Запятые в сложных предложениях
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 856.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 856.
Русская пунктуация – это отдельная и очень запутанная тема, особенно когда речь идет о сложных предложениях. Школьнику, который хочет вырасти грамотным человеком и хорошо сдать экзамен, нужно знать заранее, какие же сложности ожидают его на этом пути?
Запятые в сложных предложениях с бессоюзной и сочинительной связью
Если в сложном предложении используется сочинительная связь, между его частями ставится запятая. Исключения составляют только случаи, когда эти части являются однородными, имеют общее вводное слово или сравнение, относятся к одному второстепенному члену или у них есть общее придаточное предложение.
С бессоюзными сложными предложениями все не так просто. Если простые предложения в их составе краткие и связаны между собой по смыслу, между ними нужно ставить запятую, а вот распространенные предложения, имеющие слабую смысловую связь, требуют уже точки с запятой, однако на практике в обычных, не литературных, текстах она ставится редко.
Двоеточие ставится, если второе предложение раскрывает содержание первого или указывает на причину того, что в нем описывалось, а также в тех случаях, когда оно дополняет первое (это очень легко проверить с помощью поставленного между частями подчинительного союза “что”).
Наконец, этот знак препинания требуется и тогда, когда во втором предложении содержится прямой вопрос.
Еще один знак препинания, который может ставиться между частями сложного предложения с бессоюзной связью – это тире. Оно требуется в том случае, когда речь идет о прямом противопоставлении, быстрой смене событий или сравнении. Кроме того, тире необходимо, если второе предложение описывает результат или вывод из того, о чем говорилось в первом. Этот же знак препинания ставится, когда первое предложение указывает на время действия или его условие.
Правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении частично перекликаются, так что иногда допустимо поставить один знак вместо другого. Но случаи, когда они полностью взаимозаменяемы, все же редки.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и предложениях с разными видами связи
В сложноподчиненном предложении основным знаком препинания является запятая, которая ставится, когда используются составные союзы, в общем случае между простыми предложениями, которые входят в него (но не тогда, когда эти простые предложения имеют признаки однородности).
В предложении с разными видами связи знаки препинания ставятся в соответствии и вышеописанными правилами, так что сначала нужно определиться с видами связи, а потом применять их.
Что мы узнали?
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях между простыми предложениями, которые входят в их состав ставится запятая, кроме случаев-исключений. В бессоюзном сложном предложении используются также тире и двоеточие, употребление которых нормировано правилами. Все случаи использования этих знаков препинания нужно запомнить, чтобы использовать их грамотно.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Юдина
5/5
-
Maks Kovalchuck
5/5
-
Никита Привезенцев
4/5
-
Михаил Мантров
5/5
-
Яна Абдрахманова
5/5
-
Катя Адуевская
5/5
-
Кирилл Добромирный
4/5
-
Григорий Губанов
5/5
-
Илья Бондарь
5/5
-
Андрей Кравцов
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 856.
А какая ваша оценка?
Как правильно расставить запятые в предложении
Собрали правила, которые помогут разобраться, как правильно ставить запятые в литературных (и не только) текстах.
Одной из основных проблем при написании любого текста больше двух предложений становится правильная расстановка знаков препинания. Поэтому мы решили собрать в одном тексте правила, помогающие разобраться, как правильно ставить запятые. А о знаках препинания в прямой речи можно узнать здесь.
Перед союзами
Если в предложении встречаются союзы А, НО, ЗАТО и ДА (в значении НО), перед ними всегда ставим запятую.
Примеры:
Служить бы рад, да вот прислуживаться тошно.
Утро сэр Герни любил, а вот утреннюю овсянку искренне ненавидел.
Ситуации бывают лёгкими, средними, трудными и паршивыми, но вот безвыходных я пока не встречал.
Ватсон, конечно, простак, зато полезный.
Между однородными членами предложения
Запятые всегда ставятся между однородными членами предложения. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и несут одинаковую синтаксическую функцию. Они могут соединяться союзами или обходиться без них. По правилам пунктуации если однородные члены предложения объединены союзом, то перед первым однородным членом запятая не нужна.
