Как найти внутреннего бога

Как найти Бога внутри себя

Как найти Бога внутри себя

Одно из важнейших открытий Дипака Чопры: природа процессов творения едина на всех уровнях бытия. Одни и те же законы созидания действуют и в масштабах Вселенной, и в масштабах вашей собственной жизни. И если вы хотите сотворить в вашей жизни именно то, что вам нужно, и именно так, как вы хотите, нужно знать хотя бы общие принципы, по которым вообще происходят процессы творения и созидания в нашем мире.

Давайте сначала задумаемся: из чего же создан наш мир?

Ученые называют это энергией и информацией. Религиозные люди называют это Богом, Творцом, Создателем. Философы называют это Великим Ничто. Дипак Чопра называет это Чистой Потенциальностью.

Что такое Чистая Потенциальность? Это пустота и неподвижность, из которой постоянно что-то рождается. Но, конечно, это не просто пустота. Эта пустота наполнена силой, которая еще не пришла в движение. Эту пустоту можно также уподобить спящему, не проснувшемуся еще сознанию – не проявившему себя сознанию, хотя потенциал этого сознания безграничен.

Чистая Потенциальность лежит в основе всех вещей, явлений и предметов. Чистая Потенциальность является и истинной глубинной сущностью каждого человека.

Да, абсолютно все люди несут в самих себе безграничное Поле Чистой Потенциальности. Религии, говорящие о том, что Бога надо искать внутри себя, имеют в виду именно это. Если все на свете создано Богом и все на свете является Богом, то человек, конечно, не исключение.

Вы несете в себе Бога – Творца, Чистую Потенциальность, материал для творчества, и при этом являетесь Его творением.

То есть – вы принимаете участие в сотворении мира на равных с Творцом, и даже больше – неся в себе самого Творца. И вы, как Творец, можете привести Потенциальность в движение – начать создавать все то, что вам необходимо.

Но если вы воспримете эти слова как какую-то абстрактную истину, к вам лично не имеющую отношения, или поймете их только разумом, – для вас ничего так и не изменится. Это знание будет способно преобразить к лучшему вашу жизнь только в том случае, если вы обнаружите в себе Поле Чистой Потенциальности, почувствовав его.

Это не так трудно, как может показаться. Надо быть только абсолютно уверенным: эта истинная суть, этот Бог внутри, это Поле Чистой Потенциальности – оно существует. И если вы захотите, то можете обнаружить его и прикоснуться к нему.

Выполняя следующее простое упражнение, не надо слишком стараться что-то такое почувствовать. Просто настройтесь на себя, на свою внутреннюю тишину. И, возможно, встреча с Полем Чистой Потенциальности произойдет сама собой.

Упражнение 1. Пребывание в тишине

1. Найдите место, где вы можете немного посидеть с закрытыми глазами. Закройте глаза и начните вслушиваться в то, что происходит вокруг. Даже если вы сидите в тихом помещении, все равно вы услышите какие-то звуки, если зададитесь целью их услышать. Постарайтесь услышать даже то, что еле слышно: шум ветра за окном, тиканье часов, звук капающей воды, чей-то отдаленный разговор и т. д. Осознайте: все, что вы слышите сейчас, происходит снаружи, во внешнем мире. Вы настроены сейчас на восприятие внешнего мира. Но это не единственно возможный способ восприятия.

2. Представьте, что внешние звуки отдаляются. Они остаются снаружи, а вы обращаете внимание внутрь себя. Это похоже на то, как если бы вы нырнули с головой в толщу воды и настроились на то, что происходит там. Внешний мир оказывается не просто снаружи, но вне зоны вашего восприятия.

3. Настройтесь теперь на то, чтобы слушать свою внутреннюю тишину. Отметьте, что звуки существуют лишь снаружи. Внутри вас этих звуков внешнего мира нет, даже если вы продолжаете их слышать. Не старайтесь перестать слышать внешний мир! Просто отдавайте себе отчет: эти звуки, которые вы слышите, не имеют никакого отношения к тому, что происходит у вас внутри.

