Как найти зачало в евангелии

Список всех богослужебных зачал Евангелия

  • I. Евангелие по Матфею
  • II. Евангелие по Марку
  • III. Евангелие по Луке
  • IV. Евангелие по Иоанну

I. Евангелие по Матфею

127 фрагментов, 116 зачал
№ зачала Главы/стихи Употребление в богослужении
Подвижный круг Месяцеслов Частные богослужения
Мф. зачало 1 Мф.1:1–25 Неделя пред Рождеством Христовым святых отец[*]
Мф. зачало 2 Мф.1:18–25 1‑й час в навечерие Рождества Христова; утреня Рождества Христова
Мф. зачало 3 Мф.2:1–12 6‑й час в навечерие Рождества Христова; литургия Рождества Христова
Мф. зачало 4 Мф.2:13–23 9‑й час в навечерие Рождества Христова; 26 декабря, неделя по Рождестве Христовом святых Богоотец, 29 декабря
Мф. зачало 5 Мф.3:1–11 суббота пред Богоявлением; 1‑й час в навечерие Богоявления
Мф. зачало 6 Мф.3:13–17 9‑й час в навечерие Богоявления, литургия на Богоявление  
Мф. зачало 7 Мф.4:1–11 Суббота по Богоявлении
Мф. зачало 8 Мф.4:12–17 Неделя по Богоявлении
Мф. зачало 9 Мф.4:18–23 Неделя 2‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 10 Мф.4:25 –5:12 Общее преподобным
Мф. зачало 10 Мф.4:25–5:13 Вторник 1‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 11 Мф.5:14–19 Общее святителям
Мф. зачало 12 Мф.5:20–26 Среда 1‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 13 Мф.5:27–32 Четверг 1‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 14 Мф.5:33–41 Пятница 1‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 15 Мф.5:42–48 Суббота 1‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 16 Мф.6:1–13 Суббота сырная
Мф. зачало 17 Мф.6:14–21 Неделя сыропустная
Мф. зачало 18 Мф.6:22–33 Неделя 3‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 19 Мф.6:31–34; 7:9–11 Понедельник 2‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 20 Мф.7:1–8 Суббота 2‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 20 «от полу» Мф.7:7–11 Молебен на всякое прошение, молебен во время безведрия
Мф. зачало 21 Мф.7:12–21 Общее преподобным
Мф. зачало 22 Мф.7:15–21 Вторник 2‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 23 Мф.7:21–23 Среда 2‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 24 Мф.7:24–8:4 Суббота 3‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 25 Мф.8:5–13 Неделя 4‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 26 Мф.8:14–23 Суббота 4‑й седмицы по Пятидесятнице 4‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Мф. зачало 27 Мф.8:23–27 четверг 2‑й седмицы по Пятидесятнице 26 октября (воспоминание землетрясения) Молебен во время землетрясения
Мф. зачало 28 Мф.8:28–9:1 Неделя 5‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 29 Мф.9:1–8 Неделя 6‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 30 Мф.9:9–13 Суббота 5‑й седмицы по Пятидесятнице 16 ноября (апостола и евангелиста Матфея) 7‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Мф. зачало 31 Мф.9:14–17 Пятница 2‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 32 Мф.9:18–26 Суббота 6‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 33 Мф.9:27–35 Неделя 7‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 34 Мф.9:36–10:8 Понедельник 3‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 34 от полу Мф.10:1,5–8 1 ноября, 1 июля (святых врачей), 25 октября (мчч. Маркиана и Мартирия), 10 января (свт. Григория Нисского) 3‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Мф. зачало 35 Мф.10:9–15 вторник 3‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 36 Мф.10:16–22 среда 3‑й седмицы по Пятидесятнице Общее мученику
Мф. зачало 37 Мф.10:23–31 четверг 3‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 38 Мф.10:32–33,37–38; 20:27–30 Неделя всех святых Общее мученикам (1 августа, 24 октября, 11 ноября)
Мф. зачало 38 Мф.10:32–36; 11:1 пятница 3‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 39 Мф.10:37–11:1 суббота 7‑й седмицы по Пятидесятнице Суббота пред Воздвижением
Мф. зачало 40 Мф.11:2–15 Понедельник 4‑й седмицы по Пятидесятнице 29 августа (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи), 24 февраля (1‑е и 2‑е обретение главы св. Иоанна Предтечи), 25 мая (3‑е обретение главы св. Иоанна Предтечи) на литургии
Мф. зачало 41 Мф.11:16–20 вторник 4‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 42 Мф.11:20–26 среда 4‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 43 Мф.11:27–30 Четверг 4‑й седмицы по Пятидесятнице Общее преподобным
Мф. зачало 44 Мф.12:1–8 Пятница 4‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 45 Мф.12:10–13 Понедельник 5‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 46 Мф.12:14–16,22–30 Вторник 5‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 46 от полу Мф.12:15–21 Суббота по Рождестве Христовом
Мф. зачало 47 Мф.12:30–37 Суббота 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 48 Мф.12:38–45 Среда 5‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 49 Мф.12:46–13:3 Четверг 5‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 50 Мф.13:4–9 пятница 5‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 51 Мф.13:10–23 Понедельник 6‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 52 Мф.13:24–30 вторник 6‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 52 Мф.13:24–30,37-43 8 ноября (Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных) на утрене
Мф. зачало 53 Мф.13:31–36 среда 6‑й седмицы по Пятидесятнице 24 декабря, если случится в субботу
Мф. зачало 54 Мф.13:37–43 четверг 6‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 55 Мф.13:44–54 пятница 6‑й седмицы по Пятидесятнице 3 октября (сщмч. Дионисия Ареопагита)
