Как найти в тексте согласование управление примыкание

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[823K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • «Лёгкая причёска». Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно «причёска» и является главным словом. Она (причёска) какая? — лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

«Белый колодец», «чёрному лебедю», «певца Кузьмина», «наш футбол», «седьмое небо».

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

«Приехать в аэропорт» («приехали в аэропорт»), «монитор компьютера» («монитором компьютера»).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

«Возвратиться вечером», «говорить, улыбаясь», «идея уехать», «лететь низко».

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

«Широкой рекой».

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное «широкой» согласуется с существительным «рекой» в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется — согласование.

«Идут в школу».

Здесь мы видим, что слово «идут» как бы основное, оно так и называется — главное. От него мы задаём вопрос «куда?» и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют — управлением. Сделать главным сочетание «в школу» не удастся — задавать вопрос «в школу что делают?» синтаксически неверно.

«Пойти купить»

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[157K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание — это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования — при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова — изменяемые.

Например: «горячее сердце» — сердце (главное слово) — какое? — горячее (зависимое слово); «твоя улыбка» — улыбка (главное слово) — чья? — твоя (зависимое слово).

Связь управления — при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: «решать задачу» — решать (главное слово) — что? — задачу (зависимое слово); «играть в мячик» — играть (главное слово) — во что? — в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания — при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: «читать вслух»; «смотреть свысока», «идти пешком».

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование — это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление — это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова — это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и «надежно» определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами — всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно — род). Если да, перед нами — согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто «управляет» зависимым, перед нами — управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) — связь управление.

Знаете ответ?

Рассмотрим виды словосочетаний в зависимости от типа подчинительной связи, соединяющей слова в словосочетание. Приведем примеры словосочетаний с разными видами связи.

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний

Как и слово, словосочетание называет предмет (рубашка в полоску), признак (очень красивый), действие (бежать быстро) и др. Но в отличие от слова словосочетания называют более конкретное понятие:

  • дом — кирпичный дом;
  • строгий — крайне строгий;
  • кричать — кричать громко.

Между словами, чтобы они объединились в словосочетание, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование


Определение

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Согласование

При подчинительной связи согласования оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что при таком виде подчинительной связи оба слова являются изменяемыми.

В русском языке обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Примеры

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление


Определение

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание


Определение

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Примыкание

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Примеры

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.

Собака залаяла очень громко.

В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:

Собака залаяла громко.

Невозможно сказать:

Собака залаяла очень.

При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.



Видео «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 260

10.01.2021
23301

Сейчас непростое время: экзамены переносят и отменяют, многие выпускники девятых классов не понимают, что сдавать и к чему готовиться. Поэтому мы хотим порадовать вас понятным и простым объяснением, как решать 4 задание ОГЭ по русскому языку. Мы знаем, вы любите лайфхаки 🙂

В этой статье:

Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?Теория: словосочетание и типы связейАлгоритмПримерБолее сложный пример

Простой и понятный 4 задание ОГЭ по русскому

Как решать 4 задание ОГЭ по русскому?

Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?

В этом задании нужно заменить словосочетание на синонимичное, выбрав правильный вариант. Для этого нужно знать, как устроено словосочетание и какие бывают типы связи между словами.

Мои ученики просто обожают это задание! Они говорят, что метод, который мы даём в MAXIMUM Education, в сто раз легче, чем то, чему их учили в школе. Многим дают теорию по теме «словосочетание» и «типы связи» очень объёмно и непонятно: разбирают ненужные тонкости, всевозможные способы выражения зависимых слов, огромные таблицы…

Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания ОГЭ по русскому, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.

Приходите к нам на пробный урок. Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2022, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

Итак, как я объясняю своим ученикам 4 задание ОГЭ?

Теория: словосочетание и типы связей

Зачем идти по сложному пути, если есть классный алгоритм — простой и понятный?

Я обязательно поделюсь им с вами, но начнем с теории!

В словосочетании есть главное и зависимое слово. Главное слово — то, от которого задаём вопрос, зависимое слово — то, к которому задаём вопрос.

Например: кожаная куртка. Куртка (какая?) кожаная.

Куртка – главное слово.

Кожаная – зависимое.

Между этими словами может быть три типа связи: согласование, управление и примыкание

В чем разница?

Согласование: в словосочетании при склонении меняются оба слова, зависимое слово — прилагательное (на ОГЭ будет так).

кожаная куртка, нет кожаной куртки

Управление: при склонении изменяется только главное слово, зависимое слово — существительное, между словами может быть предлог (фишка управления).

