Как найти винительный падеж в предложении

Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?

Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.

Винительный падеж

Что такое винительный падеж существительных?

Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.

Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.

Определение

Склонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.

Склонение Род Окончание Примеры
Первое мужской -а, -я юноша
дядя
женский птица
земля
Второе мужской нулевое отец
день
средний -о, -е зерно
счастье
Третье женский нулевое дочь
рожь

Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.

Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.

Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.

Важно!

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?

  • стрекоза — вижу (кого?) стрекозу
  • хозяин — виню (кого?) хозяина
  • соловей — слушаю (кого?) соловья
  • тепло — ощущаю (что?) тепло

Значения винительного падежа

Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:

1. обозначает объект, на который направлено действие

  • видим (кого?) зайца
  • возьму с собой (кого?) друга
  • верим (во что?) в победу любимой команды
  • собираю (что?) землянику

2. обозначает направление

  • пойдем (во что? куда?) в поле
  • нырнешь (во что? куда?) в море
  • переступить (через что? куда?) через порог

3. выражает время действия

  • соберемся (во что? когда?) в среду
  • переписываться (что? сколько?) неделю
  • звонить (что? когда?) каждое утро

4. образ действия

  • собрать (во что? как?) в круг
  • посеять (во что? как?) в ряд
  • стоять (во что? каким образом?) в шеренгу

и пр.

Окончания винительного падежа существительных

В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.

1 склонение

Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:

  • вижу (кого?) собаку, Митю
  • вижу (что?) сосну, башню

В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:

  • в.п. кормлю (кого?) собак   — р.п. лай (кого?) собак  
  • в.п. вижу (что?) сосны — и.п. сосны растут

2 склонение

Для одушевлённых существительных мужского рода второго склонения в единственном числе характерно окончание -а/-я, во множественном -ей, -ов/-ев

  • узнаю (кого?) друга, друзей
  • позову (кого?) матроса, матросов
  • знаю (кого?) гения, гениев
  • вижу (кого?) медведя, медведей

Неодушевленные существительные имеют нулевое окончание в форме единственного числа, а во множественном числе — -а/-я, -ы/-и

  • видим (что?) лист  , листья
  • вижу (что?) провод  , провода
  • строим (что?) мост  , мосты
  • кручу (что?) обруч  , обручи

Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:

  • животное — пасёт (кого?) животное, животных
  • крыльцо — строим (что?) крыльцо, крыльца
  • дерево — посадим(что?) дерево, деревья

3 склонение

Существительные женского рода единственного числа третьего склонения отличаются нулевым окончанием, а в форме множественного числа имеют флексии -ей, -и:

  • дочь   — вижу (кого?) дочь   — дочерей
  • брешь   — закроем (что?) брешь   — бреши

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:

  • дитя — вижу (кого?) дитя, детей
  • стремя — встанет (на что?) на стремя, стремена

Предлоги винительного падежа

Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.

  • зашёл в воду
  • лестница на чердак
  • спрятался за дом
  • бурьян по пояс
  • задвинула под кровать
  • рассказ про героя
  • прошел через испытание

Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.

  • светить сквозь стекло
  • прийти спустя час
  • прочесть включая эпилог
  • выйти в сад несмотря на дождь

Как определить винительный падеж существительного?

Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.

Отличия именительного и винительного падежей

Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.

Сравним:

Из-за леса показалось солнце (и.п.)

Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)

Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.

  • нет (кого?) брата — нет сестры
  • вижу (кого?) брата — вижу сестру.

Видеоурок

Тест

Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.

Падежи

Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:

  1. Именительный. Кто, что делает?
  2. Родительный. Нет кого, чего?
  3. Дательный. Отдам кому или чему?
  4. Винительный. Вижу кого, что?
  5. Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
  6. Предложный? Пишу о ком, о чем?

Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.

Характеристика именительного падежа

Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:

  1. Никогда не применяется вместе с предлогом.
  2. В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.

Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.

Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»). Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам. Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.

Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:

  1. Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
  2. Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
  3. Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».

В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.

Характеристика винительного падежа

Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:

Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».

Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».

Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».

Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:

  1. (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
  2. (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.

Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):

  1. «в»;
  2. «про»;
  3. «за»;
  4. «на»;
  5. «через».

Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:

  1. Первое склонение: «-ю», «-у».
  2. Второе склонение: «-я», «-а».
  3. Третье склонение: нулевое окончание.

