Как найти вводное слово в абзаце

Вводные слова – что это такое понятным языком, как их найти и определить их тип, что про них обязательно надо знать в школе

Слова, которые можно выкинуть без потери смысла.

2 496

Вводные слова – что это такое простым языком

Вводные слова – это такие слова, которые можно убрать из предложения без потери смысла. Например: «Во-первых, я не ботаник, а биохимик» = «Я не ботаник, а биохимик».

Это было простое объяснение. Более правильное такое – это слова и сочетания слов, которые никак не связаны с другими словами в предложении. То есть к ним нельзя задать вопрос от других слов, от них к другим словам вопрос тоже не задается.

Давайте познакомимся с этим лексическим явлением поближе.

Типы вводных слов

Школьная программа требует, чтобы ученик знал типы вводных слов и умел приводить примеры каждого типа. Я очень хорошо помню урок, когда наша учительница вызывала всех подряд и велела приводить эти самые примеры. И половина класса получила двойки. Я бы и сам получил двойку, если бы меня тогда вызвали, но пронесло, к счастью.

Чтобы запомнить эти типы, учите их в контексте. Я буду не просто давать вам примеры слов, а приводить предложения, которые будут более-менее связаны между собой. Надеюсь, что смогу облегчить вашу школьную жизнь.

Уверенность говорящего

Вы выражаете свою уверенность в том, о чем говорите:

  1. Он, безусловно, самый лучший студент.
  2. Она, бесспорно, самая классная девушка.
  3. Они, конечно, скоро поженятся.
  4. Они, несомненно, пригласят нас на свадьбу.
  5. Мы, само собой, пойдем.

Неуверенность говорящего и неопределенность ситуации

  1. Он, кажется, ее больше не любит.
  2. Она, по-видимому, нашла нового парня.
  3. Свадьбы, по всей вероятности, не будет.
  4. Нас, надо полагать, никто не пригласит.
  5. Очевидно, поздравлять нам будет некого.

Счастье и радость от происшедшего

  1. К счастью, я сдал ЕГЭ.
  2. На радость маме, я решил стать юристом.
  3. И, что еще лучше, я решил не ехать в Москву, а учиться в родном городе.

Сожаление о чем-либо

  1. К несчастью, я не сдал ЕГЭ.
  2. К сожалению, я не поступлю в вуз.
  3. Что еще хуже, меня ждет армия.
  4. Как на беду, я полностью годен к службе.
  5. Увы, жизнь – боль.

Удивление

  1. Ко всеобщему удивлению, мама решила завести хомячка.
  2. Удивительно, но она уже купила клетку.
  3. Странное дело, что это она так переменилась?

Опасение

  1. Не дай бог, правительство отменит карантин.
  2. Дистанционка, чего доброго, может закончиться.
  3. Того и гляди, придется опять ходить в школу.

Общая экспрессия

Это когда просто хочется сказать какое-то вводное слово, сделать высказывание чуть более эмоциональным:

  1. По правде сказать, мне все надоело.
  2. Между нами говоря, я хочу на Мальдивы.
  3. Признаюсь, копирайтинг меня утомил.
  4. Смешно сказать, но я вижу в удаленке одни минусы.
  5. В сущности говоря, я просто немного ленивый.

Источник информации

Эти вводные слова помогают нам сослаться на того, от кого мы получили информацию.

  1. По непроверенным данным, Бараш хочет на Новый год то ли жилетку, то ли пипетку (слова Лосяша из Смешариков).
  2. По моему, лучше жилетку.
  3. На мой взгляд, это максимально простой выход.
  4. По сообщениям аналитиков, мороза на Новый год не будет.
  5. Говорят, будет вообще оттепель.
  6. Как оказалось, температура была минус тридцать.
  7. Как говорили в старину, доверяй, но проверяй.

Порядок мыслей и связь мыслей между собой

  1. Во-первых, я уже закончил школу.
  2. Кроме того, я отслужил в армии.
  3. Сверх этого, у меня есть работа.
  4. В довершении всего, я не женат.
  5. Следовательно, я свободный человек.

На связь мыслей указывают вот такие вводные слова:

  1. Он, например, инженер.
  2. Я, кстати, это знал.
  3. Главное, помни, что он не ботаник.
  4. Между прочим, тут нет никакой связи.
  5. В общем, ты меня понял.

Оценка высказывания

  1. Одним словом, это метафора.
  2. Другими словами, это скрытое сравнение.
  3. Иначе говоря, фиг поймешь.
  4. Ну, грубо говоря, да.
  5. Но метафора, если можно так выразиться, необыкновенно украшает речь.
  6. Она, так сказать, помогает словам «парить».
  7. Вы, собственно говоря, правы.

Оценка меры

Сюда же относятся вводные слова, которые указывают на обычность или необычность происходящего. То есть они указывают на «меру» обычности: по обычаю, как это всегда бывает.

