Как найти время для воспитания ребенка

Сегодня мы поговорим о том, где взять время, чтобы воспитывать наших детей. 

Наш день состоит из многих забот:

  • работа,
  • дом,
  • семья,
  • уборка,
  • школа,
  • кружки,
  • готовка,
  • уроки,
  • ссоры и скандалы.

И нам кажется, что сил и времени на воспитание детей уже не остается. Но это не правда! Мы уже много времени тратим на воспитание детей. Потому что мы воспитываем их каждую минуту, хотим этого или нет. 

Воспитание – это не какой-то отдельный акт, когда вы садите ребенка рядом, начинаете вспоминать все ситуации за день и объясняете ему, что было не так и как нужно было, а ребенок сидит и слушает, мотает на ус и воспитывается. Нет. Каждая ваша реакция, взгляд, интонация, отношение, поступок учит ваше чадо, что – да, можно и приемлемо для моих родителей, а что – нет. 

Несмотря на то, что мы уже так много вкладываем в наших детей, мы все равно оказываемся у разбитого корыта: дети непослушны, плохо учатся в школе, обижают друг друга, не уважают родителей. И тут приходит на ум только одно: 

Если мы так много вкладываем сил и времени в воспитание, а результата нет, то мы что-то делаем не так! 

Что приводит нас к такому состоянию, когда мы как мухи бьемся о стекло?

Во-первых, мы привыкли слишком много на себя взваливать. 

Важно, чтобы мы понимали, что не сможем успеть сделать все, а потому нам нужно научиться определять главное и важное и, в первую очередь, вкладывать свое время в него. 

Плохое поведение – это крик о помощи, о том, что ваш ребенок не справляется, а значит, вы, как заботливый взрослый, должны спасти его от его незрелости.

Представьте себе, что вы жонглер в цирке. У вас в руках много шариков, которые сделаны из разных материалов. Шарик «работа» или «учеба» – это резиновые шарики. Если вы их на мгновение уроните, они отскочат от пола и снова попадут в ваши руки. А вот шарики «семья», «отношения с детьми», «здоровье» – стеклянные. И если вы их уроните, они могут разбиться. 

Прекратите плыть по течению, осознанно выбирайте, на что вы тратите свое время!

Хорошо, время мы нашли, а где взять силы? 

Уставший  родитель не может правильно реагировать на ребенка. Когда нам плохо, мы не улыбаемся, не говорим о любви. Мы не можем дать то, чего у нас нет. Поэтому нужно особенное внимание уделить заботе о себе. Помните, дорогие родители, наши ресурсы не бездонные. Они заканчиваются, и их нужно восполнять. 

Чем и как? Для каждой мамы, у которой есть маленькие, да и любого другого возраста, дети, важен: 

  • сон,
  • вода,
  • здоровая еда,
  • движение.

Выполняя простые и бесплатные рекомендации, вы можете существенно улучшить свое самочувствие и у вас появятся силы на то, чтобы вкладывать в детей. 

Еще одна важная составляющая воспитания детей – наши реакции. 

Мы уже знаем, что детей на хорошие поступки и послушание мотивируют не «кнут и пряник», а отношения с родителями. Поэтому очень важно заменить страх на любовь, унижение на сострадание, наказание на дисциплину. 

Помните, что плохое поведение – это крик о помощи, о том, что ваш ребенок не справляется, а значит, вы, как заботливый взрослый, должны спасти его от его незрелости. А для этого вам нужны время и силы.

Получается замкнутый круг: если у вас нет времени на важное, вы не умеете им управлять и распыляетесь на все вокруг, то у вас не будет сил делать важное; если у вас нет сил – вы будете реагировать на ребенка критично, пытаясь обуздать и прекратить нежелательное поведение сейчас, используя наказание, страх, угрозы, а это уже ваша реакция. 

Определив свое главное в жизни и установив для него время, вы сможете достичь изменений своих реакций. Нужно, снова-таки, просто перестать плыть по течению!

Как найти время на воспитание ребёнка,

даже если кажется, что его нет

Хорошо, когда дома с ребёнком играют, помогают учиться, разговаривают, гуляют… Но, что делать, когда у родителей на всё это не остаётся ни сил, ни времени? Как найти это время на воспитание? И почему его не так много и надо?

