что он имеет в виду, при
этом намеревается быть понятым
собеседниками. С точки зрения лингвистики
наиболее оптимальным способом передачи
информации являются ситуации «прямой»
коммуникации: когда говорящий не скрывает
своего намерения и значение высказывания
тождественно значению, которое придает
этому высказыванию говорящий. Таковыми
является большая часть речевых актов.
Однако наряду с ними существуют и
ситуации «непрямой» коммуникации, в
которых описанное выше тождество
намеренно не соблюдается. К ним относится
и ирония.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Atkexcom axdata ошибка как исправить
  • Minecraft как найти обсидиан в
  • Как найти песню для люб
  • Ошибка в сумме счет фактуры как исправить
  • Как найти хорошую работу в новосибирске отзывы