Как найти вероятность события противоположного событию а

сложения применима. Искомая вероятность

P(A+B)=P(A)+P(B)=1/3+1/6=1/2.

Противоположными называют два единственно возможных события, образующих полную группу. Если одно из двух противоположных событий обозначено через А, то другое принято

обозначать A .

Пример. Попадание и промах при выстреле по цели —

противоположные события. Если А — попадание, то A — промах.

Пример . Из ящика наудачу взята деталь. События «появилась стандартная деталь» и «появилась нестандартная деталь» — противоположные.

Теорема. Сумма вероятностей противоположных событий равна единице:

Р(А) + Р( A )=1.

Замечание. Если вероятность одного из двух противоположных событий обозначена через р, то вероятность другого события обозначают q . Таким образом, в силу предыдущей теоремы

р+q=1.

Пример 1.15. Вероятность того, что день будет дождливым, р=0,7. Найти вероятность того, что день будет ясным.

Решение. События «день дождливый» и «день ясный» — противоположные, поэтому искомая вероятность

q=1-р=1-0,7 = 0,3.

15

1.9. Принцип практической невозможности маловероятных событий

При решении многих практических задач приходится иметь дело с событиями, вероятность которых весьма мала,

т. е. близка к нулю. Можно ли считать, что маловероятное событие А в единичном испытании не произойдет? Такого заключения сделать нельзя, так как не исключено, хотя и мало вероятно, что событие А наступит.

Казалось бы, появление или не появление маловероятного события в единичном испытании предсказать невозможно. Однако длительный опыт показывает, что маловероятное событие в единичном испытании в подавляющем большинстве случаев не наступает. На основании этого факта принимают следующий «принцип практической невозможности маловероятных событий»:

если случайное событие имеет очень малую вероятность, то практически можно считать, что в единичном испытании это событие не наступит.

Естественно возникает вопрос: насколько малой должна быть вероятность события, чтобы можно было считать невозможным его появление в одном испытании? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для задач, различных по существу, ответы разные. Например, если вероятность того, что парашют при прыжке не раскроется, равна 0,01, то было бы недопустимым применять такие парашюты. Если же вероятность того, что поезд дальнего следования прибудет с опозданием, равна 0,01, то можно практически быть уверенным, что поезд прибудет вовремя.

Достаточно малую вероятность, при которой (в данной определенной задаче) событие можно считать практически невозможным, называют уровнем значимости. На практике обычно принимают уровни значимости, заключенные между 0,01 и 0,05. Уровень значимости, равный 0,01 называют однопроцентным; уровень значимости, 0,02, называют двухпроцент-

16

ным, и т. д.

Подчеркнем, что рассмотренный здесь принцип позволяет делать предсказания не только о событиях, имеющих малую вероятность, но и о событиях, вероятность которых близка к единице. Действительно, если событие А имеет вероятность, близкую к нулю, то вероятность противоположного события А близка к единице. С другой стороны не появление события А означает наступление противоположного события А . Таким образом, из принципа невозможности маловероятных событий вытекает следующее важное для приложений следствие: если случайное событие имеет вероятность, очень близкую к единице, то практически можно считать, что в единичном испытании это событие наступит. Разумеется, и здесь ответ на вопрос о том, какую вероятность считать близкой к единице, зависит от существа задачи.

1.10. Теорема умножения вероятностей. Произведение событий

Произведением двух событий А и В называют событие А

В, состоящее в совместном появлении (совмещении) этих событий. Например, если А—деталь годная, В—деталь окрашенная, то АВ—деталь годна и окрашена. Произведением нескольких событий называют событие, состоящее в совместном появлении всех этих событий. Например, если А, В, С—появление «орла» соответственно в первом, втором и третьем бросаниях монеты, то ABC — выпадение «орла» во всех трех испытаниях.

1.11. Условная вероятность

Во введении случайное событие определено как событие, которое при осуществлении совокупности условий S может произойти или не произойти. Если при вычислении вероятности события никаких других ограничений, кроме условий S, не налагается, то такую вероятность называют безусловной; если

17

же налагаются и другие дополнительные условия, то вероятность события называют условной. Например, часто вычисляют вероятность события В при дополнительном условии, что произошло событие А. Заметим, что и безусловная вероятность, строго говоря, является условной, поскольку предполагается осуществление условий.

Условной вероятностью РА (В) называют вероятность события В, вычисленную в предположении, что событие А уже наступило.

Условная вероятность события В при условии, что событие A уже наступило, по определению, равна

РА(В) = Р(АВ)(А) (Р( A) 0).

1.12. Теорема умножения вероятностей

Рассмотрим два события: A и В; пусть вероятности Р (А) и РА (В) известны. Как найти вероятность совмещения этих событий, т. е. вероятность того, что появится и событие А и событие В? Ответ на этот вопрос дает теорема умножения.

Теорема. Вероятность совместного появления двух событий равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, вычисленную в предположении, что первое событие уже наступило:

Р(АВ) = Р(А)РА(В).

Замечание. Справедливо равенство

Р(А)РА(В) = Р(В)РВ(А).

