Как найти в тексте просторечные слова

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора — это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»— здесь нет , с чем сравнивают— с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают— реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Просторечия — это слова, которые не соответствуют нормам русского литературного языка.

Чтобы понять, что такое просторечия, выясним сначала, что это сложное слово образовано от словосочетания «простая речь». А кто пользуется простой речью? В первую очередь, так называемая простая речь была характерна малообразованным как городским, так и сельским жителям.

Определение

Просторечия — это социально-обусловленная разновидность русской речи, словарный и грамматический состав которой находится за пределами литературного языка.

Возьмем в качестве примера глагол «обалдеть». Академический словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой просторечное слово «обалдеть» указывает со значением «потерять способность соображать, прийти в состояние отупения, одуреть». В Большом толковом словаре под редакцией С.А. Кузнецова это слово имеет ещё одно значение «восхищаться, испытывать восторг от кого-то или чего-то».

Увидев впервые эти горы, я просто обалдел от их красоты!

То же значение имеют однокоренные просторечные слова «обалденный» (восхитительный, изумительный) и «обалденно».

Моя бабушка испекла обалденный пирог с яблоками!

Сегодня ты выглядишь просто обалденно!

Как видим, в этом контексте литературные слова «восхитительный» («восхитительно»), «изумительный» (изумительно») с точки зрения говорящего не обладают такой яркой эмоциональностью, как просторечные слова, которыми он предпочел заменить их в своем экспрессивном высказывании.

Просторечия в речи

Просторечные слова занимают особую нишу в живой разговорной речи. Возникшие как единицы речи необразованных людей, они не уходят, не исчезают из языка, а сохраняются довольно длительное время. С одной стороны, они звучат несколько грубовато, неграмотно и, безусловно, режут слух образованным людям. С другой стороны, использующие их в своей речи считают просторечия более яркими по сравнению с «тусклыми» литературными вариантами. Просторечная лексика примыкает к разговорной, но находится за пределами русского литературного языка. Она характеризуется как грубая, бранная или как несоответствующая литературной норме. Просторечная лексика обладает сниженной окраской и всегда экспрессивна:

  • загнуться
  • мазурик
  • братан
  • колготиться
  • стукануть.

В художественной литературе просторечные слова выполняют роль стилистического средства,  с помощью которого автор стремится передать характерную речь персонажа произведения.

Понаблюдаем за диалогом из романа современной писательницы Екатерины Вильмонт:

А дамы, по-вашему, какими должны быть?

Бабки из бабы даму не делают. Но я плевать на это хотела!

Просторечное слово «бабки» вместо литературного «деньги» и «баба» вместо «женщина» позволяют читателю понять, что героиня, несмотря на внешний лоск, не получила достойного образования и принадлежит к определенной социальной прослойке общества.

Просторечия засоряют нашу речь, снижают её качество, искажают литературные слова и их грамматические формы. Как же узнать просторечие? Рассмотрим с примерами некоторые признаки просторечных слов.

Признаки просторечий

Просторечия возникают на базе литературных слов путём их образования, например, с помощью суффикса:

  • мамка вместо лит. мама;
  • папка вместо папа;
  • командирша (от командир сущ. общего рода);
  • инспекторша (от инспектор сущ. общего рода);
  • ихний вместо их.

В высказывании часто непреднамеренно, а иногда и умышленно (для создания комического эффекта) изменяются по падежам несклоняемые имена существительные.

Я приду в красном пальте.

Приезжай ко мне на метре!

В некоторых просторечных словах вставляется (переставляется) гласный в стечение согласных:

  • корвать — кровать;
  • рубль — рубель.

Отметим такой признак просторечия, как замена согласного или гласного в слове:

  • антерес (интерес);
  • антомобиль (автомобиль);
  • асвальт (асфальт);
  • конпас (компас);
  • кружовник (крыжовник);
  • кромещный (кромешный);
  • штенпель (штемпель);
  • щикатурить (штукатурить).

Явным признаком просторечия является искажение грамматической формы глаголов:

  • едь, ехай вместо поезжай;
  • не бойсь, не боись вместо не бойся;
  • поездию, поездиешь, поездий вместо поеду, поедешь, поезди;
  • хочем, хочете, хочут вместо хотим, хотите, хотят.