4. Вслушивайтесь во внутреннюю тишину, четко разделяя в своем сознании: звуки – снаружи, тишина – внутри. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в эту внутреннюю тишину. Возможно, в какой-то момент вам удастся слиться с ней воедино. Это и есть момент соприкосновения с вашим истинным «Я», с Полем Чистой Потенциальности. Оно может ощущаться как спокойная, прозрачная, чистая и тихая радость; как беспредельная тишина и покой; как совершенное равновесие и гармония; как абсолютная защищенность, неуязвимость и непобедимость; как ясность, простота и понимание; как ничем не омраченное блаженство. Все это – субъективные ощущения, но они свидетельствуют о вашем контакте с Полем Чистой Потенциальности.

Если вы удержитесь в этом состоянии хотя бы десять секунд – этот навык останется с вами, в вашем опыте уже навсегда. Вы уже умеете это, а значит, не разучитесь никогда.

Но даже если на первый раз вы всего лишь сосредоточитесь на внутренней тишине – вы уже сделали очень большой шаг к соединению со своей истинной сутью.

Выполняя предыдущее упражнение, вы могли заметить, что сосредоточиться вам мешают навязчивые мысли, сами собой возникающие в голове. Даже случайно мелькнувшая мысль словно приглашает вас зацепиться за нее и начать ее обдумывать. Вы и в самом деле начинаете ее обдумывать, но даже не замечаете, как перескакиваете с этой мысли на следующую, затем на другую, третью и так до бесконечности. Эта толчея мыслей лишь отнимает у вас время, силы, и, самое главное – не дает соприкоснуться с вашей внутренней тишиной.

Важное условие для соприкосновения с Полем Чистой Потенциальности – это умение остановить внутренний диалог.

Упражнение 2. Контроль над мыслями

1. В любой обстановке, где бы вы ни были (если вы в этот момент не общаетесь ни с кем, не заняты работой и т. д. – то есть имеете возможность несколько минут посвятить себе), задайтесь целью осознанно следить за теми мыслями, какие приходят вам в голову.

2. Следите за мыслями, отдавайте себе отчет в том, о чем вы думаете – но постарайтесь не следовать за любой мыслью, какая только придет вам в голову, то есть не поддавайтесь «приглашению» этой мысли последовать за ней. Вы можете заметить, что раньше безвольно следовали за любой случайной мыслью. Но вы способны проявить собственную волю, и самостоятельно решать, какую мысль отогнать, а какую начать обдумывать.

3. Затем задайте себе вопрос: зачем вы обдумываете ту или иную мысль? Просто для того, чтобы чем-то занять голову, от нечего делать – или потому, что она для вас действительно важна? Тогда решите, что вы будете думать не просто так, а что в результате мыслительного процесса обязательно придете к какому-то решению, сделаете важные для себя выводы. Если же нет надобности в выводах и решениях – то и обдумывать нечего.

Все это поможет вам дисциплинировать ваши мысли и не становиться их безвольным рабом.

Упражнение 3. Остановка внутреннего диалога

Когда у вас начнут неплохо получаться задания предыдущего упражнения, делайте при удобном случае так: представьте, что вы стражник, который стоит на защите чистоты вашего разума от непрошенных мыслей.

1. Начните зорко следить, какие мысли хотят войти в вашу голову, и как только заметите очередную мысль, сразу же пресекайте ее вторжение. Вскоре вы заметите удивительную вещь: когда вы зорко следите, какая мысль придет к вам первой – мысли перестают приходить. Они останавливаются от вашего внимания к их присутствию.

2. Если вы сможете удержаться в состоянии полного безмыслия хотя бы 3–4 секунды – вы уже достигли своей цели. В дальнейшем вы научитесь продлевать такое состояние и на десять, и на двадцать секунд, и на минуту, и даже на несколько минут.

