Как найти видовые пары глагола

Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.

Узнаем, что такое видовые пары глаголов в русском языке, какие имеют грамматические особенности и как они образуются. Приведем примеры видовых пар глаголов.

Парные глаголы

В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.

Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:

  • несовершенный вид;
  • совершенный вид.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.

Примеры:

  • (что делать?) писать
  • светить
  • шить
  • создавать
  • излучать

Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.

Примеры:

  • (что сделать?) написать
  • осветить
  • сшить
  • создать
  • излучить.

Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.

  • (что сделать?) бросить — (что делать?) бросать;
  • белить — побелить; 
  • знать — узнать.

Видовые пары глаголов

Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:

  • брать — взять; 
  • ловить — поймать;
  • класть — положить;
  • искать — найти; 
  • вложить — вкладывать;
  • наложить — накладывать.

Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:

  • красить → покрасить;
  • думать → придумать;
  • строить → построить.

Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.

К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».

2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:

  • объявлять → объявить; 
  • решать → решить; 
  • прощать → простить;
  • возникать → возникнуть; 
  • привыкать → привыкнуть; 
  • погибать → погибнуть;
  • промокать → промокнуть.

Отметим чередования согласных в корне глаголов.

3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:

  • отреза́ть — отре́зать; 
  • засыпа́ть (щебнем) — засы́пать; 
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • подсказать → подсказывать;
  • выкроить → выкраивать;
  • издать → издавать;
  • созреть → созревать;
  • осознать → осознавать.

При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:

  • опозда́ть → опа́здывать;
  • притормози́ть → приторма́живать;
  • вы́порхнуть → выпа́рхивать.

Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • подморозить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:

  • выдрать → выдирать; 
  • выслать → высылать; 
  • примять → приминать;
  • съесть → съедать.

Видеоурок (6 класс)

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 18

История о том, как студент мне не верил, или Почему глаголы «искать» и «найти» не являются видовой парой

Жили  мы дружно и мирно, пока однажды на уроке нам не встретилось слово «находить». Один из студентов решил уточнить у меня перевод этого глагола на китайский язык. Наш диалог выглядел примерно так:

Согласитесь, ситуация неловкая. Не хочется говорить студенту, что преподаватель, который учил его раньше, дал неверную информацию. И еще меньше хочется самому выглядеть глупо, стоя за кафедрой. 

Скажу сразу, студента не пришлось  долго убеждать. Я ответила, что, возможно, в некоторых старых учебниках написано так, но авторы современных учебников уже не считают глаголы «искать» и «найти» видовой парой. Студент быстро нашел подтверждение моих слов в электронном словаре и успокоился. Но меня заинтересовал вопрос, откуда мой китайский коллега взял такую информацию. Это и послужило толчком к маленькому исследованию.


Непонятно только, почему забыли о существовании глагола «находить». Говорят, что из песни слов не выкинешь, но, видимо, глагол из языка — запросто.

Как оказалось, идея  о том, что пара глаголов «искать – найти» является видовой, вовсе не ошибка отдельного преподавателя или автора учебника. Это некий казус не только в практике преподавания языка, но и в русской аспектологической теории в целом.

Конечно, это заблуждение возникло не на пустом месте. Безусловно, «искать» и «найти» – два глагола, которые тесно связаны по смыслу. Они соотносятся как обозначение процесса и результата, так же как пары глаголов «выделять – выделить» или «класть – положить», которые действительно являются видовыми. Кроме того, эти глаголы часто встречаются в одном контексте. Уверена, все не раз слышали фразу «кто ищет, тот всегда найдет». Даже без какого-либо детального анализа частоты употребления очевидно, что глагол несовершенного вида «находить» встречается в речи намного реже, чем глагол «искать», а также глагол совершенного вида «найти». Но это, конечно, совершенно не значит, что его не существует в русском языке.

