Как найти второстепенную информацию в тексте

План урока:

Способы изложения

Главная и второстепенная информация в тексте

Правила сокращения текста

Как написать изложение правильно

Пробное изложение

Для начала необходимо познакомиться с тем, что такое изложение и для чего оно необходимо. Разберем теорию более подробно

Способы изложения

Изложение по русскому языку распространенное задание для учеников. Много не нужно думать над смыслом этого понятия, ведь итак можно ответить, что это повествование какой-то мысли. Но мы все-таки обратимся к известным толковым словарям и посмотрим, какое определение дают авторы. Ожегов характеризует это понятие следующим образом:

«Изложение – это письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного».

А Ушаков дает немного сокращенное определение:

«Письменный короткий или полный пересказ какой-либо информации».

Иными словами, изложением называется любое перенесение информации на бумагу в сжатом или полном виде после услышанного или прочитанного текста. Чаще всего встречается сжатое изложение, то есть такое, в котором необходимо передать только самую главную информацию, а второстепенную отбросить.

Разделяют следующие способы изложения материала:

  • описание: характеризует предметы и явления, определяет их с точки зрения авторской оценки, богат прилагательными;
  • рассуждение: обозначает конкретную авторскую позицию, содержит риторические вопросы и рассуждение о вечном, наделен философскими мыслями;
  • повествование: последовательный рассказ о сменяющихся событиях, история из жизни, богатая глаголами и чередующимися действиями.

Краткое изложение также может быть представлено одним из этих способов изложения информации.

Особенности изложения. Основные функции

Суть изложения заключается в передаче ключевой информации большого текста. Главное – уметь ее выделить и правильно преподнести. Все части изложения взаимосвязаны между собой и играют особую роль.

Данный вид работы выполняет несколько значимых функций:

  • вырабатывает умение выделять главную мысль из текста, составлять его план и проводить краткий анализ;
  • обогащает словарный запас и способствует освоению новой информации;
  • учит последовательно и связанно излагать свои мысли;
  • подготавливает к будущей практической жизни.

Также различают и основные виды изложений:

1 izlozhenie

Особенности сжатого изложения заключаются в том, что исходный текст должен быть сокращен минимум в два раза. Он должен сохранять свою главную мысль и уникальность, но при этом необходимо избавиться от ненужной и второстепенной информации.

А особенности подробного изложения в том, что в нем мысль должна быть передана максимально полностью и точно. В таком тексте вся информация важна и нуждается в детальном анализе.

Главная и второстепенная информация в тексте

Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Главная информация. Особенности и роль в тексте

Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации. Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить.

Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:

  • полнота;
  • достоверность;
  • понятность;
  • доступность;
  • ценность.

Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.

Пример главной информации:

2 izlozhenie

Второстепенная информация. Отличительная роль

Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста. Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль.

Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:

  • история создания произведения;
  • факты из биографии писателей;
  • примеры;
  • подробные характеристики второстепенных явлений;
  • комментарии;
  • объяснительные толкования;
  • аргументы;
  • обоснования.

Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.

Пример второстепенного материала:

3 izlozhenie

Жирным выделено то, что нужно отбросить.

Как отличить главную информацию от второстепенной

Не трудно справиться с этим заданием перед написанием изложения. Но все-таки иногда допускают ошибки, из-за чего и изложение текста является в корне неверным. Рассмотрим, как же отличить главный материал от второстепенного.

Алгоритм выделения главной информации:

  • прочитайте внимательно текст;
  • выявите самостоятельно главную мысль, по возможности озаглавьте;
  • найдите предложение, которое отражает основную суть текста;
  • постарайтесь увидеть дополнительные факты и сведения, которые можно исключить;
  • проверьте себя и мысленно уберите эти детали из текста, прочитайте без них. Если основная мысль не изменилась и не потерялась – все выполнено верно.

Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.

Правила сокращения текста

Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста.

Сокращение текста. Формулировка и особенности

Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.

Основы сжатия изложения:

  • отбрасывание второстепенной информации;
  • соединение нескольких предложений в одно;
  • использование различных средств связи для сокращения или замены предложений.

Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.

Способы сокращения текста. Основные приемы

Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.

4 izlozhenie

Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.

