Как найти вдохновение фотографу

К сожалению, муза не приходит по расписанию. Что делать, когда вдохновения нет? В этой статье мы собрали несколько способов, которые помогут с его поисками и спасут от творческого кризиса. Если в голове вдруг совершенно нет идей для новых снимков, самое время взять на вооружение наши советы.

Бросьте вызов самому себе

Даже самое любимое дело может наскучить, если заниматься им изо дня в день по единому сценарию. Попробуйте выйти из привычных условий и радикально менять обстановку. Например, испытайте свои силы в новом жанре: если вы привыкли снимать портреты, то почему бы не поэкспериментировать с репортажными фото, а предметную съемку разбавить архитектурой. Еще один способ — взять в аренду новую технику и попробовать снимать на нее. Другой объектив, легкая беззеркалка вместо привычной камеры могут подарить новые идеи и вызвать желание сейчас же начать что-то снимать.

Расширьте свой горизонт: может быть, вам настолько понравится, что вы не только найдете вдохновение для фото, но и полностью раскроетесь в новой для себя технике.

Поучаствуйте в фотоконкурсе

Включитесь в соревнование, поучаствуйте в марафоне или конкурсе — так в вас проснется азарт, а вместе с ним и вдохновение. Кроме того, в условиях заданной темы и сжатых сроков времени на прокрастинацию не останется, а стрессовых ситуациях мозг может выдавать нестандартные идеи и решения.

Конкурсов для фотографов много, нужно только поискать — и вы найдете испытание по душе. Например, можно подать заявку на фотоконкурс Depositphotos Authenticity 2.0 или попробовать выиграть International Photography Grant. А если ничего не подошло, запустите собственный марафон в Инстаграм.

Посмотрите хорошее кино

В кино много информации по работе с цветом, светом и композицией, а многие приемы из арсенала кинооператоров могут быть легко использованы в фотосъемке. Попробуйте записывать свои впечатления во время просмотра. Часто один интересный кадр или просто какая-то деталь могут натолкнуть на идею целой фотосессии. Остается только подмечать их и брать на вооружение.

Вот несколько фильмов, на которые стоит обратить внимание:

  • «Сладкая жизнь» (1960). Это культовый фильм, снятый Федерико Феллини. В черно-белой картинке разворачивается история светского журналиста и фотографа. Игра света и тени, акценты и глубина — все это хочется воспроизвести на съемке сразу после просмотра.
  • «Зеркало» (1974). Сам по себе фильм довольно тяжелый, но он наполнен мощными визуальными образами, так характерными для Андрея Тарковского. Светлана Пожарская в книге «Фотомастер» рекомендует этот фильм посмотреть всем фотографам.
  • «Отель „Гранд Будапешт“» (2014). Невероятные цветовые и геометрические решения Уэса Андерсона здесь, кажется, достигли своего апогея. Этот фильм — учебник по геометрии для фотографов.

Посетите выставку или музей

Многие считают посещение музеев скучным занятием, которое подходит лишь пенсионерам да школьникам. А ведь изобразительное искусство и скульптура — ценный источник вдохновения, который никогда не иссякнет. Просто чтобы начать видеть — нужно учиться.

Чтобы получить пользу, посещать музей нужно без фотоаппарата и с четким пониманием, что вам нужно. Внимательно рассматривайте заинтересовавшие работы и погрузитесь в детали, чтобы понять: что вас в них цепляет? Может, техника исполнения или необычные образы? Или какой-то необычный прием? Ходите в музеи ради таких находок.

Общайтесь с единомышленниками

Фотограф может найти вдохновение буквально везде. Но ничто не может подарить больше новых идей, чем обмен мнениями и опытом. Поэтому полезно участвовать в мастер-классах, мастермайндах и просто на тематических форумах. Важно постоянно набираться опыта в общении с другими людьми независимо от того, сколько всего вы уже знаете и сколько лет вы занимаетесь фотографией.

Иногда заряд энергии дарит наблюдение за чужой работой. Вы удивитесь, как многому можно научиться, просто наблюдая. Когда вы видите, как другие фотографы создают кадр и работают с моделью, невольно будете примерять это на себя — тут и рождается вдохновение.

Посмотрите работы других фотографов

Когда совсем не за что ухватиться, многие открывают Pinterest и смотрят картинки по теме. Стоит так делать или нет, мнения расходятся. Кого-то идеи, подсмотренные там, окрыляют и зовут на подвиги. А кто-то ориентируется на идеальные кадры и рискует уйти в копирование. Поэтому мы советуем всегда подходить к каждой фотографии с вопросами: как вы можете улучшить чужую идею? Какие образы рождаются в голове, когда вы смотрите на фотографию?

Создайте собственную коллекцию вдохновения. Например, посмотрите архив ежегодного конкурса World Press Photo, прогуляйтесь по виртуальным выставкам журнала Phase, подпишитесь в Инстаграме на аккаунты тех фотографов, чьи работы вас по-настоящему радуют и восхищают. Помните: то, что действительно откликается внутри вас, в нужный момент поможет найти свое решение, свой путь.

Просто начните что-то снимать

Не забывайте старую истину: аппетит приходит во время еды. Начать бывает сложно: ищешь подходящий момент, ждешь идеальный свет и постоянно кажется, что что-то не так. Но даже когда думаешь, что сегодня день без вдохновения и ничего не получится, стоит просто начать делать хоть что-то — и идеи рождаются сами собой.

Попробуйте открыть чистый лист блокнота и описать идеальную картинку. Например: «Стакан с холодным и освежающим лимонадом стоит на столе, украшенный веточками мяты и кусочком лайма. Солнечные лучики играют сквозь стекло и кусочки льда. Рядом лежат ягоды крыжовника, а в углу кадра расположилась половинка лайма». Уже появилось желание поскорее схватить камеру и сделать такой кадр?

