Как найти запятую между частями сложного предложения

Запятые в сложных предложениях


Запятые в сложных предложениях

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 856.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 856.

Русская пунктуация – это отдельная и очень запутанная тема, особенно когда речь идет о сложных предложениях. Школьнику, который хочет вырасти грамотным человеком и хорошо сдать экзамен, нужно знать заранее, какие же сложности ожидают его на этом пути?

Запятые в сложных предложениях с бессоюзной и сочинительной связью

Если в сложном предложении используется сочинительная связь, между его частями ставится запятая. Исключения составляют только случаи, когда эти части являются однородными, имеют общее вводное слово или сравнение, относятся к одному второстепенному члену или у них есть общее придаточное предложение.

С бессоюзными сложными предложениями все не так просто. Если простые предложения в их составе краткие и связаны между собой по смыслу, между ними нужно ставить запятую, а вот распространенные предложения, имеющие слабую смысловую связь, требуют уже точки с запятой, однако на практике в обычных, не литературных, текстах она ставится редко.

Двоеточие ставится, если второе предложение раскрывает содержание первого или указывает на причину того, что в нем описывалось, а также в тех случаях, когда оно дополняет первое (это очень легко проверить с помощью поставленного между частями подчинительного союза “что”).

Наконец, этот знак препинания требуется и тогда, когда во втором предложении содержится прямой вопрос.

Еще один знак препинания, который может ставиться между частями сложного предложения с бессоюзной связью – это тире. Оно требуется в том случае, когда речь идет о прямом противопоставлении, быстрой смене событий или сравнении. Кроме того, тире необходимо, если второе предложение описывает результат или вывод из того, о чем говорилось в первом. Этот же знак препинания ставится, когда первое предложение указывает на время действия или его условие.

Правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении частично перекликаются, так что иногда допустимо поставить один знак вместо другого. Но случаи, когда они полностью взаимозаменяемы, все же редки.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и предложениях с разными видами связи

В сложноподчиненном предложении основным знаком препинания является запятая, которая ставится, когда используются составные союзы, в общем случае между простыми предложениями, которые входят в него (но не тогда, когда эти простые предложения имеют признаки однородности).

В предложении с разными видами связи знаки препинания ставятся в соответствии и вышеописанными правилами, так что сначала нужно определиться с видами связи, а потом применять их.

Заключение

Что мы узнали?

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях между простыми предложениями, которые входят в их состав ставится запятая, кроме случаев-исключений. В бессоюзном сложном предложении используются также тире и двоеточие, употребление которых нормировано правилами. Все случаи использования этих знаков препинания нужно запомнить, чтобы использовать их грамотно.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Юдина

    5/5

  • Maks Kovalchuck

    5/5

  • Никита Привезенцев

    4/5

  • Михаил Мантров

    5/5

  • Яна Абдрахманова

    5/5

  • Катя Адуевская

    5/5

  • Кирилл Добромирный

    4/5

  • Григорий Губанов

    5/5

  • Илья Бондарь

    5/5

  • Андрей Кравцов

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 856.


А какая ваша оценка?

Как правильно расставить запятые в предложении

Собрали правила, которые помогут разобраться, как правильно ставить запятые в литературных (и не только) текстах.

Одной из основных проблем при написании любого текста больше двух предложений становится правильная расстановка знаков препинания. Поэтому мы решили собрать в одном тексте правила, помогающие разобраться, как правильно ставить запятые. А о знаках препинания в прямой речи можно узнать здесь.

Перед союзами

Если в предложении встречаются союзы А, НО, ЗАТО и ДА (в значении НО), перед ними всегда ставим запятую.

Примеры:

Служить бы рад, да вот прислуживаться тошно.

Утро сэр Герни любил, а вот утреннюю овсянку искренне ненавидел.

Ситуации бывают лёгкими, средними, трудными и паршивыми, но вот безвыходных я пока не встречал.

Ватсон, конечно, простак, зато полезный.

Между однородными членами предложения

Запятые всегда ставятся между однородными членами предложения. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и несут одинаковую синтаксическую функцию. Они могут соединяться союзами или обходиться без них. По правилам пунктуации если однородные члены предложения объединены союзом, то перед первым однородным членом запятая не нужна.