Различают и другие языковые методы сокращения текста:

  • замена ССП простым: Мы заметили, что он искусно играл на скрипке/Он искусно играл на скрипке;
  • смена однородных членов предложения на обобщающее слово: Погода сегодня была холодной, дождливой и ветреной/Погода сегодня была отвратительная;
  • исключение повторов: Она верила в любовь, верила в чудо, верила в спасение/Она верила в любовь, чудо и спасение;
  • замена фрагмента синонимом: И если бы только Анна знала, насколько искренне, трепетно и заботливо относится к ней Петр, она бы бросила все и примчалась к нему/ И если бы только Анна знала о чувствах Петра, она бы просила все и примчалась к нему;
  • исключение фрагмента из синтаксической единицы: И тогда он понял, что счастье не в деньгах и славе, а в окружении близких и понимающих людей/И тогда он понял, что счастье в окружении близких и понимающих людей;
  • смена фрагмента предложения на местоимение: В густом и тенистом лесу росли редкие растения/Там росли редкие растения;
  • соединение нескольких предложений в одно: Утром в поле пахнет росой. Она появляется на листьях и траве/Утром в поле пахнет росой, которая появляется на листьях и траве.

Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.

Правила сокращения текста. Алгоритм действий

Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.

Основы сокращение текста:

  • выделить основную мысль, тему текста и ключевые слова, разделить его на смысловые части;
  • составить план, исключить те пункты, которые будут не важны при написании;
  • сократить предложения, используя разные способы, перечисленные выше;
  • проверить, не изменился ли смысл полученного текста от исходного варианта.

Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.

Как написать изложение правильно

Обобщим все полученные знания об изложении материала на письме. Это часто встречаемое задание, поэтому его нужно уметь выполнять корректно и на высокие баллы. Рассмотрим, как грамотно писать текстовое изложение и аудирование.

Сжатое аудио-изложение

Данный вид работы включает в себя прослушивание текста несколько раз, а потом его воспроизведение на бумаге. Сложность заключается в том, что не всегда можно записать и запомнить все то, что говорит диктор. Поэтому нужно максимально сосредоточить свое внимание на речи и уже по ходу прочтения выявлять для себя основные аспекты фрагмента произведения.

Правила написания грамотного аудио-изложения

  • прослушайте текст первый раз и постарайтесь зафиксировать на черновике ключевые, по вашему мнению, нюансы;
  • после второго раза прослушивания фрагмента дополните свой черновик дополнительными моментами;
  • проанализируйте услышанное и составьте структуру текста, который будет содержать вступление, основную часть и заключение;
  • для каждой определите ключевое предложение, а второстепенную информацию отбросьте или сократите;
  • в конце написания посчитайте слова, они не должны превышать 90, и проверьте, сохранена ли основная мысль автора, проверьте свою грамотность.

Если все выполнено правильно, то изложение написано верно, и все правила были усвоены и применены на практике.

Текстовое сжатое изложение

Эту работу выполнять намного проще, поскольку исходный текст можно прочитать самостоятельно. Он уже поделен на смысловые части, достаточно просто запомнить основную информацию и выбросить второстепенную.

Алгоритм написания текстового сжатого изложения:

  • внимательно изучить текст и проанализировать его;
  • выделить ключевые моменты и предложения;
  • мысленно пересказать содержание;
  • закрыть текст и написать сжатое изложение, согласно всем правилам, проверить себя.

Пробное изложение

В задании 1 ОГЭ по русскому языку 2020 необходимо написать сжатое изложение по услышанному тексту. Для этого нужно обобщить все знания, которые были получены в этом уроке.

Пример изложения

Исходный текст

5 izlozhenie

Изложение

6 izlozhenie

Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой,

основной и
второстепенной информации.

1. ОРГ. МОМЕНТ

Здравствуйте.
Приготовьтесь к уроку. Садитесь. Открываем тетради, записываем: Девятое
октября. Классная работа.

Начинаем с
проверки домашнего задания. Вам необходимо было вспомнить правила написания
слов с чередующейся гласной в корне и заполнить таблички. Посмотрим, что у вас
получилось. У доски поработают…

А пока ребята
работают у доски, мы с вами выполним следующее задание. Прочитайте
предложения, найдите лексические ошибки, замените неправильно употребленное
слово.

О жизни Шекспира
известно достаточно мало. Это заставило исследователей высказать гипотезу,
что под псевдонимом Шекспир скрывалась целая группа лиц. 

выдвинуть
гипотезу,

высказать мнение

Многие считают,
что выучиться на актёра невозможно. Чтобы стать хорошим актером, нужно иметь прирожденный
талант
.

врожденный
талант, прирожденный ум

Жизнь великого
дипломата и лингвиста, историка и экономиста, музыканта и драматурга А.С.
Грибоедова — прекрасный пример человека сильной воли, умеющего постигать
огромные трудности
.

