Как найти заглавную букву в именах собственных

Как это подчеркнуть заглавную букву в именах собственых.

Перед вами страница с вопросом Как это подчеркнуть заглавную букву в именах собственых?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 1 — 4 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.


8

Как это подчеркнуть заглавную букву в именах собственых

2 ответа:



0



0

Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы- к ним относятся названия городов, рек, и т.д
Заглавная буква-это большая буква. т.е. надо подчеркнуть первую букву.



0



0

Россия — является именем собственным.значит нужно подчеркивать первую букву -заглавную

Читайте также

Прогулка с собакой

Сумеречное послеобеденное время.На улице холодно и зябко.Моросит дождь.Я закончил делать уроки и посмотрел за окно-там сырость и слякоть.Тут ко мне на колени прыгает Бобик-мой пёс,которого мне когда-то подарили на День Рождения.Он лижет мне нос и жалобно поскуливает.
-Ты голоден?-спрашиваю я.
В ответ он смотрит на меня тоскливым взглядом.Я понял,что он хочет гулять.Но так не хочется идти на улицу в такую мерзкую погоду!
-Прости,Бобик.Не пойдём сегодня…
Тот укоризненно на меня поглядывает.Я не выдерживаю этого взгляда и беру со стола ошейник.
Пёс разрывается радостным лаем и бежит в ночь.Я-за ним.Но куда же угнаться за таким!
-Бооообик!-кричу я.-Вернись немедленно!
Бегу за ним.Но его нигде нет!Что же делать?
Тут прямо передо мной возникает силуэт собаки.Я облегчённо вздыхаю,как тут до меня доходит,что это не Бобик вовсе.Это чужой пёс,просто очень похож на моего.Он замёрз и голоден-это видно.
Внезапно прибегает мой пёс.Он обнюхивает незнакомца и застывает на месте.Мне становится жаль беднягу.Я одеваю поводок на Бобика и зову дворового пса с собой.Он не идёт,но я заставляю его пойти за мной.
Дома я накормил его.Постелил ему у двери,с наружней стороны,т.к. родители запретили держать его в доме.
На следующее утро пса на месте не было…

P.S.Прости,стиль не выдержан и не репортаж получился…Ну,может,сойдёт :)

Я была на войне с фашистами с 1942 по 1945 год.День Победы встретила в Германии.У меня сохранилось фото,где я с девушками нашей части радуемся победе. О войне можно рассказывать много,но расскажу один интересный случай из жизни нашего полка.А служила я в авиационном полку.Наши летчики летали на самолетах ИЛ-2,их еще называли штурмовиками.В самолете находились летчик и воздушный стрелок. Однажды группа штурмовиков возвращалась с задания.Посадку делали на полевой аэродром в Польше.Была осень 1944 года.Самолеты садились по одному.В воздухе осталось всего два наших самолета.На аэродроме стояли командир части и другие,в том числе и я. Вдруг мы услышали стрельбу их пулеметов.Сначала не могли понять,что это могло быть.Может,у кого пулемет заело. Но потом увидели два немецких истребителя ФВ-190,их еще называли «фоккерами».Они стали атаковать наши два оставшиеся самолета.Они вынырнули неожиданно,маскируясь,из-за больших деревьев,что росли недалеко .Один наш самолет сбили,и он упал в районе аэродрома.Оставшийся в воздухе один наш самолет вел неравный бой с двумя фашистскими истребителями.Воздушный стрелок Рябов Геннадий вел прицельный огонь по «фоккерам» и сбил одного.Другой фашист испугался и ему удалось скрыться.Представляете,наш штурмовик,возвращаясь с боевого задания,практически без боеприпасов,сбил истребитель! Рябов в этом бою был тяжело ранен .Немецкий снаряд попал в бронеспинку и взорвался .Рябова положили в госпиталь и наградили орденом «Слава» за этот подвиг. А ведь воздушному стрелку Рябову было всего 20 лет.Я могла бы рассказать много подобных случаев.Но  именно этот случай я видела лично.Вы спросите,что же делали девушки? Я окончила школу младших авиационных специалистов и обслуживала самолеты после полета.Ведь малейшая неисправность самолета или неправильно уложенный парашют могли в воздушном бою стоить жизни летчику и стрелку.Я была награждена медалью «За боевые заслуги»,»За взятие Варшавы»,»За взятие Берлина»,»За победу над Германией».Закончила войну в звании гвардии старший сержант.А зовут меня,ребята,Нина Александровна.Фамилия тогда была Якушева.Я была тогда молодой,тоже всего 20 лет .Воевала на Северо-Западном фронте.Наш 33-ий гвардейский авиационный штурмовой полк я помню до сих пор.Беру свой альбом и смотрю на военные фото.Как молоды мы были! Мы любили нашу Родину и не хотели,чтобы фашисты нас победили.Поэтому победа была за нами.

