Как найти в стихе ключевые слова

Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.

опорные слова

Определение понятия

Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.

Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен.

Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»

Возьмём в качестве примера самый известный текст – сказку «Курочка Ряба». В каждом предложении присутствуют ключевые слова:

  1. дед и баба;
  2. курочка Ряба;
  3. яичко;
  4. золотое
  5. не разбили;
  6. мышка;
  7. разбилось;
  8. плачут;
  9. снесу простое.

что такое ключевое слово в тексте

По этим опорным фрагментам легко восстанавливается весь текст.

Как находить ключевые слова

Что такое ключевое слово в тексте? Обычно оно является главным членом предложения, ну хотя бы одно из них. Если выбирать ключевое слово из основы, то выбрать рекомендуется то, которое связано с последующим контекстом. Обычно и второстепенные члены избираются в роли опорных по этому принципу – по связи со следующим предложением.

Находим ключевые слова на примере текста

Обратимся к конкретному примеру и найдём в нём опорные слова:

1) Совесть вдруг пропала. 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла. 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередила и тревожила совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди, выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились: начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. 6) В итоге воцарилось всеобщий хаос и разорение. (По М.Е.Салтыкову-Щедрину)

найти в тексте ключевые слова

Итак, нам предстоит поиск ключевых слов в тексте, и мы выпишем части основ предложений или целиком основы:

1) совесть;

2) исчезла;

3) улеглись смута и беспокойство;

4) стало свободнее;

5) люди поспешили воспользоваться;

6) остервенились;

7) хаос и разорение.

Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.

Составление опорного конспекта

Когда нам известно, что такое ключевое слово в тексте, можно использовать это знание в процессе составления опорного конспекта. Возьмём для тренировки лёгкий текст-описание:

Ночь накинула своё покрывало над осенним лесом. В нём воцарились тишина и покой. Примолкли в тишине деревья. Они кажутся напуганными. Изредка с тихим шелестом падает одинокий листок. Молочно-белый туман оторвался от озера и поплыл на край леса.

плотность ключевых слов в тексте

И вдруг налетел ветерок. Он ободряюще потрепал верхушки деревьев и разогнал туман. А потом умчался озорник навстречу рассвету.

На небе блистают звёздочки, придавая картине ночи таинственность и великолепие.

Вот и рассвет! Пробудился мир от сна. Лес зашевелился, встрепенулся и потянулся навстречу солнцу с радостью и восторгом.

Составить опорный конспект – найти в тексте ключевые слова

Яркие выражения текста, которые необходимо сохранить при пересказе текста, но они не являются ключевыми.

Первый абзац

  1. Ночь.
  2. Тишина и покой.
  3. Деревья примолкли.
  4. Напуганными.
  5. Падает листок.
  6. Туман поплыл.

Второй абзац

  1. Ветерок.
  2. Потрепал, разогнал.
  3. Умчался.

Третий абзац

  1. Звёздочки – великолепие.

Четвёртый абзац

  1. Рассвет.
  2. Лес с радостью.

Покрывало

Воцарились

Одинокий

Молочно-белый.

Озорник

Блистают

Пробудился.

Потянулся.

Если перед нами стоит задача – написать изложение, то, записав при первом чтении левую часть листа (опорный конспект), а при повторном – правую часть (яркие выражения), легко с этой задачей можем справиться.

Ключевые слова – помощники поисковых систем

В наше время понятие «ключевые слова» имеют ещё одно значение – это то, что является содержанием сайта и что ищут поисковики. Например, я продавец сковородок, и у меня есть интернет-магазин. На своей странице размещаю текст, в котором несколько раз употребляю это слово. Человек, который хочет купить сковороду, введёт в строку поиска название этого предмета, и выйдет мой сайт.

При этом нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если она слишком большая, почти в каждом предложении, поисковая система сочтёт сайт заспамленным и не выведет его в числе первых результатов.

Давайте проведём практическое занятие и попробуем найти ключевые слова в статье из какого-нибудь сайта, например, в таком:

Это путешествие изменило мою жизнь! Алтай – это поистине сказочное место! Оно раскрывает в человеке скрытые возможности, о которых он сам даже не догадывался! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: что ни день, то новые впечатления. Приезжаешь на новое место и думаешь: вот оно, самое прекрасное место Алтая! А через полчаса ты в другой точке, которая ещё краше, ещё великолепнее!