Примеры:
Усы, лапы и хвост — вот мои документы.
Ко мне со всех сторон сбегалась монстры: липкие, склизкие, хвостатые, зубастые и клыкастые.
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг.
На завтрак я, пожалуй, буду и яичницу, и бекон, и сосиски, и фасоль, и тосты с джемом, и тарелку овсянки. И бутылку виски не забудьте!
Деепричастные и причастные обороты
По правилам расстановки запятых, ими выделяются причастные обороты, стоящие после определяемого слова. Деепричастия и деепричастные обороты выделяются всегда.
Примеры:
После жизни, потраченной на грабежи и разбой, он мало что скопил.
Вломившись в трактир, пираты перевернули «Адмирал Бенбоу» вверх дном.
Сложные предложения
В русском языке существуют простые и сложные предложения. Сложные состоят из нескольких простых, называемых также грамматическими основами. Между частями сложного предложения ставится запятая.
Примеры:
Завывал ветер, моросил дождь.
Раздался выстрел, и пират покачнулся и свалился за борт.
Окорок хочет, чтобы вы сдали оружие и покинули форт.
Я помню, как впервые увидел «Испаньолу».
Обращения
Запятыми выделяется любое обращение.
Примеры:
«И ты, Брут», — воскликнул Цезарь, недоуменно поглядывая на торчащий из тела кинжал.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Ни с места, ди Гриз, ты арестован!
Дорогой наш генерал-президент Сапилоте, жители Параисо-Аки всей планетой поздравляют вас с очередным переизбранием!
Вводные слова и словосочетания
Вводные слова не вступают в синтаксическую связь с другими членами предложения и, как правило, выражают отношение говорящего к предмету разговора, его оценку или сообщают о связи с контекстом. Кстати, словосочетание «как правило» в предыдущем предложении выполняет роль вводного. Вводные слова и словосочетания всегда выделяются запятыми.
Примеры:
Знаешь, Джим, дай мне волю, право слово, и я выпустил бы тебе кишки ещё в Бристоле.
Как я догадался, что вы популярный писатель, сэр? Во-первых, у вас затравленный и загнанный взгляд человека, который вынужден был спасаться от большой толпы. Во-вторых, у вас на правой руке чернильные пятна от многочисленных автографов. В-третьих, у вас на щеках следы разных губных помад — явно поцелуи поклонниц, что стремились вас облобызать. В-четвертых, полы и рукава вашего пиджака засалены и помяты — фанаты так и норовили до вас дотронуться и задержать. Ну, и, наконец, вас выдали бирки «Конан Дойл» на ваших чемоданах.
По-моему, сэр Генри, есть утреннюю овсянку в десять часов вечера — это крайне запущенный приступ мазохизма.
Определить вводные слова очень просто — их легко убрать из предложения без потери смысла.
Уточняющие слова и сравнительные обороты
Запятые в предложениях отделяют уточняющие слова, уточняющие или поясняющие предыдущие члены предложения.
Примеры:
Все пираты, за исключением Слепого Пью, счастливо избежали гибели.
Был с нами один малый, по имени Бен Ганн, он остров не покинул.
Запятые ставятся перед сравнительными оборотами — словами или выражениями, обозначающими сравнение и начинающимися с союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и КАК БУДТО.
Доктор Ливси говорил вежливо и учтиво, как настоящий джентльмен.
Когда ещё ставятся запятые
Запятые нужно ставить после слов-предложений ДА, НЕТ и междометий.
Примеры:
Да, знатную мы задали пиратам трёпку, доктор!
Эх, как близко был Дзюба к хет-трику!
Нет, это не гол…
Что ещё нужно знать о пунктуации
Когда речь заходит о правилах пунктуации, следует также учесть, где не нужно расставлять знаки препинания.
Запятые не ставятся:
-
Перед неоднородными членами предложения, описывающими разные свойства предмета.
Пример: В руках пират держал красивый старинный стальной кинжал. -
В сложносочиненном предложении, если у грамматических основ есть общее придаточное предложение.