Чтобы было легче ориентироваться в потоке таких слов, приведем примеры просторечий.

Примеры просторечий

авось, айда, в ажуре, вчерась, влипнуть, вляпаться, дрыхнуть, жрать, жратва, обжираловка, зариться, кореш, куды, лупить, небось, окочуриться, подбить бабки, пойти на двор (в туалет), нафиг, фигня, офигеть, сволота, стырить, шамать, шамовка.

Как известно, речи принадлежит немаловажная роль в формировании личности. Овладение нормами русского литературного языка, высокая культура речи является залогом профессионального успеха, особенно тех, кто по долгу службы учит или воспитывает молодое поколение, организует или направляет работу других людей. По тому, как человек строит свои речь, какие языковые средства использует, а каких избегает (просторечия, жаргон, канцеляризмы, штампы), можно судить о его внутренней культуре.

Просторечные слова


Просторечные слова

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 265.

Обновлено 20 Мая, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 265.

Обновлено 20 Мая, 2022

Просторечия вовсе не выходят, как многие считают, за рамки литературного языка. Просторечные слова, выражения, грамматические формы, речевые обороты используются в литературном языке для грубоватой, сниженной характеристики описываемого предмета, явления, лица. Просторечные слова в основном употребляются при неформальном бытовом общении между не слишком образованными людьми.

Что такое просторечия?

Просторечия, о которых школьникам рассказывают на уроках русского языка в 6 классе, — это не только отдельные слова, это выражения, синтаксические конструкции, словообразовательные модели, которые носят упрощённый, несколько грубоватый, экспрессивный характер. Просторечия свойственны речи представителей малообразованного городского населения. Они образуют экспрессивный стиль литературной речи, который противоположен таким книжным стилям, как официально-деловой, научный.

Возле просторечных слов в толковых словарях как правило имеются пометы груб., небреж., ирон., сниж. и другие.

Просторечные слова используются в литературе и публицистике как средство характеристики персонажа, среды, как элемент авторской речи. Они позволяют кратко обозначить суть явления, не прибегая к развёрнутой характеристике. Пустышка — дело, которое не принесёт результата. Слиться — отказаться от намеченного дела, подведя других участников.

Иногда вместо термина «просторечный» употребляют слово «простонародный». Это разные понятия. Простонародным называют то, что относится, принадлежит или свойственно простому народу. Этим эпитетом могут быть охарактеризованы быт, особенности поведения, предметы. Пример: Татьяна верила преданьям простонародной старины. Что значит простонародная речь? Это особая манера произношения, диалектизмы, своеобразные способы построения высказывания. Главные приметы просторечия — эмоциональность, сниженность, упрощённость. Эти качества простонародной речи не свойственны.

Просторечные слова. Примеры

  • Просторечные слова могут быть синонимами существующих в языке слов. Башка (голова), зашквар (позор), стрёмный (неприятный), трындец (неожиданное, неприятное окончание какого-то процесса), отчебучить (сделать что-то неожиданное).
  • Просторечные слова могут быть образованы от уже имеющихся в русском языке слов по известным словообразовательным моделям. Базарить (суффиксальный), заценить (приставочный), перелопатить (приставочно-суффиксальный), междометие ёлки-палки (сложение), стащить (перенос значения).
  • Просторечиям свойственны словоформы, отличные от привычных литературных норм. Примерами могут служить обращения братан, мамаша, батяня, земляк, зёма, Витёк, Саня, Димон.
  • Грамматические формы просторечных слов нередко отличаются от нормативных слегонца — слегка, силком — силой, вгорячах — сгоряча.

Альтернативные литературные просторечные формы не выходят за пределы языковой нормы, в отличие от ошибок в употреблении местоимений (ихний, евонный), падежных форм (туфлей вместо туфель, чулков вместо чулок, крема вместо кремы) или неправильного произношения, например, чрезмерного стечения (сокращение) согласных (скока, щас), неверной постановки ударения (звОнит вместо звонИт, тортЫ вместо тОрты).

Заключение

Что мы узнали?

Просторечные слова являются частью литературного языка. Эти слова, как правило экспрессивны, грубоваты, содержат несколько негативную оценку. Они свойственны речи городского населения в бытовом неофициальном общении. Список просторечных слов активно пополняется, так как именно речь городского населения наиболее восприимчива к изменениям в обществе.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 265.


