Как найти вопросы по госам

  • Примеры работ

    • Рефераты
    • Отчеты по практике
    • Эссе
    • Курсовые
    • Дипломные работы
    • Магистерские диссертации
    • Решаем задачи
    • Бесплатные материалы
    • Блог
  • Блог
  • Акции
  • Инструкция по применению

Росдиплом
Росдиплом

Репетиторские услуги и помощь студентам!
Готовые ответы на вопросы, образцы и примеры

Все работы / Ответы на вопросы /ГОСы и экзамены

  • Помощь с дипломной
  • Помощь с магистерской
  • Помощь с курсовой
  • Помощь с рефератом
  • Скорая помощь

Готовые ответы на вопросы — Примеры и образцы

Экономические

  • Менеджмент — Антикризисное управление (11)
  • Аудит — Аудиторская деятельность и учет (45)
  • Экономика предприятия (75)
  • Банковская деятельность и финансы (60)
  • Бизнес планирование (Бизнес планы) (3)
  • Бухгалтерский учет и отчетность (124)
  • Внешнеэкономическая деятельность (4)
  • Гос. и муниципальное управление (26)
  • Государственная служба (28)
  • Делопроизводство и документооборот на предприятии (33)
  • Документоведение (1)
  • Инвестиции и инвестиционная деятельность (16)
  • Инновационный менеджмент (25)
  • История экономических учений. (30)
  • Стандартизация и управление качеством. (28)
  • Торговля и коммерческая деятельность (Trade and commercial activity) (35)
  • Логистика (logistics) (9)
  • Макроэкономика, государственное регулирование экономики (26)
  • Маркетинг и рекламная деятельность (PR) (141)
  • Математические методы и модели в экономике (8)
  • Управление персоналом (Менеджмент) (280)
  • Микроэкономика (22)
  • Мировая экономика и международные экономические отношения (55)
  • Налогообложение и налоги. (Фискальная политика) (32)
  • Недвижимость, оценка и экспертиза (7)
  • Планирование и прогнозирование в экономике (14)
  • Потребительская кооперация (2)
  • Предпринимательское право (1)
  • Предпринимательство (Малое, среднее и крупное) (22)
  • Прикладная информатика в экономике (1)
  • Региональная экономика (Экономика регионов) (8)
  • Реклама и PR (Продвижение) (25)
  • Ресторанно-гостиничный бизнес, бытовое обслуживание (23)
  • Рынок ценных бумаг и ценные бумаги. (15)
  • Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (6)
  • Статистика и статистическое наблюдение (23)
  • Стратегический менеджмент и стратегия развития (28)
  • Страхование, страховое дело (30)
  • Строительство (2)
  • Таможенное дело (14)
  • Теория организации (3)
  • Товароведение и экспертиза (40)
  • Туризм, Туристический бизнес и сервис (49)
  • Управление персоналом (58)
  • Управление проектами (5)
  • Финансовый менеджмент, финансовая математика (37)
  • Финансы, деньги, кредит (ФДК) (189)
  • Ценообразование (16)
  • Эконометрика (9)
  • Экономика отрасли (50)
  • Экономическая безопасность (1)
  • Экономическая теория и экономические системы (110)

Гуманитарные

  • Английский язык (14)
  • Журналистика (6)
  • История (древняя, современная, России) (77)
  • Культурология (82)
  • Латинский язык (1)
  • Литература (22)
  • Логопедия (2)
  • Немецкий язык (1)
  • Педагогика (71)
  • Политология (50)
  • Психология (188)
  • Русский язык и культура речи (26)
  • Социальная работа (4)
  • Социология (67)
  • Филология (4)
  • Философия (99)
  • Французский язык (1)
  • Этика, эстетика (19)

Естественно-научные

  • Другое (25)
  • Биология (16)
  • География, экономическая география (29)
  • Концепция современного естествознания (КСЕ) (62)
  • Математика (ВСЕ направления) (11)
  • Медицина, здравоохранение (50)
  • Физика (5)
  • Химия (5)
  • Экология (34)

Технические

  • Автомобильное хозяйство (1)
  • Автотранспорт (1)
  • Архитектура и строительство (1)
  • Безопасность жизнедеятельности (БЖД, ОБЖ) (25)
  • Геодезия (2)
  • Детали машин (1)
  • Информационная безопасность (ОИБ) (4)
  • Информационное обеспечение, программирование (1)
  • Информационные технологии (36)
  • Материаловедение (4)
  • Метрология и стандартизация (5)
  • Системы автоматизированного проектирования — САПР (1)
  • Информатика, Вычислительная техника, телекоммуникации (62)
  • Теоретическая механика (1)
  • Техническая механика (1)
  • Технология Пищевого Производства (2)
  • Транспорт и грузоперевозки (2)
  • Электротехника (1)