поиск ключевых слов в тексте

Отдельно хочется поблагодарить Александра, нашего гида, проводника и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы словно все родственники, объединённые одной связью – привязанностью к этому волшебному месту. Хотя уже все далеко друг от друга, но переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, имя которой Алтай!

Ответ: Алтай

Вот мы и разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Без него невозможно представить себе связное высказывание, как видите.

Узнайте, как найти стихотворение по сюжету: советы для эффективного поиска по ключевым словам

Все любители поэзии знают, как важно уметь находить стихотворения по конкретному сюжету. Ведь не всегда легко найти именно то, что хотелось бы прочитать. В этой статье мы расскажем о том, как эффективно искать стихи по ключевым словам.

Начните с поисковых систем

Самый простой и удобный способ — воспользоваться поисковой системой. Введите ключевые слова, характеризующие желаемую тему или сюжет, и получите список стихотворений, где они встречаются.

Однако, у такого способа есть и недостатки. Ваш запрос может быть слишком общим, и вы будете получать исключительно популярные стихи, которые вы уже читали. Рекомендуется задавать поисковой системе более специфические вопросы.

Используйте сайты с поэтическими произведениями

Сайты, где собраны поэтические произведения, также помогут вам найти желаемое стихотворение. Это может быть как общедоступный сайт с библиотекой поэзии, так и сайт, где пользователи выкладывают свои стихи.

На таких сайтах можно использовать несколько способов поиска. Во-первых, можно искать по автору или по названию конкретного стихотворения (если, конечно, оно вам известно). Во-вторых, на многих сайтах есть разделы и тематические подборки стихов, например, по временам года, по любви, по судьбе. В-третьих, можно использовать поиск по ключевым словам.

Смотрите сборники и антологии

Если вы не знаете точное название нужного вам стихотворения, то можно обратиться к сборникам или антологиям поэзии. Там, скорее всего, вы найдете что-нибудь соответствующее вашему запросу.

Некоторые сборники делятся на тематические разделы, что упрощает поиск по конкретной теме. Кроме того, большинство издательств и библиотек имеют онлайн-каталоги, где можно посмотреть, какие сборники доступны для заказа.

Обращайтесь к экспертам

Конечно же, простой и быстрый способ — обратиться к специалистам в данной области. В интернете существуют форумы и сообщества, где общаются любители поэзии, которые рады помочь найти нужное стихотворение или поделиться своими знаниями.

Вывод

Поиск стихотворения по ключевым словам может быть не таким простым, как кажется на первый взгляд. Однако, с помощью нескольких советов, вы сможете найти нужное произведение и насладиться красотой поэзии.

Что такое «ключевые слова»? Зачем нам учиться их находить в тексте? Эти вопросы совершенно справедливо родятся у вас при прочтении темы статьи. Мы отвечаем: без этого навыка быть успешным в учебе сложно. Ведь нам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством информации (статьи учебников, объяснение учителя, интернет-ресурсы). И чрезвычайно важно уметь ее быстро и правильно интерпретировать, запоминать. А для этого необходимо находить самые важные фрагменты в тексте и исключать второстепенные. Именно по этой причине преподаватель TutorOnline Елена Леонидовна расскажет о КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ в тексте.

Наверное, в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку вам часто приходилось слышать совет: «При написании изложения отбросьте все лишние детали, подробности, оставьте только самое важное»… Только как определить, что является самым главным, а что можно исключить? Вот здесь и помогут  КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Вспомните, что такое «ключ». В словаре Ожегова среди прочих приведено такое значение: «3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру». Так и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА помогают  открыть доступ к пониманию текста, разгадать его смысл.

Чтобы  разобраться, что такое КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, проведем простой эксперимент: я называю несколько слов из сказки, а вы угадываете ее название.

1) солдат, жадная старуха, каша, топор;

2) мачеха, принц, фея, хрустальные туфельки;

3) невод, море, старуха, корыто.

Уверена, что вы справились. А ведь я ничего не пересказывала, напомнила только несколько слов, связанных с содержанием сказок. Эти слова и являлись КЛЮЧЕВЫМИ. Они несут в себе основную смысловую нагрузку, если их изъять, содержание текста становится непонятным.

А теперь самое главное – как же их быстро найти, на что обратить внимание. Сравним два текста.