преодолевать
трудности, беда постигла

Посмотрим на
доску. Есть ли вопросы.

2. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ГРУППА 1 Написание
корней зависит от суффикса А.

Е

Е

Е

Е

Е

пост…лить,
нат…реть, зам…реть, отп…рта, выб..ру

и

и

Е

и

и

сд…рать,
выб…рать, отт…реть, заст…лать, выб…рает

и

и

Е

и

и

уп…раться, заж…гать,
выд…рут, вн…мание, обм…рать 

и

и

Е

и

и

зан..маться, обн…маться,
сж…чь, сн…мать, пон…мать

и

и

Е

и

и

нач…нание, отн…мать,
выб…ру, зам…рать, заб…рать

ГРУППА
2 Написание корней зависит от ударения

о

о

о

о

о

заг…релый, покл…ниться,
притв…ряться, уг…реть, пл..вец

о

а

а

а

а

разг…рающийся, кл…няться,
заг…р, з…ря, з…рница

о

о

о

а

а

з…рька,
тв…рительный, пл..вчиха, пл…вательный, оз…рять

о

а

а

а

а

тв..рение,
оз…рение, тв…рь, уг…рный, попл…вок

о

о

о

о

о

миротв…рец,
покл…н, сг…рать, стихотв…рение, возг…рание, 

ГРУППА
3 Написание корней зависит от последующих согласных

о

о

а

о

о

распол…жение, выр…сший,
р…сти, сл…жение, выск..чка

о

а

о

а

о

предпол…жить,
отр…слевой, водор…сли, ск..кать, предл…жение

а

о

о

о

а

выр…щенный,
р…сточек, заск…чить, Р…стов,  нар…стающий

а

а

а

а

а

р…стение,
предл…гать, приск..кать, выр…щу, сл…гать

а

о

о

о

а

сл..гаемое, р…стовщик,
изл…жить, Р…стислав, прил…гать

ГРУППА
4 Написание корней зависит от значения

о

о

о

о

о

непром…каемый,р..весник,подр…внять
(края), пром…чил(ноги),взм..к

а

а

о

а

а

р…внина, м…кать,
пром…кают, нар…вне, р…внинный.

а

а

о

а

а

р…вномерный, обм…кивать,
отм…кают, р..внодушие, р..венство

а

а

о

а

а

р…внозначный,
пор…вняться, нам..чить, вым…кать, м..кание

а

а

о

а

а

неср…внимо,
ср…внение, подр..внять(бороду), р..внение, всё р..вно

ГРУППА
5 Корни с проверяемой, непроверяемой,
чередующейся гласной (Ч, Н, П).

ч

ч

ч

ч

п

выч…т, сж…мать,
подн…мать, заг..релый, огл…нулся

ч

н

н

ч

п

к…снуться, ап…лляция,
ингр…диент, к…сательная, вып…чка

ч

ч

ч

ч

п

зан…мать,
зам…рать, предл…гать, пл…вчиха, оч…рование

ч

н

н

н

п

оз…ряемый, в…нигрет,
пр…тендент, экв…валент, д…ровитый

ч

п

п

п

п

зап…реть,
обог…щать, насл…ждение, р…систый, прим…рение

Закрасим
буквы Е, О,

А, О, Ч. Если вы сделали все правильно, то вместе у нас должно получиться
ключевое слово ТЕАТР

3.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Волшебный край!
там в стары годы,

Сатиры смелый
властелин,

Блистал
Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый
Княжнин;

Там Озеров
невольны дани

Народных слез,
рукоплесканий

С младой
Семеновой делил;

Там наш Катенин
воскресил

Корнеля гений
величавый;

Там вывел колкий
Шаховской

Своих комедий
шумный рой,

Там и Дидло
венчался славой,

Там, там под
сению кулис

Младые дни мои
неслись.

Скажите, кто
считал театр волшебным краем?

(А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»)

А что для вас
«театр»? Запишите в тетради ответ на вопрос.

1 ряд:
продолжите предложение «Театр – это место, где….»

2 ряд: Театр
учит нас….

3 ряд: Я
люблю ходить в театр, потому что…

 ОТВЕТЫ
УЧАЩИХСЯ.  Можно ли сказать, что у нас получился текст? Какие признаки
текста?

-на одну тему,
имеет основную мысль

-предложения,
связанные по смыслу

-в определенной
последовательности

Любой
текст имеет такую особенность как информативность.