Юридические

  • Адвокатура (1)
  • Административное право (11)
  • Арбитражный процесс (7)
  • Гражданский процесс (8)
  • Гражданское право (82)
  • Жилищное право (2)
  • Земельное право (2)
  • История государства и права (ИГП) (31)
  • Конституционное право (38)
  • Криминалистика, экспертиза (8)
  • Криминология (2)
  • Логика (12)
  • Международное право (17)
  • Международные отношения (5)
  • Муниципальное право (6)
  • Налоговое право (5)
  • Основы права (Теория права) (71)
  • Правоохранительные органы (24)
  • Римское право (12)
  • Семейное право (8)
  • Социальное обеспечение (2)
  • Страховое право (1)
  • Cудебная бухгалтерия (1)
  • Судебная медицина (1)
  • Судебная психиатрия (1)
  • Судебная статистика (2)
  • Таможенное право (6)
  • Теория государства и права (ТГП) (60)
  • Трудовое право (8)
  • Уголовное право (24)
  • Уголовный процесс (10)
  • Уголовно исполнительное право (УИП) (2)
  • Финансовое право (24)
  • Экологическое право (4)
  • Юридическая психология (4)

Некоторые студенческие работы из текущего раздела:

Наименование работы

Выполнен

Объем

  • 2015

    205 стр.

  • 2015

    18 стр.

  • 2019

    43 стр.

  • 2008

    8 стр.

  • 2012

    195 стр.

  • 2011

    43 стр.

  • 2011

    18 стр.

  • 2007

    11 стр.

  • 2015

    73 стр.

  • 2008

    11 стр.

  • 2009

    88 стр.

  • 2008

    3 стр.

1. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.
2. Методология теории государства и права
3. Понятие и основные признаки государства
4. Функции государства: понятие, основания классификации. Соотношение понятий «функции государства» и «задачи государства».
5. Понятие формы государства и ее структура
6. Государственно-правовой режим: понятие, виды
7. Понятие механизма государства и его структура
8. Государственные органы: их признаки и характеристика
9. Определение понятия права. Признаки права
10. Понятие и система принципов права
11. Понятие и система функций права
12. Понятие и признаки правовых норм
13. Структура правовых норм
14. Закон: понятие, виды. Верховенство закона
15. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, значение, виды
16. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
17. Правотворчество: понятие, виды. Стадии законотворчества
18. Правоотношения как особый вид общественных отношений
19. Субъекты правоотношений
20. Субъективные права и юридические обязанности
21. Объекты правоотношений
22. Юридические факты: понятие и виды
23. Акты применения права
24. Правонарушение: понятие и признаки. Состав правонарушения
25. Виды правонарушений
26. Юридическая ответственность как особый вид социальной ответственности. Виды, принципы, цели юридической ответственности
27. Правовой статус личности: понятие, виды, структура
28. Гарантии прав и свобод личности
29. Понятие и структура правосознания. Понятие, основные черты и функции правовой культуры.
30. Законность: понятие, принципы. Правопорядок и законность

5. Понятие формы государства и ее структура

Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной сообщностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой и обладает законным правом применения принуждения.
Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из 3-х элементов:
1) формы государственного правления;
2) формы государственного устройства;
3) политического режима.
I. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают 2 формы правления: монархию и республику.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть передается по наследству, монарх не несет юридической ответственности за свои действия.
Существуют абсолютные и конституционные монархии.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, он выступает единственным носителем суверенитета.
Конституционная монархия – это государство, в котором власти монарха ограничена парламентом. Выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.
Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.
В президентской республике президент является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается большинством голосов граждан, сам формирует правительство. В президентской республике жесткое разделение властей (США, Республика Беларусь).
В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом и осуществляет представительскую и церемониальную функции (Италия, Турция, ФРГ).
II. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.
Основные формы:
Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Турция, Дания, Республика Беларусь, Польша, Украина).
Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. К ним относятся государства, территориальные части которых обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. (США, ФРГ, Российская Федерация).
Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Союзы суверенных государств образуются для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. (СНГ, союз Беларуси и России, Европейский Союз (ЕС)).
Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).
III. Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:
Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа.
Авторитарный режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. (страны Азии, Африки, Латинской Америки).
Тоталитарный политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Он порождает застой и регресс.

6. Государственно-правовой режим: понятие, виды

Государственно-правовой (политический) режим — совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).
Форма правления (монархическая, республиканская) и государственное устройство (унитарное, федеративное) — это внешняя форма государства, а политический режим — внутренняя.
Считается, что политический режим является ведущим элементом формы государства, т.к. он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Некоторые ученые различают государственный и политический режимы. Политический режим – более широкое понятие, т.к. включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).
Исторически первой формой государственного режима является деспотический режим (полное бесправие и подчинение деспоту со стороны его подданных, жестокое подавление любой их самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия).
Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды:
— деспотический режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;
— тиранический режим — тиран приходит к государственной власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны;
— конституционно-авторитарный режим — ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству политических партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность;
— тоталитарный режим — в государстве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государственным аппаратом.

