Как найти виновника дтп во дворе

У автовладельцев бывают дни, когда просто не везет.

Около десяти утра мне позвонили с незнакомого номера. Как потом выяснилось, это был сосед. Он поздоровался, спросил, не моя ли серая Хендай Крета. А потом рассказал, что его машину притерли, а мою ударили в правое крыло.

Было особенно обидно, ведь две недели назад я забрал ее из сервиса после ремонта по каско. А за день до этого я перепарковывал ее два раза, чтобы поставить в более безопасном месте. Получается, ошибся.

В статье я расскажу, как действовал в этой ситуации и какие шаги обязательно стоит предпринять человеку, который в подобную ситуацию попал.

Результат аварии — сильная вмятина на правом крыле и царапина на бампере. У соседа была всего лишь потертость на заднем бампере

Что мне удалось узнать от соседа

Оказалось, что сосед уже провел небольшое расследование: обратился к консьержу и нашел еще одного свидетеля, который видел аварию в окно.

По словам соседа, наши машины задел ПАЗ коммунальных служб с оранжевыми мигалками, который не смог развернуться на повороте. Водитель, видимо, не стал переживать по этому поводу и поехал дальше, но свидетель смог сделать фото и запомнить номер. Еще аварию видел дворник и вроде бы даже снимал ее на телефон.

Мне полегчало. Я прекрасно понимал, что вряд ли кто-то будет сильно стараться, чтобы найти виновника. Но в нашем случае было два свидетеля и шанс, что происшествие попало на камеру видеонаблюдения.

Мы договорились с соседом, что встретимся вечером и вместе вызовем ГИБДД, а он также обратится в городскую систему видеонаблюдения. Но через пару часов сосед снова позвонил и сказал, что, скорее всего, не будет оформлять ДТП в ГИБДД, чтобы оно не отразилось в истории аварий его машины.

Как я обращался в городскую систему видеонаблюдения

Все камеры в Москве объединены в единую систему, развернутую Департаментом информационных технологий города Москвы, ДИТ.

Любой гражданин может обратиться в ДИТ в случае какого-либо происшествия и создать архив записи за нужный период. Тем не менее видеозапись могут получить только сотрудники правоохранительных органов по запросу.

Я позвонил на номер +7 495 587-00-02, представился и рассказал все, о чем меня попросил оператор. Я описал обстоятельства происшествия, рассказал, где и когда оно произошло. Разговор занял примерно десять минут, в конце меня попросили записать номер обращения: его необходимо указать в заявлении в полицию.

Судя по информации на сайте, важно обратиться в ДИТ в течение пяти дней после происшествия. После запроса архив записи будут хранить 30 дней на случай, если заявление где-то затеряется или задержится. В моем случае сотрудники ГИБДД посмотрели записи на третий день после аварии, но если бы они не успели в этот срок, то воспользовались бы архивом.

Что еще мне удалось выяснить

В рассказе соседа я зацепился за номер машины и дворника. Сначала попытался пробить номер машины через бота в «Телеграме». Я попробовал различные вариации номера, менял местами буквы и цифры, но никакого пазика не нашел. Позже выяснилось, что свидетель ошибся в двух цифрах.

С дворником история была интереснее. Я обошел несколько жилищников и нашел ответственного за работу дворников около моего дома. Он позвонил бригадиру дворников, чтобы узнать, кто работал утром около места аварии. Бригадир перезвонил через десять минут: дворник говорит, что видел аварию, но не снимал ее на телефон, потому что был далеко. Номер не запомнил.

По пути домой я подошел к дворникам и нашел среди них свидетеля ДТП. Он не сказал ничего нового, хотя я предлагал ему деньги.

Как я вызывал ГИБДД

Вечером я дождался, когда сосед вернется с работы. Мы познакомились вживую и обсудили ситуацию. Он подтвердил, что не хочет обращаться в ГИБДД: царапины на его бампере исчезнут после полировки, нет смысла тратить время. Позже по просьбе соседа подошел свидетель. Он заново рассказал утреннюю историю и переслал фото пазика.

Все разошлись, а я вызвал ГИБДД. Пока я ждал — а ждал я два часа, — сделал фото на память о том, как не стоит парковаться.

Сотрудники ГИБДД осмотрели место аварии, машину и повреждения. Во время осмотра они почему-то обвинили меня в том, что повреждения старые, ведь на царапинах грязь. Я сказал, что повреждения свежие. Потом спросили про каско. Я был застрахован, поэтому кивнул. Старший группы начал оформлять ДТП.

Мне дали бланк объяснения, где я расписал все, что знал. В итоге получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Мне предстояло явиться в ГИБДД через два месяца, чтобы получить информацию о том, нашли ли виновника. Я не хотел затягивать, поэтому планировал прийти через неделю.

В тот же вечер я позвонил в страховую и заявил о ДТП в рамках каско. Через пару дней я дослал в страховую компанию фото повреждений и фото определения от ГИБДД, тогда меня записали на ремонт машины.

ПАЗ, который повредил мою машину. Номер на фото не прочитать, поэтому сосед попытался его запомнить
Крета с включенными фарами моя, а белая БМВ — соседа: стоят как в момент ДТП. Мы с соседом специально не трогали их весь день. Кажется, что все в порядке, но я так точно больше не припаркуюсь
Качество документа ужасное: второй экземпляр до сих пор делают через копирку

Как я разбирался с ГИБДД

На следующий день после аварии мне позвонил сотрудник ГИБДД. Он уточнил марку машины виновника, примерный номер, точное время и место аварии. Мы решили, что проще найти виновника вместе, поэтому договорились, что завтра я подъеду к девяти утра.

