Математика, 2 класс
Урок № 33. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какие бывают углы?
— Как распознавать углы?
Глоссарий по теме:
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
Острый угол – это угол, который меньше прямого.
Тупой угол – это угол, который больше прямого.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.8-9.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.3.
- Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.16.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите фигуры и выберите лишнюю.
Лишняя фигура под номером 2. Она образована незамкнутой линией.
Она называется угол.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
Посмотрите на рисунки: по-разному открытый веер, образует разные углы.
У каждого угла есть две стороны и вершина. Углы бывают прямые, острые и тупые. Углы определить можно помощью чертежного угольника.
Прямой угол определяем с помощью чертежного угольника.
Угол, который меньше прямого угла называется острым углом.
Угол, который больше прямого угла называется тупым углом.
Посмотрите, как из обычного листа бумаги можно сделать модель прямого угла. Моделью можно воспользоваться, если у вас нет чертежного угольника. Возьмите лист бумаги и перегните его 2 раза, как показано на рисунках 1 и 2. И получите модель прямого угла.
Разверните лист. Линии сгиба образовали 4 прямых угла.
Чтобы определить, какой угол начерчен, на него накладывают угольник или модель прямого угла.
Вывод: Углы могут быть прямыми и непрямыми. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент – угольник. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол – прямой. Не совпадут – непрямой. Непрямые углы делятся на: тупые и острые. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а, если величина угла больше величины прямого – тупой.
Тренировочные задания.
1.Посмотрите на крыши домов и домиков. Какие углы ты видишь на рисунке? Соотнесите вид угла с изображением домика.
Правильные ответы:
2. Выберите цифры, в записи которых присутствуют только прямые углы.
Правильные ответы:
Как найти вершины углов
Исходя из одной точки, прямые образуют угол, где общая для них точка является вершиной. В разделе теоретической алгебры нередко встречаются задачи, когда необходимо найти координаты этой вершины, чтобы затем определить уравнение проходящей через вершину прямой.
Инструкция
Перед тем, как начать процесс нахождения координат вершины, определитесь с исходными данными. Примите, что искомая вершина принадлежит треугольнику ABC, в котором известны координаты двух остальных вершин, а также числовые значения углов, равные «e» и «k» по стороне AB.
Совместите новую систему координат с одной из сторон треугольника AB таким образом, чтобы начало системы координат совпадало с точкой A, координаты которой вам известны. Вторая вершина B будет лежать на оси OX, и ее координаты вам также известны. Определите по оси ОХ значение длины стороны AB согласно координатам и примите ее равной «m».
Опустите перпендикуляр из неизвестной вершины C на ось ОХ и на сторону треугольника AB соответственно. Получившаяся высота «y» и определяет значение одной из координат вершины C по оси OY. Примите, что высота «y» делит сторону AB на два отрезка, равные «x» и «m – x».
Поскольку вам известны значения всех углов треугольника, значит, известны и значения их тангенсов. Примите значения тангенсов для углов, примыкающих к стороне треугольника AB, равными tan(e) и tan(k).
Введите уравнения для двух прямых, проходящих по сторонам AC и BC соответственно: y = tan(e) * x и y = tan(k) * (m – x). Затем найдите пересечение этих прямых, используя преобразованные уравнения прямых: tan(e) = y/x и tan(k) = y/(m – x).
Если принять, что tan(e)/tan(k) равняется (y/x) /( y/ (m – x)) или после сокращения «y» — (m – x) / x , в результате вы получите искомые значения координат, равные x = m / (tan(e)/tan(k) + e) и y = x * tan(e).
Подставьте значения углов (e) и (k), а также найденное значение стороны AB = m в уравнения x = m / (tan(e)/tan(k) + e) и y = x * tan(e).
Преобразуйте новую систему координат в исходную систему координат, поскольку между ними установлено взаимно-однозначное соответствие, и получите искомые координаты вершины треугольника ABC.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Угол. Введение понятий «прямой» и «непрямой» угол.