Большая часть родителей поздно приходят домой с работы, по-быстрому помогают делать ребёнку домашнее задание, кормят ужином и… хотят только одного: отдохнуть…

Но даже в самые сложные времена есть родители, которым удавалось растить детей в заботе и многое им давать. При этом дети были очень близки с мамой и папой.

Во взаимодействии родителей с детьми существует необходимый минимум, который формирует те самые позитивные отношения.

Что надо делать родителям, чтобы найти время для детей?

1. Используйте направленное внимание.

Количество времени, проведённое с ребёнком, не так важно, как его качество. Подростку, например, чтобы оставаться в контакте с родителем, может хватать даже десяти минут в день дружелюбного направленного внимания. Но только чтобы не про уроки! Младшему школьнику, конечно, больше.

2. Разговаривайте с детьми.

Нужно найти в себе силы, чтобы общаться в любых жизненных ситуациях (например, в дороге, комментируя то, что происходит за окном). Полчаса, час общения или активного слушания − пусть не каждый день, а когда есть настроение − нужны и ребёнку, и вам.

3. Читайте детям.

Если есть время только на один вид совместного проведения досуга, лучше выбрать именно этот. Многие дети читают мало, а к 12-13 годам иногда вообще перестают читать, объясняя это загруженностью учёбой. Совместное чтение создаёт ощущение общности, даёт возможность высказать своё мнение, стать ближе друг к другу. А чтение, как ритуал, приносит в дом покой и стабильность.

4. Не читайте детям нравоучения.

Если вы хотите воспитывать в ребёнке главное, а не ограничиться привитием необходимых санитарных навыков, расскажите ребёнку притчу на, казалось бы, «отвлечённую тему». Это не вызывает отвращения даже у подростков. Сейте «разумное, доброе, вечное» спокойно, приводя факты из жизни или опираясь на литературные произведения.

5. Иногда берите детей с собой по делам.

Пусть ребёнок видит маму и папу не только дома, но и на работе, при решении важных вопросов.

6. Исключите собственное чувство вины.

Да, вам надо работать, вам надо жить своей жизнью. Может быть, у вас и на это не хватает ни сил, ни времени. Или желания. Да, ребёнок видит вас только эпизодически. Но, каких только ситуаций не бывает в жизни. Постарайтесь не грызть себя за это и не злиться на ребёнка, когда он отнимает у вас последние жизненные ресурсы. Жизнь длинная, и у вас ещё будет много шансов побыть вдвоём, наладить отношения, узнать друг друга. Сейчас же просто делайте то, что можете и хотите…

И последнее… Вопрос к родителям. А что вы хотите?…

Если нет времени на воспитание: советы работающим родителям

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • отношения в семье
  • занятые родители
  • воспитание

Если нет времени на воспитание: советы работающим родителям

Ни для кого не станет сюрпризом, что сочетать постоянную занятость с воспитанием младшего поколения – дело не из лёгких. Поэтому многие родители возлагают большую часть ответственности за воспитание чада на школу, считая, что именно она играет определяющую роль в становлении личности ребенка. Но учёные доказали, что это не так — окружающая среда влияет на растущего человека следующим образом:

семья — 50%

СМИ — 30%

образовательное заведение — 10%

улица — 10%.

Согласно исследованию, школа, конечно, влияет на ребёнка, но на семье — гораздо бОльшая доля ответственности.

Эксперты на страже

В воспитании, как и в любой ответственной сфере деятельности, иногда следует обращаться к мнению экспертов. Здесь на помощь придут психологи, семейные консультанты и врачи. Каков же их взгляд на проблему родительской загруженности?

Сандра Уитли, доктор наук (PhD), член Британского психологического общества (BSP), семейный и детский психолог

Основываясь на статистике Британского Психологического Сообщества, Сандра утверждает, что занятые вне дома матери тратят приблизительно 1 час 20 минут на семейные дела. По информации Организации Экономического Сотрудничества — мамы, работающие из дома, затрачивают на ребёнка примерно вдвое больше времени. В исследование вошли данные двадцати ведущих мировых государств. И если матери, чаще всего, берут на себя так называемую основную работу, как питание, обеспечение одеждой, медицинские обследования, контроль за выполнением домашних заданий, то работающие отцы преимущественно занимаются воспитанием и организацией досуга детей — мужчины тратят на общение с детьми примерно вдвое меньше – около 43 минут в день.