7. Понятие механизма государства и его структура

Механизм государства — это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
— представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов;
— является средством реализации государственных задач и функций, проведения в жизнь государственной политики;
— в структурном плане состоит из государственных служащих (чиновников) — специалистов-профессионалов в области управления;
— наделен особыми властными полномочиями, проявляющимися прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения и наказывать субъектов за нарушения установленных норм;
— уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций).
Структура механизма государства:
— государственные органы – связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства.
— органы представительной власти;
— органы исполнительной власти;
— судебные органы;
— контрольно-надзорные органы;
— государственные учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, научной сферах (библиотека, больница, почта, школа).
— государственные предприятия – властными функциями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.
— государственные служащие (чиновники) – лица, которые профессионально занимаются управлением государства.
— здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

8. Государственные органы: их признаки и характеристика

Государственный орган — это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.
Признаки государственного органа:
— государственный орган занимается реализацией государственной власти, решением тех или иных управленческих задач в обществе;
— государственный орган является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);
— государственный орган выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;
— государственный орган имеет соответствующую компетенцию — совокупность законодательно закрепленных властных полномочий (издание соответствующих юридических актов, применение в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы);
— государственный орган состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений) и имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника), а также финансовые ресурсы.
Виды государственных органов:
— по порядку образования делятся: на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).
— по форме реализации государственной деятельности делятся на: законодательные органы (парламенты), исполнительные органы (министерства, комитеты, администрации), судебные органы (конституционные, административные, арбитражные суды), контрольно-надзорные органы (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии);
— по иерархии делятся на: центральные и региональные (местные);
— по порядку осуществления компетенции делятся на: коллегиальные (парламент) и единоличные (президент);
— по срокам реализации полномочий делятся на: постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация);
— по характеру компетенции делятся на: органы общей компетенции (правительство) и органы специальной компетенции (министерства, службы).

9. Определение понятия права. Признаки права

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличительные признаки права: волевой характер – результат осознанной, волевой деятельности людей; неразрывная связь с государством – с одной стороны, именно от государства исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой стороны, именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности; общеобязательность – только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов; нормативность – право, как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни; формальная определенность – правовые нормы имеют строго установленные, официальные формы; системность – представляет собой единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных.
Различают право в объективном и субъективном смысле: Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективное право связано с субъектом, принадлежит ему и зависит от его воли и сознания.

10. Понятие и система принципов права

Принципы права – это исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Виды принципов права:
— общие (общеправовые) принципы;
— отраслевые принципы;
— межотраслевые принципы.
Общие принципы – это исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
– на принцип законности – обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативно — правовых актов, обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации;
– принцип гуманизма – это уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство;
– принцип справедливости – закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
– принцип равноправия – это законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
– принцип единства прав и обязанностей – это присутствие сбалансированных прав и обязанностей – не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы – это исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы – это исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права:
1) принцип гласности;
2) принцип состязательности;
3) принцип неотвратимости юридической ответственности.

11. Понятие и система функций права

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Функции права классифицируют по различным критериям:
— по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
— по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
— по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;
— в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.
Эти две функции считаются основными функциями права.
Регулятивная функция права
Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.
Охранительная функция права
Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.
Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.
Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.
Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

12. Понятие и признаки правовых норм

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Признаки правовых норм обусловлены двумя началами:
Принадлежностью правовых норм к социальным нормам (представляют собой правила поведения людей в обществе; являются правилом поведения общего характера; являются результатом сознательно-волевой деятельности людей);
Юридической природой норм права (непосредственно исходит от государства или санкционируются им; охраняется принудительной силой государства; обладает признаком системности (находится во взаимосвязи с другими нормами права).
Признаки нормы права:
— общеобязательность (представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
— формальная определенность (выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
— связь с государством (устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
— предоставительно-обязывающий характер (предоставляет одним субъектам права, и возлагает на других субъектов обязанности);
— микросистемность (выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимоупорядоченных элементов: как гипотеза, диспозиция и санкция).

13. Структура правовых норм

Структура нормы права включает в себя три структурных компонента:
Гипотеза нормы права — это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.
Диспозиция нормы права — это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Она выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром.
Санкция нормы права — это элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

14. Закон: понятие, виды. Верховенство закона

Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
Признаки закона:
1. Закон — это нормативный акт, содержащий нормы права.
2. Закон принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом.
3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.
Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:
а) принятые на референдуме;
б) принятые Федеральным Собранием РФ;
в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.
Верховенство закона – это своеобразный принцип законности, который считается основополагающим. Данные принципы основаны на Конституции РФ, в которой указано, что закон имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам.

15. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, значение, виды

Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Подзаконные акты — изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) указы Президента. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;
2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;
3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций;
5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.
Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.), так и правоприменительными. Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;
6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимают приказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.
Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

16. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.
Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.
Вступление в юридическую силу:
1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;
2) Вводится в действие с момента его опубликования;
3) Вводится в действие с момента его принятия;
4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);
5) Вступает в силу с момента его подписания;
6) Вводится в действие поэтапно;
7) Вступает в силу с момента получения адресатом;
8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
Утрата юридической силы:
1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;
2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);
3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;
4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).
Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.
Исключения из общего правила:
1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;
2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:
— ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;
— простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.
Действие НПА в пространстве:
1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;
2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.
Территория РФ:
— часть суши, определенная государственной границей;
— внутренние водоемы;
— внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);
— прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;
— воздушные суда РФ;
— морские суда под флагом РФ;
— космические объекты;
— территория дипломатических представительств РФ за рубежом.
Действие НПА по кругу лиц:
1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;
2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);
3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

17. Правотворчество: понятие, виды. Стадии законотворчества

Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Элементы правотворчества:
1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;
3) Выбор формы предполагаемого акта;
4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.
Факторы, влияющие на формирование права: экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические.
Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:
— Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;
— Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;
— Принцип научности – должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;
— Принцип законности – должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;
— Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;
— Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;
— Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.
Виды:
1) по субъекту: народа, государственных органов, отдельных должностных лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций;
2) по значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество;
3) по наличию/отсутствию лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое.
Законотворческий процесс связан с принятием, изменением, дополнением, отменой законов.

18. Правоотношения как особый вид общественных отношений

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.
Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические, или правовые отношения. Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.
Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
Следовательно, правовые отношения можно в самом общем виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.
Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.
Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулиррванность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

19. Субъекты правоотношений

Субъекты правоотношений – это индивиды либо организации, которые в силу юридических норм выступают в качестве участников правоотношений, имеют субъективные права и юридические обязанности.
Лица, которые являются носителями юридических прав и обязанностей (субъекты права), могут и не быть субъектами конкретных отношений. Следовательно, понятие «субъект права» несколько шире понятия «субъект правоотношения».
Субъекты правоотношений:
— индивиды (физические лица);
— организации (коллективные су6ъекты).
Субъектом некоторых правоотношений может выступать государство в целом, например в международно-правовых отношениях с другими государствами; государственно-правовых отношениях при взаимодействии Российской Федерации в целом с субъектами Федерации.
Правосубъектность – способность быть субъектом права: иметь субъективные права, нести юридические обязанности и своими действиями осуществлять их. Включает в себя:
— правоспособность — способность иметь права и нести обязанности;
— дееспособность — способность своими действиями, осуществлять права и обязанности.
Виды правосубъектности:
1. общая правосубъектность — это предпосылка для признания лица субъектом права в целом, как возможность правообладания характеризует равенство всех граждан Российской Федерации;
2. отраслевая правосубъектность — предпосылка лица быть субъектом конкретных отраслевых правоотношений, которая подразделяется в зависимости от возрастных и некоторых иных качеств лиц на стадии возникновения, развития и завершения;
3. специальная правосубъектность — предпосылка правообладания в некоторых специальных областях общественной жизни при условии наличия образования, определенного возраста, иных качеств. Например, должность врача гражданин может занимать лишь при наличии специального образования

20. Субъективные права и юридические обязанности

Субъективное право можно определить как гарантируемые законом вид и меру возможного или дозволенного поведения лица, а юридическую обязанность — как вид и меру должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности — юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности — правообязанным. Первый может совершать известные действия, предусмотренные правоотношением; второй обязан их исполнять.
Субъективное право включает в себя четыре элемента:
— возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия;
— возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право на чужие действия;
— возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности;
— возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.
Выделяют еще и дробные составные части субъективного права, именуемые правомочиями. В разных правах их больше или меньше ,например, в праве собственности их три: владение, пользование и распоряжение имуществом; а право на свободу слова включает: возможность выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.
Субъективное право опирается на государственную защиту интересов участника правоотношения. Возможность управомоченного обратиться за защитой своего нарушенного права называется притязанием. Притязание как составная часть субъективного права обеспечивается системой государственных правоохранительных органов. Каждое юридическое субъективное право связано с притязанием, т.е. с возможностью обратиться в суд или иной государственный орган за защитой своего права, если имеет место его нарушение, неисполнение законного требования и т.п.
Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, является как бы его обратной стороной, и тоже состоит из четырех элементов:
— необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
— необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
— необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
— необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом; она гарант их осуществления. Если субъективным правом можно не воспользоваться, можно от него отказаться, то от юридической обязанности отказаться нельзя. За нарушение юридических обязанностей наступает юридическая ответственность.
Субъективные права и юридические обязанности тесно связаны между собой, поскольку субъективные права обеспечиваются юридической обязанностью, а юридической обязанности корреспондируют соответствующие субъективные права. Такое взаимодействие заложено уже в правовой норме.