Цель: Создать условия для знакомства учащихся с понятием «угол»
Задачи:Способствовать развитию умения выполнять модель прямого
угла; формировать умение определять на чертеже прямой и непрямой угол; совершенствовать
вычислительные навыки; развивать внимание и глазомер
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания
:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
Метапредметные:
Познавательные-проверять достоверность информации, находить
дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные-развернуто обосновывать суждения, формулировать
определения, приводить доказательства;
Регулятивные-планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций(алгоритм действий);
Предметные: научаться: различать прямые и непрямые углы;
классифицировать углы; распознавать геометрические фигуры(многоугольники, круг,
прямоугольник, угол) ; характеризовать многоугольники(название, число углов,
сторон, вершин); получат возможность научиться: называть вершины, стороны угла,
обозначенные латинскими буквами.
Методы и формы обучения: Объяснительно –иллюстративный. Индивидуальная,
фронтальная.
Инструменты: прямоугольный треугольник, наклейка « красный квадратик»,
линейка, тетрадный лист.
ЭТАПЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
УУД |
1 |
-Зачем мы -Кто хочет -А что вы |
-За новыми — «Сигналы» -Внимательно сначала активно не перебивать |
Личностые: имеют желание Регулятивные: |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ |
Устный счет: 1)назовите Назовите От суммы Найдите разность чисел 18 и 9 Если Катя купит булочку за 4 рубля, то у неё На крыше дома сидели 10 кошек. Несколько кошек Картинка -Какие вы -из каких -Какие фигуры -А почему они -А что такое |
-45 -8 -10 -9 -7 рублей -8 рублей -квадрат(б и -Круг, овал, -Нет углов. -два луча |
|
3.СООБЩЕНИЕ Затруднение СЛАЙД 1 |
-А посмотрите -Из каких -Чем -Чем СКАЗКА. -Колобок, Лягушка -Начертите. -Какие -А на что -Какой угол -А если есть ВСЕ УГЛЫ. Акцент на том -Как вы -Хорошо. ФИЗМИНУТКА |
-Квадрат и треугольник -Количеством — Одни -выходит -Прямые. -На угол. -Прямой -Не прямые -Углы. -Мы -Мы -Мы вспомним…(геометрические -Мы будем |
|
4.ИЗУЧЕНИЕ Работа с Работа с САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Моделирование |
-И так мы с -Откройте -При помощи -Поможет нам -На нем мы -Найдите -Покажите -Наклейте на -Сейчас мы 1)А теперь 2) -А теперь -Докажите(возьмите 3)Откройте 4) С.77 №4 5)с.77 3)Давайте Возьмите -Разверните -Сколько у -Обозначьте ФИЗМИНУТКА |
-В учебнике. -Показывают -Показывают -У шкафа, -у шкафов, -Доказывают -На рисунке -Углы. —2,6 С вершиной В,D,К. -Выполняют -Разворачивают -4 -Обозначают |
|
5.ПЕРВИЧНОЕ СЛАЙД 3 РЕЗЕРВНОЕ 7.РЕФЛЕКСИЯ Резервное |
У одного -Можно ли -О чем эта -Что о них -Как запишем условие? -Какие слова -А сколько -Можем ли мы -Что будем -Как? -Почему? -Что будем -Как? -Почему? -Как запишем -Как можно -Возьмите -Посчитайте -Найдите -Если от -Давайте -Посчитайте -Что такое -Какие углы -Давайте -Оцените себя Хотите открою вам тайну, как называются углы непрямые? Это вы будете дальше, как станете старше. УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ) Мама мой взяла листок, И загнула уголок, Угол вот такой у взрослых Называется ПРЯМЫМ. Если угол уже -ОСТРЫМ, Если шире, то -ТУПЫМ. Я ОСТРЫЙ — начертить |
-Да -Об углах Что у -1-5 углов 2-? На 8 3-? На 6 (выходит -1 -Нет. -количество -Сложением -Потому что 1)5+8=13(уг.)-второй (выходит один —количество -Вычитанием -Потому что 2)13-6=7(уг.)-третий -7 углов у -Тринадцатиугольник -Семиугольник . -7 -Выполняют -предполагают(3,5) -5 -Это фигура -прямые -На уроках -ДА |
Тема урока: «Углы.Прямой Угол»
I.Организационный момент.