У работающих родителей на творческий подход к общению с домочадцами уже не остаётся ни времени, ни сил. В будни мы тратим на работу порой даже больше времени, чем положено по трудовому кодексу, пытаясь заработать на должное образование для детей, на хорошие игрушки и современную технику. Но уделяем ли мы им достаточно внимания на выходных? И здесь снова ответ отрицательный, потому что выходные у занятых родителей часто тратятся на домашние заботы и бытовые обязанности. Что же делать с детьми?

Анна Павлова, практикующий психолог, семейный консультант, автор проекта «Давай поговорим»

Анна считает, что самая важная задача родителя — объяснить ребёнку, что о нём помнят, любят — его не бросили. Психолог советует обязательно проговорить этот момент с ребёнком. Важно помнить, что наши аргументы не всегда могут быть понятны детям. Так как же поступить?

Нужно объяснить, что если мама и папа надолго покидают ребенка – это не значит, что им не нужен. Здесь на помощь придёт творческий подход — попросите дитя нарисовать, описать или каким-либо другим способом рассказать о том, как он проводит время, когда вас нет дома. Это укрепит вашу связь и поможет узнать, что он чувствует. О таких фразах, как «мало ли чего ты хочешь» стоит забыть: детям очень важно знать, что их чувства важны, на них тоже ориентируются.

«Любовь на расстоянии» при отсутствии должной поддержки со стороны взрослого может оказаться для ребёнка непосильной задачей. Но и эту непростую ситуацию можно обыграть как приключение — Анна Павлова советует своеобразную игру в шпионов: придумайте особый шифр, который будете использовать в разлуке. Либо можно обмениваться тематическими фотографиями: например, вы присылаете ребёнку фото птицы, увиденной на улице, а ребенок — фото кота или собаки, которые живут у вас дома. С детьми постарше можно обмениваться интересной информацией. Так вы будете поддерживать постоянный контакт.

План действий

Несмотря на огромное количество исследований и психологических выводов, есть несколько универсальных пунктов, в которых большинство специалистов единодушны — как распределить время таким образом, чтобы самовыражаться, находить минутку на дела семейные и оставаться самым близким человеком своим детям.

  • 1. Волшебные полчаса. Несмотря на постоянную занятость, родителям нужно находить по крайней мере 30 минут в день для общения с ребёнком — детям важно чувствовать, что они интересны родителям. Дослушивайте до конца, не перебивая и воздерживаясь от негатива и осуждения. Если вы не одобряете поведение чада, попробуйте придумать короткую сказку, которая расскажет, в чём и почему его поступок плох.
  • 2. Рефлексируйте эмоции. Почаще задумывайтесь над своими словами и поведением, определяя, как это выглядит в глазах ребёнка. Например, не дослушав и отправив его поиграть, вы, скорее всего, делаете это не потому, что не хотите общаться, а чтобы не мешал. А сын или дочка обидятся, что их не выслушали и выпроводили. Хорошим выходом будет дать детям простое задание — совместный труд сближает. К тому же, пока вы заняты совместным приготовлением ужина, у вас будет возможность поговорить по душам.
  • 3. Не пытайтесь купить своего ребёнка. Одна из самых частых ошибок взрослых – попытка задобрить детей подарками при невозможности уделять им достаточного внимания. Чувствуя себя виноватыми, мы закрываем глаза на проступки и покупаем всё, о чём попросят. Отслеживайте такие моменты и корректируйте их.
  • 4. Никаких пустых обещаний. Чётко рассчитывайте свои силы и не гарантируйте того, что будет заведомо трудно выполнить. Скажем, вечером ребёнок просит вас составить ему компанию в любимой игре. Вы не можете этого выполнить и обещаете поиграть завтра. Но обстоятельства могут измениться, например, вы задержитесь на работе, а ребенок будет с нетерпением ждать обещанного, и обязательно расстроится, не получив его.
  • 5. Возраст ≠ авторитет. Не стоит подавлять ребёнка: наличие определенного опыта вовсе не значит, что ребёнок глупее вас — в чём-то он может дать вам фору. Скажите, что давно хотели поделиться с ним чем-то, спросите совета — так вы сможете не только рассказать о своих трудностях и заботах, но и узнать, что радует и тревожит сына или дочку.
  • 6. Позвольте делать выбор. Часто взрослые выбирают кружки и секции для своего ребёнка, исходя из своих детских желаний. Но ваше чадо – это другой человек, хоть и маленький. Спросите, чем он хочет заниматься. Не навязывайте своё мнение. И уж точно не стоит полностью загружать ребёнка внеклассными занятиями. У него должно быть время на отдых, игры и общение с вами и друзьями.
  • 7. Фокус внимания. Как известно, качество важнее количества. Не нужно общаться с ребёнком, если вы просто пытаетесь накрутить лишние полчаса в свою пользу, хотя ваши мысли заняты собственными проблемами. Внимательно слушайте всё, что он или она вам говорят. Не стесняйтесь демонстрировать радость от того, как красиво он научился петь, танцевать, рисовать или читать стихи на английском. А от резко-негативных оценок лучше воздержаться, особенно при общении с подростком.

