Как найти янтарную комнату

Польские СМИ сообщили об обнаружении на дне Балтийского моря теплохода «Карлсруэ», затонувшего в апреле 1945 года в ходе операции по вывозу немецких войск из осаждённого Кёнигсберга. Польские водолазы нашли на дне множество закрытых ящиков, в которых, по их версии, могла перевозиться легендарная Янтарная комната. После вывоза из Царского Села она находилась в Кёнигсберге, но в 1945 году её следы были утеряны, и о дальнейшей судьбе шедевра историки горячо спорят по сей день. Российский писатель Александр Мосякин много лет изучает вопрос перемещения культурных ценностей в годы войны. Благодаря доступу к ранее неизвестным архивным документам и материалам несколько лет назад он смог озвучить свою версию судьбы исчезнувшей комнаты. В интервью RT историк рассказал, почему не стоит искать её на дне моря и где пропавший шедевр может находиться в настоящее время.

— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.

— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.

— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?

— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.

— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?

— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу. 

Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.

Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.

— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?

  • Подводные съёмки затонувшего парохода «Карлсруэ»
  • Reuters
  • © Tomasz Stachura/ Baltictech/Handout

— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.

— Возвращаясь к Янтарной комнате… Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?

— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.

Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.

Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.

В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».

— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?

— Да, эти «лишние» детали некуда было деть, и они просто хранились в запасниках замка или в подвалах Имперского банка напротив. В августе 1944 года, перед началом сильных бомбардировок города, доктор Роде комнату демонтировал и спрятал в подвалах замка. В конце года Мартин Борман, отвечавший за имущество Гитлера, приказал Коху и Роде эвакуировать Янтарную комнату. Но Альфред Роде был её фанатиком. Когда в ночь на 30 августа 1944 года англичане страшно бомбили Кёнигсберг, впервые применив напалм, Роде сидел в своём кабинете в замке над подвалами с янтарными панелями, решив, что если ему суждено погибнуть от бомб, то он погибнет вместе с ними. В ту ночь он поседел, а от бушевавшего вокруг огня оплавились шесть цокольных янтарных панелей.

  • Подводные съёмки затонувшего парохода «Карлсруэ»
  • Reuters
  • © Tomasz Stachura/ Baltictech/Handout

— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?

— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.

А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.

— Известно, куда они в итоге попали?

— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.

Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м. 

Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.

— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?

— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.

— Откуда известны такие подробности?

— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.

— Так что же с ней в итоге произошло?

— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.

По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.

Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.

У СССР за военные поставки были долги перед США на $11,3 млрд,  из них $9,8 млрд Москва признала, а платить было нечем. По договору срок платежей по ним наступал через пять лет после окончания войны, то есть как раз в 1950 году. В золоте долг составлял 8722 тонны, а золотой запас СССР в 1953 году был 2050 тонн. Вот и рассчитывались тем, чем могли.

  • © Wikimedia commons

Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.

— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?

— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями. 

— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?

— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».

— Удалось их разыскать?

— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.

— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.

— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.

 А легко отличить оригинал от копии?

— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.

  • Янтарная комната до Великой Отечественной войны
  • РИА Новости

Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.

— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?

— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне  однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.

— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе? 

— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.

Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.

Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.

80 лет назад, в октябре 1941 года, из Екатерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом немецкими оккупантами был похищен шедевр декоративно-прикладного искусства XVIII века — Янтарная комната. Весной 1945 года произведение, перевезенное в Кенигсберг, бесследно исчезло. Часть историков всё больше впадают в пессимизм: если Янтарная комната и найдется, то она будет в непригодном для экспонирования состоянии, предположили собеседники «Известий». Однако калининградские специалисты считают, что искать в первую очередь нужно там, где произведение исчезло — то есть в границах их города.

Искусствоведы в штатском

14 октября 1941 года в документах 50-го армейского корпуса вермахта была сделана запись о транспортировке из захваченного гитлеровцами города Пушкин произведений искусства, в том числе облицовки Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

К приходу немцев значительная часть ценностей Царского Села была эвакуирована в Новосибирск — в соответствии с эвакуационным планом 1936 года. Такие планы были разработаны в каждом музее, тем более в ленинградских — до 1940 года финская граница проходила всего в 32 км от города. Янтарная комната в том плане не значилась.

