Как найти время нулевого пробега автобуса

Содержание статьи:

  1. Виды пробегов автобусов без пассажиров
  2. Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
  3. Определение коэффициента нулевого пробега
  4. Дневная выработка автобусов

Расчет пробега автобуса

Пассажирские перевозки – важная отрасль сферы услуг, оказываемых населению. От эффективности использования пассажирского транспорта во многом зависит своевременное прибытие людей на работу, организация их личного хозяйства и досуга. Для составления рациональных графиков эксплуатации ТС используются понятия различных видов пробега (расстояния, пройденного автобусом): общий, производительный (с пассажирами), без пассажиров. Одна из основных целей организации работы АТП – повышение в общем пути процентного содержания производительной части.

Виды пробегов автобусов без пассажиров

Пробег без пассажиров делится на холостой и нулевой:

  • Холостой пробег автобуса – это расстояние от места высадки пассажиров к месту их посадки. При организации пассажирских перевозок эта дистанция, как правило, не учитывается, поскольку ее величина незначительна. 
  • Нулевой пробег автобуса – это расстояние, связанное с поездками к началу маршрута или после его окончания, с заправкой, техническим обслуживанием и текущим ремонтом. Отражается в особой графе путевого листа.

Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка

Один из показателей эффективности эксплуатации автобуса – коэффициент полезного использования общего пробега:

ß = Lг/ Lсс

где:

  •  – производительный пробег, км;
  • Lсс – среднесуточный пробег в км, равный общему расстоянию, пройденному за день работы. Эта величина определяется по формуле:

Lсс = Lобщ/АДр

в которой:

  • Lобщ – общее расстояние, км;
  • АДр – автомобиле-дни работы.

Для автобусов междугородного сообщения в автомобиледни учитываются все дни, проведенные в командировке. Из этих дней вычитают только дни целодневных простоев. Делением нормы пробега до технического обслуживания на среднесуточный пробег определяют периодичность проведения ТО.

Определить среднесуточный (Lсс) пробег автобуса, зависящий от производительного (Lг), холостого (Lх), нулевого (L0) пробега, можно по формуле:

Lсс = Lг + Lх + L0

Величина ß в пределах всего АТП зависит от взаимного расположения и размеров пассажиропотоков, размещения пунктов заправки топливом, качества суточного планирования выхода транспорта на маршруты.

Определение коэффициента нулевого пробега

Еще одна величина, характеризующая эффективность эксплуатации автотранспорта, – коэффициент нулевого пробега, который определяется по формуле:

ω = L0/( Lг + Lх + L0)

Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее работа пассажирского транспорта. Снизить этот показатель можно, используя нулевые пробеги (при возможности) для перевозки пассажиров.

Дневная выработка автобусов

Вычислив коэффициент полезного использования общего пути (ß), пройденного автобусом, и среднесуточный пробег (Lсс), можно определить дневную выработку (Wдн) транспорта, работающего на городских маршрутах, по формуле:

Wдн = Lсс* ß*qa*y

в которой:

  • qa – вместимость автобуса, зависящая от его марки. Является постоянной величиной. Эта величина равна количеству мест для сидения плюс 5 человек на каждый квадратный метр площади пола салона, свободной от пассажирских мест, в часы пик допускается 8 человек.
  • y – коэффициент использования пассажировместимости. Определяется по собранным статистическим данным.

Существует несколько способов повышения дневной выработки автобуса: изучение и анализ загрузки транспорта в течение дня, применение математических методов при составлении графика движения автобусов различной вместимости. В часы пик на загруженные маршруты рационально выпускать автобусы большой и особо большой вместимости. При спаде пассажиропотока – автобусы средней и малой вместимости.

При
планировании работы пассажирского
автомобильного транспорта,
расчеты среднесписочного
числа автобусов, коэффициентов технической
готовности и выпуска подвижного состава
на линию не
имеют существенных отличий от расчетов
по грузовому парку. Планирование же
объема перевозок и эксплуатационной
работы существенно отличается от
планирования грузовых автоперевозок.

Для
каждого автобусного парка утверждается
маршрутная сеть. На основании обследований
пассажиропотоков определяют объем
перевозок пассажиров по каждому маршруту
и исходя из дальности поездки пассажира
— транспортную работу в пасс.км.

Каждый
маршрут имеет особенности, которые
определяют частоту остановок, время
работы автобусов, частоту и скорость
их движения.
Все эти особенности должны учитываться
при планировании. По
каждому маршруту рассчитывают следующие
показатели:

  • Протяженность
    маршрута

    (Lм)
    — эта величина, как правило, постоян­ная,
    но может изменяться в отдельные периоды
    года (летом, зимой).