Земля — (что?), н.ф земля, ж.р.,в ед.ч., в 1 скл.

Пес Барбос лежал на крыльце.У Барбоса болела лапа.Коля принес хлеб и молоко,пес лизнул руку друга.Каждый день Коля кормил собаку,скоро пес стал здоров.

потушенный — это полное причастие, так как есть приставка -по, а в полных  причастиях всегда пишется -нн ( исключение раненый )

Технологическая карта урока русского языка.

Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Заглавная буква в именах собственных».

Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать творческое отношение к учебной деятельности;

• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— познавательные:

• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;

• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.

— регулятивные:

• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;

• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

— коммуникативные:

• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;

обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;

способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Оборудование урока:

компьютер,

телевизор

;

презентация

, выполненная

учителем

к уроку;

карточки для построения наглядной схемы по теме урока;

карточки для индивидуальной работы, для работы в парах;

листы самооценки

;

физкультминутки

;

географическая карта;

карта звёздного неба;

конверт

ы

с прописанным адресом;

фотография малыша с щенком.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Психологическая подготовка к общению.

Прозвенел звонок весёлый-

Это значит, что сейчас

Снова есть у всех возможность

Познать новое для нас.

Знанья будем добывать,

Чтоб мечты осуществлять!

Вы готовы?

Рада я! Вас приветствую, друзья!

— Проверим готовность к уроку и порядок на рабочих местах.

-Тихонечко садитесь.

Девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе — и всё получится».

— Возьмите, пожалуйста, «листы самооценки». Раскрасьте цветок №1 под свое настроение в начале урока: если отличное – красным, среднее (хорошее) – жёлтым, плохое — синим.

— Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Эмоционально настраиваются на урок.

Контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение к деятельности; правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализировать знания.

Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков.

Чистописание.

— Ребята, посмотрите на доску и прочитайте внимательно слова: Мария, Марина, малина, Михаил, медведь.

— Что объединяет все эти слова? (М, м)

— Почему одни слова написаны с заглавной буквы, а другие – со строчкой?

— На какие две группы можно разделить эти слова?

(Собственные, нарицательные).

— Для чего нужны заглавные буквы в русском языке?

— Запишем строчку букв М. м, правильно прописывая каждый элемент буквы.

— Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе?

— Выпишите в тетрадь имена собственные.

Оценивание

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №2.

• я доволен своей работой (красным цветом)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подбежал малыш и, улыбаясь, сказал: «У меня есть …»

— Хотите узнать продолжение этой фразы?

— Отгадав этот ребус, вы узнаете продолжение фразы малыша.

— Запишем предложение в тетрадь под диктовку с красной строки:

У меня есть Ш(ш)арик.

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли.

Выполняют письмо по образцу.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Выполняют задание.

Демонстрируют знания, умения.

Оценивают свою работу.

Отгадывают ребус.

Записывают предложение в тетрадь.

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Регулятивные:

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: проводят сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока.

Обеспечить деятельность по определению задач урока.

— С какой буквы вы написали слово ШАРИК?

Заглавной или строчной? (Если из ребят никто не написал это слово с заглавной буквы, открываю обратную сторону доски, где заранее записала это предложение:

У меня есть Шарик!

— Как вы думаете, ребята, какое написание правильное?

-Как такое может быть? (Шарик, собака Шарик – имя собственное; шарик, воздушный шарик – имя нарицательное).

— Можем ли мы сейчас смело утверждать, что имел ввиду малыш? (Нет).

— А хотели бы узнать? (Да).

— В конце урока я открою вам этот маленький секрет, а пока, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных)

— Подумайте над значением каждого слова в формулировке темы урока. Всё ли понятно? Что бы хотелось уточнить? Какие слова относятся к именам собственным? Сформулируем задачи на урок.

