Как найти весь предмет по его процентами

Вычисление исходного числа по известному проценту от числа

Формула вычисления числа по его проценту.

Если дано число B которое составляет P процентов от числа A и необходимо найти значение числа A, то

Для вывода этого соотношения используем методику решения задач с процентами через пропорции

«все«»часть» =100%»часть в %«   =>  
«все» = «часть» · «100%«часть в %

Примеры вычисления исходного числа по известному проценту от числа

Пример 1.

Найти исходное число, если 5% от этого числа равно 40.

Решение:

Ответ: 800.

Пример 2.

На заводе работает 270 женщины. Это 30% от всех работников. Сколько человек работает на заводе?

Решение:

Ответ: На заводе работает 900.

Пример 3.

Какую сумму нужно положить на депозит под 10% годовых, чтобы через год получить прибыль 1000 рублей.

Решение:

Ответ: на депозит необходимо положить 10000 рублей.

При изучении процентов вам также будут полезны:

Содержание:

  • § 1  Что такое нахождение числа или величины по заданному проценту?
  • § 2  Задачи на нахождение числа или величины по заданному проценту

§ 1  Что такое нахождение числа или величины по заданному проценту?

В этом уроке Вы познакомитесь с нахождением числа или величины по заданному проценту, научитесь находить процентное отношение чисел и рассмотрите различные виды задач на применение этих навыков.

Для начала выясним, что такое нахождение числа или величины по заданному проценту. Это значит, что сама величина не известна, но известен процент от нее.

Например, 5 % от числа равны 15, нужно найти само число. Переведем, для начала 5 % в десятичную дробь, для этого 5 разделим на 100, будет 0,05. Т.е. 15 составляет 0,05 от искомого числа.

Значит, чтобы найти само число по его части, необходимо 15 разделить на 0,05, будет 300. Другой способ решения этой же задачи: 15 разделим на 5, получится 3, и теперь 3 умножим на 100, получим 300.

Существует правило для нахождения числа или величины по заданному проценту:

Если а % числа х равны b, то для нахождения числа х необходимо число b разделить на а и умножить на 100.

Например, если 11 % от числа составляет 55, то для нахождения самого числа, необходимо 55 разделить на 11, будет 5 и затем 5 умножить на 100, получаем 500.

§ 2  Задачи на нахождение числа или величины по заданному проценту

Решим задачу:

В классе 8 мальчиков, что составляет 40 % от учащихся всего класса. Сколько человек учится в этом классе?

Нам известно, что 40 % от числа составляют 8, значит надо 8 разделить на 40 и умножить на 100, получится 20.

Ответ: в классе 20 учеников.

Теперь рассмотрим еще один способ решения этой задачи. Сначала переведем 40 % в десятичную дробь, для этого отбросим знак процента и разделим 40 на 100, будет 0,4. Т.е. 0,4 класса составляют 8 мальчиков. Значит, для нахождения общего количества учеников в классе необходимо 8 разделить на 0,4 получится 20.

Теперь рассмотрим другой тип задач, когда необходимо найти процентное отношение двух чисел.

Например, сколько процентов составляет число 3 от числа 15. Можно решить эту задачу таким способом: 3 от 15 составляет 3/15 или одну пятую часть, а Вы уже знаете, что 1/5 часть — это есть 20 %, значит 3 составляет 20 процентов от числа 15.

Существует следующее правило для нахождения процентного нахождения чисел.

Чтобы найти процентное отношение чисел а и b , надо отношение этих чисел умножить на 100%

(а/ b) ·100%

Теперь давайте решим эту же задачу применив правило: для того чтобы найти сколько процентов составляет число 3 от 15, надо 3 разделить на 15 и умножить на 100, получим 20.

Следующая задача:

При покупке в магазине костюма стоимостью 3 200 рублей, скидка на него по дисконтной карте составила 96 рублей. Сколько процентов составляет размер скидки по дисконтной карте?

