Как найти вес корабля

Корабли бывают разные, большие и малые, пассажирские, грузовые, военные. Все они имеют свои базовые технические характеристики. В частности, среди базовых показателей для каждого судна фигурирует его вес. Это важный показатель, исходя из которого необходимо подбирать двигатель, его мощность, ходовые и другие элементы. Возможная нагрузка на водный транспорт, другие эксплуатационные характеристики также высчитываются с учетом его веса. Таким образом, подсчет данного показателя необходимо осуществлять с максимальной точностью. Но как взвесить корабль?

Можно представить себе поставленную на весы моторную лодку, но даже небольшую яхту едва ли удастся взвесить таким образом. А ведь корабли бывают очень большими по размеру. Представить себе огромный авианосец, стоящий на весах, уже не получится. Так каким же образом осуществляется подсчет веса судов? Многие любознательные люди задаются этим вопросом. Ответ на него предоставить не сложно.

Вытесненная вода и закон Архимеда

Архимед

Архимед

На самом деле, все не так уж сложно. Взвесить авианосец или любое другое судно смог бы еще Архимед в свои древние века. Ведь именно он открыл закон, согласно которому вес тела равен весу воды, которая была вытеснена при его погружении. Таким образом, получить результат можно, просто спустив судно на воду. Едва только построив корабль, поместив его в родную среду, можно узнать, сколько именно он весит, с максимальной точностью.

Как осуществляется подсчет объема вытесненной воды?

Шлюз

Шлюз

Но вода – это очень пластичная стихия, тот объем, который был вытеснен при погружении объекта в открытом водоеме, определить крайне проблематично. Разумеется, что объекты для взвешивания помещаются не в открытое море, а в специальный док. Но это актуально только в случае с небольшими по размерам объектами, которые можно поместить в док методом погрузки. Вода при этом поднимется до той или иной отметки, что позволит вычислить вес, учитывая, что все габариты дока в точности известны.

Если рассматривать вариант, при котором корабль будет заходить в шлюз или док своим ходом, будет очевидно, что некоторая часть воды покинет док при входе судна в его ворота. Подход окажется нецелесообразным, данные окажутся неточными. Такая ситуация вынуждает использовать кардинально другой подход. Приходится производить сложные расчеты, учитывая целый ряд конструкторских аспектов, учитывая при этом корпус и особенности его формы, величину его осадки от ватерлинии.

Бывает так, что сведений о той части корабля, что находится под водой, просто нет. Это актуально в первую очередь для военных судов. И в этой ситуации можно рассчитать только приблизительный вес водного транспорта, прояснить точные данные по нему не получится. Результатом сможет стать только приблизительный его тоннаж.

Узнать вес корабля можно до его строительства!

Строительство корабля

Строительство корабля

Есть еще более простой способ узнать вес корабля. Причем его общая масса при таком подходе будет известна до того, как его спустят на воду, даже до его создания. Каждый из элементов, входящих в состав судна. Имеет собственный вес. Учитывая массу каждой детали, сложив показатели, можно узнать точный вес судна с минимальной погрешностью.

Интересный факт: современные инженеры узнают другие показатели корабля еще до его строительства – известны заранее его водоизмещение, тот объем, который приходится на подводную часть. Проведенные заранее вычисления исключают ошибки при строительстве судна, позволяют сделать его максимально эффективным в эксплуатации.

Но стоит помнить, что базовый вес корабля, рассчитанный до его строительства инженерами за счет суммирования массы оборудования и деталей – это еще не все. Для обеспечения судну устойчивого положения на воде используется балласт, а кроме того, корабль всегда имеет на борту дополнительные грузы. Стоит помнить о весе членов команды и пассажиров, если таковые есть, мебели и вещах, находящихся на борту, перевозимых грузах, и так далее. Перегружать корабль нельзя, при этом его посадка понижается, возникают проблемы с управлением, риск затопления.

Плотность воды и другие нюансы

А еще стоит помнить, что вода в разных водоемах имеет различную плотность. Ведь соленость водоемов варьирует, разница есть не только между реками и морями, но и между разными участками океанов. В зависимости от плотности воды масса корабля, разумеется, не изменяется, однако осадка варьирует, и этот фактор необходимо иметь в виду.

Таким образом, вес корабля определяют преимущественно расчетами. Каких-то особенных приспособлений, весов или иного оборудования для этого не существует. Зная вес каждой из деталей, можно получить общий показатель для всего корабля. Но также необходимо иметь в виду вес команды, погруженных вещей, чтобы иметь максимально точную для текущего момента цифру.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Все подводные и надводные суда имеют свои технические характеристики, которые определяются их типом, размером и массой. К числу таких уникальных параметров относятся водоизмещение и дедвейт.

Многие слышали об этих терминах, но далеко не каждый знает, что они означают. В статье мы рассмотрим понятия водоизмещения и дедвейта, расскажем, как их рассчитать и чем они отличаются друг от друга.

Что такое водоизмещение, его виды

Под водоизмещением понимают объемы воды, которые вытесняются плавающим судном. Показатель вычисляется в тоннах и может быть постоянным или переменным. Постоянное водоизмещение определяется весом корпуса, всех устройств, механизмов и оборудования, которое находится на борту. Переменное водоизмещение может постоянно меняться, поскольку учитывает вес экипажа, пассажиров, перевозимых грузов.

