Как найти в тексте глаголы исключения

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -етьсмот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -атьгнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запоминалки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, друзья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нельзя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спряженью
отне­сем мы, без сомненья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать негоже!

Глаголы-исключения в стихах

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, ненавидеть,
и зави­сеть , и вер­теть ,
и оби­деть , и тер­петь .
Вы запом­ни­те, друзья,
Их на “-е ” – спря­гать нельзя.

В лич­ных окон­ча­ни­ях этих глаголов-исключений, при­над­ле­жа­щих ко вто­ро­му спря­же­нию, мы пишем лишь бук­вы “и” и «а» или «я» :

  • ты ви́д и шь;
  • мы де́рж и м;
  • он ненави́д и т;
  • онислы́ш а т;
  • они оби́д я т.

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть ,
Целый мир зелё­ным видеть ,
Лук и слё­зы нена­ви­деть ,
Научиться боль тер­петь ,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть ,
Чтобы сла­бым не вер­теть .

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слы­шать ,
Ну а руки – всё дер­жать .
На меня нач­нёшь смот­реть ,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь ,
Буду от тебя зави­сеть ,
Раз ты смог меня оби­деть .
Буду я тебя не видеть ,
А откры­то нена­ви­деть .

Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголовЗапоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить alt=»thumbnail» />

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так. К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

правила глаголов исключения

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы — ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

исключения спряжений глаголов стишок

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

глаголы исключения таблица

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/glagolyi-isklyucheniya-v-stihah.html

https://materinstvo.ru/art/16961

https://rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

Тема
урока:

Глаголы-исключения
I и II спряжения

Учитель:
Грачева О.В.

Тип урока: освоение
и первичное закрепление новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:
проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация,  карточки
с заданиями,  учебник «Русский язык»

Цель: Ознакомление учащихся с глаголами-исключениями и способом
выбора определения спряжения глагола.

Задачи:

Образовательные: 

Формировать
представление о глаголах – исключениях.

Формировать
умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Способствовать
развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру
поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес
к русскому языку, народным традициям.

Формировать
УУД:


Личностные:
 способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные
УУД:
 умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать
правильность выполнения задания; 
планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё
предположение;

— Коммуникативные
УУД: 
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные
УУД
: умение ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые
знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке,

Планируемый результат:

Предметные:

Уметь находить  в тексте
глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их
личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять
и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной ретроспективной оценки; 
планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые
знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).

ХОД
УРОКА 

I. Организационный
момент. (1 мин)

– Я рада приветствовать сегодня на
уроке вас ребята, а мы в свою очередь поприветствуем наших гостей. Гости всегда
приходят в дом с добром. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Поздоровайтесь.

Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель. Ребята, посмотрите на
доску и давайте прочтём все вместе стихотворение:

Глаза готовы смотреть
( 2 спр.)
и всё видеть (2 спр.).

Уши слушать (1
спр.)
и всё слышать (2 спр.).

Сначала думаем
(1 спр.)
, а потом говорим(2 спр.).

Помню, что в
классе я не один,

умею слушать
мнения других.

II. Этап формулирования
темы урока.

1) Что вы можете
сказать про выделенные в стихотворении слова ?

Дети Глаголы 1
и 3 лица множественного числа.

2)Поставьте
ударение в глаголах. Какие окончания?

Дети Окончания
в глаголах безударные.

3) Определите
спряжение выделенных глаголов.

Дети Смотреть,
видеть, слышать – 1 спряжение?

Учитель. НЕТ. Смотреть,
видеть, слышать – глаголы  2 спряжения.

Учитель. С какими
трудностями вы столкнулись при определении спряжения этих глаголов? (окончания
глаголов в неопределенной форме говорят о 1 спряжении, а глаголы эти относятся
ко 2 спряжению)
Из каждого правила есть исключение и сегодня темой нашего
урока будут глаголы-исключения.