  1. В мае, по обычаю, я вспоминаю все, что связано с карантином.
  2. И я хочу сказать, что мы, по крайней мере, закончили институт.
  3. В той или иной степени, это для всех нас прекрасно.
  4. Но, как это всегда бывает в такие минуты, мне грустно.
  5. И происходит это в значительной мере от того, что больше не с кем тусить.

Привлечение внимания

  1. Видите ли, я устал писать эту статью.
  2. Представьте себе, я написал сегодня еще три таких же.
  3. Поверьте, это было непросто.
  4. Но, согласитесь, я справился.
  5. Сделайте милость, репостните этот текст в соцсетях.
  6. Что еще важнее, похвалите ее в комментариях.
  7. Добро, если хотите знать, всегда возвращается.

Чем вводные слова отличаются от всех остальных

Их можно легко отличить по наличию вопроса. Если можно задать вопрос – значит не вводное. А вот если никакой вопрос от других слов задать нельзя – вводное.

Например:

  1. Вводное: Он, правда, еще школьник.
  2. Сказуемое: Это (что?) правда, что он школьник.
  3. Вводное: Другими словами, это метафора.
  4. Обстоятельство: Перескажите текст (как?) другими словами, чтобы было более понятно.

Ну и по интонации тоже. Думаю, читая примеры, вы заметили, что вводные слова произносятся с особой интонацией, выделяются голосом.

Какими знаками выделять вводные слова

Их всегда надо выделять запятыми. Причем не важно, где находится вводное слово:

  1. Начало предложения: Между прочим, вы говорите с бакалавром наук.
  2. Середина: Я, к слову, закончил вуз с красным дипломом.
  3. Конец: Восхищайтесь, короче.

Запятыми мы показываем, что вводное слово может быть удалено из нашего предложения и оно [предложение] при этом не потеряет целостности:

  1. Вы говорите с бакалавром наук.
  2. Я закончил вуз с красным дипломом.
  3. Восхищайтесь.

Что про них надо говорить учительнице

Что они осложняют предложение. При разборе простого предложения вы в конце своей пламенной речи должны сказать: «Осложнено вводным словом». Можно еще тип назвать, учительница похвалит.

У меня выходила отдельная статья про осложненное предложение, где я рассказывал обо всех осложнителях. Их всего лишь пять. Откройте прямо сейчас и прочитайте, чтобы запомнить раз и навсегда.

Надо ли их отмечать на схеме

Нет. Потому что они осложняют простое предложение «внутри». А схема нам нужна, чтобы показывать связь между сложными предложениями.

Поэтому на схеме эти слова никак выделять не надо.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку. Сайт развивается, в феврале будет еще 50-70 статей по русскому. Ссылки на все мои публикации будут приходить вам на почту.

Загляните в три моих подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там есть материалы почти для всех классов. Курсы помогают готовиться к экзаменам, не выходя из дома, не тратя время на дорогу до репетитора. По ценам выходит даже дешевле, чем занятия в индивидуальном формате.

Из других статей по лексике я советую вам прочитать вот эти:

  1. Фразеологизмы.
  2. Омонимы.
  3. Многозначные слова.
  4. Паронимы.
  5. Неологизмы.

Практика показывает, что их дети знают хуже всего.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Говорите смело обо всех плюсах и минусах, критикуйте нещадно. Если эта статья не дала вам полного ответа на вопрос о вводных словах, если вам не понравились примеры, если просто вы не в настроении – пишите.

Спасибо.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Н. В. Николенкова. Выделение на письме вводных слов, вводных предложений. и вставных конструкций

Н. В. Николенкова

Выделение на письме вводных слов, вводных предложений

и вставных конструкций

Есть в русском языке правила, формулировка которых оказывается достаточно сложной, её трудно свести к какой-то элементарной схеме (к примеру, правило правописания наречий). На первый взгляд правило постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях заключается в единственной формулировке – они выделяются на письме с двух сторон запятыми. Однако на самом деле трудности, связанные с употреблением в текстах вводных слов и словосочетаний, приводят к огромному количеству ошибок в письменных работах школьников и абитуриентов.

Стандартными ошибками, связанными с пунктуацией при вводных словах, оказываются следующие:

• Не выделяется слово, являющееся вводным;

• Выделяется слово, ошибочно принимаемое за вводное, но не являющееся таковым;

• Пишущий неточно употребляет знаки препинания при включении вводного слова в текст.

В первом абзаце данной статьи можно найти четыре случая употребления правила на пунктуацию при вводных словах, хотя вводное слово в нем одно – » к примеру». Слово » однако» не является в предложенном контексте вводным, выполняя функцию союза » но», сочетания » на первый взгляд» и » на самом деле», рассматриваемые многими пишущими как вводные, таковыми не являются вообще.

