Как найти в задаче сколько всего

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 66,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 98,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 97,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 106,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 6,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 50,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 74,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 21,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 46,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 57,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 13,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 18,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 38,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 72,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 15,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 29,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 38. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 101,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

5 класс

Задание 418,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 80,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 81,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 105,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 107,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 245,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 247,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 485,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 496,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 503,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 363,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 385,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 390,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 393,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 421,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 428,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 430,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 451,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


-Следующим заданием будет таким, вместо пропуска  нужно поставить знаки + или -.

1     4  = 5                   4     2   = 2                                         7    4  = 3

3     2  = 1                  4      1  = 5                                         6     3 = 9

Посмотрите, какой знак нужно поставить в 1 выражении?

-Почему?

-Посмотрите на 2 выражение. Какой знак нужно поставить?

-Почему?

-Посмотрите на3 выражение. Какой знак нужно поставить?

-Почему?

-Посмотрите на 4 выражение. Какой знак нужно поставить?

-Почему?

-Посмотрите на 5 выражение. Какой знак нужно поставить?

-Почему?

-Посмотрите на 6 выражение. Какой знак нужно поставить?

-Почему?

-Молодцы!

-На устном счёте хорошо работали…, а остальным желаю быть активными.

-Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: «Сколько всего?»,  «Сколько из них?».

-Сегодня на уроке мы с вами будем учиться решать задачи, в которых нужно ответить  на вопросы  «Сколько всего?» и «Сколько из них?».

-Откройте тетради, запишите число, сегодня  4 апреля. Отступите 2 клетки вниз от записи числа. Теперь отступите 9 клеток вправо, на 10 записываем с большой буквы слово «Задача».

-Откройте учебники на странице 9 и 2.

Найдите задание № 1.

-Поставьте пальчик на этом задании.  Нам нужно рассмотреть  краткую запись к  каждой задаче и  восстановить условие  задачи.

-Рассмотрите краткую запись под буквой а).

— О ком эта  задача?

-Что известно в задаче?

-Что нужно найти?

-Составьте условие задачи. Пусть бабочки будут в зоомагазине.

-Рассмотрите круговую схему.

-Что означает число 37?

-Что означает число 6?

-Что нужно узнать в задаче?

-Можем ли мы найти кол-во красных бабочек?

-Почему?

-Как найдём?

— Отступите 2 клетки вниз от предыдущей записи. Теперь отступите 9 клеток вправо, на 10 записываем слово «Задача» с большой буквы.

-Задачу пойдёт решать к доске…

-Остальные отступают одну клетку вниз от слова «Задача» и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ задачи?

-Молодцы!

-Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

Рассмотрите краткую запись под буквой б).

 -О чём эта задача? Пусть это будут лисички и подосиновики.

-Что известно в задаче?

-Что нужно найти?

-Составьте условие задачи.

-Рассмотрите круговую схему к этой задаче.

-Что означает число 25?

-Что означает число 4?

Что неизвестно в задаче?

-Можем ли мы узнать, сколько грибов было на поляне?

-Почему?

-Как найдём?

-К доске пойдёт решать задачу…

Остальные отступают одну клетку вниз от слова Задача и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ задачи?

-Молодцы!

-Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

-Найдите задание под № 2. Поставьте пальчик на это задание.

-Я читаю задание, а вы следите.

«Нарисуй схемы. Обозначь неизвестное знаком «?».

А) Укротитель вывел на арену 16 зверей: львов и тигров. Среди них  было 4 льва.

-Посмотрите на круговую  схему к этой  задаче.

-О ком эта  задача?

-Что означает число 16?

-Что означает число 4?

-Что нужно узнать?

-Можем ли мы найти количество тигров?

-Почему?

-Как найдём?

-Как запишем выражение?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают 2 клетки вниз от слова Задача и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ:

-Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

Найдите задачу под буквой б). Поставьте пальчик на эту задачу.

-Я читаю, вы следите.

Б) У дрессировщика 28 голубей. Из них 3 голубя сизых и 20 белых. Остальные коричневые. 

-Рассмотрите круговую  схему к этой задаче.

-О ком эта задача?

-Что означает число 28?

-Что означает число 3?

-Что означает число 20?

-Можем ли мы сразу  найти количество коричневых голубей?

-Почему?

-Во сколько действий будем решать задачу?

-А можем ли мы найти кол-во сизых и белых голубей?

-Как найдём?

-Как запишем выражение?

-Что теперь можем найти?

-Как найдём?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают одну клетку вниз от слова Задача и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ?

-Молодцы!

— Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

Найдите задачу под буквой в). Поставьте пальчик на этой задаче. Я читаю, вы следите.

в) Фокусник вынул из шляпы множество предметов. Среди них 6 кроликов, 20 мышей и 30 штук разноцветной мелочи.

-Рассмотрите схему к этой задаче.

-О чём задача?

-Что означает число 6?

-Что означает число 20?

-Что означает число 30?

-Какой вопрос можно задать к этой задаче?

-Можем ли мы найти кол-во предметов у фокусника в шляпе?

-Почему?

-Как найдём?

-Как запишем выражение?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают одну клетку вниз от слова Задача и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ задачи?

-Молодцы!

— Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, с большой буквы пишем слово «Задача».

-Давайте с вами немного отдохнём.

Встаньте из-за своих рабочих мест. Повторяйте движения за мной.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Тихо, но быстро садитесь.

-Найдите задание №3. Поставьте пальчик.

-Я читаю задание, вы следите.

Задание №3. «Придумай задачи». «Составь выражения. Найди их значения».

А)-Рассмотрите первую схему.

 — О чём будет наша задача?

-О каких?

–Что означает число 47?

-Что означает число 40?

-Что нужно найти в задаче?

-Составьте условие задачи.

-Как решим задачу?

-Как составим выражение?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают 2 клетки вниз от слова «Задача» и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ:

-Как запишем ответ?

-Молодцы!

-Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

-Посмотрите на схему под буквой б).

-О чём будет наша задача?

-О каких?

-Что означает число 58?

-Что означает число 6?

-Что нам нужно найти?

-Составьте условие задачи.

-Как решим задачу?