На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.

Проверка через вопрос

Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:

  1. Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
  2. Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
  3. Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.

Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.

Именительный и винительный падежи

Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:

  1. Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
  2. Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.

Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.

Проверка через разбор предложения

Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.

Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:

  • Подлежащее-существительное – только в именительном.
  • Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.

Примеры применения правила:

«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.

Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.

«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят

в именительном падеже.

Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.

Проверка через предлоги

Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:

  1. «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
  2. «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
  3. «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
  4. «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).

Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.

Алгоритм проверок

Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:

  1. Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
  2. Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
  3. Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
  4. Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».

Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных:

«пальто», «метро», «кофе»

. Во всех формах они имеют одинаковое окончание, но как понять: именительный или винительный падеж? Определить его можно, только задав вопрос.

Винительный падеж


Винительный падеж

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 526.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 526.

Cуществительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кого? Что?. Данный падеж обладает характерными особенностями, которые подробно описаны в этой статье. Для удобства запоминания информации приведены таблицы, примеры, важные моменты.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое винительный падеж?

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросыКого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать

статью

, перейти через

реку

, закончить

работу

, встретить

преподавателя

, слушать

музыку

, указать на

доску

, ждать

подругу

.>

Как определить винительный падеж?

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Мужской род

Мужской род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Мужчину,
Дядю
Мужчин,
Дядь
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Столяра, Пекаря Столяров, Пекарей
Неодушевленное Стол,
Тополь
Столы,

Тополя

3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Женский род

Женский род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Красавицу,
Тетю
Красавиц,
Теть
Неодушевленное Антенну,
Вишню
Антенны,
Вишни
2 склонение Одушевленное
Неодушевленное
3 склонение Одушевленное Мать
Рысь
Матерей,

Рысей

Неодушевленное Тетрадь
Новость
Тетради,

Новости

Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Средний род

Средний род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Существо,

Насекомое

Существ,

Насекомых

Неодушевленное Полотно,
Решение
Полотна,
Решения
3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые Одушевленное Дитя Детей
Неодушевленное Путь,

Время

Пути,

Времена

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

  • Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
  • Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
  • Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вера Спиричева

    6/7

  • Val Laz

    7/7

  • Martin Eden

    7/7

  • Iерус Русский

    7/7

  • Наталья Лукинцова

    7/7

  • Сергей Ефремов

    5/7

  • Алёна Лобанова

    7/7

  • Петр Криночкин

    5/7

  • Артем Хохлачёв

    6/7

  • Марианна Апицарян

    7/7

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 526.


А какая ваша оценка?

Винительный падеж

Винительный падеж

Чтобы всегда знать правильные окончания слов, необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — это винительный, который очень легко большинство людей путает с родительным и просто забывает, на какие вопросы тот или иной падеж отвечает. Изучая эту тему, следует делать максимальный упор на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило окажется намного легче.

Русский язык

Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?», является косвенным и выражает определённое значение, то есть объект происходящего. Он обозначает переход конкретного действия на предмет, связь с наречием и временным отрезком. Предлоги винительного падежа бывают следующими: в, про, через, на, за.

Многие школьники и люди, которые изучают русский язык, интересуются, как отличить винительный падеж от родительного. На самом деле всё довольно просто: достаточно применить вспомогательные слова. Разница между ними довольно существенная. При определении родительного падежа обычно используется частица «нет» и, соответственно, вопросы на одушевлённое и неодушевлённое «кого? чего?». А чтобы убедиться, что существительное находится в винительном, следует применить глагол «вижу» и вопросы «кого? что?».

Например, в предложениях «книги на полке нет» и «кота на полке нет» в подлежащих будет использован родительный падеж. Нет книги, нет кота — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого? нет чего?». А вот в предложениях «я не вижу на шкафу кота», «я не вижу на шкафу мячик» существительные стоят в винительном. Проверить это можно достаточно легко самостоятельно, отличия сразу же будут видны.

Примеры глагольных сочетаний в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответ, заплатить за Витю, посадить саженец, родить котёнка, выпить отвар, уважать старшего, слышать песню, ненавидеть врага, укоротить жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, пересыпать муку, ставить мебель, выращивать сад, скопировать папку, любить мужа, создавать уют, строить дом, разорить землю, разрушить крепость, нести ответственность.