Тема
нашего сегодняшнего урока «Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации».

Как вы думаете,
какую цель мы должны сегодня достичь на уроке?

ЦЕЛЬ: Научиться
находить в тексте явную и скрытую, основную и второстепенную информацию.

4. ПОВТОРЕНИЕ

А знаете ли вы, где зародился
театр?

В ГРЕЦИИ

Какая информация в тексте является основной, а
какая – второстепенной.

НАЙДИТЕ
ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ

В ВЫДЕЛЕННОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ

Театр зародился в Греции как
часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором
участники церемонии танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно
располагалась у подножия холма так, чтобы сидящие зрители на его склонах
могли видеть танцующих.

сидящие на его склонах ЗРИТЕЛИ –
причастный оборот нельзя разрывать определяемым словом.

Каким театром могут гордиться
ярославцы? Почему?

Первый русский профессиональный
театр, созданный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — купеческого сына
Федора Волкова, актера и режиссера. Он создал общедоступный театр, вложив в
него собственные средства.

В каком
предложении заключена основная мысль текста
?

ВЫБЕРИТЕ СЛОВА,
КОТОРЫЕ УМЕСТНО УПОТРЕБИТЬ.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ
ПАРЫ ТАКИХ СЛОВ?

Архитектура Ярославля может
заинтересовать любого туриста.

Так, (великое/величественное) здание Первого русского
театра имени Ф. Волкова — одного из старейших (драматичных/драматических)
театров-(эффектно/эффективно) смотрится в центре города.

Величественное здание
(торжественный, исполненный важности)

драматических театров (ставят
драму, а не глубокие переживания)

эффектно смотрится (производит
впечатление, а не действенный)

ЭТО ПАРОНИМЫ

Вот вы пришли в театр. Как
устроен его зал?

А в данном
тексте в каком предложении заключена основная мысль текста
?

ПРАВИЛЬНО
ПРОЧИТАЙТЕ

ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА

Ряды кресел, которые расположены
ближе всего к сцене, называются ПАРТЕР, следом за ним идет АМФИТЕАТР,
вокруг них и слегка выше ЦЕПОЧКОЙ располагаются ложи и БЕЛЬЭТАЖ,
над ними ЯРУСАМИ идет балкон. Каждому зрителю нужно знать, как устроен
зал в театре.

Как называется раздел науки о
языке, изучающий нормы произношения? ОРФОЭПИЯ

Как вы думаете, сколько длился
самый продолжительный спектакль?

Скажите, можем
ли мы сказать, что спектакли на Сицилии являются прообразом сериалов? Это явная
или скрытая информация?

НА МЕСТЕ КАКОЙ
ЦИФРЫ/КАКИХ ЦИФР

НУЖНО ПОСТАВИТЬ
ЗАПЯТУЮ/ЗАПЯТЫЕ?

В древности на Сицилии ставились
спектакли (1) длившиеся по году. Каждый вечер (2) заинтригованные предыдущей
серией (3) зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение (4)
понравившегося им (5) спектакля.

1 – прич.об стоит после
определяемого слова. В остальных не ставим, т.к стоит перед определяемым
словом.

А знаете ли вы, где находится
самый большой в мире театр?

Найдите
второстепенную информацию в данном тексте.

ЗАПИШИТЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЛОВАМИ, ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ, УКАЖИТЕ ПАДЕЖ

Самый большой в мире театр
находится в Китае. Он называется «Жемчужина на воде». Его высота порядка
50 метров
, в длину он занимает около 160 метров, а его ширина более
200 метров
.

порядка пятИдесятИ метров

около стА шестИдесятИ метров

более двУХсот

Как вы думаете, есть ли сейчас
театры, где, как и в древности, любые роли – и мужские, и женские – исполняют
только мужчины?

Какая основная
информация в данном тексте?

КАКОЙ СОЮЗ ДОЛЖЕН
СТОЯТЬ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА?

Японский театр кабуки, где все
роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Руководители
страны заменили всех актрис-женщин на зрелых мужчин, <…> нужно было
создать серьёзную атмосферу.

Ибо, так как, потому что

Какой тип придаточного
предложения? ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРИЧИНЫ

5. АЛГОРИТМ

Попробуйте сами
записать в тетради алгоритм, как найти ГЛАВНУЮ информацию, содержащуюся в
тексте.