-Как составим выражение?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают 2 клетки вниз от слова «Задача» и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ задачи?

-Молодцы!

-Отступите 2 клетки вниз от предыдущей  записи, поставьте точку, от этой точки отступите 9 клеточек вправо, на 10 с большой буквы пишем слово «Задача».

-Посмотрите на схему под буквой в). Поставьте пальчики.

-О чём будет наша задача?

-О каких бабочках?

-Что означает число 68?

-Что означает число 4?

-Что нам нужно найти в задаче?

-Составьте условие задачи.

-Как решим задачу?

-Как составим выражение?

-К доске пойдёт решать…

-Остальные отступают одну клетку вниз от слова Задача и от начала строки записываем решение у себя в тетради.

-Ниже, от начала строки записываем слово Ответ.

-Как запишем ответ задачи?

-Молодцы!

Выполнение задания №4.

-Ребята, найдите задание под номером 4 на стр. 9 и 3. Поставьте пальчик на это задание.

-Я читаю задание, вы следите.

 «Запишите сумму чисел, соединённых одним цветом. Сравните значения сумм».

-Рассмотрите схему.

-Какими цветами соединены числа?

-Начнём считать сумму чисел, соединённых зелёной линией.

-Что значит сумму чисел, что с ними нужно сделать?

-Посмотрите на слайд.

-Начнём с числа 7.

-Сколько получится в 1 выражении?

-Сколько получилось во 2 выражении? и т.д.

-Отступите одну клетку вниз от предыдущей записи, от начала строки запишите число 62.

-Посмотрите на схему.

-Теперь считаем сумму чисел, соединённых розовой линией.

-Начнём с числа 7.

-Сколько получится в первом выражении?

-Сколько получится во 2 выражении? и т.д.

-Через клетку от числа 62  запишите число 45.

-Сравним данные числа.

-Какой знак нужно поставить между этими числами?

-Верно!

-Теперь посчитаем сумму чисел, соединённых голубой линией.

-Начнём с числа 20.

-Посмотрите на слайд.

-Сколько получится в первом выражении? и т.д.

-Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых зелёной линией?

-Отступите одну клетку вниз.

-От начала строки запишите число 62.

— Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых розовой линией?

-Через клетку от числа 62, запишите число 45.

-Сравним данные числа.

-Какой знак нужно поставить между этими числами?

-Верно! Молодцы!

-А теперь сравним значения, полученных в результате сложения чисел, соединённых зелёной и голубой линией.

— Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых зелёной линией?

-Отступите 3 клетки вправо, запишите это число.

— Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых голубой линией?

-Через клетку от числа 45, запишите число 41.

-Сравним данные числа.

-Какой знак нужно поставить между этими числами?

-Верно!

-А теперь сравним значения, полученных в результате сложения чисел, соединённых розой и голубой линией.

— Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых розовой линией?

-Отступите 3 клетки вправо, запишите это число.

— Какое число получилось в результате сложения чисел, соединённых голубой линией?

-Отступите одну клетку от числа 45, запишите число 43.

-Сравним данные числа.

-Какой знак нужно поставить между этими числами?

-Молодцы!

-Давайте с вами немного разомнём наши пальчики.

-Повторяйте движения за мной.

Этот пальчик — дедушка, (массируют большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (массируют указательный палец)

Этот пальчик — папочка, (массируют средний палец)

Этот пальчик — мамочка, (массируют безымянный палец)

Этот пальчик — я, (массируют мизинец)

Вот  и вся моя семья! (сжимают пальцы в кулачок и разжимают обратно)

-Найдите задание №5. Поставьте пальчик на этом задании.

-Сейчас мы поиграем в игру.

Вам необходимо набрать 50 очков разными способами. Записывайте суммы по очереди. Следите, чтобы равенства не повторялись.

— Рядом с каждым рисунком есть карточка с числом.

-Посмотрите, какие числа  можно сложить, чтобы получилось 50?

-Кто нашёл числа, сумма которых =50?

-Найдите задание под №6.

-Сначала выполним задание под буквой а).

А) Раздели каждую фигуру на несколько треугольников.

— Как называется первая геометрическая фигура?

-Как нам нужно провести линии, чтобы поделить данную фигуру на несколько  треугольников?

-Как называется следующая геометрическая фигура?

-Как нам нужно провести линии, чтобы поделить данную фигуру на  несколько треугольников?

-Как называется следующая геометрическая фигура?

-Как нам нужно провести линии, чтобы поделить данную фигуру на  несколько треугольников?

-Молодцы!А теперь выполним самостоятельную работу.

А) Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

-На слайде вы видите задания.

-1 вариант  выполняет первый столбик, 2 вариант  выполняет второй столбик. Вам нужно найти значение выражений  сложением и вычитанием.

1)54 + 3 =                         2)78 + 1=                                      

65+ 3=                                 77- 4=

76 + 2 =                                45 + 3 = 

-Первый ряд передайте тетради с последней парты на первую, второй ряд, третий ряд.

Знаки +/-

1)+

-Чтобы получить большее число, нужно прибавить.

2)-

-Чтобы получить меньшее число нужно вычесть.

3)-

— Чтобы получить меньшее число нужно вычесть.

4)+

— Чтобы получить большее число, нужно прибавить.

5)-

— Чтобы получить меньшее число нужно вычесть.

6)+

— Чтобы получить большее число, нужно прибавить.

-О бабочках.

-Было 37 бабочек, из них 6 бабочек жёлтого цвета.

-Сколько бабочек красного цвета в зоомагазине?

-В зоомагазине было 37 красных и жёлтых бабочек. Из них 6 бабочек жёлтого  цвета продали. Сколько бабочек красного цвета в зоомагазине?

-Сколько было всего бабочек.

-Кол-во жёлтых бабочек.

— Количество красных бабочек.

-Можем.

— 37 — 6= 31(б.)

-Ответ: 31 красная  бабочка.

-О грибах.

 Из них 4 подосиновика, остальные 25 лисички.

-Сколько всего  грибов было на поляне?

-«На поляне  росли несколько  грибов. Из них 4 подосиновика, остальные 25 лисички. Сколько всего грибов  было на поляне?»