Дети записывают в тетрадь тему урока: «Глаголы-исключения»
(ЗЕЛЕНОЙ РУЧКОЙ)

(число,
классная работа уже записаны)

III. Этап
актуализации знаний учащихся.

Учитель: Давайте
вспомним, что мы уже знаем о глаголах. Сейчас мы проведем игру «Заморочки из
коробочки».
Каждый ряд становится единой командой. Вы по очереди достаёте
из коробочки задания, зачитываете их  и  выбираете все вместе  верные  ответы.
Букву каждого ответа записываем на листочках – черновиках. (розданы на
подставках)


1. Глагол – это…

А) самостоятельная
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что
делал? Что делает? Что будет делать?

Б) служебная  часть
речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

В)
самостоятельная часть речи, которая обозначает действия  предметов и отвечает
на вопросы что делал? Что делает? Что будет делать?


2. В настоящем и будущем времени глаголы….

Е)
спрягаются

Г) склоняются

Д) изменяются по
падежам

3.  У
глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяем по….

 Ж) окончанию

 С)
начальной форме

 О) 1 лицу
единственного числа


4. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами…

К ) – е, -ть

Н) — и, —
ть. 

М) –о , -ть


5. На конце глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего
времени Ь
 

Р) не пишется.

А) пишется

Учитель. Какие
буквы ответов у нас получились? Давайте составим из них слово. Какое слово у
вас получилось? ВЕСНА


Чистописание.

А теперь мы
аккуратно пропишем это слово в рабочих тетрадях до конца строки, следуя образцу
на доске ______________________________

IV. Этап
овладения новыми знаниями.

Учитель. Сейчас я хочу рассказать  вам про глаголы одну
интересную сказку (презентация)

(Слайд  1)

Жили-были глагольчики-лилипутики. Однажды
в город прилетел огромный дракон  и потребовал привести ему на съедение
нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули  ему двух глагольчиков и сказали:
«ЕШЬ!» «ЕШЬ!»
«Да я уж ЕМ!ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

(Слайд 2)

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не
испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ,
драконам, только позволь! Весь город съедят!
С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а
лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске. И так как эти глагольчики
были не только смелые, но и очень хитрые, то….

(Слайд 3)

Когда-то, ребята,
Во времечко одно
ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ
Имело шпиона.
Здесь его инструкции.
В них – шпиона функции.
Вот они, спешите ВИДЕТЬ:
От связного не ЗАВИСЕТЬ,
Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,
Побольнее их ОБИДЕТЬ.
Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,
Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,
Через щёлочку под дверью
За врагом своим СМОТРЕТЬ.
По шоссе машину ГНАТЬ
И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,
Чтоб за стенкой СЛЫШАТЬ,
Совершенно не ДЫШАТЬ.

Учитель. Ребята, обратите
внимание на выделенные в этом стихотворении глаголы. Это глаголы-исключения 2 спряжения.
Их всего 11: 7 на – ЕТЬ, 4 на –АТЬ. Назовите их. Давайте запишем их в наши
тетради в виде таблицы. Разделите страницу пополам, записываем в  левый столбик.
 (пишу на маркерной доске, суффиксы записываем зеленой ручкой)

II спряжение

Все глаголы на – ИТЬ

+ 7 глаголов на –
ЕТЬ:                 

Смотреть            

Видеть                  

Обидеть                

Ненавидеть                

Зависеть

Терпеть

Вертеть

+ 4
глагола на – АТЬ:

держать

гнать

дышать

слышать

Учитель. Молодцы!
Мы познакомились с вами глаголами- исключениями II спряжения и как вы уже,
наверное, догадались, что не все так просто и с I спряжением. В нем тоже есть
глаголы – исключения, но узнаем мы о них чуть позже, а сейчас  немного отдохнем
и проведём физкультминутку .

Фикультминутка

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким
движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.
д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.

Учитель. Сейчас я познакомлю вас с шуточным стихотворением (слайд
4)

Если курицу соседки

Будешь наголо ты брить,

Надо бы на табуретке

Тебе салфеточки стелить.

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть
глаголы, которые нам сегодня интересны – брить, стелить.

 Учитель. Выпишите эти глаголы и запишите их в форме 2 лица,
ед. числа и в форме 3 лица, множественного числа по образцу, как   на
презентации.

 (1 ученик работает у доски. Изменяют данные глаголы по
лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Зеленой пастой выделяют
окончания глаголов
).