3. Постепенно вы почувствуете, что в это время входите в прекрасное блаженное состояние, похожее на то, как если бы вы слегка поднялись над землей и воспарили. Это будет означать, что вы соединились со своей истинной сутью, с Полем Чистой Потенциальности. Хоть раз испытав это состояние и запомнив его, вы сможете входить в него в любой момент по вашему желанию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 1. Хочу искать себя, но не найти

Глава 1. Хочу искать себя, но не найти
Необъяснимая тоска — это тоска по тому, где мы все едины, — по БогуКаждый человек испытывал состояние необъяснимой тоски. С чем оно связано? Это тоска по единству, по тому, из чего мы вышли, по тому, где мы все едины, по Богу. Бог есть все,

Глава 11 НАЙТИ СВОИ МИФЫ: вспомнить и восстановить себя

Глава 11
НАЙТИ СВОИ МИФЫ:
вспомнить и восстановить себя
Для мужчины жизнь представляет собой череду разорванных связей и растождествлений. Все начинается с матери: необходимо от нее отделиться и не быть на нее похожим. Малыш года в три идет в садик, где от него ожидают, что

Глава 49. Как Найти Себя?

Глава 49. Как Найти Себя?
Во время своих поездок по Индии я понял, что большинство людей с запада ездили в Индию с одной целью: они ездили от храма к храму, от гуру к гуру в надежде «найти себя». Мне это всегда казалось странным. Однако я встречал немало клиентов, которые не

Найти время для себя

Найти время для себя
Интровертные дети нуждаются во времени для уединения, которое было бы встроено в распорядок их дня. Так они тратят меньше сил. В это личное время ребенок остается один или с одним-двумя людьми, с которыми ему комфортно, и отделяется от группы. Детям

Читать внутри себя вслух

Читать внутри себя вслух
Наиболее приятный способ вдохновить ваше Я к работе это читать вслух самого себя. Задайте своей душе обычные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Чего ты хочешь?», «Что лучше всего для меня как целого?», «Что я сделал плохого?»Банальные истины, то

Мне нужно найти себя

Мне нужно найти себя

При любой остановке в жизни нужно спросить себя: хорошее ли это место, с которого можно идти дальше, или здесь можно даже остаться?
Мэри Кэтрин Бейтсон, антрополог
У Джен был похожий опыт. Вместо рисования она устроила завтрак — завтрак, который

Сознание, сосредоточенное внутри себя

Сознание, сосредоточенное внутри себя
Архетипу Гестии, как и архетипам двух других богинь-девственниц, присуща сосредоточенность сознания («очаг» на латыни звучит как «фокус»). Однако направление сосредоточенности Гестии отличается. Внешне ориентированные Артемида и

Как найти себя и что важнее — дорога или цель?

Как найти себя и что важнее — дорога или цель?
Знать и идти или идти и потом уже знать? О толерантности к неопределенности. Цикл развития/цикл обучения: как идти по дороге саморазвития? Индивидуальные стили развития: активист, обдумывающий, теоретик, прагматик. О заторах в

Ты сможешь найти себя О жажде самопоиска и судьбоносном открытии

Ты сможешь найти себя
О жажде самопоиска и судьбоносном открытии
«Но кто тогда собирает мозаику?» – спросишь ты. Ответ на этот вопрос лежит в более масштабной области, нежели мы с тобой можем представить. Было бы самонадеянно пытаться дать на него точный ответ, опираясь

Как установить связь с Божественным источником внутри себя

Как установить связь с Божественным источником внутри себя
Итак, подсознание – это плодородная почва, в которую можно сеять что угодно. «Семена» – это наши мысли, эмоции, установки, убеждения, желания, намерения. «Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли», – эту

Глава 29. Как найти себя в деле?