Следствие. Вероятность совместного появления нескольких событий равна произведению вероятности одного из них на условные вероятности всех остальных, причем вероятность каждого последующего события вычисляется в предположении,

18

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Если все исходы опыта одинаково возможны, то вероятность (P(A)) любого события (A) можно вычислить по формуле:  

(P(A) =)

количество исходов, благоприятных событию Аколичество всех возможных исходов

.

Вероятность противоположного события можно вычислить по формуле:

P(A¯)=1−P(A)

.

Бросается игровой кубик. Событие (A) — выпадет цифра (2). Ранее уже было вычислено, что (P(A) =)

16

.

Противоположное событие

 — не выпадет цифра (2)  (т. е. выпадет (1), (3), (4), (5) или (6)).

Эту формулу удобно использовать, если у опыта много исходов.  

Пример:

в корзине лежат (100) пронумерованных шариков. Какова вероятность, что не вынут шарик под номером (6)?

Событие (A) — вынут мячик (№) (6).

Событие 

 — вынутый мячик не будет под номером (6).

P(A¯)=1−P(A)=1−1100=99100

.

На этой странице вы узнаете

  • Как кот может быть одновременно жив и мертв? 
  • Можно ли всегда выигрывать спор с монеткой? 
  • Если рандомно ответить на вопрос теста, какой шанс угадать ответ?

Какова вероятность выиграть в лотерею? Исследователи подсчитали: один на восемь миллионов. «Или выиграю, или проиграю», — решаю я, покупая лотерейный билет. Так понятие вероятности преследует нас в обычной жизни. И не только в лотерее. Давайте разберемся подробнее.

Вероятность

Выходя утром из дома, мы задумываемся: брать ли с собой зонт? Проверяем прогноз погоды — вероятность выпадения осадков 2%. Зонтик нам сегодня вряд ли понадобится. В пути нас настигает ливень…

Прогноз погоды — самый яркий пример вероятности. Он не всегда бывает точный, не всегда сбывается. Мы не можем с уверенностью сказать, что будет завтра. Зато можем по совокупности факторов определить, на какую погоду стоит ориентироваться. 

Теория вероятности — один из разделов математики, в котором изучаются модели случайных экспериментов. 

Случайными экспериментами называются такие, результаты которых неизвестны заранее. Подбрасывая монетку, мы не знаем, что выпадет — орел или решка. Только поймав монетку, мы узнаем результат. 

Как кот может быть одновременно жив и мертв? 

Ученый по имени Эрвин Шредингер провел мысленный эксперимент. Он поместил кота в закрытый ящик, в котором был расположен механизм, содержащий атомное ядро и ёмкость с ядовитым газом. 

По эксперименту с вероятностью 0,5 ядро распадется, емкость с газом откроется и кот умрет. Но при этом с вероятностью 0,5 ядро не распадается и кот останется жив. 

Пока ящик закрыт, мы не знаем результат эксперимента — такой эксперимент в математике можно назвать случайным.  Тем временем кот находится одновременно в двух состояниях: он и жив, и мертв. 

Рассмотрим чуть подробнее пример с монеткой. Есть всего два варианта, какое событие может произойти:

  • выпадет орел;
  • выпадет решка. 

Эти два события образуют множество элементарных событий. 

Множество элементарных событий — множество всех возможных результатов случайного эксперимента. 

В случае выше их всего два. А если мы будем подбрасывать игральную кость, то их будет уже 6. Множество элементарных событий будет менять в зависимости от ситуации. 

Допустим, мы поспорили с друзьями, что выпадет орел. Для нас это событие будет благоприятным, поскольку мы выиграем спор. Второе событие будет неблагоприятным, потому что спор будет проигран. 

Как найти вероятность, что мы выиграем спор? Нужно разделить число благоприятных событий на общее число событий. Таким образом, мы получили классическое определение вероятности. 

Вероятность — отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий. 

Пусть m — количество благоприятных исходов, а n — количество всех событий. Получаем следующую формулу. 

(P = frac{m}{n})

Вероятность можно обозначить, как P(x), где х — некоторое событие. 

Заметим, что количество благоприятных исходов должно быть либо меньше, либо равно количеству всех исходов. Если благоприятных событий больше, чем всех, значит, мы нашли не все множество элементарных событий.

Когда вероятность равна 1, то такое событие точно наступит. Иначе говоря, мы можем быть уверены на 100% — оно произойдет.

Можно ли всегда выигрывать спор с монеткой?

Можно, если хитро сформулировать условия. Например: «Орел — я выиграл, решка — ты проиграл». Вероятность выигрыша в этом случае будет равна (P = frac{2}{2} = 1), то есть мы точно выиграем спор. 

Однако вероятность не так проста, и даже здесь подготовила ловушку. 

В редких случаях есть и третий вариант событий — монетка встанет на ребро. Вероятность такого события составляет  (frac{1}{6000}). То есть за миллион бросков это может случиться 150 раз или 1 раз в 2 дня, если подкидывать монету каждый день по 8 часов в течение года. Чтобы монета встала на ребро два раза подряд, придется подбрасывать ее в том же темпе около 35 лет.