-Кол-во лисичек.

-Кол-во подосиновиков.

-Сколько всего грибов было на поляне.

-Можем.

-Потому что знаем, сколько было подосиновиков и лисичек.

-К 25+4= 29(г.)

-Ответ:29 грибов.

-О львах и тиграх.

-Количество всех   зверей: львов и тигров.

-Среди них  было 4 льва.

-Сколько было тигров?

-Можем.

-Потому что знаем общее кол-во зверей и  количество львов.

-От 16 — 4+ 12(т.)

-Ответ: 12 тигров.

-О голубях.

-Общее количество голубей.

-Сколько было сизых голубей.

-Сколько было  белых голубей.

-Нет.

-Не знаем кол-во сизых и белых голубей.

-В 2 действия.

-Можем.

-К 3+20=23(г.)- сизых и белых.

-Сколько коричневых голубей.

-Знаем общее кол-во голубей, количество  сизых и белых голубей.

-28-23(г.)- коричневых.

-Ответ: 5 коричневых голубей.

-О  разных предметах.

-Сколько было кроликов.

-Кол-во мышей.

-Кол-во штук разноцветной мелочи.

-Сколько всего предметов было у фокусника в шляпе?

Можем.

-Знаем сколько кроликов, мышей и кол-во  разноцветной мелочи.

-6+20+30=56(п.)

Ответ:56 предметов.

-О фруктах.

-О грушах и яблоках.

-Сколько было всего фруктов.

-Кол-во яблок.

-Нужно найти сколько груш.

-В корзине было 47 фруктов. Из них 40 яблок, остальные груши.  Сколько груш было в корзине?

-Из 47 — 40+ 7(г.)

-Ответ: 7 груш.

-О цветах.

-О розах и ирисах.

-Сколько было всего цветов.

-Кол-во ирисов.

-Сколько на клумбе было роз.

-На клумбе росло всего 58 цветов. Из них 6 петушки, а остальные розы. Сколько роз росло на клумбе?

-58-6=52(р.)

-Ответ:52 розы.

-О бабочках.

-О жёлтых и оранжевых.

-Общее кол-во бабочек.

-Кол-во жёлтых бабочек.

— Кол-во оранжевых бабочек.

— В зоомагазине было 68 бабочек. Из них 4 бабочки жёлтого  цвета. остальные оранжевые. Сколько бабочек оранжевого цвета в зоомагазине

-68-4=64(б.)

-Зелёным, розовым, голубым.

-Сложить все числа.

-27

-35

-17

-20

-62

-Знак больше.

-45

 -22

62_45

Знак больше

62_43

-Знак больше

-45_43

45

43

-Знак больше

-45

-43

-Знак больше

Повторяют движения за учителем.

-Прямоугольник

-Провести линию по диагонали.

-Параллелограмм

-По диагонали.

-Трапеция

-Провести линию по диагонали.

План урока:

Понятие «задача». Составные части задачи

Задачи на нахождение целого

Задачи на увеличение числа на несколько единиц

Задачи на нахождение части

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц

Задачи на разностное сравнение

Привет! По пути на наше занятие я встретила свою очень хорошую подружку. Ее зовут Даша – следопыт.

1sada

Она очень любознательная и стремиться находить ответы на все вопросы, даже самые сложные. Ей стало очень интересно, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке. Я рассказала Даше, что тема у нас довольно непростая, мы будем разбираться в типах задач, искать способы их решения.

Даша подумала, что это будет очень увлекательно и попросила разрешить ей поприсутствовать у нас на уроке. Конечно же, я с радостью согласилась. Итак, сегодня наше занятие мы проведем втроем.

Понятие «задача». Составные части задачи

Послушай, какую историю рассказала мне Даша. Ее друг бычок Борька попросил помочь и провести расследование.

Утром у него на столе в вазочке лежало 9 шоколадных конфет.

2erer

А когда бычок вернулся с прогулки, то увидел в вазочке всего 6 конфет.

3er

Борька обратился к Даше с просьбой разобраться с исчезновением конфет и узнать, куда они делись.

Даша определила, что конфет стало меньше. Она задумалась, почему это могло случиться. Например, конфеты могли выпасть из вазочки. Но конфет ни на столе, ни под столом не оказалось.

Тогда Даша решила, что конфеты кто-то забрал. Она внимательно присмотрелась к друзьям бычка, которые собрались в комнате, и заметила, что у лисенка Жулика щеки испачканы шоколадом.

4fdsf

Даша все поняла и нашла правильный ответ: это лисенок съел конфеты. И Жулик сразу же в этом сознался, а затем попросил прощение за свой поступок. Все были очень рады, что проблема решилась.

Я тоже очень обрадовалась, ведь история Даши поможет объяснить новый материал на сегодняшнем уроке. Давай по порядку проанализируем последовательность расследования.

  1. Бычок Борька рассказал, что произошло.
  2. Он задал вопрос и попросил найти ответ.
  3. Даша подумала, порассуждала и нашла правильное решение.
  4. Она дала ответ на вопрос бычка.

Это же и есть порядок работы над задачей! Вот определение понятия задача – это проблемная ситуация, которую нужно решить путем логических рассуждений, математических вычислений. В результате решения задачи нужно найти правильный ответ на поставленный вопрос.

Вот составные части задачи.

5yut

Давай мы Дашину историю превратим в задачу и решим ее.

Итак, приступим. Сначала разберемся с условием.Для математической задачи важно иметь необходимые числовые данные.

6hhh

Чтобы лучше понять условие задачи, мы будем рисовать. Не обязательно рисовать именно конфеты. Можно их обозначить просто кружочками. Изобразим 9 кружочков–конфет.

7asdad

Из этих конфет часть забрали и часть осталась. Мы знаем, что осталось 6 конфет. Отметим их.

8gdgdg

Итак, мы проанализировали и изобразили условие нашей задачи. Идем дальше.

Теперь нам нужно определить вопрос задачи. Ее вопрос почти всегда включает слово «сколько».Даше нужно было узнать, куда исчезли конфеты. А мы узнаем, сколько исчезло конфет.

