Как найти верно переданную информацию в тексте

Главная информация в тексте — это предложение, которым можно выразить сразу весь текст целиком. Поэтому нужно сначала внимательно прочитать текст, а затем про себя подумать — что самое главное в нем.

Как бы вы его пересказали одним предложением? Затем нужно прочитать предложенные варианты таких предложений и выбрать то, в котором содержится главная информация. Итак, попробуйте свои силы. Вам предлагается 10 заданий, выберите из предложенных вариантов ниже два предложения, определяющих главную информацию, содержащуюся в тексте.

В каких предложениях верно передана главная информация

Информация

Информация — это сообщение, или мысль, заключенная в тексте о чем-либо или о ком-либо. Набор предложений не сообщающий конкретно ни о чем, не является информацией.
Поэтому если в тексте, например, вы читаете диалог — то это не является информацией, но из диалога ее можно, порой почерпнуть.

Например, если вы читаете:

Темно, я сижу и пью чай. Мне грустно, на улице дождь, хочется плакать или читать стихи.

То в данном тексте информация очень скудная, и если повествующий не ваш друг, то информация в тексте вам особенно и не нужна. Можно сказать, что в данном тексте ее нет.

А если вы читаете такой текст:

Вчера лил дождь, я сидел за столом, грустил и пил чай. Чай был с лимоном, с медом, он отлично поднял мне настроение, стало тепло и хорошо.

То тут уже есть важная информация — чай с лимоном и медом согревает и поднимает настроение.

В тексте должно быть что-то важное, то, для чего многие люди иногда нанимают целые команды по поиску и хранению информации. Поэтому и вам нужно вытянуть из предложенного текста предложение в котором содержится максимум полезного, максимум сведений из всего текста, а не только из какого то одного предложения из всех.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

Задание 1

(1) Чёрные дыры были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году. (2) Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. (3) Кроме того, чёрными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре .(4) <…>, это могут быть коллапсирующие звёзды на поздних стадиях коллапса.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Черные дыры, то есть коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса, были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году.
  2. Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна, — это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением и объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды.
  3. Чёрными дырами называют объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса.
  4. Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр — таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука; также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре.
  5.  Черные дыры, предсказанные теорией Эйнштейна, — это область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько мало, что покинуть её могут все объекты, движущиеся со скоростью света.

Ответ:

1) Выделим главную информацию в каждом предложении.

В первом предложении главную информацию можно сформулировать следующим образом: «Черные дыры были предсказаны общей теорией относительности или теорией гравитации. Во втором предложении главным является объяснение термина «черные дыры». В третьем предложении главное, что «черные дыры — это объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре».

2) Проверяем каждый из вариантов ответа.

В первом варианте ответа включена информация из первого и третьего предложений, следовательно, этот вариант не подходит.

Во втором варианте есть вся необходимая информация. «Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна» — эта часть соотносится с первым предложением. Часть «это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением» соотносится со вторым предложением, а «объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды» — с третьим предложением. Это верный ответ.

В третий вариант ответа включена информация лишь из третьего предложения.

В четвертый вариант ответа включена вся необходимая информация. «Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр» соотносится с первым предложением, «таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука» — со вторым, «также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре» — с третьим предложением.

Пятый вариант ответа неверный, так как в него включена информация лишь из первого и второго предложений, кроме того, часть информации («гравитационное притяжение которой настолько мало») искажена.

Задание 2

Прочитайте текст:

(1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а, следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
  2. Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
  3. В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
  4. Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
  5. Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

Ответ: 24

Задание 3

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
  2. Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
  3. На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
  4. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
  5. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей — земледельцев и ремесленников.

Ответ: 24

Задание 4

Прочитайте текст:

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
  2. Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
  3. В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
  4. Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
  5. Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

Ответ: 25.

Задание 5

Прочитайте текст:

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Важнейшая функция фразеологизмов — выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
  2. Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
  3. Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
  4. Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
  5. Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Ответ: 12

Задание 6

Прочитайте текст:

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
  2. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
  3. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
  4. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
  5. Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

Ответ: 35.

Задание 7

Прочитайте текст:

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) <…> при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
  2. Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
  3. При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
  4. В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.
  5. Жиры — один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

Ответ: 15

Задание 8

Прочитайте текст:

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец… (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)Женских вариантов названий этих профессий не существует прежде всего потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник.
  2. В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
  3. В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
  4. Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
  5. Есть профессии, которые изначально были исключительно мужскими, именно поэтому в языке отсутствуют эквиваленты названий этих профессий для женщин.