21. Объекты правоотношений

Объектом правового отношения вступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, — то, ради чего возникает само правоотношение. Возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других является субъективным правом. Все это попадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного и государства в целом.
Существуют различные трактовки объекта правоотношения. Но сложились две основные концепции — монистическая и плюралистическая.
Монистическая — объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.
Плюралистическая — является более реалистичной, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т. е. сама жизнь, законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения.
А субъективное право — это право не только на действие, но и на определенные блага.
В зависимости от характера и виды правоотношений их объектами выступают:
1. Материальные блага. Характерны, главным образом, для гражданских, имущественных правоотношений.
2. Нематериальные блага. Типичны для уголовных и процессуальных отношений.
3. Поведение, действия субъектов, разного вида услуги и их результаты. Складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
4. Продукты духовного творчества. Все что является результатом интеллектуального труда.
5. Ценные бумаги, официальные документы.
Вообще, объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

22. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Все многообразие юридических фактов может быть подразделено на виды (классифицировано) по различным основаниям.
По последствиям, к которым приводят юридические факты, они подразделяются на три вида:
— правообразуюшие — факты, с которыми нормы права связывают возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
— правоизменяюшие — факты, с которыми нормы права связывают изменение правоотношений;
— правопрекращающие — факты, с которыми нормы права связывают прекращение правоотношений. Однако приведенное деление юридических фактов в определенной степени является условным. Один и тот же факт может в зависимости от правоотношений иметь и правоизменяющее, и правопрекращающее значение. Например, даже смерть человека не только прекращает трудовые правоотношения, но и может изменить правоотношения по социальному обеспечению членов семьи умершего либо явиться основанием возникновения наследственных правоотношений.
Основным классификационным признаком юридических фактов является их деление по характеру связи данного факта с индивидуальной волей лиц. По волевому признаку юридические факты делятся на два вида:
События — факты, обстоятельства, не зависящие от воли участников конкретных правоотношений. Юридическое значение имеет здесь сам факт существования данного обстоятельства. Это смерть или рождение человека, события стихийного характера, землетрясение, наводнение и т.п.
Действия — факты, связанные с внешним проявлением воли участников данных конкретных правоотношений. Они, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правомерные и неправомерные.
Правомерные действия — это внешнее выражение волевого поведения, которое соответствует правовым нормам, направлено на претворение в жизнь правовых требований и возможностей. Среди правомерных действий выделяются: а) юридические индивидуальные акты — правомерные действия, которые совершаются лицами со специальным намерением породить определенные юридические последствия. Это гражданско-правовые сделки, договоры, административные акты и другие; б) юридические поступки — правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу самого факта действия независимо от того, были ли направлены действия на данные последствия или нет. К ним относятся, например, заявления об определенных фактах (совершение правонарушения), которые могут породить разнообразные юридические последствия независимо от воли самого заявителя.
Неправомерные действия — акты волевого поведения, не соответствующие правовым предписаниям, причиняющие вред личности, либо обществу, государству, препятствующие проведению в жизнь правовых требований и возможностей. Это могут быть проступки (административные, гражданско-правовые) либо преступления.

23. Акты применения права

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:
Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений
Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства
В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.
В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
24. Правонарушение: понятие и признаки. Состав правонарушения

Правонарушение — противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершённое деликтоспособным (способным нести юридическую ответственность) лицом.
Признаки правонарушения:
— Совершение деликтоспособным субъектом права.
— Совершение в форме деяния — действия или бездействия (мысли и намерения не могут быть правонарушениями).
— Противоправность — правонарушения противоречат требованиям правовых норм (совершение действий, запрещённых нормами права или неисполнение лицом юридических обязанностей).
— Общественно вредный характер (в некоторых источниках — общественная опасность) — причинение или создание угрозы причинения вреда общественным отношениям и интересам, охраняемым правом (в некоторых источниках причинение такого вреда характеризуется как общественно опасные последствия).
— Виновное совершение — совершение умышленно или по неосторожности.
— Юридическая ответственность (устанавливается санкциями правовых норм и применяется к правонарушителю, как правило, в виде мер государственного принуждения).
Юридический состав правонарушения — совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Оно состоит из четырёх элементов: субъекта правонарушения, объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъективной стороны правонарушения.
Признаки состава правонарушения (не путать с признаками правонарушения) — конкретная правовая характеристика наиболее существенных свойств правонарушения, признаки состава правонарушения делятся на четыре группы по характеризуемым элементам состава правонарушения.
Субъект правонарушения — деликтоспособное лицо, то есть лицо, способное нести юридическую ответственность. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В некоторых составах фигурирует специальный субъект, например, должностное лицо.
Объект правонарушения — охраняемые правом общественные отношения и интересы. В некоторых составах фигурирует и предмет правонарушения.
Объективная сторона правонарушения — внешнее проявление поступка, выражается в совершении действия или бездействия, представляющего общественную вредность (общественную опасность). Объективную сторону характеризуют также время, место, обстоятельства, способ совершения правонарушения, причинённый вред (в некоторых источниках характеризуется как общественно опасные последствия) причинная связь между деянием и причинённым вредом.
Субъективная сторона правонарушения — психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной, а также мотивами, целями, эмоциональным состоянием правонарушителя.

25. Виды правонарушений

Правонарушения по степени общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки. Преступления — виновно совершённые общественно опасные деяния и запрещённые уголовным законом под угрозой наказания. Противоправные проступки имеют меньшую степень общественной опасности и подразделяются в зависимости от объектов правонарушений и порядка привлечения к юридической ответственности на гражданско-правовые, административные и дисциплинарные правонарушения:
Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда и т.п.
Административные правонарушения посягают в основном на порядок государственного управления и общественный порядок.
Дисциплинарные правонарушения — противоправные нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Законодательством предусмотрены и иные виды правонарушений, многие из которых производны от вышеперечисленных (например, налоговые правонарушения производны от административных), либо так или иначе укладываются в вышеприведённую классификацию (например, экологические правонарушения, которые являются либо преступлениями, либо административными, либо иными правонарушениями).