123

Фото: pushkin.ru

Разграбленный и частично сгоревший Екатерининский дворец после немецкой оккупации

По предположению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН доцента Дмитрия Суржика, Янтарную комнату было решено не трогать из-за ее хрупкости. Начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова уточнила, что уже до войны драгоценное убранство нуждалось в реставрации — янтарь осыпался. Правда, в эвакуационном плане 1938–1939 годов Янтарная комната упоминалась, но этот документ был утерян. Музейные работники обернули янтарные панно и предметы в бумагу, затем в марлю и вату и оставили на месте.

Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, его решили оставить на месте. Никто не предполагал, что немцы будут продвигаться так быстро, — сказал Дмитрий Суржик. — К тому же в штате музея на июль 1941 года оставалось всего пять человек. Эвакуировать такую хрупкую и объемную вещь они не могли физически.

Немцы вошли в Пушкин 18 сентября с заранее подготовленным планом хищения культурных ценностей.

— В конце 1930-х в СССР прибыла кунсткомиссия — группа немецких искусствоведов под руководством Нильса фон Хольста, который управлял внешними связями берлинских музеев, — рассказал «Известиям» Дмитрий Суржик. — По итогам работы, в частности, этой комиссии министр пропаганды Йозеф Геббельс приказал подготовить список германских культурных ценностей, которые, с его точки зрения, незаконно оказались у иностранцев. Янтарную комнату прусский король Фридрих I подарил российскому императору Петру I, а советская власть не имеет к императору никакого отношения — такая была логика.

123

Фото: dostop.ru

Янтарная комната после войны

Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в рейх.

29 сентября в оккупированный Пушкин приехали два искусствоведа, которые лично руководили демонтажем и транспортировкой произведения. Эту работу выполнили шесть солдат из строительной роты под командованием унтер-офицера.

Спустя некоторое время изображение Янтарной комнаты появилось на немецких пропагандистских фотографиях — ее доставили на «родину», в Восточную Пруссию, и сделали экспонатом музея в бывшем королевском замке в Кенигсберге.

Потери и находки

Точную дату и обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты из кенигсбергского замка установить не удается: известно лишь, что это произошло в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года.

Часть доставленного из Пушкина в Кенигсберг янтарного убранства оставалась нераспакованной — по оценке замдиректора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, порядка 20%. Фридрих подарил Петру свой янтарный кабинет, который размещался в замковом зале, где потолки были ниже, чем в Екатерининском дворце в Царском селе.

123

Фото: dostop.ru

Королевский замок Кенигсберг — последнее известное место хранения Янтарной комнаты

В ящиках оставались элементы, которые были выполнены под руководством Растрелли, с тем, чтобы по высоте заполнить свободное пространство: янтарные панели, зеркальные пилястры, различный декор, — рассказал Анатолий Валуев.

Предметы из этих ящиков, говорит Дмитрий Суржик, время от времени всплывают на аукционах. В частности, 29 апреля немецкие власти вручили Российской Федерации некоторые экспонаты, которые удалось выловить на частных аукционах. Это не всегда получается. В начале 1990-х годов мелькнула янтарная гемма с воином — она досталась неизвестному покупателю. Спасенные находки вернулись в современную Янтарную комнату, которую 31 мая 2003 года воссоздали российские реставраторы.— Сегодня в экспозиции Янтарной комнаты подлинные часы и комод, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское Село» Ирина Начарова. — Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской работали над воссозданием комнаты на протяжении 20 лет. В 1990-х в Германии была обнаружена подлинная флорентийская мозаика из Янтарной комнаты «Осязание и обоняние». Когда ее сравнили с воссозданной, пришли к выводу, что это точная копия, которая ничем не отличается от оригинала, что доказывает высочайшее мастерство наших реставраторов. Сегодня оригинал хранится в фондах музея, участвует в выставках.

Элемент убранства из янтарной комнаты в Государственном музей-заповеднике «Царское Село»

Элемент убранства из Янтарной комнаты в Государственном музее-заповеднике «Царское Село»

Фото: РИА Новости/Дмитрий Коробейников

Анатолий Валуев считает огромной ошибкой тот факт, что советское руководство не уберегло Альфреда Роде — хранителя янтарных коллекций Кенигсбергского замка, который мог не только знать, но и лично участвовать в операции по демонтажу и вывозу Янтарной комнаты. Этот человек вместе с женой остался в городе после прихода Красной армии, но в декабре 1945 года скончался.