-Здравствуйте! Подарите мне свои улыбки и сами улыбнитесь друг другу.
-А теперь говорим хором:
1,2,3,4,5
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
II.Мотивация к учебной деятельности.
-В нашей гимназии проходит «Неделя науки». Сегодня мы отправимся в путешествие. Выполнив задания, вы определите в какой стране мы побываем. Решив задания, будут открываться карточки-помощницы.
Три человека решают задания на дополнительной доске.
1.Реши задачу по схеме:
Мальчики 32
Девочки -? в 4 раза меньше } (РИ)
2.Реши задачу :
А=24
В -? В 3 раза меньше (О)
Р-?,S -?
3.Реши примеры столбиком (Я)
90 -34
61-37
27+26
100-27
45+38
III Устный счет.
1)Весь класс по-цепочки устно решают примеры на ИД, используя электронный учебник.
Выписать 1вар.- однозначные числа в порядке увеличения,
Выписать 2 вар. двузначные числа в порядке убывания (МЕТ)
2) Составить задачу по выражению:
27:3
60-21 (ГЕ)
-Какое слово у вас получилось?
-В какой стране мы побываем? (Геометрия)
-Кто живет в этой стране? (Геометрические фигуры)
-Какие фигуры вы знаете?
IV.Определение темы урока.
-Следующее задание поможет вам определить тему нашего урока, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Презентация слайдов.
-На какие две группы можно разделить геометрические фигуры?
-Чем они отличаются?
-Что есть у многоугольников?
-Какая тема урока? (Углы)
-Где вы встречались с углами?
-Где в нашем классе есть углы?
V.Практическая работа №1
На партах у каждого лежат предметы (полоски бумаги, палочки деревянные, проволока) сделайте из них модель угол. Показ учащимися углов по рядам.
-Что общего у этих моделей?
-Из чего он состоит?
Вывод: Стороны угла – лучи, исходящие из одной точки, а их общее начало – вершина угла. Углы могут быть прямыми и непрямыми. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент – угольник. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол — прямой. Не совпадут – непрямой. Непрямые углы делятся на: тупые и острые.
VI.2.Работа по учебнику стр.105
1.Чтение правила.
2.Рассмотреть рисунки.
3.Работа с угольниками.
-Найдите и покажите прямой угол на угольнике.
-Есть ли еще прямой угол на угольнике?
4.Выполнение №2, №3 стр.106 с помощью угольника
5.Практическая работа №2 в тетради
-Мы научимся строить прямой угол по алгоритму.
-Сначала посмотрите на доске ЭУ, как нужно строить угол.
-Какой алгоритм можно вывести? Какой первый шаг? (шаги напечатать и прикрепить на доске)
1.Поставь точку;
2.Проведи из неё первый луч;
3.Проведи из неё второй луч в другом направлении.
Начертить угол в тетради по алгоритму.
— Как у человека есть имя, так у геометрических фигур есть имена. Давайте назовем наш угол.
6.Закрепление нового материала.
Стр.107, №4 С помощью угольника определить вид угла и записать результат в тетрадь.
П.-2,6
О.-3,4
Т.-1,5(проверка)
7.Итог урока.
-Расскажите по схеме о том, что вам дало путешествие в страну Геометрии?
8.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. В тетради на полях начертите угол:
Красным карандашом – доволен собой, всё понял:
Зеленым карандашом – допускал неточность, не уверен в знаниях;
Синим карандашом – надо постараться и успех придёт.
4