Как найти затраты на логистику

При проведении анализа общих логистических издержек принято уделять особое внимание управлению запасами и транспортировке. Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разумеется, их необходимо минимизировать.

Следует отличать минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие затраты на запасы разделяются на четыре отдельные составляющие:

  1. Затраты на единицу продукции, или затраты фирмы на приобретение этой единицы.
  2. Стоимость заказа, или затраты на размещение единицы повторного заказа. Может включать затраты на подготовку заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, тестирование, использование оборудования. На практике лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат отдела закупок на число отправленных им заказов.
  3. Затраты на хранение, или затраты на хранение единицы в запасе в течение установленного периода времени, составляют 19-35% от годовых затрат.
  4. Затраты, связанные с возникновением дефицита. Появляются в тех случаях, когда продукт необходим, но его нельзя поставить из запаса. Влияние дефицита более широкое, чем недополученная прибыль, так как включает утрату имиджа, снижение репутации и потенциальные убытки от снижения числа продаж в будущем. Затраты этого рода могут также включать выплаты за действия, направленные на снижение дефицита: экспедирование, отправка срочного заказа, оплата доставки специальных видов продукции, использование услуг более дорогих поставщиков. Большинство фирм считают, что дефицит всегда дорого обходится, и поэтому стараются избежать его возникновения. Другими словами, они готовы платить относительно немного за содержание запасов, чтобы избежать относительно больших затрат, связанных с дефицитом.

Затраты на содержание запасов, в отличие от других элементов логистических издержек, таких как транспортные или складские расходы, обычно включаемых в отчет предприятия о прибылях и убытках, не столь очевидны. При этом сами запасы представлены в разделе активов баланса. Главным элементом затрат на содержание запасов является вложенный в них капитал. Например, наличие запасов на $105 тыс. означает, что эти деньги не могут быть инвестированы в другие ценности. Другими словами, указанную сумму нужно либо взять в долг для финансирования оборотного капитала, либо вычесть их из нераспределенной прибыли. В первом случае фирме придется платить проценты по кредиту. Во втором она не сможет вложить их как часть нераспределенной прибыли в другие инвестиционные проекты.

При определении относительной величины затрат компании на содержание запасов неизбежны произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение тем, что соответствующие затраты на капитал — это их внутренние издержки. Другие устанавливают этот показатель на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, инвестированный в запасы, должна быть такой же, как и для капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия каждого из этих решений могут быть различными.

Относительно низкие затраты на содержание запасов уменьшают значение запасов и делают относительно более важными транспортные расходы. В результате стратегия, основанная на общих издержках логистики, будет направлена на минимизацию транспортных расходов за счет увеличения числа распределительных центров, позволяющих держать товары ближе к рынкам. Появлениедополнительных складов повышает потребность в запасах, потому что на каждом складе нужны страховые запасы. Таким образом, низкая доля затрат на содержание запасов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие средства транспортировки уступают место относительно более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот: относительно высокая доля затрат на содержание запасов разворачивает логистическую стратегию в противоположном направлении, т. е. ведет к централизации запасов на немногочисленных складах и соответственному увеличению дальности грузоперевозок с повышением транспортных расходов.

Для того чтобы оптимизировать уровень логистических затрат торговой компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек. Проведение этого анализа необходимо в связи со следующим:

  • зачастую затраты на выполнение логистических функций учитываются раздельно, в бюджетах разных подразделений, что приводит к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в глазах менеджмента компании;
  • в ситуации, когда компания работает в нескольких сегментах рынка,логистические издержки зачастую относятся на самый крупный из сегментов, что искажает реальную картину прибыльности различных рыночных сегментов.

Все затраты компании необходимо разнести по нескольким (не более десяти) основным направлениям деятельности, часть из которых условно рассматриваются как центры прибыли, а остальные — как центры затрат. После выделения этих направлений представляется необходимым решить следующие задачи:

  • Определить долю логистических расходов, приходящихся на региональные продажи и продажи за пределами данного региона. Этот процесс необходим для определения прибыльности каждого из географических рынков, которые обслуживает компания.
  • Определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные и продажи через розничную сеть). После проведения этой операции появится возможность сравнить прибыльность реализации продукции через каждый из каналов и выбрать наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта.
  • Определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждую группу продукции. Это позволит выяснить истинную рентабельность каждой из групп продуктов и определить наиболее высокорентабельные сегменты ассортимента.

Анализ издержек на логистику и доходы фирмы

Общая стратегическая цель фирмы — достичь высокого базового уровня обслуживания, не поставив себя при этом в полную зависимость от накопления запасов как единственного способа решения стоящих перед ней задач. Обслуживание подразумевает три основные характеристики:

  • доступность;
  • функциональность;
  • надежность.

При проектировании логистической системы важно установить баланс между базовым уровнем обслуживания, который фирма намерена предложить потребителям, и операционными издержками, необходимыми для соблюдения установленных целевых нормативов.