Под землей и под водой

Собеседники «Известий» называют исчезновение Янтарной комнаты одной из главных загадок XX века. Ее поиски начались в 1945 году и не прекращаются до сих пор. Количество версий о местонахождении шедевра исчисляется десятками. Однако все они одна за другой оказывались несостоятельными. Сегодня в ходу несколько основных версий.

В 2013 году бывший солдат вермахта Вильгельм Крафт заявил, что сокровища зарыты на окраине поселения Аса на севере Ютландии, — напомнил Дмитрий Суржик. — Учитывая, что морские коммуникации Гитлера находились под прицелом союзников, коды «Энигмы» были дешифрованы и судовые журналы большинства кораблей доступны, версия представляется маловероятной. В марте 2019 года была обнаружена дневниковая запись офицера СС Эгона Оленхауэра, если верить которой, Гитлер отдал приказ спрятать 260 грузовиков с различными ценностями в 11 местах на территории Польши.

123

Фото: eadaily.com

Пароход «Карлсруэ» на дне Балтики

Осенью 2020-го польские подводные археологи обнаружили в Балтике немецкий пароход «Карлсруэ», затопленный союзниками 13 апреля 1945 года. Он участвовал в операции «Ганнибал», когда немцы эвакуировали из Восточной Пруссии людей и ценности. По воспоминаниям очевидцев, «Карлсруэ» нес невероятной тяжести груз — 300 тонн каких-то ящиков, из-за чего потерял скорость хода и стал легкой добычей британских летчиков.

— Британские дайверы обследовали судно. Якобы найден разбитый ящик, в котором видна янтарная рама и прогнившая картина, — отметил Дмитрий Суржик. — Если там действительно фрагменты Янтарной комнаты, то они, скорее всего, погибли в агрессивной среде и превратились в бесформенную массу.

Эксперт считает, что не стоит питать особых надежд на успех поисков. Ирина Начарова из Царскосельского музея также настроена довольно скептично.

— Думаю, при ненадлежащих условиях хранения фрагменты Янтарной комнаты уже превратились в янтарный песок. Во всяком случае, к экспонированию она вряд ли будет пригодна. Хотя, конечно, если комнату обнаружат, это станет событием мирового масштаба — сказала специалист.

Замминистра по культуре и туризму Калининградской области Анжела Хохлова предлагает доверять только проверенной информации.

— Насколько я знаю, серьезных исследований сейчас не проводится, — сказала чиновница. — Предположения — это одно, но мы должны следовать за научной доказательной базой, а ее нет. По этой причине, оценивая версии, мы крайне сдержаны.

В Калининградском историко-художественном музее оптимизма больше — здесь надеются, что шедевр уцелел и найдется.

— Почему бы нет? Ведь Шлиман всё-таки нашел Трою, — сказала руководитель пресс-службы Мария Теплышева.

Посетители в Янтарной комнате Екатерининского дворца на территории Царскосельской императорской резиденции «Царское Село»

Посетители в Янтарной комнате Екатерининского дворца на территории Царскосельской императорской резиденции «Царское Село»

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Анатолий Валуев полагает, что искать следует в первую очередь в самом городе, исторический центр которого испещрен тайными подземельями и тоннелями.

— К сожалению, долгое время в Калининграде поиски велись без участия археологов, — заметил ученый. — Основные экспедиции работали, когда королевский замок был уже уничтожен и сровнен с землей. Время упущено. Целенаправленно Янтарную комнату уже не найти. Но случайно можно. Например, если в ходе новостроечных работ будут проводиться археологические изыскания. Нельзя исключить, что глубокие подвалы, тайные ходы приведут к каким-нибудь бункерам, а в них мы увидим ящики с произведениями из Янтарной комнаты.

Историк предполагает, что шедевр с высокой долей вероятности всё еще находится на территории Калининграда.