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Осознают противоречие.

Определяют область знания и незнания, способа действия.

Формулируют тему и задачи урока.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

умение структурировать знание, определять способы действия;

анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия; участие в диалоге, умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.

Открытие нового знания. Решение учебной задачи.

Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.

Дать сведения по происхождению имени, фамилий, отчества.

Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу об именах собственных.

— Ребята, что обозначают слова, записанные с заглавной буквы, с которыми мы работали на чистописании? (Имена)

— Запишите своё имя с красной строки. С какой буквы вы будете писать своё имя? Подчеркните заглавную букву.

— А если в классе несколько девочек или мальчиков с одинаковыми именами? Как их отличить друг от друга?

— Конечно, у каждого есть фамилия и отчество. По фамилии и отчеству мы отличим девочек и мальчиков с одинаковыми именами.

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Москвин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров.

Столяр-профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.

— Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков.

На строке рядом со своим именем запишите каждый свою фамилию.

– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).

Подчеркните заглавную букву.

 — Ребята, а как следует обращаться ко взрослым? (По имени и отчеству).

— Откуда же появились отчества?

— Слово «отчество» означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.

— А теперь подумайте и скажите, как зовут моего отца?

— Сейчас, ребята, я предлагаю вам провести расследование и выяснить, какие слова ещё относятся к именам собственным.

Для этого мы с вами разделимся на группы по интересам: книголюбы, путешественники, географы, астрономы. Возьмите кружочек, соответствующий цвету записи, интересующей вас группы, и объединитесь в группы по цвету ваших фигур.

1 группа – «Книголюбы» (цвет – красный). Работают с книгами.

2 группа – «Путешественники» (цвет – зелёный). Работают с конвертами, на которых прописан полный адрес.

3 группа – «Географы» (цвет – синий). Работают с географической картой.

4 группа – «Астрономы» (цвет – жёлтый). Работают с картой звёздного неба.

Задание: найти и выписать в тетрадь с красной строки не менее пяти слов, написанных с заглавной буквы; определить, что обозначают слова, написанные с заглавной буквы.

— Пожалуйста, не забывайте правила работы в группе. Будьте готовы выслушать мнение каждого и прийти к общему выводу.

— Ребята, вы готовы сообщить результат своего расследования?

— Что обозначают слова, которые написаны с заглавной буквы?

(1 группа – имя, отчество, фамилия, имя сказочного героя, название книги;

2 группа – имя, отчество, фамилия, названия стран, городов, деревень, улиц;

3 группа – названия рек, морей, озёр, гор, городов…;

4 группа – названия планет, созвездий).

— Попробуем вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы?

Представители каждой группы идут к доске.

На доске составляется схема- кластер.

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №3.

• я доволен работой (красным цветом)

• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

Физкультминутка (для глаз)

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где крыльцо и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Дети, опираясь на имеющиеся знания, формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Дети выбирают группу по интересам и работают в группе с предложенным заданием.

Повторяют правила работы в группе.

Анализируют, обсуждают, выписывают слова, приходят к выводу, сообщают результат. Осуществляют самоконтроль.

Делают вывод.

Открывают и фиксируют новое знание.

Оценивают свою работу.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать её реализацию.

Познавательные:

общеучебные — осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Первичное закрепление (проговаривание нового знания)

Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного.

Работа в парах.

— На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте предложения и слова в скобках. Подчеркните слово, которое вы выбрали для предложения. Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре:

слушать друг друга;

уметь уступать;

уметь договариваться.

Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе.

На клумбе растёт (Лилия, лилия).

В высоте парил (Орёл, орёл).

Город (Орёл, орёл) очень красив!

У бабушки (Груши, груши) в саду растут (Груши, груши).

— На доске(с обратной стороны) эту работу выполнит 1 ученик.

— А теперь проверим.

— У всех так? (Нет.)

А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №4.

• я доволен работой (красным цветом)

• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

Физкультминутка

Физкультминутка «Чударики»

https://yandex.ru/video/search

Повторяют правила работы в паре.

Работают в паре, извлекают необходимую информацию из правила и схемы, излагают, объясняют учебный материал, принимают решение.

Осуществляют проверку выполненной работы.