Мф. зачало 56 Мф.13:53–58 Понедельник 7‑й седмицы по Пятидесятнице 23 октября (ап. Иакова, брата Господня), 10 мая (апостола Симона Зилота)
Мф. зачало 57 Мф.14:1–13 вторник 7‑й седмицы по Пятидесятнице 29 августа на утрене
Мф. зачало 58 Мф.14:14–22 Неделя 8‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 59 Мф.14:22–34 Неделя 9‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 60 Мф.14:35–15:11 среда 7‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 61 Мф.15:12–21 четверг 7‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 62 Мф.15:21–28 Неделя 17‑я по Пятидесятнице 6‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Мф. зачало 63 Мф.15:29–31 пятница 7‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 64 Мф.15:32–39 суббота 9‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 65 Мф.16:1–6 понедельник 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 66 Мф.16:6–12 вторник 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 67 Мф.16:13–18 13 сентября (Обновление храма Воскресения) Освящение храма
Мф. зачало 67 Мф.16:13–19 29 июня (свв. апп. Петра и Павла) на литургии
Мф. зачало 68 Мф.16:20–24 среда 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 69 Мф.16:24–28 четверг 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 70 Мф.17:1–9 6 августа (Преображение Господне) на литургии
Мф. зачало 71 Мф.17:10–18 пятница 8‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 72 Мф.17:14–23 Неделя 10‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 73 Мф.17:24–18:4 суббота 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 74 Мф.18:1–11 Понедельник 9‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 75 Мф.18:10–20 День Святого Духа (понедельник по Пятидесятнице)
Мф. зачало 76 Мф. Мф.18:18–22; 19:1–2; 13–15 вторник 9‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 77 Мф.18:23–35 Неделя 11‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 78 Мф.19:3–12 суббота 11‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 79 Мф.19:16–26 Неделя 12‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 80 Мф.20:1–16 среда 9‑й седмицы по Пятидесятнице 9 марта (40 мчч. Севастийских) на литургии
Мф. зачало 81 Мф.20:17–28 четверг 9‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 82 Мф.20:29–34 суббота 12‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 83 Мф.21:1–11, 15–17 Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим) на утрене
Мф. зачало 83[**] Мф.21:12–14, 17–20 пятница 9‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 84 Мф.21:18–22 понедельник 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 84 Мф.21:18–43 Великий понедельник на утрене
Мф. зачало 85 Мф.21:23–27 вторник 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 86 Мф.21:28–32 среда 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 87 Мф.21:33–42 Неделя 13‑я по Пятидесятнице 27 декабря (св. первомученика Стефана)
Мф. зачало 88 Мф.21:43–46 четверг 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 89 Мф.22:1–14 Неделя 14‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 90 Мф.22:15–22 суббота 13‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 90 Мф.22:15–23:39 Великий Вторник на утрене
Мф. зачало 91 Мф.22:23–33 пятница 10‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 92 Мф.22:34–46 Неделя 15‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 93 Мф.23:1–12 суббота 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 94 Мф.23:13–22 понедельник 11‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 95 Мф.23:23–28 вторник 11‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 96 Мф.23:29–39 среда 11‑й седмицы по Пятидесятнице Общее пророкам
Мф. зачало 97 Мф.24:1–13 суббота 15‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 98 Мф.24:3–35 Великий Понедельник на литургии
Мф. зачало 99 Мф.24:13–28 четверг 11‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 100 Мф.24:27–33, 42–51 пятница 11‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 101 Мф.24:34–44 суббота 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мф. зачало 102 Мф.24:36–26:2 Великий Вторник на литургии
Мф. зачало 103 Мф.24:42–47 30 сентября (сщмч. Григория, просветителя Великой Армении)
Мф. зачало 104 Мф.25:1–13 суббота 17‑й седмицы по Пятидесятнице 24 сентября (первомученицы Феклы), 28 октября (мц. Параскевы), 14 января (равноап. Нины, просветительницы Грузии) 5‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Мф. зачало 105 Мф.25:14–30 Неделя 16‑я по Пятидесятнице
Мф. зачало 106 Мф.25:31–46 Неделя мясопустная
Мф. зачало 107 Мф.26:1–20; Ин.13:3–17; Мф.26:21–39; Лк.22:43–45; Мф.26:40–27:2 Великий Четверг на литургии
Мф. зачало 108 Мф.26:6–16 Великая Среда на литургии
Мф. зачало 109 Мф.26:57–75 3‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Мф. зачало 110 Мф.27:1–56 Великая Пятница на 1‑м часе
Мф. зачало 110 Мф.27:1–38; Лк.23:39–43; Мф.27:39–43, 45–54; Ин.19:31–37; Мф.27:55–61 Великая Пятница на вечерне
Мф. зачало 111 Мф.27:3–32 5‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Мф. зачало 112 Мф.27:27–32 10 июля (положение Ризы Господней) на утрене
Мф. зачало 113 Мф.27:33–54 7‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы) 16 октября (мч. Лонгина сотника)
Мф. зачало 114 Мф.27:62–66 12‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы), утреня Великой Субботы
Мф. зачало 115 Мф.28:1–20 Великая суббота на литургии
Мф. зачало 116 Мф.28:16–20 1‑е воскресное утреннее Таинство Крещения