Я был на месте к 08:40, оказался вторым в очереди. Около десяти утра я зашел в кабинет и мы начали искать виновника вместе. У сотрудников прямой доступ в систему городского видеонаблюдения, поэтому уже через пять минут у меня на внешнем диске была запись аварии.

После этого по камерам на перекрестках мы отследили дальнейший путь пазика. На одной из них удалось прочитать номер: так я и понял, что свидетель ошибся в двух цифрах. Фотографию с номером мне тоже скинули и попросили, чтобы я перенес все это на отдельную флешку: так можно будет приложить видеоматериалы к делу.

ПАЗ принадлежал государственному бюджетному учреждению, отвечающему за автомобильные дороги нашего округа, и, к счастью, был застрахован по ОСАГО. В ГИБДД мне сказали, что водителя вызовут на допрос.

От меня потребовали показания свидетеля. На видео с камеры подъезда был пазик и БМВ соседа, но именно моя машина в кадр не попала. Показания свидетеля могли бы подтвердить, что на этом видео ПАЗ ударил именно мою Крету.

Мне дали бланк для показаний, который свидетель должен был заполнить собственноручно и лично передать в ГИБДД. Я позвонил ему, мы договорились вечером встретиться. Вместе с бумагой я передал ему бутылку виски в качестве благодарности. Через два дня он отнес показания сотруднику ГИБДД.

Через полторы недели мою машину отремонтировали на СТО. У меня каско с франшизой 10 000 Р. Не знаю, сколько ремонт стоил для страховой.

Ремонт мне обошелся ровно в стоимость франшизы — в 10 000 Р

В следующий раз я приехал в ГИБДД через два месяца после аварии, как и было написано в определении. Мне нужна была бумага с четко прописанными данными виновника ДТП, чтобы страхования компания вернула мне франшизу. Если ущерб причинен по вине третьих лиц и известно, кто это сделал, я платить франшизу не должен.

Я приехал с флешкой, на которой были все фото и видео. К сожалению, дело никак не продвинулось. Его передали в какой-то кабинет, а там потеряли. Виновник ДТП к ним не приезжал, поэтому мне не могли выдать никакие документы. Примерно через час дело нашли, я передал сотрудникам флешку с видеоматериалами. Договорились, что приеду еще через неделю.

Через неделю мне выдали определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором были прописаны обстоятельства аварии и данные виновника. Этой бумаги для страховой было достаточно.

Во время третьего посещения мне сказали, что виновника ДТП все-таки вызовут и будут дожимать его до лишения прав. Я не знаю, чем закончилась эта история для него. Но мне и не особо интересно.

Бумагу сделали, подписали и отдали мне в январе, но дата на ней — 17 ноября 2021 года. В ГИБДД сказали, что я зря ждал два месяца: можно было приехать раньше и не платить франшизу

Что в итоге

Мне во многом повезло: с соседями, с городом, где камеры на каждом углу, с сотрудником ГИБДД, который помог найти номер машины и водителя.

Такие истории редко заканчиваются хорошо, но попытаться все-таки стоит. Вот несколько важных моментов:

  1. Помните про видеонаблюдение. Осмотрите место ДТП и подумайте, на какие камеры оно могло бы попасть. Обращайтесь к собственникам камер максимально быстро, чтобы видео не исчезло с видеорегистратора.
  2. Опросите соседей. Если бы мне не повезло со свидетелями сразу, я бы начал их искать самостоятельно. Ходил бы по квартирам дома и спрашивал, вдруг кто-то видел ДТП.
  3. Стоит поспрашивать работников ЖКХ. Дворник не стал мне помогать, но так далеко не всегда.
  4. В ГИБДД отлично работают по подобным делам, обращаться однозначно стоит. В то же время важно проявить настойчивость и не стесняться приходить раньше, чем написано в бумагах.

Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Стукнул и уехал: как найти виновника ДТП

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Вашу машину «притерли» во дворе или на парковке и уехали. С этим каждый месяц сталкивается около тысячи человек, по данным ГИБДД. А на деле таких случаев наверняка гораздо больше. Найти виновника сложно. Как это сделать, рассказали юристы. А еще эксперты объяснили, спасет ли от наказания оставленная записка с номером телефона и что считать сокрытием с места ДТП.

«Подхожу к машине, почти села и у правого колеса замечаю осколки пластика. А потом и царапину на двери и крыле», – делится со своими подписчиками в Facebook пользователь lili_shelest. Признается, что сама «притирала» чужие машины во дворе, но хотя бы оставляла номер для связи. Но здесь виновник этого не сделал. О неприятных случаях пишут и другие. Кого-то стукнули на парковке и уехали, других «зацепили» ночью в собственном дворе. Только по официальной статистике ГИБДД, ежемесячно по стране таких ДТП (когда второй участник уезжает) происходит в районе тысячи, а всего за весь 2020 год – 12 590. А случаев, которые не попадают в статистику, наверняка даже больше. Бывает и так, что машину водитель оставляет, а сам уходит. По данным управления, таких ситуаций в прошлом году было 2 628.

Скрылся с места ДТП или нет?

В этих четырех ситуациях водителя не накажут за оставление места ДТП. Если были другие причины, то можно доказать, что скрываться вы на самом деле не хотели. Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


, говорит, что тут может спасти номер телефона на листочке, который вы прикрепили к лобовому стеклу. 

Но даже и без таких записок суд может посчитать, что собственник ТС не хотел скрываться, если он вернулся. 

Андрей Коростелев* оставил место ДТП, но успел вернуться до приезда сотрудников полиции. Обстоятельства аварии сотрудники УМВД установили с его участием, он подписал и схему к протоколу осмотра места ДТП. Но после этого его лишили прав на год и 2 месяца по ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») из-за того, что он уехал с места столкновения. Первая инстанция, а потом апелляция и кассация признали его виновным, дело дошло до ВС, который их поправил. Он сказал, что если водитель сначала уехал, а потом вернулся к моменту оформления аварии, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла. ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил (дело № 127-АД16-5).

