Как найти в тексте фигуры речи

Русский язык ОГЭ

Эти таблицы будут полезны при отработке задания № 7 ОГЭ по русскому языку (см. демонстрационный вариант).

ТРОП (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Тропы — важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ —  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора,  эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

→ скачать таблицы 

Виды тропов

Таблица 1

Тропы Характеристика Примеры
Аллегория Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны.
Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Литота Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Метафора Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Метонимия Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Олицетворение Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Развернутые метафоры Несколько метафор, связанных между собой по смыслу В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Пуще всего береги копейку
Сравнение Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Эпитет Художественное, образное определение Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

Стилистические фигуры

 Таблица 2

Фигуры Характеристика Примеры
Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской
Антитеза Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Спускаются длинные тени,Горят за окном фонари,Темнеет высокая зала,Уходят в себя зеркала.
Градация Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение Тёмные, душные, скучные комнаты
Инверсия Обратный порядок слов Досадно было, боя ждали
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание Сознательно выраженная не до конца мысль Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
Эллипсис Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпифора Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Связанные страницы:

Существуют разные способы сделать речь более эффектной и запоминающейся. Можно обогащать её содержание, применяя различные метафоры, сравнения, яркие образные эпитеты или другие тропы (обороты, применяющиеся в переносном значении). Можно придавать речи убедительность путём цитирования глубоких мыслей каких-либо деятелей или использовать народную мудрость в виде поговорок и пословиц. Чтобы напрямую стимулировать восприятие читателя, можно влиять на интонацию и темп речи. Для этого в литературе применяется особая группа приёмов, называемых фигурами речи.

В литературоведении нет исчерпывающего определения термина «фигура речи» («стилистическая фигура», «риторическая фигура»). Чаще всего под фигурами речи понимается комплекс стилистических приёмов, выраженных посредством речевых конструкций, повышающих выразительность речи, влияющих на её эмоциональную окраску. Как видим, это достаточно широкое определение, под которое подпадают и тропы. Далее мы будем рассматривать фигуры в узком смысле – как речевые конструкции, основанные не на операциях со значением слов, а с их положением и сочетанием в предложении.

Известно, что одними из первых применять и изучать фигуры начали античные риторы и ораторы. Собственно, в литературную речь эти приёмы пришли из риторики, поскольку экспрессивная образная речь была необходима в первую очередь тем, кто постоянно выступает перед публикой. Считается, что изобретателем фигур был философ Горгий, живший в V-IV вв. до нашей эры. Большой вклад в исследование фигур внесли Аристотель, Теофраст, Цецилий, которые предлагали классификации и определения фигур речи. Наиболее распространённой в эту эпоху была формулировка Квинтиллиана: «Фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой формы… Таким образом, будем считать фигурой обновление формы речи при помощи некоего искусства».

Деметрий Фалерский предлагал деление на фигуры слов и фигуры мысли. Первые представляют собой устойчивую конструкцию, в которой не допускается менять составляющие местами или заменять другими словами, иначе можно разрушить смысл фразы. Примером таких фигур могут служить устойчивые выражения и пословицы. В настоящее время к фигурам слова относят следующие приёмы:

  • фигуры прибавления – разного рода повторы (анафора, эпифора, анадиплосис, рефрен, симплока, многосоюзие), плеоназм, градация, мезархия, полиптотон;
  • фигуры убавления – бессоюзие, эллипсис, зевгма, апозиопеза (умолчание);
  • фигуры перестановки или замещения – инверсия, хиазм, параллелизм, антитеза, парентеза.

Фигуры мысли, напротив, допускают возможность изменения. Таковыми считаются риторические вопросы, восклицания и обращения, оксюмороны.

Рассмотрим каждый из этих приёмов в отдельности и приведём примеры.

  • 1 Фигуры прибавления
  • 2 Фигуры убавления
  • 3 Фигуры перестановки (замещения)
  • 4 Фигуры мысли

Фигуры прибавления

Лексический повтор – намеренное дублирование слов или выражений на обозримом участке текста. Благодаря этому приёму внимание читателя сосредотачивается на определённой мысли автора, усиливается эмоциональное напряжение. Выделяются несколько видов повторов:

1. Анафора представляет собой повторение первых букв, слогов, слов, словосочетаний в двух и более относительно самостоятельных отрывках речи (строках, строфах, фрагментах прозаического произведения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…

А. С. Пушкин.

