Что осталось в ящике Пандоры
До ее появления мир населяли исключительно мужчины. Она появилась по велению Зевса – первая женщина, которую боги щедро одарили всем. Сегодня даже школьник знает, что означает выражение «Открыть ящик Пандоры». Оно олицетворяет внезапные беды, болезни, несчастья, смерти, свалившиеся на человечество.
Есть версия, что Пандора хранила другой предмет, по которой некоторые историки считают, что это была керамическая ваза. Как бы то ни было, но существительное «ящик» появилось усилиями Эразима Роттердамского. Он так назвал предмет, когда переводил содержание древнегреческого мифа для своего научного труда «Пословицы». В этом виде изречение и дошло до современников.
Черный ящик Пандоры
Ларец называют черным, потому что внутри него было заключены болезни и страдания. Такой «подарок» приготовил грозный Зевс людям в наказание. Позднее он сам стал олицетворением того зла, которым начинил послание землянам.
Выражение «Открыть ящик Пандоры», ставшее крылатым, олицетворяет действия человека, которые приводят к необратимым негативным последствиям. Оно значит и любопытство, точнее, вред, который любопытный человек может причинить себя и окружающим. Ведь, согласно мифу, посланная на землю богиня открыла его, движимая любопытством.
Кто она?
Пандора в греческой мифологии – первая женщина, созданная по приказу Зевса. Изначально ее считали животворящей богиней, наделенной божественной властью.
Это предание, как и многие другие, появилось в доисторический период, когда еще не было письменности. Оно передавалось из уст в уста – каждый сказитель добавлял что-то свое, менял детали.
Самой известной его версией стало изложение, записанное поэтом Гесиодом. Сознательно или неосознанно, но в своей интерпретации мифа про ящик Пандоры он лишил женщин власти. В его сочинении «красной нитью» проходит мысль о том, что источник всего земного зла – прекрасная половина человечества.
Ученые и сейчас спорят о неоднозначной позиции Гесиода. Одни утверждают, что автор не знал о том, что героиня легенды была богиней. Другие уверены, что он был осведомлен о патриархате, сменившем матриархат, и через миф показал падение женской власти.
Есть и факты, опровергающие неведение богини. Судя по древним изображениям на керамике, сохранившимся до наших дней, Пандора знала, что находится в ящике и открыла его осознанно.
А был ли он?
Существует ли ящик Пандоры и где он находится? Десятки лет ученые умы спорят по этому поводу и никак не придут к единому знаменателю. Историки полагают, что миф появился как ответ на извечный вопрос общества: почему люди болеют и умирают?
История не приемлет сослагательного наклонения, но если предположить, что до открытия пресловутого ларца люди на Земле не болели, то речь может идти о каких-то катастрофах или других событиях, повлиявших на развитие человеческой расы.
Специалисты высказывают разные версии, в которых черным ларцом выступают:
- Экологическая катастрофа, серьезно отразившаяся на генетическом фоне людей.
- Эксперимент инопланетян над землянами, в результате которого последним пришлось испытать немало страданий.
- Метеорит или другой предмет, уничтоживший ранние цивилизации. Представителям одно расы удалось выжить, но прежние навыки и здоровье они потеряли.
Версий много – миф один
Почему боги безучастны к страданиям землян? Неужели любопытство – порок, порождающий вселенское зло? Действительно ли высшие силы создали женщин в наказание человечеству? Миф о ящике Пандоры поднимает все эти вопросы.
Грозному Зевсу мало было приковать Прометея к скале, чтобы птицы каждый день клевали его печень. Он долго думал, какое еще наказание послать людям, и придумал.
По приказу Зевса бог Гефест вылепил прекрасную женщину из глины. Ей суждено было стать супругой Эпиметея, брата Прометея. Прометей предвидел подобную ситуацию и просил брата не принимать даров с Олимпа. Но мужчина был настолько очарован красавицей, что забыл обо всех предупреждениях.
Ключи от сосуда (по другой версии – ларца), который Пандора принесла с небес на землю, Зевс доверил ее мужу. Соблазн увидеть скрытое внутри ларца был настолько велик, что девушка выкрала у мужа ключ и одним его поворотом выпустила вселенское зло.
Легенда гласит, что как только крышка открылась, на волю вырвались крошечные насекомые и начали жалить девушку. Если адаптировать миф к реальности, можно предполагать, что она выпустила насекомых, зараженных каким-то опасным вирусом.
На дне
Искусанная Пандора быстро захлопнула крышку ящика, но что осталось на дне? Легенда гласит, что в момент, когда ларец закрылся, девушка услышала голос: «Открой его, и исцелишься». Это говорила надежда, оставшаяся внутри.
Есть два варианта дальнейших событий. Молодая женщина прислушалась к голосу и выздоровела. Второй финал не столь оптимистичен: она побоялась снова открыть опасный ларь, а тщетная надежда так и осталась на дне навечно.
Сказка для взрослых? Возможно. Ее финал каждый выбирает самостоятельно, а невидимая надежда всегда где-то рядом. Главное – не утратить ее.
Возможно, вы слышали о фразе «открыть ящик Пандоры». Нет? Тогда мы поведаем вам этот интересный миф, а если вы уже о нем слышали, тогда может, узнаете для себя что-нибудь новое. Он был создан и придуман богами, как злая месть человечеству. Все началось с того, что один титан украл у богов некую ценную вещь, и передал ее людям. Это породило ужасные последствия, которые согласно мифу обитают, и по сей день. Имя ящик имеет неспроста, ведь он связан с женщиной по имени Пандора.
Титан Прометей и его дар
Прометей видел в людях большое будущее, но также понимал, что без помощи им не обойтись. Для того, что бы облегчить им существование, он украл у богов огонь. Передав его людям, он дополнительно научил их ремеслу, ну а дальше человеческое любопытство постигало все самостоятельно.
Об этом прознал Зевс, и решил покарать Прометея, приковав его к скале, куда каждый день прилетал орел и выклевывал у титана печень, за ночь она отрастала, и так далее по кругу, день за днем. А к людям Зевс подошел с коварным подходом.
Создание Пандоры
И дали ей имя – Пандора, что переводится как «одаренная дарами». Она и стала толчком для череды бед человечества.
Сатиры спустили прекрасную деву с небес прямо к дверям Эпиметея – брата Прометея, который в отличии от похитившего огонь, был упрям и не сообразителен. Открыв дверь, и увидев перед собой эту женщину, Эпиметей влюбился в нее. Брат всегда предупреждал, что не стоит ждать от богов даров, у них всегда есть какой-то подвох, но Эпиметей ослушался и был пленен ее красотой, и в итоге они поженились.
Одни источники утверждают, что сами боги подарили ей ящик, другие говорят, мол его подкинул Гермес по велению Зевса, а третьи утверждают что ящик уже давно находился в доме Эпиметея. Но, так как миф называется «ящик Пандоры», то скорее все эта вещь ее, и была подарена богами. Но главная суть в другом.
Последствия открытого ящика
Не забываем, что Зевс одарил девушку любопытством, которое взяло верх. Однажды она увидела этот ящик в темном уголку комнаты. Эпиметей предупреждал ее, что нельзя его открывать, но разве это может остановить любопытную девушку?
Подойдя к ящику, она услышала шепот, который умолял о том, что бы их освободили. Не удержавшись, Пандора открыла верхнюю крышку.
Сильный ветер отбросил девушка назад, а из ящика мощным порывом вырвались демоны – символ бедствий, болезней и несчастья. Пандора в ужасе сразу захлопнула крышку ящика, но рано, ведь оттуда не успела вылететь «надежда». Когда Эпиметей узнал о поступке жены, он был в отчаянии. Ящик все еще шептал, титан решил, что хуже быть уже не может и открыл его снова. В воздухе повисла и растворилась «надежда», которая дала малый шанс на исцеление людей от зла, но приходит она иногда и с опозданием.