Склонение существительных

Как известно, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончания меняются в зависимости от падежа. В винительном их легко запомнить:

Винительный падеж правила

  • Мужской род, неодушевлённое: это кофе, я люблю пить кофе.
  • Мужской род, одушевлённое: это кот, я купаю своего кота.
  • Женский род, неодушевлённое: это кукла, я дарю куклу.
  • Женский род, одушевлённое: это сестра, я обожаю свою сестру.
  • Средней род, неодушевлённое: это кино, я смотрю кино.

Однако существует несколько исключений. Первое из них: слова в женском роде, которые заканчиваются на мягкий знак, не будут менять своё окончание. Вижу (кого?) мать, это (кто?) мать. В мужском роде одушевлённые существительные, окончания которых «а» или «я» изменяются так же, как и в женском. Например: это (кто?) папа. Я вижу (кого?) папу.

Некоторые жители морского мира или животные, такие как «краб», относятся и к одушевлённым, и к неодушевлённым. Всё зависит от конкретного предложения и само́й ситуации. Если в значении продукта питания, тогда это предмет. А в предложении «дети нашли большого краба» слово обозначает живое существо.

Практика и закрепление материала

В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.

Приведение слова в необходимую форму

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:

Винительный падеж вопросы

  1. Я очень люблю своего … (папа), десятого числа мы едем с ним на море.
  2. Мы целый день ищем … (кастрюля), которая бы подошла для вкусного борща.
  3. На свой праздник Надя пригласила … (сестра).
  4. Я нарисую это в … (блокнот), иначе могу забыть.
  5. В июне магазин наконец-то открыл … (новый филиал).
  6. Сегодня прекрасный день, я приглашу … (друг) со мной погулять.
  7. Я просто ненавижу купать свою … (собака), но это необходимо делать каждый раз после прогулки.
  8. Ежегодно наш фонд проводит … (благотворительная акция), которая направлена на поддержку бездомных животных.
  9. Уже через пару дней мне нужно будет отдать … (книга), которую я взяла в долг у своей знакомой.
  10. На юбилей я подарю своей бабушке … (рубиновое кольцо).
  11. Куда бы положить этот неподлежащий … (магнит)?

Рассказ о любимой картине

Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:

Всё о винительном падеже

«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.

А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»

Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.

Тест по пройденной теме

Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.

На какие вопросы отвечает винительный падеж:

Правила винительного падежа

  1. Кем? Чем?
  2. Кому? Чему?
  3. Кого? Что?
  4. Кто? Что?

В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:

  1. В женском.
  2. В мужском.
  3. В среднем.
  4. Во всех.

В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:

На какие вопросы отвечает винительный падеж

  1. Передать подруге.
  2. Забыть о встрече.
  3. Лежать у пруда.
  4. Записать фразу.

Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:

  1. Маша.
  2. Серию.
  3. Фильма.
  4. Подруге.

В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:

Винительный падеж от а до я

  1. Даше подарили куклу.
  2. Мама купила новое платье.
  3. Следование запутанного дела.
  4. Завтра я спою песню Земфиры.

Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.

Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».

Винительный падеж в русском языке. Когда и как использовать

Чтобы всегда правильно использовать тот или иной падеж, нужно не только запомнить окончания (об окончаниях винительного падежа читайте здесь), но и знать, в какой именно момент его нужно употребить. Ниже вы:

  • узнаете, когда и как использовать винительный падеж в русском языке (основные функции);
  • познакомитесь с примерами его употребления в предложениях;
  • потренируетесь определять, какое слово в предложении должно стоять в винительном падеже (упражнение в конце заметки).

окончания винительного падежа / accusative case in Russian

Прямой объект

Это одна из главных функций винительного падежа. Прямой объект – это тот объект, на который непосредственно направлено наше действие, и он, как правило, стоит в винительном падеже.

Вот несколько примеров:

  • делать / сделать (+кого? что?): Я – хороший студент. Я всегда делаю домашнее задание!
  • говорить / сказать (+кого? что?): Антон слишком честный, он всегда говорит правду, поэтому люди иногда на него обижаются.
  • читать / прочитать (+ кого? что?): Какую книгу ты сейчас читаешь?