26. Юридическая ответственность как особый вид социальной ответственности. Виды, принципы, цели юридической ответственности

Юридическая ответственность — один из видов социальной ответственности индивида. Ее особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это — властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты. Наказание за правонарушения, преступления, как правило, предусматривается и объявляется всему обществу заранее. При других видах социальной ответственности этого нет.
Виды юридической ответственности по отраслевому признаку: 1) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) конституционную.
Цели юридической ответственности наглядно проявляются в ее функциях, которые в какой-то мере раскрывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1) карательная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5) компенсационная, или правовосстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетаниях они действуют во всех отраслях российского законодательства.
Принципы юридической ответственности:
1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;
2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет — нет и основания для привлечения лица к ответственности;
3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;
4) принцип справедливости — наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;
5) принцип гуманизма — наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;
6) презумпция невиновности — каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

27. Правовой статус личности: понятие, виды, структура

Правовой статус — система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, гос-вом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) правовые нормы;
б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;
в) основные права, свободы и обязанности;
г) законные интересы;
д) гражданство;
е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы;
з) правоотношения.
В зависимости от перечисленных критериев различают:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус.
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.
Общий правовой статус — это статус лица как гражданина гос-тва, члена общества. Определяется он, прежде всего Основным законом (Конституцией) гос-тва и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.
Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).
Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

28. Гарантии прав и свобод личности

Гарантии прав и свобод – это защита прав и сво­бод человека и гражданина принуди­тельной силой государства.
Виды гарантий:
1) на социально-экономические;
2) политические;
3) юридические.
Социально-экономические гарантии — благоприятные условия жиз­ни людей, способствующие пользованию правами и свободами:
Виды: Стабильная и эффективная работа промышленности, сельского хозяйства, устойчивая финансовая и денежная система, твердый курс рубля, своевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан
Политические гарантии — развитость и способность политических институтов защищать интересы человека и гражданина.
Приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственная власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ.
Юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие осу­ществление и охрану прав и свобод:
Механизм международной защиты, режим законности в стране; наличие эффективных правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих органов; высокая квалификация судей; высокий уровень юридической грамотности граждан.
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрез­вычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека.
Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в случаях:
— защиты: основ конституционного строя; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц;
— обеспечения: обороны страны; государственной безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:
Особый режим въезда в РФ и выезда из нее; ограничение свободы передвижения внутри страны; запрещение уличных шествий и демонстраций; ограничение свободы печати; введение комендантского часа; нарушение неприкосновенности жилища; аудиовизуальная слежка; прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспон­денции; досмотр транспортных средств; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; содержание под стражей.

29. Понятие и структура правосознания. Понятие, основные черты и функции правовой культуры.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Структура правосознания
— Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
— Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
— Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
— Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
— Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Структура правосознания:
Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.
Правовая культура — обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка.
В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры:
— познавательно-преобразовательную;
— праворегулятивную;
— ценностно-нормативную;
— правосоциализаторскую;
— коммуникативную;
— прогностическую.

30. Законность: понятие, принципы. Правопорядок и законность

Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами). Для более полного понимания законности необхо­димо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.
Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к зако­нам относится и Конституция как основной закон (даже если это не указано в ней), имеющая высшую юридическую силу пе­ред другими законами. Поэтому только закон может устанавли­вать юридическую силу других актов, а также самих законовдруг перед другом. Принцип верховенства законов не исключает существование законов различной юридической силы, которая определяется самими законами.
Верховенство закона означает и необходимость его принятия законодательным (представительным) органом государства или референдумом (всенародным голосованием). Оно выражается в том, что ключевые общественные отношения должны регулиро­ваться только законами, принимаемыми в сложной процедуре, обеспечивающей его тщательную подготовку. Тем самым обес­печивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежная юридическая защищенность.
Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей террито­рии государства при осуществлении любой деятельности и в от­ношении любого лица: бедного или богатого, работающего на начальственной должности, подчиненного или безработного, атеиста или верующего и т. д. Это не исключает особенностей действия законов, которые установлены в них самих.
Общественная польза. Данный принцип означает, что долж­ны приниматься тольк о те зак оны, которые продиктованы потреб­ностями развития общества, а не корыстными и иными субъектив­ными представлениями отдельных государственных деятелей.
Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона или принятия новых законов от изменения и появления новых обще­ственных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений (например, возложение обязанности платить за коммунальные услуги в размере, превы­шающем размер пенсии). Его соблюдение становится особенно актуальным в обществах переходного периода, когда появляется соблазн отступить от требований закона «в духе времени», «в ин­тересах дела», «для сохранения курса реформ» и по другим по­добным соображениям «нецелесообразности» соблюдения закона. Однако любая целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся про­тиворечие законности и целесообразности может быть преодоле­но применением аналогии закона или аналогии права. Но для это­го требуется высокая юридическая квалификация.
Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юриди­ческой ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение. Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Практически правопорядок — это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого принимаются законы и иные нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства.
Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем слабее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.
Правопорядок нельзя понимать в отрыве от объективных условий существования государства и общественной практики. Его социально-правовая ценность определяется влиянием на положение подавляющего большинства населения. Конкретное же содержание правопорядка зависит от многих факторов: исторических условий, экономической ситуации в стране, правовой культуры населения, политического режима и др.