Итак, какие же слова будут являться вводными и в чем особенности употребления знаков препинания при вводных конструкциях?

Вводными называют слова и предложения, грамматически не связанные с общей структурой предложения. Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос. Вводные предложения и вставные конструкции не включаются в общую схему предложения, представляют собой замечания, не связанные или не тесно связанные с общим смыслом предложения. И вводные слова, и вводные предложения обособляются, то есть пишущий пользуется выделяющим знаком препинания – парными запятыми, тире, скобками.

Ниже мы попытаемся разобраться в специфике правила употребления вводных слов и словосочетаний в тексте. Для того, чтобы каждый мог проконтролировать, насколько точно он понял предложенный раздел правила, после каждого фрагмента будут предложены упражнения для самостоятельного разбора. Наши упражнения несколько отличны от предлагаемых в большинстве учебных пособий. Это не отдельные фразы, а связный текст, не вполне традиционный по содержанию, но чрезвычайно насыщенный вводными сочетаниями, что позволит эффективнее проработать пройденный раздел правила.

Основное правило: вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

Чтобы понять, как выглядит вводное слово или сочетание слов в предложении, нужно знать некоторые особенности вводной конструкции:

  • присутствует выделение словесной конструкции с помощью запятой, тире или скобок;

  • при чтении предложения четко определяется уверенность, сомнение или иная позиция говорящего;

  • вставное слово можно опустить в предложении, если смысл после его отсутствия не теряется.

Что такое вводные слова и вводная конструкция

Вводные слова, словосочетания или вводные предложения – синтаксически не связанные слова с другими членами предложения. 

Что такое вводные слова

Лексемы, не имеющие какой-либо связи с другими единицами в предложении, выражающие чувства, позицию, оценочное значение или экспрессивную оценку ситуации. 

Вставные конструкции – автономные единицы предложения, место которых может быть определено с целью усиления смысловой нагрузки.

Примеры:

  • У Плисецкой, говорят, при гостиной охотничьего домика висит портрет Дориана Грея.

  • Не дай Бог, ваши опасения окажутся ошибочны.

  • Безусловно, Мари была на высоте среди присутствующих дам.

Чем могут выражаться вводные слова

Вводные единицы в предложении представлены в виде сочетания слов, единой лексемой или всем предложением. 

Вводные слова

Грамматически они представлены в виде:

  • существительного: без опасений, к случаю, на немилость;

  • прилагательного: виноват, право, самое страшное, меньшее;

  • местоимения: вдобавок, притом, между тем;

  • наречия: безусловно, точнее, видимо;

  • глаголов: прикинь, думалось, поверишь ли;

  • инфинитива: знать, жутко говорить;

  • деепричастия: бесстыдно выражаясь;

  • двусоставного предложения: я нередко думаю;

  • неопределенно-личной вставной конструкции: как непривычно говорили о нем;

  • безличного предложения: ему думается, им всем мнилось не точно.

Важно распознавать омонимичные формы и вводные формы единиц в предложениях. Для определения омонимичной формы можно:

  • задать вопрос;

  • без омонимичной конструкции предложение теряет смысл.

Примеры:

  • Это правда! – Правда, иногда они приезжали за полночь.

  • Погоди, мы верно определили направление ветра? – Они, верно, уже никогда не вернутся домой.

  • Несомненно, найденные улики еще не доказали его преступление.

Значение вводных слов

Вводные слова подразделяют на разряды для более легкого определения категории ситуации контекста. 

Значение вводных слов

С помощью вставной конструкции можно усилить ложное предположение, опровергнуть факт, посеять сомнение и изъявить желание собеседника к продолжению диалога.

Примеры:

  • Поистине, мне не известно, что приведет его к смерти быстрее, чем нервозность жены.

  • Струсили они, признайся, когда окутали запястье девы кандалы.

  • Не могу, мой сир, смею сказать, на то была причина.

Ориентируясь по группам значений, можно легко определить, является ли смысловая единица вводным словом.

Уверенность, неуверенность, предположение, допущение

  • Действительно, произведения Достоевского переполнены реализмом.

  • Стефан прибудет после обеда, должно быть, захочет отдохнуть с дороги.

  • Профессор, кажется, у вас грубая ошибка при расчётах.

  • Он, безусловно, будет не рад моему присутствию.

  • Может быть, она покинула страну в погоне за счастьем?

Чувства, оценка происходящего

  • Пономарев, к счастью, вернулся с войны при полном здравии.

  • Тошка рвалась в бой, по крайней мере, хотела показать, что не готова бездействовать.

  • Гончар, по сути, глубоко творческая личность.

  • Сударь, вы, однако, столь некомпетентны, что мне просто неловко.

  • Меня, к счастью, приняли в семью и полюбили всем сердцем!

Источник сообщения

  • Ребеночка отец не признал, мол, на момент зачатия в армии служил.