Глава 29. Как найти себя в деле?
Как определить, своим ли делом я занимаюсь? И что значит — «свое дело»? Этими вопросами задается каждый из нас, будь то рядовой финансист, журналист, юрист или руководитель компании.Как психологу мне приходится общаться с самыми разными

Найти воина внутри себя

Найти воина внутри себя
Великий футбольный тренер Винс Ломбарди сказал: «Усталость всех нас делает трусами». Говоря это, Ломбарди отметил прочную связь между нашими чувствами и делами. Он описывал ситуации, в которых сила, смелость и настойчивость подрываются физическим

Найти себя

Найти себя

Человек в своей жизни играет всего лишь небольшой эпизод.
Станислав Ежи Лец
И теперь еще раз суть моей методики.По моему мнению, чтобы взять руль жизни в свои руки, есть только один путь: найти себя и изменить себя. При этом изменение себя – это не написать на

Как установить связь с Божественным источником внутри себя

Как установить связь с Божественным источником внутри себя
Итак, подсознание – это плодородная почва, в которую можно сеять что угодно. «Семена» – это наши мысли, эмоции, установки, убеждения, желания, намерения. Но что делать, если разум поражен мыслями-сорняками:

Где найти себя

Где найти себя
Жил на свете очень глупый человек. Каждое утро, вставая с постели, он с огромным трудом находил свою одежду, вечером же он боялся ложиться спать, вспоминая утреннее происшествие.Наконец однажды он принял, как ему казалось, вполне разумное решение: он достал

Приблизительное время чтения: 4 мин.


print

«Главное – чтоб Бог был в душе» — говорят многие современные люди и… отворачиваются от храма. А ведь представление о Боге внутри нас присутствует в православном учении и дает основание для полноценной церковной жизни. Об этом статья американского священника Стивена Фримана, которую мы предлагаем Вашему вниманию.

В поисках Бога внутри себяПопулярная идея из философии нью-эйдж заключается в том, что «бог внутри нас». На самом деле это просто вежливый способ сказать, какие мы все особенные, а вот «бог»… довольно банален. Но в традиционном христианстве есть учение о Христе внутри нас, и оно является основополагающим для православного образа жизни.

Нам следует понимать наши отношения с Богом не как взаимодействие двух отдельных личностей, где одна — это мы, а другая — Бог. Наше единство с Богом, рожденное внутри нас таинством святого крещения, намного важнее.

Бог не «помогает» нам в том смысле, что Он побуждает нас к чему-то или просто все в нашей жизни устраивает определенным образом. На самом деле Он внутри нас, Он вместе с нами со-работает. Аскетические практики (например, молитва, пост, самоотречение) имеют смысл только в этом контексте. Те, кто наблюдает за Православием «снаружи», часто обвиняют нас в «благочестии, основанном на делах», имея в виду, что мы надеемся получить милость Божию за свои добрые дела. Но это абсолютно не верно. Милость Божия – это Его дар, и он не может быть «заработан».

И тем не менее, православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Евангелие от Иоанна, 14: 12).

Все, что делает христианин, должно делаться в единстве со Христом, и тогда это не действия отдельно взятого человека, а то, что родилось в результате нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, это Христос в нас постится. Когда мы молимся, в нас молится Христос. Когда мы даем милостыню, ее дает именно Христос внутри нас.

И нам нужно понять, что Христос в нас жаждет поститься. Христос в нас жаждет молиться. Христос в нас жаждет проявлять милосердие. То, к чему нас призывает Церковь – это не рецепт хорошего поведения и не схема морального совершенства. Христовы заповеди и то, как они преломляются в жизни Церкви, сами по себе являются иконой Христа.

Румынский православный догматист Димитрий Станилоэ пишет:

В начале Христос «погребен» в заповедях и внутри нас — в той степени, в которой мы их исполняем, и в нас его сила. В этом соработничестве мы обретаем добродетели и они становятся живыми чертами нашего характера; в них образ Божий, и Христос как яркое солнце восстает из-под этой погребальной пелены («Православная духовность»).

Такое единство – в самом сердце православной веры и жизни. К сожалению, многие ветви христианства создали «внешний» образ наших отношений с Богом и спасения. В этом случае Бог является чем-то «наружным» в нашей жизни, он не внутри, а всегда вовне, и наши отношения с ним похожи на личные связи людей в современной культуре. В этом случае отношения христианина с Богом сводятся к психологии и морали.

