Как найти в тексте приемы олицетворения

Русский язык

Олицетворение в литературе

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Деревья проснулись

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

отличие метафоры от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное:

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

Чтобы найти олицетворение в тексте, нужно понять, наделены ли неживые предметы человеческими свойствами или характеристиками. Нужно тщательно прочитать текст и разобраться, какие образы хотел создать автор.

В качестве примера можно взять следующее предложение.

Танцует ветер медленный вальс.

Ветер не может танцевать, танцует только человек. Значит, “танцует ветер” – это олицетворение.

Опубликовано 18 апреля, 2019

Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Олицетворение красоты и вечности

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Определение

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пример использования

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

Финансы поют романсы

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Примеры олицетворений

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!

Дерево с глазами

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

Олицетворения в Слове о полку Игореве

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Ветер могучий

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Парус одинокий

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе одни олицетворения:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

Месяц и звезды

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

M&M’s

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

ИЗУЧЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Глухова А.М.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Съезжее

В данной статье рассматриваются методические аспекты анализа олицетворений на уроках литературы при изучении творчества того или иного писателя, приводятся способы поиска олицетворений учащимися в тексте.

Прежде чем перейти к методическим аспектам анализа олицетворений на уроках литературы, необходимо сказать несколько слов о психологической и философской сущности олицетворения, так как этот феномен невозможно понять и объяснить только с литературоведческих и лингвистических позиций.

Своими корнями олицетворение уходит в глубокую древность, оно тесно связано с мифологией. Первобытное мышление основывалось на мифологических образах, оно еще не знало отвлеченных понятий. Отношения внутри рода были наиболее прозрачны, и они переносились на окружающий мир. Предметы, явления и события представлялись человекообразами, принимая непосредственное и активное участие в жизни людей.

Сознание человека развивалось. Постепенно мир природы, мир человека и мир вещей стали восприниматься обособленно и противопоставленно. Совершенствовалась человеческая способность к обобщениям и конкретизации на основе определенных свойств и характеристик. В свою очередь, понятийное мышление, умение абстрагировать признаки явлений и сопоставлять их породило аллегорию, то есть способность к различным образным перенесениям, которые впоследствии легли в основу поэтических тропов. Так появилась способность наделять человеческими характеристиками явления и предметы неодушевленного мира на основе ассоциации по сходству или по смежности. Такие образные перенесения и лекгли в основу художественного приема, называемого олицетворением.

Само определение олицетворения, представление в различных словарях, энциклопедиях и учебных пособиях сводится обычно к идее перенесения признаков и свойств человека на неодушевленный мир. Правда, встречается и более широкая трактовка олицетворений, когда свойства всего живого переносятся на неживые объекты.

На уроках литературы, изучив признаки олицетворения, учащиеся рассказывают об этом художественном приеме, анализируя произведения конкретного писателя, раскрывая, как правило, весь спектр художественных средств, то есть олицетворения и метафоры, сравнения, эпитеты и т.п.

Нужно отметить, что с первых же уроков учащиеся без особых затруднений находят олицетворения в тексте. Поиск олицетворения облегчается, скорее всего, прозрачными языковыми средствами их выражения, которые дети интуитивно угадывают. Но для того, чтобы лучше понять образность этого приема в творчестве писателя, необходимо опираться на синтаксические и лексические особенности контекста, которые можно назвать олицетворяющим контекстом.

Наиболее сильным и убедительным языковым способом выражения олицетворений являются конструкции с прямой речью. Сам факт передачи чужих (человеческих) слов без изменения формы практически является сигналом состоявшегося олицетворения. Например:

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…»

Я лугами иду – ветер свищет в лугах:

Холодно, странничек, холодно!

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!                                              (Н.А.Некрасов)

Учащиеся не раз убеждаются, что языковая форма олицетворений индивидуальна для целого ряда писателей и поэтов. Так, при изучении лирики Некрасова необходимо обратить внимание, что для него особенно характерны конструкции с прямой речью от лица неодушевленных предметов. Любопытно, что графически такая прямая речь иногда почти не оформлена: кавычки отсутствуют и ничто не сигнализирует о смене повествователя. Такая пунктуационная «сдержанность» как бы подчеркивает некоторую условность прямой речи.

Второй тип олицетворяющего контекста составляют конструкции с обращением. Учащиеся и в этом случае легко определяют художественный прием олицетворения. Действительно, невозможно обратиться с вопросом, просьбой, выражением чувств к неодушевленному предмету, если не персонифицировать его. Например:

О Волга! После многих лет

Я вновь прислал тебе привет.                                              (Н.А.Некрасов)

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?                     (С.А.Есенин)

На уроках целесообразно рассмотреть, какие «предметы» попадают в зону обращений поэтов: «Мать-природа! иду к тебе снова…» (Н.А.Некрасов); «Распрямись ты, рожь высокая…» (Н.А.Некрасов); «Гой ты, Русь моя родная…» (С.А.Есенин). После анализа таких обращений можно сделать вывод, что предметы эти наполнены для говорящего определенной символикой. Такие символические олицетворения-обращения, как Волга, Русь, земля, природа, носят типизированный характер, они уже закреплены в языковом сознании говорящих. В этом плане интересно наблюдение Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать; всякий иностранец, глядя на нее и не зная ее материнского значения, должен чувствовать женский характер этого города…»

Также помимо языковой символики при анализе художественных текстов с учащимися легко обнаружить индивидуально-авторские олицетворения-символы. Например, поэтической манере М.Ю.Лермонтова были свойственны экзотические обращения: ветка Палестины, чинара молодая, Казбек, страж Востока, которые воспринимаются как символы дальних стран.