Сначала я проанализировала информацию в учебниках русского языка для общеобразовательной школы следующих авторов: М. М. Разумовской, Е. И. Быковой, Л. М. Рыбченковой и некоторых других. Ни в одном из них глаголы «искать» и «найти» не обозначены как видовая пара. Но, полагаю, это не значит, что учебников, где такая пара фигурирует, не существует. Так, например, на сайте ИНФОУРОК размещен конспект урока русского языка для четвертого класса, в котором такая видовая пара присутствует (ссылка https://infourok.ru/material.html?mid=169034). К сожалению, в конспекте не указано, по какому учебнику ведется преподавание русского языка в этой школе, но подозреваю, что учитель взял информацию не из воздуха. 

Намного интереснее дела обстоят с пособиями для иностранных студентов. Например, в «Практической грамматике» И. Б. Игнатовой, учебном пособии для студентов подготовительного факультета «Изучаем виды глагола» Л. В. Архиповой, а также в пособии «Чистая грамматика»  Е. Р. Ласкарёвой глаголы «искать – найти» перечислены наряду с другими разнокоренными глаголами, образующими видовые пары. Эта пара рассматривается как видовая и в «Лексической семантике» Ю. Д. Апресяна. Не составит труда найти аналогичную информацию на сайтах, посвященных вопросам русского языка. Вот, например, скриншот  сайта  nado5.ru (полная ссылка на статью http://www.nado5.ru/e-book/vidy-glagola).

И с сайта hi-edu.ru/ (полная ссылка на материал http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-093.htm).

Видно, что во многих практических и теоретических работах пару «искать – найти» включают в число видовых. Хотелось бы только спросить у авторов этих работ, куда они дели глагол «находить» и с каким глаголом совершенного вида ставят его в пару.

Почему же все-таки пара глаголов «искать найти» не является видовой?

Многие авторы все же сходятся во мнении, что пара «искать – найти» не является видовой. Во-первых, как мы уже убедились выше, в большинстве учебников русского языка эта пара не упоминается в числе видовых, образованных разнокоренными глаголами. Во-вторых, такую точку зрения поддерживают многие авторы, занимающиеся изучением теоретических вопросов русского языка. Посмотрите, например, «Введение в русскую аспектологию» А. А. Зализняк или «Проблемы функциональной грамматики» А. В. Бондарко. Авторы, как правило, говорят о том, что эти глаголы являются чисто лексической парой, а никак не видовой, так как не соответствуют критерию видовой парности Ю. С. Маслова. Об этом критерии речь пойдет ниже.

Основным требованием для установления видовой пары является общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Согласно вышеупомянутому критерию для объединения глаголов в видовую пару должны существовать контексты, в которых семантическое значение между глаголами совершенного и несовершенного вида устраняется, то есть когда глагол совершенного вида может быть заменен на глагол несовершенного вида без изменения смысла высказывания.

Сравните, например, два следующих предложения:

1) После долгих уговоров он все-таки убеждает сестру вернуться домой и они отправляются туда на следующий день.

2) После долгих уговоров он все-таки убедил сестру вернуться домой и они отправились туда на следующий день.

Выделенные формы глаголов совершенного и несовершенного вида в этом контексте имеют одинаковое значение.

А теперь взгляните на предложения:

1) Он наконец находит ключи, и мы заходим в квартиру.

2) Он наконец нашел ключи, и мы зашли в квартиру.

Глаголы пары «находить – найти» могут заменять друг друга в этом контексте, но глагол «искать» в этом контексте никак не может быть использован. Глагол «искать» не может принимать то же значение, что глагол «найти» ни в одном контексте.

Вывод

Глагол «искать» обозначает действие – процесс, направленный на достижение результата, который в свою очередь обозначается глаголом «найти». Связь этих двух глаголов аналогична связи между глаголами «целиться» и «попасть». Это просто два разных, но семантически связанных глагола.