Это происходит потому что мы беспокоимся о том, как Бог «относится» к нам. Психологизированное восприятие искупления озабочено Божьим гневом. Оно сводится к морали в том смысле, что наше поведение – всего лишь личные усилия каждого соответствовать некому внешнему набору правил и норм. Нас считают «хорошими» или «плохими» судя по тому, как мы себя ведем; внутренняя природа этого поведения полностью игнорируется. Но только наши жизни, которые мы живем в единстве с Богом, имеют природу истинного спасения, настоящей человечности. Вот в чем смысл спасения по милости Божией.

Есть и обратная сторона таинства Христа внутри нас, и она очень важна. Это страдание Христа внутри нас. Его крестные муки продолжаются в жизни каждого из людей. Если кто-то из нас страдает, в нем страдает Христос. Нет ни одного человеческого страдания, к которому Он не причастен.

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (Первое послание апостола Павла к коринфянам, 12: 26).

Постоянное соприкосновение с таким единством – основа христианской жизни. В этом смысл крещения – быть погребенным вместе с Ним. В этом смысл причастия – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». В этом смысл каждого действия и каждой мысли.

В этом жизнь, полная благодати.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Оригинал статьи

Читайте также:

Бог, который не является Богом

Источник фото — https://www.flickr.com/photos/photogenix-lincoln/

Спастись — значит найти Бога и самого себя. Каждый
человек — неповторимое явление,
в этом выражены премудрость и красота
Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как
личности и индивидуальности, растворение
в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам
кажется, заблуждение.

Человек
должен освободиться не от себя, а от чуждого
в себе, сохранив свою личность и
индивидуальность как дар Божий. Если бы
целью творения было обобщение и унификация, то
Господь мог сотворить нас в
виде одинаковых геометрических фигур.
Каждый человек имеет неповторимую телесную
структуру. Это знак того, что каждый имеет и
единственную во всем мироздании душу.
И в этом как бы приоткрывается нам красота
Божия, отображенная не в однообразии, а в
многообразии Своего творения.

Человек должен найти себя среди чуждого,
вторгшегося в него, обступившего со
всех сторон. А чуждое — это грех, страсти и
мир. Но на духовном пути часто встречается
именно такая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и
наносного, человек ломает не только грех, но и себя,
уничтожает данную ему от Бога неповторимость
своей личности, то есть лицо своей души. Это
похоже на то, как если бы реставратор, вместо
того чтобы очистить картину от копоти и грязи,
загрунтовал ее и написал на том же холсте другую
картину, да при этом еще и неумело.

Нам кажется, что есть две опасности на
духовном пути, когда человек калечит себя,
свою жизнь, как певец, который поет чужим
голосом, — это принуждение, то есть насилие, и
подражание. Человек может подражать примерам из
книг, встречающимся ему людям, абстрактному и
идеальному образу, созданному им в мечтах,
забывая при том, что этот пример — жизнь
другого человека, отражение другой личности и другой
индивидуальности, а абстрактный образ всегда
соединен с разгоряченной мечтательностью и не имеет к нам
как конкретной реалии никакого отношения. Это подражание
другому тесно связано с воображением и потому
становится для души прокрустовым ложем, если
она ориентируется не на дух, а на внешнее. Мы
всегда остаемся собой, другой личностью мы не станем
никогда, но свое «я» мы можем испортить и
покалечить, то есть потерять свой путь. Нам нужно
найти свое, поэтому человек, учитывая
опыт и пример других, должен не отождествлять себя с
ними, а исходить из самого себя, только отличать, что
наше, а что чужое, что присуще нашей душе, а что наносное.
Он должен решить задачу — в
пересекающихся линиях найти свой, а не чужой путь.
В служении Богу, в духовной жизни
важно не терять своей личности, но не того,
что считает личностью мир, — сгустка гордыни и
тщеславия, — а своей внутренней
неповторимости, такой же, как и узор на пальцах или
тембр человеческого голоса. Если это не будет
найдено в духовной жизни, человек будет
фальшивить, подделываться под кого-то —
под персонажей прочитанных книг, под окружающих людей или
свою собственную мечту. Но в то же
время здесь очень важно ни в коем случае
не отождествлять себя со своими страстями,
привязанностями, со своей гордыней, со
своим неестественным состоянием, так же, как
не отождествляет себя со своей болезнью
больной.

