Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом.
В чем смысл игры?
Игры такого рода развивают умение выделять закономерности в последовательном ряде элементов. Для этого сначала нужно внимательно рассмотреть задание: сравнить соседние объекты и попробовать определить правило закономерности.
Решить задачу можно с помощью простого счета, обобщения по какому-либо признаку или простого анализа рисунка, текста или схемы.
Как научить ребенка находить закономерности?
Маленьким детям, для решения задач на поиски закономерностей, понадобится только смекалка и воображение. Достаточно лишь объяснить, как можно установить закономерность между звеньями ряда. Если задачу решить не получается, то вместо прямых подсказок следует задать дополнительные вопросы, не раскрывая решение задачи полностью.
В любом случае, пользы будет больше, если ребенок решит, хотя бы одну задачу самостоятельно, нежели взрослый просто расскажет, как её решать.
Рассмотрим способы, которые помогут ребенку понять закономерности и последовательности в заданиях.
Инструкция по решению числовых последовательностей:
- Найти разницу между двумя рядом стоящими числами
- Определить алгоритм построения последовательности
- Применить алгоритм к следующей паре чисел
- Использовать алгоритм для определения следующего числа в ряду
Инструкция по нахождению закономерностей в заданиях с геометрическими фигурами:
- Рассмотреть фигуры и разделить их, на повторяющиеся группы
- Определить какой элемент изменился в группе
- Решить, какая именно фигура отсутствует или является лишней.
Задания для 1 класса
Задание 1
Раскрась дорожки для зайчика и белочки, сохраняя закономерность.
Решение: Белочка и зайчик бегут по разным дорожкам. У каждой дорожки есть своя закономерность. У зайчика повторяется 3 цвета на дорожке: красный, голубой, жёлтый, а у белочки 4: зеленый, коричневый, фиолетовый, жёлтый.
В этом задании можно обратить внимание на то, что обе дорожки состоят из 12 кругов. Но количество повторяющихся цветов разное.
Задание 2
Найди закономерность в ряду геометрических фигур.
Решение: В этом ряду нужно обратить внимание на размеры фигур, а не на цвет и форму. Сначала идет одна большая фигура, а за ней две маленькие, далее они повторяются.
Задание 3
Нарисуйте в четвертом квадрате правильный ответ.
Решение: Рассмотрев внимательно рисунок, мы увидим, что круги в квадратах исчезают по одному, против часовой стрелки. В этой задаче имеет значение только расположение кругов квадрате. Таким образом, в последний квадрат мы должны нарисовать один синий круг в нижнем левом углу.
Задание 4
Соблюдая закономерность, продолжи ряд чисел до 10. Сформулируй правило, которое действует в этой закономерности. Используя это правило, придумай свою закономерность.
- 2, 4, 6,…
Решение: В этом ряду каждая цифра увеличивается на 2 относительно предыдущей – мы вычислили правило для данной закономерности. Значит, чтобы продолжить ряд, мы прибавим к каждой следующей цифре по 2. Ответ будет выглядеть так: 2,4,6,8,10.
Чтобы придумать подобную закономерность, нужно использовать сформулированное выше правило: например, 1,3,5,7,9.
Задания для 2 класса
Задание 1
Найди закономерность и в пустом квадрате нарисуй нужное количество кругов.
Решение: В таблице в первом горизонтальном ряду количество кругов увеличивается на 1. Во втором ряду увеличивается на 2. Таким образом, можно предположить, что в третьем ряду количество кругов будет увеличиваться на 3 и ответ будет 9. Можно заметить, что и в вертикальных рядах эта закономерность повторяется.
Задание 2
В цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа
- 95, 90, 85, 80, 75,_, 65,_, _,50
Решение: В цепочке чисел можно выделить пары: 95 -90, 85 – 80 и далее. Каждый раз, в паре, число уменьшается на 5. Значит, после 75 запишем 70, после 65 — 60, а затем 55 .
Задание 3
Найди закономерность и продолжи последовательность.
- 2, 3, 5, 8, …, …, …, …
Решение: В этой цепочке чисел к каждому последующему числу прибавляется предыдущее. 2+3=5+3=8+5=13+8=21+13=34 и далее.