Самое важное — личный пример. Даже если вы говорите ребёнку всё «правильно» и красиво, но это расходится с вашими собственными действиями, то слова ничего не стоят.

Работающим родителям и правда приходится несладко. Но, как и в любой другой ситуации, важно уметь признать, что вы в чём-то ошиблись. А ошибки уже можно исправить вместе – вместе с вашим ребёнком. Ведь даже за двумя зайцами можно угнаться, если вы действуете слаженно и гармонично.

Автор: Татьяна Плунгян

Какую роль вы играете в вашей семье? Не слишком ли строги к своему ребенку и хватает ли ему вашего внимания? Найти ответы на эти вопросы вам поможет наш тест.

Пройти тест

Женщины в долгом декрете рано или поздно начинают скучать от однообразных забот. Им хочется движения, но как сочетать личные дела и воспитание ребенка? Эксперт по детскому сну и основатель центра детского сна «Доктор Мама» Юлия Доманова рассказывает, как организовать время так, чтобы посвящать себе не менее четырех часов в сутки

Шаг 1. Найти время

Если посмотреть на расписание суток молодой мамы, станет очевидно: вариантов, где взять время, не так уж и много. Поэтому лучше использовать часы, когда ребенок спит. 

В течение суток малыш отдыхает целую ночь и несколько раз на протяжении дня — можно попробовать выкроить четыре часа или даже больше. Когда процесс уже будет налажен и ребенок станет постарше, можно подключить няню — это еще два часа. Тогда почти половина дня будет оставаться на личные дела.

Но чтобы в «сонные» часы можно было полностью сконцентрироваться на своих личных занятиях, ребенок должен действительно хорошо спать. Нужно четко знать, сколько малыш проспит, когда он ляжет, когда встанет, — без этого планировать активность сложно.

Шаг 2. Наладить режим

Чтобы родители могли выспаться, ребенок должен хорошо спать ночью. Сложно отдохнуть, если постоянно приходится подскакивать и укачивать малыша. Также важно, чтобы ребенок хорошо спал днем, тогда вы сможете спокойно заниматься своими делами. Решаются эти две задачи путем четкого определения биологического режима ребенка. 

Циркадный ритм привязан ко времени подъема, поэтому на нем и нужно сконцентрироваться. Некоторым детям удобнее вставать совсем рано, часов в 6–7 утра, другие предпочитают просыпаться в 10–11. Вам нужно в течение одной недели зафиксировать время подъема на какой-то отметке, например 7 утра, и посмотреть, как ребенок себя ведет. Если он активен, бодр и хорошо себя чувствует, вы нашли правильное время. Если капризничает, уже через два часа после подъема просится спать, по ночам просыпается и плачет, сдвигайте время пробуждения на час и проверяйте снова. Так до победного.