Другой случай – действительно веские причины уйти. Артем Ананьев* поздно вечером ехал домой на своем «УАЗ Патриот» с двумя детьми и увидел, что въездные ворота к многоэтажке закрыты. Их установила управляющая компания и не всем жильцам раздала ключи. Его дети болели и плохо себя чувствовали, поэтому он протаранил ворота, чтобы заехать. Машину он припарковал во дворе и повел детей домой. Позднее на него составили протокол об административном правонарушении за то, что он оставил место ДТП. Но суд производство по делу прекратил за отсутствием состава. Он решил, что у водителя была причина подняться в квартиру: согласно справке из больницы, дети действительно болели. А скрываться он не хотел, раз припарковал авто рядом со сломанным забором (дело № 5-86/2016).

И совсем другая ситуация, если водитель специально скрылся после столкновения. Тогда отговорки «не знал» и «не заметил» не помогут. Так, Надежда Курачова* пыталась развернуться на своей Mazda, но не рассчитала расстояние и врезалась в припаркованный Renault. Его владелица рассказала, что случилось, и ушла за телефоном, чтобы вызвать сотрудников ГИБДД. Но Курачова дожидаться ее не стала. Сотрудники Госавтоинспекции оформили ДТП, а в отношении виновницы составили протокол об административном нарушении. В суде та утверждала, что не заметила столкновения. Но первая инстанция не поверила. Она учла, что владелица пострадавшей машины рассказала о произошедшем, но водитель все равно покинул место аварии. В итоге Курачову лишили прав на 1 год, решение «засилила» и апелляция (дело № 12-1087/2020).

Как накажут?

Водителя, который стукнул чужую машину и уехал, могут лишить прав на срок от года до полутора лет либо арестовать на 15 суток. Если же в аварии были пострадавшие, то тогда анониму грозит уже уголовная ответственность. Подробнее о том, какое наказание можно получить, если стукнуть чужой автомобиль и уехать, мы писали здесь – «Что грозит за оставление места ДТП».

Мужчину лишили прав на 1 год за то, что он сдавал назад на автомобильной стоянке, зацепил припаркованный автомобиль и уехал. Ч. 2 статьи 12.27 КоАП он хотел признать неконституционной. КС его жалобу рассматривать отказался. Но в своем определении указал, что если такая ситуация не причинила вред пострадавшим и крупный ущерб, то суд может признать правонарушение малозначительным, то есть виновник не будет наказан (определение КС от 07 декабря 2010 года № 1702).

ДТП Суд определил виновника аварии на перекрестке

Сысоева говорит, что, несмотря на разъяснения КС, многие российские суды придерживаются иного мнения. Так, Олег Кумаров* оставил свой автомобиль на подземной парковке ТРЦ и ушел по магазинам, а когда вернулся, увидел, что его кто-то «притер». На паркинге были установлены камеры, поэтому он вызвал сотрудников ГИБДД, а они просмотрели видео и быстро вычислили нарушителя. Виноватым оказался Валерий Лисицин* на «Додже». Он объяснил, что не заметил столкновения, скрываться он не хотел. Но суд ему убедить не удалось. А оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью первая инстанция не нашла. Суд решил, что оставление места ДТП независимо от степени причиненного ущерба грубо нарушает правила дорожного движения. В итоге владельца «Доджа» признали виновным по ч. 2 ст.12.2 КоАП и лишили прав на 1 год и 2 месяца. Решение устояло в апелляции (дело № 7-1178/2021).

Виновник уехал: что делать

Если вас только что «стукнули», то нужно постараться запомнить приметы автомобиля. В первую очередь номер, но пригодится, если вы запомните и цвет, марку, какие-то повреждения или другие характерные признаки. Вячеслав Балдин, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


21место
По выручке



, говорит, что дальше нужно позвонить в ГИБДД, рассказать о случившемся и описать автомобиль виновника. Это нужно, чтобы у сотрудников ГИБДД была возможность установить и задержать скрывшийся автомобиль по горячим следам, объясняет эксперт. 

Ни в коем случае не надо покидать место ДТП, самому становясь нарушителем, предостерегает Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



. Нужно делать все, как и в обычном ДТП: остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и ждать инспекторов. Такие же правила, если ДТП произошло во дворе и виновник давно скрылся.

Сысоева рекомендует не терять время, пока едут полицейские, а найти свидетелей происшествия. «Если они не могут дождаться приезда ГИБДД, возьмите их контакты – это поможет в поисках виновного», — продолжает Сысоева. Оксана Мамедова, член Ассоциации юристов России, советует подключать СМИ или соцсети. Возможно, свидетели увидят и откликнутся. Полезно, по словам Сысоевой, будет осмотреть окрестности. Можно найти автомобиль, на котором есть характерные вмятины или царапины (вдруг он ехал по двору и просто не заметил, что задел вашу машину) и посмотреть, где есть ближайшие камеры. Проще всего получить видео с городских видеокамер.

Если поблизости есть только камеры частников, например, на каком-нибудь магазине, то получить их сложнее. Можно самому попробовать их запросить. Кто-то разрешает снять видео с монитора, другие сначала сами отсматривают записи и говорят, есть ли на кадрах момент аварии. Если видео добровольно не предоставляют, то можно попробовать получить запись через ГИБДД, для этого инспектор должен оформить запрос.

Если собственники видеокамер не хранят записи более суток, а дознаватель никуда не спешит, то адвокат с официальным запросом может молниеносно помочь в истребовании видеодоказательств.

Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



Надежда есть и на то, что сами сотрудники ГИБДД установят виновника аварии. Для этого им нужно подробно описать произошедшее, передать всю известную информацию (телефоны свидетелей, если есть) и отследить, чтобы все это отразили в протоколе. А после его оформления нужно проехать в ближайшее отделение ГИБДД, чтобы написать заявление о розыске скрывшегося участника ДТП.

Кто оплатит ущерб?

У сотрудников полиции есть три месяца на то, чтобы найти виновника, выписать постановление об административном правонарушении и вручить ему под роспись. 

Если они не успели, значит, ни лишение прав, ни 15 суток виновнику не грозят, а вот оплатить ремонт автомобиля или компенсировать другой ущерб все равно придется.

Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Если виновный будет установлен и у него есть действующий полис ОСАГО, то компенсацию возместят как обычно, отмечает Сысоева. Если же водитель, устроивший ДТП, не застрахован, то деньги с него можно взыскать через суд. 

Виновника не нашли? Возместить деньги по ОСАГО не получится, так как это не страховой случай. Можно получить только компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. До 500 000 руб. заплатят за вред жизни и здоровью потерпевших. Расходы на ремонт эта выплата не покрывает.

Можно «решить» вопрос без ГИБДД?

ДТП оформили, а потом сам пострадавший вышел на водителя, который поцарапал его машину и уехал. Скорее всего, виновник будет предлагать урегулировать вопрос без привлечения полиции. Иначе он рискует временно остаться без прав.

В этом сюжете

  • ДТП при развороте: почему штраф не удалось отменить

    16 марта, 9:28

  • ДТП на каршеринге: что нужно знать

    26 ноября, 9:19

Ложковой хорошо относится к идее «договориться на месте», но подчеркивает: нужно фиксировать все договоренности: составлять документы по компенсации вреда, расписки, обязательства. 

Мамедова предупреждает, что даже после подписания бумаг (о выплате конкретной суммы) могут возникнуть проблемы: вдруг на месте стороны неверно оценили ущерб, а во время ремонта вскрылись дополнительные дефекты. Не всегда получится довзыскать сумму, потраченную на фактический ремонт. Виновник аварии может просто отказаться доплачивать. Пострадавший может после этого обратиться в суд, но Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права



Федеральный рейтинг.


, называет такие споры малоперспективными для потерпевшего. Выиграть дело (при наличии расписки) можно, доказав, что при подписании соглашения потерпевшего ввели в заблуждение относительно суммы. 

Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, считает, что по делу назначат экспертизу, чтобы понять, возникли скрытые повреждения именно из-за ДТП или были и раньше. И если эксперт подтвердит, что неисправности появились после аварии, то суд может и не учесть расписку, полагает Шебанова. Ведь ее подписали люди, которые не имеют специальных технических познаний.

В любом случае Шебанова рекомендует не доводить дело до суда, а сразу при определении размера ущерба авто (и до подписания бумаг) обратиться либо в СТО, либо к независимым экспертам. Они осмотрят ТС и назовут все повреждения. 

Балдина рассказала об еще одной возможной проблеме. Иногда виновники столкновений намеренно хитрят, а потом пишут заявление о том, что в аварии на самом деле виноват другой человек, но с места он скрылся. Есть риск, что виновник получит страховое возмещение, а этого человека привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Автомобилист из Москвы безуспешно добивается от одного из премиальных сетевых магазинов выдать ему записи с видеокамер наружного наблюдения. В их поле зрения должен был попасть момент ДТП, в котором, как предполагает водитель, приезжавший в магазин для разгрузки товаров грузовик сильно поцарапал его BMW, после чего скрылся.

Представители торговой точки в присутствии полицейского пообещали помочь водителю, но когда тот пришел с предписанием от ГИБДД, охранники неожиданно заявили, что записей в нужные даты не делалось. Вместе с юристами мы попытались разобраться, как действовать водителям при поиске виновников таких ДТП.

Что произошло у магазина

Москвич Игнат Калинин припарковал свой BMW 318 рядом с домом по адресу Ленинский проспект, 21 — в том же проезде, где находятся разгрузочные порталы магазина. Машина стояла там два дня, а 14 декабря 2019 г. автовладелец увидел, что у нее сильно повреждены задний бампер и крыло. Под ветровым стеклом оказалась записка от случайного свидетеля, где было написано, что иномарку повредил грузовик, оставлен контактный телефон, а также совет проверить записи с камер торговой точки, которые как раз покрывали зону проезда.

Как рассказал Autonews.ru сам Калинин, автомобиль у него застрахован по каско. Соответственно, он мог рассчитывать на выплату. Ремонт автовладелец оценил примерно в 70 тыс. рублей. Но по условиям договора, для получения компенсации нужно было установить виновника ДТП — страховая компания в дальнейшем будет требовать выплат уже от него. Водитель вызвал ГИБДД, дождался инспектора и вместе с ним отправился к руководству магазина. В службе безопасности подтвердили, что камеры действительно снимают нужный район, работают круглосуточно, а записи хранятся около 3 месяцев. Но сразу показывать записи не стали — попросили сначала запрос из полиции.

Водитель получил от инспектора акт о ДТП, а через четыре дня получил официальное предписание, которое требовали в магазине. Однако, как утверждает Калинин, на этот раз его встретили уже не так доброжелательно — охранники сообщили, что камеры в нужный ему период не работали. Водитель попросил выдать ему официальный ответ от магазина, в котором бы подтверждалось, что камеры действительно не работали. Ему пообещали прислать объяснение в ближайшее время. Однако спустя месяц водитель никакого ответа не получил, хотя несколько раз лично обращался в магазин.