Интересно знать:
из-за неточного перевода, это был сосуд, а не ящик или сундук. Но как бы то ни было, миф более известен как «ящик», поэтому разница не велика.
Теперь же, люди познали, что такое болезни, злоба, тяжелый труд и несчастье. Возможно, вы задались вопросом: как же люди жили до того, как Прометей подарил им огонь? Ответ прост. Не было никакого развития, люди существовали спокойно и без особого труда, все были счастливы, и пользовались лишь тем, что уже имели. Но теперь, познали настоящие беды. Появилось на земле зло, которое заселилось в души миллионов.
Все демоны, после освобождения не имели видимого, материального тела, они были как воздух, что не позволяло людям заранее понять, надвигается беда или нет. Изначально все шло своим чередом, но довольно быстро люди начинали заболевать, распространилось насилие, природные катастрофы и прочее.
Судя по этому мифу, все выше сказанное обитает и в нашем мире, и каждый борется с этим по-своему.
Значение фразеологизма «ящик Пандоры» и другие теории
Распространенное выражение «открыть ящик Пандоры» употребляется как предостережение. Другими слова, когда так говорят, имеют ввиду — не накликать беду. То есть, не обдумав все как следует, не стоит и пытаться. Миф выступает как поучительная история о том, что любопытство приведет к беде, но если бы не оно, люди не смогли бы совершить тысячи и более различных открытий.
Учеными не было доказано существование ящика. Быть может он есть, но скорее всего, как артефакт имеющий такое название. По некоторым версиям, ларец выступает как катастрофа; предмет, оставшийся от инопланетных цивилизаций, или дар богов, имеющий негативные последствия при неправильном обращении.
Есть мнение, что это некая урна, в которой лежит сгоревший прах древнейшего демона, обитавшего на земле многие века. Добрые боги нашли способ его одолеть, и сожгли в священном пламени, которое они создали с помощью Солнца, взяв его частицу себе. Прах демона был высыпан в священную урну, но это его не убило. Сосуд сдерживал его зло, но не мог хранится на небесах, лишь земля носила это бремя. Стоило неосторожно открыть или рассыпать, и он тут же вырывался на свободу.
Тайна ящика Пандоры, не является такой уж и тайной. Скорее всего, на самом деле легенда имеет в виду даже не ящик, а кувшин, которые в древней Греции называли «пифосом». Состоящие из керамики, они использовались для хранения пищи и алкоголя. Имеет место быть, забавная аналогия, между Пандорой и кувшином, так как оба были созданы из глины (природных материалов). Так почему же «ящик» закреплен в мифе?
Ученый, который жил в 1508 году, Эразм Роттердамский, в своей книге «Пословицы», не верно перевел (а может и поступил умышленно) слово «пифос». Одна из пословиц гласила: «Глупый поумнеет, только после полученного ущерба». Для интерпритации сказанного, им был приведен пример о легенде с Пандорой, в переводе которой, он и назвал кувшин (пифос) ящиком (пиксис).
Древние греки в своих произведениях не раз упоминали похожие сосуды с магическим содержанием. Гомер, в своей «Илиаде» описывал две урны Зевса, в которых хранились положительные дары и негативные.
Поэт Феогнид описывал сосуд, как вместилище, исключительно, благ. Человек открывший его выпустил блага, и те потерялись, но на дне все еще виднелась надежда, которая давала шанс на их возвращение.
Живописец Д. Бонасоне нарисовал Эпиметея и кувшин. Титан выпустил почти все положительные качества из сосуда, такие как счастье, любовь, радость и т.д., но надежда так и осталась на его дне.
Интересно знать:
Надеждой могло выступать и противоядие, от болезней, которые покинули сундук (кувшин). А с остальными бедами, такие как катастрофы и мысленные проблемы, человек должен был смириться или бороться самостоятельно.
Ящик Пандоры — окрытые знания (блага) для всех, или источник исключительных проблем? Некоторые эксперты выдвигают следующие теории:
-
это мог быть предмет, убивший высокоразвитые расы на нашей планете, а оставшиеся в живых, сумели скрытся с глаз простых людей; -
действие, повлиявшее на Землю и ее расы, оставив лишь человеческую; -
эпидемия или бедствие, вызванное вирусом, мутации, приведшие к ухудшению здоровья (иммунитета) и долголетия; -
сундук содержал некие споры и растения, ядовитые по своей природе.
Что такое ящик Пандоры? Значение дается кратко: «Не обдумав последствий, накликаешь беду«.
Пандора в культуре
Планета Сатурн, имеет два спутника по имени Пандора и Эпитемей. Люди решили таким образом не разлучать двух влюбленных.
Имя Пандора, было приписано разным вещам, вот несколько из них:
-
это уникальный вирус, который был обнаружен в озерах Автсралии; -
в Греции, имя, которое значит «всем одаренная» стало довольно популярным в далекие времена. У царя Афин – Эрехтея, была дочь по имени Пандора. Еще ее имя фигурирует в драме Софокла; -
в Европе миф был довольно популярен. Им стали называть манекенов, украшенных яркими женскими платьями, поскольку Пандору создали из земли, воды и огня, такой вот подход стали приписывать и манекенам в 17 веке; -
существует пещера под названием «Ящик Пандоры», она расположена в республике Хакасия на берегу Белого Июса; -
женские украшения, в основном браслеты имеют название «Пандора»; -
в игре Devil may cry 4, герой Данте, имеет в своем распоряжении оружие в форме чемодана «Ящик Пандоры», способное трансформировать себя.
Фильм «Ящик Пандоры» был снят в 1929 году, в остальных, ниже перечисленных произведениях, он фигурирует как артефакт с великой силой или просто выступает символом событий:
Видео
Пожалуйста оцените статью!
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средний рейтинг 4.6 / 5. Подсчет голосов: 73
Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит!
Спасибо за Ваш голос!
Следите за нами в социальных сетях!
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Обновлено: 27.05.2023
Каково это — ходить под землёй по бесчисленным тоннелям, отдаляясь от солнечного света и тепла? Что там — лишь бесконечная темнота, однообразие и запах сырости или же всё-таки нечто большее? А, может, там целый мир, будто сошедший со страниц древних легенд? В последнее можно поверить, побывав в крупных пещерах, таких как Ящик Пандоры в Хакасии. Там, пройдя узкие ветряные коридоры и широкие гроты, можно обнаружить особую жизнь со своей экосистемой, озёрами, залами, галереями и уникальными природными образованиями.
Уникальность, масштабность Ящика Пандоры, обилие достопримечательностей и живописных природных объектов стали причиной его растущей популярности среди туристов. Поэтому в сегодняшней статье я расскажу об этом месте подробно: немного углублюсь в историю, опишу достопримечательности, уточню важные нюансы касательно снаряжения и технике безопасности и, возможно, вдохновлю вас на путешествие туда.
Ящик Пандоры: история изучения пещеры
Долгое время нынешняя крупная пещера считалась небольшим гротом, именуемым Широким — там же были обнаружены остатки древней керамики, наконечники стрел, наскальные рисунки и кости животных. Лишь в 70-х годах прошлого столетия начались попытки проникнуть в подземную систему, которые увенчались успехов в 1981. Тогда сибирские учёные открыли проход в верхние этажи пещеры, прокопав около 25-ти метров хода. Открытие представляло собой бесчисленные лабиринты, которые стали объектом для множества новых исследований. Научные работы продолжаются и по сей день.