1. День был замечательный — яркий и солнечный.

Дождь полил внезапно и сильно, будто кто-то сверху перевернул  корыто с водой. На дороге быстро об­разовались лужи, по которым  яростно  бараба­нили тяжелые капли. Земля не успевала впитывать воду, и грязные потоки стремительно бежали по дорогам. Стало темно, будто на­ступил вечер. Гром и молнии разрывали небо на лоскуты. Зонтики не защищали людей от дождя, а служили лишь парусом для разгулявшегося ветра — их хозяев уносило куда-то вдоль улицы. 

2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Что мы видим? Говорится в текстах об одном и том же – о дожде, а ключевыми будут слова, относящиеся к разным частям речи. Почему? Во-первых, у авторов разные цели: в первом случае рассказать о каком-то событии, о том, что случилось, а во втором – назвать основные признаки предмета или явления и дать ему общую оценку. В соответствии с этими задачами определяется своя композиция для каждого из текстов и отбираются необходимые языковые средства. В первом тексте мы можем отчетливо выделить такие структурные элементы:

  • завязка (событие, с которого все началось);
  • развитие действия (что происходило в дальнейшем);
  • чем все закончилось.

  А во втором фрагменте строение другое:

  • назван предмет речи;
  • перечислены его основные свойства;
  • дана общая оценка.

Теперь давайте посчитаем, каких частей речи, слов, помогающих понять основное содержание, больше в первом и втором отрывках: 1 – глаголы и наречия, 2 – прилагательные и причастия. Именно эти слова и будут КЛЮЧЕВЫМИ. Почему же они разные в этих текстах, хотя тема одна? Потому что первый фрагмент – ПОВЕСТВОВАНИЕ, а второй – ОПИСАНИЕ.

Вывод: чтобы найти КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, на которые следует опираться при выявлении микротем, при запоминании текста, нужно определить ТИП РЕЧИ. В повествовании ведущими частями речи будут глаголы и наречия, в описании – существительные и прилагательные, в  рассуждениях активно используются все части речи, нельзя сказать, что какая-то из них преобладает, но много абстрактной лексики. При написании сжатого изложения также необходимо четко понимать, к какому типу речи относится текст, чтобы верно выявить элементы, которые можно изъять. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Желаем вам удачи в понимании текстов!

Если вам нужна помощь в изучении предмета, выбирайте репетитора по русскому языку в Санкт-Петербурге и занимайтесь онлайн!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ключевые слова в тексте – это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст.

Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя.

Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.

Примеры ключевых слов:

«Слышал ли ты о песках пустыни? Такие пески встречаются и у нас в Казахстане. Ветер сдувает песчинки с гребней дюн…». В данном тексте ключевым является слово песок, так как именно о нем идет речь.

В произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым – оно дает понимание характера героя, его образа жизни.

Опубликовано 11 октября, 2018

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 81

А. В. Сасновская

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ:

ПАРАМЕТРЫ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА

В статье исследуется роль ключевых слов в структуре поэтического текста. Обосновывается актуальность исследования ключевых слов как для понимания собственно текста, так и для адекватного перевода поэзии. Разрабатываются параметры выделения ключевых слов в поэтическом тексте.

Введение

Среди многих аспектов филологического анализа текста одним из малоразработанных, на наш взгляд, и вместе с тем одним из весьма значимых является вопрос о ключевых словах в структуре текста. Во-первых, данная проблематика имеет практическое значение, т. е. она связана с разработкой таких новых направлений, как компьютерная лингвистика, медиалингвистика, инженерная лингвистика. Во-вторых, проблема ключевых слов является актуальной для психолингвистики и библиопсихологии (Т. М. Дридзе [1], Л. В. Сахарный [2], А. С. Штерн [3] и др.). Например, А. И. Новиков определяет ключевые слова как «слова, на основе которых происходит актуализация того фрагмента знания, который необходим для осмысления последовательности слов, в контексте которых они находятся» [4, 44]. Ключевые слова представляют интерес и для таких областей лингвистики, как коммуникативная стилистика (И. В. Арнольд [5], Н. С. Болотнова [6] и др.) и филологический анализ текста (Л. Г. Бабенко [7], Ю. В. Казарин [8] и др.), в которых они являются инструментом понимания авторского мировосприятия, авторских интенций. Проблематика филологического анализа текста разрабатывается также И. П. Кудреватых [9], В. А. Масловой [10], О. И. Ревуцким [11] и др.