А какая ваша оценка?

Суковых Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы,             МАОУ Дубынская  средняя общеобразовательная школа, Казанский район, Тюменская область.

 Внеклассная работа по  русскому языку.

                   Словарь

           просторечий и просторечных выражений.

                       (Неполный)

 Просторечие находится в рамках литературного языка,  является стилистическим средством, представляет собой динамическую систему. Это уникальное языковое  явление, которое нельзя запретить, хотя оно отчасти отрицательно влияет на чистоту и культуру языка. Большинство просторечий воспринимается как шутка, как языковая игра. Просторечие  реализуется, в основном, в устной обиходной речи.

 А 

 Авось (может быть, частица).

 Авоська (сумка для продуктов).

А жирно не будет?

А  его и след простыл!

Айда (пойдем).

Алконавт (алкоголик).

Артачиться, заартачиться (заупрямиться).

 А оно мне надо?

А пинка под зад не хочешь?

 Аукнется (пословица: как аукнется, так и откликнется), (тебе это еще аукнется, т. е: отзовется).

Афганец (служивший в Афганистане).        

Аховый (плохой, безнадежный); работа аховая, парень аховый.

 Ахинею нести (вздор, нелепица).

 Ахти; не ахти какой (не очень хороший).

А я почем знаю?

Б

 Бабуля, бабуся.

 Башка трещит (сильно болит).

Балдеть; обалденно (приятно проводить время;  восхитительно).

Безбашенный (бездумный).

Без вины виноватая..

Белены объелся (вытворять что- нибудь нехорошее).

Беспредел (беззаконие).

Беспонтовый ( без претензий, без запросов, неинтересный).

 Бесшабашный.

Блин дырявый. Ух, ты, блин дырявый!

Бог,Бог , да сам не будь плох!

Бочку катить (обвинять, придираться).

 Больно уколоть (обидеть).

 Бортануть (оттолкнуть).

Борзеть.

Брякнуться.

Брысь отсюда!

 Бухать (пьянствовать).

Бухло (выпивка, алкогольные напитки).

Будь смелей – скорей повесят! (ироничное).

 Был – да весь вышел.

Был – да весь  всплыл.

Бычиться (сердиться).

 Быдло ( «последние» люди,  рабы, бичи, работающие на хозяина).

Бяка.

В

Вечно глаза на мокром месте.

Вечор.

В  отключке.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Влезть во что-то нехорошее …или в не  свое дело.

 Влипнуть в историю.

Врать.

Встать на дыбы, вздыбиться.

Все ништяк!

Все тип-топ!

В уголок, чтоб никто не уволок.

Выделываться.

 Выбражать, выбражуля (детск.).

Выдубеть (вырасти крепким).

Г

Где тонко, там и рвется.

 Где?   В Караганде!

Гляделки.

Глаза разуй.

 Глухо, как в танке.

Глаза все проглядела.

Глаза все выплакала.

Гонит (врет)

 Голый вассер (пусто)

Гол как сокол.

 Говорить сквозь зубы.

 Говорильня одна.

Голод – не тетка!

 Голь перекатная (беднота).

Горе мыкать, горемычный.

Говорили тебе: не пей по полной!

 Грех на судьбу жаловаться.

 Гулящая.

 Гулянка.

 Д

 Да мне без разницы.

 Да чтоб мне сквозь землю провалиться!

 Дать маху.

 Дать пенделя под зад.

Давать храпака.

Давеча.

Дармовщина.

Дать деру.

Дать под дыхло.

Дать в зубы.

Девушка (обращение).

Дело яйца выеденного не стоит.

Дело – табак! (плохое).

Деловая колбаса.

Денно и нощно.

День-деньской.

Деньги гони!

Держи масть!

Держи пять! (поздороваемся).

 Дешевые понты.

 Документики.

 До лампочки.

Долой с глаз моих!

 Досюда, дотуда.

Достала!

Достукался.

 Дочка (обращение).

До фени.

 До фонаря.

 До упаду.

Дочурка, дочура.

Дохлый, дохляк.

Дохлый номер (напрасное дело).

 Дразнуля (детск.)

Дулю с маслом не хочешь?

 Дурак – так лечись!

 Дурной, дуреть.

 Дурить (сбивать столку).