Человек находит себя, только борясь с грехом: он как
бы выкапывает и извлекает себя из земли
своих страстей. Как отличить голос греха и страстей
от голоса души? На голос греха сердце отзывается
тревожным чувством, оно или,
затаившись, молчит, или, образно выражаясь,
стонет. Грех сжимает человеческое сердце,
делает его маленьким, узким и серым. Некая тень падает на
человека — тень грядущего возмездия.
Голос страсти сопровождается
чувством наслаждения, при этом ум как бы
смежает свои глаза, погружается во тьму, а
внимание сливается с чувством
наслаждения, пьет его как чашу с опьяняющим сладким
напитком. По своему действию наслаждение
— это усыпление, погружение в подсознание,
в процесс, не имеющий цели, то есть когда целью
становится сам процесс или мутная радость
нервов и крови, похожая на странное
удовольствие, которое испытывает
человек, расчесывая на своем теле лишаи
или рану. Признак страсти — погашение ума
(будь это гнев или похоть), чуждая душе, излишняя
привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь, мысль,
что мы не можем жить без этого («другого»).
Более того, подсознательно предмет страсти приобретает для
нас значение самого Божества.

Следование своему пути приносит человеку
чувство мира, а при действии благодати,
когда снимаются все противоречия, —
великий покой и внутреннюю свободу, как
будто у него расширяется сердце (духу становится
в сердце не тесно). И еще —
чувство радости. Чужой путь редко дает
радость. Духовная радость может
присутствовать и при глубоком покаянии
человека. Здесь не эмоциональная земная радость, а
мир сердца, озаренный теплым светом. Когда благодать
в душе говорит: «Это мое», —
там нет сомнений; а когда вместо духа страсть
говорит: «Это мое», — то сомнения и
смущения возникают в сердце, колеблют и
тревожат его. Но страсть своей
агрессивной энергией подавляет тревогу,
отгоняет сознание от сердца, как пса от чужого
двора, и заставляет рассудок лгать самому
себе.

Итак, первое, как нам кажется, зло — это
внешнее подражание примерам, в котором
всегда присутствует артистическая игра. Даже
если эта игра будет сопряжена с трудами, доходящими до
степени подвига, то такой подвиг окажется для
души внешним. Второе — это насилие:
насилие мира (по словам аскетов, обычаи мира
— это пылающие страсти), насилие со стороны наших
близких, которые желают, чтобы мы были подобны им.
Родители, давшие жизнь детям, нередко на
уровне подсознания хотят жить в своих
детях, поэтому насилуют личность своего ребенка,
который является не слепком со своих
родителей, а иным существом. Против
этого насилия нужно мужество и смирение;
впрочем, мужество и смирение, правильно
понятые, это одно и то же. Смирение без мужества
превращается в трусость, капитуляцию перед
внешней силой, мужество без смирения
превращается в дерзость, желание
ответить ударом на удар.

Еще один вид насилия происходит от неопытных
духовных руководителей. В духовном
руководстве надо обладать способностью
чувствовать чужую душу. Духовными
руководителями не «назначаются»,
количество прочитанной литературы не делает
человека духовным наставником. Здесь
нужны способности, интуиция, благодать Духа Святаго,
чтобы видеть душу каждого человека,
чувствовать ее, помочь человеку
найти самого себя и свой путь. Духовник,
который действует по шаблону и схеме, как психолог,
будет калечить своих детей. Душа человека
глубже всех систем и теорий. Духовный отец
должен обладать тем зрением, которое видит лицо
души, как бы входит в другую личность,
видит ее изнутри, принимает на себя. В
двух одинаковых ситуациях для двух
различных людей он может указать противоположные
решения, на один и тот же вопрос дать разные
ответы. Неопытный руководитель будет
вспоминать, что он читал у того или другого
святого отца, как бы беря с полки вслепую
лекарство и давая его человеку, не зная,
чем тот болен. Духовным руководителем
невозможно сделаться по заказу, как невозможно
сделаться поэтом, начитавшись стихов, —
это дар Божий, это та древняя харизма, которая пусть
в ослабленном и сокрытом виде, но все
еще действует в современной нам
церковной жизни.