II. Евангелие по Марку

74 фрагмента, 71 зачало
№ зачала Главы/стихи Употребление в богослужении
Подвижный круг Месяцеслов Частные богослужения
Мк. зачало 1 Мк.1:1–8 Неделя пред Богоявлением, 3‑й час в навечерие Богоявления
Мк. зачало 2 Мк.1:9–11 Богоявление на утрене, великое освящение воды
Мк. зачало 2 Мк.1:9–15 Понедельник 12‑й седмицы по Пятидесятнице 6‑й час в навечерие Богоявления
Мк. зачало 3 Мк.1:16–22 вторник 12‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 4 Мк.1:23–28 среда 12‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 5 Мк.1:29–35 четверг 12‑й седмицы по Пятидесятнице    
Мк. зачало 6 Мк.1:35–44 Суббота 2‑я Великого поста
Мк. зачало 7 Мк.2:1–12 Неделя 2‑я Великого поста
Мк. зачало 8 Мк.2:13–17 Суббота 3‑я Великого поста
Мк. зачало 9 Мк.2:18–22 пятница 12‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 10 Мк.2:23–3:5 Суббота 1‑я Великого поста
Мк. зачало 11 Мк.3:6–12 понедельник 13‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 12 Мк.3:13–19 вторник 13‑й седмицы по Пятидесятнице 30 июня (собор 12-ти апостолов)
Мк. зачало 13 Мк.3:20–27 среда 13‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 14 Мк.3:28–35 четверг 13‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 15 Мк.4:1–9 пятница 13‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 16 Мк.4:10–23 понедельник 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 17 Мк.4:24–34 вторник 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 18 Мк.4:35–41 среда 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 19 Мк.5:1–20 четверг 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 20 Мк.5:21–24, 35–6:1 пятница 14‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 21 Мк.5:24–34 понедельник 15‑й седмицы по Пятидесятнице Общее мученице
Мк. зачало 22 Мк.6:1–7 вторник 15‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 23 Мк.6:7–13 среда 15‑й седмицы по Пятидесятнице 25 апреля (апостола и евангелиста Марка) на литургии
Мк. зачало 24 Мк.6:14–30 29 августа (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи) на литургии
Мк. зачало 25 Мк.6:30–45 четверг 15‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 26 Мк.6:45–53 пятница 15‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 27 Мк.6:54–7:8 Понедельник 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 28 Мк.7:5–16 вторник 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 29 Мк.7:14–24 среда 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 30 Мк.7:24–30 четверг 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 31 Мк.7:31–37 Суббота 4‑я Великого поста
Мк. зачало 32 Мк.8:1–10 пятница 16‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 33 Мк.8:11–21 понедельник 30‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 34 Мк.8:22–26 вторник 30‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 35 Мк.8:27–31 Суббота 5‑я Великого поста
Мк. зачало 36 Мк.8:30–34 среда 30‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 37 Мк.8:34–9:1 Неделя 3‑я Великого поста Неделя по Воздвижении
Мк. зачало 38 Мк.9:2–9 6 августа (Преображение Господне) на утрене
Мк. зачало 39 Мк.9:10–16 четверг 30‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 40 Мк.9:17–31 Неделя 4‑я Великого поста
Мк. зачало 41 Мк.9:33–41 пятница 30‑й седмицы по Пятидесятнице 20 декабря, 29 января (сщмч. Игнатия Богоносца)
Мк. зачало 42 Мк.9:42–10:1 понедельник 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 43 Мк.10:2–12 вторник 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 44 Мк.10:12–16 среда 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 45 Мк.10:17–27 четверг 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 46 Мк.10:24–32 пятница 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 47 Мк.10:33–45 Неделя 5‑я Великого поста
Мк. зачало 48 Мк.10:46–52 понедельник 17‑й и 32‑й седмиц по Пятидесятнице
Мк. зачало 49 Мк.11:1–11 понедельник мясопустной седмицы
Мк. зачало 50 Мк.11:11–23 вторник 17‑й и 32‑й седмиц по Пятидесятнице
Мк. зачало 51 Мк.11:23–26 среда 17‑й и 32‑й седмиц по Пятидесятнице
Мк. зачало 52 Мк.11:27–33 четверг 17‑й и 32‑й седмиц по Пятидесятнице
Мк. зачало 53 Мк.12:1–12 пятница 17‑й и 32‑й седмиц по Пятидесятнице
Мк. зачало 54 Мк.12:13–17 понедельник 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 55 Мк.12:18–27 вторник 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 56 Мк.12:28–37 среда 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 57 Мк.12:38–44 четверг 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 58 Мк.13:1–8 пятница 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Мк. зачало 59 Мк.13:9–13 Понедельник седмицы после Недели о мытаре и фарисее
Мк. зачало 60 Мк.13:14–23 вторник седмицы после Недели о мытаре и фарисее
Мк. зачало 61 Мк.13:24–31 Среда седмицы после Недели о мытаре и фарисее
Мк. зачало 62 Мк.13:31–14:2 четверг седмицы после Недели о мытаре и фарисее
Мк. зачало 63 Мк.14:3–9 пятница седмицы после Недели о мытаре и фарисее
Мк. зачало 64 Мк.14:10–42 Вторник мясопустной седмицы
Мк. зачало 65 Мк.14:43–15:1 среда мясопустной седмицы Молебен во время бездождия
Мк. зачало 66 Мк.15:1–15 четверг мясопустной седмицы
Мк. зачало 67 Мк.15:16–32 6‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы) 10 июля (положение Ризы Господней) на утрене
Мк. зачало 67 Мк.15:16–41 Великая Пятница, 3‑й час
Мк. зачало 68 Мк.15:22, 25, 33–41 пятница мясопустной седмицы
Мк. зачало 69 Мк.15:43–47 10‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Мк. зачало 69 Мк.15:43–16:8 Неделя 3‑я по Пасхе на литургии
Мк. зачало 70 Мк.16:1–8 2‑е воскресное утреннее
Мк. зачало 71 Мк.16:9–20 3‑е воскресное утреннее, Вознесение Господне на утрене