Другой способ — в поисках идеи отталкиваться от того, что у вас уже есть. Например, вам нужно снять контент для косметического бренда. Пусть материалы и реквизит будут созвучны объекту вашей съемки по цвету, форме, содержанию или стилю. Если продукт премиум-класса — возьмите шелк и атлас, в составе содержится масло из виноградных косточек — используйте в кадре виноград, снимаете увлажняющий крем — побрызгайте композицию водой, чтобы добавить влаги на фото.

Чтобы найти вдохновение, не всегда нужны какие-то особые источники или специальные методы. Достаточно осмотреться по сторонам и просто начать — и уже не остановиться.

Галереи от Vigbo — облачный сервис для фотографов, позволяющий красиво и удобно передавать съемки, увеличивать доход и привлекать новых клиентов.

Попробовать бесплатно



  • Назад


  • Вперед


  • Все статьи

Еще кое-что интересное

Полезные и вдохновляющие статьи 2 раза в месяц.
Без спама и только по делу

Даже если вы от всего устали и думаете, что вдохновение покинуло вас навсегда, не прекращайте его искать. Есть много способов найти новые идеи – от соцсетей до участия в фотоконкурсах.

Зажечь воображение может маленькая искорка. Откройте для себя разные способы поиска вдохновения в фотографии. И дайте нам знать, какие из них самые полезные.

Источники вдохновения для фотографов

1. Соцсети

Начнем с самого простого способа получить вдохновение – используйте социальные сети для продуктивной прокрастинации. Особенно Pinterest и Instagram – платформы с сотнями миллионов изображений. От графики и иллюстраций до фото и видео – вы можете найти идеи для любого проекта.

Первые шаги для поиска вдохновения в соцсетях:

  1. Подпишитесь на топовых фотографов в Instagram;
  2. Посмотрите хештеги для фотографов;
  3. Сохраняйте посты из Instagram в тематических папках;
  4. Создавайте отдельные мудборды на Pinterest.

Соцсети могут быть полезными и в творческих целях. Используйте такие визуальные платформы, как Instagram, Pinterest, и группы в Facebook, чтобы открывать для себя новых авторов, идеи и профили. Они будут давать постоянный поток идей.

2. Кино и сериалы

Смотреть фильмы и сериалы – замечательное занятие, ведь вы одновременно отдыхаете и получаете вдохновение. Попробуйте записывать свои впечатления во время просмотра, идеи могут приходить неожиданно. Но чтобы фильмы и сериалы приносили пользу, а не просто развлекали, стоит быть разборчивым в своем выборе.

10 Endless Sources for Photography Inspiration

Иногда сложно найти что-то стоящее, чтобы посмотреть. Мы представляем свои подборки за последние несколько лет:

  • 10 фильмов, которые должен посмотреть каждый фотограф;
  • Документальные фильмы о фотографах;
  • Фильмы с красивой цветовой палитрой.

3. Работы других фотографов

Пабло Пикассо сказал: “Хорошие художники копируют. Великие художники крадут”. Работы других фотографов должны быть источником вдохновения для вас. Обращайте внимание на их фирменный стиль и пытайтесь интерпретировать по-своему. Найдите авторов, работающих в вашем направлении, и создайте новый подход на основе их творчества.

4. Фотоколлекции

Если вы работаете над портфолио стоковой фотографии и хотите стать автором бестселлеров, посмотрите наш топ-10 тем для стоковой фотографии и соответствующие фотоколлекции. Изображения из них вдохновят вас на создание красивых и востребованных снимков.

5. Фотоконкурсы

Хорошим источником вдохновения могут стать конкурсы фотографии. Найдите на сайте фотоконкурса работы финалистов и победителей и проанализируйте, почему выбрали именно эти снимки. Или же сами возьмите участие в конкурсе. Дух соревнования и сжатые сроки обязательно стимулируют ваш креативный потенциал.

10 Endless Sources for Photography Inspiration

6. Окружающая среда

Мы привыкли думать, что вдохновение – позитивное понятие. Но многие великие идеи возникли как решение проблем и сложностей. Если вы интересуетесь защитой окружающей среды, можете вдохновиться на создание социально значимого фотопроекта. Многие известные фотографы отражают в своих работах тему экологии и актуальные проблемы современного мира. Чтобы найти идеи, достаточно просто интересоваться вещами, в которые вы верите и хотите отстаивать.

7. Книги

Фотограф может найти вдохновение буквально везде. Но мало что может заменить радость от просмотра снимков в печати. Они создают целые истории в воображении. В итоге рождаются ваши собственные идеи. Ведь ни одна киносцена не может быть такой яркой, как те, что вы представляете.

Снимаете ли вы портреты, пейзажи или fine art, не забывайте о литературе. Она тренирует ваше воображение и развивает эмпатию – важный навык любого фотографа.

8. Журналы о фотографии

Один из многообещающих фотографов Depositphotos Анна Грибцова говорит, что кадры, ракурсы и свет из фильмов автоматически вспоминаются во время съемки. То же самое и с журналами. Каждое изображение, которое вы видите в изданиях, – важная часть визуального опыта любого фотографа. Подпишитесь на Foam, Subjectively Objective, Archive Collective или любой другой журнал, который вам нравится, и время от времени просматривайте их для вдохновения.

10 Endless Sources for Photography Inspiration

9. Повседневность

Как бы банально это ни звучало, но много идей для фотографий можно найти в повседневной жизни. Будь то ранние утренние ритуалы или напряженный рабочий день, будничные дела тоже могут вдохновлять. Чтобы заметить вещи, которые сделают съемку особенной, тренируйте осознанность. Остановитесь. Вместо того чтобы гореть на работе, обращайте внимание на свои мысли и чувства, а также на других людей, говорите с ними и задавайте вопросы. Вы даже не представляете, как много вдохновения можете получить, когда живете моментом.