Приведем еще пример: иной неопытный
духовный руководитель может быть похож на
врача, который, окружив себя
справочниками, выписывает рецепт, даже
не видя больного и его болезнь. Бывает и так:
«духовный руководитель» считает,
что, получив священный сан, он получил
вместе с ним и гарантию безусловной
правильности всех исходящих от него
советов и решений; поэтому свои
советы и указания пастве он расценивает
как церковное таинство. Он обычно
вообще не читает никаких духовных книг,
полагая, что рукоположением уже освятились его
мысли. В беседе такой человек чем-то
напоминает пьяного, который убежден, что если он толкнет
столб, то тот свалится. Столб не свалится, но
он может сильно покалечить человека,
встретившегося на его пути. Есть
«духовные руководители», которые
подыгрывают страстям и желаниям духовных детей
из тщеславия или чтобы вызвать у них
привязанность к себе. Человек любит того, кто
оправдывает его страсти. Бывают
«старцы», которые набирают духовных детей
только для того, чтобы послать их на свой огород.

Если духовный руководитель не будет
интуитивно чувствовать души
своих духовных детей, то он чаще всего
будет впадать в две крайности —
или станет проявлять излишнюю осторожность,
предоставляя болезни спокойно
развиваться, а язвам гнить, или —
что свойственно неопытным, но решительным
врачам — не использовав всех
средств, сразу станет применять шоковую
терапию и ампутацию.

Господь дал каждому человеку какой-то талант.
Это очень удачное слово: талант — это мера
золота. Бог, как родитель, дал каждому из людей в
наследство особые способности и определенное
призвание. Необходимо только найти их, не ошибиться,
не променять присущее своей душе на чужое, что будет
для человека внешним и безжизненным.
Человек не должен заменять себя другим.
Евангелие — это Личность Самого
Христа Спасителя: оно божественно и в то же
время глубоко человечно. Поэтому каждый
человек найдет в нем самого себя.
Евангельские заповеди дают широту и
свободу внутренней жизни. Христос
предостерегал Своих учеников, чтобы они не
заменяли заповеди внешним регламентом,
формулами жизни, когда личность и индивидуальность
не ориентируются на идеал Евангелия, а
подавляются формальными законами. В этом
принципиальное различие между христианством,
возрождающим личность в Боге, и талмудизмом,
заключающим человека на всю жизнь в
железный корсет правил, законов, разрешений и
запрещений, чтобы выработать обобщенный тип иудея.
Евангелие в своем
универсализме обращено к личности, а талмуд обращен
к этносу как к самостоятельному субъекту и высшей
ценности. В исламском фатализме личность
обусловлена, предопределена; здесь царит закон
необходимости. В индуизме и буддизме личности как
реалии вообще не существует, она только
мимолетная форма общего бескачественного бытия.

Понятия личности и свободы неразрывно
связаны между собой. Христос открыл нам безграничные
внутренние просторы свободы, как бы
новые сменяющие друг друга горизонты при
восхождении ввысь. Это возможность
жить в соответствии с образом и подобием
Божиим, дарованным человеку. Это
возможность при помощи благодати Божией
избавиться от рабства греха,
возвратиться к себе, а от себя к Богу,
сделаться снова из духовной интеллектуальной
амебы богоподобной личностью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти неизвестную сторону прямоугольника зная периметр
  • Маньяк дятел атом рпг как найти
  • Как составить успешное резюме образец успешного резюме
  • Как можно найти уборка в квартире
  • A lzh archive not found inpa как исправить