Вероятность всегда будет меньше или равна 1. Но ее можно выразить и через проценты. Для этого достаточно умножить полученный результат на 100%. 

Пример 1. На ресепшене одного из отелей стоит ваза с конфетами. В вазе 56 яблочных конфет, 49 апельсиновых и 35 малиновых. Гость отеля наугад тянет конфету. Какова вероятность, что ему попадется апельсиновая конфета?

Решение. Найдем, сколько всего конфет в вазе: 56 + 49 + 35 = 140. Вероятность вытащить апельсиновую конфету будет равна 
(frac{49}{140} = 0,35)

Выразим в процентах:  
0,35 * 100% = 35%

Задача решена. Обычно в ответе пишут значение вероятности через дробное число, а не проценты. Поэтому получаем следующий ответ. 

Ответ: 0,35

Чтобы выразить вероятность через проценты в одно действие, достаточно воспользоваться следующей формулой. 

(P = frac{m}{n} * 100%)

Но что, если нам нужно найти вероятность для более сложных экспериментов? Первым делом нужно определить, какие события перед нами.

Равновозможные и противоположные события

Когда мы бросаем игральную кость, вероятность выпадения любого из чисел равна 16. То есть вероятности выпадения чисел равны между собой. Такие события называются равновозможными. 

Равновозможные события — такие события, что по условиям опыта ни одно из них не является более возможным, чем другие. 

Вероятности появления событий равны. 

Для игрального кубика существует всего шесть событий, которые могут произойти: выпадет число 1, 2, 3, 4, 5 или 6. Все эти события образуют полную группу событий. 

Полная группа событий — такая группа событий, если в результате опыта обязательно появится хотя бы одно из них. 

В результате подбрасывания монеты выпадет либо орел, либо решка. То есть полная группа событий состоит из двух событий. 

Мы подбросили монету и выпал орел. Следовательно, не выпала решка. 

А если не выпадет орел? Обязательно выпадет решка. Эти события будут называться противоположными. 

Противоположные события — такие события, если при не наступлении одного обязательно наступает второе. 

Обозначим событие “выпала решка” как A. Противоположное ему событие “выпал орел” обозначим как (overline{A}). 

Заметим, что вероятность события A равняется 12, как и вероятность события (overline{A}). Чему равна их сумма?

)frac{1}{2} + frac{1}{2} = 1) 

Так мы вывели связь между противоположными событиями. Поскольку они всегда образуют полную группу событий, то сумма их вероятностей будет равна 1. 

(P(A) + P(overline{A}) = 1)

Какие еще примеры противоположных событий можно назвать? Ясная и дождливая погода. Если наступает одно из этих событий, то второе уже не может наступить. 

Объединение и пересечение событий 

Допустим, у нас есть два события: сегодня пойдет снег и сегодня пойдет дождь. Что будет, если мы их объединим? 

Объединение событий — событие, состоящее из всех элементарных исходов, благоприятствующих хотя бы одному из событий. 

В этом случае мы получим событие, которое будет выполняться при любом из исходов: и если пойдет снег, и если не пойдет снег. 

Объединение событий обозначается знаком (cup). Объединение событий А и В можно записать как (A cup B). 

Рассмотрим немного другой пример. В первое событие входит, что Илья получит пятерку по физике, а второе событие — Антон получит пятерку по физике. А как можно назвать событие, если оба мальчика получат пятерку по физике?

Пересечение событий — событие, состоящее из всех элементарных исходов, благоприятствующих обоим событиям. 

Пересечение событий обозначается знаком (cap). Пересечение событий А и В можно записать как (A cap B). 

Несовместные и совместные события

Рассмотрим два события: “чайник исправно работает” и “чайник сломался”. Могут ли эти события существовать одновременно? Нет, поскольку появление одного из них исключает появление другого.

Такие события называются несовместными. Название само говорит, что события не могут существовать одновременно. 

Несовместные события — такие события, появление одного из которых исключает появление другого. 

Решим небольшую задачу. На экзамене есть несколько билетов. С вероятностью 0,5 попадется билет по планиметрии. С вероятностью 0,3 попадется билет по экономике. При этом не существует билетов, которые включают обе эти темы. С какой вероятностью на контрольной попадется билет по одной из этих тем?

Представим билеты в виде схемы. Заметим, что нам нужно объединить два из трех кругов, то есть сложить их вероятности. 

Следовательно, вероятность будет равна 0,5 + 0,3 = 0,8.

Сформулируем определение суммы вероятностей двух несовместных событий. 

Если события А и В несовместны, то вероятность их объединения равна сумме их вероятностей:

(P(A cup B) = P(A) + P(B))

Если существуют несовместные события, то существуют и совместные. 

Совместные события — события, наступление одного из которых не исключает наступления другого. 

В магазине работают два консультанта. Один из них занят общением с клиентом. Означает ли это, что второй консультант тоже занят?  Нет, поскольку они работают независимо друг от друга. Если занят первый консультант, второй может быть как занят, так и нет. 

Подбросим игральный кубик и рассмотрим два вида событий. Пусть событие А — это “выпадет число 2”, событие В — “выпадет четное число”. 

Найдем вероятность события А: (frac{1}{6}). 

