БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ.
(авторы стихов
А. Шибаев, Е. Кострюкова)
Короткие шуточные стихотворения под общим названием «Буква заблудилась» помогут развить у детей слуховое внимание и фонематический слух, познавательные процессы, повысить интерес к звучащему слову, активность на логопедических занятиях и уроках обучения грамоте.
Упражнения со стихами можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых или фронтальных занятиях, на различных их этапах: прослушав стихотворение, дети определяют, в каком слове «заблудилась» буква (точнее звук), называют слово правильно, указывая на звук, который необходимо заменить в первоначальном слове. Можно предложить детям задание выложить исходное слово из букв, а затем, заменив в нем «заблудившуюся» букву, получить новое слово. Таким образом, слова-паронимы обязательно сравниваются не только по звучанию, но и написанию и смыслу в контексте стихотворения (хорошо использовать для этого предметные или сюжетные картинки).
Вступление:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Начали твориться…
- Сели в лоЖку и — айда!
По реке туда-сюда!
2. Жучка буДку не доела:
Hеохота. Hадоело.
3. Тает снег. Течет ручей.
Hа ветвях полно Врачей.
4. Hа виду у детворы
КрыСу красят маляры.
5. На стволе Гора растет,
Из нее смола течет.
6. Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.
7. Врач напомнил дяде Мите:
«Hе забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять Цапель перед сном».
8. Старый дедушка Пахом
Hа коЗе скакал верхом.
9. По снежку беляШ скакал –
От лисицы убегал.
10. Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
11. На пожелтевшую траву
Роняет леВ свою листву.
12. Синеет море перед нами,
Летают Майки перед нами.
13. На болоте нет дорог.
А по коШкам скок да скок.
14. Поспевает виноград –
ГВозди сочные висят.
19. Пришиты кармашки
И пуговки в ряд.
Какой замечательный
Вышел Салат!
20. В поле Волос золотой
Вырос спелый, налитой.
21. Воет вьюга за окошком.
Спит, в клубок свернувшись,
Мошка.
22. Вдали показалась
Родная земля,
Торт и причал
Видят все с корабля.
27. Мама Олю причесала –
Фантик дочке завязала.
28. Самовар вскипел уже,
ЧаЙки, блюдца на столе.
29. Держу в рЕке я карандаш,
Хочу нарисовать пейзаж.
30. Папа Маком пол покрыл,
Чтоб паркет красивым был.
31. Острые когти
На Тапках у кошки,
Но ходит неслышно
Она по дорожке.
32. В поле волнуется Ложь,
В ней васильки ты найдешь.
33. Любит Маску наша кошка –
Ты погладь ее немножко.
34. Мы пришли на огород,
Смотрим: Кепка там растет.
35. По дорожке Плитка ползет,
На спине ракушку везет.
36. Чайки по тундре бегут,
Погонщика в нартах везут.
46. Мама на праздник
Гостей позвала
И вкусный пОрог,
Как всегда, испекла.
47. Дедушка печку топил,
А дОм из трубы выходил.
48. Сок бежит по проводам
К пылесосам, утюгам…
Очень нужен этот Сок,
Чтоб прибор работать мог.
49. Сильный веЧер вдруг подул
И деревья все согнул.
50. Лисий мОх на воротник
В санях домой везет старик.
51. Зимой на нашей Печке лед.
Там рыба в проруби клюет.
52. Яблоки на Сетках зреют,
К осени они поспеют.
53. Тронный зал. Пажи у трона.
Вот король – на нем Ворона.
54. У Великана клюв-сачок,
Он ловит рыбу, как в мешок.
62. В стаде бАк свирепый был,
Пободаться он любил.
63. МЯч взял в руки богатырь
И злодея им сразил.
64. БаНочка, порхая,
Села на цветок,
И узор на крыльях
Рассмотреть я смог.
65. В парТе подснежник
расцвел,
Его я сегодня нашел.
66. Шапку для тетрадей
Ученик купил,
Подписал тетрадки
И в Шапку положил.
67. В доме чистые Волы,
А на Волах лежат ковры.
68. Для чего игРа нужна?
Чтобы мама шить могла.
69. Закипел наш самовар,
И оттуда вышел Шар.
70. Взвился гриБ под облака
И зорко смотрит свысока
15. Потемнело за окном –
Это Дочь вошла в наш дом.
16. На Волке – сметана,
творог, молоко.
И рад бы поесть, да
достать нелегко.
17. На кустах распустились
бАтоны-
Посмотрите, какие пионы!
18. Для мамы в подарок
Буфет мы купили
И в воду поставить
Его не забыли.