Да, вы уже поняли: вдохновение везде. В книгах, природе, фильмах, даже в соцсетях и сериалах. Отличная привычка для фотографа – отмечать то, что вам понравилось или не понравилось. Сохраняя заметки, вы увидите, как профессионально растете со временем.

Если эта статья была полезной, вас также могут заинтересовать:

  • Уроки дизайна: разбираем 5 легендарных кинопостеров
  • Где берется вдохновение: 10 креативных фотопроектов, которые приведут вас в восторг
  • Как фотографу справиться с творческим кризисом: 11 действенных приемов и идей

Дайджест блога Depositphotos

Присоединяйтесь к сообществу из 160,000 читателей, которые раз в месяц
получают подборку креативных фото, полезных советов и интересных историй.

Фото: Olga Yonsh

Среди фотоснобов бытует мнение, что есть три вида фото, имеющие право на отсутствие идеи: предметные фото для маркетплейсов, меню на белом фоне и фотографии на документы. Они максимально прямо отображают объект, изображенный на фото, и только его.

В остальном что фотографам, что зрителю подавай возможность что-то почувствовать при взгляде на картинку. Вовсе не обязательно всем одно и то же, мы же все снежинки уникальные.

Так со временем комментарии зрителей «как открытка» или «как из пинтереста!» к вашим снимкам перестают ощущаться комплиментами и приводят к пониманию, что ассоциация вашей картинки с другими похожими картинками — не то, ради чего вот это вот всё.

Сегодня разбираемся, где фотографу найти вдохновение и понять, какой он, его собственный стиль, как придумывать идеи для съёмок и реализовывать их из пыли и веток, и как при этом не выгорать.

Идея в фотографии — что это для зрителей
Идея в фотографии — что это для фотографа
Где искать вдохновение
     Укради книгу и выдумай ограничения
     Технические и композиционные приемы
     Ассоциации
     Найди истоки своего творчества
     Трудности реализации
     Референсы и копирование
     Доверьтесь команде
И в заключение

Рассмотрим идею с точки зрения взаимодействия с двумя сферами: внешним миром — зрителей, и внутренним миром творца.

Идея в фотографии — что это для зрителей

Что такое идея в фотографии, как отойти от буквального изображения «вот это портрет Маши, на нём Маша, она красивая» и не потеряться в дебрях софистических философий, убивая желание снимать думами о бессмысленности бытия?

Иногда вроде понятно, что хотел сказать автор, но непонятно — зачем. Источник: pinterest.ru

Для начала разберёмся, так ли необходимо, чтобы в каждой фотографии была идея. Обратимся к целям фотографии и видам фотографов.

  • Есть фотограф-ремесленник, у которого каждая Маша на портрете — богиня красоты. Он снимает Маш, Маши платят, плачут от счастья, глядя на свою красоту, и советуют подругам. Этот фотограф абсолютно понятен зрителю, и пусть его фотография не особенно интересна кому-то, кроме Маш и их друзей, его это не слишком волнует. Он занимает своё место и хорошо делает своё дело. Он как мастер, которые делает деревянные ложки. Необходимости в деревянной ложке у человека нет, но она красивая. Никакого скрытого смысла тоже нет. Это ложка. Ешь. Здесь может не быть никакой идеи, только красивые фото с красивыми людьми. Это востребовано. Это понятно. 
  • Этот же типаж — ремесленник — снимает фото на документы и предметы на белом фоне. Здесь не нужен художник со всеми своими терзаниями. Здесь нужно просто хорошо делать работу.
  • Есть фотограф-автор. Он может быть не всем понятен. Здесь начинается искусство и, попадая у нему в кадр, ты можешь оказаться уже не просто Машей, а некой едва уловимой метафорой к чему-нибудь. Стиль каждого конкретного автора нравится не всем, но если нравится, то очень. У автора есть как минимум одна общая идея его стилистики, и ни одно фото не делается ей вразрез. Как максимум, каждая серия продумывается, каждый кадр создаётся, чтобы что-то показать. Идеи автора, как правило, понятны широкой аудитории, и если они нравятся, автору можно заплатить, чтоб он придумал идею для вас.
  • Есть фотографы-выставки — всё очень красиво, идей много разных, не обязательно связанных единой общностью. Каждый кадр — отдельная история. Иногда понятная, иногда нет. Эти ребята следят за инфоповодами и зачастую оказываются основателями новых трендов в фото. Кажется, здесь можно купить картину на стену, но нельзя попросить, чтоб идею придумали для тебя и про тебя.
  • И есть фотографы-закрытые творцы. Этим вообще всё равно, что вы думаете об их идеях, есть ли у них идеи и хороши ли они. Они просто делают то, что нравится и не спрашивали у мира вокруг, что мир думает по этому поводу. Это может быть как конечным выбором фотографа на своём пути, так и довольно частым этапом на пути развития новичка.

То есть, с точки зрения взаимодействия с внешним миром ремесленнику не нужна никакая идея, кроме как хорошо делать свою работу. Закрытый творец может делать всё, что ему вздумается, и если он может творить без идеи, или не объясняя свои идеи даже самому себе, — никто ему не запретит. Автору нужна своя идейная линия, которую он будет гнуть и пояснять, в том числе словами и текстами, и готовность адаптировать идеи под конкретных людей. Фотографу-выставке нужно много идей, которые будут так или иначе «задевать» людей за живое, актуальное или вечное.

Так что, если вас волновало, «должны ли» у вас быть идеи — ответ выше. Теперь обратимся к внутреннему аспекту. Когда снимать хочется, а что именно — непонятно.

Идея в фотографии — что это для фотографа

Главное — не зарывайтесь в поиски великой основательной идеи, которая выразит всё, вообще всё, так чтобы аж ах. Такой поиск может довести вас до мысли, что всё тлен, и единственное, что можно сделать с камерой — продать её. Оно того не стоит. Если есть в вас фотографический зуд, то стоит его реализовывать. А если кто-нибудь извне скажет что-то не то, ответьте ему, что он сам дурак.