Для события В всего три благоприятных исхода из шести: выпадет число 2, 4 или 6. Тогда вероятность наступления события В равна (frac{3}{6} = frac{1}{2})

Исключают ли события А и В друг друга? Нет, поскольку если произойдет событие А, произойдет и событие В. Когда произойдет событие В, есть вероятность, что произойдет и событие А. 

Найдем объединение совместных событий на примере кругов. Если мы наложим их друг на друга, то в середине получится как бы два слоя. Проверить это можно, если наложить друг на друга два листа бумаги. 

А нужно получить вот такую картину:

Поэтому для объединения двух кругов нам нужно будет исключить одну из серединок. 

Если события А и В совместны, то вероятность их объединения равна сумме их вероятностей без вероятности их пересечения:

(P(A cup B) = P(A) + P(B) — P(A cap B))

В каких случаях нужно пользоваться формулой со сложением? Достаточно, чтобы задачу можно было сформулировать с помощью “или”. Например, нужно, чтобы выпали темы по планиметрии или по экономике. 

Независимые и зависимые события 

Прогуляемся в магазин за булочками. В упаковке две булочки, а сама упаковка непрозрачная, то есть увидеть булочки до вскрытия упаковки мы не можем. 

Известно, что на заводе, где изготавливаются булочки, 5 из 100 булочек подгорают. Значит, 95 из 100 булочек не подгорают. По классическому определению вероятности находим, что вероятность каждой булочки не подгореть равна (frac{95}{100} = 0,95). 

Какова вероятность, что в упаковке попадутся только не подгорелые булочки? Как найти вероятность сразу для двух булочек?

Ответим на вопрос: зависят ли булочки друг от друга? 

Если подгорит одна из булочек в упаковке, не обязательно подгорит другая. Следовательно, булочки не зависят друг от друга. Такие события называются независимыми. 

Независимые события — такие события, появление одного из которых не зависит от появления другого события. 

Определим вероятность независимых событий. 

Пусть вероятность, что подгорела первая булочка, будет равна Р(А) = 0,95, а вероятность для второй булочки будет равна Р(В) = 0,95. 

А чтобы найти вероятность независимых событий, нужно воспользоваться следующей формулой:

(P(A cap B) = P(A) * P(B))

Тогда вероятность, что булочки в одной упаковке не подгорят, равняется P = 0,95 * 0,95 = 0,9025. 

В каком случае нужно пользоваться этой формулой? Нужно подставить союз “и”. 

Мы хотим, чтобы в упаковке первая булочка была не подгорелой и вторая булочка была не подгорелой. 

Приведем еще один пример. В здании два автомата с кофе на разных этажах. Даже если сломается один из них, работа второго не будет зависеть от первого. 

Но если автоматы стоят  рядом и включены в одну розетку, то при поломке одного из них есть вероятность выхода из строя розетки, а значит, и второй автомат тоже сломается. Такие события будут зависимыми: появление одного из них зависит от появления другого. 

Предположим, что в мешке лежит семь кубиков: два из них оранжевые, а пять — фиолетовые. Из мешка дважды вытаскивают кубики. Какова вероятность, достать во второй раз именно фиолетовый кубик?

Нужная последовательность может быть в двух случаях:

  • сначала вытащат фиолетовый кубик и потом снова фиолетовый;
  • сначала вытащат оранжевый кубик, а потом фиолетовый. 

Разберем первый случай. Вероятность в первый раз вытащить фиолетовый кубик равна (frac{5}{7}). После этого в мешке останется шесть кубиков, четыре из которых будут фиолетовые. 

Вероятность вытащить во второй раз фиолетовый кубик равна (frac{5}{7} * frac{4}{6} = frac{20}{42} = frac{10}{21}). 

Теперь рассмотрим второй случай. Вероятность в первый раз достать оранжевый кубик равна (frac{2}{7}). В мешке останется шесть кубиков, пять из которых будут фиолетовыми. 

Вероятность вытащить во второй раз фиолетовый кубик будет уже равна (frac{2}{7} * frac{5}{6} = frac{10}{42} = frac{5}{21}). 

В этом примере очень наглядно видно, что вероятность напрямую зависит от того, какой кубик попался первым. Следовательно, эти события зависимы. 

Как отличить зависимые и независимые события? Если после наступления первого события меняется количество благоприятных и всех исходов, то такие события — зависимые. Если количество благоприятных и всех исходов не меняется, то события независимые.

Условная вероятность — вероятность некоторого события В при условии наступления некоторого события А. 

Условная вероятность обозначается P(B|A). В нашем примере условной вероятностью будет вычисление, что во второй раз попадется именно фиолетовый кубик.   

Найдем вероятность двух зависимых событий. Формула похожа на ту, что используется для независимых событий. Но в этот раз нам нужно применить условную вероятность. 

Вероятность появления двух зависимых событий равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, при условии, что первое событие уже наступило:

(P(A cap B) = P(A) * P(B | A))

Формула Бернулли

Рассмотрим случаи, когда испытание повторяется многократно. Для этого еще раз обратимся к игральному кубику. Подбросим кубик 8 раз. Какова вероятность, что цифра 5 выпала ровно три раза?