  • Нулевой
    пробег

    (Lо)
    автобуса за 1 день в километрах, который
    склады­вается из пробегов автобуса
    при выезде на линию (от гаража до
    ма­ршрута), по возвращении с линии, и
    пробегов, связанных с заездом водителей
    в гараж в межсменное время, если это
    предусмотрено гра­фиком. В соответствии
    с нулевым пробегом планируют время на
    его выполнение.

  • Техническая
    скорость движения

    (vт)
    определяется
    как отношение длины маршрута ко
    времени,
    затраченному на движение, без учета
    остановок в пути, за исключением
    задержек, зависящих от дорожных условий
    (перед светофорами, шлагбаумами и т.
    п.):

Vт
= Lм
/ tдв
,
(18)

где
Lм
— длина
маршрута;

tдв

время,
затраченное на движение
по маршруту.

  • Скорость
    сообщения

    (vс)
    , определяется
    исходя из техничес­кой скорости
    движения и длительности остановок для
    посадки и вы­садки пассажиров:

Vс
=
Lм
/ (tдв
+ ∑tпо)
,
(19)

где
∑tпо
– суммарное время простоев на промежуточных
остановках.

  • Скорость
    эксплуатационная

    (vэ)
    , определяется
    исходя из техничес­кой скорости
    движения, длительности остановок для
    посадки-вы­садки пассажиров и простоя
    на конечных остановках:

Vэ
= Lм
/ (t
дв +
nост
t
по
+ tко)
, (20)

где
nост
– количество промежуточных остановок
на маршруте;

tко
— время
простоя на конечных остановках.

  • Время,
    затрачиваемое автобусом на один рейс

    (tр)
    :

tр
= Lм
/ vэ
. (21)

  • Продолжительность
    пребывания автобуса на маршруте

    м)
    принимается в соответствии с принятым
    режимом работы на линии.

  • Число
    рейсов за рабочий день
    (Zр):

Zр
= Тм /
∑tпо.

  • Пробег
    автобуса с пассажирами за рабочий день

    (Lпасс):

Lпасс
= Lм
Zр.
(22)

  • Общий
    пробег автобуса на маршруте

    (Lобщ):

Lобщ
= Lпасс
+ Lо.
(23)

Для
каждого маршрута в соответствии с
мощностью пассажирско­го потока,
частотой движения и условиями работы
устанавливают наиболее целесообразную
по вместимости и эксплуатационным
каче­ствам модель подвижного состава.

Далее
с учетом указанных характе­ристик и
коэффициента использования вместимости
определяют число автобусов, работающих
на каждом маршруте. В соответствии с
принятыми эксплуатационными показателями
и режимом работы автобусов на линии
рассчитывают для каждого маршрута
среднесу­точный пробег одного автобуса
и его производительность.

  • Среднесуточный
    пробег

    (Lсут),
    одного автобуса км/сут определяется
    по следующей формуле:

Tм
Vт
Lм

Lсут
= = TмVэ
, (24)

Lм
+ Тп-р
Vт

где
Tм
— время работы автобуса на маршруте, ч;

Т
п-р
— время простоев на промежу­точных и
конечных пунктах, ч.

  • Объем
    перевозок пассажиров на маршруте

    (
    Q):

Q
= Асп
qн
Дк
αв
Ζр
γн
ηсм
, (25)

где
Асп
— списочное
количество автобусов, ед;

qн
— номинальная вместимость автобуса,
мест;

Дк

календарные
дни;

γн
— коэффициент
наполнения автобуса;

αв
— коэффициент
выпуска автобусов на линию;

ηсм
-коэффициент сменности пассажиров на
маршруте.

  • Производительность
    автобуса
    ,
    пассажиров/сут,
    (WQ):

Tм
Vт q
γс
ηсм
q
γд
β Vэ
Tм


WQ
=
= , (26)

Lм
+ t п-р
Vт

ср

где
ср
— средняя дальность поездки одного
пассажира, км.

  • Производительность
    автобуса, пассажиро-км/сут:

Tм
Vт
q
γс
Lм

W
Р =
= q
γд
β Vэ
Tм
, (27)

Lм
+ Тп-р
Vт

В
результате суммирования производительности
всех автобусов, работающих на маршрутах,
определяют производительность
автобус­ного парка за рабочий день.
Последующим умножением ее на число
рабочих дней автобусов рассчитывают
объем перевозок и транспорт­ную работу
парка на планируемый период (год, квартал,
месяц).

Ниже
сведены в таблицы основные
технико-эксплуатационные показатели
работы пассажирского автотранспортного
предприятия (табл.5) и основные формулы
для их расчета (табл.6).

Таблица
5

Условные обозначения
технико — эксплуатационных

показателей работы
пассажирского АТП

Условные
обозначения

Наименование
показателя

Q

Объем автобусных
перевозок, провозные способности
парка, пасс.