Задание 4
В поезде едут геометрические фигуры. Нарисуйте фигуры, в четвёртом вагоне, соблюдая закономерность их расположения.
Решение: В поезде едут геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник и круг. В трёх вагонах все места заняты фигурами, в определённом порядке. Расставим их и в четвертом вагоне: Круг в нём будет располагаться в нижнем левом углу, квадрат в верхнем левом, треугольник поедет в правом нижнем, а прямоугольник – в левом верхнем углу.
Задания для 3 класса
Задание 1
Рассмотрите картинку и найдите закономерность в задаче.
Решение: В таблице мы увидим такую закономерность:
8-5=3, то есть число увеличилось на 3; далее 14-8=6, соответственно, число увеличилось на 6. В последней связке 23-14=9 число увеличилось на 9. Мы делаем вывод, что каждое следующее число увеличивается на предыдущее значение+3. Таким образом, следующее число увеличивается на 9+3=12. 23 + 12 = 35. Ответ: 35.
Задание 2
В пустые клетки вставьте геометрические фигуры, сохраняя закономерность.
Решение: Чтобы выполнить задание, нужно фигуры расставить по порядку, друг за другом, соблюдая последовательность. Значит, после прямоугольника стоит круг, треугольник и квадрат и т. д.
Задание 3
Найди закономерность и продолжи ряды:
- 12, 23, 34, 45, 56…
- 13, 24, 35, 46…
Решение: В этой задаче каждая последующая цифра увеличивается так: десятки на один десяток и единицы на одну единицу. 12=10+2, 23=20+3, 34=30+5 и т. д.
Задание 4
Продолжи ряд, сохраняя закономерность.
- 12, 36, 13, 39, 14, 42, 15,…
Решение: В числовой цепочке выделяем пары чисел. Первая пара:12 и 36. 12×3=36, далее по порядку: 13×3=39. Умножая каждый раз на 3, цифры, следующие по порядку (12,13,14,15…), мы продолжаем последовательный ряд. Ответ: 45.
Задания для 4 класса
Задание 1
Найди ошибку в бусах.
Решение: В первых бусах повторяются квадрат и круг, значит лишний шестой круг. Во вторых бусах, повторяется закономерность: круг, два треугольника, два круга, лишний – восьмой, по счету, круг.
Задание 2
Определите закономерность. Найдите лишнее число.
- 8, 16, 20, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72.
Решение: В этом числовом ряду таблица умножения на 8. Ответ: число 20 – лишнее.
Задание 3
Каких геометрических фигур не хватает? Дорисуй их, соблюдая закономерность в таблице:
Решение: Определить, какой элемент изменился во втором и последующих рядах, можно, выделив последовательность: ромб, трапеция, шестиугольник и параллелограмм. Во втором ряду недостает шестиугольника, в третьем — ромба, в четвертом – параллелограмма и трапеции.
Математика и логика для детей 7-13 лет
Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате
узнать подробнее
Сразу отметим, что единой универсальной методики для решения задач на числовые ряды нет. Закономерности, по которым числа следуют друг за другом, могут быть самыми разными, и научиться быстро решать такого рода задачи можно только путём практики — прорешав большое количество других задач на ряды.
Рассмотрим самые простые случаи.
Надо продолжить ряд
1) 2 4 6 8 …
В этом случае всё просто — каждое следующее число на 2 больше предыдущего (т.е. это ряд чётных чисел, или арифметическая прогрессия с шагом 2), поэтому следующее число будет 10
2) 4 8 16 32 …
Тут каждое следующее число в 2 раза больше предыдущего (геометрическая прогрессия), поэтому следующим будет число 64
3) 6 11 17 24 …
Этот случай уже чуть сложнее. В этом числовом ряду разница между соседними числами на 1 больше, чем разница между предыдущими
11 — 6 = 5
17 — 11 = 6
24 -17 = 7
Как видим, шаг (разница) между соседними числами каждый раз увеличивается на 1.
Соответственно, после 24 будет число, которое на 8 больше, то есть 32
Хотите, чтобы ваш ребёнок обучался самостоятельно?