Пример: К ночи обстрел затих и пираты успокоились. -
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом.
Пример: После потраченной на грабежи и разбои жизни он мало что скопил. -
Если деепричастный оборот стал устойчивым выражением.
Пример: Сэр Генри бежал сломя голову. -
Если деепричастие превратилось в наречие.
Примеры: Конан-варвар нехотя достал меч. Инспектор Лестрейд не спеша достал пистолет. Мы с Холмсом шли молча. -
Если сравнительные обороты превратились в устойчивые сочетания.
Примеры: Остальные пираты боялись Слепого Пью как огня. -
После слова ОДНАКО в значении, НО
Примеры: Дорогие пираты, мы нашли ваши пиастры. Однако вам придётся хорошенько потрудиться, чтобы их забрать. -
В устойчивых сочетаниях: сделать как должно, хватать что подвернётся, явиться как ни в чем не бывало, как бы то ни было и во что бы то ни стало.
-
Если в сложноподчинённом предложении придаточное состоит из одного слова.
Примеры: Джим давно хотел рассказать капитану, доктору и сквайру о заговоре пиратов, но не знал как. Билли Бонс что-то прятал в своём сундуке, но не говорил что.
Надеемся, что наш небольшой путеводитель поможет понять, где ставить запятые и все сложности с пунктуацией останутся позади.
- →
Другие статьи в нашем блоге:
Была ли данная статья полезна для Вас?
ОГЭ. Русский язык.
Как легко выполнить задание № 12?
Задание № 12 предполагает знание правил постановки запятой в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.
Давайте посмотрим, как легко выполнить это задание.
1-ый тип задания:
Найти цифры, которые обозначают запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Запомните
-
Вам необходимо искать запятые между частями ССП— сложносочинённого предложения ( именно в нём связь между предложениям сочинительная, то есть предложения не зависят друг от друга)
-
Всегда помните, какие союзы называются сочинительными. Чаще всего это А, И, НО. Ищите эти союзы в предложениях.
-
Как только нашли, сразу ищите две грамматические основы, то есть речь в предложениях должна идти о разном.
-
Если нашли две основы, то это ССП, номер запятой пред союзом и будет ответом.
-
ТРУДНО!!! Не путайте СПП с однородными членами, ведь эти же союзы отделяют друг от друга однородные члены. Обязательно ищите две грамматические основы.
Разберём пример.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Слов не было слышно, (1)но Корольков понимал смысл конфликта. Конфликт состоял в том, (2)что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, (3)а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример двух матерей, (4) которые не только не сидят за столом, ( 5)но даже уходят из дома.
-
Я выделила все сочинительные союзы в данном отрывке.
-
Теперь разберёмся, что они соединяют: простые в ССП или однородные члены.
-
Не было слышно, Корольков понимал. Это две основы, поэтому запятая № 1 подходит.
-
Надежда хотела сидеть, Оксана не хотела и приводила. Тоже две основы. Запятая №3 подходит.
-
Которые не только не сидят, но уходят. Здесь однородные сказуемые. Запятая № 5 не подойдёт.
-
Запятые № 2 и 4 стоят перед подчинительными союзами, это СПП.
Ответ: 13
2-ой тип задания
Найти цифры, которые обозначают запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительными связью.
Запомните
-
Здесь уже нужно искать запятые между частями СПП- сложноподчинённого предложения.
-
Нужно хорошо знать, какие союзы являются подчинительными. Подсказка: это все слова — вопросы ( вопросы косвенных падежей, определения, обстоятельства)
НО есть и не слова- вопросы, их надо помнить: если, хотя, так как, будто, словно, ибо, ежели и др.
Трудные случаи
-
Подчинительный союз может стоять в самом начале предложения, так как придаточное находится ПЕРЕД главным. Поэтому после запятой нет союза ( он ведь уже стоит в самом начале, а вы ищите такую запятую, чтобы была перед союзом).
Пример
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
Комментарий: союз КОГДА находится в начале предложения, придаточное заканчивается словом четверостиший», поэтому верный ответ 3.