Оценивают свою работу.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные:формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

Регулятивные:умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Выявить

качество

усвоения

материала.

Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)

— Зачеркни лишнюю букву.

     В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

— Найди и исправь ошибки.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Проверка.

— Теперь давайте проверим. Проверьте свою работу, используя образец правильного выполнения задания.

— Кто не нашёл ошибок при проверке своей работы?

— В написании каких слов допустили ошибки?

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.

• я доволен работой (красным)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)

• я не доволен (синим)

Самостоятельная работа. Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценивают свою работу.

Личностные:уточнение собственных возможностей;

самооценка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы.

Познавательные: умение использовать полученную информацию, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения задания.

Закрепление. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Составьте 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.

-Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.

• я доволен работой (красным)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)

• я не доволен (синим)

Демонстрируют известные знания и способы действий.

Оценивают свою работу.

Личностные:формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ достижения цели, описание способа ее достижения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий; правила и культура взаимодействия.

Рефлексия деятельности.

Итог урока. Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

— Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…

Оценивание.

-Посмотрите на свой «лист самооценки» и оцените свою работу на уроке.

— Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы справились со всеми заданиями без ошибок выберите цветочек красного цвета.

— Если вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вы ещё допускаете ошибки – жёлтого цвета.

— Если вы считаете, что было трудно на уроке и вы ничего не поняли – синего цвета.

— Какая прекрасная цветочная полянка у нас получилась! Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

— А сейчас, как я вам и обещала, я открою вам маленький секрет, что же имел ввиду малыш, когда произнёс фразу: «У меня есть Шарик!» Посмотрите на фотографию, и вы всё сразу поймёте. (На фотографии маленький ребёнок с щенком)

— Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности.

Личностные: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Схема-кластер «Имена собственные»

Урок   русского языка   1 класс      08.02.22г.

Учитель: Кот Елена  Владимировна

Тема. Заглавная
буква в именах собственных.

Тип урока. УНЗ

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительное отношение к познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые
действия; адекватно оценивать свои достижения;

осуществлять для решения учебной задачи операции анализа,
сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,
слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения,
осуществлять совместную деятельность в парах.

Предметные: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать
имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении
нестандартных заданий.

Оборудование: рабочая тетрадь, картинки  для рефлексии, индивидуальные
карточки

Ход
урока.

  1. Организационный момент

— Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  …..
(внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

Покажите мне своё настроение на
начало урока.

2.
Актуализация знаний

Орфографическая
разминка

1.     Сколько букв в
русском алфавите?   (33)

2.     На какие группы
делятся буквы?  (гласные и согласные)

3.     Сколько гласных
букв? (10)

4.     А какими бывают
гласные звуки?  (ударные, безударные)

5.     Сколько согласных
букв?  (21)

6.    
А какие согласные звуки вы знаете?  (звонки и глухие)
(твердые и мягкие)

7.     Какие буквы звука
не дают?

8.    
Назовите гласные буквы которые делают согласные мягкими?
(е,ё,и,ю,я)

МОЛОДЦЫ!

Мотивация учебной деятельности. Постановка
цели и задач урока.

— Сегодня мы отправимся в
путешествие.  Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши знания,
умения и дружбу.

Путешествие можно совершить и пешком и на
транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если
отгадаете загадку:

Машут вслед листвою кроны,

А за ним бегут вагоны.

Весело под стук колёс

Мчит по рельсам … (паровоз)

Мы с вами отправляемся в путешествие.

 Звучит музыка отрывок из м/ф
«Паровозик из Ромашкова»

 Мы попали в страну, которой нет на
обычных картах.

ЭТО СТРАНА  ЗАГЛАВНЫХ  БУКВ.

-Кто являются  хозяевами этой страны?

-Значит,  мы будем соблюдать
правила  этой страны.

— Правило заглавной буквы.

— Определите тему урока, послушав стихотворение, которое
прочитает нам Катя.

Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— А когда мы пишем заглавную букву?

 Тема урока: «Заглавная буква в
именах собственных».

-Как вы понимаете значение
слова  собственное?  (моё личное: имя,фамилия и т.д.)

Цель урока:

-узнать  и закрепить правило
написания заглавной буквы в  собственных именах.