Проблемное поле ключевых слов разрабатывается и в лингвокультурологии (А. Вежбицкая [12], Ю. С. Степанов [13] и др.). Согласно этому подходу, слово является частью культуры, фиксирует отражение реального мира и несет в себе определенный культурный код. Для обозначения слов, являющихся своего рода «культурным фокусом», в современных исследованиях было выработано понятие «ключевых слов культуры». Ю. Н. Караулов считает, что ключевыми словами, «на которые опирается рефлексия читателя, служат такие множества слов, которые обладают свойством образовывать смысловое сгущение, своеобразное семантикотематическое поле, но поле, релевантное только в данном тексте, объединенном темой и основной идеей произведения» [14, 158]. Множественность интерпретаций феномена «ключевое слово» порождает задачу создания интегральной модели его понимания.

Цель нашей работы — выработать параметры выделения ключевых слов в поэтическом тексте.

Материал и методы. Материалом исследования послужила поэзия М. И. Цветаевой и ее переводы на белорусский и английский языки, поэтические тексты К. Крапивы и их переводы на русский и английский языки, а также поэзия У. Б. Йейтса с переводами на русский и белорусский языки. Основными методами представленной работы являются сравнительно-сопоставительный и дескриптивный.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевые слова, усиленные рифмой, благодаря своеобразному звуковому рефрену образуют семантический стержень произведения, выступают в качестве своеобразных скреп, придающих тексту связность, целостность и единство.

Какие же слова могут стать ключевыми в художественном тексте? Частотные слова, как правило, оказываются наиболее важными для понимания авторской идеи, и потому они, прежде всего, претендуют на роль ключевых слов. Однако частотность — признак количественный и говорит лишь о том, что данное слово повторяется чаще других. Это необходимое, но недостаточное условие, чтобы назвать слово ключевым. Для этого слово должно обладать еще и определенными качественными характеристиками — быть носителем целого пучка значений, которые автор варьирует из строфы в строфу, из текста в текст. Так, из нескольких тысяч слов, составляющих поэзию М. И. Цветаевой, ключевыми будут лишь 10-15: любовь, огонь, поэт, стихи и т. п.

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

99

Поскольку текст, по которому создается частотный словарь, завершен и самодостаточен, то самодостаточна и система слов, выделенных из данного текста, ибо именно в данных словах материализована авторская концепция бытия, мировидения. Существительные свидетельствуют о том, из каких предметов и явлений складывается авторский мир, прилагательные фиксируют качества и признаки, глаголы — действия и состояния и т. д. В качестве примера рассмотрим стихотворение М. И. Цветаевой «Откуда такая нежность?» и его переводы на белорусский и английский языки: / Откуда такая нежность? /Не первые — эти кудри /Разглаживаю, и губы / Знавала темней твоих. / Всходили и гасли звезды, / Откуда такая нежность? — / Всходили и гасли очи / У самых моих очей. / Еще не такие гимны / Я слушала ночью темной, / Венчаемая —

0 нежность! — / На самой груди певца. / Откуда такая нежность, / И что с нею делать, отрок / Лукавый, певец захожий, / С ресницами — нет длинней?

В данном стихотворении ключевыми словами являются нежность, ночь, очи, певец. Все эти существительные раскрывают авторский мир, указывая на то, что автор испытывает сильное чувство влюбленности. Стихотворение написано в 1916 году и посвящено

О. Э. Мандельштаму. В ту пору в их отношениях присутствовало волнение, влюбленность, взаимное восхищение. Но строка «Лукавый, певец захожий» говорит также и о непростоте отношений лирической героини и ее возлюбленного. Словарное значение ключевых слов «лукавый» — «1. Коварный, хитрый. 2. Игривый, исполненный добродушно-невинной хитрости» [15, 268] и «захожий» — «Пришлый, зашедший откуда-н.» [15, 184]. Прилагательное лукавый, являясь одним из ключевых слов, указывает на такие качества любимого человека, как хитрость и лукавство. Но «лукавство» также означает «веселый задор, игривость», и, возможно, именно эти качества привлекают лирическую героиню в своём избраннике. Прилагательное захожий предвосхищает недолговечность их отношений. Лирическая героиня всё видит и понимает (лукавство, игру героя, временность их отношений) и, тем не менее, принимает его таким, каков он есть, потому что он «певец». То есть в данной строке «Лукавый, певец захожий» все три лексемы являются ключевыми.