Решение: сначала разделим 96 на 3200, получим 0,03, теперь 0,03 умножим на 100%, будет 3%.

Ответ: размер скидки по дисконтной карте составляет 3 процента.

Таким образом на этом уроке Вы узнали, как находить величину по заданному проценту, рассмотрели различные задачи на эту тему и кроме того научились находить процентное отношение двух чисел.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. — М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор — Попов М.А. — 2013 год
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор — Минаева С.С. — 2014 год
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. — 2010 год
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы — Попов М.А. — 2012 год
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. — 9-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2009

Задачи с процентами часто попадаются в экзаменационных заданиях. Многих они сбивают с толку – как разобраться с условием и как это решить? И совершенно зря, потому что с задачами на проценты каждый часто встречается в обычной жизни.

Пока такие задачки остаются оторванными от реальности строчками в учебнике, их бывает сложно понять и тем более решить. Чтобы стало понятнее, мы вам сейчас покажем примеры из обычной жизни, где вам могут встретиться проценты. А еще просто и доступно объясним, как решать задачи на проценты. И все у вас станет на свои места.

Задачи про проценты вокруг нас

Давайте оглядимся по сторонам: значения в процентах указаны на упаковках с любыми продуктами. Значок процента «%» смотрит на нас с рекламных плакатов скидок и распродаж. В новостях проценты сразу бросаются в глаза, когда речь идет о повышении цен на товары или коммунальные услуги. Разве вы сможете расшифровать все эти послания, если не научитесь решать задачи с процентами? Но вы, конечно, научитесь – мы в вас верим.

А вот такая ситуация: вы купили что-нибудь через интернет и получили извещение от ближайшего почтового отделения. Или сами собираетесь послать подарок другу в другой город. Вам обязательно надо уметь разбираться с процентами, чтобы узнать, сколько денег почта захочет получить за свои услуги по пересылке.

Или возьмем банковские кредиты и ипотеку. Банки в договорах всегда пишут мелкими буквами всякие вещи, которые полезно понимать. Например, какой процент по кредиту придется заплатить банку кроме тех денег, которые вы у него «одолжили» и обязаны вернуть.

А самый близкий школьникам пример связан с ЕГЭ. Каждый год после экзаменов публикуют официальную статистику. В которой немало задействованы и проценты. И эти проценты имеют прямое отношение к будущим выпускникам. Например, процент ребят, сдавших экзамен по математике на «хорошо» и «отлично» косвенно говорит о том, сколько абитуриентов с высокими баллами могли подать документы в вузы на технические специальности. А еще на программирование, прикладную математику и т.п. Чем их больше, тем выше конкурс. Если сравнивать их результаты со своими оценками, можно прикинуть собственные шансы на поступление.

Что такое процент?

Самое очевидное определение: процент – это десятичная дробь. В жизни редко что-то можно сравнивать целиком, чаще приходится сравнивать разные части чего-то целого. Поэтому мы используем такие понятия, как половина (1/2), треть (1/3), четверть (1/4). Ну да, все так привыкли к слову «четверть» в школе, что забывают о его формальном значении – «четвертая часть учебного года». Сравнивать сотые доли удобнее всего – так появился процент (1/100): pro centum – «за сто» на латыни.

Все задачи по математике на проценты вертятся вокруг сравнения частей одного целого, определения, какую долю составляет часть от целого, нахождения целого исходя из величины его части и т.п.

Проценты можно записать со знакомым всем значком процента: 1%. Можно представить в виде десятичной дроби (или натурального числа). Для этого нужно разделить на 100: 0,01. Можно наоборот: выразить число в процентах. Тогда его следует умножить на 100%.

Типы задач на проценты

Раз мы уже договорились, что задачи на проценты – это задачи на дроби, такой тактики будем придерживаться и дальше.

Тип 1: Находим процент (дробь) от числа.