Для оценки работы логистики предлагается применять следующие группы показателей:

1. Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада:

1.1. Показатели, характеризующие трудоемкость работы:

  • Товарооборот склада общий = количество всех позиций полученных и отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Товарооборот склада по прибытию = количество прибывших позиций / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Товарооборот склада по отправлению = количество позиций отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Удельный товарооборот склада = товарооборот склада общий / площадь склада.
  • Коэффициент неравномерности загрузки склада = товарооборот наиболее напряженного месяца / среднемесячный товарооборот склада.
  • Показатель хранения = количество позиций на складе х количество суток хранения.
  • Количество обработанных заявок (на отгрузку и приемку) в единицу времени.

1.2. Показатели, характеризующие интенсивность прохождения товаров через склад.

1.3. Коэффициент оборачиваемости товара на складе = товарооборот склада общий / количество позиций, хранящихся на складе.

2. Вторая группа: показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:

2.1. Вместимость склада = количество товара в куб. м, которое может одновременно вместить склад.

2.2. Полезная площадь склада = вместимость склада / высота укладки товара.

2.3. Коэффициент использования вместимости склада = количество товара в куб. м в анализируемом периоде / вместимость склада.

2.4. Грузонапряженность склада = количество товарных позиций / площадь склада полезная.

3. Третья группа: показатели, характеризующие уровень сохранности товара и финансовые показатели работы склада:

3.1. Количество случаев несохранности и порчи товара по вине работников склада.

3.2. Расходы склада = сумма затрат на организацию хранения товара.

3.3. Себестоимость хранения товара = расходы склада / показатель хранения.

3.4. Производительность труда работников склада = товарооборот склада в анализируемом периоде / численность работников склада.

3.5. Выработка на одного работника склада = стоимость перерабатываемого им товара в единицу времени.

3.6. Коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости = стоимость отгруженного товара в анализируемом периоде / средняя стоимость запасов в том же периоде.

3.7. Коэффициент неликвидов = запас неликвидных товаров по стоимости / общий запас по стоимости х 100%.

4. Четвертая группа: качество складского сервиса и удовлетворение потребителей:

4.1. Обеспечение выполнения заявок на отгрузку точно к указанному сроку.

4.2. Полнота удовлетворения заявок на отгрузку = выполненное количество заявок / общее количество заявок.

4.3. Ошибки в выполнении заявок на отгрузку.

4.4. Жалобы потребителей.

4.5. Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом.

Контроль над логистическими издержками

Контроль над затратами при помощи заранее установленных нормативов и гибких бюджетов — это наиболее совершенный тип контрольных систем из всех ныне доступных. Норматив можно определить как эталон, сравнивая с которым измеряются показатели; т. е. нормативные затраты — это расходы, которые несет компания, если она работает эффективно.

Затраты на различные виды логистической деятельности могут доводиться до руководителей функциональных подразделений, продуктовых групп, а также сравниваться с нормативными затратами и включаться в еженедельные или ежемесячные отчеты о деятельности.

Большинство логистических бюджетов по природе своей статичны, т. е. они выступают в качестве плана, разработанного исходя из бюджетного уровня производства. Если фактическая деятельность осуществляется на уровне бюджетной, менеджеры могут проводить реалистичное сопоставление затрат и эффективно вести контроль. Однако в реальности такое случается редко. Факторы сезонного или другого характера практически всегда неизбежно приводят к разным уровням деятельности, эффективность которых может быть определена только в том случае, если учетная система может сравнить фактические затраты с теми, какими они должны быть.

Например, складскому подразделению компании может быть установлен ожидаемый или бюджетный уровень активности в 10 000 единиц ассортимента за неделю, хотя фактический уровень может составить только 7 500. Сравнивая бюджет на 10 000 единиц с фактическими затратами, понесенными при работе с 7500 единицами, менеджеры могут прийти к ошибочному выводу, что операции осуществляются эффективно, поскольку такие составляющие, как внеурочное время работы, привлечение временных работников, упаковывание, почтовые операции и обработка заказов, потребовали меньших затрат, чем установлено в бюджете. И наоборот, гибкий бюджет свидетельствует, что затраты должны соответствовать уровню в 7500 единиц и что реальные затраты следует показывать в денежном исчислении. Ключом к успешной реализации политики гибких бюджетов является анализ типов динамики затрат. Однако в большинстве компаний такой анализ применительно к логистическим функциям проводится редко. Вместе с тем при использовании таких инструментов, как диаграммы разброса и регрессионный анализ, позволяющий определить постоянные и переменные составляющие затрат, для определения переменной составляющей на единицу деятельности и общих постоянных затрат применяются прошлые данные о затратах.