23. Поспевает виноград –
ГВозди сочные висят.
24. Чай на столе,
Пироги и ватрушки,
Бублики, мед
И хрустящие Сушки.
25. Куча по небу ползет,
Значит, скоро дождь
польет.
26. В ульях Ноты, а из Нот
Мед добудет пчеловод.
37. Если Соль в шкафу жила, Знай: одежда не цела!
38. На деревьях распустились
Бочки,
Показались клейкие
листочки.
39. Папа для мамы подарок
купил
КрОшку с жемчужиной ей
подарил.
40. На чужих Мычит Барбос,
За забор просунув нос.
41. Дрова Пололи на дворе,
Остались щепки на траве.
42. Мед на катке,
Все надели коньки.
С шайбой и клюшкой
Мы – игроки!
43. Стая Палок во дворе
Раскричалась на заре.
44. Ливень льет, грохочет
гНом.
Дома нам не страшен он.
45. Козы на клумбе росли,
Сегодня они расцвели.
55. Взял я рЕчку и опять
Стал в тетради ей писать.
56. Ребята в лесу
МаШину нашли,
В корзину собрали
И в дом принесли.
57. Рисуют в альбоме
карандашами,
А на асфальте –
цветными меШками.
58. Чтобы двери отпирать,
Надо клюв в замок
вставлять.
59. БаНаны пасутся
На горных лугах,
И эхо разносит
Их голос в горах.
60. На пальЦах финики
растут,
Их к нам из Африки
везут.
61. Пальчик во дворе гулял,
На санях с горы съезжал.
71. Сушка ядрами стреляет –
Кто же этого не знает.
72. На ели смолистые шАшки
растут,
Еловые шАшки белки
грызут.
73. Овечку под рукой держу,
Погаснет свет – ее зажгу.
74. Снежная Корка в нашем
дворе.
Весело с Корки съезжать
детворе!
75. КараваЙ по пустыне
бредет,
А жаркое солнце нещадно
печет.
76. Сыну мама мяч купила,
А Точке куклу подарила.
77. С Кругом я играл в
футбол,
Круг забил в ворота гол.
78. Все лето лАстики растут,
Но осень придет, и они
опадут.
Вот двустишия из книжки А. Шибаева о буквах и словах:
В два слова вместо правильных согласных забрались другие. Найдите эти слова, замените в них неправильные согласные правильными и выберите слово с этими правильными согласными.
Задание немного запутанное, потому что двойное. Начнем с самого простого. Прежде всего в глаза бросается несоответствие некоторых слов в приведенном четверостишии, попробуем их найти и исправить, то есть подобрать правильные слова. Такого просто быть не может с царем зверей, это слово явно не подходит по смыслу. На что же его можно заменить? На обозначение растений, которые находятся в массе и соотносятся с рифмой. Это будет слово «лес», то есть меняем «в» на «с». Берем следующие две строчки: Слово «ложка» совершенно не подходит, его нужно заменить наиболее удачный вариант — на слово «лодка», значит заменяем «ж» на «д». В результате получаем вариант исправленного четверостишия: Теперь находим нужный вариант в предложенных ответах. Это будет вариант Д) сад. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Tanyetta 4 года назад Нам предстоит разобраться со строчками из книжки А. Шибаева и найти какие были допущены ошибки в текстовом задании.