III. Евангелие по Луке

120 фрагментов, 114 зачал
№ зачала Главы/стихи Употребление в богослужении
Подвижный круг Месяцеслов Частные богослужения
Лк. зачало 1 Лк.1:1–25, 57–68, 76, 80 24 июля (Рождество св. Иоанна Предтечи) на литургии
Лк. зачало 2 Лк.1:5–25 5 сентября (прор. Захарии), 23 сентября (Зачатие св. Иоанна Предтечи)
Лк. зачало 3 Лк.1:24–38 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородице) на литургии
Лк. зачало 3 Лк.1:24–25, 57–68, 76, 80 24 июля (Рождество св. Иоанна Предтечи) на утрене
Лк. зачало 4 Лк.1:39–49, 56 Богородичные праздники на утрене
Лк. зачало 5 Лк.2:1–20 3‑й час в навечерие Рождества Христова, литургия / великая вечерня в навечерие Рождества Христова  
Лк. зачало 6 Лк.2:20–21, 40–52 1 января (Обрезание Господне) на литургии
Лк. зачало 7 Лк.2:23–40 2 февраля (Сретение Господне) на литургии
Лк. зачало 8 Лк.2:25–32 2 февраля (Сретение Господне) на утрене
Лк. зачало 8 Лк.2:25–38 3 февраля (прав. Симеона Богоприимца)
Лк. зачало 9 Лк.3:1–18 5 января (навечерие Богоявления) на литургии / великой вечерне
Лк. зачало 10 Лк.3:19–22 Понедельник 18‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 11 Лк.3:23–4:1 вторник 18‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 12 Лк.4:1–15 среда 18‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 13 Лк.4:16–22 четверг 18‑й седмицы по Пятидесятнице 1 сентября (Новолетие)
Лк. зачало 14 Лк.4:22–30 пятница 18‑й седмицы по Пятидесятнице 20 июля (пророка Илии), 1 мая (пророка Иеремии)
Лк. зачало 15 Лк.4:31–36 суббота 18‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 16 Лк.4:37–44 понедельник 19‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 17 Лк.5:1–11 Неделя 18–я по Пятидесятнице 30 апреля (апостола Иакова Зеведеева) на литургии
Лк. зачало 18 Лк.5:12–16 вторник 19‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 19 Лк.5:17–26 суббота 19‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 20 Лк.5:27–32 суббота 20‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 21 Лк.5:33–39 среда 19‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 22 Лк.6:1–10 суббота 21‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 23 Лк.6:12–19 четверг 19‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 24 Лк.6:17–23 пятница 19‑й седмицы по Пятидесятнице Общее преподобным
Лк. зачало 25 Лк.6:24–30 понедельник 20‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 26 Лк.6:31–36 Неделя 19–я по Пятидесятнице
Лк. зачало 27 Лк.6:37–45 вторник 20‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 28 Лк.6:46–7:1 среда 20‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 29 Лк.7:1–10 суббота 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 30 Лк.7:11–16 Неделя 20–я по Пятидесятнице
Лк. зачало 31 Лк.7:17–30 четверг 20‑й седмицы по Пятидесятнице 24 февраля (1‑е и 2‑е обретение главы св. Иоанна Предтечи), 25 мая (3‑е обретение главы св. Иоанна Предтечи) на утрене
Лк. зачало 32 Лк.7:31–35 пятница 20‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 33 Лк.7:36–50 понедельник 21‑й седмицы по Пятидесятнице Общее мученицам, 11 июля (святой равноапостольной княгини Ольги)
Лк. зачало 34 Лк.8:1–3 вторник 21‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 35 Лк.8:5–15 Неделя 21–я по Пятидесятнице
Лк. зачало 36 Лк.8:16–21 суббота 23‑й седмицы по Пятидесятнице Праздникик праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы: 25 июля, 9 сентября, 9 декабря
Лк. зачало 37 Лк.8:22–25 среда 21‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 38 Лк.8:26–39 Неделя 23–я по Пятидесятнице
Лк. зачало 39 Лк.8:40–56 Неделя 24–я по Пятидесятнице
Лк. зачало 40 Лк.9:1–6 суббота 24‑й седмицы по Пятидесятнице 9 августа (апостола Матфия) на литургии
Лк. зачало 41 Лк.9:7–11 четверг 21‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 42 Лк.9:12–18 пятница 21‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 43 Лк.9:18–22 понедельник 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 44 Лк.9:23–27 вторник 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 45 Лк.9:28–36 6 августа (Преображение Господне) на утрене
Лк. зачало 46 Лк.9:37–43 суббота 25‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 47 Лк.9:44–50 среда 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 48 Лк.9:49–56 четверг 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 48 от полу Лк.9:51–56, 10:22–24 четверг 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 49 Лк.9:57–62 суббота 26‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 50 Лк.10:1–15 пятница 22‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 50 Лк.10:1–21 Общее апостолам
Лк. зачало 51 Лк.10:16–21 Общее Бесплотным Силам и апостолам
Лк. зачало 51 от полу Лк.10:19–21 суббота 27‑й седмицы по Пятидесятнице 1 февраля (мч. Трифона)
Лк. зачало 52 Лк.10:22–24 Понедельник 23‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 53 Лк.10:25–37 Неделя 25‑я по Пятидесятнице 1‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Лк. зачало 54 Лк.10:38–42; 11:27–28 Богородичные праздники на литургии
Лк. зачало 55 Лк.11:1–10 вторник 23‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 56 Лк.11:9–13 среда 23‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 57 Лк.11:14–23 четверг 23‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 58 Лк.11:23–26 пятница 23‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 59 Лк.11:29–33 понедельник 24‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 60 Лк.11:34–41 вторник 24‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 61 Лк.11:42–46 среда 24‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 62 Лк.11:47–12:1 четверг 24‑й седмицы по Пятидесятнице Общее пророкам
Лк. зачало 63 Лк.12:2–12 пятница 24‑й седмицы по Пятидесятнице 23 апреля, 3 ноября (св. великомученика Георгия) на утрене
Лк. зачало 64 Лк.12:8–12 6 ноября (свт. Павла), 15 ноября (мчч. Гурия, Самона и Авива), 21 января (преп. Максима Исповедника)
Лк. зачало 65 Лк.12:13–15, 22–31 Понедельник 25‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 66 Лк.12:16–21 Неделя 26‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 67 Лк.12:32–40 суббота 28‑й седмицы по Пятидесятнице Общее священномученику
Лк. зачало 68 Лк.12:42–48 вторник 25‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 69 Лк.12:48–59 среда 25‑й седмицы по Пятидесятнице Молебен при пожаре
Лк. зачало 70 Лк.13:1–9 четверг 25‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 71 Лк.13:10–17 Неделя 27‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 72 Лк.13:18–29 Суббота пред Рождеством Христовым
Лк. зачало 73 Лк.13:31–35 пятница 25‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 74 Лк.14:1–11 Суббота 30‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 75 Лк.14:12–15 Понедельник 26‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 76 Лк.14:16–24 Неделя святых праотец
Лк. зачало 77 Лк.14:25–35 вторник 26‑й седмицы по Пятидесятнице 15 мая (преп. Пахомия Великого)
Лк. зачало 78 Лк.15:1–10 среда 26‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 79 Лк.15:11–32 Неделя о блудном сыне
Лк. зачало 80 Лк.16:1–9 четверг 26‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 81 Лк.16:10–15 Суббота 31‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 82 Лк.16:15–18, 17:1–4 пятница 26‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 83 Лк.16:19–31 Неделя 22‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 84 Лк.17:3–10 Суббота 32‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 85 Лк.17:12–19 Неделя 29‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 86 Лк.17:20–25 Понедельник 27‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 87 Лк.17:26–37 вторник 27‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 88 Лк.18:2–8 Суббота 33‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 89 Лк.18:10–14 Неделя о мытаре и фарисее
Лк. зачало 90 Лк.18:15–17, 26–30 среда 27‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 91 Лк.18:18–27 Неделя 30‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 92 Лк.18:31–34 четверг 27‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 93 Лк.18:35–43 Неделя 31‑я по Пятидесятнице
Лк. зачало 94 Лк.19:1–10 Неделя 32‑я по Пятидесятнице 2‑е Евангелие таинства Елеосвящения
Лк. зачало 95 Лк.19:12–28 пятница 27‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 96 Лк.19:29–40; 22:7–39 Понедельник сырной седмицы
Лк. зачало 97 Лк.19:37–44 понедельник 28‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 98 Лк.19:45–48 вторник 28‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 99 Лк.20:1–8 среда 28‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 100 Лк.20:9–18 четверг 28‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 101 Лк.20:19–26 пятница 28‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 102 Лк.20:27–44 понедельник 29‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 103 Лк.20:45–21:4 Суббота пред Неделей о блудном сыне
Лк. зачало 104 Лк.21:5–7, 10–11, 20–24 среда 29‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 105 Лк.21:8–9, 25–27, 33–36 Суббота мясопустная
Лк. зачало 106 Лк.21:12–19 вторник 29‑й седмицы по Пятидесятнице Общее мученикам
Лк. зачало 107 Лк.21:28–33 четверг 29‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 108 Лк.21:37–22:8 пятница 29‑й седмицы по Пятидесятнице
Лк. зачало 108 от полу Лк.22:1–22:39 Великий Четверг на утрене
Лк. зачало 109 Лк.22:39–42, 45–23:1 Вторник сырной седмицы
Лк. зачало 110 Лк.23:1–34, 44–56 четверг сырной седмицы
Лк. зачало 111 Лк.23:32–49 8‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы); Великая Пятница на 6‑м часе
Лк. зачало 112 Лк.24:1–12 4‑е воскресное утреннее
Лк. зачало 113 Лк.24:12–35 5‑е воскресное утреннее, Светлый вторник
Лк. зачало 114 Лк.24:36–53 6‑е воскресное утреннее, Вознесение Господне на литургии