Учитель. Запишите зеленой ручкой
окончания глаголов.

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

брить

бреешь (побреишь)

бреют (побреят)

стелить

стелешь (постелишь)

стелют (постелят)

Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

Прочитайте
вслух алгоритм определения безударного окончания глагола (презентация – слайд 5)

1.
Поставь глагол в неопределённую форму.

2.
Определи его спряжение по гласной букве перед суффиксом – ть.

3.
Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

 (правильный
образец таблицы )

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания? Вы же
пользовались ранее изученным алгоритмом, но здесь он не нам не помог. Значит,
это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е.
это – исключения из правил

Учитель. Давайте запишем их в нашу таблицу в правый столбик:  два
глагола — исключения на — ить, которые относятся к I спряжению: «брить» и
«стелить».

I спряжение

Все  остальные глаголы  

на – АТЬ, — ОТЬ, — ЕТЬ…

(зеленой рукчкой)

+

брить,
стелить

6.  Этап закрепления изученного.

Учитель. Мы с вами составили таблицу глаголов-исключений, которая нам
поможет  выполнить следующее задание на зелёных листочках, которые лежат у
вас в подставках.

Прочитайте задание. На выполнение я вам даю 3 минуты.

Найдите и подчеркните в каждом отрывке глагол-исключение,
определите его спряжение.           

1. “К морю лишь подходит он,
     Вот и слышит (2) будто стон…”

2. “Смотрит – видит (2), дело лихо:
     Бьётся лебедь средь зыбей…”

3.  “Их он кормит и поит,
     И ответ держать(2)велит…”

4. “Комаром оборотился,
     Полетел и запищал,
     Судно на море догнал (2)…”

5. “И царица хохотать,
     И плечами пожимать,
     И подмигивать глазами,
     И прищёлкивать перстами,
     И вертеться (2), подбочась,
     Гордо в зеркальце глядясь…”

Учитель: Готовы? Давайте проверим. Какие глаголы вы выделили? (дети
встают и «по цепочке» читают отрывки, называют глаголы и их спряжение)

Гимнастика для глаз (презентация)

7. Рефлексия.

Упражнение 483 ( 2-е работают у доски, выписывают 1 и 2
спряжение по столбикам)

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с
глаголами-исключениями 1 и 2 спряжения.
— Чтобы  вам было легче запомнить эти слова, предлагаю вам выучить следующее
стихотворение (слайд 6) Давайте вместе его прочитаем

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
(Исключая: брить, стелить)
Все глаголы, что на “-ить”,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть, и вертеть. 

Учитель. Стихотворение есть у вас в подставках на белом листе.
Если хотите, вы можете поискать другое стихотворение на глаголы-исключения,
которое вам больше может понравиться.: в интернете, в книгах или сочинить своё
собственное.

9.  Итог урока.

·                                
О чём мы сегодня говорили на уроке?

·                                
С чем познакомились? (с глаголами
–исключениями)

·                                
Почему эти глаголы являются исключениями?
(в неопределенной форме на –ЕТЬ, -АТЬ относятся ко 2 спряжению, брить, стелить
– к  1-спряжению)

·                                
Что нужно сделать, чтобы запомнить их?
(выучить )

Оценки за
урок (самооценка)

Ребята, кто из вас
считает, что он работал на уроке максимально активно?

Кто может
поставить себе оценку «Отлично»?

Кто думает, что
ему еще нужно немного доработать эту тему?

Спасибо за
откровенность.

Вы сегодня
все молодцы!

Домашнее
задание. (слайд 7)

Упражнение 481,
стр. 45 выучить глаголы-исключения.

Спасибо за
урок!

Глаголы исключения

II спряжение (в виде стишка запомнить легче):

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «-е»– спрягать нельзя.

В I спряжении слова исключения брить, стелить.

Почему это слова исключения? Если глагол на еть- это I спряжение. Например, глагол 1спр. Писать при изменении по лицам будет иметь форму:пишу, пишешь, пишет. По наблюдаем за словом исключением этого спряжения брить: брею, бреешь, бреет.