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:

«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП  771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь»

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон; 

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон; 

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа,  или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

Р/с 40702810600001004854

В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222

Электронная почта: contact@ekam.ru

Контактный телефон: +7(495)133-20-43

Наиболее простым способом транспортировки груза является перевозка с помощью транспортной компании. Специалисты надежно и за короткие сроки осуществляют грузоперевозки любой сложности.

Важно! При обращении в логистическую компанию точную сумму перевозки вы сможете узнать только на практике – после обсуждения всех условий с перевозчиком.

Но для примера давайте посчитаем гипотетическую стоимость грузоперевозки.

Предположим, что нам необходимо отправить груз из Москвы в Рязань (путь 182 км). При учете всех особенностей груза и транспорта, цена за 1 км составила 29 рублей. В таком случае, умножая стоимость на количество километров и еще на 2, беря в расчет обратную дорогу, мы получаем примерную сумму 10 556 рублей.

Важно! Помимо этого стоимость может включать в себя дополнительные услуги, такие как упаковка груза, погрузка и разгрузка, если это вам необходимо.

Если вы решили обратиться к специалистам, но беспокоитесь о том, как выбрать правильное соотношение цены и качества, то вам может помочь наша статья,

как выбрать транспортную компанию.

Важно! Помните, что обращаясь в транспортную компанию за консультацией, вы имеете право узнать любую информацию о грузоперевозке, в том числе и ее стоимость. Вероятнее всего, вы сможете узнать только примерные цифры, но это поможет вам сравнить расценки нескольких компаний.

Теперь вы знаете, как рассчитывать грузоперевозки. О том, как рассчитать себестоимость грузоперевозки, мы писали

здесь

.

Логистическая компания DATO готова оказать вам помощь в осуществлении грузоперевозки любой сложности. Мы проконсультируем вас в вопросе цены – оставьте заявку на нашем сайте или свяжитесь с менеджером.

Эффективная логистика. Глава 1. Анализ общих логистических затрат и методов их оптимизации.

ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ОБЩИХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И МЕТОДОВ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