«Это похоже на сокрытие обстоятельств административного правонарушения и введение в заблуждение сотрудников правоохранительных органов, — рассуждает водитель. — Возможно, в магазине просто понадеялись, что за время новогодних праздников запись точно получится незаметно стереть. Ведь ПДД нарушил их водитель, скрылся с места аварии, а сотрудники охраны, получается, пропустили этот момент и дали ему уехать».

Ситуацию осложнило то, что свидетель, хотя и видел машину с логотипом компании, не запомнил ее госномер — видеозапись в таком случае оставалась практически единственной надеждой найти виновника.

В дальнейшем руководство магазина, как уверяет водитель, с ним общаться отказалось. Единственный ответ автомобилист получил от компании через соцсети — там выразили сожаление по поводу сложной ситуации. «Передали информацию об инциденте руководству. Проведем внутреннее разбирательство. Свяжемся с вами по итогам проверки. Ситуация находится в ведении правоохранительных органов, мы, со своей стороны, окажем максимальное содействие сотрудникам органов в ходе разбирательства, а также предоставим официальный ответ от компании», — написал представитель компании в прошлом году.

Однако с тех пор ничего не поменялось — ответ на официальный запрос ГИБДД больше месяца находится на рассмотрении в центральном офисе компании.

Что может предпринять пострадавший

Как объяснил адвокат Марат Аманлиев в беседе с Autonews.ru, в ситуации, когда автомобиль поврежден, а второй участник ДТП уехал с места происшествия, необходимо сразу вызывать инспектора ГИБДД.

«Фиксируйте все повреждения. Осмотрите все близлежащие здания, чтобы проверить, есть ли там камеры наблюдения, и попросите сотрудника ГИБДД оформить запрос о предоставлении записей с видеокамер, — сказал эксперт. — Запрос в организацию лучше относить лично, чтобы не затягивать процесс. У сотрудников ГИБДД в работе много материалов. Возможно, если этим займется сам полицейский, уйдет гораздо больше времени».

По словам эксперта, если адресат запроса не отвечает на требование сотрудника полиции и не передает ответ на запрос вместе с записью, следует обратиться в ОМВД по месту нахождения лица, не исполняющего требования. В полиции должны будут провести проверку согласно ст. 17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

«Если в полиции расследование ведут неохотно, можно обратиться в прокуратуру, написать жалобу на то, что в ведомстве не реагируют на отсутствие ответа от организации, — отметил Аманлиев. — В целом полиция может обязать предприятие запросить перечень автомобилей, которые приезжали для разгрузки товаров в эти два дня. Тогда можно будет их осмотреть. Чтобы гарантированно вычислить беглеца, нужно будет провести техническую экспертизу».

Аманлиев напомнил, что за оставление места ДТП водителям грозит лишение прав на срок от года до полутора лет. Что касается организации, в которую приезжал водитель, то у компании можно потребовать возмещения морального вреда за причиненные неудобства, но сумма выплаты составит не более 10–15 тыс. рублей.

Инспектор ГИБДД должен сам изъять запись

В свою очередь, адвокат Александр Леманн считает, что инспектор ГИБДД обязан был сам явиться в магазин и потребовать предъявить нужные записи. «Полицейский даже может сразу же ее изъять, при этом сам запрос в организации обязаны принять и зарегистрировать, — уточнил эксперт. — Для юридических лиц предусмотрена серьезная ответственность за неисполнение предписания вплоть до приостановления срока деятельности до полугода».

Эксперт советует составить жалобу на бездействие инспектора ГИБДД, отправить документ его начальству через электронную приемную и снова записаться к сотруднику на прием, чтобы не пропустить допустимые сроки расследования. Так, срок административного расследования по таким делам составляет месяц, продлить его можно максимум еще на один месяц.

Также адвокат отметил, что у инспектора есть все возможности найти уехавшего водителя. Так, раз есть свидетель, известно примерное время и день ДТП, в организации смогут проверить накладные, выяснить, кто расписывался в передаче товара.

Autonews.ru направил официальный запрос в организацию, но никакого ответа не последовало, телефонные звонки в пресс-службу также остались без ответа. Директор магазина на звонки редакции не отвечала.

Как отыскать сбежавшего виновника ДТП

Рассмотрим ситуацию, когда корпус Вашего автомобиля как-либо повредили (поцарапали, помяли бампер, снесли боковое зеркало и т.д.) во время стоянки и просто сбежали с места аварии.

Согласно статистике зарегистрированных в ГИБДД случаев, с данной проблемой ежедневно вынуждены иметь тысячи автомобилистов по всей стране. По факту же подобных случаев больше на порядок. Отыскать и привлечь к ответственности виновника здесь довольно сложно. Эксперты рассказали о надлежащем порядке поиска беглеца и разъяснили вопрос: поможет ли избежать наказания оставленная на месте ДТП записка с данными (телефоном, аккаунтом в мессенджерах и т.д.) виновного.

Правовая характеристика легального оставления места ДТП

Водители могут покинуть место ДТП если:

  • на месте самостоятельно оформлена схема ДТП и был посещён ближайший пост ДПС для оформления надлежащих документов;
  • виновник аварии повёз пострадавшего в больницу;
  • участники столкновения разъехались, чтобы освободить проезжую часть;
  • ДТП было оформлено по европротоколу.

Во всех 4-х случаях водитель не понесёт ответственности за выезд с места ДТП. В случае иных причин водителю придется предоставить правоохранителям веские письменные доказательства своего вынужденного отъезда. Эксперты напоминают, что в таких случаях хорошим подспорьем будет оставление записки с Вашими данными на транспортном средстве пострадавшего.