-
Придаточное стоит в середине главного, тогда в ответ будет ДВЕ цифры (начало и конец придаточного)
Пример
На другой день, (1)когда отец вернулся с работы, (2)он принёс книгу.
Комментарий. Выделенное придаточное находится в середине главного. Ответ: 12
-
Вместо подчинительного союза может употребляться частица ЛИ, которая стоит не в самом начале придаточного.
Пример
Светлана поинтересовалась,(1) читала ли я эту книгу.
Комментарий. В данном предложении вместо подчинительного союза употреблена частица ЛИ. Ответ 1
-
Не путайте! Слова типа кого-то, что-то, когда-то,где-то — это не подчинительные союзы или союзные слова, они не могут связывать придаточное с главным. Поэтому запятая перед ними ставится по другому правилу.
Пример
Разговор зашёл о книге,(1) когда-то давно ею прочитанной.
Комментарий. В данном предложении слово «когда-то» входит в причастный оборот, это не сложное с придаточным, а простое предложение.
Пример задания 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
Комментарий.
Запятая 2- присоединяет придаточное, в котором есть частица ЛИ. Верный ответ.
Запятая 8 присоединяет придаточное с подчинительным союзом потому что. Это верный ответ.
Ответ: 28
Таким образом, выполняя задание № 12, будьте внимательными, не перепутайте ССП с однородными членами, помните о трудных случаях в СПП.
Рекомендую повторить все правила постановки знаков препинания в сложном предложении . Материал есть на данном сайте. Там же можно найти все типы союзов.Это поможет и при выполнении задания 12 и при написании сочинения и изложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Простые предложения, входящие в состав сложного, не разделяются знаками в следующих случаях.
Знаки препинания при однородных предложениях
Между однородными предложениями запятые ставятся так же, как и при однородных членах предложения.
Так, если предложения однородны и соединены союзом И, запятая между ними не ставится. Однако в случае повторения союза запятые ставиться будут, как и при однородных членах с повторяющимися союзами. Я не говорил, что плохо думаю о нем и что он обманывал всех нас. Я не говорил, что плохо думаю о нем, и что он обманывал всех нас, и что я готов расправиться с ним.
Рассмотрим постановку знаков препинания при однородных предложениях разных видов.
Общее главное предложение
Не всякие придаточные предложения, относящиеся к одному главному становятся однородными. Придаточные могут иметь одно значение с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом, к ним задаются одинаковые вопросы и, как правило, они вводятся одинаковыми союзами или союзными словами. См. подробнее Однородные предложения.
Если придаточные предложения являются однородными и соединены одиночным соединительным союзом, они не разделяются.
Когда подтает и снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.
Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.
Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда снег станет липким.
В примере от сказуемого главного предложения задаётся один вопрос. Предложения однородны. Их соединяет союз И. Предложения не разделяются запятой.
Общее придаточное предложение
Если от двух главных предложений идёт один и тот же вопрос к одному придаточному, такие главные предложения становятся однородными и не разделяются знаками при одиночных соединительных союзах.
Когда подтает, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.
Снег станет липким (когда?) когда подтает.
Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.
В примере от сказуемых главных предложений идёт один вопрос к одному придаточному. Главные предложения становятся однородными. Перед И запятая не ставится.
Общий второстепенный член
Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
Сравни:
Завтра снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.
Завтра снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.
Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.
Станет липким (когда?) завтра.
Пойдём (когда?) завтра.
В первом примере предложения не разделены запятой, так как «завтра» — их общее обстоятельство, а между предложениями стоит одиночный союз И.
Общее вводное слово
Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общее вводное слово, то запятая между ними не ставится.
Может быть, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.
Может быть, снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.
Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.
В примере вводное слово помогает автору выразить степень неуверенности и в том, что снег станет липким, и в том, что герои пойдут делать снеговика.
Знаки препинания на стыке союзов
Запомните, как заклинание: либо ТО, либо запятая.