Пусть p — вероятность, что выпадет цифра 5. Тогда (p = frac{1}{6}). 

Теперь возьмем q — противоположное р событие — вероятность, что цифра 5 не выпадет. (q = frac{5}{6}). 

Обозначим количество всех бросков за n, а количество выпадения цифры 5 за k. 

Чтобы решить задачу, нужно воспользоваться формулой Бернулли. 

(P_n(k) = C_n^k * p^k * q^{n — k}) 

Множитель (C_n^k) — это число сочетаний. Подробнее узнать про сочетания можно в статье «Основы комбинаторики». 

Решим задачу, подставив значения в формулу:

(P_8(3) = C_8^3 * (frac{1}{6})^3 * (frac{5}{6})^5 = frac{8!}{5!3!} * frac{1}{6^3} * frac{5^5}{6^5} = frac{6 * 7 * 8}{1 * 2 * 3} * frac{5^5}{6^8} approx 0,1) 

Фактчек

  • Вероятность — отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий. 
  • События могут быть противоположными. Противоположные события — такие события, если при не наступлении одного обязательно наступает второе. 
  • События можно разделить на совместные и несовместные. Несовместные события — такие события, появление одного из которых исключает появление другого. Если события А и В несовместны, то вероятность их объединения равна сумме их вероятностей: P(A (cup) B) = P(A) + P(B). Совместные события — события, наступление одного из которых не исключает наступления другого. Если события А и В совместны, то вероятность их объединения равна сумме их вероятностей без вероятности их пересечения: P(A cup B) = P(A) + P(B) — P(A cap B).
  • События также можно разделить на независимые и зависимые. Независимые события — такие события, появление одного из которых не зависит от появления другого события. Вероятность независимых событий можно найти по формуле P(A cap B) = P(A) * P(B). Зависимые события — это события, появление одного из которых зависит от появления другого. Вероятность появления двух зависимых событий равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, при условии, что первое событие уже наступило. P(A cap B) = P(A) * P(B | A). 
  • Условная вероятность — вероятность некоторого события В при условии наступления некоторого события А. 

Проверь себя

Задание 1. 
Какие события являются несовместными?

  1. Подбрасывание монетки.
  2. Брак батареек в одной упаковке.
  3. “Миша идет” и “Миша стоит”.
  4. Случайное вытаскивание конфет из вазы. 

Задание 2. 
Алена делает ошибку при решении задач по математике с вероятностью 0,17. С какой вероятностью она не сделает ошибку при решении задачи?

  1. 0,17
  2. 1
  3. 0,83
  4. 1,17 

Задание 3. 
Артем решал задачи на вероятность. Ниже приведены его ответы. В какой из задач он точно совершил ошибку?

  1. 1
  2. 0,216
  3. 0,45
  4. 1,5 

Задание 4. 
В упаковке три шариковые ручки. С вероятностью 0,1 такая ручка не будет писать. Найдите вероятность, что все три ручки в упаковке пишут. 

  1. 0,3
  2. 0,001
  3. 2,7
  4. 0,729 

Задание 5. 
Перед Дашей лежит несколько карточек. Она случайно переворачивает одну из них. С вероятностью 0,5 на карточке окажется рисунок природы. С вероятностью 0,27 на карточке окажется мотивационная цитата. Карточек и с рисунком, и с цитатой нет. Найдите вероятность, что Дана перевернет карточку или с рисунком, или с цитатой. 

  1. 0,77
  2. 0,135
  3. 0,23
  4. -0,23

Ответы: 1. — 3 2. — 3 3. — 4 4. — 4 5. — 1

Конспект урока

«Вероятность противоположного события»

Цели: создание условий для формирования навыков решать вероятностные задачи с помощью комбинаторных правил, развития умений анализировать и выделять главное, обобщать и систематизировать изученный материал, расширения кругозора.

Ход урока:

1.Организационный момент. 

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2. Актуализация знаний.

Решение задачи.

Задача: бросание 2-х монет.

— равновозможные исходы {OO, OP, PO, PP}           N = 4

— события:

       А – оба раза выпадет ОРЕЛ,

       B – РЕШКА выпадет более 1 раза                    РЕШКА > 1

       C – РЕШКА выпадет не более 1 раза                РЕШКА  1

       D – ОРЕЛ выпадет ровно 1 раз

Решение:

1) N(A) = 1                N(A) = {OO}                        P(A) = 1 : 4 = 0,25

2) N(B) = 1                 N(B) = {PP}                         P(B) = 1 : 4 = 0,25

3) N(C) = 3                 N(C) = {PO, OP, PP}                P(C) = 3 : 4 = 0,75

4) N(D) = 2                 N(D) = {OP, PO}                         P(D) = 2 : 4 = 0,5

Обратите внимание, что события В и С – противоположные и P(B) + P(C) = 1

3. Изучение нового материала.

Два события называются противоположными, если в данном испытании появление одного из них исключает появление другого и одно из них обязательно происходит. Вероятности противоположных событий в сумме дают 1.  

Вероятность противоположного события можно вычислить по формуле:

P(Ã)=1−P(A).

