Как найти василису премудрую

Помоги Иван-царевичу
найти Василису Премудрую

Автор: Зимирева Инна Владимировна

Организация: МБДОУ «Россияночка» п.Чернянка

Населенный пункт: Белгородская область, п. Чернянка

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования сказкотерапии и игровых технологий.

Задачи:

образовательные:

  • способствовать расширению знаний детей о благоприятном влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, свежего воздуха, хорошего настроения;
  • прививать потребность в ЗОЖ, уважение к физическим упражнениям и занятию спортом;
  • побуждать детей отвечать на вопросы, учить делать выводы и умозаключения;
  • учить выполнять движения в соответствии с текстом игры, передвигаться по сигналу;
  • продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений;

развивающие:

  • развивать эмоциональное восприятие у детей с помощью художественной литературы;
  • продолжать развивать двигательные навыки и умения, физические качества: ловкость, выносливость, гибкость, координацию движений, ориентировку в пространстве;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, любознательность;
  • развивать речь детей;
  • развивать коммуникативные навыки;

— воспитательные:

  • воспитать любовь к спорту;
  • воспитывать потребность к заботливому отношению к своему организму и друг к другу;
  • воспитывать дружеские чувства и доброжелательные взаимоотношения;
  • воспитывать чувство эмпатии и ответственности.

Оборудование: куклы Иван-царевича и Василисы Премудрой, столы, скамейки, шашки, игровое поле для игры «День-ночь», «Классики», сказка «Царевна-лягушка», загадки, картинки к ним, иллюстрации к русским сказкам: «Красная шапочка», «Колобок», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок, разучивание пословиц, просмотр видеофильмов о здоровом образе жизни, проведение сюжетно-ролевых игр: «Поликлиника», «Больница».

Ход мероприятия:

Мероприятие проводится на свежем воздухе в летний период.

  1. Орг. момент. Приветствие.

Мой звоночек звенит, заливается,

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

В месте за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, какая хорошая сегодня погода! У всех нас прекрасное настроение. Сделаем глубокий вдох через нос и длительный выдох через нос. Повторим упражнение 3 раза. Скажите, а для чего мы это делаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы наши лёгкие обогатились кислородом и мы стали активнее и выносливее. А сейчас, представьте себя надувными мячиками, которые ещё не накачали воздухом. Присядьте все на корточки, а я возьму насос и буду надувать мячи. С каждым движением насоса вы будете набирать воздух, и становиться всё больше и больше, пока не станете во весь свой рост.

Игра «Надувной мяч»

  1. Объявление темы и цели мероприятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотите побывать в сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в сказочное путешествие. В сказке случаются чудеса. Иногда героям сказки необходима помощь. Но мы-то с вами сильные и смелые и все преграды одолеем. Вы готовы отправиться в сказку? А на чём можно отправиться в сказку?

Предположения детей.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путь на волшебном, поезде-невидимке. Прошу вас занять свои места, мы отправляемся. (Дети предлагается проявить смекалку и выстроиться в колонну, они дробным шагом идут друг за другом).

Воспитатель: Остановка. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?

Предположения детей.

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку. Кто главный герой в этой сказке?

Краса-девица

Петь мастерица.

Живет на болоте

В зеленом капоте,

Глаза — как плошки:

Берегитесь, мошки!

Воспитатель: Правильно, главный герой этой сказки – лягушка. А как называется сказка, вы узнаете, отгадав мою следующую загадку:

Захотел Кощей жениться на красавице-девице.

Не дала она согласье, и случилось с ней несчастье,

И теперь сидит в болоте не в шелках и не в почёте…

Кто узнал ту пучеглазку, отгадал, конечно, сказку.

Воспитатель: Внимательно послушайте, и скажите, где мы с вами оказались?

(Аудиозапись Музыка для души «Симфония природы», «На болоте»).

Воспитатель: Правильно, мы с вами на болоте. Именно отсюда началась сказка. Послушайте. (Чтение отрывка русской народной сказки «Царевна-лягушка») (Приложение 1).

Воспитатель: Поможем отыскать Ивану-царевичу Василису Премудрую?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, я всегда знала, что вы, добрые, отзывчивые дети. Чтобы Ивану-царевичу легче было найти свою жену, мы с вами должны преодолеть препятствия, которые встретим на своём пути. А вот и первое препятствие. Нам нужно перейти болото и не попасть в трясину.

Игра «Классики». (Вначале по считалочке определяют очередность игры, все участники по-порядку преодолевают игровое поле, стараясь не наступить на черту).

Воспитатель: Молодцы, ребята, болото прошли. Давайте узнаем, чем же сейчас занимается Иван-царевич! (Чтение следующего отрывка сказки) (Приложение 2).