Пример алгоритма:

1. Выделите в
каждом предложении ключевые слова на данную тему

2. Определите
причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав
союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите
текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали,
описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном
предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

6 ЗАКРЕПЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛА

Сейчас я предлагаю
вам поработать со своим текстом в парах. Вам нужно определить стиль текста.
Найти в тексте ГЛАВНУЮ информацию и передать ее в одном предложении. Затем
выбрать варианты ответа, в которых содержится ГЛАВНАЯ информация.

РАБОТА В ПАРАХ. (у
каждого ряда свой текст)

ТЕКСТ 1

1) Определите
стиль текста

2) Пользуясь
алгоритмом найдите главную информацию и передайте её в одном предложении.

В зале было много детей с
пылающими от восторга щеками. Даже старые капельдинеры*, которые никогда не
смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и
большими черными биноклями, — даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в
зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал
глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его
умершего товарища, такого же капельдинера, как и он. (отрывок из рассказа К.
Г. Паустовского «Растрепанный воробей»)

*капельди́нер —театральный
служитель, указывающий зрителям места, следящий за порядком в зале.

3) Укажите номера предложений, в
которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите
номера этих предложений.

1. Театральное представление
пришли посмотреть не только дети, но и капельдинеры.

2. Машина мама настолько хорошо
исполняла свою роль, что не только дети были в восторге, но и служащие театра.

3. Один из капельдинеров
прослезился, потому что Машина мама была дочерью его умершего товарища.

4. Дети и капельдинеры были в
восторге, потому что Машина мама очень хорошо танцевала, исполняя свою роль.

5. Старые капельдинеры никогда не
смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и
большими черными биноклями.

ТЕКСТ 2

1) Определите
стиль текста

2) Пользуясь
алгоритмом найдите главную информацию и передайте её в одном предложении.

Из энциклопедического словаря мы
узнаем, что слово «театр» многозначное. Например, в словосочетании «увлекаться
театром» слово используется в значении «искусство изображения драматических
произведений на сцене». Также это слово может обозначать помещение, где
проходят такие представления. Если же слово употребляется с фамилией
драматурга, то обозначает совокупность драматических произведений какого-нибудь
писателя или направления, школы, например, театр Шекспира. Таким образом, у
слова «театр» три значения.

3) Укажите номера предложений, в
которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите
номера этих предложений.

1. Одно из значений слова «театр»
«искусство
изображения драматических произведений на сцене»

2. По данным энциклопедического
словаря, слово «театр» является многозначным и имеет три значения.

3. Многозначное слово «театр»
имеет три значения, которые можно узнать из энциклопедического словаря.

4. Если слово «театр» употребляется с
фамилией драматурга, то обозначает совокупность драматических произведений
какого-нибудь писателя или направления, школы.

5. У слова «театр» много значений,
одно из которых «
помещение,
где проходят такие представления»

ТЕКСТ 3

1) Определите
стиль текста

2) Пользуясь
алгоритмом найдите главную информацию и передайте её в одном предложении.

Закон жизни: как
только перестаешь расти – начинаешь стареть. Накануне своего тридцатилетия
мытищинский муниципальный театр «ФЭСТ» представляет собой растущий творческий
организм. Причём во всех отношениях. Пока старшее и среднее поколения артистов
прибавляют в весе (за счёт мастерства, послужного списка и регалий), театр
прирастает актёрским молодняком с неостывшим студенческим огнём во взоре и
жаждой реализации гениальных идей. В итоге новым спектаклям становится тесно на
двух сценах, основной и камерной, стихия театрального действа захватывает всё
новые территории в казавшемся когда-то просторным здании.

3) Укажите номера предложений, в
которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите
номера этих предложений.

1. За тридцать лет мытищинский муниципальный театр
«ФЭСТ» очень развился за счет опытных актеров старшего поколения и идей молодых
актеров так, что своего здания театру становится мало.

2. Закон жизни: как только перестаешь расти –
начинаешь стареть.

3. Новым спектаклям становится тесно на двух
сценах, основной и камерной, стихия театрального действа захватывает всё новые
территории в казавшемся когда-то просторным здании.

4. Мытищинский муниципальный театр «ФЭСТ»
скоро отпразднует своё тридцатилетие.

5. Мытищинский муниципальный театр «ФЭСТ»
растёт из-за профессионализма и гениальности актеров так, что за тридцать лет
его спектакли стали захватывать новые территории.  

ТЕКСТ 4 Обратимся к
следующему тексту.

В
Боткинской больнице в Москве мне пришлось как-то лежать в одной палате с
замечательнейшим актером и замечательным человеком — народным артистом СССР
Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене,
то уж наверно доводилось слышать о его необыкновенной судьбе.