Янтарная комната является жемчужиной Екатерининского дворца и одним из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. С ее историей связано много тайн и легенд. Янтарную комнату изготовили лучшие мастера Пруссии, она была передана Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического подарка Петру I. Во время Великой Отечественной войны реликвию похитили немцы, после чего она загадочно исчезла. Ее разыскивают не одно десятилетие. Вопрос нахождения ценных экспонатов давно будоражит умы ученых. Что представляло из себя «восьмое чудо света»? Как Янтарная комната попала в Россию? Где, по мнению экспертов, она может располагаться?

Создание Янтарной комнаты

Янтарная комната была в высоту 7,8 метра, ее площадь 100 квадратных метров. Чтобы сделать облицовку трех стен, понадобилось 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в 1 килограмм купили у столичного коллекционера за 1 тысячу долларов.

Янтарный кабинет — это единственный интерьер, который оформлен при помощи этого уникального минерала, который имеет такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца.

В 1770-х годах во время правления Екатерины II создание удивительного убранства завершилось. Янтарный убор находился на трех ярусах и занимал три стены комнаты. Средний ярус представлял из себя восемь вертикальных панно. На четырех их них установили композиции из цветных камней, которые были выполнены великим камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки во Флоренции в 1752 году.  

Панно, которые были созданы в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, описывали аллегории пяти чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. В промежутках между ними разместили зеркальные пилястры. История Янтарной комнаты началась в конце XVII — начале XVIII века в Пруссии.

История создания Янтарной комнаты

Король Пруссии Фридрих III после восхождения на престол решил выполнить каприз своей супруги Шарлотты-Софии, перестроив небольшой летний дворец в Литценбурге. Королева хотела добавить какого-то великолепия в интерьер, одну из комнат сделать особенно необычной. 

Фото: © ТАСС/Roland Weihrauch/DPA

Для этого был приглашен архитектор Иоганн Фридрих Эозандер. В помощь ему из Копенгагена приехал резчик по янтарю и слоновой кости Готфрид Вольфрам. Когда королева умерла, работы по созданию янтарных панно остановились. Они так и не были установлены во дворце Литценбурга.

Новый король Фридрих Вильгельм I сделанные уже панно разместил в одном из кабинетов Берлинского королевского замка. В 1716 году по пути во Францию Петр I заехал в Габельберге (недалеко от Берлина) и увиделся с Фридрихом Вильгельмом I. Император Всероссийский был очарован полотнами. И прусский монарх отдал ему в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту «Либурника» по случаю заключения русско-прусского союза.

Янтарные панно доставили в Петербург в 18 ящиках. Там их принял губернатор Александр Меншиков. Однако в коллекции не хватало нескольких деталей, и янтарный кабинет при Петре I так и не был установлен.

В 1743 году императрица Елизавета Петровна вспомнила о янтарных панно, которые хранились в Летнем дворце. Она велела архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Мастер проявил смекалку и на месте недостающих частей закрепил зеркальные пилястры и росписи под янтарь.

В 1745 году прусский король Фридрих II хотел расположить к себе Елизавету Петровну, поэтому подарил ей еще одну янтарную панель, рисунок которой прославлял императрицу. Янтарная комната служила залом для официальных приемов в Третьем Зимнем дворце. В июле 1755 года янтарный интерьер переехал в Екатерининский дворец, находящийся в Царском селе.

В 1770 году Екатерина II решила добавить в Янтарную комнату несколько деталей. Изготовили восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других звеньев. Тогда комната приобрела свой окончательный вид. На такие изменения ушло около 450 килограммов янтаря. Несколько раз убранство реставрировали. Последнюю крупную реставрацию наметили на 1941 год.

Исчезновение Янтарной комнаты

Во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики похитили Янтарную комнату и отправили в Кенигсберг (Калининград). Там она не один год являлась частью экспозиции зала Кенигсбергского музея.

6 апреля 1945 года в ходе отступления немецких войск янтарные панели демонтировали и вывезли из города в неизвестном направлении. Существует большое количество версий о том, где находятся уникальные панно, но до сих пор это остается загадкой.

Фото: © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Восстанавливать янтарное убранство начали в конце 70-х годов. Работы длились почти 24 года. На это было выделено 7,85 миллиона долларов из российского бюджета, еще 3,5 миллионов долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарную комнату открыли для посетителей. Ее также называют восьмым чудом света.