Примеры:

Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

Ко мне со всех сторон сбегалась монстры: липкие, склизкие, хвостатые, зубастые и клыкастые.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг.

На завтрак я, пожалуй, буду и яичницу, и бекон, и сосиски, и фасоль, и тосты с джемом, и тарелку овсянки. И бутылку виски не забудьте!

Деепричастные и причастные обороты

По правилам расстановки запятых, ими выделяются причастные обороты, стоящие после определяемого слова. Деепричастия и деепричастные обороты выделяются всегда.

Примеры:

После жизни, потраченной на грабежи и разбой, он мало что скопил.

Вломившись в трактир, пираты перевернули «Адмирал Бенбоу» вверх дном.

Сложные предложения

В русском языке существуют простые и сложные предложения. Сложные состоят из нескольких простых, называемых также грамматическими основами. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Примеры:

Завывал ветер, моросил дождь.

Раздался выстрел, и пират покачнулся и свалился за борт.

Окорок хочет, чтобы вы сдали оружие и покинули форт.

Я помню, как впервые увидел «Испаньолу».

Обращения

Запятыми выделяется любое обращение.

Примеры:

«И ты, Брут», — воскликнул Цезарь, недоуменно поглядывая на торчащий из тела кинжал.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Ни с места, ди Гриз, ты арестован!

Дорогой наш генерал-президент Сапилоте, жители Параисо-Аки всей планетой поздравляют вас с очередным переизбранием!

Вводные слова и словосочетания

Вводные слова не вступают в синтаксическую связь с другими членами предложения и, как правило, выражают отношение говорящего к предмету разговора, его оценку или сообщают о связи с контекстом. Кстати, словосочетание «как правило» в предыдущем предложении выполняет роль вводного. Вводные слова и словосочетания всегда выделяются запятыми.

Примеры:

Знаешь, Джим, дай мне волю, право слово, и я выпустил бы тебе кишки ещё в Бристоле.

Как я догадался, что вы популярный писатель, сэр? Во-первых, у вас затравленный и загнанный взгляд человека, который вынужден был спасаться от большой толпы. Во-вторых, у вас на правой руке чернильные пятна от многочисленных автографов. В-третьих, у вас на щеках следы разных губных помад — явно поцелуи поклонниц, что стремились вас облобызать. В-четвертых, полы и рукава вашего пиджака засалены и помяты — фанаты так и норовили до вас дотронуться и задержать. Ну, и, наконец, вас выдали бирки «Конан Дойл» на ваших чемоданах.

По-моему, сэр Генри, есть утреннюю овсянку в десять часов вечера — это крайне запущенный приступ мазохизма.

Определить вводные слова очень просто — их легко убрать из предложения без потери смысла.

Уточняющие слова и сравнительные обороты

Запятые в предложениях отделяют уточняющие слова, уточняющие или поясняющие предыдущие члены предложения.

Примеры:

Все пираты, за исключением Слепого Пью, счастливо избежали гибели.

Был с нами один малый, по имени Бен Ганн, он остров не покинул.

Запятые ставятся перед сравнительными оборотами — словами или выражениями, обозначающими сравнение и начинающимися с союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и КАК БУДТО.

Доктор Ливси говорил вежливо и учтиво, как настоящий джентльмен.

Когда ещё ставятся запятые

Запятые нужно ставить после слов-предложений ДА, НЕТ и междометий.

Примеры:

Да, знатную мы задали пиратам трёпку, доктор!

Эх, как близко был Дзюба к хет-трику!

Нет, это не гол…

Что ещё нужно знать о пунктуации

Когда речь заходит о правилах пунктуации, следует также учесть, где не нужно расставлять знаки препинания.

Запятые не ставятся:

  • Перед неоднородными членами предложения, описывающими разные свойства предмета.
    Пример: В руках пират держал красивый старинный стальной кинжал.

  • В сложносочиненном предложении, если у грамматических основ есть общее придаточное предложение.
    Пример: К ночи обстрел затих и пираты успокоились.

  • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом.
    Пример: После потраченной на грабежи и разбои жизни он мало что скопил.

  • Если деепричастный оборот стал устойчивым выражением.
    Пример: Сэр Генри бежал сломя голову.

  • Если деепричастие превратилось в наречие.
    Примеры: Конан-варвар нехотя достал меч. Инспектор Лестрейд не спеша достал пистолет. Мы с Холмсом шли молча.

  • Если сравнительные обороты превратились в устойчивые сочетания.
    Примеры: Остальные пираты боялись Слепого Пью как огня.

  • После слова ОДНАКО в значении, НО
    Примеры: Дорогие пираты, мы нашли ваши пиастры. Однако вам придётся хорошенько потрудиться, чтобы их забрать.

  • В устойчивых сочетаниях: сделать как должно, хватать что подвернётся, явиться как ни в чем не бывало, как бы то ни было и во что бы то ни стало.

  • Если в сложноподчинённом предложении придаточное состоит из одного слова.
    Примеры: Джим давно хотел рассказать капитану, доктору и сквайру о заговоре пиратов, но не знал как. Билли Бонс что-то прятал в своём сундуке, но не говорил что.

Надеемся, что наш небольшой путеводитель поможет понять, где ставить запятые и все сложности с пунктуацией останутся позади.

Другие статьи в нашем блоге:

Была ли данная статья полезна для Вас?

ОГЭ. Русский язык.

Как легко выполнить задание № 12?

 

Задание № 12  предполагает знание правил постановки запятой в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.

Давайте посмотрим, как легко выполнить это задание.

1-ый тип задания:

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Запомните

  • Вам необходимо искать запятые между частями ССПсложносочинённого предложения ( именно в нём связь между предложениям сочинительная, то есть предложения не зависят друг от друга)

  • Всегда помните, какие союзы называются сочинительными. Чаще всего это А, И, НО. Ищите эти союзы в предложениях.

  • Как только нашли, сразу ищите две грамматические основы, то есть речь в предложениях должна идти о разном.

  • Если нашли две основы, то это ССП, номер запятой пред союзом и будет ответом.

  • ТРУДНО!!! Не путайте СПП с однородными членами, ведь эти же союзы отделяют друг от друга однородные члены. Обязательно ищите две грамматические основы.

Разберём пример.

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми сочинительной  свя­зью.

Слов не было слышно, (1)но Корольков понимал смысл конфликта. Конфликт состоял в том, (2)что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, (3)а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример двух матерей, (4) которые не только не сидят за столом, ( 5)но даже уходят из дома.

  • Я выделила все сочинительные союзы в данном отрывке.

  • Теперь разберёмся, что они соединяют: простые в ССП или однородные члены.

  • Не было слышно, Корольков понимал. Это две основы, поэтому запятая № 1 подходит.

  • Надежда хотела сидеть, Оксана не хотела и приводила. Тоже две основы. Запятая №3 подходит.

  • Которые не только не сидят, но уходят. Здесь однородные сказуемые. Запятая № 5 не подойдёт.

  • Запятые № 2 и 4 стоят перед подчинительными союзами, это СПП.

Ответ: 13

2-ой тип задания

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительными связью.

Запомните

  • Здесь уже нужно искать запятые между частями СПП- сложноподчинённого предложения.

  • Нужно хорошо знать, какие союзы являются подчинительными. Подсказка: это все слова — вопросы ( вопросы косвенных падежей, определения, обстоятельства)

НО есть и не слова- вопросы, их надо помнить: если, хотя, так как, будто, словно, ибо, ежели  и др.

Трудные случаи

  • Подчинительный союз может стоять в самом начале предложения, так как придаточное находится ПЕРЕД главным. Поэтому после запятой нет союза ( он ведь уже стоит в самом начале, а вы ищите такую запятую, чтобы была перед союзом).

Пример

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.

Комментарий: союз КОГДА находится в начале предложения, придаточное заканчивается словом  четверостиший», поэтому верный ответ 3.

  • Придаточное стоит в середине главного, тогда в ответ будет ДВЕ цифры (начало и конец придаточного)

Пример

На дру­гой день, (1)когда отец вер­нул­ся с ра­бо­ты, (2)он принёс книгу.