Дурь из башки побыбивают.

 Дурья башка.

Дура –лошадь (обращение)

Дуб-дубом  (глупый, тупой).

 Дуралей.

 Душок (неприятный запах).

 Друзья – не разлей вода!

 Душа-человек.

 Душа компании.

Дуй быстрей отсюда!

 Дыхалка не работает.

 Дым коромыслом стоит.

 Дюжий такой (крепкий).

 Е

Егоза  (очень подвижный).

 Езжайте.

 Елозить (спокойно не сидеть, не сидеть на месте).

 Ерепениться (ломаться, противиться).

 Ершистый (задиристый).

Ей — Богу!

Е-ПЭ-РЭ-СЭ-ТЭ, Е-КА-ЛЭ–МЭ-НЭ.

Есть еще порох в пороховницах (есть еще силы).

 Ехидничать (зло надсмехаться), ехидна.

Ж

 Жадина-говядина (детск.)

Жахнуть (ударить).

 Жмот (скупой человек).

 Желудить семечки.

 Живодерня.

 Жилиться (напрягаться).

 Женщина (обращение).

Жихарко  (худой).

 Жировать (жить слишком богато).

 Житуха.

Жмурик (мертвый).

 Жрать, жратва.

 Журить (слегка ругать).

Жуть (ужас).

З

Загудеть (запить).

Задубеть (стать твердым и сухим;  замерзнуть).

 Задолбать (замучить придирками).

 Загордиться.

 Заживо гнить.

Заживем как люди.

Закидоны устраивать.

 Закатай губу!

Заколебала.

Закрой дверь с той стороны.

 Закрой на это глаза.

Залить глаза (опьянеть сильно).

 Зануда.

 Замызгать.

 Замухрышка (неряшливый человек).

Заморыш какой-то.

 Замри (не высовывайся).

 Заначка.

Засветить про  меж глаз.

Запариться (устать от работы).

 Запороть (испортить).

Заробеть.

 Засрамить (ругать постоянно).

 Зауросить (зареветь, запричитать).

 Заткнуться (замолчать.)

Зачетка.

Зырить (смотреть).

   И

 И врагу не пожелаю.

Иди нафиг!

И нашим и вашим за пятак пляшем.

 Инет (интернет)

Ишь, какой выхухоль нашелся!

 И я хочу, но молчу.

  К 

 Кабы-как (плохо).

Какой дурдом!

Как  две капли воды похожи.

Какие наши годы!

 Кайф ловить, кайфую.

 Канителиться (тянуть время).

Каракатица какая-то.

 Катись колбаской по Малой Спасской.

 Квилиться (о ребенке: плакать, капризничать).

 Квасить (пьянствовать).

 Кипиш устраивать.

 Кишка тонка.

 Класс! Классно! Классный.

Клево!

Командир (обращение).

 Когда? Когда рак на горе свиснет.

 Коза бодатая.

Коммуналка.

 Кости перемывать (обсуждать).

Круто! Крутой. Крутизна!

 Крыша едет (ничего не понимать).  

Куда? На Кудыкины горы продавать помидоры.

 Куржак (тонкая ледяная корка на снегу)

Л

 Ласты завернул (умер).

Латаный – перелатаный.

 Легок на помине.

Липа (ненастоящее).

Лонысь  (недавно).

 Лузгать семечки.

 Лыка не вяжет (находится в сильном опьянении).

М 

Маета, маетный.

 Мазила.

Мало каши ел.

 Мамаша (обращение).

Малец (мальчик).

Мал еще!

Маршрутка.

Мелочь пузатая.

Мелюзга одна.

Мне все фиолетово.

Много  шума из ничего.

Молоко на губах не обсохло.

Москва слезам не верит.

 Модница-огородница! (детск.)

 Муж – объелся груш!

 Мы  —   в шоколаде!

 Мымра (страшная и злая).

 Мясцо, мяско.

  Н

Надо же!

Назло врагу.

 На-кося, выкуси!

Напились до поросячьего визга.

На сердитых воду возят.

Наутек, пуститься наутек.

 Начальник (обращение).

Не бери в голову.

 Не возникай!

Не век же так жить.

Не гони пургу (не говори чепуху).

Не мытьем, так катаньем.

Не наезжай (не предъявляй претензий).