Задания  для вас приготовили 
таинственные  жители этой страны . Угадав эти буквы и выполнив 
все  задания мы увидим результат нашего урока.

Первичное усвоение новых знаний

Запишите число, классная работа.

Положу тетрадь наклонно.
Ручку правильно держу.
Пишу чисто и
красиво.                         
Дети говорят хором.
Думаю и  не спешу.

Минутка чистописание.

1.-Угадайте,  какая буква приготовила
вам задание? С этой буквы начинается слово, которое будет отгадкой.

В школе сложная программа,
Дома мне  поможет… (Мама)

-Какой звук слышите в начале слова? (м)

2Задание  ( карточка с буквой М) .

-Посмотрите на слова, что  заметили?

 Миша, магазин, Мухтар, мама, Мурзик,
Марина.

— Какой это звук? (Согласный, звонкий,
непарный.)

— Какой буквой этот звук обозначается на
письме? (Буквой «эм».)

— Сегодня на чистописании  мы будем
работать над написанием заглавной буквы   эм.

Пальчиковая гимнастика (Апельсин)

Оценивание своей работы.

-Угадайте, о какой букве идет речь?  (карточка с буквой О)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

-Что вы можете рассказать про эту букву?
(обозначает гласный звук, ударный или безударный, твердость согл.)

–Какие слова относятся к теме нашего
урока? ( Марина, магазин, Мухтар, Миша, мама, Мурзик)

Эти слова имена собственные.

-А на какие две группы  можно  разделить
эти слова? (имена, клички)

Вывод: имена людей, клички животных пишутся
с заглавной буквы

Марина                  
Мухтар                     

Миша                      
Мурзик  

-поставить ударение (С/Р)

-разделить на слоги

ФИЗМИНУТКА  

Ребята, а как надо относиться к животным?
Можно ли их обижать? (Нет, их надо любить)

Слово любить начинается с буквы ЭЛЬ
     
(карточка с буквой Л)

 1.Прочитай текст. Исправь ошибки в
именах людей и кличках животных .

 У мурки родились котята.    ира
 и оля  дали им клички.    Котят назвали пушок и барсик.

Следующее задание от буквы О для КАТИ.

— Катя, встань, пожалуйста! (2 девочки)

— Если я скажу встань Катя П.

— Что изменилось в моем обращении?
(назвали фамилию)

-А фамилии  у всех есть, одинаковые? (Нет)

— У каждого собственная, как и имя. (Это
имя собственное, пишем с большой буквы)

ВЫВОД: все фамилии пишутся с большой буквы.
                         

Мы любим сказки Пушкина.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Послушайте
СТИХ.    

Для России  село  Роскошное – это частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться,

Малой родиной, где мы живем!

— С чем сравнивается наше село?  (С домом)    
( карточка с
буквой  Д)

— Что такое малая родина?

-Как называется посёлок  в котором мы
живем?

ВЫВОД: название городов, деревень, улиц,
рек пишутся с большой буквы.   

Но существуют названия, которые каждый
человек в любой стране знать просто обязан.  Назовите страну, в которой  вы 
живёте.

Я живу  в   России.  (Подчеркнуть
опасное место)

Первичное закрепление. Задание от буквы Ц.
( карточка с буквой  Ц)  

Буква Цэ   приготовила вам задание

(поймай имя собственное)

Ира, линейка, Барсик, конфета, Бурёнка, дверь, Света,
Шарик, кофта, Абдуллаева.

Резерв

 Отметь значком (+) слова, которые надо
писать с большой буквы, исправь ошибки.

1. мурка

2. ира

3. ручка

4. москва

5. дверь

6.  симферополь

7. нагорная

8. мухтар

Я не знаю, в чём секрет,

 Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,

 Вы подставьте букву…(ы)

 Буква ы??? ( нет заглавной)                         
  Ключевое слово  МОЛОДЦЫ.

— Возвращаемся назад в класс.

Итог урока.

О чём говорили на уроке?

Какие имена собственные вы знаете?

Какой вывод можно сделать?

— Чему научились?

— Что было трудно?

— Удалось ли справиться с трудностями?