  • Задача. За месяц на предприятии изготовили 500 приборов. 20% изготовленных приборов не смогли пройти контроль качества. Сколько приборов не прошло контроль качества?
  • Решение. Нужно найти 20% от общего количества изготовленных приборов (500). 20% = 0,2. 500 * 0,2 = 100. 100 из общего количества изготовленных приборов контроль не прошло.

Тип 2: Находим число по его проценту (дроби).

  • Задача. Готовясь к экзамену, школьник решил 38 задач из пособия для самоподготовки. Что составляет 23% числа всех задач в пособии. Сколько всего задач собрано в этом пособии для самоподготовки?
  • Решение. Мы не знаем, сколько всего задача в пособии. Но зато нам известно, что 38 задач составляют 25% от общего их количества. Запишем 23% в виде дроби: 0,23. Далее нам следует известную нам часть целого разделить на ту долю, которую она составляет от всего целого: 38/0,25 = 38 * 100/25 = 152. Именно 152 задачи включили в этот сборник.

Тип 3: Находим процентное отношение двух чисел (часть от целого числа).

  • Задача. В классе 30 учеников. 14 из них – девочки. Сколько процентов девочек в классе?
  • Решение. Чтобы узнать, какой процент составляет одно число от другого, нужно то число, которое требуется найти, разделить на общее количество и умножить на 100%. Значит, 14/30*100% = 7/15*100% = 7*100%/15 = 47%.

Тип 4: Увеличиваем число на процент.

  • Задача. На прошлогоднем экзамене по математике 140 старшеклассников получили пятерки. В этом году число отличников выросло на 15%. Сколько человек получили пятерки за экзамен по математике в этом году?
  • Решение. Если некое число а увеличено на х%, то оно увеличилось в (1 + х /100) раз. Откуда а * (1 + х /100). Подставим в эту формулу данные нам по условию задачи цифры и получим ответ: 140 * (1 + 15/100) = 161.

Тип 5: Уменьшаем число на процент.

  • Задача. Год назад школу закончили 100 ребят. А в это году выпускников на 25 меньше. Сколько выпускников в этом году?
  • Решение. Если число а уменьшено на х% и при этом 0 ≤ х ≤ 100, то число уменьшено в (1 – х/100) раз. И нужное нам число находим по формуле а * (1 – х/100). Подставляем цифры из условия задачи и получаем ответ: 100 * (1 – 25/100) = 75.

Тип 6: Задачи на простые проценты.

  • Задача. Родители взяли в банке кредит 5000 рублей сроком на год под 15% ежемесячно. Сколько денег они заплатят банку через год?
  • Решение. Простые проценты называются так, потому что они начисляются многократно, но всякий раз к исходной сумме. Если обозначить исходную сумму как а, сумму, которая наращивается, как S, процентную ставку как х% и количество периодов начисления процента как у, то формулу можно записать так: S = а * (1 + у * х/100). Теперь подставим сюда цифры из условия задачи и узнаем, сколько денег родители заплатят банку: S = 5000 * (1 + 12 * 15/100) = 14000.

Тип 7: Задачи на сложные проценты.

  • Задача. На этот раз сумма кредита 25000 рублей, взятых под те же 15% сроком на 3 месяца. Снова надо узнать, сколько денег придется заплатить банку по истечении срока кредита.
  • Решение. Сложные проценты отличаются от простых тем, что процент много раз начисляется не к исходной сумме, а к сумме с уже начисленными раньше процентами. Пускай снова S – наращиваемая сумма, а – исходная, х% — процентная ставка, у – количество периодов начисления процента. В этом случае формула принимает вид: S = а * (1 + х/100)у. Подставляем цифры из условия: S = 25000 * (1 + 15/100)3 = 38021,875 – искомая сумма.

Кстати, простые задачи на проценты можно очень легко решать с помощью пропорции. Этот метод наглядный и дает такой же результат, так что выбирать можно каждому тот способ решения, который кажется проще. Давайте решим задачу №3 про класс и процент девочек в нем, составив пропорцию.