  • По преданию скандинавских викингов, говорят, дочь вождя имеет право выбирать себе мужа по воле сердца.

Порядок мыслей, способ их оформления, итог

  • Итак, необходимо приложить все усилия для достижения поставленной цели.

  • Короче говоря, меня никак не прельщает идея рисковать своей жизнью.

  • Прежде всего, необходимо изучить образцы маркеров с вирусом.

Привлечение внимания

  • Напоминаю, для пересдачи экзаменов необходимо явиться в аудиторию к десяти утра.

  • Она украла мое сердце, что еще важнее, запала в душу.

Степень обычности

  • Ее альтруизм, как всегда, ничем хорошим не закончится.

  • На закате осенью, бывало, пролетали клином журавли.

Как отличить вводные слова от членов предложения

Отличительной чертой вводной конструкции является отсутствие возможности задать вопрос. 

Как отличить вводные слова от членов предложения

В других случаях наличие вводной единицы определяется так:

  • проверяется смысл речи без ее присутствия;

  • вставные конструкции не могут быть ни главными, ни второстепенными членами;

  • омонимичная единица, в отличие от вставной, может быть любым по степени важности членом предложения.

Образец применения данной инструкции:

  • В целом, ничего не поделаешь с гнилой душонкой – фраза изъясняет позицию утверждения и безысходности.

  • Твоя работа в целом заключается в регулировании потока воды – вводной единицы не имеется, заменено наречием.

  • Далее мадам оказывается в незнакомом месте – представлен глагол несовершенного вида.

  • Оказывается, он знал и молчал о том, что Доминика питает платонические чувства к Марко – речь изъявляет наличие факта и удивления.

  • Он вообще не знал, чего от него хотят – вставного слова нет, заменено наречием.

  • Вообще, я хочу верить его словам – выражение неуверенности.

Правила выделения вводных слов запятыми

На письме вводные единицы определяются запятой, более сложные конструкции – с помощью тире. Сочетания слов в центре предложения обособляются знаками препинания по обеим сторонам.

Выделение вводных слов запятыми

Примеры:

  • Наверняка, Шерлок заподозрил миссис Ватсон в интригующем деле.

  • Мальчишка, однажды, буквально покорил сердца зрителей своим шармом.

  • Дело зашло в тупик, тем самым, обременяя сыщика еще большим количеством вопросов.

Какие слова не являются вводными

Слова, представленные ниже, ни в коем случае не обособляются запятыми и не представлены в качестве вводных единиц.

Какие слова не являются вводными

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет о вводных словах и сочетаниях.

Урок 31. Вводные слова и вводные сочетания. Смысловая, стилистическая роль и основные значения вводных слов и сочетаний. Омонимия членов предложения и вводных слов и сочетаний. Проверка вводных слов на письме. Слова и сочетания, не являющиеся вводными. Учимся создавать высказывания

Вводными называются такие грамматически не связанные с членами предложения и не выступающие членами предложения слова и сочетания слов, которые в основном служат для выражения отношения говорящего (пишущего) к высказываемой мысли. Это значит, что вводные слова и сочетания специально вводятся в состав предложения автором высказывания.

Проанализируем с этой точки зрения абзац из рассказа Е. Носова «Белый гусь», где вводное слово выделено шрифтом:

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Теперь исключим из текста слово казалось. Прочитайте и убедитесь, что при этом не изменится ни функциональный стиль — отрывок останется художественным, ни тип речи — он останется описательным. При этом мы, читатели, будем воспринимать этот отрывок так, как будто бы сами наблюдаем за разыгравшейся непогодой. Автор совершенно удален из текстового пространства, не виден. А вот со словом казалось образное сравнение тучи, что она, «как мешок, распоролась вся», выдает взгляд самого автора — это ему, автору, казалось. Однако автор присутствует не прямо (текст ведь не от первого лица), а опосредованно, и получается, что кажется и ему, и нам, а значит, усиливается эмоциональное воздействие текста.

Вводные слова и сочетания имеют различные значения, при этом объединенные в группы бывают синонимичны. Все они произносятся с характерной интонацией вводности (перечитайте в отрывке предложение с вводным словом и убедитесь), а на письме независимо от местоположения выделяются в основном запятыми.

Основные значения вводных слов и сочетаний.

1. Слова и сочетания, указывающие на уверенность или неуверенность автора в информации, представленной в высказывании:

без сомнения, бывает, видимо, возможно, в самом деле, должно быть, кажется, казалось, как водится, как всегда, как правило, конечно, может быть, очевидно, наверное, несомненно, по-видимому, пожалуй, по крайней мере, по обыкновению, правда, разумеется, само собой разумеется, самое большее, самое меньшее, случается, чай, и т. д., например:

Дождь, наверное (чай, кажется, может быть, должно быть, пожалуй, по-видимому, возможно), скоро перестанет.