Посмотрим подобным же образом на II спряжение: лежу, лежишь, лежит; видеть- вижу, видишь, видит.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

владс­андро­вич
[766K]

4 года назад 

Такими глаголами называют те, которые в силу тех окончаний которые у них есть, должны попадать в категорию глаголов первого спряжения, так как в третьем лице множественного числа у них окончания «ут» «ют», но они в виду этого самого исключения попадают в категорию глаголов второго спряжения, а именно это такие слова как: «Гнать» и «видеть» «смотреть», «держать», «дышать», «слышать», «ненавидеть» и «терпеть» и «зависеть», и «вертеть», и «обидеть».

Ну и наоборот, глаголы которым свойственны флексии второго спряжения, вопреки правилам, начинают относиться к первому спряжению и это такие глаголы как: «брить» и «стелить», то есть всего два слова .

В русском языке, существуют глаголы первого и второго спряжения, однако, среди них существует определенное количество слов, называемые глаголами исключениями, на окончания которых, не распространяются общеизвестные правила правописания. Итак, глаголы исключения 1 спряжения, это:

  • стелить, брить, зиждиться.

Глаголы исключения 2 спряжения:

  • держать, зависеть, терпеть, слышать, смотреть, обидеть, видеть, дышать, ненавидеть, вертеть,

гнать.

Чосик
[208K]

более года назад 

Для того, чтобы не допустить ошибок при написании глаголов при их спряжении, используются методы, согласно которых мы относим глагол к первому или второму спряжению. Если глагол оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, то его относят к первому спряжению. Но число глаголов велико, потому и появились исключения, когда суффиксами являются -еть и -ать, но относят слова ко второму спряжению.

Глаголы первого спряжения оканчиваются в третьем лице и множественном числе на -ут или -ют. Но, например, «вертеть» превратится в «вертят», что противоречит правилам, потому слово относят ко второму спряжению.

И наоборот. Глаголы, оканчивающие на -ить принадлежат второму спряжению, но есть исключения.

Повторим вышестоящий опыт. И из «брить» получим «бреют», что соответсвует первому спряжению. Потому эти три слова относятся к нему.

Nelli­4ka
[114K]

4 года назад 

Глаголы исключения — это такие глаголы, которые не подпадают под правило проверки написания безударных окончаний глаголов.

Это правило базируется на том, что все глаголы можно разделить на две группы — первого и второго спряжения.

У глаголов первого спряжения свои окончания, у глаголов второго спряжения — другие.

Но есть такие глаголы, которые вроде как относятся к одному спряжению, но окончания у них не соответствуют этой группе.

Такие глаголы называются глаголами исключениями.

Их немного, и запомнить их не составит труда, особенно когда знаешь стишок.

Например, дана начальная форма: «зависеть». Окончание соответствует первому спряжению. Однако, если мы начнем менять форму глагола, окончание начнет соответствовать второму спряжению: зависит, зависят и т.д.

kelly­milen­a
[226K]

4 года назад 

Проверить по правилам рус. языка написание, так называемых, глаголов исключения невозможно. На глаголы 1-го, а также 2-го спряжения делятся в русском языке эти слова как самостоятельная часть речи. Глаголы исключения выглядят как относящиеся к одному спряжению, а окончания у них — как у другого. Например, как глаголы первого выглядят они в неопределенной форме, являясь на самом деле, глаголами второго склонения.

Annet­007
[26.3K]

5 лет назад 

Глаголы-исключения – это глаголы, которые при написании не опираются на правила и догмы. Это касается окончаний некоторых глаголов, которые по правилам должны основываться на спряжении глагола, и в зависимости от него, в их окончании пишется гласные е или и.

Глаголы-исключения, как для первого, так и для второго спряжений, приведены выше в наглядной таблице.

Глаголами исключениями признаются те, которые не опираются на правила во время их написания. Такое можно сказать про окончания некоторых глаголов, которые основываются на спряжениях данных глаголов, всоответсвии пишется либо Е, либо И.

Знаете ответ?

Изучая правила орфографии в русском языке, постоянно натыкаешься на слова-исключения. Обычное заучивание не приводит к эффективному результату. Со временем эти слова забываются. Для фиксирования в памяти нелогичной информации разработаны способы, которые будем использовать для запоминания глаголов-исключений 1 и 2 спряжения.