1.1. Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятия
Логистические затраты представляют собой затра¬ты трудовых, материальных, финансовых и информа¬ционных ресурсов, обусловленные выполнением пред¬приятиями своих функций по выполнению заказов потребителей. Затраты предприятий, включаемые в состав логистических затрат, весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональ¬ным областям и центрам ответственности (рис. 1).
Укрупненный анализ логистических затрат осуще¬ствляется по следующим группам расходов: на за¬купку, производство и сбыт продукции.
Затраты на закупку продукции включают расхо¬ды по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транс¬портные расходы, расходы на хранение производст¬венных запасов, издержки на вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформле¬ние заказа на производство продукции, внутрипроиз¬водственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой про¬дукции, а также издержки на вложенный капитал.
Последующий анализ затрат по отдельным стать¬ям позволяет дифференцировать оперативную и фи¬нансовую ответственность сотрудников подразделе¬ний предприятий.
Транспортные расходы предприятий представля¬ют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, а именно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекач¬ки, отправлений почтой, сборов транспортных орга
низаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение рабо¬ты складского оборудования, комплектацию и подго¬товку продукции к реализации.
Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также общескладские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями про¬дукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности пу¬тем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным про¬цессам (операциям) осуществляется на основе техно¬логических схем переработки продукции, нормирова¬ния отдельных операций.
Логистические затраты но обслуживанию зака¬зов потребителей подразделяются на:
• затраты, связанные с получением заказов, — с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и про¬дажи ее (выплаты дилерам, комиссионные возна¬граждения за представительство по продаже про¬дукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены про¬дукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);
• затраты, связанные с выполнением заказов, — с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и ус¬луг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной докумен¬тации, связью и перепиской, а также с издержка¬ми вследствие особых ситуаций. Логистические затраты можно подразделить на
следующие категории:
• продуктивные затраты — это затраты на созда¬ние ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят произ¬водственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление финансо¬вых операций и процесса продаж. Затраты на упа¬ковочные работы рекомендуется включать сюда в том случае, если они помогают продвижению про¬дукции на рынке;
• затраты на поддержание логистического бизне¬са — затраты, которые сами по себе не создают
ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на транспортировку, оформление заказов, про¬верку работы сотрудников, ведение учета продук¬ции и т.д.;
• затраты на надзор — это затраты на мероприятия, направленные на предотвращение негативных ре¬зультатов. Каждый бизнес нуждается в системе раннего предупреждения в случае, например, если товар не продается так хорошо, как ожидалось, или технологии компании больше не обеспечивают ей конкурентного преимущества на рынке. Сюда также относятся затраты на надзор за работой других участников бизнеса, например поставщи¬ков или дистрибьюторов товара;
• убыточные затраты — это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудова¬ния и др.
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
1) затраты на формирование конечного продукта;
2) трансакционные затраты.
Затраты на формирование конечного продукта — это затраты производителя на преобразование сы¬рья в конечный продукт.
Трансакционные затраты — это затраты по на¬лаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной ин¬формацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополни¬тельные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необхо¬димо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.
Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:
1) поиск клиентов — сбор информации, налажива¬ние контактов, координация взаимодействия, об¬мен данными;
2) переговоры — выдача запроса, подготовка пред¬ложений, ведение переговоров, заключение дого¬вора;
3) обеспечение интересов сторон — научные иссле¬дования и разработки, соглашение о гарантии ка¬чества;
4) процесс обмена — транспортные и складские опе¬рации;
5) контроль — аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, оконча¬тельная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;
6) адаптация — подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;
7) корректировка субоптимальных договорных усло¬вий — догрузка производственных мощностей,
требование дополнительных ценовых скидок, из¬менение рамочных условий;
8) ослабление стратегических позиций — уход по¬требителей, сокращение рыночной доли;
9) завершение сделки — исполнение платежных обя¬зательств, увольнение лишнего персонала, оформ¬ление заключительной документации. По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные транеакционные затраты. К регуляр¬ным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и кон¬троле торгового соглашения в процессе обменных от¬ношений.
Первые три из перечисленных видов трансакци¬онных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согла¬сованию интересов сторон. Трансакционные затра¬ты с 5-го по 9-й вид появляются после заключения договора. Ясно, что между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже по¬следующие.
Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:
• стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых по¬средством конкретной хозяйственной связи;
• плата за посреднические услуги;
• рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;
• затраты на транспортировку ресурсов от пункта
приобретения к месту их использования.
В целях внедрения более совершенных форм орга¬низации и оплаты труда следует группировать логи¬стические затраты по статьям в тесной привязке их к конкретным функциям и работам, выполняемым от¬дельными логистическими звеньями. Статьи логи¬стических затрат являются, как правило, комплекс¬ными, состоящими из нескольких элементов затрат. Логистические затраты, учтенные по статьям, могут быть рабпределены между конкретными видами дея¬тельности, работами и услугами, выполняемыми предприятиями, образуя себестоимость обслуживания заказов потребителей.
Группировка логистических затрат по функцио¬нальному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, вы¬явить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.
Для отражения более полной картины функцио¬нирования логистической системы определим поня¬тие «логистическе издержки». Представим логисти¬ческие издержки как потери — последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства.
Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического
администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, за¬купок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соот¬ветствии с этим делением возникают затраты и из¬держки, связанные:
• с управлением;
• обслуживанием заказов потребителей;
• снабжением и закупками;
• планированием производства;
• транспортным обеспечением;
• складированием и хранением;
• распределением и сбытом продукции.
Отдельно можно выделить группу затрат, связан¬ных с информационным обеспечением, хотя эти за¬траты являются составляющей каждой из выше пере¬численных групп затрат. В приложении 1 приведены логистические затраты и издержки по основным логи¬стическим функциям и операциям; затраты на ин¬формационные обеспечение входят в затраты на управление.
Подобная классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предпри¬ятия, без которой трудно решать задачи планирова¬ния, учета, контроля и регулирования этих затрат. j С целью разработки системы управления затрата¬ми необходимо классифицировать логистические за¬траты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логисти¬ческих затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей.
К признакам классификации можно отнести:
• возможность отнесения затрат на их носители (из¬делие, группу изделий, заказ);
• зависимость затрат от интенсивности использова¬ния факторов производства;
• временнбя соотнесенность затрат.
Одними из наиболее важных являются группиров¬ки затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отечественной системы учета перед западной, где отсутствуют подобные единые класси¬фикации затрат.
Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических за¬трат. В настоящее время состав и содержание эле¬ментов затрат определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (ра¬бот, услуг), включаемых в себестоимость-продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансо¬вых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правитель¬ства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
Поэлементная калькуляция необходима для опре¬деления структуры затрат (соотношения их удельных весов), составления смет, анализа и выявления ре¬зервов, для организации учета и формирования за¬трат, исчисления себестоимости. На ней базируется метод «затраты — выпуск», который может быть ба¬зой для определения конечного результата (прибыли, убытков) в экономических системах.
Группировка по калькуляционным статьям связа¬на с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внут¬рипроизводственном управлении, в организации кон¬троля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.
Принципиальное различие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономиче¬ским элементам заключается в наличии комплекс¬ных статей, объединяющих элементы по своему эко¬номическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между от¬дельными видами обслуживания (прямые и косвен¬ные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).
Группировки логистических затрат по экономиче¬ским элементам и по статьям калькуляции раскры¬вают содержание затрат на осуществление процесса выполнения заказов потребителей с разных сторон и не повторяют, а взаимно дополняют друг друга, по¬зволяя раскрыть их характеристику во взаимосвязи с конкретными условиями и результатами логистиче¬ского обслуживания.
В научной и экономической литературе имеются различные предложения по использованию в учете и планировании группировок по элементам и статьям затрат:
• ограничиться только поэлементным или только постатейным подразделением;
• осуществлять группировку по элементам и по
статьям; « выделять статьи затрат, а внутри их элементы.
В управлении логистическими затратами необхо¬димо использовать и те и другие группировки, так как группировки по элементам и статьям затрат имеют различное назначение и могут по-разному ис¬пользоваться.
Следует отметить, что использование калькуля¬ции для контроля логистических затрат ограничи¬вается ее основным недостатком: она не дает информацию, по которой возможно принять опера¬тивное управленческое решение. Усредненные дан¬ные о себестоимости обслуживания, предоставляе-мого подразделениями, не отражает всей картины формирования себестоимости, так как скрыты ис¬точники роста логистических затрат.
В отечественных научных исследованиях приме¬няются следующие типы группировок затрат:
• по видам затрат: статьи (для организации анали¬тического учета и калькуляции себестоимости) и элементы затрат (для соответствия плановой сис¬темы и отчета о затратах на производство);
• по видам продукции: изделия, группы однород¬ных изделий, переделы, заказы, работы, услуги (для калькуляции себестоимости);
• по месту возникновения затрат.
По периодичности возникновения затраты делятся на материальные и операционные; организационные затраты являются текущими. Такое деление затрат имеет следующие преимущества по сравнению с су¬ществующими классификациями:
• во-первых, такая классификация проводит парал¬лель между затратами на обслуживание потреби¬телей и основными функциональными областями деятельности в процессе логистического обслужи¬вания, вносит упорядоченность в выделение цен¬тров ответственности;
• во-вторых, материальные и операционные затраты носят переменный характер, поэтому такое деление позволит использовать при управлении затратами анализ безубыточности и все те преимущества, ко¬торые предоставляет direct costing;
• в-третъих, такая классификация затрат позволит применить новый подход к определению полной себестоимости логистического обслуживания по¬требителей;
• в-четвертых, систематизация затрат упрощает создание информационных баз данных о затратах, позволяет использовать различные методы обра¬ботки информации и дает возможность разработки принципиально новых методов обработки инфор¬мации о затратах.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт суще¬ствующих классификаций затрат и исходя из сло¬жившейся системы учета затрат на обслуживание по¬требителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:
• на функциональные — по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслужи¬вания потребителей;
• по источникам возмещения — себестоимость про¬дукции, прибыль, бюджетное финансирование;
• учетные — по характеру учета затрат;
• калькуляционные — прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по от¬ношению к процессу выполнения заказов потреби¬телей;
• по периодичности — текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;
• по месту возникновения — рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;
• по стадиям процесса выполнения заказов потре¬бителей.
Планирование и учет логистических затрат в соот¬ветствии с такими классификациями дает возмож¬ность оценить их абсолютную величину, решать за¬дачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализиро¬вать и совершенствовать их структуру.
Одним из недостатков существующих классифи¬каций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам. Отсюда двой¬ной учет одной операции и неполное отражение фак¬тических расходов.
Выделение тех или иных затрат или группы за¬трат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистиче¬ских цепях. При этом общие логистические затраты делятся на четыре группы:
1) затраты на элементарные и комплексные логисти¬ческие операции;
2) потери от иммобилизации средств в запасах;
3) издержки от недостаточного уровня качества логи¬стического менеджмента и сервиса;
4) издержки на логистическое администрирование.
Анализ структуры логистических затрат в разви¬тых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на админи¬стративно-управленческие функции (9-14%. За по¬следнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логи¬стические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование.
За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или к объему продаж готовой про¬дукции предприятия.
1.2. Основные методы учета логистических затрат
Известны следующие методы учета логистических затрат:
• standart costing, по которому все затраты рассчи¬тываются с использованием стандартов в количе¬ственном и денежном выражении до начала об¬служивания потребителей;
• direct costing, который разделяет логистические за¬траты на постоянные и переменные, при этом по¬стоянные затраты относятся на реализованную про¬дукцию;
• absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе. Планирование себестоимости в системе standart
costing можно осуществить двумя способами:
1) на основе анализа фактических показателей об¬служивания потребителей за прошлый год;
2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.
При традиционном бухгалтерском учете затраты определяются по таким разным категориям, как за¬работная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые поездки, амортизация, науч¬ные исследования, разработки, и др. Все виды от¬клонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:
1) отклонения вследствие действия случайных и кон¬тролируемых колебаний процессов. Если эти от¬клонения незначительны, то они не требуют вме¬шательства системы управления;
2) отклонения в результате временного или постоян¬ного изменения показателей процесса. Если это изменение носит временный характер и может быть устранено в следующем цикле обслуживания, то требуется корректирующее действие. Отклоне¬ния, вызванные постоянным изменением показа¬телей процесса, требуют принятия управленческих решений.
Таким образом, учет и экономический анализ, вы¬ступая в качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих стан¬дартов или норм, но и показать характер и причину этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характе¬ра, или возмущения, вызванные постоянным измене¬нием показателей процесса.
Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимо¬сти обслуживания на затраты, являющиеся постоян¬ными, и на затраты, которые изменяются пропор¬ционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на фи¬нансовый результат и не разносятся по видам про¬дукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальноый доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с опреде¬лением точки критического объема обслуживания.
Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управ¬ленческом учете и основывается на учете конкретных затрат. У этого метода есть следующие преимущества:
• связь между объёмом обслуживания, себестоимо¬стью и прибылью непосредственно вытекает из учетных данных, а поэтому нет необходимости вести параллельно два расчета;
• подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в отчете о прибылях пока¬зывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность проводить анализ безубыточности;
• система direct costing оценивает запасы по вели¬чине непосредственных затрат, связанных с их созданием;
• дается возможность более гибкого ценообразова¬ния, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность
затоваривания продукции на складе.
Основной недостаток этого метода — выделение постоянных затрат. Значительная часть условно-переменных затрат распределяется по-разному в за¬висимости от метода, применяемого при отнесении затрат, что может привести к искажению результа¬тов.
Полный метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней от¬четности и основывается на распределении всех за¬трат, включаемых в себестоимость по видам продук¬ции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.
Метод absoption costing предполагает разбиение за¬трат на прямые и косвенные. Запасы готовой про¬дукции на складе оцениваются по полной себестои¬мости.
Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределе¬ния постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.
Известны следующие методы управления затра¬тами:
• проектный;
• заказной;
• партионный;
• товарный (непрерывный, серийный).
Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным средством оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по обслуживанию потребителей. В итоге этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия. Уровень материальных затрат является одним из основных экономических показа¬телей для оперативного и текущего воздействия на систему обслуживания, для принятии управленче¬ского решения, определителем уровня цены на об¬служивание потребителей.
Известны различные виды себестоимости продук¬ции:
• по составу калькуляционных статей — технологи¬ческая, производственная и полная;
• по характеру используемой информации — плано¬вая и отчетная;
• по использованию во внутризаводском управлении — цеха, участка, бригады;
• по уровню обобщения — предприятия (организа¬ции).
В зарубежной практике различают следующие ви¬ды себестоимости:
• себестоимость по центрам ответственности (для планирования и контроля результатов деятельно¬сти ответственных исполнителей);
• полная себестоимость производства (используется для установления цен и других оперативных ре¬шений);
• прямая себестоимость производства (используется
для установления цен и других оперативных ре-
шений при особых обстоятельствах).
В настоящее время применяет два способа расчета себестоимости обслуживания — по полному и сокра¬щенному варианту.
В отечественной практике планирования, учета и анализа затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестои¬мость».
Исчисление полной себестоимости обслуживания базируется на следующем принципе: все затраты, от¬носящиеся к выполнению заказа потребителей дан¬ного периода, должны быть включены в его себе¬стоимость. Для этого необходима информация службы логистики о методах контроля над всеми со¬ставляющими стоимости обслуживания; о способах контроля над себестоимостью складского обслужива¬ния с тем, чтобы своевременно предупредить о воз¬можности затоваривания продукции; о структуре ко¬нечной себестоимости с тем, чтобы розничные цены на рынке могли быть вовремя скорректированы и быть конкурентными; об уровне себестоимости об¬служивания текущего и перспективного планирова¬ния логистической деятельности предприятия.
Согласно требованиям нормативных документов учет по полной себестоимости широко распространен и важен для определения финансовых результатов предприятия и налоговых платежей. Но он имеет и существенные недостатки:
• невозможность оперативного вмешательства в результаты деятельности предприятия. Результаты становятся известными только во второй половине следующего месяца;
• невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к ха¬рактеру поведения затрат в зависимости от объема перевозок (постоянные затраты в учете рассматриваются как переменные);
• включение в себестоимость перевозок затрат, не связанных непосредственно с основной деятельно¬стью. В итоге происходит искажение рентабельно¬сти, которая зависит от метода распределения по¬стоянных затрат;
• перенос постоянных затрат в составе себестоимо¬сти запасов на затраты будущих периодов. Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что учет по полной себестоимости не дает информа¬ции, необходимой для полноценного управления за¬тратами. Поэтому наряду с учетом по полной себе¬стоимости применяется учет по усеченной себестоимости.
Использование методов расчета усеченных затрат в системе внутреннего управленческого учета предпо¬лагает дифференциацию логистических затрат на пе¬ременные и постоянные (прямые и прочие) с после¬дующим их распределением между процессами обслуживания. К переменным (операционным) обыч¬но относят заработную плату основного логистиче¬ского персонала, материальные затраты, расходы на транспортировку, хранение, подготовку продукции к производственному потреблению и другие, которые непосредственно зависят от объема логистических операций и изменяются пропорционально изменению масштабов логистической деятельности.
Важным преимуществом системы усеченной себе¬стоимости обслуживания потребителей является то, что она позволяет упростить нормирование, планиро¬вание, учет и контроль ограниченного числа статей затрат. Преимуществами также являются:

• простота и объективность калькулирования себе¬стоимости обслуживания потребителей, так как при этом отпадает необходимость в условном рас¬пределении постоянных затрат;
• возможность сравнения себестоимости, прибыль¬ности обслуживания потребителей в различные периоды по переменным затратам. В этой связи изменение структуры предприятия и связанное с ним изменение постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость выполнения заказов;
• возможность определения наиболее рентабельных изделий, оптимальных объемов перевозок по тому вкладу, который они вносят в общий доход;
• возможность определения точки безубыточности, т.е. объема обслуживания, при котором у пред¬приятия нет ни прибыли, ни убытков. Недостатками применения сокращенного варианта
расчета себестоимости являются:
• сложность разделения постоянных и переменных затрат;
• проблема объективности включения переменных затрат в себестоимость обслуживания потребителей;
• такой подход к расчету себестоимости не дает от¬вета на вопрос: сколько стоит обслуживание по¬требителя, какова ее полная себестоимость? По¬этому необходимо дополнительное распределение постоянных затрат;
• в случае снижения цен в целях достижения при¬вилегированного положения на рынке по отдель¬ным видам обслуживания возникает опасность, что не будут покрыты постоянные расходы, т.е. предприятие понесет убытки;
* в числе постоянных затрат имеются такие, кото¬рые могут быть прямо отнесены на отдельные за¬казы, но они при этом методе не учитываются в себестоимости.
Главное достоинство сокращенного варианта учета и калькулирования себестоимости обслуживания по¬требителей заключается в том, что он позволяет изу¬чать взаимосвязь между объемом обслуживания, за¬тратами и прибылью предприятия, т.е. проводить анализ безубыточности при управлении затратами. Использование методов расчета усеченных логисти¬ческих затрат позволяет избежать условности рас¬пределения постоянных затрат, применить расчетные коэффициенты отнесения последних на центры логи¬стической ответственности. Остальная часть постоян¬ных затрат компенсируется за счет маржи, т.е. раз¬ницы между ценой обслуживания и совокупностью переменных и прямых постоянных затрат. Учет по усеченной себестоимости играет самостоятельную роль в управлении затратами и ведется параллельно с учетом по полной себестоимости, соответствующим требованиям российского законодательства.
Определение затрат на основе видов деятельно¬сти требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и вы¬полненные работы. При этом необходимо оценить за¬траты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты кон¬курентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки. И несмотря на рутинность определения оценок затрат для каж¬дой работы и неточность некоторых из этих оценок, результаты сравнения затрат на выполнение кон¬кретных внутренних задач и функций у предприятия и у его конкурентов, а также определение конкурен¬тоспособности предприятия по сравнению с его глав¬ными соперниками делают учет затрат по видам дея¬тельности ценным инструментом стратегического управления. Невзирая на существование определен¬ных проблем, связанных с этим расчетом, руководя¬щий состав каждого предприятия должен попытаться просчитать цепь своего бизнеса.
Учет логистических затрат должен быть интегри¬рован с их нормированием, планированием и анали¬зом в единую информационную систему, позволяю¬щую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия за¬купки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных кана¬лов распределения.
Анализ практики деятельности предприятий пока¬зал, что существующие аналитические методы опре¬деления логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в об¬щую сумму экономии или удорожания. А это особен¬но важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.