Не разевай рот, а то муха залетит.

Не приведи Бог!

 Непутевый.

 Не сыпь мне соль на рану.

 Неспроста (с умыслом).

 Не чирикай! (не разговаривай).

Нормалек!

Нос задрать (зазнаться).

Нос опусти (перестань зазнаваться).

 Новые русские.

 Ну! Баранки гну!

 Ну- ка… подвинься.

 О

Оборонка

Обмишуриться (опозориться).

 Одна минуточка!

 Округа.

 Околпачить.

 Окуля беспамятная.

 Окочуриться (помереть).

Оно мне надо!

 Опростоволоситься (опозориться.)

 Опостылеть  (очень надоесть).

Опа! Опаньки!( междометие).

 Отец (обращение).

Отвали, моя черешня!

Отвяжись от меня.

Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая.

 Отираться (находиться возле…)

 Отрубиться (уснуть, потерять сознание).

 Отморозок (безнравственный человек).

 Оттянуться по полной  (хорошо провести время).

 Откуда? От верблюда.

 Отсебятину несет  (сочиняет).

 Отрепье; отребье (отбросы; негодные, морально разложившиеся люди).

 Оттяпать (отобрать часть).

 Ох, что я маленький не сдох!

 Охломон ( безобразный человек).

 П

Палочка-выручалочка.

 Папаша (обращение).

 Патлы распустить (о волосах).

 Пацан.

По барабану.

Подзалететь (попасться на чем-то).

Пойло (алкогольные напитки).

Покамест.

Пока!

Понтоваться, понты гнать.

Портки (штаны).

Полодырая (неловкая).

 Портянки.

 Послать в Тьму-Таракань.

Посиделки.

Постряпушки.

 Похавать ( поесть, цыганск.)

 Почему! По кочану!

Предки.

Прикольно.

 Прикид.

 Притерпеться.

 Прилип, как банный лист к попе.

 Припереться: чего приперся?

Проказы, проказничать.

Прокол.

 Промазать.

 Промах (неудача).

Проморгать (упустить).

 Протри глаза-то.

 Прыткий.

Пуститься наутек.

Пудрить мозги.

 Пугало огородное (страшный на вид).

 Пухнуть от голода.

Пьяному море по колено.

 Пьяница, пьянь.

 Пыхтеть.

Р

Раз, два…и обчелся!

Разбойники с большой дороги.

Разуй глаза, да обуй ноги.  (Надо убегать, пока не поздно).

 Размозжить (раздробить).

 Разлечься.

 Разбазаривать добро.

 Ржать, ржач (смеяться, смех).

 Редиска  (плохой человек  или шуточное ).

 Реветь.

Рот закрой (замолчи).

 Рот закрой – кишки простудишь!

 Рыла не кажет  (не появляется).

 Рыпаться.

 С

 Сами с усами!

Синеботы (алкоголики).

 Серая мышь.

 Семенить ногами.

Сваливать надо! (уходить), свали отсюда.

Сигай  отсюда!

 Скатертью дорога!

 Слюня вожжой.

Слинять надо!

 С луны что ли упал?

 С луны свалился?

 Сморчок какой-то.

 Смотришь в книгу – видишь фигу!

 Сообразить на троих.

 Солдатик (обращение).

 Сопляк еще (маленький).

 Социалка.

 С самого с ранья прется (слишком рано идет).

 С панталыку сбились (с толку сбились).

 Спустить все деньги (растратить бессмысленно).

С ума сходить.

С  тобой не соскучишься!

 Старый хрыч.

Старик (обращение).

 Сынок (обращение).

Сыр-бор разводить.

Т

 Тары-бары-растабары (разные разговоры).

 Телок ты опоенный (пьяный молодой человек).

 Типа того.

 Тошно мне.

 Тряхнем стариной.

 Труп ходячий (слабый, безжизненный).

Тусовка, тусоваться.

Тупой, как сибирский валенок.

 Турок (непонятливый).

Ты меня на понял не бери! Понял?

Ты меня не пугай! Я с детства пуганый!

 Ты у меня вот уже где сидишь!

 Тягомотина, тягомотину разводить (слишком долго и нудно говорить).

У

 Улыбнись отсюда.

 У самого рыльце в пуху.

Утереть нос (сделать лучше и быстрее).