9sdsds

Для этого нам нужно определить количество конфет в той части, которую мы еще не выделили.

10fdf

Пока все ясно? Тогда переходим к следующему этапу. Нам нужно понять, как найти решение задачи. Для этого давай подумаем. Нас интересуют конфеты в подмножестве, которое является частью множества из 9 конфет, лежавших в вазочке сначала. Мы с тобой выучили на прошлом уроке, что найти часть из целого можно с помощью действия вычитания. Осталось составить пример. Мы должны из общего количества конфет (число 9) вычесть количество конфет, которые остались (число 6). 9 минус 6 будет 3.

11sfsf

Ну вот, мы посчитали конфеты в подмножестве, которое забрали. Давай вспомним вопрос: «Сколько конфет исчезло?» Мы это только что установили, значит можно переходить к последнему этапу и дать ответ на вопрос.

12dadad

Мы закончили работу над задачей.

  1. Разобрались с ее условием.
  2. Определили вопрос.
  3. Подумали над решением.
  4. И дали ответ.

Теперь ты сможешь решить любую задачу. Их очень много. Мы рассмотрим решение простых задач.

Задачи на нахождение целого

Вот наша первая задача. Ее составила для нас Даша.

У обезьянки Башмачок было 5 бананов. А Даша принесла ей еще 3 банана. 

13dad

Какой вопрос мы можем задать по условию этой задачи? Правильно, мы можем спросить, сколько всего бананов стало у обезьянки?

Итак, начнем работать. Сначала проанализируем первую составную часть задачи– условие.

О ком говорится в задаче? Правильно, об обезьянке. О том, что у нее было 5 бананов.

Что случилось потом? Верно, ей дали еще 3 банана. Запишем это в нашу таблицу

14fafaf

Теперь обозначим условие задачи схематически. Вместо бананов будем рисовать прямоугольники. Сначала нарисуем 5 бананов, которые были у обезьянки.

15ffff

Поскольку обезьянке дали еще бананы, то нарисуем их рядом.

16gdg

Вспомним вопрос задачи и запишем его в таблицу

17gggg

Значит, нам нужно вместе посчитать бананы, которые были, и бананы, которые ей еще дали

18gggg

Теперь приступим к решению задачи.

Получается, что теперь у обезьянки все бананы лежат вместе, т.е. подмножество бананов, которые были у нее раньше, объединилось с подмножеством бананов, которые она получила потом.

Давай вспомним материал прошлого урока. Какое математическое действие мы используем при объединении подмножеств в одно общее?

Правильно, это действие сложение. Значит, для решения нашей задачи мы должны составить выражение на сложение. К 5 бананам, которые были у обезьянки, прибавим 3 банана, которые ей дала Даша. Что получится?

19ggg

Сумма чисел 5 и 3 равна 8. Вот мы и посчитали все бананы. Теперь у обезьянки всего стало 8 бананов.

Обрати внимание, мы нашли ответ на вопрос нашей задачи! Можно заканчивать

20oooo

Вот мы и разобрались с нашей задачей.

С помощью какого действия мы нашли ответ? Да, это было действие сложение.

Почему мы использовали именно это действие? Совершенно точно, потому что по условию предметы добавлялись. Два подмножества предметов объединяются в одно целое. Такой тип задач называется задачи на нахождение целого.

Один из главных вопросов в задачах на нахождение целого «Сколько всего?»  Потому что именно после объединения двух подмножеств надо пересчитать все предметы вместе.

В нашей задаче предметов прибавилось, потому что Даша дала еще бананы. Подумай, в каком еще случае предметов добавится?

Правильно, если:

  • что-то подарят;
  • что-то положат;
  • сделают еще несколько предметов;
  • кто-то придет или приедет;
  • объединить две группы предметов (например, посчитать вместе мальчиков и девочек).

Во всех указанных случаях мы получим задачи на нахождение целого. Такие задачи нужно решать с помощью действия сложения.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц

А вот другая задача. Она немного не похожа на предыдущие. Давай рассмотрим, в чем ее особенности.

У Даши было 4 воздушных шарика, а у игуаны Иса – на 5 шариков больше. Сколько шариков было у игуаны?

21sfsf

Сначала проанализируем условия задачи. Что нам известно?

Правильно, мы знаем о Даше. У нее 4 шарика.

Но мы не знаем, сколько шариков у игуаны! Однако у нас есть подсказка о их количестве. В задаче сказано, что у игуаны на 5 шариков больше.

Запишем это условие и вопрос.

22ddd

Попробуем изобразить. Вот 4 шарика Даши

23dasd

А как показать шарики игуаны? У нее их на 5 больше, чем у Даши. Значит их столько же (т.е. 4) и еще 5. Покажем это.

24ccccd

Давай подумаем над решением этой задачи. Выбор действия подсказан в самом условии. Помнишь, в результате какого действия становится больше?

Правильно, это действие сложения. Значит, для решения задачи нам нужно составить пример на сложение

25yytyt

Мы посчитали, сколько шариков у игуаны, а это и есть вопрос нашей задачи. Ура! Мы нашли нужный ответ! 

26hhh

Задача решена!

Теперь давай разберемся, в чем ее особенность. В условии задачи содержалась подсказка, которая указала на выбор математического действия. Помнишь?

Было сказано, что у игуаны на несколько шариков больше. Больше становиться в результате действия сложения. Поэтому, чтобы посчитать шарики игуаны, нужно прибавлять.

Это задача на увеличение числа на несколько единиц. Их решать очень легко, если внимательно прочитать условие. Как только ты заметишь указание, что предметов, которые нужно посчитать, на несколько единиц больше, то сразу выбирай действие сложения. 

Задачи на нахождение части

А сейчас еще одна задача.

На кусте росло 8 ягод. Лис жулик сорвал 2 ягоды. Сколько ягод осталось?

27uuu

Довольно простое и понятное условие. Попробуй сам записать все, что нам известно.