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Вагончики-настроения на доске.  Крепят листочки со своим
именем.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята, 

Огромное  вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши  нам всем пригодились.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева — М.: Дрофа, 2009.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
  • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)

Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • Как пишутся фамилии? (N 193863) Анимация
  • Отчество (N 193336) Текст с иллюстрациями
  • Есть ли среди девочек тёзки? (N 193404) Текст с иллюстрациями
  • Подпиши предметы (N 193724) Интерактивное задание
  • Каллиграфия (N 187609) Интерактивное задание

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  • Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос»
     http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75
  • Тест «Заглавная буква в именах собственных» (создан автором)
    Вариант I
    http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
    Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

— Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: — Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Чистописание.

— Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

— Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

— Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

— Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 5)

— Послушайте весёлые стихи об этой букве.

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
  • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

— На что похожа буква Г?

— Из каких элементов состоит заглавная буква Г?

(Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)

— Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

— Прочитайте предложение. (Слайд 7)

Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт.

— Что вы знаете об этом человеке? Какая знаменательная дата отмечается в этом году? (2011 год — Год российской космонавтики, посвящён 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)

— Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

IV. Словарная работа.

— Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской — сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 8)

— На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

— Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 9) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

— Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 10)

V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа (устно).

— Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)

— Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 12)

— Чем ещё различаются слова? (Значением.)

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 13)

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. Один ученик — за компьютером. (Слайд 14. ЦОР «Подпиши предметы». N 193724)

Проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра, путём перетаскивания объектов ученик распределяет слова по ячейкам.

Примечание: чтобы данный ЦОР корректно работал, сначала необходимо нажать на кнопку «Обновить» в левом нижнем углу слайда, а выполнив задание, нажать на кнопку «Готово».

-А теперь проверим. (Слайд 14)

— У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

— Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

3. Физминутка для глаз. (Слайд 15) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

4. Аллея фамилий. (Слайд 16)

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. [2]

Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17. ЦОР «Как пишутся фамилии?» N 193863)

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.

— Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии. Приложение 2.)

5. Площадь имён. (Слайд 18)

— Остановимся на площади имён. Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени.)

(Слайд 19, ЦОР «Есть ли среди девочек тёзки?» N 193404) (Работа по плакату, ответы на вопросы.)

— Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша — Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

— Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

— Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

— Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)

— Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

— А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?

6. Море отчеств. (Слайды 20-21. ЦОР «Отчество». N 193336)

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству?
(Илья Иванович Муромец)

7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 22)

— Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

— Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

8. Клички животных.

— В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 23)

— Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

кошка

 Шарик

собака

 Мурка

корова

 Сокол

конь

 Зорька

(Проверка по щелчку)

Упражнение 244.

— Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

  • 1 ряд. Задорно лает … Барбос
  • 2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
  • 3 ряд. На дворе мычит … Белянка

Проверка работы.

9. Физкультминутка.

— Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

10. Большая буква в географических названиях.

— Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 24)

— Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Минеральные Воды). Наша школа находится на улице (Пушкина). (Проверка. Слайд 24)

На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.

VI. Проверка знаний, умений и навыков.

— Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 25. Проверка по щелчку.)

Примечание: если в кабинете имеются два компьютера с выходом в Интернет, то в это же время можно организовать выполнение теста на компьютерах двумя учащимися (по вариантам) с последующей проверкой. Необходимо поставить галочку напротив слов, которые пишутся с заглавной буквы. Тест размещён на сайте АНКЕТЁР.RU.

VII. Обобщение. (Слайд 26)

— Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  • имена
  • отчества
  • фамилии
  • клички животных
  • названия городов, стран, улиц, рек

— Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

— Прочитайте, как говорится об этом в учебнике (с.125).

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 27)

Учитель:

  • Наше путешествие подходит к концу.
  • Что интересного вы узнали об именах?
  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  • Упражнение 243.
  • Записать названия улиц нашего города.
  • Придумать сказку о большой букве. (Приложение 3. Пример выполненного творческого домашнего задания).

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. — М.: АСТ-пресс, 1995.
  2. Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика: Дидактические материалы. 2 класс. – М.: Рольф, 2000.
  4. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4классы / сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  5. Значение имён http://znachenie-fio.ru/znachenie_imeni
  6. Значение фамилий http://znachenie-fio.ru/znachenie_familii

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ратник на телефоне
  • Мегафон как найти своего друга
  • Разные плечи по высоте как исправить у взрослого
  • Как найти назначенные задания
  • Как найти сиделку в интернете