Получается, что правильным ответом на вопрос викторины по русскому языку, будет вариант ответа под буквой «Д» — сад. Именно с этими согласными, которые мы выявили и поличилось слово «сад». В Е С Н А 4 года назад Нам нужно разобрать нелепые по смыслу двустишия Александра Шибаева. Разве может лев ронять листву? Он может только свою шерсть, а листву обычно теряют деревья, а если деревьев много, то это роща или лес. Поэтому теряет листву лес, в слове «лев» нужно заменить букву «в» на согласную букву «с». По реке обычно в ложке то не катаются, ложкой мы едим, а по реке туда — сюда можно перемещаться только в лодке. А значит согласную букву «ж» мы заменим на букву «д». тогда все встанет на свои места. Теперь рассмотрим варианты предложенных слов, в которых есть эти согласные буквы. Правильный ответ: вариант (Д) сад. Пашенька 4 года назад Задание, которое предложено, можно назвать условно двухуровневым, потому что для получения ответа потребуется пройти два этапа решения. Во-первых, сначала необходимо найти неправильно использованные слова в стихотворении, выделить в них неправильные буквы. Во-вторых, из букв следует составить слова, которое приведет к ответу. Итак, листву роняет не лев, а лес. Меняем букву в на с. А садимся мы для прогулки по воде не в ложку, а в лодку. Меняем ж на д. У нас есть две буковки — с и д, они обе присутствуют в варианте-слове сад. Поэтому для ответа используем последний из предложенных вариантов — это Д. Эл Лепсоид 4 года назад Ой! какой интересный вопрос! Особенно детям, желающим познать русский язык! Пойдем сверху вниз и найдем «заблудившиеся» буквы. Во-первых, странным выглядит сообщение, что «Роняет лев свою листву…» — какая листва у льва?! Если подумать, то подходящим словом, может быть «лес» — именно там по осени деревья скидывают свою листву. Получается, что «заблудилась» буква «в» — в предложении должна быть буква «с». Смотрим дальше и видим, что «Сели в ложку…» — ну кто ж в ложку-то садиться! Опять думаем и находим, что можно сесть не в ложку, а в лодку. «Заблудившейся» оказывается буква «ж» — не место ей в этом предложении! Лучше «д» использовать. А теперь осталось найти слово с нашими «заблудившимися» буквами — «с» и «д». Смотрим список: сажа — «с» есть, а вот «д» отсутствует; вода — здесь наоборот: «д» на месте, так «с» нет; соль — опять, как в первом случае; вол — тут вообще нашими буквами не пахнет; и, наконец, сад — вот это удача: обе буквы (и «с», и «д»!) на месте! Пишем правильный ответ — (Д). Feeriya777 4 года назад Как вопрос то замудрили и заблудиться не сложно). Неправильные слова я сразу нашла, а вот ответ правильный выбрать сообразила не сразу. Итак, двустишие: На пожелтевшую траву Роняет лес свою листву. Сели в лодку — и айда! По реке туда-сюда… Слово лев мы поменяли на лес, а слово ложку на лодку. То есть согласные -в- на -с-, а -ж- на -д-. Получается, что в вариантах ответов нам нужно искать согласные -с- и -д-. а) сажа — не правильный. б) вода — не правильный. в) соль — не правильный. г) вол — не правильный. д) сад — правильный. Правильный ответ д). qasaq123 4 года назад Как только начинаешь читать стихотворение — сразу видно ошибки — нужно лес, а не лев, катаются в лодке, а не ложке. Поэтому мы заменили буквы «с» и «д», а значит это слово «сад». Правильный ответ — вариант (Д) сад. Костин 4 года назад Роняет леС свою листву — Буква «заблудилась» А) сажа;(В) соль; (Д) сад. Сели в лоДку – и айда!- Буква «заблудилась» (Б) вода;(Д) сад. Знаете ответ? |
Шуточные стихи – один из занимательных
приемов развития фонематического слуха и
познавательных процессов у младших школьников
на уроках обучения грамоте.
Прослушав стихотворение, ребенок определяет
слово, в котором буква «заблудилась», называет
эту букву и новое слово. Слова, отличающиеся
одной буквой, ученик анализирует и соотносит
звучание слов и их смысл в контексте
стихотворения.
Использовать шуточные стихи «Буква заблудилась»
целесообразно на уроках знакомства с новой
буквой на этапе закрепления или повторения
пройденного материала.
Так же как и при работе с ребусами, можно дать
детям задание выложить исходное слово из букв, а
затем, заменив в нем «заблудившуюся» букву,
получить новое слово. Такой вид работы будет
способствовать запоминанию графического образа
буквы и слова.
Работа со стихами «Буква заблудилась» и
разгадывание ребусов в совокупности не только
позволяют развивать фонематический слух и
интеллектуальные способности детей, но и
способствуют в дальнейшем развитию
орфографической зоркости учащихся. Применение
подобных упражнений на уроках обучения грамоте
стимулирует познавательную активность, вызывая
интерес к чтению, и расширяет кругозор
школьников.
В слове буква заблудилась,
Посмотри, что получилось:
1. Поспевает виноград –
Гвозди сочные висят.
2. На кустах распустились батоны –
Полюбуйтесь, какие пионы!
3. Потемнело за окном –
Это дочь вошла в наш дом.
4. Для мамы в подарок
Буфет мы купили
И в воду поставить
Его не забыли.
5. На стволе гора растет,
Из нее смола течет.
6. Пришиты кармашки
И пуговки в ряд.
Какой замечательный
Вышел салат!
7. По снежку беляш скакал –
От лисицы убегал.
8. В поле волос золотой
Вырос спелый, налитой.
9. Воет вьюга за окошком.
Спит, в клубок свернувшись, мошка.
10. Вдали показалась
Родная земля,
Торт и причал
Видят все с корабля.