Воспитатель: Но по дороге к дубу у Ивана-царевича снова препятствие наступила ночь, но мы с вами её легко преодолеем, т. к нам хорошо известно, чем занимаются люди днём, а что делают ночью. Вам необходимо быть очень внимательными, потому что Баба Яга постарается запутать вас.

Игра «День-ночь» (игра проводится несколько раз).

Воспитатель: Молодцы, ребята, опять смогли помочь царевичу. Присаживайтесь, отдохните, а я вам расскажу, что же дальше произошло с Иваном-царевичем (Чтение следующего отрывка сказки) (Приложение 3).

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали много сказок, помогите Ивану — царевичу разгадать загадки!

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка).

Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор..

(Айболит).

Всех грязнуль очистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир

Знаменитый.. ( Мойдодыр).

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме рыжей — вот так смех!

(Колобок).

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

Рыбка эта непростая

Чешуей своей сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами помогли Ивану-царевичу избавиться от замков на двери. Но найти саму Василису Премудрую в подземелье не так уж легко. Не знает, куда идти Иван-царевич, зато знаем мы с вами. Эта дорога идёт через какие-то квадратики. Как называется эта игра?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, дорога к Василисе Премудрой идёт через игру в шашки. Кто будет у нас играть сегодня первыми? (считалочка «На-золотом крыльце сидели ..»).

Игра в «Шашки».

Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы и на этом этапе показали свою ловкость, готовность прийти на помощь. С вашей помощью нашёл Иван-царевич Василису Премудрую. Вот она где спрятана. И пошли они из Кащеевого царства, Тридевятого государства домой. После этого приключения они жили вместе долго и счастливо.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и сказке конец, кто играл, тот молодец. Понравилась вам, ребята, сказка? А путешествовать по сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Как известно: “Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок”. Какой урок?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам помогло справиться со всеми испытаниями?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое испытание вам показалось самым сложным?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей.

4. Заключение. Мне очень понравилось с вами путешествовать по сказке, в которой вы показали себя ловкими, сильными, выносливыми, и очень умными. Если кто-то захочет нарисовать наше «Путешествие в сказку», чтобы рассказать об этом родителям, то мы это сделаем после обеда в группе. Надеюсь, мы будем встречаться и с другими героями сказок, с которыми подружимся. А сейчас, садимся на поезд и отправляемся на нашу игровую площадку.

Литература

  1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
  2. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. — М., 2007.
  3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! — М., 2004.
  4. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. — 2007. — №4.
  5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. — 1986.- № 9.
  6. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». — М.: Айри-Дидактика, 2003.
  7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  8. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. — Улан — Удэ, 2010.

Приложение 1

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!» «Бери! — отвечает ему царь. Знать, судьба твоя такова». Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягушке-квакуше. Призывает их царь и приказывает: «Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».

Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? – спрашивает его лягушка. Аль услышал от отца своего слово неприятное?» – «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб». «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»

Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу и тут же отдал приказ трём своим сыновьям: «Чтобы жены ваши соткали мне за единую ночь по ковру».

Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?» – «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер». – «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»

Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу — и обернулась душой девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковёр ткать – чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!» Как сказано, так и сделано. Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши ковер давно готов и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен ковер златом-серебром, хитрыми узорами. Благодарствовал царь на там ковре Ивана-царевича и тут же отдал новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами.

Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?» – «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу!» – «Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду, как услышишь стук да гром скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет».

Вот старшие братья явились на смотр со своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да с Ивана-царевича смеются: «Что ж ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?» Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с мест своих и не знают, что им делать; а Иван-царевич и говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти бранные. Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе тоже делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с позором.

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась – нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел, куда глаза глядят.

Шел он, близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли – попадается ему навстречу старый старичок. «Здравствуй, – говорит, – добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?» Царевич рассказал ему своё несчастье. «Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Вот тебе клубок; куда он покатится – ступай за ним смело».

Приложение 2

Тем временем Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, – говорит, – убью зверя!» А медведь ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Идёт он дальше, глядь, а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг говорит она человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь». Он пожалел и пошёл дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше к синему морю, видит, на песке лежит-погибает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, – сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил ее в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом поворачивается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, ко мне передом, а к морю задом». Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит. «Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» спрашивает баба-яга Ивана-царевича. «Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала».

Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую. «А, знаю! – сказала баба-яга. Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Указала яга, в каком направлении идти дальше, где растет этот дуб. Долго шёл Иван-царевич, солнце спряталось за вершины гор, устал Иван-Царевич.

Приложение 3

Иван-царевич пришел к дубу и не знает, что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда не взялся – прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился: глядь, а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит её – утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть! Иван-царевич пошел в дом Кощея, нашёл комнату под семью замками, где сидели Василиса Премудрая. Как ни старался Иван-царевич, не может он дверь в эту комнату ни открыть, ни разбить, ни выбить. Василиса Премудрая подсказала, что необходимо отгадать загадки по мотивам русских сказок, чтобы замки открылись.