Ответ: 35

Задание 9

Прочитайте текст:

(1)Если вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
  2. Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
  3. Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
  4. При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
  5. При свете молнии человек может заметить только промежуток, длящийся тысячные доли секунды, так как именно столько времени длится сама вспышка молнии.

Ответ:25.

Задание 10

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птице охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.
  2. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
  3. Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
  4. Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
  5. Совы могут улавливать инфракрасные лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и относятся к невидимым человеческим глазом лучам.

Ответ: 15.

Попробуйте теперь свои силы! Пройдите тест!

Перед Вами все задания 1 ЕГЭ по русскому языку 2020 года. Пожалуйста, при выполнении заданий будьте внимательны. Ответы записывайте большими буквами, между которыми НЕ делайте пробелы. Аналогично цифры в ответ пишите без пробелов.

1 задание

(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка, мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.


Вопрос. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Мифов о происхождении матрёшки очень много до сих пор, и учёные не пришли к единому мнению.
  2. Прообраз русской матрёшки, по мнению большинства исследователей, – фигурка японского мудреца Фукурума, которая раздвигалась, чтобы вместить более мелкую фигурку.
  3. Фигурка японского божка стала прототипом русской матрёшки, как считают исследователи.
  4. Японский образец русской матрёшки выполнен с большим юмором, он представляет собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца.
  5. Исследователи твёрдо убеждены: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая раздвигалась для более мелких фигурок

1 задание

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает
всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.


Вопрос. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.
3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете
вследствие деятельности человека.
4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.
5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что
вызывает беспокойство учёных.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2019.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. 

Формулировка задания: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Задание оценивается 1 баллом. 

ТЕОРИЯ. Определение главной информации текста

Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста — то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста — слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова — слова, несущие основную информацию в тексте.
 

Любой текст построен по следующим логическим схемам:

Причина  — Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)       

Часть  — Целое. Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.       

Факт  — Вывод. Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

Как решить первое задание правильно: 

Алгоритм:

1. Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.

2. Обратите внимание на 2-3 предложение – это смысловой центр текста.

3. Произведите сжатие текста путем компрессии: объедините информацию 2 и 3 предложения.

4. Соотнесите свой вариант с ответами.

5. Исключите из ответов предложения:

а) С информацией, которой нет в тексте — это искажение текста;

б) Цитату из теста с мелкими деталями ненужными подробностями;

в) Предложение с половиной главной информации.

6. Выберите те 2 варианта ответа, которые передают одно и то же содержание, но разным речевым оформлением. Оба эти варианта ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.

Например: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Интересной страницей нашей отечественной культуры является фольклорный театр — народное театрально-драматическое искусство. 
2) Фольклорный театр — это отдельные театральные явления в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игра на музыкальных инструментах и пляски. 
3) Фольклорный театр, корнями уходящий в глубокую древность, является увлекательной страницей нашей культуры и до сих пор не перестаёт привлекать внимание всех, кто интересуется народным искусством. 
4) Интересная страница нашей культуры, фольклорный театр, представляющий собой совокупность театральных явлений в народном искусстве, уходит корнями в глубокую древность, но продолжает привлекать внимание всех, кому дорога отечественная культура. 
5) Истоки фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды, этим он и привлекает современников.  
 

Выбираем правильные ответы. Ответ: 3,4 

Содержание обоих ответов одинаковое.

Ещё одно наблюдение: как правило, очень короткие варианты ответа не содержат основную мысль текста, поэтому их можно исключить сразу (обычно их 1 — 2).
Типичные ошибки: 
В качестве ответа указывают: 

— информацию, которой нет в тексте; 
— недостоверную информацию; 
— неполную информацию; 
— два разных по содержанию ответа. 

Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности.

Использованы материалы: https://rustutors.ru/egeteoriya/1134-zadanie-1.html

https://bingoschool.ru/

Устинова Валентина Ивановна

Готовимся к экзамену по русскому языку:

Тема «Определение главной информации предложенного текста»

Примерное решение задания №1

Прочитайте текст и выполните заданий 1-3.