Комментарий. Выделенное придаточное находится в середине главного. Ответ: 12

  • Вместо подчинительного союза может употребляться частица ЛИ, которая стоит не в самом начале придаточного.

Пример

Светлана поинтересовалась,(1) читала ли я эту книгу.

Комментарий. В данном предложении вместо подчинительного союза употреблена частица ЛИ. Ответ 1

  • Не путайте! Слова типа кого-то, что-то, когда-то,где-то — это не подчинительные союзы или союзные слова, они не могут связывать придаточное с главным. Поэтому запятая перед ними ставится по другому правилу.

Пример

Разговор зашёл о книге,(1) когда-то давно ею прочитанной.

Комментарий. В данном предложении слово  «когда-то»  входит в причастный оборот, это не сложное с придаточным, а простое предложение.

Пример задания 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

Комментарий.

Запятая 2- присоединяет придаточное, в котором есть частица ЛИ. Верный ответ.

Запятая 8 присоединяет придаточное с подчинительным союзом потому что. Это верный ответ.

Ответ: 28

Таким образом, выполняя задание № 12, будьте внимательными, не перепутайте ССП с однородными членами, помните  о трудных случаях в СПП.

Рекомендую повторить все правила постановки знаков препинания в сложном предложении . Материал есть на данном сайте. Там же можно найти все типы союзов.Это поможет и при выполнении задания 12 и  при написании сочинения и изложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Простые предложения, входящие в состав сложного, не разделяются знаками в следующих случаях.

Знаки препинания при однородных предложениях

Между однородными предложениями запятые ставятся так же, как и при однородных членах предложения. 

Так, если предложения однородны и соединены союзом И, запятая между ними не ставится. Однако в случае повторения союза запятые ставиться будут, как и при однородных членах с повторяющимися союзами. Я не говорил, что плохо думаю о нем и что он обманывал всех нас. Я не говорил, что плохо думаю о нем, и что он обманывал всех нас, и что я готов расправиться с ним. 

Рассмотрим постановку знаков препинания при однородных предложениях разных видов.

Общее главное предложение

Не всякие придаточные предложения, относящиеся к одному главному становятся однородными. Придаточные могут иметь одно значение с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом, к ним задаются одинаковые вопросы и, как правило,  они вводятся одинаковыми союзами или союзными словами.  См. подробнее Однородные предложения.

Если придаточные предложения являются однородными и соединены одиночным соединительным союзом, они не разделяются

Когда подтает и снег станет липким, мы пойдём делать снеговика. 

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда снег станет липким.

В примере от сказуемого главного предложения задаётся один вопрос. Предложения однородны. Их соединяет союз И. Предложения не разделяются запятой.

Общее придаточное предложение

Если от двух главных предложений идёт один и тот же вопрос к одному придаточному, такие главные предложения становятся однородными и не разделяются знаками при одиночных соединительных союзах.

Когда подтает, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким (когда?) когда подтает.

Мы пойдём делать снеговика (когда?) когда подтает.

В примере от сказуемых главных предложений идёт один вопрос к одному придаточному. Главные предложения становятся однородными. Перед И запятая не ставится.

Общий второстепенный член

Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

Сравни:

Завтра снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Завтра снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.

Станет липким (когда?) завтра.

Пойдём (когда?) завтра.

В первом примере предложения не разделены запятой, так как «завтра» — их общее обстоятельство, а между предложениями стоит одиночный союз И.

Общее вводное слово

Если два предложения, связанные сочинительной связью, имеют общее вводное слово, то запятая между ними не ставится.

Может быть, снег станет липким и мы пойдём делать снеговика.

Может быть, снег станет липким, мы пойдём делать снеговика.

Снег станет липким, и мы пойдём делать снеговика.

В примере вводное слово помогает автору выразить степень неуверенности и в том, что снег станет липким, и в том, что герои пойдут делать снеговика.

Знаки препинания на стыке союзов

Запомните, как заклинание: либо ТО, либо запятая. 