В зависимости от нагрузки на судно различают следующие виды водоизмещения:

  • Легкое – определяется весом судна сразу после его строительства.
  • Стандартное – предполагает массу корабля с полной комплектацией и экипажем, но без учета питьевой воды и топлива.
  • Полное – предусматривает вес вместе с топливом, грузами, водой и смазочными материалами.
  • Порожнее – определяется массой судна без экипажа и комплектации.
  • Максимальное – равно стандартному водоизмещению с максимальными запасами топлива и воды.

Если речь идет о подводных лодках, водоизмещение может быть надводным или подводным. В первом случае оно предусматривает параметры корабля при расположении на поверхности воды. Во втором случае во внимание принимаются характеристики судна в подводном положении. Они существенно отличаются от надводного водоизмещения и превышают его на массу воды, которая принимается после погружения в цистерны главного балласта.

Как рассчитывается водоизмещение?

Как сказано выше, расчет водоизмещения осуществляется по весу судна. В зависимости от единицы измерения оно может быть весовым или объемным. Первое рассчитывается как полная масса всего корабля вместе с балластом и судовыми запасами. Объемное водоизмещение является эквивалентом подводной части корабля (ниже ватерлинии) и учитывает все вступающие элементы плавательного средства, в том числе рулевую часть, лопасти винтов и др.

Процесс расчета начинается с измерения осадки корабля, которые проводятся с помощью ватерлинии. Отметки грузовой марки располагаются на корме, передней части правого и левого борта. Далее осадка по каждой отметке усредняется и соотносится с гидростатическими таблицами. Чтобы точно подсчитать вес вытесненной воды, необходимо знать ее плотность, поскольку в соленой воде корабль движется быстрее, чем в пресной.

Что такое дедвейт?

Термин «дедвейт» происходит от английского deadweight, что означает «мертвый вес». Под данным понятием подразумевают величину, которая равняется весу всех грузов на судне. Сюда относят массу следующих объектов:

  • топлива;
  • смазочных материалов;
  • питьевой и технической воды;
  • экипажа;
  • продуктов питания;
  • пассажиров и багажа;
  • перевозимых грузов.

Простыми словами, чтобы рассчитать дедвейт, необходимо от полного водоизмещения отнять порожнее. В зависимости от учитываемых грузов этот параметр бывает двух типов – DWAT и DWCC. Первый предполагает максимальный вес груза, который корабль может принять на борт до наибольшей осадки по ватерлинии. Второй включает в себя не только грузы, но и экипаж, запасы и съемное оборудование.

В чем разница между дедвейтом и водоизмещением?

Таким образом, ключевая разница между дедвейтом и водоизмещением заключается в объемах воды, которые вытесняются при перемещении судна. Водоизмещение является общим понятием веса корабля – как с грузами, так и без них, а дедвейт подразумевает только тот вес судна, который является переменной константой и меняется с учетом общей нагрузки.

Еще одно отличие состоит в том, что понятие «дедвейт» используется только в коммерческом судоходстве. Оно является одним из главных эксплуатационных показателей торгового корабля и определяет его общую грузовместимость. В отличие от дедвейта, водоизмещение применяется для всех типов судов, в том числе пассажирских, военных, а также подводных лодок.

и не забудьте поделиться с друзьями

Люди, далеки от мореходства и вечного плавания, вряд ли когда-либо задумывались над тем, как взвешивают корабли. Хотя бы потому, что большинство, наверняка, считает это иррелевантным. Так или иначе, вот как это происходит:

По закону Архимеда вес судна равен весу вытесненной им воды. Однако нельзя просто погрузить корабль в сосуд с водой и посмотреть, насколько поднимется уровень жидкости. Судно должно своим ходом войти в док или шлюз, но тогда часть воды вытечет через ворота шлюза. 

Объем вытесненной жидкости определяют не по отметкам на стене шлюза, а рассчитывают по конструкторским данным о форме корпуса и величине осадки, отсчитываемой от его ватерлинии. Если данных о форме подводной части корпуса нет, как это часто бывает в случае военных кораблей, определить тоннаж можно лишь приблизительно.

Как определяют вес кораблей?

По объему вытесненной воды

По закону Архимеда вес судна равен весу вытесненной им воды. Однако нельзя просто погрузить корабль в сосуд с водой и посмотреть, насколько поднимется уровень жидкости.

Судно должно своим ходом войти в док или шлюз, но тогда часть воды вытечет через ворота шлюза. Поэтому объем вытесненной жидкости определяют не по отметкам на стене шлюза, а рассчитывают по конструкторским данным о форме корпуса и величине осадки, отсчитываемой от его ватерлинии. Если данных о форме подводной части корпуса нет, как это часто бывает в случае военных кораблей, определить тоннаж можно лишь приблизительно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

! По объему вытесненной воды.

По закону Архимеда вес судна равен весу вытесненной им воды. Однако нельзя просто погрузить корабль в сосуд с водой и посмотреть, насколько поднимется уровень жидкости. Судно должно своим ходом войти в док или шлюз, но тогда часть воды вытечет через ворота шлюза. Поэтому объём вытесненной жидкости определяют не по отметкам на стене шлюза, а рассчитывают по конструкторским данным о форме корпуса и величине осадки, отсчитываемой от его ватерлинии. Если данных о форме подводной части корпуса нет, как это часто бывает в случае военных кораблей, определить тоннаж можно лишь приблизительно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
  • Как найти силу трения с помощью динамометра
  • Как найти номер договора по кредиту
  • Как найти код песни для роблокс
  • Как быстро найти денег без вложений