 Уши греть (подслушивать)

 Уши прочисти.

 Ушки на макушке.

Ухмылка,  ухмыляться (самодовольная усмешка).

Ф

Фигня все (неправда).

 Фигушки тебе! (ничего не отдам).

 Физиономия (лицо).

 Фестивальный (пьяный).

Фестивалить всю ночь (гулять).

 Флаг тебе в руки!

 Фонарь под глазом.

 Фраер какой!

 Форсить, форсун.

 Форс морозу не боится.

Фу!  (неприятно пахнет).

Фуфло (некачественное).

Ч

 Чего привязался?

Чересчур.

 Черти-что!  (ничего из себя не представляет).

 Что с него возьмешь?

Что локаторы то развесил? (прислушиваешься).

 Чувырла (страшная).

 Чухан, чуханка (плохо одетые).

 Чурка с глазами  (черствый человек).

Чудить (вести себя чудно).

 Чучмек (нерусский человек).

 Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала!

 Чьих рук дело?

Ш

 Шаньга (ватрушка).

Шевелить мозгами.

Шеф (начальник).

Шибко (сильно).

 Шиковать (ни в чем себе не отказывать).

 Ширяться (употреблять наркотики).

 Шляться.

 Шмат (большой кусок).

Шутки ради.

 Х

 Халява, на халяву (бесплатно).

 Халтура (случайная работа).

Хаять (плохо отзываться о ком-нибудь).

Хватить киснуть!

Хилый (слабый, худой).

Хитовый.

Хлебать горе.

Хлопать дверью.

Холодрыга (очень холодно).

 Хозяин, хозяйка (обращения).

Хорохориться (стараться держаться бодро, смело).

Хоть стой, хоть падай.

Хохмач (человек, умеющий пошутить), хохмить ( весело шутить), хохма одна (смех).

 Хрущевка.

Ю

Юлить (изворачиваться).

Я

Явился – не запылился!

 Яниться (капризничать)

 Японский городовой! (легкое ругательство).

Пример использования просторечного выражения:

 Не курите, господа,

Не курите!

 И здоровью своему

 Не вредите.

 В нашей жизни

 Много дыма

 И так.

 А иначе наше дело – табак!

         Аркадий Арканов.

Тема исследования: “Выявление схожих
языковых черт просторечной лексики героев
рассказов В.М. Шукшина и жителей села Боград
Республики Хакасия”.

Цель урока: выявить схожие языковые черты
просторечной лексики жителей Алтайского края на
примере героев рассказов В.М. Шукшина и жителей
села Боград.

Задачи:

  • проверить умения учащихся находить изученные
    явления в тексте, давать грамматическую
    характеристику, определять особенности
    употребления в данном тексте;
  • развивать умение работать с
    книгой, самостоятельно подбирать материал;
  • воспитывать умение правильно выражать свои
    мысли в устной и письменной форме, а также
    выступать перед аудиторией. 

Домашним заданием был сбор просторечных слов
жителей села (опрос родных, знакомых), чтение
рассказов В.М. Шукшина: “Как помирал старик”,
“Степка”, “Охота жить”, “Билетик на второй
сеанс”, “Раскас”, “Думы”…

Ход урока

I.

1.Объявление темы урока: “Просторечие”.

2. Беседа с учащимися по теме “Просторечие”
(повторение пройденного теоретического
материала)

3. Проблемные вопросы:

— Вы употребляете в своей речи просторечные
слова?

— Употребляют ли их ваши знакомые, родные?

— Встречались ли при чтении рассказов Шукшина
просторечные слова?

-Встречались ли вам при чтении рассказов
просторечия, которые употребляют и жители нашего
села?

— Почему употребление просторечных слов
ограничено?

4. Определение проблемы исследования: поиск
просторечной лексики, находящейся на грани
исчезновения, является основной проблемой данного
исследования.

5. Учащиеся выдвигают гипотезу::
предположим, что просторечная лексика жителей
села Боград имеет схожие языковые черты с
лексикой жителей Алтайского края на примере
героев рассказов В.М. Шукшина.

6. Объект исследования — речь жителей села
Боград и речь героев произведений В.М.Шукшина.

7. Предметом исследования являются
просторечные слова.

