Как найти в сочинении основную мысль

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Как подобрать главную мысль сочинения?

Каждое сочинение должно нести в себе какую-то основную мысль, которую необходимо донести до читателя. Без главной мысли сочинение выглядит тусклым и неинтересным. Читатель бессознательно ищет главную мысль в сочинении, так как именно она и делает сочинение интересным для чтения. Поэтому, если вы хотите научиться хорошо писать сочинение необходимо уметь предоставлять читателю главную мысль, идею.

Итак, что же мы понимаем под термином «главная мысль» Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением.  Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении(предмет речи) и что самое главное об этом говорится  (признак предмета речи)

Рассмотрим пример главной мысли сочинения: тема человечности (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя(признак предмета речи).

img

Важно!

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем как начать работу обязательно сформулируйте главную мысль и продумывайте структуру сочинения исходя из неё. Вы можете и не записывать главную мысль так как можете выразить её и в подтексте. Самая главная ваша задача задавать себе вопрос «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чём я пишу?»

Пишите так как пишется. Не категорично сначала составлять план и продумывать композицию, подбирать тезисы. Важно не отходить далеко от основной мысли. Периодически останавливайте себя, задаваясь вопросом: «О чём это я?». Уже после можно поработать с записями, упорядочить абзацы и навести порядок.

Основная мысль должна исходить из темы сочинения

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать…»; «Только вперед, только на линию огня…»; «Размышления над страницами любимой книги».

Что делать если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитайте каждое слово, если повезет, вы можете понять, чего от вас ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.» Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло — средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: «Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература». Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика. Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора

Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.

3

5 283

Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.

Как определить тему текста

Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:

Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.

Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.

Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.

Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:

«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.

«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»

Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.

Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.

Как определить главную мысль текста

Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»

Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.

Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.

А как понять проблему в тексте и позицию автора?

В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.

Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.

Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.

Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.

В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?

Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.

Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.

Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.

Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи).

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать.»; «Только вперед, только на линию

огня.»; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.
  • Воланд– мой любимый литературный герой.
  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.
  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.
  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.
  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.
  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.
  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.
  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитай каждое слово, если повезет, ты можешь понять, чего от тебя ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.» Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло — средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: «Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература». Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика.

Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Обновлено: 24.05.2023

В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

Тема сочинения — это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

Основная мысль сочинения — это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Задания для учащихся.

1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая — сочинение-рассуждение, а какая — сочинение-описание?

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2.Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:»Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?»

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме — это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения ­- «Золотая осень»,то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой»,но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов , отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.

Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка,»хорошо»(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

1.Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2.При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3.В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4.Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5.Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы.»Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни»,- писала М.А.Рыбникова.

В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

Использованная литература.

1.Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). – М., 1990 .

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990

3.Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. – М., 1990

4.Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ,

ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ

СИСЕНОВА Л.А.

п. Краснооктябрьский, 2015

Школьное сочинение — это небольшая научная работа , которая учит школьника

рассуждать на сложные темы,

подбирать в пользу своей мысли доказательства,

грамотно выражать мысли письменно.

С научным стилем сочинение роднят следующие требования:

научный подход при подборе материала,

наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,

трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),

наличие плана (требуется не всегда),

для некоторых тем — использование литературоведческих терминов.

По сути, чаще всего нужно написать небольшую научную (чаще всего литературоведческую) статью . Если вы читали к урокам литературы критические материалы, то должны представлять, что это такое. Но, в отличие от тех статей, что создают учёные, сочинение обычно пишется простым языком, близким к языку публицистики .

Не всякая тема касается литературы. Существуют так называемые «свободные темы», которые позволяют порассуждать о каких-либо явлениях жизни, не прибегая к анализу конкретных произведений. Например «Как изменил нашу жизнь Интернет», «Что я думаю о русском характере». Дадут ли свободные темы в этот году — большой вопрос.

Объём школьного сочинения обычно составляет 400 — 600 слов. На экзамене будет указано минимальное количество слов, но, мы уверяем вас, что минимального количества не хватит на то, чтоб раскрыть тему, ведь надо написать несколько предложений для вступления, проанализировать 2 — 3 примера, выразить мысль, сделать вывод.

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

Ну как ? Согласись, ты представил не просто булочку, а свежую булочку и именно с повидлом. Слова для нас – не набор букв. Мы можем представить себе запах свежей сдобы, вспомнить вкус повидла.

Представь себе, что большой круг — все, что ты можешь назвать известными тебе словами. Каждое слово будет отсекать какое-то поле смыслов. Вот пример. Большой круг вберет в себя все, что мы можем назвать предметами. Среди предметов есть булочки, среди них – свежие и чёрствые булочки. И совсем маленький круг очертит все смыслы, которые стоят за словом «свежие булочки с повидлом».

hello_html_b5f031c.jpg

Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов.