11. Чай на столе,
Пироги и ватрушки,
Бублики, мед
И хрустящие мушки.
12. Куча по небу ползет,
Значит, скоро дождь польет.
13. В ульях ноты, а из нот
Мед добудет пчеловод.
14. Мама Олю причесала –
Фантик дочке завязала.
15. Самовар вскипел уже,
Чайки, блюдца на столе.
16. Держу в реке я карандаш,
Хочу нарисовать пейзаж.
17. Папа маком пол покрыл,
Чтоб паркет красивым был.
18. На чужих мычит Барбос,
За забор просунув нос.
19. В поле волнуется ложь,
В ней васильки ты найдешь.
20. Если соль в шкафу жила,
Знай: одежда не цела!
21. На деревьях распустились бочки,
Показались клейкие листочки.
22. Папа для мамы подарок купил –
Крошку с жемчужиной ей подарил.
23. Куранты на пашне пробили опять.
Мы время умеем по ним узнавать!
24. У крана две больших клешни,
Размером разные они.
25. Любит маску наша кошка –
Ты погладь ее немножко.
26. Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растет.
27. По дорожке плитка ползет,
На спине ракушку везет.
28. Чайки по тундре бегут,
Погонщика в нартах везут.
29. Острые когти
На тапках у кошки,
Но ходит неслышно
Она по дорожке.
30. Дрова пололи на дворе,
Остались щепки на траве.
31. Мед на катке,
Все надели коньки.
С шайбой и клюшкой
Мы – игроки!
32. Стая палок во дворе
Раскричалась на заре.
33. Ливень льет, грохочет гном.
Дома нам не страшен он.
34. Козы на клумбе росли,
Сегодня они расцвели.
35. Взял я речку и опять
Стал в тетради ей писать.
36. Мама на праздник
Гостей позвала
И вкусный порог,
Как всегда, испекла.
37. Дедушка печку топил,
А дом из трубы выходил.
38. Сок бежит по проводам
К пылесосам, утюгам…
Очень нужен этот сок,
Чтоб прибор работать мог.
39. Сильный вечер вдруг подул
И деревья все согнул.
40. Ребята в лесу
Машину нашли,
В корзину собрали
И в дом принесли.
41. Лисий мох на воротник
В санях домой везет старик.
42. Зимой на нашей печке лед.
Там рыба в проруби клюет.
43. Яблоки на сетках зреют,
К осени они поспеют.
44. Тронный зал. Пажи у трона.
Вот король – на нем ворона.
45. У великана клюв-сачок,
Он ловит рыбу, как в мешок.
46. Рисуют в альбоме карандашами,
А на асфальте – цветными мешками.
47. Бананы пасутся на горных лугах,
И эхо разносит их голос в горах.
48. Чтобы двери отпирать,
Надо клюв в замок вставлять.
49. На пальцах финики растут,
Их к нам из Африки везут.
50. Пальчик во дворе гулял,
На санях с горы съезжал.
51. На ели смолистые шашки растут,
Еловые шашки белки грызут.
52. В стаде бак свирепый был,
Пободаться он любил.
53. Мяч взял в руки богатырь
И злодея им сразил.
54. Баночка, порхая,
Села на цветок,
И узор на крыльях
Рассмотреть я смог.
55. В парте подснежник расцвел,
Его я сегодня нашел.
56. Шапку для тетрадей
Ученик купил,
Подписал тетрадки
И в шапку положил.
57. В доме чистые волы,
А на волах лежат ковры.
58. Для чего игра нужна?
Чтобы мама шить могла.
59. Закипел наш самовар,
И оттуда вышел шар.
60. Овечку под рукой держу,
Погаснет свет – ее зажгу.
61. Снежная корка в нашем дворе.
Весело с корки съезжать детворе!
62. Сушка ядрами стреляет –
Кто же этого не знает?
63. Все лето ластики растут,
Но осень придет, и они опадут.
64. Каравай по пустыне бредет,
А жаркое солнце нещадно печет.
65. Сыну мама мяч купила,
А точке куклу подарила.
66. Вся семья собралась за столом,
Сейчас мы с газетами чаю попьем.
67. Баран завалил все пути –
Ни проехать в степи, ни пройти.
68. В горячий чай положишь лед,
И от простуды он спасет.
69. Взвился гриб под облака
И зорко смотрит свысока.
70. С кругом я играл в футбол,
Круг забил в ворота гол.