Спряжение – это способ, который позволяет изменить глагол по 3 формам лица в единственном и множественном числе.

Знание основных правил и слов-исключений поможет в правильном написании окончаний.

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Как определить спряжение глагола

  1. Найти неопределенную форму (задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»).
  2. Посмотреть какая гласная буква стоит перед -ть.

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.

Например:

  • а-ть – покупать, собирать;
  • о-ть – колоть, полоть;
  • у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
  • е-ть – реветь, потеть;
  • я-ть – веять, сочинять.

Проспрягаем глагол «покупать»:

Число Лицо 1 спряжение
Окончания Примеры
Единственное 1 (я) -у, -ю покупаю
2 (ты) -ёшь, -ешь покупаешь
3 (он, она, оно) -ёт, -ет покупает
Множественное 1 (мы) -ём, -ем покупаем
2 (вы) -ёте, -ете покупаете
3 (они) -ут, -ют покупают

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Не относятся к 1 только:

  1. брить;
  2. стелить;
  3. зиждиться;
  4. зыбиться.

Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.

Спряжение глаголов-исключений:

Слово Лицо
1 2 3
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
Брить брею бреем бреешь бреете бреет бреют
Стелить стелю стелем стелешь стелете стелет стелют
Зиждиться зиждюсь зиждимся зиждишься зиждетесь зиждится зиждятся
Зыбиться зыблюсь зыблемся зыблешься зыблетесь зыблется зыблются

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения

Находятся по суффиксу, в котором перед окончанием -ть стоит буква .

Например:

  • косит – косить;
  • варю – варить.

Проспрягаем глагол «проводить» в таблице:

Число Лицо 2 спряжение
Окончания Примеры
Единственное 1 (я) -у, -ю провожу
2 (ты) -ишь проводишь
3 (он, она, оно) -ит проводит
Множественное 1 (мы) -им проводим
2 (вы) -ите проводите
3 (они) -ат, -ят проводят

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Глаголы-исключения:

  • 4 глагола на -ать;
  • 7 глаголов на -еть.

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Как выучить исключения

Для быстрого и длительного запоминания используют понятные и простые для восприятия способы.

Ритмичная запоминалка

Рифмованные стишки содержат слова, которые надо запомнить. Их необходимо заучивать наизусть и использовать в работе.

Этот способ запоминания вовлекает в образовательный процесс в виде игры, считалки, способствует тренировке памяти и лучшему восприятию.

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Ассоциативный рассказ

Ещё один способ запоминания – методом ассоциаций. Заключается в установлении связи между словами, не имеющими ничего общего между собой. Связь может быть шуточной, смешной, сказочной, фантастической. Чем необычнее рассказ, тем легче запомнить:

Что, если друзья не могут терпеть друг друга? Такое бывает – просто ненавидят! Увидишь – смотришь, терпишь и думаешь, как бы посильней обидеть. А всё из-за чего? Никогда не прощу! Взял и побрил мою собаку. Теперь, мне кажется, что она мерзнет и приходится стелить ей тёплую постель. Но мы всё равно общаемся, зависим мы друг от друга – вместе делаем домашку. Хотя недавно я решил задачу, а он провертел тетрадь, а потом у меня списал. Случается, я скажу что-то обидное, а он услышит – и гоняет меня по школе. От быстрого бега аж дышать тяжело! Вот так, ненавидим и жить друг без друга не можем!

Таблица с картинками

Помогает лучше понять и запомнить, особенно с хорошей зрительной памятью. Наглядные таблицы концентрируют внимание, развивают логическое мышление и речь, способствуют усвоению материала. Таблицы, которые всё время на виду, гораздо легче запоминаются.

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

Спряжение глаголов – одна из базовых и не всегда понятных тем. Любой школьник может запутаться и допустить ошибку во время определения спряжения и записи самого глагола. Для того, чтобы исключить такую вероятность, изучим правила русского языка и раз и навсегда запомним, как спрягаются глаголы.

Что такое глаголы инфинитивы?