винительный падеж в русском языке, прямой объект / when to use accusative case in russian direct object

  • звать: Как зовут эту девушку? Её зовут Оля.
  • ви́деть / уви́деть: Ты видел Красную площадь, когда был в Москве?
  • говори́ть / сказа́ть: Опять ты говоришь неправду.
  • гото́вить / пригото́вить: В этом ресторане готовят вкуснейшую рыбу!
  • де́лать / сде́лать: Врач сказал мне каждый день делать утреннюю гимнастику.
  • закрыва́ть / закры́ть: Кто не закрыл входную дверь?
  • есть / съесть: – Что ты ел на завтрак? – Кашу.
  • запомина́ть / запо́мнить: Я не могу запомнить её имя.
  • знать / узна́ть: Ты знаешь такую компанию?
  • изуча́ть / изучи́ть: Он изучает русскую историю.
  • люби́ть / полюби́ть: Я люблю мою работу.
  • открыва́ть / откры́ть: В следующем месяце рядом с нашим домом открывают новую стоматологическую клинику.
  • покупа́ть / купи́ть: Где ты обычно покупаешь рыбу?
  • понима́ть / поня́ть: Я не понимаю нашего руководителя.
  • продава́ть / прода́ть: Почему он решил продать свой бизнес_?
  • писа́ть / написа́ть: Ты не знаешь, кто написал «Войну и мир_»?
  • пить / вы́пить: Утром я обычно выпиваю чашку кофе.
  • по́мнить / вспо́мнить: Конечно я помню дату нашей свадьбы!
  • слу́шать / послу́шать: Какую музыку ты слушаешь?
  • слы́шать / услы́шать: Ты меня слышишь?
  • смотре́ть / посмотре́ть: Обязательно посмотри эту комедию.
  • убира́ть / убра́ть: Как же я не люблю убирать квартиру!
  • учи́ть / вы́учить: Мне надо выучить эту песню наизусть.
  • чита́ть / прочита́ть: Ты читал эту статью?

Глаголы движения:

  • води́ть — вести́: Папа ведёт сына в школу. Он хорошо водит машину.
  • вози́ть — везти́: Водитель везёт путешественников в аэропорт.
  • гоня́ть — гнать: Мальчик гоняет голубей во дворе.
  • ката́ть — кати́ть: Он в парке катает детей на лошади.
  • носи́ть — нести́:  Куда ты несёшь эту картину?
  • таска́ть — тащи́ть: Куда и зачем ты тащишь это тяжеленное бревно?

Примечание

При отрицании эти глаголы иногда сочетаются с родительным падежом:

  • Вчера Антон впервые не сказал (чего?) правды.
  • Нет, я не читал (чего?) такой книги.
  • Давно я не делал (чего?) домашнего задания.

Подробнее о выборе падежа при глаголах с не можно узнать на “Грамоте.ру”.

Хотеть, ждать + (кого? чего?) vs. (кого? что?)

Глаголы хотеть, желать, ждать, бояться, избегать могут употребляться как с винительным, так и с родительным падежом. Если мы говорим о чём-то абстрактном (вообще, в целом), нужен родительный падеж, а если о чём-то конкретном – винительный.

  • Я боюсь высоты (высота – относительное понятие → родительный).
  • Я боюсь собаку моих соседей (одну конкретную собаку → винительный).

Субъект, который испытывает некоторое состояние

Это значение близко по значению к прямому объекту, только субъект здесь не активен, а наоборот испытывает на себе воздействие некоторых внешних факторов.

Схема: (кого? что?) + (глагол в форме “оно”

  1. В автобусах Катю укачивает, поэтому она ездит только на метро.
  2. Уже поздно. Меня клонит в сон.
  3. Светлану тошнит: она съела несвежий салат в столовой.

Похожее значение есть также у дательного падежа, но в этом случае состояние будет описывать не глагол, а наречие:

  • Кате весело. Мне холодно.

when to use accusative case in russian subject of state / винительный падеж в русском языке субъект сострояния

Куда?

В русском языке мы различаем ситуации, когда субъект:

  • находится в некотором месте (где?),
  • движется, чтобы попасть в это место (куда?),
  • движется из этого места (откуда?).