Предположения о нахождении Янтарной комнаты

Есть несколько теорий о том, куда исчезла настоящая Янтарная комната. Кто-то утверждает, что Янтарная комната спрятана на севере полуострова Ютландия, другие уверяют, что советские власти отдали янтарные панно США как оплату за поставки по ленд-лизу. Многие сходятся в мнении, что янтарное убранство вывезли и спрятали в тайнике на территории какой-то страны.

Следы Янтарной комнаты обнаруживались историком Сергеем Трифоновым в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша, якобы помещение соединено подземными ходами с Королевским замком, где находилась раньше реликвия.

В 2020 году польские дайверы на дне Балтийского моря нашли пароход «Карлсруэ» , на котором, как предполагается, перевозили знаменитую Янтарную комнату. Это судно с 350 тоннами груза потопили 75 лет назад. Эксперты вскрыли ящики, поднятые с затонувшего корабля, янтарное убранство там пока не обнаружено.

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее «восьмое чудо света» может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий «информированный источник», по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с «восьмым чудом света» началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать «что-нибудь этакое» поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна — он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Резьба по янтарю. Воссоздание Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Резьба по янтарю. Воссоздание Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

«Восьмое чудо света» так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал «мозаику», дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Так «отремонтированная» комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени. Репродукция. Фото © РИА Новости/В. Барановский

Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени. Репродукция. Фото © РИА Новости/В. Барановский

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

— Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, — писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера — гауляйтера Эриха Коха — в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина советскими войсками. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кудояров

Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина советскими войсками. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кудояров

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге «Тайна Янтарной комнаты» передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

— (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: «Осторожно! Это янтарная комната», — отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был «хранителем» Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он «пытался» помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой — умерли от тифа.

В газете «Русская Чехия» в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости

Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: «Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена», — сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

Государственная комиссия проводит расследование у Королевского замка в Кёнигсберге, где с 1942 по 1944 годы в последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната XVIII века. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости// Shutterstock Inc

Государственная комиссия проводит расследование у Королевского замка в Кёнигсберге, где с 1942 по 1944 годы в последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната XVIII века. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости// Shutterstock Inc

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете «Калининградская правда» была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх — на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей «Калининград» археологи обнаружили ещё один «ход», где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж — в районе города Валбжих — обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её «в качестве сувенира» во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

***

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам — это одно, видеть глазами — совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Но, на мой скромный взгляд, «современный новодел» ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.

Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, «мертвый» цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.

Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.

Немного истории

В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.

Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.

Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь ­­— мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.

В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.

Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.

Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции — Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.

Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.

Для содержания кабинета были выписаны янтарных дел мастера из Пруссии. Их работа заключалась в том, чтобы следить за сохранностью интерьера комнаты, производить мелкий ремонт и реставрацию. В 1770 году оформление комнаты было завершено. Великолепный интерьер комнаты поражал всех гостей, пребывавших в Екатерининском дворце.

Интерьер Янтарной комнаты

Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена — это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.

В углу комнаты находится маленький столик на одной изящной ножке, прикрепленный к стене.

Также в кабинете есть наборный комод работы русских мастеров.

Исчезновение и поиски Янтарной комнаты

Когда немецкие власти планировали нападение на Европу и Россию, для изъятия предметов искусства они организовали специальную группу Кунсткомиссион. Ее задачей было — изымать и доставить в Германию все, что по мнению фашистских властей имело ценность.

Во время Великой Отечественной войны многое удалось вывести из Царского села еще до прихода немецких войск. Но Янтарную комнату было решено не эвакуировать. Янтарные панно настолько хрупкие и массивные, что демонтировать их без разрушения не представлялось возможным. Стены были бережно закрыты от обстрелов деревянными щитами. После того как немцы заняли Царское село, они сняли все панно и вывезли в Кенигсберг.

Согласно инвентарной книге Кенигсбергского музея, комната была установлена именно в нем. Но после захвата города союзными войсками комнату так и не нашли. С тех пор ее искали многие годы. Результата не было. Официальные поиски комнаты были давно прекращены, но энтузиасты не теряют надежды и сегодня. вид Екатерининского дворца после войны

В 1979 году постановлением Правительства СССР было решено воссоздать Янтарную комнату в Царском селе. Работы начались в 1983 году. Руководил проектом архитектор А. А. Кедринский. В 2003 году к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга комната была готова.