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние действующего лица. Найти глагол в тексте можно по следующим признакам:

  1. Наличие лица;
  2. Наличие вида;
  3. Наличие времени действия (настоящее, прошедшее, будущее);
  4. Наличие числа (множественное или единственное);
  5. Наличие рода (мужской, женский или средний);
  6. Наличие залога;
  7. Наличие спряжения;
  8. Возвратность.

Эти признаки позволят не только определить глагол, но и правильно просклонять его в тексте, чтобы он не потерял свой первоначальный смысл.

Как понять, что глагол находится в форме инфинитива?

Инфинитив – неопределённая (или начальная) форма глагола, имеет суффиксы:

Ть Ти Чь

Эти суффиксы также можно определять как окончания. Поэтому ответ на вопрос «какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме» будет содержать ответы «ть, ти и чь».

Такие глаголы будут отвечать на следующие вопросы:

  1. Что делать?
  2. Что сделать?

Глагол-инфинитив довольно прост в определении, так как имеет только спряжение и вид. В предложении он может быть как сказуемым, так и подлежащим или второстепенным членом.

Что такое спряжение глагола и как его определить?

Спряжение глагола – это его изменение по лицам и числам, иногда – по временам и родам. Глаголы можно спрягать как в настоящем, так и в будущем времени.

Спряжение делится на следующие типы:

1 спряжение 2 спряжение

Определение 1 и 2 спряжения нужно для того, чтобы правильно ставить буквы Е и И в безударных окончаниях глаголов.

Как же понять, какое спряжение у рассматриваемого глагола?

Два самых распространённых способа:

  1. Обратить внимание на ударное личное окончание глаголов настоящего времени;
  2. Определить спряжение по суффиксу инфинитива, если глагол имеет безударное окончание.

Разберём этот вопрос подробнее на примере каждого спряжения.

Как определить 1 спряжение и 2 спряжение глаголов? 

Определение спряжения глаголов часто становится довольно трудным делом, потому что нужно запомнить большое количество исключений спряжений. Чтобы лучше запомнить эту тему, обратимся к правилам и таблицам.

Начнём с первого спряжения. Это все глаголы, которые нельзя отнести ко второму спряжению. Для наилучшего запоминания темы, можно использовать следующую таблицу первого спряжения глаголов:

Правило Примеры Исключения
К нему относят инфинитив глагола с суффиксом «еть» Велеть;
Белеть;
Алеть;
Пестреть;
Болеть;
Лететь.
Вертеть;
Видеть;
Зависеть;
Обидеть;
Ненавидеть;
Смотреть;
Терпеть.
Глаголы с суффиксом «ать» Бежать;
Смешать;
Мешать;
Ругать;
Спать;
Играть;
Блистать;
Листать.
Гнать;
Дышать;
Держать;
Слышать.
Глаголы с суффиксами: «оть» «уть» «ть» Пороть;
Молоть;
Гнуть;
Обмануть;
Перегнуть;
Перемолоть.
Нет
Глаголы-исключения 2 спряжения с суффиксом «ить» Стелить;
Брить;
Зыбиться;
Зиждиться.
Являются исключением

Итак, для определения первого спряжения важно запомнить:

  1. Суффиксы глаголов, которые относятся к первому спряжению («ать», «оть», «уть», «ть», «еть»)
  2. Запомнить глаголы из таблицы (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть и т.д.), которые по правилу являются исключением первого спряжения и относятся ко второму.

Как определить 2 спряжение глагола?

Принцип почти такой же, как при определении первого. Обратимся к таблице.

Правило Пример Исключения 2 спряжения 
Ко второму спряжению относятся все глаголы на «ить» Разбить;
Молить;
Убить;
Рубить;
Пробить;
Побелить.
Стелить;
Брить;
Зыбиться;
Зиждиться.
Глаголы-исключения 1 спряжения на «еть» Вертеть;
Видеть;
Зависеть;
Обидеть;
Ненавидеть;
Смотреть;
Терпеть.
Являются исключением
Глаголы-исключения 1 спряжения на «ать» Гнать;
Дышать;
Держать;
Слышать.
Являются исключением
Глаголы с окончаниями:
-у (-ю);
-ит;
-ишь;
-им;
-ать (-ять);
-ите.
Смотрю;
Смотрит;
Едим;
Стоять;
Смотрите;
Молите.
Нет

Что запомнить глаголы второго спряжения и определять их в тексте, нужно запомнить глаголы-исключения, представленные в третьей графе таблицы.