Р

Пассажирооборот,
пасс-км

Lм,
Lук

Длина основного
и укороченного маршрута, км

WQ
, WР

Производительность
автобуса за рабочий день в пасс; в
пасс-км

Tм

Время работы
автобуса на маршруте, ч

Tн

Время пребывания
в наряде, ч

γн

Коэффициент
наполнения автобуса

γд

Динамический
коэффициент использования
пассажировместимости

γс

Статический
коэффициент использования
пассажировместимости

ηсм

Коэффициент
сменности пассажиров на маршруте

tо

Время, затраченное
на нулевой пробег, ч

t
по

Время простоя
на промежуточных остановках, мин

tдв

Время движения
за рейс, ч

tко

Время простоя
на конечных остановках, мин

tр

Время рейса, ч

nост

Количество
промежуточных остановок

tвозвр

Время возвращения
автобуса в парк, ч (мин)

tвыезда

Время выезда
автобуса из парка, ч (мин)

tпер

Время перерыва,
ч (мин)

qн

Вместимость
автобуса, мест

Ам

Общее количество
автобусов на маршруте, ед.

Асп

Списочное число
автобусов, ед.

β

Коэффициент
использо­вания пробега

vт

Техническая
скорость, км /ч

vэ

Эксплуатационная
скорость, км /ч

vс

Скорость
сообщения, км /ч

Lм

Длина автобусного
маршрута, км

Lо

Нулевой пробег,
км

Lпасс

Общий пробег
автобуса с пассажирами, км

Lобщ

Общий пробег
автобуса на маршруте, км

ср

Средняя дальность
поездки пассажира, км

Ζр

Число рейсов

Таблица 6

Основные формулы
для расчета ТЭП пассажирского

автотранспортного
предприятия

Формула

1.

Q
= Асп
qн
Дк
αв
Ζе
γн
ηсм

2.

Ам
= Q
/ WQ
или Р / WР

3.

Tн
= tвозвр
— tвыезда
— tпер

4.

Tм
= Tн
— tо
= Tн
– (Lо
/ vт)

5.

vэ
= Lм
/ tр
или
vэ
= Lм
/ (t
дв +
nост
t
по
+ tко)

6.

vс
= (Lм
/ tр)
— tко

7.

γс
= γн
= WQ
/ (Ζр
qн
ηсм)

8.

γд
= WР
/ (Lпасс
qн)

9.

Lоб
= Lпасс
+ Lо

10

Lпасс
= Ζр
Lм

11.

β
= Lпасс
/ Lоб

12.

tр
= (Lм
/ vт
) + nост
t
по
+ tко
или tр
= Lм
/ (vс
+ tко)
= Lм
/ vэ

13.

tоб
= 2 tр

14.

Ζр
= Tм
/ tр

15.

WQ
= (Lпасс
qн
γн)
/ Lср
или
WQ
= Ζр
qн
γн
ηсм

16.

WР
= Lпасс
qн
γн
или WР
= UА

ср

17.

ηсм
= Lм
/ Lср

Примечание.
Остальные технико-эксплуатационные
показатели работы пассажирского
автомобильного транспорта рассчитываются
также как и при планировании грузовых
автомобильных перевозок (см. табл.4)

Контрольные
вопросы:

  1. Как
    осуществляется планирование
    производственной программы грузового
    АТП?

  2. Как
    осуществляется
    расчет
    производственной программы и плана
    эксплуатации пассажирского автомобильного
    транспорта?

  3. Назовите
    основные показатели использования
    грузового автопарка и методику
    определения их значений?

  4. Основные
    показатели использования пассажирского
    автопарка и методику определения их
    значений?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лекция. Временные показатели работы
автобусов.

1.    Определение
времени движения:

    
2.Определение времени сообщения.

    
Где а – количество промежуточных остановок;

           
tпо – время простоя на промежуточных остановках;

3.Определение
времени рейса:

Время рейса это сумма
времени, затраченного автобусом при движении от одной конечной остановки до
другой с учетом всех элементов времени при перевозке пассажиров.

Где tко – время простоя
на одной конечной остановке.

     4.Определяем время оборота автобуса.

   Оборотом автобуса называется движение
автобуса от начальной до конечной остановки и обратно.

,

5.Определяем
время в наряде:

  
Время в наряде определяется по путевому листу с момент а выезда автобуса из
гаража, до момента возвращения, за минусом времени на обеденный перерыв.

 

Тн
= Тм +tо,

Где
Тм – время на маршруте;

  
    
tо
– время н6а нулевой пробег.

6.Определяем
время на маршруте

7.Определяем
время на нулевой пробег

8.Определяем
количество рейсов за смену.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти владельца яндекс диска
  • Как найти google chrome в компьютере
  • Как найти взаимно простое число онлайн
  • Как найти вклад в банке умершего человека
  • Как найти вышку мтс ближайшую сотовой связи