Пещера Ящик Пандоры
L Посетить пещеру можно в рамках короткого похода. Описание маршрута читайте в статье: Несложный маршрут выходного дня — Тропа Предков в Хакасии
Описание пещеры
Ящик Пандоры — карстовая пещера лабиринтного типа, длина которой составляет 11 000 метров, а глубина — 180 метров. Расположена в нагорье Кузнецкого Алатау, на левом берегу реки Белый Июс, между поселениями Ефремкино и Малая Сыя.
Лабиринты пещеры
В пещере имеется множество ходов, колодцев, залов и галерей. Первый же ход из грота Широкий в подземную систему часто удивляет посетителей своим ветром, он так и называется — Пылесос. Казалось бы, откуда ему взяться под землёй-то? Однако такое странное на первый взгляд явление объясняется циркуляцией холодного и тёплого воздуха между поверхностью и подземными тоннелями.
Средняя температура воздуха в Ящике Пандоры составляет +5 °С. Внутри расположены сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, которые образовывались тысячи лет. Обламывать их нельзя, даже чуть-чуть и даже на память — это может нарушить хрупкую экосистему пещеры. На стенах также имеются натёчные образования. Встречаются летучие мыши, как правило, спящие.
В глубине пещеры расположены чистейшие озёра, которых сейчас насчитывают около 400. Самое популярное среди них — Изумрудное, цвет его воды вполне оправдывает своё название. Глубина озёр достигает 50 метров, а в водах встречается бесцветная рыба, относящаяся к роду Гольцов. Прозрачная неподвижная вода привлекает и завораживает своей красотой тысячи туристов. Подземные водоёмы действительно имеют свою магию, смотрятся и чувствуются они совсем иначе, чем привычные наземные.
Техника безопасности
Ящик Пандоры имеет категорию спортивной сложности 2Б. Есть множество узких коридоров и колодцев. Спуск требует хорошей физической подготовки. Для прохождения ряда ходов ниже грота Широкого, необходима страховка, спелеологическое снаряжение, а также сопровождение опытного инструктора, который поможет вам всем этим правильно пользоваться. Посещать пещеру самостоятельно не рекомендуется: в её глубинах очень легко оступиться, сорваться, и просто заблудиться в бесчисленных коридорах лабиринта.
Исследователи пещер
Собираясь в пещеру, стоит позаботиться о непромокаемой удобной обуви и в не менее удобной одежде, которую будет не жалко испачкать. Большую часть воды и продуктов, а также большие рюкзаки с вещами и туристическим снаряжением, как правило, оставляют в гроте Широком. При длительном маршруте там же становятся палаточный лагерь.
Спускаться вглубь Пандоры не стоит при боязни замкнутых пространств, темноты и высоты.
L Пещер на территории Хакасии много. Вторая по популярности — Кашкулакская. Описание пещеры читайте здесь: Загадочная Кашкулакская пещера в Хакасии
Как добраться
Ящик Пандоры расположен в Ширинском районе Республики Хакасия в 4,5 километрах от посёлка Малая Сыя и в 200 километрах от Абакана.
Добраться до пещеры можно автобусом Абакан-Коммунар, экскурсионным трансфером и на своём авто. Если едете на своём автомобиле из Абакана, то сперва ориентируетесь на Шира, затем — на Ефремкино. Через 5 километров после Ефремкино по правую сторону от трассы начинается тропа к Ящику Пандоры.
Пещера на карте
В Ефремкино и Малой Сые расположены гостевые дома, в которых туристы останавливаются на ночлег. Можно также воспользоваться кемпингом или встать лагерем в гроте Широкий.
Заключение
Земные глубины всегда привлекали людей своими тайнами. Многие и сейчас испытывают одновременно и страх, и трепет, и восхищения, уходя в подземные тоннели. Если вы хотите увидеть мир под непривычным ракурсом, то Ящик Пандоры должен будет вас впечатлить. Возможно, он уже отмечен в вашем туристическом маршруте?
Название пещеры было выбрано методом жеребьевки, а предложено оно было новосибирским биологом Н.П. Миронычевой-Токаревой. Это одна из самых опасных пещер России. В пещере случилось три несчастных случая со смертельным исходом и несколько туристов пропали, которых так и не нашли.
Пещеру открыли в еще в 1970-х годах, и долгое время она считалась одной из самых небольших пещер, но в 1981 году спелеологи раскопали вход в саму пещеру «Ящик Пандоры» увеличив его примерно на 25 метров. Пещера «Ящик Пандоры», длится на протяжении 11-16 км. Спелеологов всегда встречает ветер, дующий им навстречу, именно из-за него, пещера и получила свое название.
Первые спелеологи нашли в пещере предметы утвари бронзового века. На данный момент, это самая длинная известняковая пещера в Сибири, изученная спелеологами. Пещера с внутренними лабиринтами, гротами, которые уходят в глубину на 200 метров, и озерами, достигающими глубины 50 метров. Всего озер в этой пещере около 400.
Пещера отпустила не всех своих посетителей. У входа мемориальные таблички Агеева Андрея и Галкина Павла.
Пещера отпустила не всех своих посетителей. У входа мемориальные таблички Агеева Андрея и Галкина Павла.
У пещеры только один вход, он же и выход. Средняя температура воздуха в пещере составляет плюс пять градусов.
Вода в озерах кристально чистая. Стены пещеры покрыты инеем, из-за разницы температур входящего воздуха и воздуха находящегося внутри пещеры. Капающая вода с потолка пещеры образует ледяные сталагмиты.
Очень часто, огромные глыбы из камней с грохотом катятся по крутому склону горы, увлекая за собой непрочно лежащие огромные валуны образуют оползни.
Очень часто, огромные глыбы из камней с грохотом катятся по крутому склону горы, увлекая за собой непрочно лежащие огромные валуны образуют оползни.
Спелеологи не советуют самостоятельно посещать эти пещеры, только с группой и только под руководством опытного инструктора, который покажет и расскажет как пользоваться амуницией и научит технике безопасности в пещерах. Спуски очень сложные, зачастую круто уходят вниз. Неподготовленным, физически слабым туристам, рекомендуют ограничиться только осмотром гротов у входа в пещеру.
Я́щик Пандо́ры — пещера на левом берегу реки Белый Июс, в Кузнецком Алатау, республика (Хакасия).
Протяжённость закартированных ходов пещеры составляет около 11 км, глубина — более 180 м. В настоящее время по инициативе красноярских спелеологов идёт работа по новой топосъёмке пещеры, включая неотснятые ранее ходы. Пещера лабиринтового типа, в известняках, имеет один вход. Имеются многочисленные колодцы, крупные залы, галереи на нескольких уровнях, пещерные озёра, натёчные образования. Средняя температура составляет +5 °С. Есть летучие мыши.
Пять сундуков Хакасии
В целом мне не удалось выяснить, где эта лошадь и как ее найти самостоятельно, а за деньги вести отказались, мотивируя тем, что это очень далеко и в итоге даже не на 4-ом сундуке, а вообще в другом месте, а в каком, тоже долго объяснять, да и мы все равно не поймем, не дойдем, не сможем и так далее и тому подобное… Так что где-то она есть – эта белая лошадь, которой 16 тыс. лет.
С сундуков открывается потрясающий вид на долину с сохранившимися оросительными каналами.
Ходят слухи и варианты того, что в древности здесь была то ли обсерватория для наблюдения за небесными светилами, то ли все же площадка для приземления инопланетных кораблей. Этот комплекс горных останцев называют храмом Солнца.