Теперь рассмотрим перевод стихотворения М. И. Цветаевой «Откуда такая нежность?» на белорусский язык: / Любасць адкуль жа такая? /Не першы раз лашчу скроні, /Вуснамі вусны чакаю, /1 ад вясны ў палоне. / Святлелі і гаслі ночы. / (Любасць адкуль жа такая?), / Святлелі

1 гаслі вочы: / З імі сустрэч шукаю. / Песня слязу выракала. / Ноч па вуголлі хадзіла. / (Любасць адкуль жа такая? -) / Голас твой разбудзіла. / Любасць адкуль жа такая? /1 што з ёй рабіць, спявача, /Кабяна век не змаўкала — /З вейкамі твайго плачу?! (Валянціна Аколава)

Рассмотрев перевод данного стихотворения на белорусский язык, мы видим, что переводчик внес некоторые изменения в оригинал стихотворения. Строка «Лукавый, певец захожий» заменена «Каб яна век не змаўкала». Данная замена фактически устранила самый, может быть, важный смысл стихотворения. Лирическая героиня влюблена, но она и очень мудра. Она понимает недолговечность их отношений («захожий»), некоторую игривость и лукавство со стороны любимого («лукавый»), при этом чувствует его возвышенную душу («певец»). И эта женская мудрость, готовность к завтрашнему расставанию и боли ради сегодняшней минуты счастья при переводе на белорусский язык исчезла. Отсутствие ключевого слова лукавый искажает смысл стихотворения и оставляет надежду на продолжение нежных отношений. Всё это доказывает, что на ключевые слова переводчику следует обращать внимание в первую очередь, поскольку именно они выражают ключевые смыслы любого стихотворения. Перевод призван выполнять свою важнейшую функцию — трансляцию текста в инокультуру. Однако часто он начинает жить самостоятельной, независимой от оригинала жизнью, становясь самоценным фактом культуры.

Обратимся к переводу данного стихотворения на английский язык: / Where does such tenderness come from? / These curls that I stroke with my hand / Aren’t the first that I’ve stroked, and I / Knew lips that were darker than yours. / Stars rose in the sky and faded, / Where does such tenderness come from? — / And glowing eyes also rose and faded / Right next to my own two eyes. / And I used to listen to greater hymns / In complete darkness, at night, / Betrothed — Oh, tenderness! -/ On the chest of the singer himself. / Where does such tenderness come from, / And what do I do with it, you, sly, /Adolescent, vagabond singer, / Whose eyelashes couldn’t be longer? (Andrey Kneller)

Перевод данного стихотворения на английский язык более близок к оригиналу, чем белорусский вариант. Переводчик все ключевые лексемы: tenderness, night, eyes, singer. Переводчику хорошо удалось передать живость, способность увлекать и увлекаться, горячее сердце, жгучий темперамент — характерные черты лирической героини и самого автора.

100

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Прилагательное sly, употребленное рядом с прилагательным adolescent, указывает на юношескую пылкость героя и вместе с тем его непостоянство. И действительно, О. Э. Мандельштаму было тогда 25 лет.

Необходимо учитывать и тот факт, что низкочастотные слова, по сравнению с высокочастотными, не всегда малозначимы. Так, М. И. Цветаева считается безглагольным автором, поэтому даже один глагол на две-три строфы у нее может стать ключевым словом и нести огромную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано…» ключевыми являются слова мои стихи и настанет черед. Словосочетание мои стихи встречается трижды. Позиция и повтор делают местоимение мои исключительно важным для смысла всего стихотворения. Отсюда делаем вывод, что речь идет не вообще о поэзии, а именно о судьбе её поэзии. Фразовый глагол настанет черед несет в стихотворении основную смысловую нагрузку, выражая мысль автора о том, что наступит время, когда ее стихи станут востребованы и будут пользоваться популярностью. И это будет закономерным признанием и оценкой ее творчества. В данном стихотворении оба ключевых словосочетания занимают сильную позицию: первое словосочетание моим стихам — в начале стихотворения и второе настанет черед — в конце стихотворения: / Моим стихам, написанным так рано, / Что и не знала я, что я — поэт, / Сорвавшимся, как брызги из фонтана, / Как искры из ракет, / Ворвавшимся, как маленькие черти, / В святилище, где сон и фимиам, /Моим стихам о юности и смерти, / — Нечитанным стихам! — / Разбросанным в пыли по магазинам, / (Где их никто не брал и не берет!), /Моим стихам, как драгоценным винам, /Настанет свой черед.