Давай проверим. Мы знаем, сколько было ягод, и знаем, сколько ягод сорвал Жулик. Поэтому запись такая

28yty

Что нужно узнать? Запиши вопрос

29iiui

Кажется, все понятно. Теперь давай порассуждаем. Из тех ягод, что были на кусте, часть ягод сорвали. Изобразим это на схеме

30tutu

Подумай, что произойдет, если убрать часть предметов?

Правильно, их останется меньше.

А теперь вспомни, какое математическое действие используется при удалении из множества предметов одного его подмножества?

Конечно же, это действие вычитание. Значит нам нужно из числа 8, которое обозначает количество всех ягод вычесть число 2, которое обозначает количество сорванных ягод.

Запишем решение. 

31fsfsf

Мы узнали, что на кусте осталось 6 ягод. Можем записать ответ.

32sfsfsf

Вот как просто! Когда мы что-то убираем, то остается только часть от всего, что было. Это задачи на нахождение части. Они решаются с помощью действия вычитания.

Давай подумаем, в каких еще ситуациях будет оставаться только часть предметов.

Например:

  • что-то съели;
  • забрали;
  • продали;
  • ушли;
  • увезли;
  • отрезали;
  • прочитали.

Можно еще продолжать, но главное, ты должен запомнить, что в результате таких действий часть предметов убирается и их остается меньше. Поэтому в задачах на нахождение части всегда используется действие вычитания.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц

Давай разбираться со следующей задачей. Ее придумала Даша.

Даша собралась в поход. Она положила себе в рюкзак 5 пар носков, а футболок взяла на 3 меньше. 

33fsfsf

Прочитай внимательно условие. Какие вещи взяла Даша? Что о них известно?

Правильно, мы знаем, что Даша взяла 5 пар носков.

А для каких вещей не указано точное количество?

Верно, мы не знаем точно, сколько Даша взяла футболок. Сказано, что их на 3 меньше, чем носков. Давай это запишем.

34dffdf

Можешь сказать, какой будет вопрос? Что нам нужно узнать?

Правильно, мы будем узнавать, сколько же футболок взяла с собой Даша

35sffsf

Это тоже задача с подсказкой. Мы можем даже не рисовать носки и футболки, чтобы понять, как ее решать. Ты уже догадался, что за подсказка?

Ну, конечно же, это указание, что футболок меньше! А мы уже знаем, какое математическое действие нужно применять, если предметов меньше. Это действие вычитание. 

Все очень просто. Нам нужно из числа 5, которое обозначает количество носков, вычесть число 3, которое показывает, на сколько футболок меньше

36tetet

Вот и все! Теперь нам известно, что Даша взяла в поход 2 футболки. Можем писать ответ

37tgtet

И задача решена!

Это мой любимый тип задачи. Он называется задачи на уменьшение числа на несколько единиц. При их решении невозможно ошибиться. Раз сказано, что предметов на несколько единиц меньше, значит, будем вычитать, и получим правильный ответ.

Задачи на разностное сравнение

А вот еще одна задача от Даши и о ее друге Паровозике.

В первый день Паровозик перевез 9 пассажиров, а во второй день – 7 пассажиров. 

38yryry

Очень простое и понятное условие. Все известно – и сколько в первый день перевез, и сколько во второй.

Можем это записать.

39iyuii

И нарисовать это можем. Пассажиров обозначим палочками. Сначала нарисуем пассажиров, которые ехал в первый день, а ниже тех, кто ехал во второй.

40gdgdg

А вот вопрос Даша придумала очень необычный. Она решила, что мы слишком легко со всеми задачами справляемся и нужно немного усложнить. Вот вопрос.

41fsfsf

Итак, нужно для начала определить в какой день он перевез пассажиров больше, а в какой меньше. Это довольно легко. Ты уже умеешь сравнивать числа. Скажи, что получиться?

Правильно, 9 > 7. Это можно прочитать, как «9 больше, чем 7» или «7 меньше, чем 9».

Но в задаче недостаточно только сравнить числа. Нужно узнать, какая между ними разница, т.е. выполнить разностное сравнение. Давай еще раз посмотрим на рисунок. Что ты заметил?

42fsfsf

Видишь, в первый день изобразили палочек столько же, сколько и во второй день, и остались еще «лишние» палочки. Их можно отгородить. Для этого отделим одинаковое количество палочек. Во множестве с меньшим количеством элементов 7 палочек, значит, и во множестве с большим количеством элементов мы отсчитаем 7 палочек. 

43sfsf

Чтобы найти ответ на вопрос задачи, нужно узнать количество «лишних» палочек.

44fdasf

 То есть нам надо найти часть из множества, в котором 9 палочек.

А вот это уже просто! Вспомни, с помощью какого математического действия можно найти часть множества. Конечно же, это вычитание.

Получается, мы должны из большего числа вычесть меньшее число. 

45sfsf

Мы провели не только сравнение чисел, но и нашли их разность. Это называется разностное сравнение чисел. Можно записывать ответ. 

46fgsff

Вот мы и познакомились еще с одним типом задач – задачи на разностное сравнение. Их главная особенность в том, что вопрос начинается со слов «На сколько …?». Для решения этих задач нужно следовать такому алгоритму.

  1. Определить, какое число больше.
  2. Из большего числа вычесть меньшее.

Ты еще не устал? Мы выучили 5 разных типов задач:

  • задачи на нахождение целого;
  • задачи на увеличение числа на несколько единиц;
  • задачи на нахождение части;
  • задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
  • задачи на разностное сравнение.

Каждая из них имеет один единственно правильный вариант решения. Поэтому нужно очень хорошо подумать и разобраться. Всегда будь внимательным к вопросу задачи. Поиск правильного решения зависит именно от того, количество каких предметов нужно узнать. 

Чтобы потренироваться в решении разных задач, попроси родителей приобрести сборник задач для 1 класса.

А сейчас давай проверим, как ты научился анализировать условие задачи и правильно определять ее тип. Выполни тестовые задания. 

Для материалов урока взяты кадры из обучающего м/с «Даша-путешественница», 2004

Конспект
урока по математике

Предмет: математика,
1 класс, УМК «Планета знаний».

Тема
учебного занятия:
Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на
нахождение слагаемого.