  • Решение. Обозначим искомый процент девочек в классе как х, общее количество учеников примем за 100%. Пропорция выглядит так:

30 – 100%
14 – х%

Перемножим крест накрест левую и правую части пропорции и получим, что 30* х = 14 * 100 («30 относится к х также, как 14 относится к 100»). Откуда найти х уже совсем несложно: х = 14 * 100/30 = 47%.

Задачи на проценты с решением

Давайте решим несколько задач для подготовки к ЕГЭ. Как вы сами видите, решать их совсем несложно. Сейчас просто закрепим материал.

Задача 1. После открытия торгов на бирже в понедельник акции некой компании выросли в цене на неизвестное количество процентов. А во вторник на то же самое количество процентов упали в цене. В итоге они подешевели на 4% по отношению к своей первоначальной стоимости в понедельник. На какой процент акции этой компании поднимались в цене в понедельник?

Решение. Пускай первоначальная стоимость акций это 1. В понедельник акции дорожают на х * 100%. Их стоимость в это время: 1 + х * 1. Во вторник акции дешевеют на х * 100%. Их стоимость после этого: 1 + х – х * (1 + х). После чего они стали дешевле на 4%, т.е. стали стоить 0,96.

Отсюда 1 + х – х * (1 + х) = 0,96 ↔1 – х2 = 0,96 ↔ х2 = 0,04 ↔ х = 0,2. Т.е. в понедельник акции компании дорожали на 20%.

Задача 2. Четыре пары брюк дешевле одного пальто на 8%. Подсчитайте, на сколько процентов пять пар брюк стоят дороже, чем одно пальто.

Решение. Исходя из условия задачи, стоимость четырех пар брюк – это 92% от стоимости пальто. Легко подсчитать, что стоимость одной пары брюк – это 23% стоимости пальто (92/4 = 23). Теперь умножим стоимость одной пары брюк на пять и узнаем, что пять пар брюк обойдутся в 115% стоимости пальто (23 * 5 = 115). Т.е. пять пар брюк на 15% дороже, чем одно пальто.

Задача 3. Семья состоит из трех человек: муж, жена и дочь-студентка. Если зарплата мужа вырастет в два раза, общий доход семьи возрастет на 67%. Если дочери в три раза урежут стипендию, общий доход этой семьи уменьшится на 4%. Надо вычислить, какой процент в общий доход семьи приносит заработок жены.

Решение. Из условия следует, что общий доход семьи находится в прямой зависимости от доходов мужа. Не так важно, насколько ему поднимут зарплату. В любом случае общий доход семьи вырастет на 67%. Значит, зарплата мужа составляет как раз эти 67% от общего дохода. Если стипендия дочери уменьшится в три раза (т.е. на 1/3), останется 2/3 – это и есть 4%, на которые уменьшился бы семейных доход. Можно составить простую пропорцию и выяснить, что раз 2/3 стипендии – это 4% дохода, то вся стипендия – это 6%. А теперь отнимем от всего дохода вклад мужа и дочери и узнаем, какой процент составляет заработок жены в общем доходе семьи: 100% – 67%  – 6% = 27%.

Задача 4. В емкости находится 5 литров водного раствора с концентраций вещества, равной 12%. В емкость добавили еще 7 литров воды. Раствор какой концентрации (с каким процентным содержанием вещества) получился после этого?

Решение. Опишем концентрацию вещества в растворе такой формулой: С = Vвещества/ Vраствора * 100%. Изначально в растворе содержится 0,12 * 5 = 0,6 литра вещества. Когда были добавлены 7 литров воды, объем раствора в емкости увеличился. Но концентрация вещества понизилась (его объем остался неизменным). Подставим все известные нам цифры в формулу и получим ответ: 0,6/5 + 7 *100% = 0,6 /12 * 100% = 5%.

Задача 5. В свежих абрикосах 90% влаги, а в кураге, которая из них получается, только 5%. Сколько килограммов абрикосов нужно, чтобы получить 20 килограммов кураги?