2. Эпифора – это повтор слов или выражений в конце отрезка речи.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

3. Анадиплосис – повторение последнего слова (или слов) фразы в начале следующего отрезка речи.

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь…

«Как ночь», К. Д. Бальмонт.

4. Рефрен предполагает повторение на одном отрезке одного и того же слова несколько раз.

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, –
Безумствуй, сжигая меня!

5. Симплока – речевая конструкция, при которой фразы имеют одинаковое начало и конец либо одинаковую середину при разных началах и окончаниях.

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза.

«Глаза», М. И. Цветаева.

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

«Юбилейное», В. В. Маяковский.

6. Многосоюзие (полисиндентон) – намеренное увеличение числа союзов в определённом отрезке речи (строфе стихотворения или прозаическом отрывке).

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…

«Пророк», А. С. Пушкин.

Некоторые исследователи также относят к повторам плеоназм (языковая избыточность, сочетание слов, близких по смыслу в пределах одного законченного отрезка речи). Примером плеоназма в художественной литературе является реплика Мосальского из романа «Борис Годунов» А. С. Пушкина:

«Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом! Мы видели их мёртвые трупы

Градация представляет собой череду слов, словосочетаний или предложений, каждое последующее из которых усиливает или снижает напряжение либо значение всей фразы. Выделяют следующие виды градации:
климакс (нарастание напряжения). Пример:

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я полон им, и млею, и дрожу

«Anruf an die Geliebte», А. А. Фет.

антиклимакс (спад напряжения). Пример:

Там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут

«Ленинградская поэма», О. Ф. Берггольц.

Мезархия – повторение слова или группы слов в начале либо в середине следующих друг за другом фраз. Этот приём позволяет создать эффект монотонности, однообразия.

В одном чёрном-пречёрном лесу
Стоит чёрный-пречёрный дом,
В этом чёрном-пречёрном доме
Стоит чёрный-пречёрный стол…

Из народного творчества.

При полиптотоне одно и то же слово встречается в одном предложении в различных формах или падежах. Часто подобные конструкции можно встретить в пословицах:

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.

Дружба дружбой, а служба службой.

Фигуры убавления

Бессоюзие (асиндентон) – такое построение речи, при котором умышленно не использованы союзы, соединяющие отдельные предложения. Самым известным примером бессоюзия является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

В обычной речи логичнее было бы соединять эти назывные предложения с помощью союза «и», но поэт намеренно выпустил его, благодаря чему создаётся впечатление быстрой смены кадров, динамичности речи.

Эллипсис представляет собой пропуск несущественных для понимания слов и преследует ту же цель, что и бессоюзие. Этот приём придаёт речи энергичность, экспрессивность.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

«Певец во стане русских воинов», В. А. Жуковский.

Вместо тире здесь подразумевается слово «обратим», но его отсутствие только усиливает впечатление о решительности и непоколебимости русских войск.

Зевгма – такая конструкция, в которой слово (обычно глагол) должно было быть повторено несколько раз, но употребляется единожды. Например, вот фраза из произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»:

«Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светло-зеленом платье, которое к ней идёт».

Очевидно, здесь недостаёт ещё одного слова «сидит», но автор опустил его, использовав таким образом зевгму.

Умолчание (апозиопеза) – стилистическая фигура, при которой последняя часть фразы намеренно опускается, давая читателю возможность самому додумать, чем она должна была завершиться. Умолчания передаются в тексте с помощью многоточий и усиливают эмоциональность речи, стимулируют ум и воображение читателя.

Что нам разлука? – Лихая забава,
Беды скучают без нас.
Спьяну ли ввалится в горницу слава,
Бьёт ли тринадцатый час.
Или забыты, забиты, за… кто там
Так научился стучать? –
Вот и идти мне обратно к воротам
Новое горе встречать.

«Что нам разлука…», А. А. Ахматова.

Фигуры перестановки (замещения)

При инверсии привычный порядок слов в предложении (подлежащее – сказуемое – второстепенные члены) меняется произвольным образом с целью перенесения внимания на определённое слово, усиления выразительности фразы в целом или придания ей особой эмоциональной окраски.

Хиазм – стилистический приём, предполагающий крестообразное изменение последовательности двух элементов параллельных отрезков речи (например, частей сложного предложения).

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.

А. А. Ахматова.