Много лет
назад, еще до революции, молодой артист московского Малого театра Александр
Остужев, наделенный талантом, благородной внешностью, сценическим обаянием,
великолепными манерами, поразительной красоты голосом, заболел. И в несколько
дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью.

Планы,
надежды, будущность, слава — казалось, все рухнуло! Жить без театра! О нет!
Остужев убедил себя в том, что можно дойти до таких степеней совершенства,
когда глухота не будет страшна ему. Он знал себя, он рассчитывал на силу воли,
на упорство свое, на всепреодолевающий труд. Он верил в дружбу, верил в Малый
театр! И остался актером.

Чтобы
сыграть в спектакле роль, даже самую крохотную, он выучивал наизусть всю пьесу.
Чего стоило ему произносить свои реплики вовремя, поддерживая живой диалог,
делая вид, что он слышит партнеров! Забудь он свой текст — ни один суфлер мира
не помог бы ему, как кривое колесо шел бы такой спектакль до конца акта.

Любовь к
театру превозмогла все! Фамилия Остужева появлялась на афишах театра в
продолжение многих лет. И стояла она не в конце среди лиц без речей, а в
начале. Он играл бурных героев Шиллера и Гюго, Скупого рыцаря Пушкина,
шекспировского Антония, Чацкого.

Подолгу
рассказывал мне старый актер о былой театральной жизни.

— Тот, кто
не видел Ермолову на сцене, — начинает Остужев голосом легким и звучным,
который отличишь среди тысячи, — кто не видел ее, никогда не поверил бы, что
она способна потрясать души… Она была скромна, молчалива, замкнута — слепое
неверие в сноп силы. Надо играть спектакль. Шел уже множество раз. Сама не
своя. С утра за кулисами. Чтобы не опоздать к вечеру. И пошла вымеривать шагами
доски пола, считать шляпки гвоздей. Сжимает холодные виски ледяными ладонями. В
полном отчаянии. Сегодня она поняла окончательно: у нее нет никакого таланта. А
когда выйдет на сцену — вдобавок ко всему забудет текст роли. Суфлер ей
подскажет, а она не расслышит. И тогда наконец все поймут, что она пользуется
незаслуженной славой. Ходит, произносит шепотом монологи, трепещет от любви,
идет па казнь, обращает к миру последние слова. Вся в слезах. Так — до вечера…
Ничего не ела весь день. Загримирована и одета за час до спектакля. Сжатые руки
опущены. Одни зрачки вместо глаз. Какая-то магнетическая сила исходит от ее
лица, от всей ее благородной фигуры. Вот встала в кулисе. Вышла на сцену… И зал
ударяет током!.. Все, что сидело, развалившись и облокотившись, поднимается,
как под ветром… Произнесла своим грудным голосом первые фразы — все устремилось
вперед, как к источнику света?… Закончила монолог — и на многих лицах блистают
слезы!.. Не потому, что она сказала что-нибудь жалкое! Или растрогала!
Неееееет!.. — вскрикивает Остужев, словно пронзенный. — Нет! Потому что она
приобщала к рождению искусства!.. Я играл с ней Незнамова в пьесе Островского
«Без вины виноватые»… Мне трудно бывало произносить текст моей роли: я плакал
настоящими слезами…

В глазах
его появляется отблеск тех слез; он переводит взгляд в окно и молча
рассматривает зеленый больничный сад и вечереющее московское небо.

— Великая
женщина! — произносит он наконец, вернувшись взглядом в палату. Молчим. — Я
прожил счастливую жизнь, дорогой!.. Более полувека я играл в Малом театре. У
меня были замечательные учителя. У меня были замечательные друзья.

Ираклий
Луарсабович Андроников (1908 —1990) — русский советский писатель,
литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

ОТВЕТЬТЕ
НА ВОПРОСЫ:

О чем
данный текст?
(о силе духа, о силе искусства)

Посмотрите
на репродукцию картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой» и фотографию
Остужева. Какая информация из текста могла бы сопровождать эту картину и
фотографию.

Какова
главная информация в тексте?

Какие
вопросы задает автор? Как он на них отвечает? Подтвердите примерами из текста.

ВЫВОД: Что вы
узнали на уроке?

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ:
Дома
вы продолжите работать с этим текстом и напишете сочинение-рассуждение.

ГРУППА 1 Написание
корней зависит от суффикса А.