Итак, мы приходим к выводу, что отдельную видовую пару образуют глаголы «находить» и «найти», а глагол совершенного вида от глагола «искать» может быть образован только приставочным способом («отыскать» / «поискать»). 

P. S. Если тема данной статьи вас заинтересовала, рекомендую прочитать посвященную этой проблеме статью доктора филологических наук А. А. Зализняк «К вопросу об аспектуальном статусе конативных пар в русском языке: почему искать не может означать найти?»

Другие статьи по теме

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.

Объединение глаголов в пары

Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.

Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».

От характера протекания действия формируются вопросы:

  • что делать?
  • что сделать?

На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.

Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.

На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.

Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.

Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.

  • Рисовать – нарисовать.
  • Писать – написать.
  • Читать – прочитать.
  • Мастерить – смастерить.

Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать взять
класть положить
ловить поймать
искать найти
наложить накладывать
вложить вкладывать

Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.

Способы образования пар

Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.

Образование пары от глаголов несовершенного вида

«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.

  1. Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.

При этом необходимо обращать внимание на значение слова.

Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».

  1. Суффиксальный.

Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.

Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.

При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.

Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.

При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.

Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.

  1. Смена ударения.

Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.

Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.

Образование пары от глаголов совершенного вида

«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.

Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.

При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.

При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.

Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)

Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Узнаем, что такое видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке, какие име­ют грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и как они обра­зу­ют­ся. Приведем при­ме­ры видо­вых пар гла­го­лов.

Парные глаголы

В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • совер­шен­ный вид.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или резуль­тат.

Примеры:

  • (что делать?) писать
  • све­тить
  • шить
  • созда­вать
  • излу­чать

Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пре­де­ла­ми.

Примеры:

  • (что сде­лать?) напи­сать
  • осве­тить
  • сшить
  • создать
  • излу­чить.

Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

  • (что сде­лать?) бро­сить — (что делать?) бро­сать;
  • белить — побе­лить;
  • знать — узнать.

Видовые пары глаголов - это. (35 примеров)

Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

  • брать — взять;
  • ловить — пой­мать;
  • класть — поло­жить;
  • искать — най­ти;
  • вло­жить — вкла­ды­вать;
  • нало­жить — накла­ды­вать.

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

  • кра­сить → по кра­сить;
  • думать → при думать;
  • стро­ить → по стро­ить.

Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

  • объ­яв­лять → объ­явить;
  • решать → решить;
  • про­щать → про­стить;
  • воз­ни­кать → воз­ник­нуть;
  • при­вы­кать → при­вык­нуть;
  • поги­бать → погиб­нуть;
  • про­мо­кать → про­мок­нуть.

Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне гла­го­лов.

3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны уда­ре­ния:

  • отреза́ть — отре́зать;
  • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать;
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • под­ска­зать → под­сказ ыва ть;
  • выкро­ить → вык­ра ива ть;
  • издать → изда ва ть;
  • созреть → созре ва ть;
  • осо­знать → осозна ва ть.

При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

  • оп о зда́ть → опа́здывать;
  • при­торм о зи́ть → приторма́живать;
  • вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.

Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохра­ня­ет­ся:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных осно­вы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • под­мо­ро­зить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

источники:

https://russkyaz.ru/slova/glagoly/vidovye-pary-glagolov.html

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/168723-vidovye-pary-glagolov-eto-35-primerov.html

Видовые пары глаголов


Видовые пары глаголов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.

В случае, если два глагола объединены общим лексическим значением, но имеют разный вид, то они называются видовой парой глаголов. Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, и каждый способ описан в этой статье с приведением наглядных примеров.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Особенности видовых пар глаголов

Видовые пары глаголов в русском языке – это пары глаголов, которые обозначают одно действие, при этом первый является глаголом несовершенного вида (НСВ), а второй – глаголом совершенного (СВ). То есть глаголы в видовой паре различаются только грамматической семантикой:

  • Глагол НСВ обозначает длительное, многократное действие, процесс (читал, выкраивать, радовать, украшать, двигать).
  • Глагол СВ обозначает однократное действие, результат (прочитал, выкроить, обрадовать, украсить, двинуть).