Вам поможет наш ВИДЕОКУРС
Пример 1
Ряд: 18 10 6 4 …
Взглянув на этот ряд, можно достаточно быстро понять, что разница между соседними числами с каждым шагом сокращается в 2 раза
18 – 10 = 8
10 — 6 = 4 (8:4 = 2)
6 – 4 = 2 (4:2 = 2)
Следовательно, следующий шаг — это 2:2 = 1, то есть число будет 4-1 = 3
Пример 2
Ряд: 7 15 31 63
Этот ряд противоположен предыдущему. Тут разница между соседними числами с каждым шагом увеличивается в 2 раза
15 – 7 = 8
31 – 15 = 16 (16:8 = 2)
63 – 31 = 32 (32:16 = 2)
Следующий шаг будет 32∙2 = 64, соответственно, следующее число будет 63 + 64 = 127
Ответ: 127
Пример 3
Ряд: 2 4 8 10 20 22 44 46 92 94
Взглянем на этот ряд подробнее.
4 – 2 = 2
8:4 = 2
10 – 8 =2
20:10 = 2
То есть одно число на 2 больше предыдущего, а следующее — в 2 раза больше предыдущего.
Далее опять — на 2 больше, и потом в два раза больше.
Следующие числа в этом ряду:
22 – 20 = 2
44:22 = 2
46 – 44 = 2
92:46 = 2
94 – 92 = 2
Соответственно, следующее число будет в 2 раза больше, чем 94. Т.е. это будет 94∙2 = 188
Ответ: 188
ВИДЕОКУРС 2plus2.online по решению олимпиадных задач по математике для 4 класса и задач из вступительных экзаменов в 5-й класс физматшколы.
Пример 4
Ряд: 1 2 3 5 7 11 13 17 19
В этом ряду бесполезно искать закономерности, насколько соседние числа отличаются друг от друга. Все числа в этом ряду — простые, то есть без остатка делятся только на 1 и на само себя. Соответственно, следующим в ряду будет следующее после 19 простое число, то есть 23.
После того, как вы поняли, что это ряд простых чисел, то вы поняли, почему иные закономерности в этом ряду искать бесполезно — ведь математики до сих пор не нашли закона, по которому распределяются простые числа, и как можно по формуле (а не путём перебора) найти следующее простое число, зная предыдущие.
Ответ: 23
Дата публикации
02.05.2020
Найди закономерность и продолжи ряд
Задачи на поиск закономерностей развивают логическое мышление ребёнка, учат сравнивать,
рассуждать, классифицировать и делать выводы. 3500+ задач с ответами и пояснениями.
Рекомендуем наш курс развития для детей 5-12 лет!
Выберите возраст ребёнка, чтобы начать занятия
На платформе LogicLike.com дети с удовольствием развивают логику
и способности к математике. У нас 3500 занимательных заданий
с ответами и пояснениями!
Как ЛогикЛайк может помочь родителям?
Выберите основную цель занятий
Что такое закономерность в математике?
Математическая закономерность – это определенное правило, по которому в числовом, фигурном
или другом ряду элементов происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в
соответствии с заданным правилом.
Из учебных материалов с картинками и видео,
подготовленных опытными педагогами, ваш ребёнок узнает:
- что собой представляют закономерности, каких видов они
бывают (циклические, возрастающие и убывающие); - с чего начать решение задачи и как понять, в каких
направлениях думать; - как строятся умозаключения о том, какое число, буква или
фигура должны продолжить предложенный ряд.
Рекомендуем взрослым и детям сначала решить несколько заданий вместе. Продолжить
занятия ребёнок может самостоятельно.
В курсе развития мышления LogicLike
есть всё, что вы искали!
Пройдите 3 главы-разминки и откройте доступ к закономерностям и другим
занимательным заданиям на логику.
Задачи типа «Найди закономерность»
Для ознакомления с темой предлагаем несколько примеров заданий по математике на поиск
закономерностей разного уровня сложности.
Задачи для 1 класса
Найди закономерность и продолжи числовой ряд:
Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности). Подумай,
какой элемент будет следующим.