8. В соответствии с целью будут использованы
методы:

  • Поисковый (анализ литературы, изучение
    проблемы, сбор просторечных слов);
  • Сопоставительный метод;
  • Заключительно-обобщающий (систематизация
    материала исследования, обобщение результатов,
    формулировка выводов и рекомендаций).

II. Исследование

Каждая группа, подгруппа выбирает для
подготовки одну из тем, которые определяются на
уроке.

  1. Группы просторечий.
  2. Особенности употребления просторечной лексики.
  3. Классификация по частям речи.
  4. Синтаксические единицы

Инструкция для 1 группы (сильные учащиеся)

1. Работа с учебником “теория”.

— Выяснить на какие группы делятся просторечия?

(Все просторечия делятся на три основные
группы:

1. Фонетические просторечия

2. Морфологические просторечия

3. Синтаксические просторечия )

Заполнить таблицу

Наименование Просторечие Пример синтаксической единицы из
рассказа
Пример из речи жителей
Фонетическое шо’фер вместо шофё’р,    

Инструкция для 2 группы

Выявить особенности употребления просторечной
лексики, составить таблицу

(у каждой группы тексты В.М. Шукшина).

Особенность употребления Просторечие
Характеристика персонажа Бестолоч,…
Совершаемые действия Лузгать,…
В названии рассказа и т.д.  

Инструкция для 3 группы

Найти просторечия в текстах рассказов Шукшина
и из собранных просторечий жителей с. Боград
сделать классификацию по частям речи.

Часть речи Просторечие
Существительное Цигарка,…
Глагол Лузгать,…
Наречия Сёгоды,…

Индивидуальное задание (у каждого ученика
на столе свой текст рассказа В.М. Шукшина, который
он читал) Собрать синтаксические единицы,
включающие в себя просторечную лексику героев
Шукшина и жителей села Боград
(из рассказа
пример – предложение, из речи жителей —
просторечие (слово)

Просторечие Обозначение Пример Название
Вобчем В общем — Она вобчем-то не дура, но малость
чокнутая нащет своей физиономии.
“Раскас”
Вчерась вчера Хорошо не разбудил вчерась. “Охота жить”
Выкобенивался красовался. Я тогда ещё совсем молоденькая была, а
ты уж выкобенивался.
“Одни”

(пример )

Индивидуальное задание: работа с
интернет-ресурсами.

Задание: найти в словаре В. Даля предложенное
слово одной из групп и определить, является ли
оно просторечным, если группа не может
определить просторечное оно или диалектное (дети
часто путают)

  1. Критерии оценивания работы:
  2. Заполнение таблицы. (2балла)
  3. Вывод. (2 балла)
  4. Участие в выступлении.(2 балла)
  5. Участие в обсуждении (2 балла).

Всего:

  • 8 баллов “5”
  • 6 баллов “4”
  • 4 балла “3”

На исследование отводится 20.

III. Выступление групп, формулировка
выводов.

— К какому выводу мы пришли после исследования?

Гипотеза, выдвинутая нами в начале
исследования, оказалась верной. Просторечная
лексика жителей села Боград имеет во многом
схожие языковые черты по своим тем или иным
морфологическим, фонетическим, грамматическим
признакам со словами, употребляемыми жителями
Алтайского края на примере героев рассказов В.М.
Шукшина. Таким образом, можно сделать вывод, что в
речи героев Шукшина В.М. используются
просторечные слова, схожие со словами нашей
местности.

IV. Домашнее задание: Написать сочинение –
миниатюру, используя просторечную лексику.

Примеры выступления учащихся :

1 группа.

Все просторечия делятся на три основные группы:

1.Фонетические просторечия
неточность в фонетическом облике слова,
изменение места ударения. Например: шо’фер
вместо шофё’р, ложу вместо кладу.

2. Морфологические просторечия, когда
отступление от нормы наблюдается в
морфологическом составе слова. Например: мово
вместо моего, дитё вместо дитя, зе’ркала
вместо зе’ркало (отнесение слов из среднего рода
к женскому роду, в которых концевое “о”
постоянно звучит, как “а”, что и является
основой неправильного определения рода), без пальта
вместо без пальто, мой мозоль вместо моя
мозоль, с повидлой вместо с повидлом, шофера’
вместо шофё’ры, бежат вместо бегут.