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2) Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3) Именно (…) в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 3, 5

РЕШЕНИЕ задания

    Итак, приступим к разбору данного задания. Оно  не требует от ученика специальных знаний, нужно очень внимательно прочитать предложенный текст. Это задание проверяет ваше умение понимать информацию. Внимательно прочитайте условие: нас интересует фраза «верно передана ГЛАВНАЯ информация». Что такое «ГЛАВНАЯ информация»? Каким слово можно заменить это словосочетание? Главная информация — это главная (основная) мысль текста.

     Главная мысль текста – это сжато сформулированное содержание, реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, это то, что хотел сказать автор. 

      Ваша задача — выбрать те ответы, где в сокращённом тексте сохранена в полном объёме информация. Необходимо соотнести содержание текста с предложенными предложениями и выбрать те, в которых нет фактических ошибок и в которых основная информация не содержит перечислений, дополнительной детализации. 

— Какая информация содержится в предложенном тексте? Ответ: это текст о Сибири, которой Россия в планах экономического развития уделяет большое значение, потому что Сибирь — это огромная территория и крупнейшая сокровищница запасов нефти, газа, угля и т.д. Конечно, последнее утверждение о природных богатствах Сибири более весомое, точнее передаёт основную мысль текста, поэтому правильные ответы будут в 3 и 5 предложениях.

СОВЕТЫ-ПОДСКАЗКИ:

         — переходите к анализу ответов только тогда, когда внимательно прочитаете текст;

         -помните, что предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации, подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей;

         -чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль. 

Задание 1. Определение главной информации текста

Итак, мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Сегодня мы с вами разберем и научимся быстро и правильно решать самое первое тестовое задание, которое на экзамене может попасться как простым, так и запутанным. Из-за невнимательности или спешки довольно часто в этом задании допускаются ошибки, в результате чего теряется важный и абсолютно несложный балл.

Согласно кодификатору, задание №1 проверяет умение учащихся видеть и выделять главную информацию в тексте. Самое приятное то, что для этого задания не нужно учить теорию — ее просто нет. Все, что от вас требуется, — найти два предложения, где передана ГЛАВНАЯ мысль..

Вот как звучит формулировка задания:
«Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте текст и поймите его смысл;
  2. Выделите ключевые моменты и аккуратно подчеркните их;
  3. Прочитайте предложенные предложения и вычеркните сразу те, которые не подходят;
  4. Проанализируйте оставшиеся варианты и выберите два правильных ответа. При необходимости перечитайте текст и выбранные предложения снова;
  5. Когда будете заполнять бланк ответов, аккуратно запишите две цифры.

Предпочтительно, чтобы вся эта процедура занимала у вас не более 5 минут, так как время пригодится вам для других и более сложных заданий. Данное задание, на самом деле, легкое, поэтому тратить на него большое количество времени нет никакого смысла. Если вы тренировались и регулярно набивали руку, решая варианты, то научитесь находить предложения с одинаковым смыслом довольно быстро.

А теперь небольшой лайфхак касаемо выполнения данного задания: чтобы найти два предложения, где верно передана ГЛАВНАЯ информация, необходимо всего лишь найти два одинаковых предложения. По внешнему виду и набору слов предложения будут отличаться, но вот по смыслу будут абсолютно одинаковыми. Если вы нашли такие предложения, значит и нашли правильный ответ.

Понятие “текст” и его виды

Давайте немного вспомним школьный материал. Итак, что же такое текст?

Текстэто два или несколько предложений, связанных по смыслу или грамматически.

Какие выделяют виды текста?

  1. Повествовательный (что произошло?) — последовательность событий или действий;
  2. Описательный (какой? какая?) — признаки предмета или внешний вид, например, человека или животного;
  3. Текст-рассуждение (почему?) — говорится о причинах событий и явлений.

Тема текста то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль текста то, что хотел сказать нам автор. Можно задать следующие вопросы:”Почему автор написал этот текст?”, “Что он хотел этим текстом сказать?” или “Чему учит данный текст?”.

Ключевые словаэто слова в тексте, которые помогают передать наиболее важную информацию. Ключевые слова отлично помогают запомнить смысл текста.

Рассмотрим образцы задания №1

Теория закончилась, теперь необходимо закрепить все практикой. Попробуйте выполнить данные задания самостоятельно, а затем проверьте свои ответы. Мы уверены, что у вас все получится!

Правильный ответ: №2

Правильный ответ: №1

Как вы уже, наверное, заметили, эти два задания были абсолютно простыми. Сейчас попробуйте выполнить несколько заданий именно в том виде, в котором они даны на экзамене.