Стык подчинительных союзов
Случается так, что одно придаточное предложение разрывается другим придаточным, едва успев начаться. (подробнее о разрыве конструкции см. Сложное предложение). В этом случае два подчинительных союза, начинающих эти придаточные, оказываются рядом.
На стыке двух подчинительных союзов запятая отсутствует в случае, если второй союз является двойным (если… то, когда….то).
Сравните:
Я обещаю, что, если выпадет снег, мы пойдём делать снеговика.
Я обещаю, что если выпадет снег, то мы пойдём делать снеговика.
В первом случае рядом стоят два одиночных подчинительных союза ЧТО и ЕСЛИ, во втором случае использован двойной союз ЕСЛИ… ТО. Цветом показаны границы придаточных предложений и часть двойного союза. Во втором примере на границе предложений между подчинительными союзами запятая не стоит.
Стык сочинительного и подчинительного союза
Случается, что между предложениями, соединёнными сочинительной связью, вклинивается придаточное предложение, относящееся к одному из этих предложений. В этом случае рядом с сочинительным оказывается подчинительный союз. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится, если придаточное предложение легко убрать.
Сравни:
Снег выпал, и мы пошли делать снеговика. (запятая разделяет части ССП).
Снег выпал, и, когда наступило утро, мы пошли делать снеговика. (первая запятая никуда не девается, она продолжает разделять главные предложения, вторая и третья запятые стоят на границах вклинившегося придаточного. В этом случае мы можем безболезненно убрать придаточное.)
Снег выпал, и когда наступило утро, то мы пошли делать снеговика. (между союзами И и КОГДА на границе предложения запятая отсутствует, так как мы не можем убрать придаточное, не сломав предложения. Получилось бы: «Снег выпал и то мы пошли делать снеговика»)
Придаточное может вклиниться и перед И. Тогда оно будет относиться к первому предложению. В этом случае стыка союзов не возникнет.
Снег выпал, потому что все его очень ждали, и мы пошли делать снеговика. (запятые стоят на границах вклинившегося придаточного).
Вопросительные и односоставные предложения
Если вопросительные или односоставные предложения связаны соединительными союзами, такие предложения не разделяются запятыми.
Нет снега и нет ни одного снеговика.
Был ли вчера снег и получилось ли слепить снеговика?
Узнать больше и научиться ставить знаки препинания вы сможете при помощи курса Синтаксис и пунктуация.
Урок русского языка «Учимся ставить запятые
между частями сложного предложения»
Автор: Копылова Светлана Владимировна
Организация: ГБОУ СОШ
Населенный пункт: Самарская область, с. Малая Малышевка
Тема: Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
Цель: способствовать развитию умения обосновывать постановку знаков препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами, создать условия для составления предложений в соответствии с поставленным условием, развитию умения соотносить предложения и их схемы
Тип урока: применение знаний и способов действий/ решение частной задачи
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. (орг. момент)
Начинается урок,
Он пойдёт всем вам впрок,
Мыслить будем, наблюдать,
Трудиться — знания добывать!
Итак, урок русского языка. Откройте тетрадь. Записываем число, классная работа
2. Актуализация знаний учащихся.
— Проведём словарную работу. Я буду загадывать для вас слова. Вы их будете записывать, ставить ударение, подчёркивать «опасные места».
Главный город государства. (столица)
Специалист с высшим техническим образованием. (инженер)
Население государства, жители страны. (народ)
Поезд городской наземной электрической железной дороги, состоящий из одного — двух вагонов. (трамвай)
Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (аллея)
Отдельное помещение в квартире или доме, огороженное стенами. (комната)
Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками. (сирень)
Утверждение, проверенное на практике, то же, что и правда. (истина)
Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
Столица
Инженер
Народ
Трамвай
Аллея
Комната
Сирень
Истина
Сапоги
Обратите внимание, какое можно составить слово из первых букв? (синтаксис)
— Что называется синтаксисом? (Синтаксис – раздел науки языкознания, изучающий смысл и структуру предложения).
— А почему я зашифровала слово «синтаксис»? (изучает предложение, и мы изучаем предложение)
2) Сейчас мы повторим, что же вы знаете о предложении. Итак,«Блиц — турнир»
-Что такое предложение? это группа слов, выражающих законченную мысль.