Одним из параметров выделения ключевых слов является их отнесенность к историческим событиям и культурным феноменам. В своих поэтических произведениях У. Б. Йейтс часто обращается к культурным образам ирландского фольклора (Фергус, Дану, друид и др.) и важным событиям в истории Ирландии и других стран. Одно из самых знаменитых стихотворений У. Б. Йейтса «Пасха 1916 года» посвящено Пасхальному восстанию. Остановимся на стихотворении У. Б. Йейтса «No Second Troy», где ключевым является слово Troy, которое относит нас к историческому событию, когда город Троя был захвачен и сожжен греками в результате Троянской войны. Причиной войны стало похищение спартанской царицы Елены Прекрасной троянским царевичем Парисом. В стихотворении У. Б. Йейтса «No Second Troy» знание о данном историческом событии и его причине помогает переводчику осуществить адекватный перевод: / Why should I blame her that she filled my days / With misery, or that she would of late / Have taught to ignorant men most violent ways, / Or hurled the little streets upon the great. / Had they but courage equal to desire? / What could have made her peaceful with a mind / That nobleness made simple as a fire, / With beauty like a tightened bow, a kind / That is not natural in an age like this, /Being high and solitary and most stern? / Why, what could she have done, being what she is? / Was there another Troy for her to burn? В данном стихотворении У. Б. Йейтс сравнивает Мод Гонн, которую он безответно любил, с Еленой Прекрасной. Мод Гонн была не только красавицей, но и горячей патриоткой, сжигаемой жаждой борьбы за освобождение Ирландии. Если противоположности притягиваются, то понятно, почему поэт — мечтатель и визионер -влюбился в эту неутомимую деятельницу, претендовавшую на роль ирландской Жанны д’Арк. В ней была неистощимая жажда жизни и какая-то роковая тайна, эффектно контрастирующая с ее юным обликом и светскими манерами. Автор пытается смириться с мыслью о том, что она относится к нему скорее как к другу, нежели к возлюбленному. У. Б. Йейтс описывает Мод Гонн как лидера революционного движения, способного возглавить ирландскую революцию, однако считает, что её соратники не обладают достаточной храбростью и могут не оправдать её надежд.

Рассмотрим перевод данного стихотворения на русский язык: / Я не кляну ее, хотя она / Наполнила страданьем дни мои. / Да не она ль в незрелые умы / Бросала ненависти семена / И пригород толкала на погром? / Как умиротворить таких подруг — / С неукротимым, как пожар, умом / И с красотой, как напряженный лук, / Как дерзкая певучая стрела! / Чтоб ей, такой, быть счастливой вполне, / Какой она бы жребий предпочла? / Вторую Трою увидать в огне? (Борис Ривкин). В первых строчках перевода стихотворения показано, что автор прощает Мод Гонн, так как её поступки обусловлены её характером, и поэтому ему не за что её винить. Переводчику удалось точно передать революционный дух Мод Гонн и веру У. Б. Йейтса в то, что она может возглавить революционное освободительное движение Ирландии («пригород») против великой страны Великобритании. В переводе сохранены ключевые слова пожар, красота, которые указывают на сходство Мод Гонн с героиней исторических событий в Трое.

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

101

Важным параметром выделения ключевых слов является вынесенность их в название. Так, например, в поэтических текстах К. Крапивы «Сава, асёл ды сонца», «Дзед i баба», «Крапіва», «Дыпламаваны баран», «Дзіця, вожык і змяя», проанализированных нами, все вынесенные в названия слова являются ключевыми. Далее приведем пример из поэзии У. Б. Йейтса, где название стихотворения «The Unappeasable host» является ключевым словосочетанием,

0 чем свидетельствует употребление этого словосочетания в предпоследней строчке стихотворения: / The Danaan children laugh, in cradles of wrought gold, / And clap their hands together, and half close their eyes, / For they will ride the North when the ger-eagle flies, / With heavy whitening wings, and a heart fallen cold: /1 kiss my wailing child and press it to my breast, / And hear the narrow graves calling my child and me. / Desolate winds that cry over the wandering sea; / Desolate winds that hover in the flaming West; / Desolate winds that beat the doors of Heaven, and beat / The doors of Hell and blow there many a whimpering ghost; / O heart the winds have shaken, the unappeasable host / Is comelier than candles at Mother Mary’s feet.