IV. Евангелие по Иоанну

77 фрагментов, 67 зачал
№ зачала Главы/стихи Употребление в богослужении
Подвижный круг Месяцеслов Частные богослужения
Ин. зачало 1 Ин.1:1–17 Пасха на литургии
Ин. зачало 2 Ин.1:18–28 Светлый понедельник
Ин. зачало 3 Ин.1:29–34 7 января (Собор Иоанна Крестителя)
Ин. зачало 4 Ин.1:35–51 Светлая среда 30 ноября (ап. Андрея)
Ин. зачало 5 Ин.1:43–51 Неделя 1‑я Великого поста 14 ноября (ап. Филиппа)
Ин. зачало 6 Ин.2:1–11 Понедельник 2‑й седмицы по Пасхе   Таинство брака
Ин. зачало 7 Ин.2:12–22 Светлая пятница
Ин. зачало 8 Ин.3:1–15 Светлый четверг
Ин. зачало 9 Ин.3:13–17 Неделя пред Воздвижением
Ин. зачало 10 Ин.3:16–21 Вторник 2‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 11 Ин.3:22–33 Светлая суббота
Ин. зачало 12 Ин.4:5–42 Неделя 5‑я по Пасхе (о самаряныне)
Ин. зачало 13 Ин.4:47–54 Понедельник 3‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 14 Ин.5:1–4 Малое освящение воды
Ин. зачало 14 Ин.5:1–15 Неделя 4‑я по Пасхе (о расслабленном)
Ин. зачало 15 Ин.5:18–24 среда 2‑й седмицы по Пасхе Погребение священников (2‑е Евангелие)
Ин. зачало 16 Ин.5:24–17 четверг 2‑й седмицы по Пасхе Погребение мирян, монахов, священников (1‑е Евангелие)
Ин. зачало 17 Ин.5:30–6:2 пятница 2‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 18 Ин.6:5–14 среда 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 19 Ин.6:14–27 Суббота 2‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 20 Ин.6:27–33 вторник 3‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 21 Ин.6:35–39 среда 3‑й седмицы по Пасхе Погребение священников (3‑е Евангелие), погребение младенцев
Ин. зачало 22 Ин.6:40–44 четверг 3‑й седмицы по Пасхе Погребение священников (4‑е Евангелие)
Ин. зачало 23 Ин.6:48–54 пятница 3‑й седмицы по Пасхе Погребение священников (5‑е Евангелие)
Ин. зачало 24 Ин.6:56–69 понедельник 4‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 25 Ин.7:1–13 вторник 4‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 26 Ин.7:14–30 среда 4‑й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы)
Ин. зачало 27 Ин.7:37–52; 8:12 Пятидесятница на литургии
Ин. зачало 28 Ин.8:3–11 Общее святым женам
Ин. зачало 29 Ин.8:12–20 четверг 4‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 30 Ин.8:21–30 пятница 4‑й седмицы по Пасхе Суббота по Воздвижении
Ин. зачало 31 Ин.8:31–42 суббота 4‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 32 Ин.8:42–51 понедельник 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 33 Ин.8:51–59 вторник 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 34 Ин.9:1–38 Неделя 6‑я по Пасхе (о слепом)
Ин. зачало 35 Ин.9:39–10:9 четверг 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 35 от полу Ин.10:1–9 Общее святителям на утрене
Ин. зачало 36 Ин.10:9–16 Общее святителям на литургии
Ин. зачало 37 Ин.10:17–28 пятница 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 37 от полу Ин.10:22–28 Освящение храма
Ин. зачало 38 Ин.10:27–38 суббота 5‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 39 Ин.11:1–45 Суббота 6‑й седмицы Великого поста (Воскрешение праведного Лазаря)
Ин. зачало 40 Ин.11:47–57 понедельник 6‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 41 Ин.12:1–18 Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим) на литургии
Ин. зачало 41 от полу Ин.12:17–50 Великая Среда на утрене
Ин. зачало 42 Ин.12:19–36 вторник 6‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 42 от полу Ин.12:28–36 14 сентября (Воздвижение Креста) на утрене
Ин. зачало 43 Ин.12:36–47 среда 6‑й седмицы по Пасхе (Отдание Пасхи)
Ин. зачало 44 Ин.13:1–11 Великий Четверг, 1‑е Евангелие на умовение ног
Ин. зачало 45 Ин.13:12–17 Великий Четверг, 2‑е Евангелие на умовение ног
Ин. зачало 46 Ин.13:32–18:1 1‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Ин. зачало 47 Ин.14:1–11 пятница 6‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 48 Ин.14:11–21 суббота 6‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 48 от полу Ин.14:21–24 19 июня (апостолу Иуде, брату Господню)
Ин. зачало 49 Ин.14:28–15:7 понедельник 7‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 50 Ин.15:1–7 2 сентября (мч. Маманту)
Ин. зачало 51 Ин.15:9–16 11 мая (сщмч. Мокию)
Ин. зачало 52 Ин.15:17–16:2 Суббота 3‑й седмицы по Пасхе Общее мученикам
Ин. зачало 53 Ин.16:2–13 вторник 7‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 54 Ин.16:15–23 среда 7‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 55 Ин.16:23–33 четверг 7‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 56 Ин.17:1–13 Неделя 7‑я по Пасхе (свв. отцов I Вселенского Собора) свв. отцов VII Вселенского Собора (неделя после 11 октября); свв. отцов Шести Вселенских Соборов (неделя, ближайшая к 16 июня)
Ин. зачало 57 Ин.17:18–26 пятница 7‑й седмицы по Пасхе
Ин. зачало 58 Ин.18:1–28 2‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Ин. зачало 59 Ин.18:28–19:16 4‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Ин. зачало 59 Ин.18:28–19:37 Великая Пятница на 9‑м часе
Ин. зачало 60 Ин.19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 Праздники Креста Господня на литургии: 14 сентября (Воздвижение Креста), 1 августа (Происхождение Честных Древ Креста Господня), 7 мая (Воспоминание явления на небе Креста Господня)
Ин. зачало 61 Ин.19:25–37 9‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Ин. зачало 61 Ин.19:25–27; 21: 24–25 26 сентября и 8 мая (апостолу и евангелисту Иоанну Богослову) на литургии
Ин. зачало 62 Ин.19:38–42 11‑е Евангелие Святых Страстей (утреня Великой Пятницы)
Ин. зачало 63 Ин.20:1–10 7‑е воскресное утреннее
Ин. зачало 64 Ин.20:11–18 8‑е воскресное утреннее 22 июля (св. равноап. Марии Магдалины)
Ин. зачало 65 Ин.20:19–23 Пятидесятница на утрене
Ин. зачало 65 Ин.20:19–25 Пасха на вечерне
Ин. зачало 65 Ин.20:19–31 9‑е воскресное утреннее; Антипасха на литургии 6 октября (апостолу Фоме)
Ин. зачало 66 Ин.21:1–14 10‑е воскресное утреннее
Ин. зачало 67 Ин.21:15–25 11‑е воскресное утреннее, суббота Троицкая Общее апостолам на утрене