Конечно при последующем разбирательстве в суде, он может посчитать мотивы инициатора аварии покинувшего место ДТП уважительными и без записки, но во всяком случае она продемонстрирует готовность водителя нести ответственность за содеянное.

Если водитель отъезжал с места ДТП, но успел возвратиться до прибытия ГИБДД, то подобная поездка не считается попыткой скрыться с места аварии

Рассмотрим конкретный случай. Водитель по срочным делам был вынужден покинуть место ДТП, но возвратился через несколько минут после приезда на место сотрудников ГИБДД. Обстоятельства аварии правоохранители зафиксировали на месте при его содействии. Виновник ДТП расписался за схему и протокол осмотра места аварии. Однако впоследствии он был лишён прав на 14 месяцев согласно ч. 2. ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязательств по возникновению ДТП».

В последующем разбирательстве 1-ая судебная инстанция после апелляции и кассации объявила вернувшегося на ДТП водителя виновным в неправомерном оставлении места аварии. Однако процесс дошёл до Верховного суда, где вердикт был исправлен.

В заключении ВС РФ было сказано, что водитель, оставивший место ДТП, но успевший на него вернуться до окончания оформления протокола происшествия на месте, скрывшимся не считается. На этом основании ВС РФ отменил вердикт нижестоящей инстанции, и закрыл делопроизводство за номером 127-АД16-5.

То есть в случае, когда у водителя имеются письменно подтверждённые уважительные причины для оставления ДТП до окончания разбирательства на месте, он не считается скрывшимся.

Рассмотрим другую ситуацию. Водитель в позднее время возвращался с 2-мя малолетними детьми домой. Однако проезд во двор его дома был перегорожен установленными за несколько часов до этого жилой управляющей компании воротами, ключи от которых из-за фактического отсутствия на месте проживания водитель получить ещё не успел. Его дети были больны и нуждались в медикаментах, находящихся внутри квартиры. Чтобы получить до них доступ, водитель на своей машине протаранил ворота, припарковался на своём обычном стояночном месте и поднялся с детьми в квартиру.

Впоследствии на него было заведено дело об административном правонарушении с мотивацией по неправомерному выезду с места ДТП. Однако суд прекратил делопроизводство ввиду отсутствия состава преступления. Судебными органами было принято решение об веской мотивации водителя получить доступ к квартире, так как ответчик предоставил справки о том, что его дети действительно экстренно нуждались в находящихся в квартире лекарствах. Скрываться с места ДТП он не хотел, так как припарковался на своём обычном стояночном месте в непосредственной близости от сломанных ворот (дело за номером 5-86/2016).

Неправомерное оставление места ДТП фиксируется, если водитель намеренно скрывается с места аварии без имеющихся на то веских причин

Виновность по неправомерному оставлению места аварии наступает тогда, когда водитель покидает ДТП до приезда полицейских и составления аварийного протокола, без выдачи пострадавшему данных о себе и документальных подтверждений, о срочности его отъезда. Тогда любые оправдания, что не заметил и ни знал о причинённом ущербе, не будут приниматься правоохранительными органами.

Типичная подобная ситуация. Во время разворота на парковку водитель виновник ДТП спровоцировал столкновение с рядом стоящим автомобилем, в котором на тот момент находился другой водитель. Возможности сразу связаться с сотрудниками ГИБДД ни у кого не имелось: у виновника ДТП телефон оказался разряжен, а у пострадавшего водителя находился на его рабочем месте в соседнем здании, так как он вышел на обеденный перерыв за находящимися в машине личными вещами.

Пострадавшая сторона уведомила виновника ДТП о том, что поднимется в здание, чтобы вызвать ГИБДД. Однако виновный в ДТП не стал ожидать пострадавшего и самовольно уехал. Вызванный наряд полиции составил на вместе происшествия протокол об административном правонарушении. Впоследствии инициатор ДТП был обнаружен по запомненному пострадавшим номеру машины.

В суде правонарушитель заявлял, что не заметил причинённого ущерба и поэтому покинул место аварии. По итогу разбирательства виновник аварии был лишён прав на год, а поданная им апелляция только ужесточила наказание (дело за номером 12-1087/2020).

Наказание за неправомерный выезд с места ДТП

Водителя, спровоцировавшего аварию и который неправомерно покинул место ДТП, могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток. В случае, когда на месте спровоцированной аварии без надлежащей помощи остались пострадавшие, то подобное деяние рассматривается уже как уголовное преступление.

Рассмотрим типовую ситуацию по неправомерному выезду с места ДТП. Водитель крупного внедорожника с утра выезжая со своего парковочного места зацепил бампер рядом стоящей машины. Однако ввиду габаритов своей машины не заметил происшествия, и уехал с места спровоцированного ДТП.

По итогу последующего разбирательства он был лишён прав на год. Однако подал прошение в Верховный суд о признании ч. 2 статьи 12.27 КоАП неконституционной. ВС РФ отказал ему в рассмотрении дела, но в комментарии к заявлению указал, что действия водителя причинили незначительный ущерб и не нанесли никакого вреда пострадавшему. Поэтому с учётом компенсации пострадавшему за вынужденный ремонт, инициатора ДТП ещё как-либо наказывать не стоит (определение КС РФ от 07.12.10 г. за номером 1702).

Однако по словам экспертов текущая практика многих судов общей инстанции противоречит данному разъяснению КС.

Рассмотрим другой пример. Водитель оставил свой автомобиль на подземной парковке ТЦ и отправился за покупками. По возвращению он обнаружил на своей машине следы от ДТП, и отсутствие рядом виновника аварии, который просто попытался скрыться. Однако парковка ТЦ была оборудована камерами видеонаблюдения, благодаря которым удалось распознать номер машины нарушителя и привлечь того к ответственности.