В переводах данного стихотворения на русский и белорусский языки переводчики сохраняют эту тенденцию — повтор вынесенного в название ключевого словосочетания в конце стихотворения: / Дети Дану смеются в резных золотых колыбелях / И, полуприкрыв ресницы, в ладони весело плещут. / Поскачут они на север, когда позовет их кречет / На белых тяжелых крыльях, с душою оледенелой. / Дитя мое горько плачет, и я его обнимаю, / Целую и слышу голос подземный узкой могилы. / Пустынные ветры стонут над северным морем стылым, / Пустынные ветры бродят над западным алым краем, / Пустынные ветры свищут в воротах Небес, и свищут / В воротах Ада, и гонят души, как клочья дыма; / О сердце, сраженное ветром — ордою неукротимой, / Что слаще сиянья свечей в изножии Девы Пречистой! (Анна Блейз).

На наш взгляд, мы выясним также, что для выделения ключевых слов важным является их функционирование в составе парадигматической группы (лексическая парадигма — это объединение грамматически однородных слов, имеющих семантическую общность). В значениях слов одной лексической парадигмы обнаруживаются не только общие семантические черты, но и дифференцирующие признаки. В парадигматике учитываются парадигматические отношения лексем с другими лексемами языка, а также рассматриваются свойства их противопоставленности друг другу (антонимия) или, напротив, их взаимосвязанности (синонимия и т. п.).

Например, в стихотворении М. И. Цветаевой «Писала я на аспидной доске…» ключевое слово писать повторяется в контекстуальном синонимичном варианте расписываться, что говорит о его функционировании в составе парадигматической группы и подтверждает тот факт, что слово писать является ключевым: / Писала я на аспидной доске, / И на листочках вееров поблеклых, / И на речном, и на морском песке, / Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -/И на стволах, которым сотни зим, /И, наконец, — чтоб всем было известно! — / Что ты любим! любим! любим! любим! — / Расписывалась — радугой небесной. / Как я хотела, чтобы каждый цвёл / В веках со мной! под пальцами моими! / И как потом, склонивши лоб на стол, / Крест-накрест перечёркивала — имя… /Но ты, в руке продажного писца /Зажатое! ты, что мне сердце жалишь! /Непроданное мной! внутри кольца! / Ты — уцелеешь на скрижалях.

В переводе данного стихотворения на английский язык переводчик выделяет ключевое слово write, используя метод повтора (ключевое слово употреблено 4 раза) и заменяет глагол write глаголом sign, который является синонимичным и, соответственно, также входит в парадигматическую группу, хотя, в отличие от оригинального варианта, не является однокоренным: / I wrote it on a blackboard, / On faded pages of old paper fans, / On window glasses

1 wrote it by my ring, / On sand shores of the sea I wrote, / On the ice of river I wrote wearing skates, / That you’ve been loved, loved, loved! /I’ve signed by rainbow in the sky. / How I wanted that one has flourished through centuries, / With me! You, who tear my heart! / Who wasn’t sold! Inside the ring! / You ’ll survive on the wheels of history! (Andrey Kneller).

В некоторых стихотворениях легче выделить ключевые слова, чем в других, так как они соответствуют сразу нескольким параметрам. Так, например, в стихотворении К. Крапивы «Кратва» ключевое слово крапіва вынесено в название, употреблено в тексте 2 раза и занимает сильную позицию в конце стихотворения: / Я ў мастацкім агародзе / Толькі марная трава. / А якая? Смех, дый годзе: / Я — пякучка-крапіва. / Я расту вось тут пад плотам /1 не так даўно ўзышла, / А ўжо многім абармотам /Рукі-ногі папякла. / Хто палез за агуркамі, / Хай той носіць пухіры — / Мяне голымі рукамі / Асцярожна, брат, бяры. / Хто сустрэўся быў са мною, /Дакрануўся раз ці два, /Дык той ведае ўжо, хто я: /Я — пякучка-крапіва.