Для ускорения генерации идей Olga Yonsh прикладывает кошку к голове. Эффективность методики не доказана. Фото: Таисия Рослякова

Лев Николаевич Толстой об искусстве сказал очень дельную вещь: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его».

Итак, доверимся Льву Николаевичу и примем за основу, что идеей в фотографии может быть чувство, которое автор передаёт зрителю. Ещё давайте договоримся, что не будем использовать слово «красота», оставив его зрителям. Как слишком абстрактное понятие, сильно разнящееся в восприятии даже близких по духу людей, условимся, что красота сама по себе не может быть чувством и идеей.

А вот гармония может. И именно гармонией света, цвета и формы мы достигаем того, что зрители назовут хорошей фотографией. Намеренной дисгармонией можем вызвать и передать тревожные, негативные ассоциации.

Где искать вдохновение

Любое искусство оставляет на зрителе свой отпечаток. Всё, что вы видите, слышите, читаете, из чего состоят ваши дни и ваш мир, находит отражение в вашем творчестве. Ходить в музеи, на выставки, смотреть на классическое искусство и на актуальные работы современников — неотъемлемая часть вашего развития и пища для генерации идей. Анализируйте, какие чувства и почему вызывают у вас увиденные работы.

Приучите себя постоянно искать что-нибудь удивительное в мире вокруг и отвечать на вопрос, почему оно вас удивило.  Удивляться самому и удивлять других — две стороны одной монеты, и для реализации этого пункта бывает достаточно мира вокруг вас.

Жан-Даниэль Лорье Триффи для V de V О. Мералда, 1985

Не ленитесь фотографировать то чужое, что вас тронуло, и писать заметки в телефоне обо всём, что думаете в эти моменты.

Пробуйте новое. Любой опыт, расширяющий ваш кругозор, может дать новые идеи.

Укради книгу и выдумай ограничения

Придумать идею — это навык, который можно прокачать. Вы не обязаны родиться с этим навыком, но если вы идете в творческую профессию, его придется освоить. Есть множество способов генерации идей. Есть книга «Кради как художник», которую можно украсть в интернете. Есть ещё много книг, в которых описана уйма методов. 

Сидеть на табуретке и придумывать, «чем бы мне заняться в жизни» — ууу, сложно. Сидеть и придумывать абстрактную съёмку — тоже сложно. Придумать съёмку про девушку с веслом, используя только зелёный и красный цвета в кадре — легче лёгкого. Иногда, чтобы выпустить фантазию на свободу, нужно задать ограничения, которые её разбудят.

Технические и композиционные приемы

Если пока сложно придумать даже ограничения, их можно выбрать среди технических. Это отличный способ заставить себя оторваться от дивана, когда очень хочется, но совершенно непонятно что именно снимать.

Выберите один-два технических или композиционных приёма, которые будете использовать всю съёмку или на протяжении одного дня прогулки по городу.

Тогда я очень радовалась, поймав эту женщину в районе Трастевере в Риме. Сегодня я бы не постеснялась подойти к ней и попросить разрешения снять крупный портрет. Фото: Olga Yonsh

Например, в одну из поездок по Италии я взяла с собой только старый объектив «Гелиос-44» с ручной фокусировкой и решила снимать прохожих на фоне архитектуры, причем только в чёрно-белом виде. Из всех многочисленных дорожных серий эта из 2016-го до сих пор выделяется и любима.

Решитесь ограничиться только определёнными сюжетами и идите гулять. Это могут быть снимки:

  • «в рамке» (композиционный приём фрейминг); 
  • супершироким углом;
  • с диагоналями;
  • сюжетов в боковом свете;
  • только на закрытой или наоборот, открытой диафрагме. 

Объединяющей идеей станут сами приёмы, которые вы используете.

Ассоциации

Развивайте ассоциативные цепочки. Напишите 30, 50 ассоциаций к любой теме съёмки, которая вам нравится, но кажется, что всё уже снято другими авторами. Или которую просит заказчик, а вы не знаете, что делать.  Пишите любые, самые банальные и самые странные ассоциации. Затем выберите 2-3, которые вас действительно зажигают и действуйте. Используйте майнд-карты, это действительно удобно!

Майнд-карта (карта мыслей, интеллект-карта) — это графическое структурированное отображение ключевой информации. Иллюстрация: Navika.pro

Найди истоки своего творчества

Что ты любишь с детства? Какую книгу бережно хранишь и перечитываешь раз в несколько лет, или прочитал в 15 и, может быть, даже стыдишься, что вот автор несерьёзный и произведение не классика, а в приличном обществе надо говорить, что, например, «Мастера и Маргариту» люблю.

Какую музыку ты любишь? Как выглядят эти музыканты? Как выглядят их клипы? Какие фильмы и мультфильмы? Что в них? Какая у них эстетика? Какая идея заложена?

Вот это всё ты. Тащи в свою работу всё то, что любишь. Может быть, все твои снимки должны быть про такую свободу и дружбу, как у дяди Фёдора с Матроскиным в Простоквашино. Может быть, ты вырос на панк-роке. Может быть, ты идеально понимаешь Пеппи Длинныйчулок, которой сейчас за 30 и теперь она должна ходить в офис, но не хочет терять себя. Если любишь фильмы Тима Бёртона — можно снимать для тех и про тех, кто тоже любит фильмы Бёртона. Это огромное поле идей.

У каждого из нас не одна любимая книга и не одна любимая песня. И то новое, что нравится сейчас тоже — отражай. Всё то, отчего хочется встать и сделать кадр или собрать образ — твоё. Смешивай всё, от чего тебя прёт.

Очень подробно рассматриваю эту тему в статье про портфолио.