Стык подчинительных союзов 

Случается так, что одно придаточное предложение разрывается другим придаточным, едва успев начаться. (подробнее о разрыве конструкции см. Сложное предложение). В этом случае два подчинительных союза, начинающих эти придаточные, оказываются рядом.

На стыке двух подчинительных союзов запятая отсутствует в случае, если второй союз является двойным (если… то, когда….то). 

Сравните

Я обещаю, что, если выпадет снег, мы пойдём делать снеговика.

Я обещаю, что  если выпадет снег, то мы пойдём делать снеговика. 

В первом случае рядом стоят два одиночных подчинительных союза ЧТО и ЕСЛИ, во втором случае использован двойной союз ЕСЛИ… ТО. Цветом показаны границы придаточных предложений и часть двойного союза. Во втором примере на границе предложений между подчинительными союзами запятая не стоит.

Стык сочинительного и подчинительного союза

Случается, что между предложениями, соединёнными сочинительной связью, вклинивается придаточное предложение, относящееся к одному из этих предложений. В этом случае рядом с сочинительным оказывается подчинительный союз. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится, если придаточное предложение легко убрать.

Сравни:

Снег выпал, и мы пошли делать снеговика. (запятая разделяет части ССП).

Снег выпал, и, когда наступило утромы пошли делать снеговика. (первая запятая никуда не девается, она продолжает разделять главные предложения, вторая и третья запятые стоят на границах вклинившегося придаточного. В этом случае мы можем безболезненно убрать придаточное.)

Снег выпал, и когда наступило утро, то мы пошли делать снеговика. (между союзами И и КОГДА на границе предложения запятая отсутствует, так как мы не можем убрать придаточное, не сломав предложения. Получилось бы: «Снег выпал и то мы пошли делать снеговика»)

Придаточное может вклиниться и перед И. Тогда оно будет относиться к первому предложению. В этом случае стыка союзов не возникнет.

Снег выпал, потому что все его очень ждали, и мы пошли делать снеговика(запятые стоят на границах вклинившегося придаточного).

Вопросительные и односоставные предложения

Если вопросительные или односоставные предложения связаны соединительными союзами, такие предложения не разделяются запятыми.

Нет снега и нет ни одного снеговика.

Был ли вчера снег и получилось ли слепить снеговика?

Узнать больше и научиться ставить знаки препинания вы сможете при помощи курса Синтаксис и пунктуация.

Урок русского языка «Учимся ставить запятые
между частями сложного предложения»

Автор: Копылова Светлана Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ

Населенный пункт: Самарская область, с. Малая Малышевка

Тема: Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Цель: способствовать развитию умения обосновывать постановку знаков препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами, создать условия для составления предложений в соответствии с поставленным условием, развитию умения соотносить предложения и их схемы

Тип урока: применение знаний и способов действий/ решение частной задачи

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности. (орг. момент)

Начинается урок,
Он пойдёт всем вам впрок,
Мыслить будем, наблюдать,
Трудиться — знания добывать!
Итак, урок русского языка. Откройте тетрадь. Записываем число, классная работа

2. Актуализация знаний учащихся.

— Проведём словарную работу. Я буду загадывать для вас слова. Вы их будете записывать, ставить ударение, подчёркивать «опасные места».

Главный город государства. (столица)

Специалист с высшим техническим образованием. (инженер)

Население государства, жители страны. (народ)

Поезд городской наземной электрической железной дороги, состоящий из одного — двух вагонов. (трамвай)

Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (аллея)

Отдельное помещение в квартире или доме, огороженное стенами. (комната)

Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками. (сирень)

Утверждение, проверенное на практике, то же, что и правда. (истина)

Обувь с высоким голенищем. (сапоги)

Столица

Инженер

Народ

Трамвай

Аллея

Комната

Сирень

Истина

Сапоги

Обратите внимание, какое можно составить слово из первых букв? (синтаксис)

— Что называется синтаксисом? (Синтаксис – раздел науки языкознания, изучающий смысл и структуру предложения).

— А почему я зашифровала слово «синтаксис»? (изучает предложение, и мы изучаем предложение)

2) Сейчас мы повторим, что же вы знаете о предложении. Итак,«Блиц — турнир»

-Что такое предложение? это группа слов, выражающих законченную мысль.

