Как найти в слове суффикс значение суффиксов

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.

Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.

В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:

  • столовый
  • красота
  • указка

Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.

Определение

Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.

Суффикс это

Словообразовательные суффиксы

В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:

  • дом → домик;
  • трава → травяной;
  • соловей → соловьиный;
  • грустный → грустно.

Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.

Значения суффиксов

Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:

  • мысль → мыслишка;
  • снег → снежок;
  • рыба → рыбешка;
  • человек → человечище.

Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.

Суффиксы Их значение Примеры
-к- Придают словам уменьшительное
или ласкательное значение
туча — тучка
-ик- дождь — дождик
-ок- ветер — ветерок
-ичк- вода — водичка
-ник- Указывает на профессию
или занимаемую должность
печь — печник
-щик- бетон — бетонщик
-тель- учить — учитель
-ист- связь — связист
-арь- ворота — вратарь
-есть- Обозначает свойство
или качество
свежий — свежесть
-от- прямой — прямота
-изн- белый — белизна
-ищ- Называет место пожар — пожарище

Один или два суффикса?

В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:

  • учить → учеба → учебник;  учебник;
  •  цвет → цветистый → цветистость; цветистость.

Слова с двумя суффиксами

Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
  • весть → весточка;
  • варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).

Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.

Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:

  • лётчик
  • водопроводчик
  • фонарщик
  • бетонщик
  • академик
  • трагик
  • машинист
  • лингвист
  • писатель
  • читатель.

У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
  • -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
  • -лив- (заботливый, дождливый);
  • -ист- (прерывистый, золотистый);
  • -ов- (кокосовый, деловой);
  • -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.

Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотреть
  • пилить
  • мурлыкать
  • полоть
  • разведывать
  • раскрашивать
  • беседовать
  • танцевать
  • стукнуть.

Суффиксы частей речи

Формообразующие суффиксы

Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.

Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:

  • мурлыкать —  мурлыкал;
  • отвозить  — отвозил;
  • засеять — засеял;
  • возненавидеть — возненавидел.

Причастие образуют формообразующие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).

У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).

Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:

  • красивый — красивее, красивейший;
  • весело — веселее;
  • чисто — чище.

Как найти суффикс в слове?

Чтобы найти суффикс действуем так.

Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.

Как найти суффикс в слове

Образец рассуждений

котёнок — ?

1. котёнка, котёнку

Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.

2. кот, котик, котище

Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот

3. котёнок  

Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56

Русский язык. 3 класс

№ 34

Раздел. Суффикс.

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Разбор заданий

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Правильный ответ

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

  1. Велосипедист
  2. Велосипед.

Правильный ответ

Велосипедист.

Повышенный уровень.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Правильный ответ

Морской, заморский, полюшко.

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

10 054

Что такое суффикс простыми словами

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

Как выделить суффикс в слове

Запомните

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Всем высоких баллов на ЕГЭ.

( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

            Тема урока:
Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове
суффикс?»

Тип
урока
: Изучение нового материала.

  Цели:
познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять
суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

               
Задачи урока:

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными
признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— закреплять умение
правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе
нулевые;

— организовать наблюдение
за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на
языковой опыт учеников;

— отрабатывать умение
выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

— способствовать
формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

               
Ожидаемые результаты:

        Предметные:

Научатся:

       
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму


образовывать новые слова с заданными  суффиксами и определять их значение.

 Метапредметные:

Познавательные: знать,
что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении
суффикса;

Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество
в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

 Регулятивные:
опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и
ошибок, намечать способы их устранения;

  Личностные:


осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного
материала;


овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по
предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше
узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть,
3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация
к уроку.

               
Исходный уровень знаний и умений
обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку  учащиеся
познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить
и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и  усвоению материала
по теме «Суффикс. Словообразование.»

Ход
урока

                
1.Организационный момент

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

                  
— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

2.Минутка чистописания.

евиз
нашего урока
«Если не лениться – можно многого добиться»

— Посмотрите на
доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку

Бап ваф…..(парные согласные)

Актуализация знаний 

-На какие две
группы можно разделить данные слова?
(Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное,
основа)

(части речи, —
союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.)