Выводы по главе 1
1. Данные, получаемые посредством учета и анали¬за логистических затрат, должны являться индикато¬ром наличия проблем у предприятия в области логи¬стики, служить основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем. Анализ логистиче¬ских затрат должен выполняться на основе достовер¬ной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.
2. В структуре потока логистических затрат про¬исходит перераспределение стоимости.
3. Абсолютный рост в денежном выражении вели¬чины потока затрат обусловлен ростом физического объема потоковых процессов и производства готовой продукции в логистических цепях.
4. Чрезмерно укрупненный и обобщенный харак¬тер отражения затрат не позволяет адекватно опти¬мизировать логистические затраты.
5. Анализ логистических затрат предприятия осу¬ществляется, как правило, расчетом отклонений фак¬тически потребленных ресурсов от запланированных объемов без учета влияния конкретных факторов.
6. Существующие классификации затрат не охваты¬вают всю логистическую цепочку обслуживания зака¬зов потребителей. Анализ показал, что затраты клас¬сифицированы лишь в отдельных областях логистики.
7. Анализ действующей системы управления логи¬стическими затратами различными методами пока¬зал, что рассмотренные методы не дают требуемых результатов. Это приводит к недостаточному исполь¬зованию резервов снижения логистических затрат.
8. Основные вопросы системы управления логи¬стическими затратами связаны:
• с выделением и классификацией логистических затрат, на основе которых исследуются отдельные явления и процессы на примере звеньев логисти¬ческой цепи;
• с определением основных элементов модели:
— ресурсов;
— участников логистической деятельности;
— соотношения взаимосвязей, возникающих меж¬ду участниками логистической деятельности;
— решений вопросов логистической организации для интегрирования комплекса управления ло¬гистическими затратами.