Ящик Пандоры — это пещера лабиринтного типа, здесь большое множество гротов, большие залы, озера, натечные образования, галереи пещеры находятся на разных уровнях, и в некоторые из них не попасть без страховки. Большое количество колодцев, сложнопроходимые спуски круто уходящие вниз. Все эти сложности кончаются возле озера Изумрудного и это того стоит. Озеро непросто красивое, оно запомнится навсегда, своей изумрудной и чистой водой. Попасть туда сложно и стоит обладать определенным опытом в скалолазание, ну и конечно выдержкой и силой духа.
Пещера Ящик Пандоры вмещает около четырехсот озер, глубина некоторых озер достигает пятидесяти метров, вода в них кристально чистая, но очень холодная. Да и температура самой пещеры не поднимается выше +5 °С. В озерах водится рыба, она белого цвета и местные искатели приключений прозвали ее слепой, так как глаз у нее практически нет. Есть в пещере и летучие мыши.
За все время своего существования, в пещере произошло три несчастных случая. Все это из за того, что исследователи пещеры были неопытные и пошли без инструктора. Пещера Ящик Пандоры — это не место для новичков. Только если посещать первые залы, весь остальной путь по пещере наполнен трудностями и опасностями, рассчитанный на опытных людей.
Происшествия в пещере
В Ящике Пандоры погибло три человека. 03.12.1989 разбился насмерть новосибирец Андрей Агеев. Летом 2003 года в верхней части пещеры погиб новосибирский археолог Станислав Шубин. 02.02.2005 при попытке прокопать ход в продолжение на дне пещеры погиб под завалом новосибирский спелеолог Павел Галкин.
Такая загадочная и такая опасная
Несмотря на то, что пещера Ящик Пандоры считается опасной и труднопроходимой пещерой, ежегодно она привлекает большое количество смельчаков, желающих изведать ее недра.
Ящик Пандоры — это не только вторая по величине пещера Сибири, а так же очень красивая и загадочная, хранящая тайны жизни первобытных людей. Те кто не боится трудностей и ищет приключения, приезжают в Хакасию, в эту пещеру, чтобы прикоснуться к ее тайнам или открыть что то новое.
Где остановиться в Хакасии, чтобы удобно было попасть на сундуки
Цены в Хакасии лучше сравнить через поисковики:
— Hotellook;
— Roomguru.
Они выдают варианты не только на букине, но и на других сайтах бронирования, а это значит, можно найти самую дешевую цену и сэкономить ?
Верхний этаж
История исследований
Пещера была открыта в начале 1970-х годов сотрудниками Сыйской гляциологической станции в 4-х километрах от деревни Малая Сыя. На тот момент пещера представляла собой единственный входной световой грот Широкий. С 1976 года попытки проникнуть в подземную систему через соседние мелкие пещеры вели спелеологи из Осинников под руководством В. Власенко. В 1981 году, целенаправленные раскопки в Широком, проводившиеся спелеологами из Осинников и Томска, вскрыли проход в верхние этажи пещеры. В дальнейшем, исследованием пещеры занимались также спелеологи Новокузнецка. Название пещере было предложено новосибирским биологом Н. П. Миронычевой-Токаревой, и выбрано жребием из ряда других вариантов.
Пещера Ящик Пандоры и тропа шамана
О Ящике Пандоры слышала множество рассказов от мужа, который в молодости занимался спелеологией. Сама я не любитель спускаться в пещеры, но слушать рассказы бывалых очень интересно.
Так вот муж рассказывал, что их дружная компания брала с собой внутрь даже надувную лодку. Там, внизу есть большие пещерные озера, которые можно переплыть только на лодке.
Даже не представляю, как это должно быть зловеще выглядит. Кромешная темнота, каменные многотонные глыбы над головой, темная вода, неизвестная глубина, холодно и сыро… уууух, страшно. Не пошла бы.
Крайний раз они были там в 1989 году с друзьями, и, слава Богу, благополучно вернулись домой целыми и невредимыми. Когда мы пришли ко входу в пещеру, то на стене весела табличка с фотографией погибшего спелеолога, датированная тем же 1989 годом, даже тем же месяцем. Вот так вот. Не все в тот год вернулись домой из пещеры. Грустно(
Пещера Ящик Пандоры одна из самых протяженных в Сибири и считается одной из самых опасных в России. В ней множество колодцев и лабиринты. Ящик Пандоры до сих пор до конца не исследована и спелеологами каждый год открываются новые и новые ходы.
Муж рассказывал, что там очень красиво: огромные залы, многоэтажные галереи, подземные озера, лабиринты, сталактиты и сталагмиты.
Нижний этаж
Как найти вход в пещеру Ящик Пандоры в Хакасии
Едем до села Ефремкино. Проезжаем его все время по главной дороге до моста через Белый Июс. Слева по дороге будет база Томичка, проезжаем ее мимо, переезжаем через мост и едем примерно 4 км по гравийке вдоль Белого Июса слева и горного массива – справа. Через 4 км смотрим слева кармашек для парковки машины. Его несложно заметить. По пути ничего подобного не встречается, поэтому сразу понятно, что это то, что нужно.
Карман напротив тропы в пещеру Ящик Пандоры (на фото видно справа начало тропы)
Останавливаемся и напротив (справа) в гору идет тропа. До скальника тропа более менее нахоженная, но дальше вверх тропа уходит огибая скалу слева по камнепаду.
Нарисовала направление движения по тропе синей линией на фото:
Тропа ко входу в Ящик Пандоры
Необходима хорошая обувь (не сланцы, и не шлепки без крепления), камни скользкие, сильно осыпаются.
Грот Сатурн
Карта маршрута на Сундуки в Хакасии и в пещеру Ящик Пандоры
Необходимое снаряжение
Веревки: 35м, 10м, 10м, 25м, 40м. Снаряжение для спусков и подъемов в пещере.Спелеокомбинезон, каска, перчатки, фонарик.
Карта
Ящик Пандоры. Карта.jpg
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 17543
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
На настоящий момент ведется съемка пещеры. Инициатор И.Н.Бурмак, г. Красноярск. Желающие принять участие или ознакомиться с результатами съемки могут скачать файлы Survex здесь Файл:B1a1-Yashik.zip( 1.пикетажка 2.скомпелированный файл пещеры 3. пикетажка поверхности.)
Важная информация
Карты
У входа в пещеру мемориальная таблички Агеева Андрея из НГУ и Павла Галкина. Пещера начинается входным гротом «Широкий». Грот большой, сухой, световой. В нём репер Rn0. Есть место для базы в самом дальнем конце грота: сухая ровная площадка.
Верхний этаж
В самой низкой части грота «Широкий», под левую стенку идёт ход, приводящий в «Клешню» – восходящая система небольших, уходящих под этот же завал гротиков. От входа в «Клешню» вниз начинается крутая катушка. Можно сделать навеску здесь за шлямбурные крючья на камне у выхода из Пылесоса. Перед вертикальным уступом спуск можно разбить. Еще один шлямбурный крюк. На весь спуск верёвки 35м. Спуск камнепадный. Катушка приводит в большой грот «Синдибобель», справа на стене репер Rn1.
На юго-восток, параллельно входной галерее, отходят ещё две восходящие галереи: «Неглинка» и «Мясоедовская», метров через 12 есть соединяющий их проход. Далее «Неглинка» кончается, а «Мясоедовская» продолжается ещё метров 70, тут встречается натёчка и пара симпатичных сталагнатов. Галерея заканчивается калибром, выводящим в небольшой грот «Дока Лена» (выше входа на 10м). Из «Синдибобеля» вниз, под левую стенку (если стоять спиной к навеске) вход в «Кэмп-Дэвид». Почти над ним, чуть правее, есть проход вверх по завалу. Здесь надо подняться в распоре на большую глыбу и повесить верёвку 5м (+6м на навеску вокруг глыбы). (На 27.08.2000 здесь висела хорошая толстая верёвка с узлами). Это вход в грот «Ай-яй-яй». Держась левой стены, попадаем в короткий ход к большому гроту «Тармазин», между стенами грота заклинена огромная глыба. Из «Ай-яй-яй» правее входа в «Тармазин» есть ход вверх по завалу, приводящий в грот «Мансарда» и далее в грот «Скворечник».