Третьим типом олицетворяющего контекста является употребление глаголов чувств (улыбнуться, смеяться, говорить, плакать). Эта разновидность олицетворяющих элементов является наиболее распространенной ввиду своей компактности. Глагол-сказуемое является смысловым центром предложения, и переносная семантика глагола меняет тональность всего предложения. На уроках изучения творчества М.Горького можно отметить, что он очень любил такие олицетворения.

«Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая жгучий зной, спокойно слушая мятежный шум мутных волн» («Дед Архип и Ленька»)

«Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню» («Макар Чудра»)

Анализируя частотность использования глаголов-олицетворений, учащиеся отмечают, что это прежде всего глаголы чувства: любить, смеяться, плакать; глаголы мысли: думать, размышлять, сомневаться; глаголы говорения: шептать, лепетать, спрашивать; глаголы состояния: отдыхать, спать, дремать.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

                                              (М.Ю.Лермонтов)

Отговорила роща золотая…

                                              (С.А.Есенин)

Очень часто при олицетворении предмета используются уменьшительно-ласкательные слова.

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Ходит, знать, по сердцу горькая думушка…

…Травушки просят косы…

…белая березонька

С зеленою косой!

Солнышко все оживило…

                                              (Н.А.Некрасов)

Прямая речь, обращения, глаголы являются наиболее типичными олицетворяющими средствами в ткани художественного произведения. Но при этом следует указать учащимся, что олицетворяющий эффект может возникать на любой синтаксической основе, например, на основе эмоционально-оценочных определений («…глядятся веселого солнца лучи…» (Н.А.Некрасов)) или обстоятельств образа действия («И солнце глядело с небес равнодушно… (Н.А.Некрасов)).

Разумеется, процесс олицетворения редко замыкается на одном каком-нибудь слове, поэтому учащиеся легко найдут примеры на совмещение указанных типов олицетворяющего контекста.

«Эта даль, казалось, торопливо убегает от шума и рева…» (М.Горький)

«У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

                                              (С.А.Есенин)

Учитель должен показать учащимся, что часто олицетворение и метафора неразделимы. Например:

«Днем идя по ней [по степи], он любил смотреть вперед, туда, где свод неба опирается на ее широкую грудь…» (М.Горький)

В следующем примере олицетворение совмещается с приемом художественного сравнения:

«Удары грома… рокотали теперь так гулко и торопливо, точно каждый из них хотел сказать земле что-то необходимо нужное для нее…» (М.Горький)

Таким образом, сравнения сочетаются с символикой и метафорами, эпитетами и сравнениями. Помимо всего этого в текстах часто можно наблюдать, как процесс олицетворения охватывает не один предмет, а даже целую группу.

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…

                                              (М.Ю.Лермонтов)

Прием олицетворения теснейшим образом связан с жанром художественных произведений. В этом плане на уроках можно вести речь о жанроообразующих свойствах олицетворений. Этот прием более характерен для лирических стихотворений, новелл, афористических миниатюр, а среди фольклорных жанров олицетворяющими свойствами обладают, разумеется, сказки, хотя элементы олицетворения наблюдаются и в других фольклорных формах: загадках, пословицах.

Школьникам очень нравятся специфические рассказы Ф.Кривина, целиком построенные на олицетворении школьных предметов, понятий терминов. В таких микрорассказах олицетворение неожиданных понятий дает комический эффект.

«Существительные и прилагательные жили в полном согласии…» («Принцесса Грамматика»)

«Единица позавидовала десятке…» («Карманная школа»)

Можно сделать вывод с учащимися, что олицетворение как художественный прием обладает огромными выразительными возможностями. В то же время оно дает авторам проявить свою индивидуальность и тем самым раскрыть новые возможности. Например, особенностью олицетворений Н.С.Гумилева и О.Э.Мандельштама является сложность художественного рисунка, подчас с экзотической атрибутикой.

О, повелительная ночь,

Никто не в силах превозмочь

Победный шаг твоих сандалий!

                                              (Н.С.Гумилев)

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

                                              (О.Э.Мандельштам)

Таким образом, олицетворение – это не просто один из художественных приемов, достаточно прозрачный и сравнительно простой для понимания, это глубинное свойство человеческой личности, человеческой природы, затрагивающее целый круг интересных вопросов для анализа.

Список литературы:

  1. Константинова С.К. Семантика олицетворения (монография, изд-е 2, дополненное). – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005
  2. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – 11-е изд. Москва: Айрис-пресс, 2010
  3. Приходько, В. К. Выразительные средства языка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Приходько. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008

Олицетворение — это  литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.

Узнаем, что такое олицетворение в литературе.

Современной лингвистической науке известно большое количество художественных средств создания образности и выразительности речи. К ним относятся, в первую очередь, тропы и стилистические фигуры речи. Образность и выразительность речи создают различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение.

В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что

  • лес проснулся (сравните: ребенок проснулся);
  • камыш шепчет (девушка шепчет);
  • темнота подкралась (разведчик подкрался).

Определение олицетворения

 Олицетворение в литературе. Примеры

Олицетворение как художественный троп часто применяется в сказке, басне и поэтической речи. Приведём примеры олицетворения в поэзии.

Читаем в произведении Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазвенели, как обычно бывает, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них случилось  горе.

Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:

Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия.

Читаем ещё примеры олицетворения:

Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.

                                              М. Лермонтов

Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира,  ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

Утешится  безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

Видео «Тропы. Олицетворение»

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 120

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму квадратов трех чисел
  • Как составить формулу гиперболы
  • Как найти место могилы на кладбище
  • Как найти административное право
  • Как в вайбере найти контакт группы