Для определения глаголов второго спряжения нужно запомнить:

Глаголы на «ять» («ать»), «ю» («у»), «ит», «ишь», «им», «ите»;

Исключения на «еть» и «ать»;

Глаголы на «ить», которые не относятся ко второму спряжению.

Замечательное стихотворение о грамматике позволит запомнить глаголы-исключения буквально в два счёта:

Или:

Определение спряжения по личному окончанию глагола

Если ударение падает на окончание, то всё довольно просто: нужно поставить глагол в форму третьего лица множественного лица.

Запомним, что:

  1. –Ут (-ют) – первое спряжение.
  2. –Ат (-ят) – второе спряжение.

Что слышим на окончании, то и пишем в итоге.

Обратите внимание на таблицу с примерами склонения глаголов:

І спряжение

Число и лицо Окончание Пример
Ед.
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно

-ю-ешь-ет
хлопочу
хлопочешь
хлопочет
Мн.
1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем-ете-ут
-ют
хлопочем
хлопочете
хлопочут

ІІ спряжение

Число и лицо Окончание Пример
Ед.
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-ишь
-ит
медлю
медлишь
медлит
Мн.
1 – мы
2 – вы
3 – они
-им
-ите
-ат, -ят
медлим
медлите
медлят

Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончанияЕсли на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах. 

Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:

Первое спряжение Второе спряжение
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению)
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) 
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения)
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) 

Запомните это правило и все глаголы-исключения, чтобы не допускать ошибок во время работы с заданиями по русскому языку.

Возьмем примеры
  1. Молить — 2 спряжение, так как глагол на «ить». Он не является исключением.
  2. Играть – 1 спряжение, так как глагол на «ать». Он не является исключением.
  3. Зыбиться – 1 спряжение, так как это глагол-исключение на «ить».
  4. Писать — 1 спряжение, так как глагол «ать». Он не является исключением.
  5. Гнать — 2 спряжение, так как это глагол-исключение на «ать».

В определении спряжения и дальнейшем склонении глагола нет ничего сложного, если разобраться в алгоритме действий и запомнить все правила с окончаниями. Самое главное — всегда помнить глаголы-исключения. Способы запоминания могут быть разными: 

  • Заучивание наизусть по таблице; 
  • Составление предложений с глаголами-исключениями; 
  • Заучивание грамматических стихов, которые позволят быстро запомнить все исключения первого и второго спряжения.

Разноспрягаемые глаголы: как определить?

Склонение и спряжение глаголов осложняется ещё и наличием так называемыми разноспрягаемыми глаголами. Это – такие глаголы, которые могут склоняться и по первому спряжению, и по второму. Более того, они будут по-разному звучать в разных числах и родах.

Разноспрягаемые глаголы следует запомнить раз и навсегда:

  1. Хотеть;
  2. Чтить;
  3. Бежать;
  4. Брезжить.

Все производные глаголы (происходящие от них) тоже относятся к разноспрягаемым. 

Пример спряжения таких глаголов:

  1. Единственное число третьего лица – хочет (1 спряжение);
  2. Множественное число третьего лица – хотят (2 спряжение).

И далее по аналогии. Запомните эти слова, чтобы не допускать ошибок и точно знать, что с ними делать, если они попадутся в текстовом задании во время теста, ответа у доски или на экзамене. 

Сюда можно отнести и слова с особым типом формирования окончания:

  • Есть (ем, едим, ешь, едите, ест, едят);
  • Дать (даю, даём, даёшь, даёте, даёт, дают).

Вышеперечисленные глаголы не относятся ни к одну из представленных видов спряжений и являются словами-исключениями. Их нужно заучить и не путать их спряжение во время выполнения тестовых заданий. 

Самые распространённые ошибки

Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:

Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Df328 ошибка рено логан как исправить
  • Как составить приказ об увольнении работника по собственному желанию
  • Как найти код купона
  • Вилорог far cry как найти
  • Как найти на телефоне защищенную папку