102

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В переводах на русский и английский языки ключевое слово также вынесено в название, занимает сильную позицию и 2 раза повторено в стихотворении. Таким образом, чем большему количеству параметров соответствует ключевое слово, тем легче переводчику его опознать и осуществить правильный перевод. Наши наблюдения показали, что ключевые слова формируют содержание текста, следовательно, их следует трактовать как важные слова какого-то законченного сообщения, текста, а не культуры, хотя сами по себе они несут культурный компонент.

Выводы

Выделение ключевых слов в поэтическом тексте определяется их функциями в тексте. Основными параметрами для их выделения являются повторяемость, частота употребления; вынесенность в название, нахождение в сильной позиции; символичность, идейно-эстетическая и композиционная нагрузка; отнесенность к историческим событиям и культурным феноменам; функционирование в составе парадигматической группы.

Каждый отдельный автор и каждое отдельное произведение репрезентируют собственную картину мира, которая строится на определённых ключевых словах. Игнорирование этого уровня смысла ведет к разрушению единства поэтического мира автора и искажает его восприятие иностранным читателем. Задача переводчика, таким образом, состоит в том, чтобы правильно выделить ключевые слова в оригинале и суметь донести их смысл до читателей в переводе, сохранив, с одной стороны, национальный колорит оригинала, а с другой, сделав восприятие перевода доступным для носителей совершенно иной национальной культуры.

Литература

1. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Журналистика» / Т. М. Дридзе ; под ред. и с предисл. А. А. Леонтьева ; вступ. ст. Е. М. Акимкина. -Изд. 2-е, доп. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009. — 224 с.

2. Сахарный, Л. В. Введение в психолингвистику : курс лекций / Л. В. Сахарный. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. — 180 с.

3. Штерн, А. С. Введение в психологию : учеб.-метод. пособие / А. С. Штерн. — 2-е изд., испр. -М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2006 (Великие Луки: Великолукская городская тип.). — 309 с.

4. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. — М. : Наука, 1983. — 215 с.

5. Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И. В. Арнольд ; науч. ред. П. Е. Бухаркин. — Изд. 2-е. — М. : URSS : ЛИБРОКОМ, 2010 — 443 с.

6. Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 050300 Филол. образование / Н. С. Болотнова. — М. : Флинта : Наука , 2009. — 381 с.

7. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — 6-е изд. — М. : Флинта , 2009. — 495 с.

8. Казарин, Ю. В. Филологический анализ поэтического текста : учеб. для вузов / Ю. В. Казарин. -М. : Академ. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2004 (Екатеринбург : ГИПП Урал. Рабочий). — 429 с.

9. Кудреватых, И. П. Синтаксические способы выражения дистантности блоков информации в русском художественном тексте : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / И. П. Кудреватых ; Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. — Минск, 1989. — 18 с.

10. Маслова, В. А. Филологический анализ поэтического текста / В. А. Маслова. — Минск : Белорус. респ. фонд фундам. исслед., 1999. — 206 с.

11. Ревуцкий, О. И. Филологический анализ художественного текста : учеб. пособие / О. И. Ревуцкий. — Минск : РИВШ, 2006. — 320 с.

12. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание : [пер. с англ.] / Анна Вежбицкая ; отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз ; вступ. ст. Е. В. Падучевой. — М. : Рус. слов., 1996. — 411 с.

13. Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания : учеб. пособие для студентов филол. спец. пед. ин-тов / Ю. С. Степанов. — Изд. 3-е. — М. : URSS, 2010. — 270 с.

14. Караулов, Ю. Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности / Ю. Н. Караулов ; Рос. АН, Ин-т рус. яз. — М. : Наука, 1992. — 167 с.

15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под. ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 19-е изд., испр. — М. : Рус. яз., 1987. — 750 с.

Summary

The artide is devoted to the problem of the role of key words in the strudure of a poetrc text. It is stated that the research of key words is important for the understanding of a text as well as for the adequate translation of poetry. The parameters of loosing key words in a poetrc text are defined.

Поступила в редакцию 28.09.11.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить текст на фото в телефоне андроид
  • Как найти длину волны через время
  • Как найти программу презентация в слайдах
  • Почему ребенок 2 месяца поворачивает голову в одну сторону как исправить
  • Сильно похудело лицо как исправить