— Какие предложения бывают по цели высказывания?
— По интонации?
— Что такое грамматическая основа предложения?
— Что такое подлежащее?
— Что вы знаете о сказуемом?
— Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
— Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?
-По наличию грамматической основы предложения делятся на….
— Какое предложение называется сложным? Простым?
— Какие вы знаете виды сложных предложений?
— Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение?
3. Постановка учебной задачи
-Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Вывод: на уроке мы будем продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы.
4. Применение знаний и способов действий проверка на доске без знаков препинания
1. Игра «Найди пару».
— Даны простые предложения. Найти грамматическую основу каждого предложения. (по цепочке устно)
А сейчас мы будем работать в парах.
— А теперь нужно найти каждому предложению пару. Чтобы предложение было более грамотно построено, можно добавить союзы.
— Как называются предложения, состоящие из нескольких частей? (сложные)
Неожиданно выглянуло солнце.
Бочка по морю плывёт.
И деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит.
Да орешки все грызет.
Скоро закружат метели.
А бурый волк ей верно служит.
Туча по небу идёт.
Белка песенки поет.
Ляжет снег на ветки ели.
— Запишите по выбору два предложения.
Проверка составленных предложений.
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Белка песенки поёт, да орешки все грызет.
Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.
Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.
Я тоже записала сложные предложения. Посмотрите.
— Как соединяются части сложного предложения? (интонацией и союзами или только интонацией)
— А как разделяются на письме? (запятой).
Давайте составим алгоритм
Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».
1. Найти и подчеркнуть основу предложения.
2. Подсчитать, сколько основ в предложении.
3. Если основ две и более – это сложное предложение.
4. Найти границы частей сложного предложения.
5. Выделить союзы, если они есть.
6. Поставить запятую между частями сложного предложения
Прочитайте алгоритм в учебнике на стр.
4. Закрепление знаний и способов деятельности.
На доске записаны предложения. Прочитайте, найдите грамматическую основу, расставьте знаки препинания, постройте схему к каждому предложению.
Небо потемнело, и налетел вихрь.
Первые капли дождя упали на молодые листья, яркие цветы и зеленую травку.
Бабочки мигом разлетелись, когда туча прорвалась и обрушилась холодным ливнем.
Серое небо глухо шуршало, вода в реке шипела и пенилась.
1. [ ] , и [ ] .
2. О, О и О.
3. [ ] , ( когда ).
4. [ ] , [ ] .
Графический диктант. (один человек за доской)
Я буду диктовать вам предложения, а вы – только составлять их схемы. (Среди сложных предложений, вставить одно простое с однородными членами).
Наступила осень, дни стали короче.
Сверкнула молния, и прокатился сильный гром.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Проверка. Самооценка по алгоритму ученика, работающего за доской.
Все остальные ребята на полях отмечают графически: справился, сомневался, не справился.
Тест
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две и более грамматических основ;
в) две грамматические основы;
2. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
а) союзов;
б) интонации;
в) союзов и интонации;
3.Перед одиночным союзом и ставится запятая:
а) в предложении с однородными членами.
б) в сложном предложении.
в) никогда.
4.Перед союзами а, но запятая ставится:
а) никогда.
б) в предложении с однородными членами.
в) всегда.
5. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Лена вышла в сад, (1) посмотрела на берёзки, (2) а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.
6. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Мама обрадовалась (1), похвалила Лену, (2) что она ей такой веселый букет подарила.
Рефлексия. Продолжи предложения
1. Я научился…
2. Я понял…
3. Теперь я могу…
4. Было трудно…
5. Было интересно…
6. Сегодня я узнал…
Итог
— Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова». Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:
Когда человека хвалят, …
Человека похвалили, и …
Сегодня я вас хвалю, потому что…
Резерв
Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.
(вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки)
Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла.
(красивых листьев, принесла маме)
Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый букет подарила.
(веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)
Приложения:
- file0.docx.. 25,4 КБ