Правильный ответ: 35

Правильный ответ: 24

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Данное задание требует уже не только практики, но и теории. Как и в любом другом задании, здесь попадаются как легкие, так и сложные моменты. Сложность задания заключается лишь в том, что нужно выучить все средства связи и уметь вспомнить необходимую информацию в процессе решения задания (например, если в задании требуется вставить “выделительно-ограничительную частицу”, сперва нужно вспомнить разряды частиц и уже после из них выбрать подходящую: лишь или только). Поэтому знание теории обязательно поможет вам выполнить задание №2.

Вот как звучит формулировка задания:

«Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз».

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст и отдельно проанализируйте необходимый отрезок текста;
  2. Поймите, что необходимо вставить: союз, частицу, местоимение, наречие и т.д., установив связь между предыдущим предложением и предложением, в котором пропущено слово;
  3. Подставьте выбранное слово в текст и убедитесь, что оно подходит по смыслу и к требованиям задания;
  4. Впишите правильный вариант в бланк ответов (если вы предпочитаете записывать ответы после решения всех тестовых заданий, то просто отметьте правильный ответ).

Предложения в тексте могут быть противопоставлены, сопоставлены или вовсе содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, т.е. пояснять его.

Средствами связи в предложении могут выступать: частицы, наречия, числительные, местоимения, союзы, порядок слов, синонимы и антонимы и многое другое. Они же — лексические, грамматические, морфологические и синтаксические средства связи. Давайте разберемся отдельно с каждым из них.

Союзы

Стоит, пожалуй, начать с союзов, так как они являются самыми легкими в этом задании.

Союз это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения и однородных членов.

Союзы делятся на:

  1. Сочинительные
  2. Подчинительные
  3. Простые (состоят из одного слова: а, и, но, однако);
  4. Составные (состоят из двух и более слов: не только…но и, как…так);
  5. Двойные (состоят из двух разных частей: не только…но и);
  6. Повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей: и…и, ни…ни, то ли…то ли)

Сочинительные союзысоюзы, связывающие однородные члены и простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения). Кроме того, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте.

Данную табличку нужно обязательно выучить наизусть:

Подчинительные союзысоюзы, которые связывают простые предложения в составе сложного (сложноподчиненного предложения).

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  1. Причины (так как, потому что);
  2. Уступки (хотя, хоть, несмотря на то, что);
  3. Цели (чтобы, с тем чтобы);
  4. Следствия (так что);
  5. Места (где, откуда, куда);
  6. Времени (когда, пока, как только, едва, лишь);
  7. Обстоятельства;
  8. Сравнения (как, точно, будто, словно);
  9. Образа действия, меры, степени (до такой степени, столько, настолько);
  10. Изъяснительные (как, что, чтобы, будто);
  11. Условия (если бы, если, ли).

Следующую картинку и вышеперечисленные группы подчинительных союзов необходимо также запомнить:

Лексические средства связи

  1. Синонимыслова, близкие по значению (веселый — радостный);
  2. Антонимыслова, противоположные по значению (добрый — злой);
  3. Однокоренные слова это слова, близкие по значению и имеющие одинаковый корень (полет — летчик — летать; обед — обедать — обеденный);
  4. Описательный оборотсочетание слов, используемое для замены какого-либо слова или избежания повторения (люди в белых халатах — врачи, светило небесное — солнце);
  5. Лексический повторнамеренное повторение одного и того же слова.

Частицы

Частица служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения.

Выделяют следующие виды частиц:

  1. Формообразующие;
  2. Смысловые;
  3. Модальные;
  4. Эмоционально-экспрессивные.

Местоимения

Местоимениеэто часть речи, которая указывает на предмет, его признаки и количество, но при этом не называет его.

Различают следующие виды местоимений:

Кроме того, притяжательные местоимения его, её, их совпадают с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Например:

Чья же это была сумка?Оказалось, что это была все-таки её сумка.

Кого ты вчера хотел увидеть?Её подругу.

В первом случае “её” является притяжательным местоимением, так как отвечает на вопрос “чья?” А вот во втором случае — личное местоимение (“кого?”). Будьте внимательны и обращайте внимание на такие хитрости.

Числительные

Числительные бывают порядковыми и собирательными.

Порядковые числительные определяют порядковый номер предмета при счете (первый, второй, третий). А собирательные числительные обозначают количество предметов (один, два, три).