  1. Главная

  2. Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям

Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям

Комплекс тестовых вопросов на соответствие квалификационным требованиям вне зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (базовым квалификационным требованиям) с подробными разъяснениями для тестирования госслужащих или претендентов на поступление на гражданскую службу в государственный орган.

Все вопросы

Отдельные темы

Поможем с государственным экзаменом 

Перед заключительным этапом, написанием дипломной работы, студент должен сдать последние экзамены, которые покажут степень его подготовки, подтвердят, что он является дипломированным специалистом и может выпуститься из университета. Провалив их, обучающийся автоматически идет на отчисление с правом восстановления только в следующем году.

ГОСы – что это такое?

Каждый студент на последнем курсе сдает ГОСы – государственные экзамены. Принимает их специальная комиссия, состоящая из преподавателей университета, а также ведущих специалистов в той области, по которой экзаменуется обучающийся. Они являются последним и итоговым испытанием, которое показывает, как он усвоил материал за время обучения, готов ли работать по специальности.

Проводится экзамен по профильным предметам, которые различаются в зависимости от вида специальности. Однако главное его отличие от тех, что сдает студент во время сессии, заключается в том, что вопросы охватывают весь материал по дисциплине, изученный за все время обучения, а не только за семестр. Это вызывает затруднения у многих молодых людей, так как помнить такой огромный объем информации очень сложно. Многое необходимо повторить, кое-что дополнительно изучить.

Сдавать ГОСы через интернет строго запрещено. Экзаменующийся должен лично присутствовать перед преподавателями. Проходить их можно только в аудитории университета и перед лицом комиссии. Студент получает билет с перечнем вопросов, сначала отвечает на них письменно, а затем уже устно. Однако здесь есть еще один нюанс – члены комиссии не только слушают, что рассказывает экзаменующийся, но также задают ему дополнительные вопросы. Не всегда они могут касаться только тех тем, что у него в билете. Часто спрашивают о чем-то из других тем по этой дисциплине, иногда даже из смежных областей. Все это для того, чтобы проверить степень подготовленности студента.

Сдача государственных экзаменов является одним из самых ответственных этапов обучения. И одним из самых сложных. Он требует тщательной подготовки. От этого зависит, будет ли обучающийся допущен до последней ступени обучения – написания дипломной работы. Кроме того, балл, полученный на ГОСах, идет в лист оценок. Для некоторых работодателей он может стать причиной, принять ли Вас на работу, либо же отказать.

Государственные экзамены можно сдать только один раз, в отличие от тех, что на сессии. Если обучающийся не получил положительную оценку, то он будет отчислен незамедлительно. Придется терять время, восстанавливаться только через год, снова платить за обучение, повторно все сдавать. Кроме того, будет новая тема дипломной работы и, в некоторых случаях, придется заново проходить дипломную практику.

Если Вы не хотите терять время и деньги, то стоит максимально ответственно подойти к подготовке.

Как правильно подготовить ответы на государственные экзамены

Подготовим ответы на государственные экзамены  

За несколько недель до сдачи ГОСов студенты получают перечень вопросов по ним, который содержит несколько сотен пунктов. Можно начать готовиться по конспектам, учебной литературе, шпаргалкам, однако этот способ имеет свои недостатки. Необходимо переработать огромный объем информации, сделать так называемую «выжимку» из нее, запомнить только самое главное.

Гораздо эффективнее будут готовые ответы на ГОСы. По ним удобнее готовиться. К тому же они могут выручить Вас, если Вы плохо выучили, но хорошо умете пользоваться шпаргалками. Получить их можно следующим образом:

  • Подготовить самостоятельно.

К сожалению, время подготовки очень ограниченно. Вам, скорее всего, даже не хватит времени написать шпаргалки по всем вопросам, а уж тем более выучить их. Да и будет ли столько терпения и желания сидеть вечерами, копаясь в книгах и конспектах, выуживая нужные сведения?

  • Найти в интернете.

Многие молодые люди ищут готовые варианты в сети. Такой метод отличается легкостью и низкими затратами времени, но совершенно нет уверенности, что найдете правильные ответы, которые не содержат ошибок, раскрывают поставленный вопрос. Чаще всего они либо с неточностями, либо много данных упущено.

  • Заказать у нас.