Когда лучше посетить Янтарную комнату

Санкт-Петербург принимает гостей круглый год. Традиционно считается, что его знаменитые пригороды лучше посещать в летнее время. Зима в городе на Неве бывает довольно пасмурной, теплой и мокрой. Морозы нечасто и недолго балуют жителей города. Максимум неделя или две сильных морозов, и на этом зима и заканчивается. Оно и к лучшему, так как из-за высокой влажности мороз здесь ощущается как нигде, наверно. Ну и, конечно, штормовые ветра! Они бывают так часто, что уже не всегда обращаешь внимание на заботливые смс от МЧС с предупреждениями. Снега, как правило, выпадает мало. В общем, чтобы любоваться зимними видами Царского села, нужно угадать с погодой. Если вам удастся застать зимние солнечные дни, вы не пожалеете, что посетили его!

Насладитесь видом Екатерининского дворца, укутанного белым покрывалом. По парку можно неспеша погулять пешком. Дружелюбные белки обязательно подойдут и будут ждать, когда же вы угостите их чем-то вкусным. Их любят все туристы, никто не остается равнодушным. Можно прокатиться на санях, запряженных лошадьми, как в XVIII веке катались императрицы по своей резиденции. Еще одним важным плюсом при посещении Екатерининского дворца зимой является то, что очереди на экскурсии значительно меньше. За день вы сможете посетить намного больше мест, чем если бы это было летом.

Летом Царское Село встречает своих гостей прекрасными видами парков и Большого озера. Густые зеленые аллеи, пруды и каналы, множество растений и всевозможных цветов, не оставят вас равнодушным, как и музеи.

Что касается меня, то я в своем прошлом обзоре говорила, что лучшее время для поездки в Царское Cело —ранняя осень. Воздух такой теплый, листья на деревьях еще не опали, но сменили окрас. Парк просто утопает во всевозможных оттенках красного, желтого и зеленого. Осенью уже не так много туристов, потому что закончилось время летних отпусков и каникул. Нет огромных очередей, ничто не мешает спокойно и вдумчиво бродить по залам дворца, любоваться видами, рассматривать детали.

Как добраться

Государственный музей-заповедник Царское Село находится по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.

Вы сможете добраться до места следующими способами:

  • На электропоезде от Витебского вокзала доезжаете до станции «Царское Село» в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути — около 30 минут. От станции до музея добираетесь на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея пешком.
  • На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути — примерно 30-40 минут, если не будет пробок. Они идут прямо до музея.
  • На маршрутных такси № 545, 286, 287, 347, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути — менее часа. Они тоже идут до музея.

Полезная информация

Режим работы

Екатерининский дворец в Царском селе можно посетить в любой день, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Часы работы музея: 10:00–18:00 (вход в музей открыт до 16:45).

В обзорную экскурсию по дворцу включено посещение Янтарной комнаты

Стоимость билетов во дворец

Стоимость билетов для взрослых посетителей — 400 рублей.

Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 200 рублей.

Для курсантов, военнослужащих срочной службы, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России — 200 рублей.

Для учащихся с 16 лет и студентов — 200 руб.

Для посетителей до 16 лет — бесплатно.

Стоимость билетов в парк

Нужно помнить о том, что, для того чтобы попасть во дворец, необходимо купить билет в парк.С апреля по октябрь вход в него платный.

Стоимость взрослого билета составляет — 120 рублей.

Стоимость для учащихся с 16 лет, студентов, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсантов, военнослужащих срочной службы — 60 рублей.

Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 30 рублей.

Для детей до 16 лет — бесплатно.

Посещение Екатерининского дворца и его жемчужины — Янтарной комнаты, оставит самые яркие и незабываемые впечатления. Вы будете долго помнить роскошное и необычное убранство этого чуда света.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека который поможет взять кредит
  • Как найти фотографии со старого телефона
  • Как составить предложение на английском языке контрольная
  • Как найти женщину для секса в тюмени
  • Как найти песню ios