Трудности реализации

Иногда придумать идею легко, а вот реализация кажется непосильной. Вот придумаю я, что хочу пустыню до горизонта и в ней модели в одежде от дорогих брендов с гусями на плечах и ягуарами на поводках. И что мне с этим делать? На этом примере разберёмся, что можно сделать, если кажется, что идея недостижима, а её невоплотимость не даёт вам придумывать новые.

Эта картинка здесь не агитирует вас заменять ягуаров на белых кошек, а просто висит, потому что она классная. Фото: обложка журнала GRAZIA China – Issue #457

Попробуйте несколько путей. Во-первых, посчитайте бюджет идеи. Локацию, похожую в кадре на пустыню, можно найти почти в любом песчаном карьере. Животные в аренду на съёмку — обычное дело в любом большом городе (и каждый фотограф сам решает для себя вопрос этичности такого их использования). Одежда, которая выглядит дорогой и модной, вполне может продаваться в ближайшем секонд-хенде, а стилист, которому вы объясните свою идею, легко подберёт её дешевле, чем обойдется аренда больших кошек на пару часов. 

Одежду нужно искать в секонд-хенде, а не в обычных магазинах потому, что с гусями на плечах моделей мало шансов вернуть одежду после съемки целой и невредимой. 

Итого, такая невероятная на первый взгляд в реализации картинка может обойтись в 15-20 тысяч рублей. Если это мечта, на неё можно накопить в одиночку или скинуться творческой командой, где каждый из участников положит этот проект в портфолио.


Читайте также:

Собрать команду для фотопроекта. 7 ответов для тех, кому надоело снимать в одиночку


Во-вторых, подумайте, о чём для вас эта, ещё не снятая, картинка. И перефразируйте идею в другой кадр. Наш пример, который я придумала, пока писала статью, и который не несёт особого смысла, можно трактовать несколькими способами:

  • как идею роскоши и единении с природой;
  • как о нерациональном, излишне расфуфыренном мире, в котором у героев плечи всё равно обосраны гусём;
  • что благодаря людям охотники (кошки) и дичь (гуси) живут дружно, и это метафора чего-нибудь.

Или ещё каким-то образом. И здесь может оказаться, что ни пустыня, ни гуси, ни ягуары, ни брендовая одежда не являются ключевым звеном идеи. И можно выпустить эту мысль в красивую картинку, не тратя на неё годовой бюджет небольшой страны.

Референсы и копирование

Вот так не надо копировать. Слева с tatler.com, справа Olga Yonsh

В начале пути все так или иначе копируют. Это потом вы научитесь красть так, чтоб никто не заметил. Перебирайте чужие картинки, сохраняйте те, от которых у вас ёкает сердечко, мало помалу так собирается общее настроение. Отсеките лишнее и идите снимать.

А вот так уже хорошо. Слева vogue.ru, справа Olga Yonsh

Доверьтесь команде

Соберите команду и дайте им сырую тему, в которой не можете сдвинуться с мёртвой точки. Вы удивитесь, как быстро картинка обретёт плоть и кровь, как в переносном смысле, так и в виде стильно упакованных моделей, бодро скачущих перед вашим объективом по той самой локации, которую вы хотели, но не могли толком описать.

И в заключение

Возьмите один метод отсюда прямо сейчас, и забудьте, что прочитали всё остальное. При попытке использовать всё сразу вы потеряетесь. Но один любой способ, превращенный в регулярный навык, станет источником добывания идей по мере надобности.

gde-fotografu-iskat-vdoxnovenie-i-cherpat-idei

«Откуда вы черпаете идеи?» — пожалуй, один из самых часто задаваемых вопросов; отвечаю на него всегда неспешно, перечисляя наиболее вдохновляющие меня источники:

  • Священное Писание, классическая литература, притчи, пословицы и поговорки;
  • классическая музыка, народные песни и звучание природы: шелест листвы и т. д.
  • народная мудрость и традиции, биографии и мемуары предшественников.

«А можно поподробнее?» — уточнения отнимают много времени (20-30 минут), и однажды я призадумался: может изложить мысли на одной из страниц Записной книжки? Идея хорошая, выгодная: если мало времени — делюсь ссылкой с собеседником, если времени достаточно, и выстраивается интересный диалог, то использую заметку как памятку.

Музеи, галереи, мастерские художников

Краеведческий музей — возможность изучить быт народа, его традиции и ценности. Галерея — возможность познакомиться с творческим наследием региона и его современным вкусом в сфере изобразительного искусства. Отдельный интерес — региональные выставочные залы и мастерские союза художников, но стоит вспомнить манеры, иначе дорога из мастерской будет шумной.

Конечно, галереи и музеи — прекрасный источник вдохновения, поскольку пласт культуры, и количество готовых образов, огромно, но фотографу необходим изощренный вкус, и развитая память, чтобы судить о каждом экспонате без ошибки, по существу, потому-что большинство, особенно провинциальных музеев, существует по принципу — чем больше, тем лучше, и нам это во вред — сомнительные экспонаты и ложные художества прививают ложные идеи.

Галереи и музеи — это отличный источник вдохновения, который никогда не иссякнет, но вот посещать его нужно с умом: без фотоаппарата, с четким пониманием — что тебе нужно и кто в этом (или чье творчество) тебе поможет, иначе — трата времени.

<…>

Примечание:

Иногда полезны виртуальные музеи и галереи, но это тема отдельной заметки, не стану вновь перечислять преимущества подхода.

Школы искусств и другие, образовательные учреждения

Иногда полезно оставить камеру дома, выйти на прогулку и зайти в колледж искусств, здание — образовательное учреждение, кузницу мастеров, характера и личности.

Познакомиться с бытом, ритмом и образовательным процессом, чтобы соотнести увиденное с личными наработками, потребуется — перенять нюансы подготовки, список литературы, да и просто — навыки работы с людьми, которым не нужно пояснять, что такое символ, образ (где сокрыта меж ними разница).