[*] Чаще всего Евангелие читается на литургии, потому в тех случаях, когда служба не указана, подразумевается, что речь идет о чтении на литургии. Слово «литургия» для указания чтения используется только для тех праздников, когда есть чтения и на других службах (в основном на утрене).

[**] Мф. 83 – единственное в большинстве изданий Евангелия дублирующееся зачало, то есть мы имеем два разных фрагмента в одном Евангелии с одинаковым номером зачала. В некоторых изданиях второе чтение не имеет номера, то есть обозначается как «зачало 83 от полу», что логичнее.

Чтение святого Евангелия по зачалам — полезная нашему спасению практика сложившаяся в Церкви на протяжении веков. Чтобы узнать нужное чтение, необходимо открыть церковный календарь и посмотреть, какое же Зачало указано для чтения на этот день.

Зачало — это несколько стихов из Евангелия расположенных в определенной последовательности, используется в богослужении. Так, следуя за богослужебным кругом в течение всего года, читая Евангелие вместе с Церковью, вы прочтете все Евангелия, начиная с Евангелия от Иоанна.

В словаре от православного общества Азбука веры о церковных зачалах сказано:

Зачало – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.
Любой фрагмент Евангелия (или Апостола), меньший или больший, чем глава, или составленный из разрозненных выписок (для прочтения за богослужением), называется по-славянски зачалом и по-гречески перико́пой (περικοπή «нечто отделенное со всех сторон»).

Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деяния. 1:1-8).
В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается.

На нашем сайте ссылка на Церковный календарь с зачалами находится в колонке справа. Сокращения «Утр.» и «Лит.» означают Утреня и Литургия. Указывают на время, когда читаются данные зачала.

Эта запись была размещена в Слова. Статьи. Беседы, Чтение. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

  • Зачала ежедневных Евангельских и Апостольских чтений
  • Из Настольной книги священнослужителя
  • О ежедневном чтении Священного Писания по зачалам
  • О порядке церковных чтений Евангелия П. М. Мироносицкий
  • Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий прот. Илья Шапиро
  • Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии прот. Владимир Хулап
  • О годовом порядке церковных чтений Евангелия

***

Зача́ло (греч. περικοπή — обрубание, уменьшение, нечто отделенное со всех сторон, перико́па) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом).

Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деяния. 1:1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.

Зачало — церковное название отделов, на которые разделены церковно-богослужебные книги «Евангелие» и «Апостол» для чтения при богослужениях. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, число которых в них неодинаково: в Евангелии от Матфея — 116. от Марка — 71, от Луки — 114 и от Иоанна — 67, в Апостоле же (включающем в себе кн. Деяний св. апостолов и все послания) — один общий их счет, числом 335. Деление Евангелий и Апостола на зачала, не совпадая с делением их на главы и будучи сравнительно с последним, более дробным, расположено так, что каждое из зачал составляет нечто цельное и законченное. Все четыре Евангелия, Деяния и послания должны быть прочитаны в храме на литургиях и отчасти на утренях вообще в течение церковного года, начинающегося с праздника Пасхи. Но так как она празднуется в разное время, то порядок чтения нередко нарушается, причем в один церковный год, более продолжительный, положенных для прочтения в течение его рядовых зачал оказывается недостаточно, а в другой, более краткий, является их излишек. Все возможные отступления от назначенного церк. уставом порядка чтения при богослужениях рядовых зачал предусматриваются и указываются в Типиконе, Служебнике, Минее и Триоди. Весь круг чтения рядовых зачал Евангелий и Апостола именуется в церк. уставе «столпом». Независимо от чтения рядовых зачал, для некоторых дней церковного года положены зачала особые, как из Евангелия, так и из Апостола, соответствующие по содержанию воспоминаемым в эти дни событиям и т. п. В прежнее время существовали особые издания богослужебных Еванг. и Апост. с изложением их в последовательном порядке рядовых зачал, наз. «Апракос» (греч. άπρακος — недельный), но Апостол в таких изданиях появлялись реже Еванг. (из подобных изданий следует особенно назвать известное Остромирово Евангелие 1056—7 г., Апостол ХIII новг. Софийской библ. и два Апост. Императорской публичной библ. и др.).

См. прот. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг по отношению их к церк. уставу» и «Пособие к изучению церк. устава».

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 676. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13)
Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13) , единица деления новозаветного текста, читаемого за церковным богослужением. Главная цель такого деления — вычленение небольших, но законченных в смысловом отношении отрывков, к-рые могут быть понятны вне зависимости от их контекста (это важно, поскольку предшествующие и последующие стихи читаются обычно накануне или на следующий день). Деление на З. не совпадает с делением на главы, к-рое принято в небогослужебных изданиях НЗ (в т. ч. в синодальном переводе).

Термин περικοπή использовался греч. и рим. языческими авторами по отношению к разного рода риторическим или лит. сочинениям. Применительно к библейским книгам он стал употребляться со II в. (Iust. Martyr. Dial. 65. 3; 110. 1). Деление на З. имеет аналогии с делением ВЗ на в иудейской традиции (но поскольку все известные памятники иудейской лекционарной системы поздние по происхождению (см., напр.: Вавилонский Талмуд. Мегилла 29b; подробнее см.: Perrot Ch. The Reading of the Bible in the Ancient Synagogue // Mikra / Ed. M. J. Mulder. Assen; Minneapolis, 1990. P. 137-159), не исключено, что это влияние было обратным). Фиксация текста З. окончательно происходит только в IV в. в связи с постепенным отказом от практики lectio continua (или Scriptura currens), т. е. последовательного чтения достаточно продолжительных отрывков Свящ. Писания, часто до того момента, пока чтеца не остановит предстоятель.