Чем младше ребенок, тем менее постоянным будет режим его дня. Про какую-то четкую фиксацию режима по времени можно говорить только после десяти месяцев — до этого времени и дневные сны будут «плавать», и продолжительность ночного будет меняться. При любых проблемах нужно проверять время утреннего подъема и отталкиваться от него.


Даже если малыш лег позже обычного, нельзя давать ему вставать поздно — это сломает всю систему. В общем, всегда следуйте правилу: оптимальное время пробуждения сдвигать нельзя, это биологически невозможно. Нужно выделить больше/меньше часов на детский сон — двигайте отбой.

Если все делать правильно, через 2–3 недели получится четко выяснить режим ребенка: он будет вставать в одно и то же время, уходить на дневные сны в одно и то же время, просыпаться от них по часам. В этот момент уже можно будет начинать спокойно заниматься собой. Самые важные дела и встречи лучше ставить на первый или второй дневной сон: они редко сдвигаются и практически постоянны по времени.

Шаг 3. Убрать ассоциативное засыпание

На самом деле после нормализации режима уже появляется возможность заниматься тем, чем хочется. Но можно дополнительно получить еще от тридцати минут до двух часов свободного времени, которое обычно уходит на засыпание ребенка.

Некоторые дети к 10 месяцам уже умеют засыпать самостоятельно — если это ваш случай, пункт можно смело пропускать. А вот если малыш капризничает, просит грудь, укачивание и другое внимание, с этим обязательно нужно работать.

Во-первых, ассоциативное засыпание забирает у вас полезное время. Во-вторых, оно фрагментирует ночной сон. Все дети время от времени просыпаются ночью, но малыш, который умеет засыпать, сделает это сам, а ребенок, привыкший к определенным ритуалам перед сном — укачиванию, кормлению грудью и т. д., — будет требовать внимания. Не выспятся ни он, ни родители.

Работать с самостоятельным засыпанием лучше всего уже с шести недель, но, если это время пропущено, начать можно когда угодно. Есть несколько подходов к переводу сна.

Быстрые методики позволяют получить результат в короткие сроки, но могут дать серьезную нагрузку на нервы ребенка и мамы. Если говорить конкретно, можно посоветовать:

  • Метод Фербера — подходит детям, которые любят все делать сами. Основная мысль методики: плач является обязательной частью естественной тренировки сна. Вы оставляете ребенка в детской одного, он какое-то время плачет, потом вы на одну-две минуты заходите, гладите его, успокаиваете и снова выходите. Теперь даете ребенку поплакать подольше. И так до тех пор, пока он не успокоится сам и не уснет. Со временем самостоятельное засыпание войдет в привычку.
  • «Обнял-положил» — для тех, кого успокаивает сенсорный контакт. Здесь вы никогда не уходите из комнаты, но плачущего ребенка на руки не берете, а просто обнимаете его в кроватке — гладите, говорите с ним. Так пока не заснет, постепенно степень участия и помощи снижается.
  • «Метод стула» («высиживание») — для тех, кому нужно присутствие родителя. Сперва вы садитесь на стул рядом с кроваткой, разговариваете с ребенком, успокаиваете его, пока не заснет, но на руки не берете. Через 2–3 дня отодвигаете стул на полметра к двери, степень участия снижается. И так постепенно отодвигаетесь, ребенок каждый раз привыкает к новым условиям, и в конце концов засыпает сам, когда вас уже даже нет в комнате.

Плавные методики — такие как «Доктор Мама» — требуют ресурсов и времени от мамы, зато обучение проходит безболезненно и спокойно. Такой курс включает в себя много маленьких шагов. Сперва вы укачиваете ребенка, потом меняете укачивание на колыбельную, потом на сказку, потом на объятия с игрушкой и так далее, до исключения участия мамы из процесса засыпания. Обучение ребенка засыпать самостоятельно может занять несколько месяцев, зато малыш не плачет, а мама не нервничает.

Фото: Rawpixel

Достаточно нормализовать режим сна своего ребенка, научить его засыпать самостоятельно, и в сутках сразу появится от четырех до шести часов совершенно свободного времени. Этого более чем достаточно для того, чтобы заниматься практически всем, чем хочется.

Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что наметили. Но самое главное, нам не хватает времени, чтобы заниматься с детьми. «Как бы хотелось учить малыша чтению, письму, рисованию, музыке … но где взять время на изготовление бесчисленных пособий, кубиков. карточек, игр, когда, наконец заниматься, если я не успеваю переделать все домашние дела!» — восклицаем мы. Что ж, давайте остановимся и посмотрим, что действительно необходимо делать, что надо делать проще, а что не надо делать вообще.

посвятить время своему ребенку

Что вообще не надо делать.

Выяснение отношений. Интересно подсчитать, сколько времени мы тратим на ссоры с домашними, на «принципиальные» разногласия с бабушками, на «борьбу за равноправие» с мужем, на «воспитание» старших детей. «Обмен любезностями» нарастает как снежный ком, перерастает в бурные сцены, и вот уже мы, заплаканные, опустошенные, неспособны ни на какую продуктивную деятельность. Даже при наличии самых своеобразных родственников чаще всего полезнее ( для вас же, а тем более для вашего малыша) не раздувать скандалов, а стараться промолчать или спустить разговор на тормозах, как бы это ни было трудно. А там, глядишь, ровные спокойные отношения станут стилем жизни вашей семьи.

Телефон. Наши малыши должны быть главными сторонниками скорейшего введения повременной оплаты за телефон. Тогда их мамы обязательно найдут время для занятий с ними. Если же вынужденное затворничество все же для вас невыносимо, ведите задушевные разговоры с подругами, когда малыш спит, а чтобы не терять времени даром, почистите пока картошки на ужин или порежьте бумагу для карточек.

Телевизор. Откажитесь от ритуального просмотра любимых сериалов, дальнейшую судьбу героев вы легко вообразите сами. Если в течение дня есть действительно достойные передачи, а ребенок не спит, запишите их на видео или, если у вас его нет, попросите об этом знакомых. В конце концов, ничего не случится, если вы их и не посмотрите. Сидя у телевизора, займитесь чем-нибудь полезным, например, склейте кубики , сделайте новый альбом, сшейте куклу или мячик.

Макияж. Если вы собираетесь идти не на званый ужин, а на прогулку с малышом, абсолютно не обязательно тратить время на «боевую раскраску» и маникюр, на детской площадке их вряд ли оценят по достоинству, а вы сэкономите еще полчаса, а то и больше.

Дамские журналы. Не стоят ни времени, ни денег, затраченных на них. Если хотите переключиться, почитайте лучше хорошую книгу. (Книги, кстати стоят даже дешевле иллюстрированных журналов).

Конечно, вам необходимо отдыхать, необходимо иметь возможность развеяться и заняться собой, сходить без малыша в гости или театр, просто пройтись по улице, наконец. Если вы будете грамотно строить свой день, у вас обязательно останется время и для себя.

Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить.

Уборка. Ваше чадо громит ваш изысканный, тщательно продуманный интерьер? Строит дома из диванных подушек, стягивает скатерти, роняет вазы и статуэтки, пеленает кукол в ажурные салфеточки? Так уберите все это до поры до времени подальше. Главное украшение вашего дома — это ваши дети. Отвезите к родственникам ненужную мебель, спрячьте собирающие пыль сувениры, переберите шкафы и выкиньте или отдайте вещи, которые храните «на всякий случай», а на их место положите то, что загромождает комнаты. Убирать сразу станет проще. Собираясь купить мебель или предмет интерьера, подумайте, не слишком ли сложно за ним ухаживать, не слишком ли он хрупок для дома, где есть малыши.

Стирка. Давно известно, что маленькие дети — это бесконечная стирка. Во-первых, постарайтесь приобрести максимально удобную из доступных вам стиральных машин. Лучше сэкономить на дорогой мебели для детской, Барби, трансформерах и новеньких костюмчиках, их можно взять по наследству у знакомых или купить в магазине «секонд-хенд». Или можно, например, предложить родственникам и друзьям в качестве подарка к рождению, крестинам или первому юбилею малыша внести свою лепту в покупку стиральной машины. Во-вторых, если дома нормальная температура (17-20 градусов), держите малыша голеньким все время, пока он не спит. В полтора-два года можно начать одевать трусики. Вы сэкономите не только время на стирку, но и деньги на лекарства — малыши прекрасно переносят прохладу, закаляются, реже и легче болеют, быстрее развиваются. Если вы не пользуетесь памперсами, прополаскивайте подгузники, пока они свежие, это гораздо быстрее и легче.