Погружение в атмосферу знаний, особенно если они отличны от визуального искусства, это и вдохновение, и кладезь идей, и знакомства, которые могут перейти в партнерство, или просто — стать универсальным пропуском туда, где требуется «шильдик»: пресса, спикер и т. д.

Архитектура

К сожалению, многие города очищают от вековых построек и найти архитектурный памятник 17-19 веков, без современных приукрашиваний, становится трудно. В качестве замены: смесь из стекла, бетона и металла. В большинстве случаев смотрится нелепо, а иногда — смешно, и в этом нет ничего удивительного, ведь зодчество — это не столько технологии, сколько полет, выражение идеи, способ формирования образа и донесения мысли.

Архитектура — это вид искусства, а не слепая потребность выкладывать кирпичики, но, увы, сейчас это мало кому интересно, вот и приходится выискивать ценные строения, а на иное — просто закрывать глаза, во время передвижения по городу.

Наиболее актуальны — культовые сооружения: храмы и соборы, которые где-то сохранились, а где-то отстроены заново, без искажений (спасибо архивам). Большинство строений — это и народная культура, и смесь разных стилей, как в строительстве, так и в отделке, росписи. Все храмы расписывают художники, некоторым повезло — их расписывали: Коровин, Васнецов и Репин, и другие талантливые мастера.

<…>

Примечание:

Однозначно, источник вдохновения для фотографа, который хочет понять национальный дух, образ мышления, степень культурного прозрения и потребности в искусстве.

Журналы

Онлайн-издания и традиционные — печатные. Последним предрекали гибель, а электронным журналам — успех, но нас это не касается, ведь какая разница, что:

  • Один считает удобным «то» или «это».
  • Другой верит в истину «того» или «этого».

Оба варианта живы, но важно понять другое:

Ценность журнала, как источника вдохновения, — содержание, за которое отвечает редактор. Хорошее издание — это возможность отслеживать лучших авторов со всего света и подборки вдохновения, которые ограничены миссией издания (и совестью главного редактора).

<…>

Примечание:

Наиболее ценные издания рассматривал ранее, не стану повторяться (но предостерегу, насколько смогу, от популярных изданий, которые построены людьми, весьма и весьма далекими от фотографии, как предмета искусства, которые воспринимают «фото-» как плодоносную жилу, и уводят фотографа от пути познания, в нишу потребления).

Блоги

Вслед за фото, обеднело слово и это проблема, и причина, по которой стало зазорным писать, и стало модным — записывать: аудио и видео.

Прискорбно.

Блог, как способ подсмотреть мысли творческого человека — еще один прекрасный источник вдохновения, при условии:

  • Автор искренен: не скрывает, что его беспокоит, не боится выставить себя дураком, на радость публике, которая не замечает его преображение.
  • Автор пишет регулярно, не прославляет себя, но стремится разобраться в проблеме; не обратить внимание на себя, а привлечь внимание к теме.

Основа блога — это автор и это единственный критерий, по которому нужно выбирать блог, и читать его внимательно, иначе личный дневник, по восприятию, станет газетой.

Но:

Очень трудно найти блог, который просуществовал пару лет (хотя бы), наполнился заметками и не скатился в русло самопиара, рекламы автора, как преподавателя.

Поэтому читаю, точнее перечитываю, вот уже второй месяц подряд, размышления художника Гелия Коржева и жалею, что не знал об этих строках раньше.

Фотосайты

Настолько популярный источник вдохновения, что и упоминать как-то неудобно, но хочу кое-что дополнить, к ранее опубликованной подборке:

  • Фотосайты, как и музеи, и галереи, живут по принципу — «чем больше, тем лучше», и поэтому необходим изощренный вкус, чтобы найти что-то ценное и полезное.
  • Фотосайты — это не только галереи, но и хостинги / мудборы, тот же Pinterest (его и для продвижения используют, но только за пределами Рунета).

Старая школа

Если быть внимательным, то легко заметить, что наши мысли и образы — результат изучения и подражания классической школе, иногда — представителям академизма и это нормально. И вдвойне нормально, когда фотограф изучает тему профессиональной этики по работам тех, от кого нам остались не только произведения, но и слово автора: фрагменты личного дневника и другие заметки беллетристического жанра.

Дело в том, что современный рынок искусства наполнен спекуляциями:

  • Одних авторов, творчество которых отжило свой век, провозглашают идолами.
  • Других, чье творчество свежо и ценно, — скрывают от взгляда общественности.

Причина — деньги; необходимо заработать все, до копейки, на старом и только потом — кое-как показать новое, чтобы создать шумиху, «открыть» автора.

В таких условиях, остается только одно — самостоятельно находить ценные работы и по ним узнавать авторов, находить их заметки, письма и статьи, которые пояснят путь автора и почти все нюансы его творчества.

<…>

Примечание:

Да, такой всесторонний подход к изучению творчества предшественников — один из лучших источников вдохновения для фотографа.

Портфолио в интернете, фотоальбомы и фотокниги

Не все авторы представили свое творчество в интернете и это нормально, если подумать, то и хорошо:

  • не нужно искать повод для знакомства (если автор жив);
  • не нужно быть онлайн, чтобы изучать классиков;
  • не нужно искать альтернативы, если есть фотокниги.

<…>

В свое время, мне пригодились следующие издания:

  1. Русский Север
  2. 400 Photographs
  3. Lillian Bassman: Women

Качественная печать. Грамотная подборка фотографий. Не скажу, что эти книги «исключили» все возможные вопросы, касательно представлений авторов о красоте, фотографии и стиле — разумеется, это не так, но без них я бы не увидел качественных репродукций этих авторов.

<…>

Примечание:

Если автор альбома жив, то лучше покупать книги на выставке, чтобы познакомиться и найти возможность стать другом или учеником, а если такое невозможно, то хотя бы получить ответ на свой самый главный вопрос.