Опубликовано: 20.12.2018

Ответы

Юра Григорович

Юра Григорович

в народе говорят, что как-то раз гуляли Змей Горыныч и Иван Дурак. вышли они на развилку из трех дорог. А на развилке камень стоит. А на камне написано: «Направо пойдешь – найдешь богатство великое, прямо пойдешь – ждет тебя девица красы невиданной, налево пойдешь – править тебе тридесятым царством».
Посмотрел на камень Горыныч, и говорит в шутку:
— Я бы не отказался ни от девицы, ни от богатства, ни от царской короны. Но не могу же я разорваться!
— Ну, это поправимо!, — сказал Иван Дурак, и двумя ударами меча разрубил Горыныча на три части.
Мораль: ЕСЛИ РЯДОМ С ВАМИ ДУРАК,ШУТИТЬ НАДО ОСТОРОЖНЕЙ…

Игорь Мельников

Игорь Мельников

Иван на самом деле вовсе не дурак, просто мыслит иногда нестандартно. Ищет умную женщину себе в пару, вполне логично… Иван царевич — тоже ведь не дурак и его Василиса Прекрасная -отнюдь не дура… Это просто сказки «разного уровня». Первый Иван — из простонародья и девушка его — тоже обычно не из знатных, ну а царевич есть царевич и ему девицу соответствующего происхождения подавай. Но, как правило, в первом случае дурак и его премудрая подруга сами становятся царём и царицей, чаще всего за ум. Во втором случае узурпации власти не происходит…

Андрей Равик

Андрей Равик

Ничего тут такого загадочного нет) статус смотреть надо — Иван дурак, кто по статусу? Крестьянин. А в крестьянской жизни, хозяйство вести надо, т.е. помощницу нужно такую искать чтобы житейской мудростью обладала — Василиса Премудрая) А для Ивана Царевича (он ведь будущий царь), нужна красавица — она ведь в будущем будет представлять лицо государственной важности))) именно лицо!)))) в этом случае нужна — Василиса Прекрасная)))))

Александр Пузейкин

Александр Пузейкин

Хорошо хоть Василису ищет а то в свете современности мог бы искать Ивана прекрасного …))) видимо потому что ивану дураку всё время выживать приходится а как говорится один ум хорошо а два лучше поэтому среди простого люда много самородков а после поиска царевича возникают два основных вопроса в России кто виноват и что делать ответы есть виноваты дураки а делать надо дороги только кто этих дураков назначает …)))

Татьяна Малыхина

Татьяна Малыхина

Да какой же чудный со Звездочки вопрос упал! Не задумывалась, хотя по опыту жизни многажды сказки переговаривала… Есть ведь в этом выборе большой житейский смысл, помимо улыбки, которую вызывают названные контрасты. Не урод же, в самом деле Иван- царевич! А вот в нашей жизни как выбираем? Кто из Иванов счастливее будет? Какие они сегодня, Василисы? Очень хочется подглянуть, что будут говорить здесь люди…

Мария Павлова

Мария Павлова

Наверно потому что Иван-дурак человек простой, из крестьян, малообразованный, ему нужна умная жена, способная его обучить чему-либо, правильно вести его жизнь. А Иван-царевич образованный, т.к. отпрыск царской семьи, значит учителя у него уже есть или были, те. ему нужна жена с которой к соседним царям, князьям и королям не стыдно выехать. Потому одна из них премудрая, а другая прекрасная.

РТ

Рафаэль Татлыгузин

. Есть такая злая шутка: «Умный мужчина и умная женщина – легкий флирт. Глупый мужчина и умная женщина – нормальная семья. Умный мужчина и глупая женщина – мать одиночка. Глупый мужчина и глупая женщина – многодетная семья». У российских женщин более высокая мотивация создания и сохранения семьи и она определяет многое, но не все, нужны еще способности.

Вячеслав Булденко

Вячеслав Булденко

Дурак-простак, «простодушный дурак» — скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие его «нормальные» люди.

Vladi Kusch

Vladi Kusch

Этот вопрос задавали на всех рескрсах и в разное время.По мне так правильнее будет.Понятие «дурак» правильнее рассматривать как «необычно мыслящий». Такова и Василиса Премудрая. Обратите внимание, что Иван-дурак поступал всегда более умно, чем все остальные. Ну, а царевич во все времена искал прекрасную (очень красивую).