В этот же период для удобства изучения и частного чтения текст НЗ был поделен на главы (κεφάλαια) (напр., в Ватиканском кодексе (IV в.) в Евангелии от Матфея выделяется 170 глав, от Марка — 62, от Луки — 152, от Иоанна — 50 глав; в Александрийском кодексе (V в.) в Евангелии от Матфея — 68 глав, от Марка — 48, от Луки — 83, от Иоанна — 18 глав; деление кн. Деяний св. апостолов и Посланий было менее стабильным; в основных унциалах можно встретить 2 параллельные системы деления). Евсевий Кесарийский на основании гармонии евангельской (см. ст. Гармонизация евангельская) Аммония Александрийского разработал свою систему быстрого нахождения параллельных мест в Евангелиях, поделив их на разделы, к-рые потом были распределены по 10 канонам (т. н. таблицы канонов Евсевия, или «аммониевы главы»). Однако для церковного чтения эти деления были неудобны. По этой причине в крупных литургических центрах возникают свои системы деления НЗ на З. (подробнее см. ст. Лекционарная система). Свидетельства такого деления представлены в древних Лекционариях. В ряде унциальных рукописей встречаются пометы αρχ (ἀρχή — начало) и τελ (τέλος — окончание), указывающие границы З. (см.: Мецгер Б. М. Текстология НЗ: Пер. с англ. М., 1996).

В совр. правосл. изданиях Евангелие от Матфея делится на 116 З., от Марка — на 71, от Луки — на 114, от Иоанна — на 67 З., а Деяния св. апостолов и Послания имеют общее деление на 335 З. Порядок следования З. друг за другом в служебных Апостоле и Евангелии может отличаться от «четьих» текстов, т. к. он соответствует году церковному (см. статьи Апракос, Лекционарий). При чтении в храме каждому З. предшествует вводная фраза, уточняющая его контекст («Во время оно…»), а также показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен («Братие…»). Последовательность чтения по З. определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу таблиц-указателей; совокупность таблиц-указателей, богослужебной разметки новозаветного текста, выписанных инципитов З. и проч. называется лекционарным аппаратом. Круг чтения евангельских З. на воскресной утрене называется столпом (см.: Типикон. Гл. 54).

А. А. Ткаченко

Содержание

  • Морфологические и синтаксические свойстваПравить
  • ПроизношениеПравить
  • Семантические свойстваПравить
    • ЗначениеПравить
    • СинонимыПравить
    • АнтонимыПравить
    • ГиперонимыПравить
    • ГипонимыПравить
  • Родственные словаПравить
  • ЭтимологияПравить
  • Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
  • ПереводПравить
  • АнаграммыПравить
  • БиблиографияПравить

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

наст. прош. повелит.
Я зачина́ю зачина́л
зачина́ла
Ты зачина́ешь зачина́л
зачина́ла
зачина́й
Он
Она
Оно
зачина́ет зачина́л
зачина́ла
зачина́ло
Мы зачина́ем зачина́ли
Вы зачина́ете зачина́ли зачина́йте
Они зачина́ют зачина́ли
Пр. действ. наст. зачина́ющий
Пр. действ. прош. зачина́вший
Деепр. наст. зачина́я
Деепр. прош. зачина́в, зачина́вши
Пр. страд. наст. зачина́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… зачина́ть

за-чи-на́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — зачать.

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. давать начало жизни кому-либо; зарождать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. прост. начинать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: зачатие, зачин, зачинатель, зачинательница
  • глаголы: зачать

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    АнаграммыПравить

    • заначить

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Чтение евангельского зачала за Божественной литургией в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре 

Зача́ло (греч. перико́па (περικοπή) «нечто отделенное со всех сторон») – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.

Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деяния. 1:1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже. 

Азбука веры

Возникновение круга евангельских чтений на литургии

Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста.

Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

Эти и другие особенности «столпа» воскресных зачал, как именует Типикон совокупность евангельских зачал «чрез все годище» (Типикон), образуют обособленный от общего «столпа» круг евангельских литургийных зачал. Литургические памятники IV-XII веков, а круг воскресных зачал создавался именно тогда, подробно излагают процесс его становления. Потребность в таком цикле чтений очевидна, ибо воскресный день по своему священному значению и по бытовым условиям верующих привлекал в храм наибольшее количество молящихся.

Во времена апостольские Святая Евхаристия совершалась ежедневно (Деян. 2, 46). Воскресный день почитался особо: в книге Деяний при описании пребывания святого апостола Павла в Троаде сказано: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел беседовал с ними» (Деян. 20, 7).

Уже в апостольские времена Святая Евхаристия приурочивалась преимущественно к первому дню недели, то есть воскресному дню.

Памятники II века говорят преимущественно о богослужении воскресного дня: «В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедав прежде грехи свои, дабы чиста была жертва ваша» («Учение двенадцати апостолов», 14). Об этом свидетельствует святой Иустин: «В так называемый день солнца (то есть воскресный день) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам… Затем приносятся хлеб, и вино, и вода, предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может… и бывает раздаяние каждому и приобщение Даров».

Последовательно отмечая чтение «апостольских сказаний» за богослужением, древние памятники до III века не выделяют особых чтений для воскресных дней. Впервые о разделении новозаветных книг для чтения за богослужением упоминают памятники III века. О наличии евангельских чтений за литургией и разделении их на зачала свидетельствуют памятники IV и V веков: «Пусть каждый из вас тот отдел из Евангелия, который будет читаться в первый день по субботе… возьмет в руки и внимательно прочитывает… Не малая будет польза от такого усердия и вам, и нам», — говорит святой Иоанн Златоуст. По дошедшим до нас материалам можно полагать, что в IV-V веках священные книги имели деления на зачала и читались без пропусков: «Кто регулярно ходит в церковь, — говорит в одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст, — тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы не читаем здесь сегодня одни, а завтра другие писания, но всегда те же и непрерывно».