Книги

Внимательное чтение книг помогает сформировать аналитический склад ума и лучше понять, а для начала — узнать, настроение своего народа, которое зависит от технического прогресса, но формируется благодаря культуре.

Книги могут заменить все остальные источники вдохновения, а могут дополнить — раскрыть и пояснить:

  • Биографии авторов.
  • Основы метода и стиля.
  • Передать советы прошлого.

Книги — это инструмент, источник и возможность: научиться понимать искусство, научиться создавать предметы искусства, потому-что изучая завершенные проекты — мы изучаем образ и развиваем насмотренность, но умение разбираться — это еще не умение создать такое же, и это главная ценность книги — передача образа через слово (воспитание аналогичного навыка в читателе).

<…>

Примечание:

Можно читать как вдохновляющие книги, так и базовые издания сферы искусства, есть время — просто хорошие книги, которые помогают развивать профессиональную деятельность; обо всех не рассказать, многое упоминаю в блоге.

Театр

Довелось сотрудничать с театром кукол — навсегда запомнил:

  • Что такое эмоции в кадре.
  • Где можно найти увлеченных людей.
  • Когда лучше опустить камеру, чтобы не снять личное.

Но коллективы разные, одни поясняют, что театр — это синтез искусств (литературы, музыки и хореографии, и т. д.); приглашают на репетиции, чтобы фотограф научился отражению всех возможных конфликтов характеров, научился трактовать мельчайшие различия, но прежде — улавливать их. Другие — хлопают дверью! Тут как повезет.

Театр — это источник вдохновения и возможность самообучения (как и все источники, и рад, если это заметили без моего уточнения).

<…>

Примечание:

Если есть возможность — выбирайте закулисье, учитесь наблюдать, искать момент и отличия ролей, когда их играют разные люди.

Фильмы

Если театр — жизнь, то кино — мертвое искусство, но и оно пригодно для вдохновения:

  • Актеры.
  • Биографии.
  • Кинокартины.

Одна книга Смоктуновского чего стоит!

Если копнуть дальше, то:

  • Режиссеры.
  • Операторы.
  • Сценаристы.

Просто кладезь информации для фотографа: и вдохновляйся, и обучайся. 🙂

<…>

Примечание:

Изучать светопись, композицию, символы и образы по фильмам проще, чем по фотографиям; главное смотреть хорошее кино.

Музыка

Раньше был уверен, что музыка необходима фотографу, сейчас — уверен, что старое забыто, а новое не создано, нас окружает пустота…

… писал об этом ранее.

Хорошо подумайте.

И я подумаю.

Возможно, скоро уберу этот пункт из рекомендаций.

Телеканалы, телепроекты

Иногда смотрю телевизионный канал «Культура», как и многие коллеги нашей страны. Очень нравится «Библейский сюжет», проект студии «Неофит», потому-что:

  • Авторы проекта обращают внимание зрителя на всех, кто создал ценные произведения и неважно: какой он нации или сферы деятельности: художник, композитор или поэт, а быть может — режиссер, искусствовед или актер, театра и кино.
  • Авторы проекта понимают, что современный зритель, при оценке произведения, почти всегда опирается на свое чувственное восприятие, которое всегда является лишь некой частью замысла автора, отнюдь не первостепенной.
  • Авторы проекта обращают внимание зрителя на важность осмысления произведения и момента его создания, эпохи, в которую жил автор.

Из этого проекта можно узнать имена, которые стирала идеология прошлого, и произведения, которые хотели уничтожить, навечно оставить на полке (фильм «Комиссар», к примеру), путь и ценности авторов, которые жили и созидали, пока вокруг летали камни, ломались копья. Не оставлены без внимания работы признанных мастеров, которые мы знаем, но понимаем ли — об этом поможет задуматься проект.

<…>

Примечание:

Сей проект — кладезь информации, которая подается сжато и умело. Прекрасное дополнение к самообразованию, великолепный источник вдохновения.

Природа и путешествия

«Здесь птицы не поют, деревья не растут», — слова песни военных лет, но если оглянуться — нашего бытия, когда современные города изгоняют природу, как и многовековые строения, на радость… кто-то видимо этому рад.

Природа — это красота, гармония и премудрость устройства, — прекрасный источник идей и вдохновения.

Всегда ищите свое место, главное подальше от туристических маршрутов (увы, но именно их «наполнение» формирует искаженное восприятие других культур и наций), чтобы исключить манипуляции восприятием и познанием.

Семья

Просто помните об этом.

<…>

Примечание:

Семья поддержит, когда споткнешься.

Семья утешит, когда все отвернутся и предадут.

Семья — это самые близкие люди (никакие друзья их не заменят).

Семья поможет осмыслить идеи, если возможно — реализовать их, защитить от нападок.

Еда

Мы много едим — понял, когда завязал со спортом. Культ еды, всяких добавок — все утопия. Простая еда, приготовленная любимыми руками — все, что нужно нашему брату:

  • Чем проще еда — тем легче организму.
  • Чем легче телу — тем свободнее дух.
  • Чем яснее мысли — тем лучше творчеству.

Достаточно упростить свое питание, чтобы лучше думать, яснее воспринимать все картины и прочие творения классиков и современников, и не только произведения, но книги и прочие — вышеизложенные источники вдохновения.

Блошиный рынок (барахолка)

Есть мнение, что найденная «рухлядь» — начало идеи, которая обязательно вдохновит автора на создание чего-то нового, но сколько не находи интересного на барахолке, мое отношение к старым вещам неизменно — элемент мудборда.

Возможно, кто-то считает иначе и это хорошо, потому-что при любом творческом сценарии, в посещении барахолки есть смысл.

P. S.

По мере взросления, меняются взгляды на искусство, изменяется формат личного творчества, пересматривается список источников для поиска вдохновения.