3.Синтаксические просторечия — слово
соответствует норме литературного языка, но
грамматическая связь между ними нарушена.
Например: Я потерял пуговича. В слове
пуговича сразу допущены два вида просторечия,
фонетическое просторечие — вместо “ц” — “ч” (это
просторечие связано с северо — русским говором) и
морфологическое просторечие – вместо окончания
винительного падежа – “у” употреблена форма
именительного падежа.

2 группа.

С точки зрения принадлежности к разным частям
речи разговорная лексика, как и нейтральная,
разнообразна. В нее входят:

1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;

2) Прилагательные: Безалаберный,
расхлябанный;

3) Наречия: Наобум, по-свойски;

4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть,
халтурить;

5) Междометия: Лга, баи, ой.

3 группа

Выявить особенности употребления просторечной
лексики.

Просторечная лексика в прозе Шукшина занимает
значительное место Писатель использует ее как
яркое оценочное средство. Такие слова
употребляются для наименования лиц, их
характеристики, оценки другими персонажами: бестолочь,
бугай, вертихвостка, лоботряс, побирушка, трепач
,
“ходили голодранцами”(Боград); “наворачивал,
как голодный”(Б); и т.д. Нередко такое слово
выносится в название рассказа, что сразу
привлекает внимание читаталя: “Дебил”,
“Залетный”, “Чудик”, “Алеше Бесконвойный”.

Такую же функцию выполняют прилагательные,
подчеркивающие какую – либо черту характера
персонажа
: башковитый, шебутной, непутевый,
незанозистый,
“да знаю я тебя тугоносого,
как ты просил” (“В профиль и анфас”. Тугоносый –
робкий, неразговорчивый человек,“паскудный
был” (Б);. “Они все так, запойники – то:
месяц не пьют, два, три, а потом всё до нитки с себя
спустят” (“Мастер”).

В своих произведениях В.М. Шукшин употребляет в
большей степени глаголы. Они называют физические
действия:
сварганить, звездануть,
дроболызнуть, жогнуть
; состояния: вздрючиваться,
загнуться, окочуриться; трескали
за обе щеки
(Боград); характер речи: долдонить, вякать,
“стали кумекать(Б)

Просторечия В.М. Шукшина выражают различные оттенки:
пренебрежительности
(шашлычишко, людишки),
восторженность: красотень; глаголы с
отрицательной оценочностью: ломануть
(ударить), устосовать (избить до
полусмерти), ухайдакать (сгубить), “премся
все спозаранку на телятник” (Боград) “девки
лохмы
распустят да на танцы” (Б)

Группа 4

Выявить схожие языковые черты просторечной
лексики жителей Алтайского края (на примере
героев рассказов В.М. Шукшина) с просторечной
лексикой жителей села Боград.

Территория Алтайского края, как и Хакасия,
входит в состав севернорусского наречия, поэтому
можно выявить схожие черты просторечной и
разговорной лексики на примере героев
произведений В.М. Шукшина и жителей села Боград.

1. Разговорно-бытовые слова, которых нет в
лексике, например: огорошить, налупился,
наяривать
;

2. Общеупотребительные слова с особыми,
разговорно- литературными и просторечными
значениями, например: хлестать, хлебать
значении “пить водку”), тюлень (в
значении “неповоротливый человек”), шляпа
(в значении “растяпа”);

3. В просторечной лексике встречаются
отличающиеся постановкой ударения. Например:
должон
должен, сурьёзно.

4.Тебе, паразит, жалко сапоги замарать,
а я должон каждую весну плетень починять?!
(Рассказ “Степка”).

5. Мягкое произношение звуков: организьм —
организм

— А какой там организьм у ребенка. (Рассказ
“Микроскоп”, стр.163).

6. В просторечной лексике местоимение чего
(ничего), что имеет другую форму: ничо –
ничего, чо.

— Ничо, служит пока. (Рассказ “Охота
жить”, стр.60).

Таким образом, можно сделать вывод, что в речи
героев Шукшина В.М. используются просторечные
слова, схожие по своим тем или иным
морфологическим, фонетическим, грамматическим
признакам со словами, употребляемыми жителями
села Боград.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти общие производственные расходы
  • Как найти помощника для бизнеса
  • Как найти в игре нет звука
  • Как найти компьютер it специалиста payday 2
  • Как правильно составить радиограмму