Догадайся, как нужно раскрасить последние 3 карандаша, чтобы сохранить
закономерность в этом ряду:
Примеры заданий для 2-3 классов
Фигуры разложили в виде закономерности (в определённом порядке). Продолжи
закономерность: выбери подходящий набор фигур.
Какую закономерность можно заметить? Продолжи ряд чисел:
Помоги Алисе найти числовую закономерность и запиши следующие два числа,
которые ее продолжат:
Задача повышенной сложности (математика 4 класс)
Ученики посадили дерево. Его высота составляла 72 см.
Через год дерево выросло до 80 см, через 2 года — до 86 см, через 3 года —
до 90 см.
Какой высоты (в см) будет деревце через 9 лет, если закономерность его роста
не изменится?
Как научить детей находить закономерности?
Объясните понятие закономерности и покажите на конкретных примерах несколько типов
последовательностей. Поясните, как вы рассуждаете, чтобы найти закономерность между числами,
буквами, картинками, любыми элементами ряда.
В видеоуроке по теме «Закономерности» мы на примерах разбираем: что такое возрастающая и
убывающая закономерности, как правильно
решать задачи на поиск закономерностей.
Действуем по такой схеме:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
-
Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы
ряда.
Методика «закономерности числового ряда»
Методика оценивает
логический аспект мышления. Обследуемые
должны найти закономерности построения
8 числовых рядов и написать недостающие
числа. Время выполнения – 5 мин.
Инструкция:
«Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы
должны найти закономерность построения
каждого ряда и вписать недостающие
числа. Время выполнения работы – 5 мин».
Числовые ряды
1)
24 21 19 18 15 13 – – 7
2) 1 4 9 16 – – 49
64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19
– –
4) 1 3 6 8 16 18 –
– 76 78
5) 7 16 19; 5 21 16;
9 – 4
6) 2 4 8 10 20 22 –
– 92 94
7) 24 22 19 15 – –
КЛЮЧ
1) 12 9
4) 36 38 7) 10 4
2) 25 36
5) 13
3) 13 20
6) 44 46
Оценка
производится по количеству правильно
написанных чисел.
Норма
взрослого человека – 3 и выше.
Методика «сложные аналогии»
Методика
используется для оценки логического
мышления, может применяться как
индивидуально, так и в группе.
Содержание
методики: обследуемому предлагается
на бланке 20 пар слов, отношения между
которыми построены на абстрактных
связях, на это же бланке в квадрате
«Шифр» расположены 6 пар слов
соответствующими цифрами от 1 до 6. после
того, как испытуемый определит отношения
между словами в паре, ему надо найти
аналогичную пару слов в квадрате «Шифр»
и обвести кружком соответствующую
цифру. Время выполнения работы 3 мин.
Оценка производится по количеству
правильных ответов.
Стимульный материал
-
Шифр
1. Овца — стадо
2. Малина –
ягода3. Море –
океан4. Свет –
темнота5. Отравление
– смерть6.Враг –
неприятель
1. Испуг – бегство
…………………………………………………1 2 3 4 5 6
2. Физика – наука
………………………………………………….1 2 3 4 5 6
3. Правильно –
верно ………………………………………………1 2
3 4 5 6
4. Грядка – огород
…………………………………………………1 2 3 4 5 6
5. Пара – два
……………………………………………………….1 2 3
4 5 6
6. Слово –
фраза……………………………………………………1
2 3 4 5 6
7. Бодрый – вялый
…………………………………………………1 2 3 4 5 6
8. Свобода – воля
………………………………………………….1 2 3 4 5 6
9. Страна – город
…………………………………………………..1 2 3 4 5
6
10. Похвала – брань
……………………………………………….1 2 3 4 5 6
11. Месть – поджог
………………………………………………..1 2 3 4 5 6
12. Десять –
число………………………………………………….1
2 3 4 5 6
13. Плакать – реветь
………………………………………………1 2 3 4 5 6
14. Глава – роман
………………………………………………….1 2 3 4 5 6
15. Покой – дыхание
………………………………………………1 2 3 4 5 6
16. Смелость –
геройство …………………………………………1
2 3 4 5 6
17. Прохлада – мороз
………………………………………………1 2 3 4 5 6
18. Обман –
недоверие……………………………………………..1
2 3 4 5 6
19. Пение – искусство
……………………………………………..1 2 3 4 5 6
20. Тумбочка –
шкаф………………………………………………1 2 3 4
5 6
КЛЮЧ
1 – 5; 2 – 2; 3 – 6; 4 –
1; 5 – 6; 6 – 1; 7 – 4; 8 – 6; 9 – 3; 10 – 4; 11 – 5;
12 – 2; 13 – 6; 14 – 1; 15 – 4; 16 – 6; 17 – 3; 18 – 5;
19 – 2; 20 – 3.