Исследуйте взятые в скобки вводные слова по признаку схожести понятий в данном предложении. Полные ли они синонимы?

Задание. Любая рецензия предполагает употребление вводных слов и сочетаний, поскольку рецензент выражает свои мысли по поводу авторского текста, приводя в качестве их обоснования слова автора. В сочинении-рецензии есть такое контекстное предложение (начало контекста в квадратных скобках):

[«Любовь — главнее всех», — делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.]

Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, «видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича».

Проанализируйте выделенные вводные слова с точки зрения принадлежности определенному автору. Кому принадлежит первое? Кому второе и третье, приведенные в кавычках?

 2. Слова и сочетания, демонстрирующие различные чувства автора высказывания, его эмоциональную оценку:

к счастью, к несчастью, к досаде, к прискорбию, к сожалению, как на грех, неровен час, странное дело, удивительное дело, чего греха таить, и т. д., например:

Дождь, к сожалению (к досаде, к прискорбию, к несчастью, как на грех), так и не перестал.

Задание.
Слова в скобках тоже объединены по признаку синонимичности. Полная ли здесь синонимия? Найдите в перечисленных словах фразеологизмы.

3. Слова и сочетания, с помощью которых автор демонстрирует способ выражения своих мыслей:

грубо говоря, иначе говоря, если можно так сказать, к слову сказать, как говорится, между нами говоря, мягко говоря, не в укор будь сказано, словом, одним словом, проще сказать, так сказать, что называется и т. п., например:

По своей природе газета требует от литератора, так сказать, спортивной формы. (К. Федин)

Обратите внимание, как с помощью вводного сочетания автор образно выражает мысль: газетчики не должны быть одеты в спортивную форму, они должны быть готовы к трудностям, как спортсмены.

Задание. Подберите из слов и сочетаний исследуемой группы синонимы к сочетанию, употребленному в авторском высказывании.

4. Слова, указывающие на источник информации:

говорят, по-моему, по-твоему, по мнению, по слухам, по сообщению, по свидетельству, и т. д. Автор сообщения при этом то как бы снимает с себя ответственность за достоверность информации, то, наоборот, подкрепляет ее ссылкой на достоверный источник, например:

1) Говорят, дождь скоро перестанет.

2) По мнению Олега, дождь перестал.

Задание.
Прочитайте предложение из сочинения-рецензии. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением».

Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово Савельич подлежащее, стоящее в начале предложения. Поставьте в начало предложения вводное сочетание и проанализируйте оттенок смысла.

5. Слова, способствующие логической организации текста:

в общем, во-первых, во-вторых, впрочем, в частности, главное, далее, значит, итак, кроме того, наконец, наоборот, например, напротив, однако, с одной стороны, с другой стороны, следовательно, таким образом и т. д., например:

Сотрудник объяснил, что опоздал на работу, во-первых, из-за того, что автобус пришел не по расписанию, а во-вторых, из-за пробок на дорогах.

Задание. В формировании какого стиля речи в основном участвуют вводные слова этой группы?

6. В диалогической, то есть исключительно разговорной, речи употребляется группа вводных слов и сочетаний, представляющих обращение к собеседнику, а также демонстрирующих обороты вежливой, этикетной речи:

пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, видите ли, вообразите, знаете ли, представляешь, признайтесь, прошу тебя (вас), сделайте одолжение, и т. п., например:

— Коростелев! — сказал Сережа. — Дорогой мой, милый, я тебя прошу, ну пожалуйста, возьми меня тоже! (В. Панова)

Задание.
Замените вводное слово в примере на синонимичное сочетание сделай одолжение. Изменится ли оттенок смысла? Как называются с точки зрения структуры предложения слова Коростылев, дорогой, милый?

Если вводное сочетание образует неполную конструкцию, то есть пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста, то вместо одной из запятых ставится тире, например:

С одной стороны, Миша отлично учится, с другой — хороший спортсмен.

Задание.
Прочитайте парные предложения, обращая внимание на смысл и интонацию высказываний. Определите грамматическую основу каждого предложения. Какие слова не связаны ни с одним членом предложения? Найдите среди них вводные слова и обращения.

1. Учитель, верно, приедет из командировки завтра. Ученик верно ответил на вопросы учителя. 2. Удостоверение действительно еще год. Удостоверение, действительно, может еще понадобиться. 3. Вот и пришла весна-красна. Скорей, весна-красна, приходи! 4. В подвале плохо видно. В подвале жить, видно, совсем плохо. 5. Мы, кажется, сбились с дороги. Задача кажется трудной. 6. Сосед, должно быть, захворал. Строительство дома к осени должно быть закончено. 7. Весной возможно наводнение. Весной, возможно, будет наводнение. 8. Коля идет в школу. Коля, идешь в школу?