И чтобы показать эту разницу, нам нужны разные падежи и предлоги:

when to use accusative case in russian to where / винительный падеж в русском языке куда

Как вы видите на рисунке, винительный падеж отвечает за “куда?”. Предлоги в и на мы выбираем здесь по тому же принципу, что и для предложного падежа:

  • в – для зданий (иду в библиотеку), закрытых пространств, помещений (зайдите ко мне в кабинет_), стран (туристы едут в Россию), городов (туристы едут в Москву), групп людей (надо встать в очередь) и т.д.;
  • на – для событий, мероприятий (завтра мы идём на конференцию), открытых пространств (идём на стадион_), поверхностей (положи ручку на стол_), островов (поехали на Кипр_) и т.д.

С предлогами за и под винительный падеж тоже отвечает на вопрос “куда?”:

  • Ручка упала под стол_.
  • Он вышел за дверь.

родительный падеж откуда / genitive case from where

С предлогом через винительный падеж может отвечать на вопросы как “куда?”, так и “где?”:

Где находится банк?

Через дорогу от нашего офиса!

Куда вы летите?

– Далеко. Через океан_. В Америку.

Также с предлогом на винительный падеж может обозначать направление движения:

  • На Москву надвигаются аномальные морозы. (Здесь Москва – не конечный пункт движения, а только направление.)

Время

Чтобы правильно сказать о времени, в различных ситуациях нам нужны разные падежи. Винительный падеж мы выбираем, когда:

  • речь идёт о периоде, в течение которого что-то продолжается, происходит (как долго?);
  • при ответе на вопрос “когда?”, если ответ – время или день;
  • при ответе на вопрос “когда?” с предлогом через;
  • при планировании, составлении расписания с предлогом на.

when to use accusative case in russian time / винительный падеж в русском языке время

Период времени

Здесь возможно несколько вариантов:

1. Как долго?

Когда мы хотим подчеркнуть длительность, продолжительность действия, события, винительный падеж идёт без предлога:

  • Это задание я делал целую неделю.
  • Сегодня весь день мне звонят новые клиенты. Удивительно!
  • Всю дорогу до аэропорта водитель рассказывал истории из своей жизни.
  • Уже месяц_ я регулярно хожу в фитнес-клуб и ем только здоровую пищу.

2. За какое время?

Когда мы хотим подчеркнуть, что дело сделано за определённый ограниченный промежуток времени, нам нужен предлог за:

  • Я сделал это задание за неделю.
  • За день мне позвонило около 100 новых клиентов. Удивительно!
  • За всю дорогу я не сказал ни слова.
  • За этот месяц_ я похудел на 5 килограммов!

3. На какое время?

Когда мы планируем работать с чем-то в течение ограниченного промежутка времени, мы выбираем предлог на:

  • Я хочу взять отпуск на неделю.
  • В понедельник я уезжаю в командировку в Санкт-Петербург на две недели.
  • Это моё задание на ближайший месяц_.
  • В этот раз руководитель установил мне слишком большой план на год_! Проще уволиться и найти новую работу!

Когда? (время или день)

Если, отвечая на вопрос “когда?”, вы хотите назвать день или время, вам нужен предлог в с винительным падежом:

Когда у тебя встреча с руководителем?

В среду, в два.

В следующую пятницу мы едем на презентацию компании “Шоколадка”. (Когда мы едем?)

В полдень нам нужно уже быть в аэропорту. (Когда нам нужно быть в аэропорту?)

Когда? (через)

Снова предлог через, и снова винительный падеж:

  • Через неделю я уезжаю в командировку.
  • Через месяц_ проект будет закончен.
  • В следующий раз зарплату я получу только через две недели.

Планируем расписание

Когда мы составляем расписание, мы постоянно переносим наши дела с одного дня на другой, с одного времени на другое (откуда? куда?). А ведь за куда? в русском языке обычно отвечает винительный падеж. Поэтому с глаголами назнача́ть / назна́чить, переноси́ть / перенести́, догова́риваться / договори́ться, плани́ровать / сплани́ровать и т.п. (связаны с планированием расписания) мы используем винительный падеж с предлогом на.

  • У меня назначена встреча на пятницу.
  • Давайте перенесём нашу встречу (откуда? -> родительный) со вторника (куда?) на среду.
  • У меня уже есть планы на следующие выходные.

– Когда у тебя встреча с их представителем?

– Мы договорились на пятницу.