Спонсор публикации статьи: интернет-магазин «АКБ Авто», занимающийся розничной и мелкооптовой продажей аккумуляторов, зарядных и пуско-зарядных устройств, автомасел, щеток стеклоочистителей, багажников, автозапчастей. Уверены, что ни один автомобилист, даже случайно попав на сайт AKBauto, не сможет уйти отсюда без покупки. Он обязательно оценит и широчайший ассортимент магазина, и весьма привлекательный прайс-лист. Специалисты компании всегда готовы оказать помощь в подборе аккумулятора, который подойдет Вашему транспортному средству по техническим характеристикам, а Вам — по цене. Кроме того, при желании, на сайте можно заказать такую услугу, как замена аккумуляторных батарей, которая проводится бесплатно для большинства автомобилей в зачёт б/у аккумулятора.
Заблудившаяся буква
В этих загадках нужно поменять в одном слове букву, чтобы все стало на свои места
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Ответ: Лук — Жук — (наведите курсор)
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Ответ: буДку — буЛку — (наведите курсор)
***
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
Ответ: Врачей — Грачей — (наведите курсор)
***
На виду у детворы крысу красят маляры.
Ответ: крыСу — крыШу — (наведите курсор)
***
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Ответ: коШкам — коЧкам — (наведите курсор)
- Плохо
- Так себе
- Средненькая
- Хорошая
- В восторге
Пояснительная записка
Автор: Толстова Светлана Валентиновна
Образовательное учреждение: МБОУ
Багаевская СОШ№2
Дидактическая игра “Буква
заблудилась”
Проводится как на уроках русского языка в первом классе, так и на
занятиях внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”. Задания
предназначены для детей младшего школьного возраста (7-8 лет).
Цели и задачи:
1.
Способствовать
более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала,
повышению уровня языкового развития учеников, воспитание интереса к изучаемому
предмету.
2.
Способствовать активизации мыслительной
деятельности, развитию наглядно-образного мышления и элементов логического
мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств.
3.
Пробуждать интерес к занятиям,
активизировать познавательную деятельность.
4.
Способствовать
созданию эмоционального настроя учеников, вызывать положительное отношение к
выполняемой деятельности.
5.
Развивать слуховое восприятие,
внимание, умение находить ошибку в тексте.
Используемое
оборудование: карточки с буквами алфавита, волшебный ключ, интерактивная
доска.
Ход игры:
Дорогие дети! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное
путешествие по СТРАНЕ ЗНАНИЙ. Чтобы попасть в страну нужно открыть волшебную
дверей. От двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно выполнить задание.
Кто ее откроет, того ждет сюрприз! В увлекательное путешествие есть два пути.
Сейчас мы разделимся на две команды. Чья команда быстро и правильно справится с
заданием, та и получит ключ от волшебной двери в СТРАНУ ЗНАНИЙ!
Итак, в путь!
На столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита.
Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна
быть в тексте (которая заблудилась)
Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
1.Распустились на
цветах БАТОНЫ,
Заалели маки и
пионы.
2.Есть у нашей
Тани
Скоростные
БАНИ.
3. На пожелтевшую траву
Роняет
ЛЕВ свою листву.
4.Пять БАРАНОВ скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько»
5.Забодал
меня КОТЁЛ
На
него я очень зол.
6.Мы собирали васильки
На головах у нас ЩЕНКИ.
7. Принцесса над гвоздиками склонилась,
КОРОВА с
головы ее свалилась.
8. ПЛОВ мы дружно
смастерили,
По реке
на нем поплыли.
9. Рот открыла
наша Люба:
У меня растут
три ДУБА.
10. Преодолел
немалый РЕВ
Спортсмен
Василий Комаров.
11. Подарила дочка
маме
Шапку теплую
с УЖАМИ.
12. ШАЙКУ,
Леночка, надень.
Выдался
холодный день.
13. Мы гуляли по дорожке,
А вокруг
летали КОШКИ.
14. Я маме утром
преподнес
Букет
прелестных белых КОЗ.
15. Грохочет
грозно ГНОМ-
Гулять мы не
пойдем.
16. Жучка
БУДКУ не доела:
Неохота.
Надоело…
(Та
команда, которая безошибочно справилась с заданием, побеждает и получает
волшебный ключ.)
Данная игра
ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в
формировании у детей умений находить ошибку в тексте.
Главное для
каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание
детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в
своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости,
наслаждения.
Игры, игровые
упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более
интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение,
облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Используемая
литература:
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. 2002.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку
в начальных классах. 1978.
Шибаев А. Буква заблудилась. –
Л., 1986. . Акиньшина
А.А., Жаркова Т.Л., Акиньшина Т.Е. Игры на уроках русского языка 1990.