При употреблении вводных слов на письме необходимо учитывать, что они образовались от самостоятельных частей речи путем утраты последними лексических значений. В связи с этим наблюдается омонимия вводных слов не членов предложения и самостоятельных частей речи — членов предложения.

Проверка — исследование структуры предложения, а именно:

а) член предложения связан вопросом в словосочетании с другим членом предложения — вводное слово нет;

б) вводное слово может быть изъято из предложения без нарушения смысла высказывания или переставлено в другое место;

в) вводные слова определенных значений часто синонимичны, так же как и самостоятельные части речи, например:

1) Вы, верно, переведены сюда из России? (М. Лермонтов) — Вводное слово, указывающее на сомнение автора, можно изъять из предложения: Вы переведены сюда из России? Можно заменить синонимичным вводным словом: Вы, очевидно, переведены сюда из России?

2) Вы верно перевели этот рассказ с английского? — К обстоятельству, выраженному наречием, можно поставить вопрос от сказуемого: перевели (как?) верно. Это наречие можно заменить синонимичным наречием: Вы правильно перевели этот рассказ с английского?

Следует обратить внимание на следующие слова, выступающие в предложении то в качестве вводных, то в качестве членов предложения.

1. Слово однако вводное, если, участвуя в логическом оформлении текста, стоит в середине или в конце предложения, например (обратите внимание на интонацию вводности):

1) Тема, однако, не новая. = Тема не новая.

2) Тема не новая, однако. = Тема не новая.

Это же слово, стоящее в начале предложения или связывающее однородные члены или предложения, имеет значение противительного союза но и запятой не отделяется, например:

1) Однако это интересная тема.

2) Тема не новая, однако (но) интересная.

3) Тема была не новая, однако она вызвала отклик у читателя.

2. Слово значит вводное, если, участвуя в логическом оформлении текста, синонимично словам следовательно, выходит, например (интонация!):

Солнце, значит (следовательно, выходит), уже клонится к закату. = Солнце уже клонится к закату.

Это же слово в значении «означает» выступает либо сказуемым, либо указательной частицей перед сказуемым, выраженным неопределенной формой глагола, например:

1) Этот человек много значит для меня.

2) Жить — значит бороться.

3. Слова например, в частности вводные, если их без изменения структуры предложения можно опустить, например:

Из цветов, например (в частности), одуванчика можно приготовить целебный отвар. = Из цветов одуванчика можно приготовить целебный отвар.

Эти же слова входят в состав уточняющего оборота, если он конкретизирует понятие предыдущего слова или сочетания; в этом случае из предложения может быть удален весь оборот, например:

Из многих цветов, например одуванчика, можно приготовить целебный отвар. — Сочетание например одуванчика сужает понятие сочетания многих цветов и выступает уточняющим приложением: из многих цветов (а именно каких?) например одуванчика.

4. Слово наконец вводное, если указывает на факт, завершающий перечисление целого ряда фактов. В других случаях это слово указывает на некое итоговое событие или явление и выступает членом предложения — в этом случае к нему можно подставить частицу -то, например:

Наконец и дорога перестала занимать его [Чичикова], и он стал слегка закрывать глаза и склонять голову к подушке. Автор признается, этому даже рад, находя, таким образом, случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела (Н. В. Гоголь. «Мертвые души».)

Задание. В каком случае к слову наконец в этом отрывке можно подставить частицу -то, указывающую, что перед нами не вводное слово, а член предложения. Какой? Найдите в отрывке еще вводное выражение и проанализируйте его значения.

5. Сочетание с точки зрения вводное, если высказывание принадлежит какому-то лицу, в предложении выраженному одушевленным существительным или личным местоимением, например:

1) С моей точки зрения, произошло настоящее открытие.

2) С точки зрения ученых, произошло настоящее открытие.

Это же сочетание не является вводным и не выделяется запятыми, если высказывание не принадлежит действующему лицу, например:

С точки зрения науки это настоящее открытие.

6. Частица бывало употребляется в значении вводного слова, если оно синонимично слову случалось, и выделяется запятыми. Слово было входит в состав сказуемого и запятыми не выделяется.

Задание.
Проанализируйте интонацию и структуру каждого из следующих предложений и объясните пунктуацию.

1) У нас на обед, бывало, подавали курятину.

2) На обед подали было курятину, да передумали.

3) У нас на обед бывало много народу.

Вводные слова и сочетания могут стоять рядом с сочинительными союзами, соединяющими однородные члены. Если вводную конструкцию можно перенести в другое место предложения или опустить без нарушения его структуры, то она отделяется от союза запятой, например:

Я приеду к вам на дачу завтра и, может быть, останусь на ночь. = Я приеду к вам на дачу завтра и останусь на ночь, может быть.

Если перенесение или изъятие вводной конструкции невозможно, значит, союз входит в ее состав и запятая после союза не ставится, например:

Я приеду к вам на дачу завтра, а может быть, останусь и на ночь.