Место
урока в теме:

Раздел «А что же дальше?», урок 107, «Сколько всего? Сколько из них? Решение
задач на нахождение слагаемого», 1 урок

Тип
урока:

открытие
новых знаний.

Цель
и ожидаемый результат урока:
формирование умений решать текстовые
задачи, отработка навыков вычислений.

Задачи
урока (деятельность учителя):

  1. Подвести
    учащихся к теме урока от побуждающего диалога.
  2. Научить
    решать задачи на нахождение слагаемого и составлять схемы.
  3. Обеспечить
    решение учебной проблемы подведением к знанию, организуя работу учащихся в
    парах.
  4. Организовывать
    самоанализ и самооценку деятельности учащихся на уроке.

Оборудование
урока:

учебник «Математика», 1 кл., 2ч. (М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова), тетради,
электронный учебник, презентация, карточки на доску.

Содержание
и технология урока:

Этап
урока;

задачи

Деятельность
учителя.

Деятельность
учащихся.

УУД

1. Мотивация

к учебной деятельности

Развивать
познавательную активность

Тихонечко садитесь. Какое у вас сейчас настроение? Каким
должен быть урок?

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё
видят,                                                                                                            Наши
уши внимательно слушают и всё
слышат,                                                                                                            
А наша умная голова хорошо думает.

Я вам желаю успехов
на уроке.

Мнения учащихся.

Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место.

2.
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном
действии.

Подготовить
учащихся к открытию нового знания.

Устный счёт:

Вспомним, что же нам помогает при
путешествии по стране «математика»?

С какими разделами мы познакомились? Что
узнали? Где сейчас находимся?

Вспомнили,
молодцы! Сегодня на уроке мы будем работать с задачами. Перед вами карточки с
2-мя текстами, прочитайте и подумайте, чьи слова можно назвать задачей. В квадратик
поставьте галочку. Докажите.

              Белка: Я собрала 8
корзин с орехами и  2 корзины с шишками. Сколько всего корзин я собрала?

            

            
 Заяц: Я принёс 3 корзины, а потом ещё 5. Как же я устал!

Оцените
свою работу на волшебной линеечке, назовите критерий, по которому себя
оценили.

Совершенно
верно, правильно рассуждали. В задачах обязательно должны быть данные и
неизвестное число, которое мы должны найти, решив задачу.

В
тетрадях начертите схему к задаче.

Что
можем о ней рассказать? Что мы называем целым, а что частью?

Кто уже
с уверенностью может назвать данный тип задачи? (задача на нахождение
суммы)

Учащиеся называют ответ.

Отвечает 1 ученик – маршрутный
лист.

Мы познакомились с разделами «Десятки»
— узнали что такое десяток, научились считать десятками, «Как устроены
числа»
— познакомились с двузначными числами, умеем последовательно
называть числа, учились решать задачи, умеем называть в числах десятки и
единицы, «Вычисляем в пределах 20» — научились складывать и
вычитать числа без перехода через десяток, вычисляли по цепочке, научились
находить длину ломаной, периметр и площадь, «Простая арифметика»
научились определять в задачах данные и находить неизвестное, записывать к
задачам краткую запись, выполняли сложение и вычитание десятков, решали
задачи в 2 действия, познакомились с понятиями «выражение» и «значение
выражения», сравнивали двузначные числа, узнали о единицах измерения величин.

Сейчас мы находимся в разделе «А
что же дальше?»
— познакомились с понятием «слагаемые».

Оценивают себя на линеечке. (прогностическая
оценка)

Работа в
паре. 2 учащихся выходят к доске: оценивают свою работу на волшебной
линеечке. Называют критерий, по которому оценивали себя.

Умение
определять задачу.

Слова белки
мы можем назвать задачей. Мы можем узнать, сколько корзин с орешками собрала
белка, т.к. есть данные – 2 и 1. Есть вопрос в задаче – неизвестное.

2+1=3
(к.)

Ответ: 3
корзины с орешками.

А слова
зайца – не можем назвать задачей. В словах зайца нам известны числа 3 и 5 –
данные задачи. Но нет вопроса. Этот текст не задача.

Один
ученик выполняет задание на доске.

Неизвестное число – целое, а 8 и 2 –
части от целого.

Выполняют задание в тетрадях.

 

Коммуникативные
УУД:

монологические высказывания.

Познавательные УУД:

Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД: Умение
самостоятельно мыслить, развивать мышление.

3. Выявление
места и причины затруднения.

Способствовать
развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы
.

Я для вас подготовила
другую схему. Составьте задачу к схеме. Можем ли мы решить эту задачу?

Белка собрала 10 корзин. Из них 8 корзин
с орехами, а остальные – с шишками. Сколько корзин с шишками собрала белка?

Сталкиваются с проблемой. Не умеют
решать такие задачи.

Познавательные
УУД:

постановка проблемы и пути выхода из неё.

Коммуникативные
УУД:

монологические высказывания.

4. 
Постановка учебной задачи.

Сформулировать
тему и поставить цель урока,  разработать план действий.

Сегодня мы будем учиться решать
задачи нового типа: на нахождение неизвестного слагаемого.

На доску вывешивается тема урока:
Сколько всего? Сколько из них?

Какая цель нашего урока?

Чему мы будем учиться на уроке?
Какой план действий наметим для поиска решения?

Молодцы! Всё верно, посмотрите на
доску и скажите, все ли задачи на месте? Нет ли лишней?

(Лишняя задача –
научиться находить периметр прямоугольника).

Какую задачу мы уже решили?

Какая наша следующая задача?

Но сначала мы с вами немного отдохнём.

Мы должны узнать, как решаются текстовые
задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Дети вместе с учителем обсуждают
учебные действия и принимают план:

  1. Закрепить
    умения решать задачи на нахождение суммы.
  2. Научиться
    решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
  3. Познакомиться
    с разным видом составления схем к задачам.
  4. Научиться находить
    периметр прямоугольника.

Называют лишнюю
задачу урока.

(1.Закрепить умения решать задачи на нахождение
суммы).

(2.Научиться решать задачи на нахождение
неизвестного слагаемого).

Коммуникативные
УУД:

монологические высказывания.