Самый лучший и простой способ успешно сдать ГОСы. Мы подготовим ответы на государственные экзамены по Вашей специальности. Вы быстро получите готовые решения, которые полностью соответствуют ожиданиям комиссии. Все, что Вам останется сделать – выучить их, либо аккуратно воспользоваться шпаргалками. Всегда рекомендуем хотя бы ознакомиться с ними, даже если у Вас совсем нет времени учить, так как не стоит забывать, что отвечать придется еще устно, и можно столкнуться с дополнительными вопросами от комиссии.

Почему стоит получить готовые ответы на ГОСы

Заказать ответы на государственные экзамены  

Готовые ответы – идеальный вариант, чтобы быстро и хорошо подготовиться к ГОСам. Они лаконичные, но при этом в них скомпонована вся основная информация без лишних, ненужных сведений. Учить по ним гораздо проще, чем пытаться усвоить материал из различных книг, конспектов лекций, отбирая самое нужное и перечитывая куски текста в разных местах. К тому же, их можно взять с собой, чтобы попытаться воспользоваться на самом экзамене.

Самостоятельное составление ответов требует уйму времени, терпения на поиск, сортировку нужной информации. Учитывая, что сессия была совсем недавно, а все свободные вечера ушли на подготовку к ней, то времени написать их, тем более выучить, практически не остается. Вдобавок нет гарантии, что при самостоятельном их составлении, Вы не допустите неточности, случайно ничего не упустите, правильно пропишите формулы.

Можно найти часть шпаргалок в интернете, однако нет уверенности, что они содержат полную информацию и без ошибок. А чтобы проверить их, тоже требуется немало времени, проще самостоятельно их сделать.

Лучшим вариантом решить проблему — заказать ответы на государственные экзамены в нашей компании. У нас есть база шпор к ГОСам по всем специальностям дистанционных ВУЗов. Благодаря этому мы предлагаем очень низкие цены, так как их уже не надо повторно писать. Все они составлены специалистами, прекрасно знающими сдаваемые предметы, лаконичны, полностью раскрывают поставленные вопросы, не содержат каких-либо неточностей. Все студенты, воспользовавшись этой нашей услугой, успешно все сдали, получили оценки выше 8 баллов. Это свидетельствует о высоком качестве ответов к ГОСам, которые мы предлагаем. Если же в нашей базе не будет готовых вариантов, то мы оперативно подготовим их. Стоимость их будет невысока.

Заказав у нас шпаргалки, Вы получите массу свободного времени, качественные ответы, написанные профессионалами, возможность в спокойной обстановке, а не в спешке, подготовиться по ним.

Причины заказать ответы на государственные экзамены у насОтветы на госы по самым привлекательным ценам

  • Быстрая помощь.
  • База готовых качественных ответов, написанных специалистами по всем специальностям дистанционных университетов.
  • Возможность заказать написание шпор по тем вопросам, которых нет у нас.
  • Невысокие цены.

Ответы, написанные нами, лаконичны, информативны, соответствуют тому, что ожидают услышать члены комиссии. Несмотря на краткость, они полностью отвечают на вопросы, включают всю необходимую информацию. Не имеют неточностей, ошибок, недосказанности. Отвечая по ним, Вы сводите до минимума вероятность того, что кто-либо из проверяющей группы решит, что Вы плохо знаете тему, а потому стоит задать дополнительные вопросы.

Мы поможем успешно пройти итоговые экзамены, получить высокий балл и благополучно допуститься до работы над дипломом. Это не настолько страшный этап, как Вам кажется. Сотрудничая с нами, Вы убедитесь в этом!

#1


Гость_357357_*

Отправлено 29 October 2008 — 15:58

Для подготовки к госам нам выдали только общие темы. Хочется иметь на руках точные вопросы. Кто знает вопросы к госам по Психологии скиньте на

  • Наверх

#2


Гость_357357_*

Гость_357357_*

  • Гости

Отправлено 29 October 2008 — 16:01

Для подготовки к госам нам выдали только общие темы.  :bye:   Хочется иметь на руках точные вопросы. Кто знает вопросы к госам по Психологии скиньте на
  [email protected]   Экзамены уже в Ноябре. Хочется подготовиться… Найти шпоры… :ph34r:

  • Наверх

#3



Анка

Анка

    Абитуриент

  • Студенты
  • Pip
  • 59 сообщений

Отправлено 29 October 2008 — 16:54

Подобные вопросы задают достаточно часто, но увы, никаких других вопросов, кроме примерного перечня, вам предложить никто не сможет. Точные вопросы будут открыты в вашем присутствии из конверта. Причем может получиться так, что все 3-4 вопроса попадутся из этого перечня, а может, что ни один не совпадет, может, наполовину. Чаще всего вопросы просто перефразированы или конкретизированы, и этот ответ, по идее должен быть в какой-нибудь большой теме из вашего примерного списка. Поэтому, готовиться по нему, больше ничего не остается. Ответы можно спросить у меня лично.

  • Наверх

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти границы двойного интеграла
  • Багровый маг таумкрафт как найти
  • Как составить шаблон письма
  • Как составит бизнес план агентства недвижимости
  • Как найти степень диссоциации зная константу диссоциации