Бросается игровой кубик. Событие A — выпадет цифра 2. P(A)= 1/6.

Противоположное событие Ã — не выпадет цифра 2  (т.е. выпадет 1, 3, 4, 5 или 6).

  P(Ã)=1−P(A)=1−1/6=5/6.

Эту формулу удобно использовать, если у опыта много исходов.  

  Пример:

в корзине лежат 100 пронумерованных шариков. Какова вероятность, что не вынут шарик под номером 6?

Событие A — вынут мячик № 6.

Событие Ã — вынутый мячик не будет под № 6.

P(Ã)=1−P(A)=1−1/100=99/100 = 0,99

4. Закрепление изученного материала.

Решение задач:

1. Вероятность того, что новая шариковая ручка пишет плохо (или не пишет), равна 0,29. Покупатель в магазине выбирает одну ручку. Найдите вероятность того, что эта ручка пишет хорошо.

Решение:

Событие А – выбор шариковой ручки, которая пишет плохо (или не пишет)

P(A)= 0,29

P(Ã)=1−P(A)= 1 – 0,29 = 0,71

                Ответ: 0,71

2. В среднем из 150 карманных фонариков, поступивших в продажу, три неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен.

Решение:

Событие А – выбор неисправного фонарика

        N = 150                N(A) = 3

P(Ã)=1−P(A)= 1 –  = 1 —  =  = = 0,98

         Ответ: 0,98

3. В каждой десятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Варя покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Варя не найдет приз в своей банке.

Событие А – выбор неисправного фонарика

        N = 10                N(A) = 1

P(Ã)=1−P(A)= 1 –  = 1 —  =  = = 0,9

        Ответ: 0,9

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Решите задачи:

1. Из 600 клавиатур для компьютера в среднем 12 не исправны. Какова вероятность того, что случайно выбранная клавиатура исправна?

2. В каждой двадцать пятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Коля покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Коля не найдёт приз в своей банке.

3. Андрей выбирает случайное трёхзначное число. Найдите вероятность того, что оно делится на 10.

Классическая вероятность.
Вероятность случайного события

  • Краткая теория
  • Примеры решения задач
  • Задачи контрольных и самостоятельных работ

Краткая теория


Для количественного сравнения событий по степени возможности их
появления вводится числовая мера, которая называется вероятностью события.

Определение вероятности случайного события

Вероятностью случайного события называется число, являющееся выражением меры объективной
возможности появления события.

Величины, определяющие, насколько
значительны объективные основания рассчитывать на
появление события, характеризуются вероятностью события. Необходимо подчеркнуть,
что вероятность есть объективная величина, существующая независимо от
познающего и обусловленная всей совокупностью условий, которые способствуют
появлению события.

Объяснения, которые мы дали понятию
вероятности, не являются математическим определением, так как они не определяют
это понятие количественно. Существует несколько определений вероятности
случайного события, которые широко применяются при решении конкретных задач
(классическое,

геометрическое определение вероятности, статистическое и т. д.).

Классическое определение вероятности
события
сводит это понятие к более элементарному
понятию равновозможных событий, которое уже не подлежит определению и предполагается
интуитивно ясным. Например, если игральная кость — однородный куб, то выпадения
любой из граней этого куба будут равновозможными событиями.

Пусть достоверное
событие

 распадается на

 равновозможных случаев

, сумма

 которых дает событие

. То есть случаи из

, на которые распадается

, называются благоприятствующими для
события

, так как появление одного из них
обеспечивает наступление

.

Вероятность события

 будем обозначать символом

.

Вероятность события

 равна отношению числа случаев

,
благоприятствующих ему, из общего числа

 единственно возможных, равновозможных и
несовместных случаев к числу

,
т. е.

Это есть классическое определение вероятности. Таким образом, для
нахождения вероятности события необходимо, рассмотрев различные исходы
испытания, найти совокупность единственно возможных, равновозможных и
несовместных случаев, подсчитать общее их число n, число случаев m,
благоприятствующих данному событию, и затем выполнить расчет по вышеприведенной
формуле.

Определение классической вероятности

Вероятность
события, равная отношению числа благоприятных событию исходов опыта к общему
числу исходов опыта называется классической
вероятностью
случайного события.

Из
определения вытекают следующие свойства вероятности:

Свойства вероятности

Свойство
1. Вероятность достоверного события равна единице.

Свойство
2. Вероятность невозможного события равна нулю.

Свойство 3.
Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между
нулем и единицей.

Свойство 4. Вероятность наступления событий, образующих полную
группу, равна единице.

Свойство 5. Вероятность наступления противоположного события

 определяется так же, как и вероятность
наступления события A.

 — число случаев, благоприятствующих появлению
противоположного события 

.
Отсюда вероятность наступления противоположного события

 равна разнице между единицей и вероятностью
наступления события A:

Важное достоинство классического определения вероятности события
состоит в том, что с его помощью вероятность события можно определить, не
прибегая к опыту, а исходя из логических рассуждений.