Познавательные
УУД:

информационные:
извлечение информации

Личностные
УУД:

Мотивация
к изучению нового учебного материала.

Регулятивные
УУД:

Принятие
цели и постановка задач урока.

Регулятивные
УУД:

Планирование
действий.

5. Физ.
минутка

Ребята, тихонечко встаньте.

1, 2,3, 4, 5!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину
положим,

Голову поднимем
выше,

И легко-легко
подышим.

Раз – подняться,
потянуться,

Два – согнуться,
разогнуться.

Три – в ладоши три
хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки
шире,

Пять – руками
помахать,

Шесть – за парту
сесть опять.

Выполняют упражнения.

6.
Реализация построенного проекта.

Обсуждение
вариантов и выбор оптимального способа действий.

Ребята,
нам с вами нужно решить задачу по схеме. Что нам известно? Что нужно найти?

Как
будем решать эту задачу? Что в этой задаче целое? А что части?

Какая
задача стояла перед нами?

Какую
задачу урока нам нужно еще решить?

Прочитаем
задание № 2 на стр. учебника 88.

В секции
по плаванию 16 человек. Среди них пять девочек.

Нарисуй
схему.

Сколько
в секции мальчиков? Составь и запиши равенство.

Можно
нарисовать и другую схему:

Какую
схему удобнее рисовать?

Какая
тебе понятнее?

Нам известно, что белка собрала 10
корзин. Из них 8 корзин с орехами. Мы не знаем, сколько корзин с шишками
собрала белка.

Целое – 10 корзин. Части – 8 корзин и ?
корзин.

Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого
10 вычесть известную часть 8 и получим 2 корзины с шишками.

Научиться решать задачи на нахождение неизвестного
слагаемого.

Познакомиться с разным видом составления схем к
задачам.

Читают задание про себя, вдумываются.

Поиск решения.

Рассуждают
и составляют равенство устно: 16 – 5=11

Регулятивные
УУД:

Удержание цели и задач урока.

Познавательные
УУД:

Анализирование
условия задачи.

Коммуникативные
УУД:

монологические высказывания.

7. 
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Закрепить
новый способ действий.

Работа
по вариантам.

Ребята,
схему каждый выбирает для себя ту, с которой удобней и понятнее вам работать.

На доску
вывешиваю новую схему.

 

По
какому критерию будете себя оценивать?

Обменяйтесь
тетрадями. Оцените друг друга.

4 схемы
на доске: оцените себя.

Самооценка,
контроль и взаимооценка.

а) 37 –
6=31 (б.)

Ответ:
31 бабочка.

б) 4 +
25=29 (г.)

Ответ:
29 грибов.

Критерии: умение
составлять схему.

Познавательные
УУД:

Моделирование условия задачи.

Коммуникативные УУД:
взаимодействие, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Регулятивные
УУД:

Оценка
выполненных действий.

Познавательные
УУД:

общеучебные:
следование инструкции.

8.
Рефлексия учебной деятельности.

Формировать
умения оценивать себя

Какой
вывод мы можем сделать по уроку?

Решили
мы поставленные задачи в начале урока?

Сумели
мы выполнить весь план действий?

Оцените
свою работу на уроке.

Я узнал…

Я
научился…

Мне
понравилось…

Я
затруднялся…

Моё
настроение…

Несколько человек отвечают, оценивают
сою работу на уроке.

Регулятивные
УУД:

удержание цели и
задач урока.

Регулятивные
УУД:

Умение производить контроль и самооценку.

Открытый урок по математике

Класс: 1

Тема: Задача. Сколько всего?

Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.

Задачи:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Оборудование: плакат с парашютистами для устного счета, ромашка «Смайлик» для рефлексии, предметные картинки, карточки с цифрами и знаками равенства.

Ход урока

1.  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы с вами не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. Сегодня в классе у нас гости, давайте поздороваемся.

2. Устный счет. Повторение пройденной темы.
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.

— Посмотрите на доску. Кого вы видите? (парашютистов). Нам надо помочь им удачно приземлиться, а для этого нужно решить примеры, которые записаны на облаках. (+ индивидуальные карточки 3 ученикам).

Примеры:

10-4=6

5+3=8

2+7=9

4+3=7

9-5=4

7-5=2

10-5=5

8-6=2

6+3=9

7+1=8

-Молодцы! В знак благодарности, парашютисты хотят устроить в нашем классе, соревнования между рядами. Нам нужно как можно быстрее сравнить числа. А что значит сравнить? Поставить знаки равенства или неравенства.

— Умнички! И с этим заданием вы справились быстро.

3.  Подготовка к работе на основном этапе. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

-Послушайте два рассказа и сравните их:
1)  Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери?
2)  Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– звери, потому что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Познание мира»? Почему?(ответы детей)
Такие рассказы в математике называются задачами.

— Ребята, но самое интересное, нас ждет впереди. Мы сегодня с вами научимся решать задачи и отвечать на вопрос « Сколько всего?»

— Для начала, разберемся, что такое задача? Может кто то из вас уже знает, что же такое задача? Задача, это проблемная ситуация, а проблемной ситуации, всегда есть нерешенный вопрос, который мы будем учиться решать.

— Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Чтобы нам быстрее запомнить, давайте построим домик из составляющих задачи. 

— Посмотрите на доску. Сколько зайчиков зеленого цвета? 4 Сколько зайчиков желтого цвета? 2 Нам нужно узнать и ответить на вопрос: сколько всего зайчиков? Для начала представим зайчиков в виде кружков. Зеленых кружков 4, желтых 2. Так же подставим и цифры. Для того, чтобы узнать сколько всего, нам надо посчитать круги. Считать можно, как слева направо, так справа налево. Считаем. Итак, узнали ли мы сколько всего зайчат? Как мы узнали? Мы к 4 зеленым зайчатам прибавили 2 желтых, 4 и 2 это 6. Заменим «и» знаком сложения «+», а слово «это» знаком равенства «=». Таким образом, у нас получилось выражение 4+2=6, это и есть решение задачи. Мы ответили на вопрос «сколько всего?».