Глаголы, образующие видовую пару, также называются парно-видовыми.

Как образуются видовые пары глаголов?

Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, которые можно разделить на два основных типа:

Образование глаголов СВ от глаголов НСВ

  • Перфективация – образование с помощью суффиксов с-, со-, про-, по-, о-, об- и других (делать – сделать, играть – сыграть).
  • Имперфективация – образование видовых пар при помощи суффиксов -ну-, -и- (исчезать – исчезнуть, бросать – бросить).
  • При помощи ударения (отрезать – отрезать, осыпать – осыпать).

Образование глаголов НСВ от глаголов СВ

  • Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва-, -а-, -я- (застроить – застраивать, записать – записывать, отдать – отдавать, подрасти – подрастать).
  • Путем чередования букв в корне, часто с суффиксацией (смять – сминать, выбрать – выбирать, лечь – ложиться, отодрать – отдирать, расколоть – раскалывать).
  • Супплетивизм – когда видовая пара глаголов образована от разных слов, способ возможен для глаголов обоих видов (прийти – приходить, говорить – сказать, брать – взять).
  • Префиксально-суффиксальный способ, возможен для глаголов обоих видов (купить – покупать; ронять – уронить).

Важно учитывать, что при префиксальном образовании видовых пар видовой парой считаются только глаголы, значение которых после добавления приставки меняется от «процесса» к «результату». Сравните: шить – сшить (видовая пара) и шить – вышить (однокоренные слова).

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Kenix Zet

    7/7

  • Анжелика Андрш

    5/7

  • Алла Денисова

    7/7

  • Магда Пайпер

    6/7

  • Рима Адилова

    5/7

  • Nina Trubacheva

    7/7

  • Любовь Юркова

    7/7

  • Мария Фетисова

    7/7

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 432.


А какая ваша оценка?

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Виды глагола

Вид глагола – это категория глагола, которая выражает взаимосвязь действия и результата этого действия. Категория вида присуща для всех глаголов, которые существуют в русском языке.

Виды глагола

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

— действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить; 

— действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

— действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами. Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения. 

К категории двувидовых глаголов принадлежат такие глаголы: казнить, женить, ранить, использовать, асфальтировать, автоматизировать, воздействовать и телеграфировать.

Образование видов глагола

Глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов образовываются на основе глаголов совершенного вида. Например:

— суффиксы – ива, — ива: расспросить – расспрашивать, рассмотреть – рассматривать, расписаться, расписываться;

— суффикс – ва: дать – давать, открыть – открывать, обуть – обувать; 

— суффиксы – а, -я: подрасти – подрастать, спасти – спасать.

С помощью суффикса – ну и приставок с- , на -, по- , про-, которые добавляются до глаголов несовершенного вида, образовываются глаголы совершенного вида. Например:

— суффикс – ну: кивать – кивнуть, привыкать – привыкнуть, прыгать – прыгнуть;

— приставки с- , на -, по- , про-: читать – прочитать, сделать – делать, строить – построить, писать – написать.

Следует знать, что если глагол совершенного вида, образовавшийся при помощи приставки от глагола совершенного вида, не имеет тождественного исходнику значения, то такие глаголы не могут образовывать видовую пару. Например: читать (несовершенный глагол) – перечитать, зачитать, вычитать, отчитать.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Возвратные глаголы: что это, особенности и черты, примеры
Следующая тема:   Наклонения глагола: виды и изъявительное наклонение

Нравится

Нравится

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алгебра как найти координаты вершины параболы
  • Психология как найти все
  • Как найти игру веселая ферма
  • Как найти свое дело в ресо
  • Хронология как найти телефон