Эксперты говорят, что особо важно при попытке нарушителя скрыться с места ДТП запомнить номер, марку и иные значимые отличительные особенности его автомобиля. После чего необходимо немедленно сообщить данные нарушителя полиции, чтобы полицейские поймали беглеца по горячим следам.

Категорически не рекомендуется самостоятельно бросаться в погоню за нарушителем, тем самым покидая место ДТП. Так как здесь пострадавший и сам становится нарушителем. Даже если виновник правонарушения скрылся с места ДТП, пострадавшему необходимо выполнить стандартный перечень действий для автомобиля, попавшего в аварию: поставить знак аварийной остановки и дожидаться полиции.

Эксперты рекомендуют до момента приезда сотрудников ГИБДД для разбирательства на месте, самостоятельно найти свидетелей случившегося. В случае, когда свидетели по каким-либо причинам не могут остаться на месте происшествия до приезда ГИБДД, взять у них контакты, чтобы полиция впоследствии смогла снять с них показания и найти виновного.

Хорошим шагом здесь будет придание происшествию гласности с использованием мессенджеров и социальных сетей. Также целесообразно будет после составления протокола осмотреть окрестности в поиске автомобилей, подпадающих под описание машины правонарушителя со свежими следами от ДТП. Поискать на месте правонарушения камеры, которые могли бы зафиксировать момент аварии.

Как получить данные с камер видеонаблюдения в Москве:

  • набрать номер круглосуточной горячей линии столичной системы видеонаблюдения;
  • определиться с оператором наиболее близкой к ДТП камере;
  • попросить о сохранении данных в архив;
  • сообщить номер своей заявки в ГИБДД;
  • сотрудник получит запись и передаст её на электронном носителе (выдаст ключ от облачной базы данных).

В случае если на месте ДТП наличествовали только камеры различных частных структур, получить от них данные будет сложнее. Если владелец частной организации (магазина, склада и т.д.) отказывается предоставлять Вам данные со своей камеры видеонаблюдения, необходимо подать соответствующий запрос в ГИБДД. Тогда истребовать данные будет уже полиция по запросу. Однако эта процедура потребует нескольких дней.

В случае, когда собственники видеокамер не хранят на них записи более суток и отказываются передавать данные, эксперты рекомендуют воспользоваться услугами юриста для подачи запроса на срочное истребование видеодоказательств.

Даже если у Вас нет возможности передать сотрудникам ГИБДД видеозапись с места происшествия, в Ваших интересах предоставить им как можно более точную и исчерпывающую информацию о правонарушителе. При этом проследите, чтобы все полученные от Вас данные были отражены в протоколе. Далее подаётся заявление по розыску правонарушителя.

Кто возместит причинённый при ДТП ущерб?

У правоохранительных органов имеется 3 месяца на поиск ответчика и вручение тому под подпись постановления об административном правонарушении.

В случае если полиции сделать этого в установленные сроки не удалось, виновник ДТП избежит карательных меры по административному правонарушению (лишения прав или ареста). Однако после установления и доказания его причастности даже спустя 3 месяца, нарушитель обязан возместить причинённый ущерб.

Если у нарушителя оформлен полис ОСАГО компенсация будет взыскана в обычном режиме. Если же нарушитель не застрахован, взыскание производится через суд.

Если нарушителя установить не удалось, компенсацию за аварию при наличии страхового договора можно получить от Российского Союза автостраховщиков. Они могут выплатить сумму до полмиллиона руб. за причинённый ущерб жизни и здоровью пострадавших. Однако это не целевая компенсация на покрытие ремонта машины.

Есть ли возможность решить вопрос на месте без участия ГИБДД?

Рассмотрим вариант, когда после оформления ДТП пострадавший самостоятельно отыскал неправомерно уехавшего до составления протокола виновника аварии. В этой ситуации виновник аварии заинтересован в решение вопроса без огласки. В противном случае ему грозит лишение прав.

Эксперты утверждают, что договориться на месте вполне возможно. Однако при этом нужно внимательно следить и фиксировать все оформляемые договорённости: сразу составлять компенсационные документы, обязательства и взымать расписки.

Однако здесь есть свои дополнительные риски, так как даже после согласования всех договоренностей во время ремонта автомобиля может вскрыться дополнительный ущерб, требующий новых компенсаций.

На практике при оформлении ДТП по обоюдному согласию на месте, потерпевшему далеко не всегда удаётся компенсировать за счёт виновника весь ущерб. Виновник может просто отказаться платить, мотивируя это тем, что ранее уже были достигнуты исчерпывающие договорённости.

Конечно пострадавший после этого может обратиться в суд. Но такое дело будет мало перспективным, так как у него на руках будет отсутствовать протокол осмотра места аварии от ГИБДД, и суд может посчитать требования компенсации необоснованными и даже мошеннической схемой.

Выиграть такое дело можно лишь имея на руках расписку от виновника ДТП (наличие которой признаёт другая сторона) доказав, что ответчик намеренно ввёл пострадавшего в заблуждение касательно суммы компенсации за причинённый ущерб.

В таком случае судом по делу будет назначено проведение технической экспертизы, с целью выявить фактический источник возникших скрытых повреждений: имелись ли они ранее, или были вызваны ДТП. Если выяснится 2-ое, то суд вправе аннулировать расписку и взыскать с ответчика дополнительную компенсацию на покрытие ущерба.

При этом эксперты рекомендуют при возникновении неучтённых издержек по выявившимся скрытым проблемам не доводить дело до суда, а немедленно обратиться к независимым экспертам. Если такая экспертиза подтвердит виновность в скрытых повреждениях инициатора ДТП, при его отказе дополнительно компенсировать убытки, взыскать с ответчика компенсацию в судебном порядке уже будет значительно проще.