— В задаче есть основные составляющие части — это условие, вопрос, решение и ответ. В условии задачи описывается ситуация,то что нам известно в данной задаче,  в вопросе, то что мы должны узнать, а чтобы узнать, нам нужно решить, и таким образом мы и найдем ответ.

— Например,  на крыше было 5 голубей. Прилетели еще 4. Сколько голубей всего?  — Что нам известно в задаче? (Что на крыше было 5 голубей. Прилетели еще 4.). Это и есть условие, то что нам известно.

— Найдите и прочтите вопрос задачи. (Сколько голубей всего?). Что нам нужно сделать? (Найти ответ). А как мы сможем ответить на вопрос? (Нужно решить) каким образом? Как? Правильно! Нужно к 5 голубям  прибавить еще 4. Теперь мы можем узнать ответ? (Да). так сколько же всегоголубей на крыше? (9).

— Молодцы! Теперь мы знаем, что такое задача и умеем отличать условие от вопроса, находить ответ на вопрос «Сколько всего?». Значит с заданиями в учебнике мы справимся быстро и дружно.

Работа по учебнику.

— Откройте учебники на странице 85. №1 прочитайте.

Сначала читает ученик, затем учитель.

— «Дана повесила на елку 3 зеленых шара, Сара – 2 желтых шара. Сколько всего шаров повесили девочки на елку?»

-Что это? (задача)

-Прочтите условие задачи. (Дана повесила на елку 3 зеленых шара, Сара – 2 желтых шара.)

— Как звучит вопрос задачи? (Сколько всего шаров повесили девочки на елку?)

-Сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Сможем, так как нам известно условие задачи, и мы уже знаем как найти ответ на вопрос «Сколько всего?».

— Итак, Дана повесила на елку 3 зеленых шара (на доску вывешивается наглядность, зеленые круги), а Сара-2 желтых (затем 2 желтых круга). Теперь посчитаем сколько всего шаров. (5). Как мы узнали, что 5? К 3 шарам прибавили еще 2. Будет 5. Запишем: 3+2=5. Как вы думаете, правильно ли мы решили задачу? (да).

4. Динамическая пауза.

— Умнички! Теперь я думаю вы все заслужили по 5! А 5 не простая! Все мы любим получать 5. Тогда все дружненько встанем и выполним физминутку 5 на 5! Чтобы отвечали мы еще быстрее, думали еще лучше!

-Работа с тетрадью.

-Посмотрите на №1. Что там изображено? (Чебурашка и подарки возле елки). Чем же отличаются эти подарки? (размером). Сколько больших подарков? (3). А сколько маленьких? (2) Чебурашка хочет узнать сколько всего подарков отправил ему крокодил Гена. Можем узнать? Как? 3+2=5. Ответ: всего 5 подарков.

-В учебнике №2. Ребята, верно ли записано равенство 3<2? Почему? (потому что 3 не меньше, а больше 2 на 1). Запишем верные неравенства. Неравенства это знаки <, >.

В тетради на стр. 58 №2 записываем 3>2.

— В учебнике №3. Верно ли записано равенство 3=2? Что нужно, чтобы равенство получилось верным? (вместо цифры 2, подставить цмфру 3). Запишем верные равенства в тетради на стр. 58 в №3. Пишем 3=3.

— Ой, а что это там возле нашей елочки? Ребята, письмо! Иинтересно, откого же оно?

Письмо:

Здравствуйте дорогие ребята. Хочу рассказать вам свою грустную историю. Я рос маленьким беззаботным и ленивым ребенком. Я очень не любил учиться. Пришла злая ведьма.
И заколдовала меня. Теперь я выгляжу так.
Никто никогда не скажет, что я молод и красив. Но это колдовство можно разрушить. Для этого я должен разгадать слово которое ведьма спрятала под ответами примеров в ваших тетрадях. Только вы можете мне помочь. Помогите мне, пожалуйста.

Ваш друг

— Я думаю, что не зря с ним приключилась такая беда! Ведь ведьма заколдовала его не просто так. Он плохо учился и вовсе не любил учиться! Давайте поможем мальчику, но с одним условием, чтобы он больше никогда не получал двойки!

-В тетрадях на стр. 58, №4. Решаем, объясняя. Слово: ИГРА.

-На доске вместо старичка, появляется веселый мальчик.

5. Физминутка для пальцев рук.

«Мы капусту режем, режем,

Раз, два, раз, два!

Мы капусту солим, солим,

Раз, два, раз, два!

Мы капусту мнем, мнем,

Раз, два, раз, два!

И немножко и пожуем.»

6. Самостоятельная работа.

-Молодцы! А теперь давайте, решим №4. Отвечаем устно, записываем в тетради на стр. 58, самостоятельно.

7. Закрепление.

-Ребята, а давайте попробуем сами составить задачу по рисунку!

— Чему мы научились сегодня на уроке? (решать задачи, отвечать на вопрос «Сколько всего?»)

8. Рефлексия.

-Ребята, а сложно вам было или тяжело на уроке, весело или же скучно, мы узнаем по вашим смайликам!

Раздается кажлому ребенку по 1 кружку. Ученики рисуют смайлик по настроению. Затем, на доске круг побольше, вокруг этого круга вывешиваются кружки детей.

-Что у нас получилось? (ромашка)

-Какая веселая ромашка получилась! Какие у нее веселые лепестки! Как вы думаете, видя нашу ромашку, достигли ли мв с вами поставленных целей, был ли урок интересным и познавательным?! (да)

-Молодцы! А за активную работу на уроке, я хотела бы сделать маленький подарок классу! Это маленькая змея, символ следующего года! Пусть она принесет нам радость, новые знания и конечно же пятерки!

-Нашим гостям я тоже хочу подарить по символу следующего года, и сказать большое Вам спасибо, что вы побывали у нас в гостях! Приходите еще!

-Ребята, спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа

«Конспект открытого урока по математике в 1 классе «Задача. Сколько всего?»»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в гугле найти адрес url
  • Как найти аккаунт в танках по почте
  • Как составить программу внедрения
  • Как найти наибольший общий делитель выражения
  • Как найти сериал по фотке