Вы узнаете

Как правильно классифицировать транспортные расходы в целях их оптимизации

Как определить приоритетность направлений оптимизации транспортных расходов

Какие методы оптимизации транспортных расходов применяют на практике

С помощью каких способов достигают наибольшей оптимизации транспортных расходов компании

На транспортные расходы приходится существенная часть операционных затрат компании, поэтому экономическая служба должна систематически анализировать их эффективность, искать возможности для оптимизации. Оптимизация транспортных затрат поможет предприятию снизить себестоимость выпуска и реализации продукции, получить конкурентные преимущества на рынке сбыта. Однако в ходе этих работ следует придерживаться баланса между соображениями экономии затрат и обеспечения бесперебойности процессов транспортной логистики. О приоритетных направлениях и наиболее эффективных способах оптимизации транспортных расходов компании читайте в статье.

СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Чтобы мероприятия по оптимизации транспортных расходов достигли своих целей, транспортную логистику предприятия нужно рассматривать как самостоятельный бизнес-процесс, состоящий из четырех групп процессов (рис. 1).

К группе основных процессов относятся процессы, которые непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг:

• транспортировка груза от места загрузки до места выгрузки;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• экспедиционное обслуживание перевозки груза.

Группа вспомогательных процессов:

• техническое обслуживание и ремонт транспорта;

• обеспечение работы складской и ремонтной инфраструктуры;

• внутрихозяйственная транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Группа обслуживающих процессов:

• материально-техническое снабжение (закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, спецодежды, инструмента, расходы на хозяйственные нужды и т. д.);

• медицинское обеспечение;

• осмотр транспорта перед выездом;

• обеспечение транспорта местами стоянки и хранения.

Группа управленческих процессов:

• планирование производственной деятельности;

• обеспечение предприятия заказами на услуги;

• управление деятельностью предприятия;

• контроль и учет результатов деятельности предприятия.

Возможности оптимизации транспортных расходов необходимо рассматривать по каждой группе процессов в отдельности.

По основным процессам возможные методы оптимизации расходов целесообразно рассматривать и в классификации по целевым направлениям использования транспортных средств компании (рис. 2).

Так, для направлений доставки ТМЦ от поставщиков и готовой продукции/товаров покупателям наибольший эффект оптимизации транспортных затрат дает контроль эффективности загрузки и оптимальности маршрутов транспортировки.

Затраты на доставку персонала и на транспорт для офиса оптимизируют путем сравнения стоимости содержания собственного и использования наемного транспорта. Расходы на транспорт для хозяйственных нужд предприятия оптимизируют через подбор такого графика использования транспорта, который позволит удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами.

При разработке мероприятий по оптимизации транспортных расходов следует учитывать структуру этих расходов в аналитике статей затрат. Так, в общей структуре затрат на транспорт можно выделить следующие группы:

  • заработная плата сотрудников с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • горюче-смазочные материалы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • услуги подрядных организаций;
  • прочие расходы на транспорт.

Среднестатистическая доля указанных групп затрат в общей величине транспортных расходов приведена на диаграмме (рис. 3).

На основании показателей диаграммы можно сделать вывод, что для наибольшего эффекта в первую очередь следует оптимизировать такие затраты, как зарплата и расход ГСМ, а затем перейти к оптимизации расходов на техобслуживание/ремонт транспорта и услуги подрядных организаций.

Важный момент: прочие расходы следует оптимизировать выборочно по отдельным статьям и только в случае, если экономия затрат будет существенно превышать затраты по их оптимизации.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Существует достаточно много способов сокращения транспортных расходов, мы рассмотрим наиболее эффективные.

Использование сдельно-тарифной формы оплаты труда

Применение сдельно-тарифной формы оплаты труда помогает оптимизировать транспортные расходы в части заработной платы в случае, когда объем грузоперевозок на предприятии нестабильный и меняется в течение года.

Суть способа: у сотрудников, непосредственно занятых грузоперевозками, заработная плата делится на постоянную и переменную части. Переменная часть переводится в расценки за единицу услуг, в качестве которой чаще всего выступает тонно-километр (т/км).

Если у предприятия падает объем оказываемых транспортных услуг, то снижается сумма начисленной переменной части заработной платы. Если объем услуг повышается, у предприятия сумма переменной части заработной платы увеличивается, но при этом снижается себестоимость единицы услуги в части расходов на зарплату.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер миллионера
  • Как составить заявление в сельсовет
  • Как снег на голову составить предложение с этим фразеологизмом
  • Как нам найти свою тихую пристань
  • Не знаю как найти драйвера