пост…лить,
нат…реть, зам…реть, отп…рта, выб..ру

сд…рать, выб…рать,
отт…реть, заст…лать, выб…рает

уп…раться,
заж…гать, выд…рут, вн…мание, обм…рать 

зан..маться,
обн…маться, сж…чь, сн…мать, пон…мать

нач…нание,
отн…мать, выб…ру, зам…рать, заб…рать

ГРУППА 2 Написание
корней зависит от ударения

заг…релый,
покл…ниться, притв…ряться, уг…реть, пл..вец

разг…рающийся,
кл…няться, заг…р, з…ря, з…рница

з…рька,
тв…рительный, пл..вчиха, пл…вательный, оз…рять

тв..рение,
оз…рение, тв…рь, уг…рный, попл…вок

миротв…рец, покл…н,
сг…рать, стихотв…рение, возг…рание, 

ГРУППА 3 Написание
корней зависит от последующих согласных

распол…жение,
выр…сший, р…сти, сл…жение, выск..чка

предпол…жить,
отр…слевой, водор…сли, ск..кать, предл…жение

выр…щенный,
р…сточек, заск…чить, Р…стов,  нар…стающий

р…стение,
предл…гать, приск..кать, выр…щу, сл…гать

сл..гаемое,
р…стовщик, изл…жить, Р…стислав, прил…гать

ГРУППА 4 Написание
корней зависит от значения

непром…каемый,р..весник,подр…внять
(края), пром…чил(ноги),взм..к

р…внина, м…кать,
пром…кают, нар…вне, р…внинный.

р…вномерный,
обм…кивать, отм…кают, р..внодушие, р..венство

р…внозначный,
пор…вняться, нам..чить, вым…кать, м..кание

неср…внимо, ср…внение,
подр..внять(бороду), р..внение, всё р..вно

ГРУППА 5 Корни с
проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной (Ч, Н, П).

выч…т, сж…мать,
подн…мать, заг..релый, огл…нулся

к…снуться,
ап…лляция, ингр…диент, к…сательная, вып…чка

зан…мать,
зам…рать, предл…гать, пл…вчиха, оч…рование

оз…ряемый,
в…нигрет, пр…тендент, экв…валент, д…ровитый

зап…реть,
обог…щать, насл…ждение, р…систый, прим…рение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


  • Войти


  • Регистрация

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Определить главную информацию в тексте, то есть отбросить все второстепенное требует во многих заданиях на экзаменах. Многим ученикам это даётся с трудом, поэтому мы подготовили для вас подборку лайфхаков по выполнению этого упражнения.

В текстах самая важная информация находится в начале абзаца, второстепенная-в конце. Поэтому в начале читайте не весь текст а только первые два предложения абзаца и по ним определяйте, что в тексте главное.

Затем прочитайте варианты ответов определяя похожие по смыслу.

После прочитайте текст уже с целью проверки.

Образец выполнения задания

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Образец текста

(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

(по Я. Перельману)

Пример задания. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Трение — сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
  2. Сила трения зависит от материалов, их которых изготовлены поверхности взаимодействующих сил.
  3. Зная, как уменьшить силу трения, можно облегчить себе жизнь.
  4. Мы и не подозреваем, где действует сила трения.
  5. Без трения жить на Земле было бы гораздо сложнее.

Рассуждаем. Читаем предложения (1) и (2) первого абзаца: (1) Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке! (2) Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем.

Узнаем о том, что трение полезно.

Читаем предложение (4) — первое предложение второго абзаца: (4) <…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически.

Затем читаем варианты ответов. Близкими по смыслу являются предложения (3) и (5). Значит, в них содержится главная мысль текста. Получаем ответ.

Ответ 3 и 5.

Конспект урока в 8 классе по теме:

«Подготовка к изложению. Главная и второстепенная информация»

Цель:

  1. Познакомить с приемами сжатия текста

  2. Продолжить работу по выделению главной информации в тексте научно-популярного характера и представлению ее в виде тезисов.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Сообщение цели урока.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Рефлексия, подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.

1. Оргмомент. Сообщение цели урока

Ребята, есть уроки, на которых вы пишете изложения. Назовите виды изложений (подробные, сжатые). Какие умения помогают вам при написании этих изложений?

  • При написании подробного изложения (запомнить информацию, последовательно ее изложить),

  • При написании сжатого (умение передать главную информацию, исключив лишнюю; перестроить некоторые предложения).