Есть свидетельства, что вначале предстоятели пользовались некоторой свободой в выборе евангельских зачал: «Мы велели прочесть то именно место из Евангелия, где Господь был искушаем словами псалма, которые только что вы слышали» (Блаженный Августин). Иногда тема беседы, намеченная проповедником, обусловливала подбор чтения: «Помня обещание наше (продлить беседу), мы велели предложить и соответственные чтения из Евангелия и Апостола» (Блаженный Августин). Если проповедник не мог закончить в тот же день поучение, его переносили на следующее богослужение, а за ним повторялось и евангельское чтение. «Помнит любовь ваша, что мы в прошлое воскресенье беседовали о возрождении духовном; это чтение мы велели прочесть снова, чтобы докончить не сказанное тогда» (Блаженный Августин).

Свобода выбора евангельских зачал за богослужением существовала, по крайней мере, до V века, в котором и засвидетельствовано наличие зачал для чтения в Святую Четыредесятницу и в Святую Пятидесятницу. Блаженный Августин, в обычное время позволявший себе некоторую свободу в выборе евангельских чтений, вызвал недовольство народа, когда однажды в Великую пятницу к положенному чтению из Евангелия от Матфея велел прибавить параллельные места из других Евангелий.

Поскольку канона евангельских чтений твердо еще не было установлено, в Святую Четыредесятницу и Святую Пятидесятницу читали не только евангельские зачала, но и зачала из ветхозаветных книг. Знаменитые беседы на книгу Бытия святого Иоанна Златоуста и на Шестоднев святого Василия Великого произнесены в Святую Четыредесятницу.

От IV-V веков нет письменных памятников, подобных позднейшим евангелистариям, лекционариям, праздничным Евангелиям — книг, с указанием текстов из Священного Писания. Устав их чтения, как предполагает проф. М. Скабалланович, сохранялся по преданию. От тех времен имеются сведения о первых попытках составления лекционариев. «По свидетельству Геннадия, пресвитера Марсельского, — пишет проф. М. Скабалланович, — жившего в исходе V века, Музей, пресвитер тоже Марсельский… извлек из Священного Писания чтения на праздничные дни всего года»; Сидоний Аполлинарий, епископ Арвернский (V век), в эпитафии Клавдиану говорит, что тот «приготовил на ежегодные праздники приличные каждому времени чтения».

Распределение евангельских и апостольских чтений по дням года связывают с именем Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.): памятники VIII и IX веков, содержащие указания о круге евангельских и апостольских чтений, как правило, свидетельствуют, что они дают практику Иерусалимской Церкви.

Круги наших евангельских и апостольских зачал в том составе и порядке, в каком мы имеем их в настоящее время, созданы в X-XII веках Константинопольской Церковью. Константинопольская система чтений оказала влияние на порядок чтений в Церкви Святаго Града: «В XII веке, как показывает известное Иерусалимское «Последование» Страстной и Пасхальной седмиц, на этих седмицах некоторые иерусалимские чтения уступают место константинопольским», — пишет проф. М. Скабалланович; а по мнению проф. И. Карабинова, «проникновение константинопольских чтений в иерусалимские началось раньше XII века».

«Столп» литургийных евангельских чтений создавался медленно: происходил тщательный отбор, в зависимости от желания проповедника, времени церковного года, события дня, — видоизменялся и самый подход к выбору чтений. Анализируя древние армянские лекционарии, содержащие множество чтений иерусалимского происхождения, проф. И. Карабинов обращает внимание на тенденции, руководившие выбором книг и отдельных чтений. Эти тенденции, по мнению автора, имеют цель воскресить картины празднуемых событий и предложить верующим соответствующее назидание. Эти евангельские чтения, замечает он, отличались искусным выбором.

Создавая круг повествований из Святого Евангелия для богослужебного употребления, заменяя одни чтения другими, отбирая нарочитые чтения, утверждая своим авторитетом сотериологическую значимость этой исторически формировавшейся системы, Святая Церковь свидетельствует: сложившийся круг евангельских зачал — это ее богословствование о Сыне Божием, Его искупительной Жертве, а также о духовном возрастании в вере чад Церкви.

При совпадении воскресенья с двунадесятым Богородичным праздником на литургии положено чтение двух Апостолов и двух Евангелий — двух зачал. Если приходится чтение трех зачал, что случается в великий праздник при памяти двум святым, каждому из которых положено свое зачало, рядовое зачало читается накануне; в остальных случаях два Апостола или два Евангелия читаются как одно, без их разделения.

В двунадесятые праздники Господни читаются только праздничные зачала, а рядовые опускаются. В двунадесятые праздники Богородичные, в великие праздники святых, в храмовые праздники святого и в дни святых с бдением, если эти праздники совпадают с воскресеньем, читаются рядовые и праздничные зачала; в седмичные же дни читаются только праздничные зачала, а рядовые прочитываются накануне, «под зачало». В отдания Богородичных праздников, в какие бы дни седмицы они ни случились, кроме рядовых, читаются те же Апостол и Евангелие, которые положены и в самый день праздника (Типикон, 23 августа, 12 сентября). В дни памяти двум святым, когда каждому положено особое зачало, рядовые Апостол и Евангелие вычитываются накануне (Типикон, 1 сентября).

В воскресенья, кроме совпадения воскресений с двунадесятыми Господними праздниками, предваряется всё воскресное, то есть сначала читаются воскресные зачала.

В Недели святых отец (июль, октябрь) сначала читаются рядовые зачала, а затем святых отец (Типикон, 16 июля, 11 октября).

В субботы и воскресенья пред праздником Воздвижения Креста Господня и по Воздвижении, в воскресенье пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом сначала читаются особые зачала, положенные в эти дни, а затем рядовые, «под зачало», и наконец святому или Богородичные.

В седмичные дни, кроме субботы, а также в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых сначала читаются рядовые зачала, а затем особые зачала святому.

В субботу от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее наоборот: сначала читаются зачала святому, а потом дневные, рядовые (Типикон, гл. 58).

В дни отдания праздников Богородичных читаются сначала Апостол и Евангелие дневные, рядовые, а затем Богородичные. Но в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 25 ноября, положены зачала празднику и святым. В дни отдания Господних праздников особых чтений не положено.

На заупокойной литургии сначала читаются дневные, рядовые Апостол и Евангелие, а затем — заупокойные (определение Московского Собора, 1667).

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

  • Историческое развитие чинов Божественной литургии
  • Происхождение литургии
  • Чины Божественной литургии
  • На Божественной литургии
  • Последование литургии Преждеосвященных Даров

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти притчи в библии
  • Как найти центр тяжести тела физика
  • Как можно найти хоккей
  • Как в экселе найти строчку в таблице
  • Как составить цепочки метафор