По мере необходимости, обновляю заметку.

Дополнено 15.04.2020

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Как развить вИдение?

Найти свою тему! 5 вдохновляющих примеров

10 октября 2016
Фото:Кристоф Жакро (Christophe Jacrot)

Скорость творческого развития фотографа определяется многими факторами. Кроме таланта нужны и желание работать над собой, и готовность к регулярной практике, и трудолюбие, и объективная оценка собственных способностей. Практика показывает, что зачастую прямой путь к успеху в фотографии — выбор конкретного направления, темы или жанра. Сосредоточенность на одной теме раскрывает внутренний потенциал, учит мыслить иначе, а в какой-то степени даже помогает управлять вдохновением. Сегодня мы хотим рассказать вам о пяти фотографах, которые, сосредоточившись на одной теме, добились такого успеха, о котором даже не думали.


Кристоф Жакро: снимать, когда нравится, даже в непогоду

Сайт фотографа: http://christophejacrot.com/

Французский фотограф Кристоф Жакро неравнодушен к пасмурной погоде. Дождь, туман, снегопады — вот его любимые условия съемки. Он показал миру очарование дождливого Парижа, Гонконга, Нью-Йорка и строгую красоту снежной Исландии. Его работы представлены в художественных галереях по всему миру, а фотокниги очень быстро раскупаются поклонниками со всех уголков планеты. Примечательно, что пасмурную погоду и холод фотограф почти всегда показывает в цвете. Никакого намека на депрессивность.


Ален Лебуаль: прославиться на весь мир, снимая для себя

Сайт фотографа: http://www.laboile.com/

Хорошо знакомый нашим читателям французский фотограф Ален Лебуаль фотографирует только свою семью. В общем-то все. Снимки Алена — каждодневная хроника жизни его шестерых детей. Игры дома и на свежем воздухе, прогулки, весь спектр эмоций, включая слезы, боль и обиды, и даже домашний беспорядок — ничто не ускользает от внимания заботливого отца и талантливого фотографа. Он спокойно относится к испачканной одежде и раненым коленкам, фиксирует ординарные события и до безумия любит свою семью.

Однажды его друг Жеральд Видаммон, редактор французского журнала Compétence Photo, предложил Алену опубликовать свой первый фотоальбом. Они отобрали 80 кадров из тысяч фотографий. И первая книга разошлась мгновенно.

«Книги были раскуплены моими поклонниками из самых разных стран мира. Каждый был когда-то ребенком и каждый, кто читает эту книгу, найдет в моих фотографиях напоминание о детстве, своем или своих детей», — рассказывал Ален в интервью нашему журналу. Тогда же он высказал мысль: по-настоящему познать радость работы фотографом можно, задав себе вопрос: «Что тебе нравится? Что является твоей страстью?».


Лаура Макабреску: предаться фантазиям

Сайт фотографа: http://lauramakabresku.blogspot.ru/

Снимки польского фотографа Лауры Макабреску, известной также как Kamila Kansy, напоминают кадры из старого триллера, главная героиня которого — красивая девушка — погружена в печальные переживания по неведомой зрителям причине.

Лаура живет в Кракове, но то и дело вспоминает детство в деревенском доме бабушки и дедушки, где она проводила каждое лето. Помимо уютной простой атмосферы дом был полон чучел лесных животных, которые достались девушке от старика-охотника, живущего неподалеку. Играя с крайне необычными игрушками, Лаура уже тогда, по ее собственным словам, стала ощущать себя героиней какой-то сказки. Кладбище, старые книги, мертвые птицы, простые полевые цветы и лучи света на старой скатерти на столе — ее кадры максимально насыщены атмосферой и образами. Зачастую героями фотографий становятся сама Лаура и ее возлюбленный.

Тонко чувствуя природу, размышляя о жизни и смерти, Лаура делится со своими подписчиками снимками, где так чарующе красиво переплетаются грусть и восторженность. На ваш взгляд, мрачновато? Лаура уверена 0 все наоборот: «Если вы умеете чувствовать, реальность может испугать вас, но она подарит вам и вдохновение.


Кент Шираиши: проникнуться красотой одного места

Портфолио фотографа: https://500px.com/kentshiraishi

Японский фотограф Кент Шираиши живет в городе Биэй на острове Хоккайдо. Кент считает красоту Японии непревзойденной и предпочитает изучать родные места, а не отправляться за экзотическими кадрами в дальние страны. Одним из таких мест стал совершенно голубой пруд на острове Хоккайдо — второй по величине пруд Японии.

Именно за эти снимки Кенту была присуждена Национальная географическая премия. А один из снимков выбрала в качестве обоев компания Apple. Интересен пруд тем, что цвет воды меняется в зависимости от погоды. Весной он теплого зеленого цвета. Зимой — буквально светится синим! Такой необычный оттенок вода приобретает за счет содержания в ней гидроксида алюминия. Искусственный водоем был создан в рамках борьбы с эрозией для предотвращения непредвиденных ситуаций в случае извержения вулкана Токати.


Майкл Кенна: не изменять своему стилю

Сайт фотографа: http://www.michaelkenna.net/

Работы английского фотографа Майкла Кенны знают и любят по всему миру. Самого автора при жизни признали классиком фотографии. Минималистичная стилистика, верность формату и ч/б делают его работы узнаваемыми. Италия, Франция, Швейцария, Чехия, Япония, Шотландия, Россия — в его объективе все выглядит совершенно иным. По сей день он верен пленочной фотографии. Снимает на среднеформатную камеру, зачастую выбирая для съемки ночь. Посмотрите, к примеру, как выглядят в исполнении Майкла Петергоф, Питер или Москва.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить равномерный код
  • Как найти шкатулку в народной солянке
  • Как найти товар у других продавцов
  • Как найти косинус угла в произвольном треугольнике
  • Как исправить раздел mbr