Нижний этаж
Ход направо выводит через ровную площадку (место для базы) в параллельную галерею с водой. Уровень воды во всех озёрах пещеры связан с уровнем внешней реки и меняется на 0.5м в зависимости от времени года. Налево по параллельной галерее приходим к реперу Rn7. Отсюда направо идёт ход, через калибр выводящий в галерею «Храмовую». Направо по галерее вверх по камням выходим в грот «Черепаха» (репер Rn5). От тура в «Черепахе» на юг по выбитой стрелке попадаем в грот Раманский. От него на юг уходит галерея, в конечном итоге приводящая к озеру «Изумрудное». За «Изумрудным» на юг система «Рашпиль», также от озера ходы на запад и на восток. От репера Rn7 на северо-восток узкий ход выводит в конец галереи «Богом забытые» и далее на второй сифон (галерея шириной 1.5-2м и высотой 4м полого уходит под воду). В восточной части «Богом забытых» можно пройти по левой (северной) стене, далее по трещинному ходу с водой на дне, проползти по ходу 30м, потом низкий и широкий грот, из него 3м на северо-запад в узкую наклонную щель, за ней первый сифон. Если двигаться по «Богом забытым» от выхода из «хода Глинки» на северо-восток, налево уходит галерея «Невский проспект». На входе справа репер Rn8. Галерея приводит к озеру «Длинное». Озеро в высоком вертикальном разломе; узкое, но глубокое.
В расширении озера тропа раздваивается.
Левая система
Дальше продолжение «Невского проспекта», выходим к озеру «Безымянное». Перед озером круто вправо, почти назад, ответвление: ход «Макаронный». Ход оставляет слева озерко, поворачивает налево, справа глухое озеро, ещё поворот налево, дальше ход метров через 50 заканчивается. Озеро «Безымянное» достаточно широкое, по нему можно рассекать на резиновой лодке. Но по левой стенке есть тросовая троллея, так же пробитая Томичами (дополнение Гриднева, 2009 год). После озера выходим в поперечную галерею к реперу Rn9, справа на глыбе. В противоположной стене, левее Rn9 вход в галерею на третий сифон. От репера налево большой широкий грот «Вермутский». Из него выход в ещё один безымянный ход, в нём вверх вправо по наклону, потом отвесик, опять наклон и непройденная труба, под ней вынос глины. Из «Вермутского» спуск под левую стенку (репер Rn10) приводит к «Таганке», слева остаётся тупиковый ход с большим количеством озёр. «Таганка» упирается в завал большой площади, здесь несколько тупиковых ходов. Направо от Rn9 по левой стенке подъём по живому завалу в грот «Ярузельского» (лежит автомобильная камера). Дальше немного вниз по завалу и начинается крутой подъём в «Чилкут». Камни везде живые, чистые, без глины и натечки. Самая верхняя часть левой системы – низкий завальный грот «Чилкут». Отсюда по левой стенке плоский ход вниз, переходящий в глинистую щель. Выходим в большой сильно вытянутый, наклонный вперёд грот «Северный» (15м x 60м x 25м). В самом низу, не слишком влево, плоский наклонный ход вниз, переходящий в горизонтальный блин. Выходим в последний грот «Северный полюс».
Правая система
Пещера Ящик Пандоры в Хакасии: где находится, как добраться, описание, правила посещения. Пещера Ящик Пандоры является самой большой и опасной известняковой пещерой в России.
Одна из самых крупных пещер Хакасии расположена на берегу реки Белый Июс, в 4 км от села Малая Сыя. По последним данным ее протяженность достигает 11 километров. Глубина ее составляет 195 метров. Она считается одной из самых опасных в России, так как представляет собой сложный лабиринт с:
- глубокими колодцами;
- крупными и мелкими залами;
- огромными пещерными озерами;
- натечными образованиями;
- крутыми вертикальными спусками;
- многоуровневыми галереями.
Внутри нее есть достаточно большие сухие гроты, которые используются для размещения баз. Пробираться в дальние галереи пещеры неподготовленному человеку крайне сложно. Плохо ориентируясь в системе, можно легко попасть в тупик. Поэтому туристам, которые решили исследовать ее самостоятельно, важно точно следовать заранее составленному спелеомаршруту.
Исследование системы активно ведется и сегодня. По инициативе спелеологов из Красноярска была начата работа по топосъемке. Исследователи находят все новые ходы, изучают экосистему подземного мира.
Чтобы быстро найти его, рекомендуется идти с инструктором, который хорошо ориентируется на местности. Перед посещением обязательно нужно проверить все снаряжение, особенно страховку.
Пещера Пандора в Хакасии не раз уносила жизни людей, которые недооценивали ее опасность. Об этом напоминают и памятные таблички, которые можно увидеть на пути следования, подробнее об опасности спелеотуризма.
Посещение
Людям, которые отважились спуститься в пещеру и изучить ее недра, откроется невероятный мир. Завораживающие кристально чистые озера изумрудного цвета манят туристов. Однако плавать в них не рекомендуется, так как вода очень холодная. Здесь также водится рыба, но она полностью белая и слепая.
Сложные спуски, резкие повороты и колодцы, глубина которых достигает 200 метров, ждут туриста на пути. Этот маршрут для настоящих смельчаков, которые не боятся опасности и поддаются адреналину. Место не рекомендуется посещать новичкам или неопытным спелеологам с недостаточной физической подготовкой. Посещают пещеру, как правило, в организованных группах.
Читайте также:
- Предмет исследования и актуальность геоэкономики доклад
- Семь чудес урала доклад
- Новации в законодательстве 2021 доклад
- Гормон роста гиганты и лилипуты доклад
- Французская концепция свободы печати доклад
Pandora’s box is an artifact in Greek mythology connected with the myth of Pandora in Hesiod’s c. 700 B.C. poem Works and Days.[1] Hesiod related that curiosity led her to open a container left in the care of her husband, thus releasing curses upon mankind. Later depictions of the story have been varied, with some literary and artistic treatments focusing more on the contents than on Pandora herself.