(части слова –
корень, окончание, приставка,)

   -Спишите,
соблюдая правила каллиграфии.

На прогулке
гусёнок встретил большую гусеницу.

— Разберите
предложение по членам и частям речи.

В слове гусёнок
найдите корень

-Что такое корень?

— Как вы его
находили?

 ( Чтобы найти корень , надо подобрать
однокоренные слова и выделить  в них общую часть).( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «КОРЕНЬ»)

-Прочитайте.

Жили у бабуси Два весёлых
гуся,

 Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!

-слова гуси и гуся однокоренные?

(нет. Это форма одного и того же слова)

_Почему?

-Вылишите эти два слова и разберите по
составу.

-Что такое окончание?

 ( Окончание – это изменяемая значимая
часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в
словосочетании и предложении)

             -Как
найти окончание ?

(Чтобы найти окончание в слове, надо
изменить форму слова).

( На доске параллельно оформляется кластер
на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)

        
-прочита
йте
предложение.       

Выходили
гуси,

 Кланялись
бабусе.
   
   

  — Найдите слово
с приставкой, обозначьте её.

          — Что
такое приставка?

 (Приставка- это
значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
слов.)

          — Как
найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо
подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова
которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)

          6.
Самоопределение к деятельности

_-Соберём
нашу гусиную семейку
и запишем слова.

-Папа?
(гусь)

-Мама?
(гусыня)

-Детёныш?
(гусёнок)

-Что
вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные,  т.к. у слов есть общая
часть, в  которой заключено общее лексическое значение).


 Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

— 
Ребята, все ли части слова  выделены? (           нет не все)


Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)


Послушайте загадку.

 После
корня он стоит

Перед
окончанием

Если
я его сменю

Другое
слово  получу

Обозначаю
уголком

Называю
«суффиксом»


какой части слова мы сегодня будем говорить?


Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс?  Как найти его в слове?»)

Слово суффикс
пришло к нам из немецкого языка
SUFFIX, что означает
«прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова
SUFFIXUS с тем же
значением.

Давайте
попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая
это часть слова? ( значимая, )

-После
чего стоит? (после корня).


Перед чем стоит? (перед окончанием)


Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали
правило?


Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

      7.
Физкультминутка.

    
8.Работа
по теме урока

        Работа
по учебнику

     Упр.
165 (с. 89).

    — Прочитайте
группы слов.

    — Что вы
можете сказать про эти слова?

    —      Выполните
письменные задания к упражнению. ( 1-ый  вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй  
столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

   (Проверка. 
Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

—   Ребята , у
меня возник вопрос: что общего между приставкой и суффиксом? (служат для
образования новых слов).

 9.Продолжение
работы по теме урока

С. 47
упр.166.


Прочитайте задание.

— Будем с вами
образовывать слова и записывать на доске.

— По цепочке
начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.

       — Ребята,
что вы   сделали,  чтобы найти в слове суффикс?       

       Прочитайте
сведения о языке на стр. 90

11.
Рефлексия

Ответить
на вопросы и создать эталон.

—  Что такое
суффикс?

—  Где стоит
суффикс?

—  Для чего служит
суффикс?

Допишите
правило:

Суффикс –      ____________
часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для
образования ____________ слов.

           Итак,
подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

  1. Я
    узнал……
  2. Я
    научился….
  3. Я
    затрудняюсь….

12. Оценки

Домашнее
задание

С.90 упр.167.

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

Суффиксы Их зна­че­ние Примеры
-к- Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча — тучка
-ик- дождь — дождик
-ок- ветер — ветерок
-ичк- вода — водичка
-ник- Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь — печник
-щик- бетон — бетонщик
-тель- учить — учитель
-ист- связь — связист
-арь- воро­та — вратарь
-есть- Обозначает свой­ство
или качество
све­жий — свежесть
-от- пря­мой — прямота
-изн- белый — белизна
-ищ- Называет место пожар — пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти одежду которая тебе идет
  • Как найти точку между горизонтами
  • Как найти напряжение коллектор эмиттер
  • Как найти макрос на компьютере
  • Как найти величину прибыли фирмы