Какие из них написать сложнее? (сжатые, т.к. нужны определенные умения; при написании подробных – хорошая память)

Существуют определенные приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. (слайд) Сегодня мы будем сжимать текст, используя прием исключения. Сформулируйте цель нашего урока (Учащиеся формулируют цель урока: научиться сжимать текст, используя прием исключения или научиться отделять главную информацию от второстепенной).

2. Изучение нового материала

Главная и второстепенная информация (слайд)

Главная

Второстепенная

та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем

повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста

3. Закрепление. Выполнение практической работы №1 «Отделение главной информации от второстепенной», оценивание работы с помощью критериев.

После выполнения первой части работы спрашиваем, какую информацию текста учащиеся выделили как второстепенную. Заслушиваем 2-3 учащихся, которые читают главную информацию. Затем учащиеся оценивают проделанную работу по критериям.

Критерии для оценивания невыделенного текста

Критерий

Параметр

Показатели

Наличие в тексте всех значимых смысловых элементов

В невыделенном тексте присутствуют все значимые смысловые элементы

20

В невыделенном тексте отсутствует один значимый смысловой элемент

10

В невыделенном тексте отсутствует 2 и более значимых смысловых элемента

0

Соответствие заданному количеству слов

Невыделенный текст состоит из 100-110 слов

30

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 10 слов

20

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 20 слов

10

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 30 слов

0

Выполнение практической работы № 2. («Оформление главной информации в виде тезисов», ее оценивание.

— При работе с текстом (подготовке сообщений) необходимо написать тезисы. Что такое тезис? (см.слайд) (Тезис – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения). Как вы считаете, что нужно учитывать при написании тезисов? Попытайтесь определить критерии написания тезисов (последовательность, точная формулировка, связность предложений). Напишите тезисы на основе главной информации текста. (учащиеся записывают тезисы, затем читают их).

4. Рефлексия, подведение итогов урока.

5. Домашнее задание : передать главную информацию текста упражнения в виде тезисов.

Приложение (раздаточный материал)

Главная и второстепенная информация в тексте

Информация текста

Главная

Второстепенная

та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем

повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста

Техническое задание

Вы получили задание – подготовить краткое сообщение о том, что такое зоопарк, какова его главная цель и основные направления деятельности.

Сообщение надо подготовить, опираясь на нижеприведенный текст. Чтобы ваше сообщение было кратким (100 — 110 слов), выделите в тексте маркером лишнюю (второстепенную информацию).

Текст

Что такое зоопарк? Уникальное место, которое создал человек и где собрал огромное количество самых разных животных. Только в зверинцах можно встретить одновременно зверей, птиц, пресмыкающихся и даже насекомых.

На территориях, как правило, оборудованы специальные помещения: вольеры, загоны, террариумы и аквариумы, где обитают представители фауны. Главная цель каждого зоопарка — с комфортом разместить животных и устроить им жизнь, максимально приближенную к естественным условиям. Посетители зоопарка разных возрастов могут наблюдать жизнь представителей животного царства разных климатических зон. Кроме того, в зверинцах идет не только просветительская работа, но и работа по охране природы и окружающей среды.

В экспозиции Пермского зоопарка представлены 425 видов животных, 13 из них занесены в Красную книгу России. Общая численность обитателей зоопарка – 2760 экземпляров.

Специалисты зоопарка проводят обзорные и тематические экскурсии, используя традиционную и игровую формы. В летнее время ежедневно функционирует контактный зоопарк «Детский дворик». В нем дети могут пообщаться с ягнятами, козами, кроликами, курами. Имеется детская площадка, на которой дети могут покачаться на качелях или прокатиться на карусели.

В зоопарке ежедневно проводятся разнообразные праздники: День смеха, День защиты детей, День защиты окружающей среды. Зоопарк работает круглый год без выходных дней.

Критерии для оценивания невыделенного текста

Критерий

Параметр

Показатели

Наличие в тексте всех значимых смысловых элементов

В невыделенном тексте присутствуют все значимые смысловые элементы

20

В невыделенном тексте отсутствует один значимый смысловой элемент

10

В невыделенном тексте отсутствует 2 и более значимых смысловых элемента

0

Соответствие заданному количеству слов

Невыделенный текст состоит из 100-110 слов

30

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 10 слов

20

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 20 слов

10

Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 30 слов

0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти угловую меру дуги
  • Как найти исполнительное производство если оно закрыто
  • Некачественная затирка швов плитки как исправить
  • Как найти грузоподъемность самосвала
  • Как в экселе найти если повторяющиеся значения