Норма правильных
ответов – 5 и выше.
Соседние файлы в папке Психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема: «Закономерности в числах и фигурах»
Цель:
- развивать логическое мышление;
- учить выделять закономерности;
- сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы;
Ход занятия:
1. Организационный момент
Игра на внимание Игра «Бом»
Ученики поочередно называют числа по порядку. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, ученик говорит «Бом». Ученик допустивший ошибку садится. Игра продолжается до победителя.
2.Актуализация знаний обучающихся
-На доске записаны числовые ряды. Но это не просто числовые ряды, а числовые ряды с закономерностями, т. е. числа в них связаны между собой по определенному правилу. Я вам предлагаю найти закономерность построения 1 ряда и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.
— 6,9,12,15,? ,21 (+3)
Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности). Подумай, какой элемент будет следующим и заполни пустую клетку:
Записываю на доске правильные ответы и в скобках указываю, выполнением
каких действий образован ряд
2) 31,24,18,13,? 9,6 (-7,-6,-5,-4,-3)
3) 1,2,4,8,? 16,32 (х2)
4) 4,9,16,25,? 36,49 (2Х2,3Х3, 4Х4,5х5,6Х6, 7х7)
5) 5000, 1000, 200,? 40,8 (:5)
3.Составление алгоритма «Как решать числовые ряды» (6—7 мин).
Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды.
Шаг 1: узнать разницу между двумя рядом стоящими числами.
Шаг 2: определить правило построения ряда.
Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.
Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.
4.Первичное закрепление. Фронтальная работа.
на доске правильные ответы
6, 9, 12, 15, ? 18, 21 (+3)
31, 24, 18, 13, ? 9, 6 (-7, -6, -5, -4, -3)
2, 4, 8, ? 16, 32 (*2)
4, 9, 16, 25, ? 36, 49 (2*2, 3*3, 4*4, 5*5, 6*6, 7*7)
5, 9, 12, 16, ? 19, 23 (+3,+4)
5000, 1000, 200, ? 40, 8 (:5)
2, 5, 10, ? 17, 26 (+1, +3, +5, +7, +9)
4, 12, 48, ? 240, 1440 (*2, *3, *4, *5, *6)
5. Повторение и закрепление изученного материала по определению закономерности в ряде чисел.
Работа в парах.
6. Физминутка.
Загадочная физкультура
1.Крутить шеей так, чтобы шея не двигалась (поворачивать весь корпус).
2. Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).
3. Погладить себя по голове, не касаясь ее рукой (погладить себя каким-то
предметом или рукой соседа).
4. Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки и присесть на
корточки)
7. Работа в группах
Каждая пара получает 3-4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами.
Продолжи закономерность.
11 2
На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырех пронумерованных и объяснить свой выбор.
3
8.Рефлексия. Подведение итогов занятия.
— Какое задание вызвало у вас затруднение?
Что мы учились делать на занятии?
— Что у вас хорошо получилось?
— Что ещё не удалось?
— Дополните ответы: «Я сегодня узнал (запомнил, научился, удивился, повторил) ….»
— Отразите своё настроение от занятия в смайликах.
Литература
1. Светлана Гин «Мир логики»
2. Дополнительное образование и воспитание», №10 за 2006
3. «Бюллетень», №3 за 2001
4. А.Гин «Задачки-сказки от кота Потряскина»
5. Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования
«Педагогика + ТРИЗ» № 5, Москва, изд. Витта,2001
6. С. Гин «Мир человек»