В начале самостоятельного предложения после сочинительного союза перед вводным словом запятая обычно не ставится, например:

И наконец, достоинство работы — отсутствие орфографических ошибок.

Помните, вводные слова — еще один элемент, усложняющий и обогащающий высказывание. При выполнении упражнений будьте начеку: на месте стоящих рядом союза и вводного слова может не быть интонационной паузы, поэтому при решении пунктуационной задачи ориентируйтесь на структуру предложения.

Задание. Прочитайте предложение. Объясните все знаки препинания.

Ружья, пробывшие двое суток на морозе и, вероятно, густо смазанные маслом, дали осечки. (В. Арсеньев)

Практически не употребляются в качестве вводных слова и сочетания вообще (не путайте с вводным в общем, указывающим на подведение итога), прежде всего, по крайней мере, поскольку не несут в себе авторского отношения в высказывании. Тем не менее иногда авторы художественных и публицистических текстов употребляют их и как вводные, желая таким образом обратить читательское внимание на какой-либо факт, сравните:

1) Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно если вспоминаю о том, кто под ними покоится. (М. Лермонтов) (Что такое эпитафия? Толковый словарь!)

2) Читатель, вообще, в этом немного похож на Ивана Васильевича. (Ф. Сологуб)

3) Петрарка считал сады прежде всего источником радости. (Д. Лихачев) (Кто такой Петрарка? Энциклопедический словарь!)

4) Опустив многоглаголание воспитателя, обратимся, прежде всего, к двум предметам, предрекавшим успех на избранных впоследствии Козьмой Прутковым поприщах. (Д. Жуков) (Кто такой Козьма Прутков и чем он славен?)

5) По крайней мере он на это надеялся. (Ф. Достоевский) — Здесь тяготение к союзу однако.

6) По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. (Ф. Достоевский) (Что такое острог? Каков современный синоним этого слова?)

Исходя из примеров, нужно признать, что выделение на письме приведенных конструкций, скорее, выражение авторской воли.

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания:

а) частицы, используемые для передачи сомнения, авось, небось, якобы:

Этот знаменитый доктор авось болезнь вылечит;

б) уточняющая частица как будто:

Саша как будто неплохо учился;

в) сложные союзы между тем, вместе с тем, тем не менее:

Еще было светло, между тем (тем не менее) солнце клонилось к закату. (Какому союзу синонимичны представленные в предложении?);

г) обстоятельства наверняка, в конечном счете, в конце концов:

Этот дом в конечном счете был снесен;

д) определение так называемый (не путать с вводными так сказать, иначе говоря, что называется и т. п.):

Мне показалось странным присутствие на заседании совета моего так называемого оппонента.

Обратите внимание, что во всех примерах приведенные слова и сочетания не выделяются интонационно.

Задания. 1. Укажите предложение, где на месте пропуска не нужна запятая.

1)    Быть может_ это доктор Борменталь свистнул червонцы?

2)    Но тут_ вдруг_ та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула их.

3)    Я_ мол_ решительно не знаю этого человека.

4)    Смешно_ кстати_ только то, что остроумно.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)    Я обязан сказать вам это, как говорится, прямо и честно.

2)    Я обязан сказать вам это, как человек прямой и честный.

3)    Как человек, честно говорящий правду, я обязан сказать вам это.

4)    Я обязан, как человек честный, сказать вам правду.

Ответ: 2.

Каждый раз, когда я пишу текст, у меня возникает вопрос: выделять «так» и «таким образом» запятой или не выделять? Уточняя в справочниках, каждый раз выделяю, понимая, что это вводное слово. Но в следующем тексте меня опять одолевают сомнения: а вдруг это не оно. И я опять лезу на грамоту.ру и ищу подтверждение. Поэтому сегодня я пишу о них — дорогих и любимых вводных словах и словосочетаниях (СС).

Как определить вводное слово?

Вводное слово или словосочетание всегда легко убрать  из предложения, и смысл его от этого не изменится. «Может быть, пройдем дальше?» // «Пройдем дальше?» Тогда как в предложении «Грудное молоко может быть единственным источником жидкости для младенца в этот период» эта конструкция составляет его основу.

Вводные слова или словосочетания не входят в состав предложения и не связаны с другими членами синтаксической связью. Они модальные, обладают оценочной смысловой нагрузкой, выражают отношение автора к происходящему, дают сведения о связи этого куска повествования с контекстом и пр.

Розенталь

Справочники Дитмара Эльяшевича Розенталя помогут разобраться с вводными словами

Какие типы вводных слов и СС существуют?

По смыслу
  1. Порядок, последовательность мыслей, разбивка на фрагменты:

Итак, продолжим.

«Во-первых, это вопрос ответственности.

  1. Выражение отношения к сказанному:

Вероятно, он выпил лишнего.