Параллелизм заключается в похожем или одинаковом синтаксическом построении частей предложения либо соседних предложений. Этот приём часто сочетается с анафорой и эпифорой в стихотворениях.

Я считал, что лес – только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.

Я писал, что в лампочке – ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.

«Я всегда твердил, что судьба – игра…», И. А. Бродский.

Антитеза – стилистический приём, при котором происходит резкое противопоставление двух понятий, явлений и т. д., связанных между собой общей синтаксической конструкцией.

Парентеза заключается в добавлении в одну фразу другой, не связанной с первой грамматически. В тексте парентеза оформляется с помощью скобок.

Да, станция. Но погляди
(мне лестно):
не будь её, моей ладьи,
твоя б – ни с места.

«Фламмарион», И. А. Бродский.

Фигуры мысли

Риторический вопрос не предполагает ответа. С помощью этой фигуры автор словно обращается лично к читателю, сосредотачивая его внимание на важной фразе, подчёркивает эмоциональность сказанного.

Разве плохо у нас выходит?
Кто и в чём помешает нам?
Ведь нигде же не говорится,
Что надёжным, большим друзьям…

«Мы решили с тобой дружить…», Э. А. Асадов.

Риторическое восклицание предназначено точно передать эмоциональный накал речи, кульминацию чувств автора или лирического героя. С его помощью можно выразить самые различные чувства – радость, гнев, горечь, восторг, решительность и др.

– Пожалуй, новым батальоном
Командовать придётся мне!
…Ах, как тогда горели клёны! –
Как в страшном сне, как в страшном сне!

«Был строг безусый батальонный…», Ю. В. Друнина.

Риторическое обращение тоже не требует ответа. Этот приём часто применяется в монологах. Используя его, автор будто обращается непосредственно к читателю и вовлекает его в диалог.

Милый друг, я тебе рассказывать не могу,
Что за пламень сжигает мне грудь…

«Ариванза», Д. С. Мережковский.

Оксюморон представляет собой парадокс, сочетание несочетающихся или противоречивых слов и выражений, призванное подчеркнуть комичность речи либо указать на противоречивость чувств автора или лирического героя.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

«Русь советская», С. А. Есенин.

На этом приёме построены многочисленные рекламные слоганы, политические лозунги или названия произведений:

«Запрет – это свобода!»

«Назад в будущее»

«Горячий снег» и др.

Итак, мы видим, что литературный язык располагает широким арсеналом стилистических приёмов, способных сделать речь живой, экспрессивной и эмоциональной. Или наоборот, привнести в неё задумчивость и романтичность. Следует обратить внимание, что многими из них мы пользуемся в повседневной речи, благодаря чему она звучит эффектно и лучше передаёт настроение говорящего.

Выразительные средства языка

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

 

Неологизмы

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю…
(В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… 
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды однородных членов предложения Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изложения

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Фигуры речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).

Рассмотрим примеры различных фигур речи.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,               

Приют спокойствия, трудов и вдохновения.

А.С. Пушкин

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А.С. Пушкин

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

В. Маяковский

 

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

А.С. Пушкин

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и порогам

Не найден счёт.

Э. Багрицкий

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я  червь – я бог!

Г.Р. Державин

Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда

Нам на́ душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Ф. Тютчев

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу

С. Есенин

Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестьенамёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.

В. Тушнова

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

М. Лермонтов

С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С. Есенин

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Ф. Тютчев

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить?

М. Светлов

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев…

А.С. Пушкин

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

А.С. Пушкин

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

Ф. Тютчев

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино,

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

М. Цветаева

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

М. Лермонтов.

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…

А.А. Фет

Эллипсис — пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.          

Зверю – берлога,      нужна

Страннику – дорога…

М. Цветаева

Полюбил богатый – бедную,       человек — девушку

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную…

М. Цветаева

Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Всякие стихи ради последней строчки.

Которая приходит первой.

М. Цветаева

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.

Ю. Бондарев

Прочитать подробнее о звукописи.

Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).

НАЗАД

Фигура речи (фигура риторическая, фигура
стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи! анафора, антитеза, бессоюзие, градация,
инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке).

           
                   
(Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вдохновение музыканту
  • Как найти корни тригонометрического уравнения формулы
  • Как можно найти свой налог
  • Как найти массу образовавшегося продукта
  • Как найти венеру на небе сейчас