The container mentioned in the original account was actually a large storage jar, but the word was later mistranslated. In modern times an idiom has grown from the story meaning «Any source of great and unexpected troubles»,[2] or alternatively «A present which seems valuable but which in reality is a curse».[3]
In mythology[edit]
According to Hesiod, when Prometheus stole fire from heaven, Zeus, the king of the gods, took vengeance by presenting Pandora to Prometheus’ brother Epimetheus. Pandora opened a jar left in her care containing sickness, death and many other unspecified evils which were then released into the world.[4] Though she hastened to close the container, only one thing was left behind – usually translated as Hope, though it could also have the pessimistic meaning of «deceptive expectation».[5]
From this story has grown the idiom «to open a Pandora’s box», meaning to do or start something that will cause many unforeseen problems.[6] A modern, more colloquial equivalent is «to open a can of worms».[7]
An Attic pyxis, 440–430 BC. British Museum
Etymology of the «box»[edit]
The word translated as «box» was actually a large jar (πίθος pithos) in Greek.[8][9] Pithoi were used for storage of wine, oil, grain or other provisions, or, ritually, as a container for a human body for burying, from which it was believed souls escaped and necessarily returned.[10] Many scholars see a close analogy between Pandora herself, who was made from clay, and the clay jar which dispenses evils.[11]
The mistranslation of pithos is usually attributed to the 16th-century humanist Erasmus who, in his Latin account of the story of Pandora, changed the Greek pithos to pyxis, meaning «box».[12] The context in which the story appeared was Erasmus’ collection of proverbs, the Adagia (1508), in illustration of the Latin saying Malo accepto stultus sapit (from experiencing trouble a fool is made wise). In his version the box is opened by Epimetheus, whose name means ‘Afterthought’ – or as Hesiod comments, «he whom mistakes made wise».[13]
Different versions of the container[edit]
-
-
Russian fountain, 1801
-
Contents[edit]
There were alternative accounts of jars or urns containing blessings and evils bestowed upon humanity in Greek myth, of which a very early account is related in Homer’s Iliad:
On the floor of Jove’s palace there stand two urns, the one filled with evil gifts, and the other with good ones. He for whom Jove the lord of thunder mixes the gifts he sends, will meet now with good and now with evil fortune; but he to whom Jove sends none but evil gifts will be pointed at by the finger of scorn, the hand of famine will pursue him to the ends of the world, and he will go up and down the face of the earth, respected neither by gods nor men.[14]
In a major departure from Hesiod, the 6th-century BC Greek elegiac poet Theognis of Megara states that
Hope is the only good god remaining among mankind;
the others have left and gone to Olympus.
Trust, a mighty god has gone, Restraint has gone from men,
and the Graces, my friend, have abandoned the earth.
Men’s judicial oaths are no longer to be trusted, nor does anyone
revere the immortal gods; the race of pious men has perished and
men no longer recognize the rules of conduct or acts of piety.[15]
Giulio Bonasone’s 16th century engraving of Epimetheus opening the fatal jar
The poem seems to hint at a myth in which the jar contained blessings rather than evils. It is confirmed in the new era by an Aesopic fable recorded by Babrius, in which the gods send the jar containing blessings to humans. Rather than a named female, it was a generic «foolish man» (ἀκρατὴς ἄνθρωπος) who opened the jar out of curiosity and let them escape. Once the lid was replaced, only hope remained, «promising that she will bestow on each of us the good things that have gone away.» This aetiological version is numbered 312 in the Perry Index.[16]
In the Renaissance, the story of the jar was revisited by two immensely influential writers, Andrea Alciato in his Emblemata (1534) and the Neo-Latin poet Gabriele Faerno in his collection of a hundred fables (Fabulum Centum, 1563). Alciato only alluded to the story while depicting the goddess Hope seated on a jar in which, she declares, «I alone stayed behind at home when evils fluttered all around, as the revered muse of the old poet [Hesiod] has told you».[17] Faerno’s short poem also addressed the origin of hope but in this case it is the remainder of the «universal blessings» (bona universa) that have escaped: «Of all good things that mortals lack,/Hope in the soul alone stays back.»[18]
An idea of the nature of the blessings lost is given in a Renaissance engraving by Giulio Bonasone, where the culprit is Pandora’s husband, Epimetheus. He is shown holding the lid of a large storage jar from which female representations of the Roman virtues are flying up into the air. They are identified by their names in Latin: security (salus), harmony (concordia), fairness (aequitas), mercy (clementia), freedom (libertas), happiness (felicitas), peace (pax), worth (virtus) and joy (laetitia). Hope (spes) is delayed on the lip and holds aloft the flower that is her attribute.[19]
Difficulties of interpretation[edit]
In Hesiodic scholarship, the interpretive crux has endured:[20] Is the hope imprisoned within a jar full of evils to be considered a benefit for humanity, or a further curse? A number of mythology textbooks echo the sentiments of M. L. West: «[Hope’s retention in the jar] is comforting, and we are to be thankful for this antidote to our present ills.»[21] Some scholars such as Mark Griffith, however, take the opposite view: «[Hope] seems to be a blessing withheld from men so that their life should be the more dreary and depressing.»[22] The interpretation hangs on two related questions: First, how is elpis to be rendered, the Greek word usually translated as «hope»? Second, does the jar preserve elpis for men, or keep it away from men?
As with most ancient Greek words, elpis can be translated in a number of ways. A number of scholars prefer the neutral translation of «expectation.» Classical authors use the word elpis to mean «expectation of bad,» as well as «expectation of good.» Statistical analysis demonstrates that the latter sense appears five times more than the former in all of extant ancient Greek literature.[23] Others hold the minority view that elpis should be rendered «expectation of evil» (vel sim).[24]
The answer to the first question largely depends on the answer to the second one: should the jar be interpreted as a prison, or a pantry?[25] The jar certainly serves as a prison for the evils that Pandora released – they only affect humanity once outside the jar. Some have argued that logic dictates, therefore, that the jar acts as a prison for elpis as well, withholding it from the human race.[26] If elpis means expectant hope, then the myth’s tone is pessimistic: All the evils in the world were scattered from Pandora’s jar, while the one potentially mitigating force, hope, remains locked securely inside.[27] A less pessimistic interpretation understands the myth to say: countless evils fled Pandora’s jar and plague human existence; the hope that humanity might be able to master these evils remains imprisoned inside the jar. Life is not hopeless, but human beings are hopelessly human.[28]
It is also argued that hope was simply one of the evils in the jar, the false kind of hope, and was no good for humanity, since, later in the poem, Hesiod writes that hope is empty (498) and no good (500) and makes humanity lazy by taking away their industriousness, making them prone to evil.[29]
In Human, All Too Human, philosopher Friedrich Nietzsche argued that «Zeus did not want man to throw his life away, no matter how much the other evils might torment him, but rather to go on letting himself be tormented anew. To that end, he gives man hope. In truth, it is the most evil of evils because it prolongs man’s torment.»[30]
An objection to the «hope is good/the jar is a prison» interpretation counters that, if the jar is full of evils, then what is expectant hope – a blessing – doing among them? This objection leads some to render elpis as the expectation of evil, which would make the myth’s tone somewhat optimistic: although mankind is troubled by all the evils in the world, at least it is spared the continual expectation of evil, which would make life unbearable.[24]
The optimistic reading of the myth is expressed by M. L. West. Elpis takes the more common meaning of expectant hope. And while the jar served as a prison for the evils that escaped, it thereafter serves as a residence for Hope. West explains, «It would be absurd to represent either the presence of ills by their confinement in a jar or the presence of hope by its escape from one.»[31] Hope is thus preserved as a benefit for humans.[32]
Fixing the blame[edit]
Neither Alciato nor Faerno had named who was responsible for opening the jar beyond saying it was a «mortal». During the Renaissance it is the name of Epimetheus that is mentioned as often as not, as in the engraving by Bonasone noticed above and the mention of Pandora’s partner in a rondeau that Isaac de Benserade took it on himself to insert into his light-hearted version of the Metamorphoses (1676) — although Ovid had not in fact written about it himself.
Pandora seated with her husband Epimetheus, who has just opened her jar of curses; an etching by Sébastien Le Clerc (1676)
In a jar an odious treasure is
Shut by the gods’ wish:
A gift that’s not everyday,
The owner’s Pandora alone;
And her eyes, this in hand,
Command the best in the land
As she flits near and far;
Prettiness can’t stay
Shut in a jar.
Someone took her eye, he took
A look at what pleased her so
And out came the grief and woe
We won‘t ever be rid of,
For heaven had hidden
That in the jar.