Несомненно, Луна вращается вокруг Земли.

  1. Ссылка на чье-то авторство:

Дескать, это я виновата?

По-вашему, стоило соглашаться?

  1. Апелляция к слушающему:

Видите ли, сегодня это решительно невозможно.

  1. Отношение к сообщению, выражение чувств, эмоциональная оценка:

К счастью, я прошел конкурс в ВУЗ и стал студентом.

  1. Оценка количества:

Туфли этой марки стоят, по меньшей мере, в два раза дороже твоей машины.

  1. Привлечение внимания к высказыванию:

Смешно сказать, я перестал выходить их своей комнаты, и жена приносила мне чай и зубную щетку к компьютеру.

  1. Обозначение редкости или обыденности действия:

Бывало, он выходил с женой в театр.

Как обычно, в 7:30 он уже стоял на остановке в ожидании автобуса.

  1. Уточнение:

Сказать прямо, нас приняли очень тепло.

По части речи

Вводные слова пока не причисляют к отдельной части речи (хотя пытаются), поэтому можно выделить несколько типов вводных слов:

  • Именные: а главное, как правило и подобные.
  • Глагольные: как сказано, мягко говоря и другие.
  • Наречные: точнее, очевидно и другие.
  • Вводные сочетания содержат несколько слов разных частей речи: по правде сказать, вернее говоря, по вашему мнению и прочие.

Чтобы вам было проще определить, вводное слово или нет, воспользуйтесь списком вводных слов и СС на портале грамота.ру

Про исключения

  1. Часть слов однозначно никогда не может быть вводными.

Это список стоит запомнить:

будто, как будто, между тем, словно, якобы, как раз, притом, всё-таки, почти, примерно, вдруг, даже, как бы, вдобавок.

  1. А слова «однако», «наконец», «итак» необходимо уметь отличать в виде вводных слов и в виде других форм.
  • Так, «однако» в начале слова в значении «но» выполняет функцию не вводного слова, а союза.

Однако экзамен был непростой.

Ну ты и ловкач, однако.

  • «Наконец» в значении «в итоге», «наконец-то» также не является вводным словом. Это обыкновенное наречие без дополнительных функций.

Наконец ты пришел!

На обед были поданы уха, жареная курочка, грибы в сливочном соусе и, наконец, фруктовый десерт.

  • «Итак» — вводное слово только в случае слитного написания.

Итак, все предосторожности соблюдены, теперь — к делу!

  1. Существует еще одно исключение, о котором многие не знают или забывают. Вводные слова — если мы достоверно определили, что это именно они — могут не выделяться запятой еще в одном случае. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота.

Это важно — в начале или в конце, потому что, находясь в середине, оно выделяется, как в любом другом обычном случае.

Мои друзья вероятно долгое время ожидавшие меня у подъезда, были недовольны моим решением не ходить в этот день в кино.

Мои друзья, долгое время, вероятно, ожидавшие меня у подъезда, были недовольны моим решением не ходить в этот день в кино.

  1. Многие путаются также в обособлении слова «например». Оно выделяется запятыми всегда.

Я люблю поиграть со своим котом, например, привязываю бантик на ниточку или бросаю клубок.

Но в случае, когда находится в конце или начале оборота — выделяется знаками препинания вместе с ним, а не индивидуально. Это правило не соблюдается очень и очень многими, поэтому обратите внимание на этот пример.

Люблю восточную кухню, плов например.

Даже в городах, например в Москве, когда тронется мелководная Москва-река, все её берега и мосты бывают усыпаны народом.

Вопросом заинтересовались и другие, я например.

Еще один интересный случай использования слова «например». Если оно стоит после обобщающего слова и перед однородными членами (перечислением, примерами), то перед «например» ставится запятая, а после — двоеточие.

Требуется особая лапка для обработки некоторых видов тканей, например: шелка, трикотажа, крепа.

Более подробно почитать про особенности написания вводных слов, словосочетаний и предложений можно тут:

  • Алфавитный список вводных слов
  • Д.Э. Розенталь «Справочник по орфографии и пунктуации»
А вы теряете запятые во вводных словах? Узнали для себя что-то новое? Поделитесь в комментариях, какие ошибки чаще всего совершаете. Что вызывает трудности и вопросы? Давайте вместе разберемся.

Ещё вам может быть интересно:

10 основных случаев постановки запятых. Часть 1

10 основных случаев постановки запятых. Часть 2

Правила оформления списков в текстах

Как научиться писать грамотно

smurova

Светлана Смурова, филолог, копирайтер

Член Редколлегии «Мама-райтер»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти airpods в квартире по звуку
  • Как найти в майнкрафте ядро
  • Составьте памятку как сохранить зрение при работе на компьютере
  • Как составить краткую аннотацию текста
  • Как найти чарон бейби дома