Глажка. Детские пеленки и ползунки вообще незачем гладить. Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи.

Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде, чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан)

Дети разного возраста. Если разница в возрасте невелика, старайтесь больше времени заниматься со старшим ребенком, давайте общие задания, ориентируясь на старшего, младший будет тянуться за ним и скорее всего не только не отстанет, о даже обгонит старшего. Кроме того, посильные занятия с малышом можно переложить на старшего, это будет только полезно обоим. Тем более следует привлекать к обучению маленького братьев и сестер более старшего возраста. Пяти-шестилетний с удовольствием покажет маленькому альбомы, попоет ему кубики, поиграет в лото. Хорошо читающего ребенка можно попросить почитать вслух, а того, кто не умеет или не любит — рассказать сказку. Если умело организовать дело, старшие дети с радостью примут участие в изготовлении пособий. Это, кстати, можно построить как учебное задание для старших. (Подобрать и вырезать картинки для альбома, собрать гербарий или коллекцию семян … ). Если ваши старшие дети учатся в школе, воздержитесь от гиперопеки: не делайте с ними уроки (помогать, особенно на первых порах, конечно, необходимо, но только тогда, когда ребенок сам об этом просит, дайте ему научиться отвечать за свои школьные дела, это будет для него гораздо полезнее полученных под вашим неусыпным оком пятерок), не сопровождайте повсюду, лучше потратьте немного времени, чтобы научить ребенка правилам безопасности, чтобы он был в состоянии перейти дорогу, проехать несколько остановок в транспорте, самостоятельно добраться до школы или бассейна. И уж конечно, необходимо привлекать старших детей к помощи по дому.

Но даже если упростить свой быт, домашние дела все равно занимают немало времени. Как быть? Делайте их вместе с детьми, ведь то, что для вас — нудная повседневная работа, для малыша — прекрасный путь к познанию мира. Если младенец не отпускает вас ни на минуту, просто посадите его в перевязь или «кенгурушку» и занимайтесь своими делами: ребеночек сможет осматриваться вокруг, а вы называйте предметы, которые берете: нож, картошка, огурец … чем, спрашивается, хуже карточек и альбомов? Там же, «не отходя от станка» можно покормить и усыпить малютку, и оба вы останетесь довольны: сытый, веселый малыш и спокойная, сделавшая все дела мамочка. Пока вы будете возиться на кухне, ползунок вдохновенно исполнит концерт для кастрюли с оркестром или углубится в недра посудного шкафа, только убедитесь заранее, что вы вынули оттуда опасные предметы. Кухня — идеальное место для монтессори-игр. Во время приготовления обеда посадите ребенка в высокий стульчик и предложите поиграть в «Золушку»: насыпьте вперемежку разной крупы и попросите рассортировать, можно предложить раскладывать фасолинки по ячейкам для яиц или капать пипеткой подкрашенную водичку или сок в формочки для льда, можно писать пальчиками на манке или лепить из теста. Если вы моете посуду, дайте своему «помощнику» тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел. В кухне можно прекрасно заниматься и математикой: посчитать картофелины, почищенные мамой, посмотреть, сколько четвертинок в целой редиске или что больше, восьмая или десятая часть пирога.

Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием «поможет» вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет «работать» вместе с вами. У одной моей подруги первая дочка родилась, когда она училась на классическом отделении филологического факультета, и большую часть дня проводила, занимаясь латынью и греческим, а девочка брала библиографические карточки и «училась» вместе с мамой. Сейчас девочка в седьмом классе гимназии, и любимый предмет у нее … латынь, которую она схватывает так легко и быстро, как будто когда-то уже учила ее и теперь вспоминает.

Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но я верю, что каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время, как уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если нам дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Потерялся айфон в квартире как найти
  • Как найти площадь квадрата зная его диагонали
  • Как нашли лизу тишкину
  • Как составить таблицу в формате excel
  • Как составить формулу соли сульфат меди 2