При выполнении комплекса условий
достоверное событие обязательно произойдет, а невозможное обязательно не
произойдет. Среди событий, которые при создании комплекса условий могут произойти,
а могут не произойти, на появление одних можно рассчитывать с большим основанием,
на появление других с меньшим основанием. Если, например, в урне белых шаров
больше, чем черных, то надеяться на появление белого шара при вынимании из урны
наудачу больше оснований, чем на появление черного шара.

Смежные темы решебника:

  • Геометрическое определение вероятности
  • Статистическое определение вероятности

Примеры решения задач


Пример 1

В ящике
находится 8 белых, 4 черных и 7 красных шаров. Наудачу извлечены
3 шара. Найти вероятности следующих событий:

 – извлечен по крайней
мере 1 красный шар,

 – есть по крайней мере 2 шара одного цвета,

 – есть по крайней мере 1 красный и 1 белый
шар.

Решение

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Общее
число исходов испытания найдем как

число сочетаний
из 19 (8+4+7) элементов по 3:

Найдем вероятность события

 – извлечен по крайней
мере 1 красный шар (1,2 или 3 красных шара)

Число
исходов, благоприятствующих событию:

Искомая
вероятность:

Пусть событие

 – есть по крайней
мере 2 шара одного цвета (2 или 3 белых шара, 2 или 3 черных шара и 2 или 3
красных шара)

Число
исходов, благоприятствующих событию:

Искомая
вероятность:

Пусть событие

 – есть по крайней
мере один красный и 1 белый шар

(1
красный, 1 белый, 1 черный или 1 красный, 2 белых или 2 красных, 1 белый)

Число
исходов, благоприятствующих событию:

Искомая
вероятность:

Ответ: P(A)=0.773;P(C)=0.7688;  P(D)=0.6068


Пример 2

Брошены две игральные кости. Найти вероятность того, что сумма очков не меньше 5.

Решение

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Пусть
событие

 – сумма очков не меньше 5

Воспользуемся классическим
определением вероятности:

 -общее число
возможных исходов испытания

 -число
испытаний, благоприятствующих интересующему нас событию

На выпавшей грани первого игрального кубика может появиться одно очко, два очка…, шесть очков. Аналогично шесть
исходов возможны при бросании второго кубика. Каждый из исходов бросания первой кости
может сочетаться с каждым из исходов второй. Таким образом, общее число
возможных элементарных исходов испытания равно

числу размещений с повторениями
(выбор с размещениями 2 элементов из совокупности объема 6):

Найдем вероятность противоположного
события

 – сумма очков
меньше 5

Благоприятствовать событию

 будут следующие
сочетания выпавших очков:

1-я кость 2-я кость
1 1 1
2 1 2
3 2 1
4 3 1
5 1 3

Число благоприятствующих случаев:

Искомая вероятность:

Ответ: p=0.8611


Пример 3

В
экономической службе хозяйственного субъекта

 бухгалтеров и

 экономистов. Из них по табельным номерам
отбирают группу из

 человек для осуществления проверки финансовой
деятельности подведомственного предприятия. Найти вероятность того, что:

1) в
группу войдут

 бухгалтеров;

2) в
группу войдет хотя бы один экономист;

3) в
группе не более одного экономиста.

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Решение

Пусть событие

 состоит в том, что в группу войдут 5
бухгалтеров;

 – в группу войдет хотя бы один экономист;

 – в группе не более одного экономиста.

Вероятность
каждого события будем находить по классической схеме:

где

 – число исходов, благоприятствующих появлению
события,

 – число всех возможных исходов.

1)
Событие

 состоит в том, что в группу войдут 5
бухгалтеров. Общее число комбинаций выбора 6 человек из 13+3=16 имеющихся равно
числу сочетаний из 16 по 6, то есть

. Число благоприятствующих
исходов

 определяется как число комбинаций выбора 5 из
13 бухгалтеров и 1 из 3 экономистов, то есть

. Таким образом:

2)
Событие

 состоит в том, что в группу войдет хотя бы
один экономист, тогда событие

 состоит в том, что в отобранной группе нет ни
одного экономиста. Найдем вероятность события

:

Тогда,
вероятность события

 найдем по формуле:

. Следовательно,

3)
Событие

 состоит в том, что в группе не более одного
экономиста. Событие

 состоит из суммы двух несовместных событий:

, где событие

 состоит в том, что в отобранной группе только
один экономист, событие

 состоит в том, что в отобранной группе нет ни
одного экономиста. Очевидно, что

 и

, а значит:

Тогда:

Ответ: 1) 0,4821; 2) 0,7857; 3)
0,6964.

Задачи контрольных и самостоятельных работ


Задача 1

Из десяти первых букв русского
алфавита наудачу составляется новый алфавит, состоящий из пяти букв. Найти
вероятности следующих событий: в состав нового алфавита входит буква  А.


Задача 2

Игральная
кость подбрасывается дважды. Наблюдаемый результат – пара чисел,
соответствующих числам очков, выпавших в первый и второй раз. События: D = {оба
раза выпало одинаковое число очков}


Задача 3

В
лабораторной клетке содержат 8 белых и 6 коричневых мышей. Наугад выбирают пять
мышей из клетки. Найти вероятность того, что: а) три из них белые, а две
коричневые; б) все одного цвета.