куртка из кожи, куртки из кожи

Примыкание: зависимое слово — неизменяемая часть речи (наречие).

готовила вкусно, готовят вкусно

Это всё, что вам нужно знать, чтобы выполнять задание! Честно-честно!

Алгоритм

А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.

Шаг 1

Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.

Шаг 2

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).

Просят управление — ставим существительное (кто? что?).

Просят примыкание — превращаем в наречие (как?)

Итого:

  • согласование — прилагательное
  • управление — существительное
  • примыкание — наречие

 Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом — дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка — куртка из кожи

Шаг 4

Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в кармане!

Пример

Рассмотрим вариант из демоверсии:

Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.

Идем строго по алгоритму:

  1. Цель (чего?) жизни. Цель — главное, жизни — зависимое.
  2. ЦЕЛЬ
  3. Жизни (существительное) превращаем в прилагательное (т.к. нас просят сделать согласование). Какая? Жизненная
  4. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

Поздравляю, вы супер!

Более сложный пример

Разберём хитрый случай:

Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Идем по алгоритму!

  1. Сказал (как?) грустно
  2. СКАЗАЛ
  3. Грустно (наречие) превращаем в существительное – грусть. Без предлога здесь не обойтись – добавляем!
  4. СКАЗАЛ С ГРУСТЬЮ

Надеюсь, теперь вы согласны с моими учениками, что 4 задание ОГЭ по русскому простое и классное! Главное — пользоваться нашим замечательным алгоритмом. Готовьтесь к ОГЭ с удовольствием! И обязательно прочитайте наш гайд для ОГЭ по русскому, чтобы разобраться с остальными темами этого экзамена и сдать его на высокий балл 🙂

`

Лайфхаки экзамена

К рубрике

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Виды словосочетаний

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Управление

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Примыкание

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

( 6 оценок, среднее 3.17 из 5 )

Управление, примыкание, согласование


Управление, примыкание, согласование

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.

В данной статье, предназначенной для учащихся 8 классов, рассмотрим с примерами отличительные черты управления, примыкания, согласования как видов подчинительной связи.

Согласование

Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному слову в роде, числе и падеже.

С согласованием связано одно правило: если изменяется главное слово, то за ним изменяется и зависимое слово, обретая ту же грамматическую форму, что и главное слово.

Главным словом может быть имя существительное, субстантивированное прилагательное, субстантивированное причастие, местоимение.

К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена прилагательные; порядковые имена числительные; местоимения, схожие с именами прилагательными по форме; причастия, задаются вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

Зависимые слова выполняют в предложении функцию определения.

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже.

При управлении в русском языке зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово.

Главным словом может быть глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие, порядковое имя числительное.

К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена существительные, субстантивированные имена прилагательные, субстантивированные причастия, местоимения в косвенных падежах с предлогом или без него, задаются вопросы косвенных падежей.

Зависимые слова выполняют в предложении функцию дополнения.

Примыкание

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой главное слово связано с зависимым по смыслу и интонационно.

Особенностью является то, что зависимым словом в словосочетании может быть только неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, формы сравнительной степени, притяжательные местоимения его, ее, их.

Главным словом может быть глагол, причастие, деепричастие, наречие, имя прилагательное, имя существительное.

К зависимым словам в данном виде словосочетаний задаются следующие вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? и др.

Необходимо различать притяжательные местоимения его, ее, их и личные местоимения он, она, они в косвенных падежах, приобретающие формы его, ее, их.

Зависимые слова выполняют в предложении функцию обстоятельства.

Примеры

Примеры каждого типа подчинительной связи приведем с помощью таблицы «Управление, примыкание, согласование».

Тип связи

Примеры

Управление

пришел к другу, ушел в гости, помощь брата, встречать бабушку, трудиться с удовольствием

Примыкание

быстро бежал, очень тепло, тихо засмеявшись, сказал волнуясь, крикнуть сгоряча

Согласование

бабушкин платок, фиолетовый карандаш, этот план, растаявшее мороженое, восьмой класс, ветер с юга

Как правило, согласование, управление, примыкание определяют по частеречным принадлежностям главного и зависимых слов и по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.

Заключение

Что мы узнали?

В русском языке есть три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Каждый из этих видов имеет свои особенности: определения, частеречная принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическая функция зависимых слов.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти исходный код элемента
  • Как найти фотки своих одноклассников
  • Как найти договор аренды в росреестре
  • Как найти натуральную величину сечения фигуры
  • Как составить свой видеоролик