Также распространена практика, когда виновники ДТП намеренно вводят полицию и суд в заблуждение, говоря, что на самом деле аварию спровоцировало другое лицо, сразу скрывшиеся с места правонарушения. Здесь существует риск мошеннического получения виновником ДТП страховой компенсации и обвинении 3-го лица по 2 ст. 12.27 КоАП.

При подобных вопиющих случаях, при отсутствии свидетелей, подтверждающих ложные показания, специалисты рекомендуют обратиться за экспертизой на полиграфе (детекторе лжи). После чего мошенник уже будет привлечён к уголовной ответственности.

все статьи

Такая ситуация не всегда считается ДТП, иногда это причинение ущерба. Если виновник не скрылся с места происшествия, все отлично! Если нет, придется все же решать вопрос при помощи полиции и администрации парковки.

Оставляя машину на парковке, мы рассчитываем, что с ней ничего не случится. Но и там ваше авто могут повредить. Какими правами обладает владелец в этом случае и с кого требовать возмещения ущерба, если вам поцарапали машину на парковке или как-то иначе повредили, читайте в нашей статье.

Является ли это ДТП?

Достаточно любопытно, каким образом классифицируются повреждения, полученные автомобилем на парковке. ДТП это считается только в том случае, если авто пострадало от другого движущегося транспортного средства. В остальных ситуациях повреждения классифицируются как ущерб. То есть, если кто-то ехал по парковке и задел вашу машину, это ДТП (например, на автомобиле, мотоцикле или скутере). Если кто-то специально или случайно поцарапал краску, сбил дворник, оставил вмятину, это – причинение ущерба вашему имуществу (ст. 15 ГК РФ).

Важно! Если вам ударили дверью машину на парковке (когда другой владелец уже припарковался и просто выходил), это не ДТП, а причинение ущерба. Если владелец другого авто парковался и стукнул ваш автомобиль, это ДТП на парковке.

Как действовать в той или иной ситуации? Куда обращаться, если на парковке повредили автомобиль?

Вне зависимости от того, как автомобиль пострадал, первым делом нужно позвонить в полицию. А далее, в зависимости от того, было ДТП или нет, схема действий несколько разнится.

  • Если произошло ДТП (и это очевидно), на место должны приехать представители ГИБДД. Они оформят происшествие.
  • Если речь идет о порче имущества, приезжает опергруппа или участковый.

Как все оформить?

В первом случае (с ДТП) немалое значение имеет также то, скрылся виновник с места происшествия или нет. Если он дождался вас, признает свою вину и готов участвовать в разбирательстве и составлении протокола, это существенно облегчает задачу.

Кстати, в ряде случаев можно обойтись вообще без ГИБДД и просто составить извещение о ДТП (так называемый европротокол). Эта схема дтп на парковке самая простая и понятная, она допустима при соблюдении следующих условий:

  • Нет пострадавших (людей).
  • ДТП затронуло только два автомобиля.
  • У обоих владельцев оформлено ОСАГО.
  • Обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий у участников ДТП, либо такие разногласия есть, но тогда будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.

Такой вариант оформления ДТП существенно упрощает ситуацию и дает возможность не терять много времени на официальное разбирательство.

Однако, даже если такой вариант вам не подходит, в целом проблем возникнуть не должно, и все расходы на ремонт будут покрыты за счет страховки или средств виновника.

Если же тот, кто повредил ваш автомобиль, скрылся с места происшествия, все равно нужно вызывать ГИБДД и самому оставаться на месте происшествия, пока не будут завершены все формальности.

Если автомобиль пострадал не от действий человека

Что делать, если задели машину на парковке другие водители, мы опишем ниже. Но бывает, что автомобиль поврежден не напрямую человеком. Например, если упала сосулька или еще что-то с крыши, свалилось дерево, рекламный щит и так далее. В этом случае необходимо выяснить, кто отвечает за благоустройство территории, а также доказать, что произошедшее – не форс-мажор (то есть действительно дерево было старым, здание – ветхим и так далее). Эта проблема скорее актуальна для тех, кто паркуется во дворе, а не на официальной парковке.

План действий в случае ДТП или ущерба имуществу, фиксация повреждений

После приезда ГИБДД или участкового необходимо зафиксировать все повреждения. Внимательно осмотрите автомобиль и убедитесь, что заметили все «неучтенные» царапины, сколы, вмятины и так далее.

Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?

Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).

Если найти виновника не получилось, можно попытаться взыскать сумму на ремонт с администрации парковки, которая оказывает услуги ненадлежащего качества. По законодательству платная парковка должна возместить ущерб, который был причинен автомобилю (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»). Для этого при оставлении автомобиля необходимо оформить приемо-сдаточный акт, тогда можно будет доказать, что повреждения возникли, пока автомобиль находился на стоянке. Не забудьте оформить акт о повреждении – сразу после того, как обнаружите, что машина пострадала. Вам не имеют права отказать в его оформлении, хотя на практике сотрудники стоянки могут отказываться это делать, ссылаясь на то, что повреждения были ранее.

Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.

Если ДТП нет, вызывайте участкового и также составляйте протокол и список повреждений. До его приезда не трогайте ничего, не пытайтесь что-то исправить или переложить.

Когда можно покинуть место происшествия?

Если виновник дождался вас, вы решили дело мирно и не имеете друг к другу дополнительных претензий, можно покидать место происшествия. Оставлением места дтп без пострадавших на парковке это не считается. В дальнейшем вопрос будет передан страховым компаниям, и вы получите компенсацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти запущенный процесс программы
  • Как найти крякнутые программы
  • Дельта кпд как найти
  • Как найди ударный слог
  • Как сделана ручка найти