С предлогами

С винительным падежом сочетаются предлоги в, на, за, под, через, несмотря на, про, с. При этом в, на, за, под и с могут употребляться и с другими падежами (в и на – с предложным, за, под и с – с творительным). Чтобы не запутаться, надо знать значения (функции) разных падежей.

Хотите познакомиться ещё с несколькими значениями винительного падежа, о которых мы не говорили ранее?

  • Несмотря на: Несмотря на кризис_ и активность конкурентов, прибыль компании выросла.
  • Цель, пожелание: Выпьем за здоровье именинника! 60% проголосовало за принятие нового закона. Как долго они боролись за независимость?
  • В обмен на что-то: Андрею не нравится его работа, он работает только за деньги. Извините, но вы не заплатили за покупки!
  • Делать вместо другого человека: Я не хочу больше делать за Елену её работу!
  • Объект: Студент не смог ответить на вопрос_ профессора. Они верят в невозможное.
  • Объект речи, мысли: Он читает журнал про технику. ( = Он читает журнал о технике. Про + винительный падеж – это разговорный вариант.)
  • Чуть больше, чем: Начинающий бегун пробежал всего только с километр_ и устал. За день он съел с килограмм_ яблок.

Практика

Пришло время потренироваться. Вы хорошо запомнили, в каких ситуациях нужен винительный падеж?

Упражнение 1. Где вы поставите слова в скобках в винительный падеж?

  1. Сначала мы летим в …(Москва), потом из …(Москва) едем на …(«Сапсан») в …(Санкт-Петербург).
  2. В …(университет) мы изучали …(экономика), …(история), …(математика), …(иностранные языки) и много …(другие интересные предметы).
  3. После …(вчерашняя вечеринка) … (Иван)… (весь день) клонит в сон на …(работа).
  4. …(Вся прошлая неделя) мы были заняты …(организация) …(выставка).
  5. …(Такая работа) невозможно выполнить за …(месяц)!
  6. Мне надо перенести …(встреча) с …(эта пятница) на …(следующая неделя).
  7. Завтра мы идём на …(консультация) к …(юрист).
  8. Люди берут …(потребительские кредиты), несмотря на …(высокие процентные ставки).
  9. Спасибо …(вы) большое за …(ваша помощь).
  10. Я точно помню, что положила …(документы) сюда на …(стол). Не понимаю, почему сейчас …(они) на …(стол) нет.
  11. На …(следующая неделя) в …(суббота) Наташа возвращается в …(Москва) из …(командировка).
  12. Расскажи …(я), пожалуйста, про …(этот случай).
  13. Ты не помнишь, как зовут …(наша новая коллега) из …(отдел) …(финансы)?
  14. Отдел …(финансы) сейчас занят …(бюджет) на …(следующий год).
  15. Желаю …(вы) …(счастье), …(здоровье) и …(поездка) в …(Япония) за счёт …(компания)!
  • винительный падеж
  • другие падежи
  1. Сначала мы летим в Москву, потом из Москвы едем на «Сапсане» в Санкт-Петербург.
  2. В университете мы изучали экономику, историю, математику, иностранные языки и много других интересных предметов.
  3. После вчерашней вечеринки Ивана весь день клонит в сон на работе.
  4. Всю прошлую неделю мы были заняты организацией выставки.
  5. Такую работу невозможно выполнить за месяц!
  6. Мне надо перенести встречу с этой пятницы на следующую неделю.
  7. Завтра мы идём на консультацию к юристу.
  8. Люди берут потребительские кредиты, несмотря на высокие процентные ставки.
  9. Спасибо вам большое за вашу помощь.
  10. Я точно помню, что положила документы сюда на стол. Не понимаю, почему сейчас их на столе нет.
  11. На следующей неделе в субботу Наташа возвращается в Москву из командировки.
  12. Расскажи мне, пожалуйста, про этот случай.
  13. Ты не помнишь, как зовут нашу новую коллегу из отдела финансов?
  14. Отдел финансов сейчас занят бюджетом на следующий год.
  15. Желаю вам счастья, здоровья и поездку в Японию за счёт компании!

У вас получилось найти все слова в винительном падеже? Какие случаи показались сложными?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить полис в росгосстрахе
  • Как найти работу со средним специальным образованием
  • Как найти стоимость кольца
  • Как найти клуб гербалайф
  • Как составить сказку про растения