Решение. Исходя из условия, в абрикосах 10% питательного вещества, а в кураге оно содержится в концентрированном виде – 95%. Поэтому в 20 килограммах кураги 20 * 0,95 = 19 кг питательного вещества. На вопрос задачи мы ответим, если разделим одинаковое количество питательного вещества, которое содержится в разных объемах свежих абрикосов и кураги, на его процентное содержание в абрикосах. Чтобы получить 20 килограммов кураги, нужно взять 19/0,1 = 190 килограммов свежих абрикосов.

Заключение

Сами видите, решать задачи на проценты не так уж сложно. Если усвоить основные правила и подключить воображение, вы сможете щелкать такие задачки как орешки.

Вы даже можете составить задачу на проценты сами по нашим образцам. Кстати, будет очень хорошо, если вы так и поступите. Можете оставить нам свои задачи в комментариях – пускай другие наши читатели решат ваши задачи. А вы сможете решить те, что придумают они. Чтобы задач для подготовки к экзаменам получилось больше, расскажите про эту статью своим друзьям в социальных сетях.

Вот увидите, задачи на проценты вам придется решать еще много раз даже после того, как вы закончите школу. Они встречаются в физике, химии, биологии. Да и в повседневной жизни умение решать их может не раз пригодится. Не бойтесь сложных задач – мы всегда поможем вам найти к ним ключ.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как найти число по его процентам? Нахождение числа по его процентам — один из трех основных видов задач на проценты.

Чтобы найти число по его процентам, надо:

1) перевести проценты в десятичную дробь (количество процентов делим на 100);

2) известное в задаче число разделить на эту дробь.

После того, как мы научились определять вид задачи по ее условию, переходим к решению конкретных задач на нахождение числа по его процентам.

1) Руда содержит 67% железа. Сколько надо взять руды для получения 13,4 т железа?

              тонны                   %
Руда                 ?                100%
Железо               13,4т                  67%

Так как напротив 100% стоит ?, это — задача на нахождение числа по его процентам.

1) 67%=0,67

2) 13,4:0,67=1340:67=20 (т) руды надо взять

Ответ: 20 т

2) Найти число, 24% которого равны 96.

Напротив 100% стоит вопросительный знак, значит, в этой задаче нужно найти число по его процентам.

1) 24%=0,24

2) 96:0,24=9600:24=400

Ответ: 400

Как найти число по его проценту?

Апр 10, 2021 | 4 класс |

Как найти число, если известен его процент?
Давайте разбираться.

Задание 1.
Надо найти число, если известно, что 23% — это 138.

Решение:
1). Сначала найдем чему равен 1%.
Нам известно, что 23% это 138, значит, чтобы найти 1%, надо — 138 : 23 = 6.
Т.е. 1% — это 6.
2). Теперь надо найти целое число.
Мы знаем, что в целом – 100%.
А, чтобы найти целое, надо 1% умножить на 100.
Т.е. 6 х 100 = 600.
Значит, 100% — это 600 и это – целое число.
Ответ: 600.

Задание 2.
Найти число, если 12% — это 48.

Решение:
1). Превратим 12 % в десятичную дробь.
Если 1% = 1/100, то 12% =12/100
2).  12/100 – это 48,
Найдем 1/100, для этого 48 разделим на 12 и умножим на 100, 48 : 12 х 100.
Заменим знак «:» дробной чертой, будет 48/12 х 100, или по правилу работы с дробями – 48 х 100/12.
Получается — 48 : 12 х 100 = 48/12 х 100 = 48х100/12 = 48 х 100/12.
Таким образом, видно, что часть мы умножаем на обратную дробь или делим на дробь.
Т.е. 48 х 100/12 = 4800/12 = 400
Ответ: 400.

При решении примеров надо выбирать удобный для вас вариант.

Памятка как найти число по его проценту.

Похожие статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти центр круга с помощью угольника
  • Как найти хорошую работу в казахстане
  • Как можно исправить фигуру
  • Как найти работу в шотландии
  • Как в аккаунте google найти номера телефона