Запомните, что числительные оба и обе довольно часто попадаются там, где необходимо вставить именно числительное.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизмэто одинаковое или сходное построение соседних предложений. Например:

Око зрит — невидимейшую даль,

Сердце зрит — невидимейшую связь,

Ухо пьет — невидимейшую молвь (М.Цветаева)

Вводные слова и конструкции

Вводные словаэто слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем сообщает.

Помните, что вводные слова и конструкции не являются членами предложения и обособляются запятыми.

Наречия

Наречиесамостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия.

Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Рассмотрим образцы задания №2

Теория закончилась, теперь необходимо закрепить все практикой. Попробуйте выполнить данные задания самостоятельно, а затем проверьте свои ответы.

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №4

Немного теории и практики ― вот, что вам необходимо для решения задания №2 ЕГЭ по русскому языку. Открывайте банк тренировочных заданий на сайте ФИПИ и набивайте руку!

Задание 3. Лексическое значение слова

Еще одно легкое задание, которое не требует знания какой-либо теории. Для успешного выполнения задания №3 нужно лишь внимательно прочитать текст и понять значение слова из контекста.

Вот как звучит формулировка задания:

«Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРИОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи».

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст и просмотрите список всех вариантов ответа;
  2. Обязательно посмотрите примеры использования каждого слова;
  3. Вычеркните те варианты, которые вам совершенно не подходят;
  4. Подставьте оставшиеся слова в пропуск текста и определите, какие из них подходят больше всего;
  5. Убедитесь еще раз, что выбранный вами вариант ответа соответствует контексту;
  6. Запишите правильный ответ в бланк ответов.

Как вы знаете, слова бывают многозначными и однозначными. Иначе говоря, однозначное слово имеет только одно лексическое значение, в то время как многозначное — два или более. Именно они и используются в этом задании.

Рассмотрим образцы задания №3

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №2

Было несложно, верно? А теперь посмотрим, как выглядит это задание в настоящем варианте КИМ.

Словосочетание “вести хозяйство” имеет смысл “заниматься какой-либо деятельностью”, поэтому из всех вышеперечисленных вариантов ответа нам подходит только ответ под номером 3.

Правильный ответ: №3

В данном контексте “древнерусский язык” слово “язык” больше всего подходит под 4 вариант ответа.

Правильный ответ: №4

Немного объемное по размеру задание, но абсолютно простое в выполнении. Тренируйтесь и зарабатывайте свой первичный балл!

Сегодня
мы…

· Поговорим об информационном анализе текста.

· Узнаем, как правильно провести информационный анализ текста.

· Узнаем, как подготовиться к решению этого задания на ЕГЭ по
русскому языку.

И для
начала откроем сборник заданий к экзамену и поинтересуемся – с чем нам придётся
столкнуться в первом задании.

Обычно в
самом начале экзамена нам предлагается некий текст, который нужно прочитать, а
после выполнить задания с первого по третье. Так что эти задания тесно связаны
между собой и основываются на одном и том же тексте.

И первое
из этих заданий звучит обычно так:

Укажите
варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте. Запишите номера этих предложений.

Чаще
всего текст, который нам предлагают, представляет из себя три пронумерованных
предложения. А в вариантах нам предлагается пять разных предложений. И обычно
наш ответ – это выбор двух предложений из пяти.

Для
начала давайте разберёмся с самим этим заданием. Подвох заключается в том, что
пять предложений из вариантов, не должны повторять предложения в тексте.
Информация в вариантах даётся по-другому. Ведь каждый из двух вариантов,
которые мы выберем, должен отображать главную информацию всего текста.

Итак,
суть этого задания в том, что нам придётся работать с информацией. При этом мы
должны показать, насколько хорошо мы умеем отличать главное от второстепенного.
И продемонстрировать свои навыки сжимания текста.

Время
вспомнить о теории!

В тексте
мы можем столкнуться с разными типами информации. Информация может быть фактуальной, подтекстовой и концептуальной.

Иными
словами, в тексте могут быть факты, подтекст и мысли, чувства, мнение автора. И
в нашем задании нам как раз предстоит иметь дело с фактами.

Дело в
том, что предложенный нам текст будет относиться к научному стилю. А для
него как раз характерны строгость, точность и внимание к фактам. Вспомним, что
факты – это нечто реальное, то, что имело или имеет место быть в
действительности.