— Какие предложения бывают по цели высказывания?

— По интонации?

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что такое подлежащее?

— Что вы знаете о сказуемом?

— Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

— Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?

-По наличию грамматической основы предложения делятся на….

— Какое предложение называется сложным? Простым?

— Какие вы знаете виды сложных предложений?

— Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение?

3. Постановка учебной задачи

-Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вывод: на уроке мы будем продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы.

4. Применение знаний и способов действий проверка на доске без знаков препинания

1. Игра «Найди пару».

— Даны простые предложения. Найти грамматическую основу каждого предложения. (по цепочке устно)

А сейчас мы будем работать в парах.

— А теперь нужно найти каждому предложению пару. Чтобы предложение было более грамотно построено, можно добавить союзы.

— Как называются предложения, состоящие из нескольких частей? (сложные)

Неожиданно выглянуло солнце.

Бочка по морю плывёт.

И деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит.

Да орешки все грызет.

Скоро закружат метели.

А бурый волк ей верно служит.

Туча по небу идёт.

Белка песенки поет.

Ляжет снег на ветки ели.

— Запишите по выбору два предложения.

Проверка составленных предложений.

Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Белка песенки поёт, да орешки все грызет.

Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.

Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.

Я тоже записала сложные предложения. Посмотрите.

— Как соединяются части сложного предложения? (интонацией и союзами или только интонацией)

— А как разделяются на письме? (запятой).

Давайте составим алгоритм

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».

1. Найти и подчеркнуть основу предложения.

2. Подсчитать, сколько основ в предложении.

3. Если основ две и более – это сложное предложение.

4. Найти границы частей сложного предложения.

5. Выделить союзы, если они есть.

6. Поставить запятую между частями сложного предложения

Прочитайте алгоритм в учебнике на стр.

4. Закрепление знаний и способов деятельности.

На доске записаны предложения. Прочитайте, найдите грамматическую основу, расставьте знаки препинания, постройте схему к каждому предложению.

Небо потемнело, и налетел вихрь.

Первые капли дождя упали на молодые листья, яркие цветы и зеленую травку.

Бабочки мигом разлетелись, когда туча прорвалась и обрушилась холодным ливнем.

Серое небо глухо шуршало, вода в реке шипела и пенилась.

1. [ ] , и [ ] .

2. О, О и О.

3. [ ] , ( когда ).

4. [ ] , [ ] .

Графический диктант. (один человек за доской)

Я буду диктовать вам предложения, а вы – только составлять их схемы. (Среди сложных предложений, вставить одно простое с однородными членами).

Наступила осень, дни стали короче.

Сверкнула молния, и прокатился сильный гром.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Проверка. Самооценка по алгоритму ученика, работающего за доской.

Все остальные ребята на полях отмечают графически: справился, сомневался, не справился.

Тест

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две и более грамматических основ;

в) две грамматические основы;

2. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:

а) союзов;

б) интонации;

в) союзов и интонации;

3.Перед одиночным союзом и ставится запятая:

а) в предложении с однородными членами.

б) в сложном предложении.

в) никогда.

4.Перед союзами а, но запятая ставится:

а) никогда.

б) в предложении с однородными членами.

в) всегда.

5. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Лена вышла в сад, (1) посмотрела на берёзки, (2) а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.

6. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Мама обрадовалась (1), похвалила Лену, (2) что она ей такой веселый букет подарила.

Рефлексия. Продолжи предложения

1. Я научился…

2. Я понял…

3. Теперь я могу…

4. Было трудно…

5. Было интересно…

6. Сегодня я узнал…

Итог

— Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова». Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:

Когда человека хвалят, …

Человека похвалили, и …

Сегодня я вас хвалю, потому что…

Резерв

Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.

(вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки)

Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла.

(красивых листьев, принесла маме)

Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый букет подарила.

(веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,4 КБ

Опубликовано: 11.11.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти музыку без скачивания
  • Как найти электроемкость все формулы
  • Как найти некоторые программы
  • Как найти ускорение тела по графику ускорения
  • Как найди свою страницу в вк фейковую