The etching by Sébastien Le Clerc that accompanied the poem in the book shows Pandora and Epimetheus seated on either side of a jar from which clouds of smoke emerge, carrying up the escaping evils. The lid of the jar is quite plainly in Epimetheus’ hand.[33] Paolo Farinati, an earlier Venetian artist, was also responsible for a print which laid the blame on Epimetheus, depicting him as lifting the lid from the jar that Pandora is holding. Out of it boils a cloud which carries up a man and a dragon; between them they support a scroll reading «sero nimirum sapere caepit» (finding out too late), in reference to the meaning of Epimetheus’ name in Greek.[citation needed]
An Allegory of Les Sciences qui Éclairent l’esprit de l’homme (The Sciences that Illuminate the Human Spirit, 1557), an etching ascribed to Marco Angelo del Moro
Another Venetian print, ascribed to Marco Angelo del Moro (active 1565 – 1586), is much more enigmatic. Usually titled «Pandora’s Box, or The Sciences that Illuminate the Human Spirit», it portrays a woman in antique dress opening an ornate coffer from which spill books, manuscripts, snakes and bats. By Pandora’s side is a woman carrying a burning brand, while a horned figure flees in the opposite direction. Above is a curved vault painted with signs of the zodiac to which the sun-god Apollo is pointing, while opposite him another figure falls through the stars. Commentators ascribe different meanings to these symbols as contradictory as the contents of the chest. In one reading, the hand Pandora holds up to her face makes her the figure of Ignorance.[34] Alternatively her eyes are protected because she is dazzled and the snakes crawling from the chest are ancient symbols of wisdom.[35] Apollo, seated above, points to Aquarius, the zodiacal sign of January/February, which marks the «Ascent of the Sun» from the trough of winter. The falling figure opposite him may be identified either as Lucifer or as night fleeing before the dawn; in either case, the darkness of ignorance is about to be dispelled. The question remains whether the box thus opened will in the end be recognised as a blessing; whether the ambiguous nature of knowledge is either to help or to hurt.
In later centuries the emphasis in art has generally been on the person of Pandora. With few exceptions, the box has appeared merely as her attribute. René Magritte’s street scene of 1951, however, one of the few modern paintings to carry the title «Pandora’s Box», is as enigmatic as were the Renaissance allegorical prints.[36]
Theatre[edit]
In the first half of the 18th-century, three French plays were produced with the title «Pandora’s Box» (La Boîte – or Boëte – de Pandore). In each of these, the main interest is in the social and human effects of the evils released from the box and in only one of them does Pandora figure as a character. The 1721 play by Alain René Lesage appeared as part of the longer La Fausse Foire.[37] It was a one-act prose drama of 24 scenes in the commedia dell’arte style. At its opening, Mercury has been sent in the guise of Harlequin to check whether the box given by Jupiter to the animated statue Pandora has been opened. He proceeds to stir up disruption in her formerly happy village, unleashing ambition, competition, greed, envy, jealousy, hatred, injustice, treachery and ill-health. Amid the social breakdown, Pierrot falls out with the bride he was about to marry at the start of the play and she becomes engaged instead to a social upstart.
The play by Philippe Poisson (1682-1743) was a one-act verse comedy first produced in 1729. There Mercury visits the realm of Pluto to interview the ills shortly to be unleashed on mankind. The characters Old Age, Migraine, Destitution, Hatred, Envy, Paralysis, Quinsy, Fever and Transport (emotional instability) report their effects to him. They are preceded by Love, who argues that he deserves to figure among them as a bringer of social disruption.[38] The later play of 1743 was written by Pierre Brumoy and subtitled «curiosity punished» (la curiosité punie).[39] The three-act satirical verse comedy is set in the home of Epimetheus and the six children recently created by Prometheus. Mercury comes on a visit, bringing the fatal box with him. In it are the evils soon to subvert the innocence of the new creations. Firstly seven flatterers: the Genius of Honours, of Pleasures, Riches, Gaming (pack of cards in hand), Taste, Fashion (dressed as Harlequin) and False Knowledge. These are followed by seven bringers of evil: envy, remorse, avarice, poverty, scorn, ignorance and inconstancy. The corrupted children are rejected by Prometheus but Hope arrives at the end to bring a reconciliation.
It is evident from these plays that, in France at least, blame had shifted from Pandora to the trickster god who contrives and enjoys mankind’s subversion. Although physical ills are among the plagues that visit humanity, greater emphasis is given to the disruptive passions which destroy the possibility of harmonious living.
Poetry[edit]
Two poems in English dealing with Pandora’s opening of the box are in the form of monologues, although Frank Sayers preferred the term monodrama for his recitation with lyrical interludes, written in 1790. In this Pandora is descending from Heaven after being endowed with gifts by the gods and therefore feels empowered to open the casket she carries, releasing strife, care, pride, hatred and despair. Only the voice of Hope is left to comfort her at the end.[40] In the poem by Samuel Phelps Leland (1839-1910), Pandora has already arrived in the household of Epimetheus and feels equally confident that she is privileged to satisfy her curiosity, but with a worse result. Shutting the lid too early, she thus «let loose all curses on mankind/ Without a hope to mitigate their pain».[41] This is the dilemma expressed in the sonnet that Dante Gabriel Rossetti wrote to accompany his oil painting of 1869–71. The gifts with which Pandora has been endowed and that made her desirable are ultimately subverted, «the good things turned to ill…Nor canst thou know/ If Hope still pent there be alive or dead.»[42] In his painting Rossetti underlines the point as a fiery halo streams upward from the opening casket on which is inscribed the motto NESCITUR IGNESCITUR (unknown it burns).
While the speakers of the verse monologues are characters hurt by their own simplicity, Rossetti’s painting of the red-robed Pandora, with her expressive gaze and elongated hands about the jewelled casket, is a more ambiguous figure. So too is the girl in Lawrence Alma-Tadema’s watercolour of Pandora (see above), as the comments of some of its interpreters indicate. Sideways against a seascape, red-haired and naked, she gazes down at the urn lifted towards her «with a look of animal curiosity», according to one contemporary reviewer,[43] or else «lost in contemplation of some treasure from the deep» according to another account.[44] A moulded sphinx on the unopened lid of the urn is turned in her direction. In the iconography of the time, such a figure is usually associated with the femme fatale,[45] but in this case, the crown of hyacinths about her head identifies Pandora as an innocent Greek maiden.[46] Nevertheless, the presence of the sphinx at which she gazes with such curiosity suggests a personality on the cusp, on the verge of gaining some harmful knowledge that will henceforth negate her uncomplicated qualities. The name of Pandora already tells her future.
Notes[edit]
- ^ Hesiod, Works and Days. 47ff. Archived 2021-02-25 at the Wayback Machine
- ^ Chambers Dictionary, 1998
- ^ Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
- ^ Cf. Hesiod, Works and Days, (90). «For ere this the tribes of men lived on earth remote and free from ills and hard toil and heavy sicknesses which bring the Fates upon men … Only Hope remained there in an unbreakable home within under the rim of the great jar, and did not fly out at the door; for ere that, the lid of the jar stopped her, by the will of Aegis-holding Zeus who gathers the clouds. But the rest, countless plagues, wander amongst men; for earth is full of evils and the sea is full. Of themselves diseases come upon men continually by day and by night, bringing mischief to mortals silently; for wise Zeus took away speech from them.»
- ^ Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ «Longman Dictionary of Contemporary English«. Archived from the original on 2019-04-22. Retrieved 2018-01-16.
- ^ Ammer, Christine (2013). The American Heritage Dictionary of Idioms, Second Edition. Houghton Mifflin Harcourt. p. 342. ISBN 978-0-547-67658-6.