Фактическая информация может быть главной, а
может быть дополнительной. Дополнительная информация – это разного рода
определения, объяснения, присоединения и так далее.

И нам
придётся сосредоточиться на поиске главной, новой информации.

С какими
же трудностями нам придётся столкнуться в процессе?

По сути, каждый вариант, который мы выберем – это
отражение значения всех трёх предложений.

Но в
вариантах подача информации может быть совсем другой. Информация может располагаться не в том порядке, что в тексте.

Наконец,
нас могут сбить с толку формулировки и научный стиль. Всё-таки, не
всегда бывает ясно – что для этого текста важно, а что – второстепенно.

Так с
чего же мы начнём? С анализа исходного текста.

Представим,
что мы на экзамене, и вот перед нами сам текст, а потом сразу же варианты.
Безумно хочется прочитать сразу и текст, и варианты, и поскорее их сравнить! Но
чтобы не запутаться сразу – лучше от такого воздержаться.

Желательно
сначала посмотреть только на текст.

И не
просто посмотреть, а внимательно его прочитать. Особенно останавливаясь
глазами на датах, цифрах, названиях. Ведь нам нужно выделить важную информацию.

Ещё
точнее – нам нужно выделить ключевые слова и понятия. Лучше – в каждом
предложении.

Посмотрим
на первое предложение.

В
восемнадцатом веке, до прихода европейцев, в Австралии насчитывалось около
трёхсот тысяч аборигенов, говоривших не менее чем на двухстах языках.

Здесь в
ключевые слова попадают: восемнадцатый век, европейцы, Австралия, триста
тысяч, двести языков.

Смотрим
на второе предложение.

В ходе
европейской колонизации девятнадцатого – начала двадцатого века, нередко
сопровождавшейся прямым геноцидом, их численность резко сократилась.

Выписываем
ключевые слова: колонизация, девятнадцатый – начало двадцатого века,
геноцид, численность сократилась.

Посмотрим
и на третье предложение.

И
<…> насчитывается не более семидесяти тысяч носителей австралийских
языков, в основном людей старшего поколения.

Выписываем:
семьдесят тысяч носителей языков, старшее поколение. В последнем случае
ставим вопросительный знак, потому что это явно не слишком важная информация.

И вот у
нас есть ключевые слова из каждого предложения исходного текста. Почему бы не
попробовать из них составить своё предложение? Это будет что-то вроде макета –
мы сами представим, как должен выглядеть наш ответ.

А
выглядит он примерно так:

В
восемнадцатом веке в Австралии было почти триста тысяч аборигенов, и они
говорили почти на двухстах языках, а после европейского геноцида девятнадцатого
– начала двадцатого века численность носителей языка в Австралии сократилась до
семидесяти тысяч.

Конечно,
здесь ещё немало лишней информации. Например, такой можно посчитать
восемнадцатый век – ведь у нас указано время геноцида, так что ясно, что триста
тысяч аборигенов в Австралии было до этих временных рамок, в восемнадцатом
веке. Вопрос вызывает и двести языков – ведь ясно, что сейчас языков всё равно
меньше. Отметим эти моменты, но не будем их удалять.

И что мы
сделаем теперь с предложением?

Конечно, сравним
с вариантами ответов.

Пришло
время для прочтения и анализа вариантов. Конечно, можно прочитать и
проанализировать сразу все варианты. Но лучше, как и в случае с текстом, разделить
варианты по одному предложению.

И
провести сравнение с нашим макетом.

Смотрим
на первое предложение-вариант. А вот макет, по сравнению с которым предложение
сразу же кажется неполным. Мы видим триста тысяч аборигенов, видим двести
языков… а где геноцид, где сведения о сокращении численности носителей?
Предложение не отображает вторую часть текста и не подходит нам!

Смотрим
на второй вариант. Очевидно, что в нём нет ни малейшего сходства с макетом,
который мы построили. Отсутствует ключевая информация.

Вариант
явно не подходит.

Посмотрим
на третий вариант в сравнении с нашим макетом. Там и там есть колонизация,
Австралия, коренное население, языки и сокращение численности с трёхсот до
семидесяти тысяч. Отсутствует указание на временные рамки и на
количество языков. Но основные понятия и цифры совпадают. Значит, нужно
запомнить этот вариант.

Переходим
к четвёртому варианту. Он пока что явно самый полный из всех – тут указаны и
временные рамки, и названия, и численность населения. Не хватает только
количества языков, но это несущественно.