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок — это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Если уж задано написать про «луч света в темном царстве», то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она — героиня положительная, но никакого «темного царства» Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

hello_html_34549141.jpg

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.

На рисунке зелёным цветом помечена область темы «Проблема свободы в романе Ф. Достоевского» «Бесы». Тема «Проблема свободы в романе «Идиот» находится рядом, но раскрывать её нелогично. Если ты без оснований приведёшь ещё и пример из рассказа Достоевского — слишком расширишь тему, если напишешь о героях «Бесов», но не свяжешь образы героев с темой свободы — уйдёшь от темы, если напишешь о том, как с проблемой свободы в романе связан один герой — сузишь тему.

Ещё пример. На доске такая тема: «Проблема свободы в романе Достоевского «Бесы», а ты знаешь только о проблеме свободы в романе «Преступление и наказание». Не будь слов «Бесы», «роман», тема звучала бы так: «Проблема свободы у Достоевского». Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на «отлично». А «Бесы» ты не читал как назло.

Перевернем ситуацию. Дана тема: «Проблематика романа «Идиот». Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: «Ты, дорогой, сузил тему. В романе » Идиот» как минимум ставится еще проблема красоты.»

В общем, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой , и тебе сложно сразу очертить рамки, попробуй

перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк.

Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата.

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи) .

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать. «; «Только вперед, только на линию

огня. «; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи : «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи , то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак , то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов . Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Каждое сочинение должно нести в себе какую-то основную мысль, которую необходимо донести до читателя. Без главной мысли сочинение выглядит тусклым и неинтересным. Читатель бессознательно ищет главную мысль в сочинении, так как именно она и делает сочинение интересным для чтения. Поэтому, если вы хотите научиться хорошо писать сочинение необходимо уметь предоставлять читателю главную мысль, идею.

Итак, что же мы понимаем под термином “главная мысль”? Главная мысль – это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении(предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи)

Рассмотрим пример главной мысли сочинения: тема человечности (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя(признак предмета речи).

Перед тем как начать работу обязательно сформулируйте главную мысль и продумывайте структуру сочинения исходя из неё. Вы можете и не записывать главную мысль так как можете выразить её и в подтексте. Самая главная ваша задача задавать себе вопрос “Имеет ли отношение к главной мысли то, о чём я пишу?”

Пишите так как пишется. Не категорично сначала составлять план и продумывать композицию, подбирать тезисы. Важно не отходить далеко от основной мысли. Периодически останавливайте себя, задаваясь вопросом: “О чём это я?”. Уже после можно поработать с записями, упорядочить абзацы и навести порядок.

Основная мысль должна исходить из темы сочинения

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. “Образ Коробочки в поэме Гоголя “Мертвые души”; “Роль пейзажа в пьесе “Гроза”; “Проблематика романа-эпопеи “Война и мир”; “Судьба Чехова”; “Что такое романтизм?”.

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. “Над чем смеемся, читая Гоголя?”; “Мой любимый литературный герой”; “Кто из героев романа “Отцы и дети” прав?”.

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. “Катерина Кабанова – луч света в темном царстве”; “Наташа Ростова – моя любимая героиня”; “Чехов – гениальный драматург”.

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. “Нам не дано предугадать…”; “Только вперед, только на линию огня…”; “Размышления над страницами любимой книги”.

Что делать если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: “Образ Катерины Кабановой в пьесе “Гроза”. Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: “Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?” Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: “Образ Катерины Кабановой – образ революционерки в русской литературе середины 19 века”. Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: “Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским”.

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитайте каждое слово, если повезет, вы можете понять, чего от вас ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: “Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.” Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло – средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: “Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература”. Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика. Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи).

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать.»; «Только вперед, только на линию

огня.»; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.
  • Воланд– мой любимый литературный герой.
  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.
  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.
  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.
  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.
  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.
  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.
  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитай каждое слово, если повезет, ты можешь понять, чего от тебя ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.» Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло — средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: «Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература». Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика.

Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Читайте также:

      

  • Историческое сочинение 1905 1907
  •   

  • Республика есть лотерея власти сочинение
  •   

  • Сочинение демон и мцыри две стороны лермонтовского человека
  •   

  • Как я общался вчера с мамой сочинение
  •   

  • Моя знакомая рассказала вчера были с мужем в театре сочинение егэ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти угол который стягивает окружность
  • Как найти коробку с наушниками айфон
  • Unknown column in field list как исправить
  • Как найти высоту конуса если известны стороны
  • Как найти опыт приключений в геншин