- ^ Schlegel and Weinfield, «Introduction to Hesiod» p. 6
- ^ Meagher 2314, p. 148
- ^ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43. Cf. also Figure 7 which shows an ancient Greek pot painting in the University of Jena where Hermes is presiding over a body in a pithos buried in the ground. «In the vase painting in fig.7 from a lekythos in the University Museum of Jena we see a Pithoigia of quite other and solemn booty. A large pithos is sunk deep into the ground. It has served as a grave. … The vase-painting in fig. 7 must not be regarded as an actual conscious representation of the rupent rite performed on the first day of the Anthesteria. It is more general in content; it is in fact simply a representation of ideas familiar to every Greek, that the pithos was a grave-jar, that from such grave-jars souls escaped and to them necessarily returned, and that Hermes was Psychopompos, Evoker and Revoker of souls. The vase-painting is in fact only another form of the scene so often represented on Athenian white lekythoi, in which the souls flutter round the grave-stele. The grave-jar is but the earlier form of sepulture; the little winged figures, the Keres, are identical in both classes of vase-painting.»
- ^ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41 especially: «They ignore, however, Hesiod’s description of Pandora’s pithos as arrektoisi or unbreakable. This adjective, which is usually applied to objects of metal, such as gold fetters and hobbles in Homer (Il. 13.37, 15.20), would strongly imply that the jar is made of metal rather than earthenware, which is obviously capable of being broken.»
- ^ Meagher 1995, p. 56. In his notes to Hesiod’s Works and Days (p.168) M.L. West has surmised that Erasmus may have confused the story of Pandora with that found elsewhere of a box which was opened by Psyche.
- ^ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
- ^ Iliad, 24:527ff Archived 2020-02-02 at the Wayback Machine
- ^ Theognis, 1135ff.
- ^ «Aesopica». Archived from the original on 2018-12-05. Retrieved 2018-04-12.
- ^ «In simulachrum spei«. Archived from the original on 2021-05-06. Retrieved 2018-04-12.
- ^ Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ «Metropolitan Museum». Archived from the original on 2021-01-24. Retrieved 2018-04-12.
- ^ Though Pandora was not a subject of medieval art, Dora Panofsky and Erwin Panofsky examined the post-Renaissance mythos, see Bibliography
- ^ West 1978, p. 169.
- ^ Griffith 1983:250.
- ^ Leinieks 1984, 1–4.
- ^ a b E.g., Verdenius 1985; Blumer 2001.
- ^ The prison/pantry terminology comes from Verdenius 1985 ad 96.
- ^ Scholars holding this view (e.g., Walcot 1961, 250) point out that the jar is termed an «unbreakable» (in Greek: arrektos) house. In Greek literature (e.g., Homer, and elsewhere in Hesiod), the word arrektos is applied to structures meant to sequester or otherwise restrain its contents.
- ^ See Griffith 1984 above.
- ^ Thus Athanassakis 1983 in his commentary ad Works 96.
- ^ Cf. Jenifer Neils, in The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis, in «Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspectives» Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine, pp. 40–41 especially.
- ^ Nietzsche, Friedrich, Human, All Too Human. Cf. Section Two, On the History of Moral Feelings, aph. 71. «Hope. Pandora brought the jar with the evils and opened it. It was the gods’ gift to man, on the outside a beautiful, enticing gift, called the ‘lucky jar.’ Then all the evils, those lively, winged beings, flew out of it. Since that time, they roam around and do harm to men by day and night. One single evil had not yet slipped out of the jar. As Zeus had wished, Pandora slammed the top down and it remained inside. So now man has the lucky jar in his house forever and thinks the world of the treasure. It is at his service; he reaches for it when he fancies it. For he does not know that the jar which Pandora brought was the jar of evils, and he takes the remaining evil for the greatest worldly good—it is hope, for Zeus did not want man to throw his life away, no matter how much the other evils might torment him, but rather to go on letting himself be tormented anew. To that end, he gives man hope. In truth, it is the most evil of evils because it prolongs man’s torment.»
- ^ West 1978, 169–70.
- ^ Taking the jar to serve as a prison at some times and as a pantry at others will also accommodate another pessimistic interpretation of the myth. In this reading, attention is paid to the phrase moune Elpis – «only hope,» or «hope alone.» A minority opinion construes the phrase instead to mean «empty hope» or «baseless hope»: not only are humans plagued by a multitude of evils, but they persist in the fruitless hope that things might get better. Thus Beall 1989 227–28.
- ^ Panofsky 1956, p.79 Archived 2020-04-30 at the Wayback Machine
- ^ «Smith College». Archived from the original on 2018-01-23. Retrieved 2018-01-22.
- ^ Count Leopoldo Cicognara, Le premier siècle de la calcographie; ou, Catalogue raisonné des estampes, Venice 1837, pp.532-3 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ «Yale University Art Gallery». Archived from the original on 2018-01-23. Retrieved 2018-01-22.
- ^ Oeuvres choisies de Lesage, Paris 1810, vol.4, pp.409 – 450 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ «Théâtre Classique» (PDF). Archived (PDF) from the original on 2017-06-30. Retrieved 2018-01-23.
- ^ Brumoy, Pierre (1743). «La Haye 1743». Archived from the original on 2023-01-02. Retrieved 2018-01-23.
- ^ Poems, Norwich 1803, pp.213-19 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ Poems, Chicago 1866, pp.24-5 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ Rossetti Archive
- ^ The Pall Mall Budget 1882, vol. 27, p.14 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ The Life and Work of L. Alma Tadema, Art Journal Office, 1888, p.22
- ^ Lothar Hönnighausen, Präraphaeliten und Fin de Siècle, Cambridge University 1988, pp.232-40 Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
- ^ Victoria Sherrow, Encyclopedia of Hair: A Cultural History, Greenwood Publishing Group 2006, A Archived 2023-01-02 at the Wayback Machine
Bibliography[edit]
- Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, introduction and commentary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
- Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94–98,» Hermes 117 (1989) 227–30.
- Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
- Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
- Hesiod; Works and Days, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
- Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96–103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
- Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1–8.
- Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
- Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis«, in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37–45.
- Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
- Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
- Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
- Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
- Verdenius, Willem Jacob, A Commentary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth discussion and synthesis of the various theories and speculations about the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
- West, M. L. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)
External links[edit]
Media related to Pandora at Wikimedia Commons
Ящик Пандоры — фразеологизм, которым обозначают источник бедствий и несчастий. «Открыть ящик Пандоры» — сделать что-то с необратимыми и опасными последствиями. Синоним этой фразы — выражение «выпустить джинна из бутылки».
Крылатое выражение появилось благодаря древнегреческому мифу о девушке Пандоре, открывшей запретный сосуд с бедами, которые обрушились на мир.
Откуда взялось это выражение? Миф о Пандоре
Пандо́ра (Πανδώρα — «всем одаренная») — первая женщина, созданная в наказание людям богом огня Гефестом по приказу Зевса. С помощью Пандоры громовержец решил отомстить человечеству за то, что титан Прометей похитил у богов и отдал людям огонь.
Гефест смешал глину с водой, слепил Пандору, а другие боги наделили ее подарками: Афродита — красотой, Гермес — хитростью, Афина облачила ее в серебряное платье и золотой венец.
Пандора стала женой Эпиметея, младшего брата Прометея. Однажды супруг рассказал ей, что в доме есть сосуд, который ни за что нельзя открывать — иначе людей ждут неисчислимые беды. Любопытная Пандора не послушала мужа, распечатала сосуд, и на мир обрушились смерть, болезни и пороки, которых людской род прежде не знал. На дне ларца по воле Зевса осталась только Надежда.
Согласно греческой мифологии, дочь Пандоры — благочестивая Пирра — была женой Девкалиона, вместе с мужем они единственные из смертных пережили всемирный потоп.
А был ли ящик?
У Гесиода, в чьем изложении мы знаем легенду о Пандоре, говорилось не о ящике, а о кувшине — пифосе (πίθος). Эти большие сосуды греки использовали для хранения вина, масла и зерна.