Виктория Романова

Виктория Романова

В сказках Ивана называют дураком за его нестандартный образ мыслей (сейчас это называют креативным мышлением). А он совсем не дурак и поэтому ищет себе достойную пару — очень мудрую! А царевич (будущий царь), имея самые большие возможности во всей стране может себе позволить сделать выбор наилучшего что есть!!! 🙂

О(

Олег (Lord Drag Black Devil)

у кого чего не хватает, там другое интересно — возьмите это сказку Иван Царевич и Серый Волк и УК РФ и посчитайте сколько статей УК герои нарушили, один знакомый юрист принимая экзамен дал такую задачу (с моей подачи), сам нашел 15 эпизодов, лучшие студенты нашли только 10 🙂

Алёна

Алёна

Потому-что Ду-Ра-к,это не идиот.ДуРак,ДРугой,ДРёма(корень)-изменённое состояние,способен путешествовать в иномирье,получает помощь от пращуров,ведает язык птиц-зверей…вообщем не идиот.А вот умный-это как раз-ни о чём…РАзУМый и ДУ-РА-К-це да…

ЛА

Лариса Абрамова

Иван -дурак ищет Премудрую ,чтобы разбогатеть и стать Царевичем….. а потом ,когда всё есть и начинает искать себе Василису Прекрасную,но туповатую…. которая будет им восхищаться ,что делать!!!! не хочется славу делить с первой… всё как в жизни

Алексей *********

Алексей *********

дурак…дура… дщерь..УРа… см. кто такие уры- славяно-арийские -веды(… учителя , одни из наших древних звездных предков)…. неудивительно…дщерь стремящаяся к учению.. к познанию у премудрой Василисы……кто такой царь… и кого ищет — понятно :)))))))

ML

Michael L

потому как тут только так если умна, то красотой обижена, если красива — наоборот… так что проще было найти шамаханскую царицу, как поступил Иван-Дурак из сказки Конек-Горбунок… ))) Там и красота и ум…вот только вера подкачала…

Дмитрий Филимонов

Дмитрий Филимонов

Прежде надо знать что означает -«дурак» в сказках.. все сказки несут определенный и глубокий смысл, только их надо правильно растолковывать. То понятие, которое существует в современной интерпритации , совершенно иное .

Владимир Кузнецов

Владимир Кузнецов

Куда не плюнь все мудрые и прекрасные, а от куда тогда лягушки с ножовками берутся?? Иная мудрая обживётся, а после как давай домик в деревне пилить пополам!! Другая краса всё норовит из миллиардера сделать миллионера!!!

ЛП

Людмила Простолюдмила

так дурак- то — далеко не дурак, а царевичу в свет выходить- имидж … свита делает короля. Закон психологии: мужчина в сопровождении красивой женщины воспринимается как более статусный и успешный))

Оксана Максимова

Оксана Максимова

потому-что дураку нужна умная,у когото же должна голова соображать… а царевич- он и в африке царевич…ему только красоту подавай. а что в голове огромные бешеные африканские тараканы- не важно 😄

Ray Nickkols

Ray Nickkols

Богу богово, а кесарю — кесарево…(С) Я правда не совсем понял, кто такие эти Богов и Кесарев, но наверное так надо. Но точно знаю, что сестрица Аленушка плачет, потому что у нее братец — козел.

Раз уж вспомнил про Василису Премудрую. Действительно очень загадочный сказочный персонаж. Откуда сей образ вообще взялся в русском фолклёрё? С Еленой Прекрасной вроде как понятно. Это довольно известный персонаж античной мифологии, видимо знакомый древнерусским книжникам (про гиперборейские истоки слишком уж фантастично). А вот Василиса? В переводе с греческого означает «царица». Но вот кто был её прообразом?

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии — Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

***

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

7be7ea21eb63

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Иван-Царевич на Сером Волке

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

1200181437_17_rus_6

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

c5d3d553180202054a816e0e2f0d8d9ebc81d691975026

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

ss_wep7777

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

c138bee074e5

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

476546_288072167947116_1547316090_o

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

www.softmixer.com

Ивану-царевичу помогали искать Василису Прекрасную; старый старичок и Баба-яга. «А звери помогали ему справиться с кощеевым бессмертием. Когда Иван пошёл искать свою возлюбленную, по дороге ему встретился старичок. Он дал ему клубок и сказал, куда он покатит, туда и нужно идти. Он добрел до избушки Бабы-яги. Она его хорошо приняла, накормила, напоила и рассказала ему, где Василиса. Утром указала она Ивану путь к дубу, где смерть кощеева. Так, Иван смог победить Кощея и стать счастливым со своей женой.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

И тут же дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у врот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.

Отправились царевичи к своим женам.

Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»

Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:

— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один.

А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.

Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.

«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

И его пожалел царевич, пошел дальше.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!

— И то правда! — отвечает баба-яга.

Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.

Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.

— Получай, Иван-царевич!

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

(Илл. К. Ершовой и И. Ершова)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти три решения неравенства
  • Как найти самый темный цвет в игре
  • Как исправить поврежденный файл ворд
  • Как найти свойство моего компьютера
  • Как найти мастер активации