Задача 4

В
поликлинике работают 80 человек. Из них 5 человек — администрация, 10 —
технический персонал, 10 — педиатры, половина — врачи других специальностей, и
15 человек -статисты. Какова вероятность того, что наудачу выбранное лицо
окажется статистом или человеком из администрации поликлиники.


На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Задача 5

Во время
эпидемии гриппа из 15 человек, доставленных 
в больницу с переломом, 5 оказались больны гриппом. В палату помещают по
4 человека. Найти вероятность того, что в палате хотя бы один окажется болен
гриппом.


Задача 6

В партии
из

 изделий

 имеют скрытый дефект. Какова вероятность того,
что из взятых наугад

 изделий 
будет

 дефектных изделий.


Задача 7

В ящике
находится 25 кондиционных и 4 бракованных однотипных деталей. Какова
вероятность того, что среди трех наудачу выбранных деталей окажется хотя бы
одна бракованная?


Задача 8

Среди
кандидатов в студенческий совет факультета 3 первокурсника, 5 второкурсников и
7 третьекурсников. Из этого состава наудачу выбирают пять человек на
предстоящую конференцию. Найти вероятность события C={ не будет выбрано ни одного второкурсника }


Задача 9

Устройство
состоит из 6 элементов, из которых 4 изношены. При включении устройства включаются
случайным образом два элемента. Найти вероятность того, что включенными
окажутся неизношенные элементы.


Задача 10

В ящике
32 деталей, из них 8 бракованных. Наудачу извлечены 7 деталей. Найти
вероятность того, что среди извлеченных деталей: а) нет бракованных; б) нет
годных; в) ровно 2 годных.


Задача 11

В ящике
находится 65 кондиционных и 12 бракованных однотипных деталей. Какова
вероятность того, что среди трех наудачу выбранных деталей окажется хотя бы
одна бракованная?


Задача 12

На
станцию прибыли 10 вагонов разной продукции. Вагоны помечены номерами от одного
до десяти. Найти вероятность того, что среди пяти выбранных для контрольного
вскрытия вагонов окажутся вагоны с номерами 2 и 5?


Задача 13

Изготовлена
партия из 200 изделий, в которой оказалось три бракованных. Произведена выборка
из пяти изделий. Найти вероятность следующих событий:

а) в
выборке не будет ни одного бракованного изделия;

б) в
выборке будет одно бракованное изделие?


Задача 14

Семитомное собрание сочинений
расположено на полке в случайном порядке. Какова вероятность того, что тома
расположены в правильном порядке (от 1 до 7)?


На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Задача 15

Среди 20 студентов, из которых 12
девушек, разыгрываются 4 приглашения на дискотеку, причем каждый может выиграть
только один билет. Какова вероятность того, что среди обладателей билета
окажутся только девушки?

Какова вероятность того, что среди
обладателей билета окажутся а) только юноши; б) две девушки и двое юношей?


Задача 16

Телефонный номер состоит из пяти
цифр и не начинается с цифры ноль. Какова вероятность того, что все цифры
номера а) различны; б) одинаковы?

Какова вероятность того, что все
цифры номера нечетные?


Задача 17

Для получения зачета необходимо
ответить не менее, чем на три вопроса из четырех. На первый вопрос студент
ответил. Какова вероятность, что студент сдаст зачет, если он знает 20 вопросов
из 25?

Какова вероятность, что студент не
сдаст зачет (в условиях предыдущей задачи)?


Задача 18

Брошены
две игральные кости. Найти вероятность следующих событий: а) сумма выпавших
очков равна семи, б) сумма выпавших очков равна восьми, а разность – четырем,
в) сумма выпавших очков равна восьми, если известно, что их разность равна
четырем, г) сумма выпавших очков равна пяти, а произведение – четырем.


Задача 19

В конверте
среди 100 фотокарточек находится одна разыскиваемая. Из конверта наудачу
извлечены 10 карточек. Найти вероятность того, что среди них окажется нужная.


Задача 20

Устройство
состоит из пяти элементов, из которых два изношены. При включении устройства включаются
случайным образом два элемента. Найти вероятность того, что включенные окажутся
неизношенные элементы.


Задача 21

В коробке
пять одинаковых изделий, причем три из них окрашены. Наудачу извлечены два
изделия. Найти вероятность того, что среди двух извлеченных изделий окажутся:
а) одно окрашенное изделие, б) два окрашенных изделия, в) хотя бы одно
окрашенное изделие.


Задача 22

Колода
карт разделена на две части по 26 карт. Определить вероятность того, что в
обеих пачках окажется равное число тузов (2).


Задача 23

На полке
стоят 26 книг, из них 13 словарей, 11 справочников и два учебника. Какова
вероятность того, что из пяти наудачу взятых книг окажется 2 словаря, 2
справочника и 1 учебник.

  • Краткая теория
  • Примеры решения задач
  • Задачи контрольных и самостоятельных работ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти радиус окружности описанной вокруг равнобедренного
  • Как найти мощность угловую
  • Как найти показания амперметра при последовательном соединении
  • Братские могилы как найти людей
  • The long dark как найти ножовку