Этот
вариант почти совпадает с макетом, который мы создали. Его нужно запомнить
обязательно.

Остался
пятый вариант. И мы сразу же видим, что он неполный – не хватает цифр и фактов.
Это только последняя часто информации, остального нет. Вариант не подходит.

И
остаётся провести завершающий анализ. Мы выбрали два варианта. Они
наиболее вероятны. Но нужно перечитать их и сравнить теперь уж с исходным
вариантом. А вдруг мы где-то ошиблись?

Создадим
вот такое поле сравнения. Вот предложение номер три, которое мы выбрали. А вот
исходный текст. И мы можем убедиться, что предложение действительно неплохо
отображает главную информацию этого текста. А главное – сохранились смысловые
связи. Значит, этот вариант нам подходит.

Теперь
сравним с исходным текстом вариант номер четыре. Он самый полный, и потому в
нём передаётся вся главная информация из текста. Этот вариант подходит нам.

Работа
закончена! Нам осталось только ввести в нужное поле номера выбранных нами
предложений – три и четыре. Нужно помнить, что номера ответов указываются
подряд, без запятых и пробелов. Так что наш ответ будет выглядеть так: 34

И теперь мы
можем составить алгоритм наших действий.

Первым
делом мы читаем только текст.

Потом находим и выписываем ключевые слова в
каждом предложении.

После этого мы составляем предложение-макет,
в котором пытаемся сами отобразить всю важную информацию, которая есть в
тексте.

Дальше мы начинаем сравнивать свой макет с
каждым из приведённых вариантов.

Мы отбираем два варианта, которые совпадают с
макетом лучше других.

После этого мы сверяем варианты с текстом.

Если выбранные варианты действительно
подходят, то нам остаётся только ввести нужный вариант текста.

Разумеется,
мы можем воспользоваться более простым алгоритмом и не составлять
предложения-макета. Можно просто прочитать текст, выделить в нём самое важное.
И потом попытаться выяснить – насколько каждый из предложенных нам вариантов
отображает это самое важное.

А потом
отметаем варианты, с которыми что-то не так.

Например,
сначала мы можем исключить варианты,
которые полностью совпадают с одним из предложений в тексте. Ведь нам
нужно, чтобы наш вариант охватывал по смыслу все предложения текста.

Не
подходят нам и варианты, которые отображают информацию только частично.
То есть, содержат в себе значение какой-то части текста.

Иногда мы
можем встретиться с вариантами, в которых наряду с верной информацией
встречается неверная. Такие варианты тоже отбрасываем.

Ещё мы
можем встретиться с небольшими, почти незаметными фактическими ошибками – чаще
всего в географических и временных понятиях. Такие варианты мы тоже не
выбираем.

В
некоторых предложениях могут быть оставлены подробности, детали и мелочи. Всё
это мешает нам увидеть, что предложение не содержит полной информации. Потому
нужно обращать внимание именно на ключевые слова.

Но
допустим, что, пользуясь этими советами, мы выбрали два предположительных
варианта. Что ещё нам нужно учитывать?

Во-первых, если информация излагается не в
том порядке, в каком она изложена в тексте – это нормально.

Но в
выбранных нами вариантах должны соблюдаться так называемые смысловые связи.

Эти связи
очень важны, и мы можем их даже обозначить при первичном чтении текста.
Взглянем на наш пример. Как можно расставить информацию?

В
Австралии было около трёхсот тысяч аборигенов – потом началась европейская
колонизация, геноцид – и поэтому численность аборигенов сократилась до
семидесяти тысяч. В выбранных нами вариантах информация имеет такие же связи.

Есть и
ещё одна небольшая подсказка. При выполнении этого задания стоит присмотреться к
самым длинным предложениям-вариантам
. Есть большая вероятность того, что
именно в них излагается наиболее полная информация. Но этот совет не
универсален и даже может сыграть с вами злую шутку. Ведь разработчики, как уже
было сказано, могут добавить в какой-нибудь вариант ненужных подробностей,
искусственно его удлинить.

Поэтому
надёжнее обращаться к ключевым словам и наблюдать за соблюдением смысловых
связей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мониторинг на учи ру как найти ученику
  • Как найти пьяного мужа
  • Как найти военнослужащего по контракту
  • Как составить баланс семейного бюджета
  • Как найти все скачанные файлы на телефоне