Как найти зависимость от времени радиус вектора

Кинематика
занимается описанием движения без
выяснения его причин.

Материальной
точкой называют физическую модель
такого реального объекта, размерами
которого можно пренебречь в конкретной
задаче.

Прямая
задача кинематики — определить положение
тела в любой момент времени. Если речь
идёт о движении материальной точки, это
означает — определить зависимость
радиус-вектора точки от времени

по известному ускорению
.
Для этого необходимо знать начальные
условия — положение и скорость материальной
точки в начальный момент времени (t = 0).

Существуют
три основных способа описания движения:
векторный, координатный и естественный.

1. Векторный способ

В
этом способе положение материальной
точки задают радиус-вектором
,
проведенным из некоторой неподвижной
точки, называемой началом отсчета.

Рассмотрим
алгоритм решения прямой задачи кинематики
при векторном способе описания движения.

По
известному ускорению материальной
точки, находят скорость точки в
произвольный момент времени

.

Постоянные
интегрирования определяются, исходя
из начальных условий (см. в примерах).

Определив
,
находят зависимость радиус-вектора от
времени

.

Если
в задаче требуется определить модуль
скорости тела, то он определяется как:

,

где

— проекции скорости на оси X,
Y,
Z
соответственно (их также можно называть
составляющими скорости по названным
осям).

Путь,
пройденный телом, определяется из
определения модуля скорости

как
.

Решение задач

1.1.
Положение материальной точки определяется
в момент времени t = 0
радиус-вектором
,
вектором скорости

и постоянным ускорением
,
направленным перпендикулярно скорости
.
Найти временную зависимость радиус-вектора
,
вектора скорости

и модуля скорости точки.

Решение.
Скорость
точки в произвольный момент времени
равна

.

По
условию задачи
при
t = 0,
следовательно,
.

Поэтому

Зависимость
радиус-вектора точки определяется
выражением

Учитывая,
что по условию
при
t = 0
находим
.
Тогда

Так
как

(рис.1), зависимость от времени модуля
скорости тела определяется выражением

В
разобранной задаче была рассмотрена
прямая задача кинематики — по известному
ускорению и начальным условиям было
найдено местоположение материальной
точки в произвольный момент времени.
Однако, во многих случаях возникает и
обратная задача: по известному закону


определить


и
.
Если прямая задача выполнялась с помощью
математической операции интегрирования,
то обратная требует применения
дифференцирования.

1.2.
Радиус-вектор частицы меняется со
временем по закону
,
где

— постоянный вектор,

— положительная постоянная. Найти:

а)
скорость

и ускорение

частицы в зависимости от времени;

б)
промежуток времени Δt,
по истечении которого частица вернётся
в исходную точку;

в)
путь S,
который она пройдёт при этом.

Решение.
а) По
определению скорость и ускорение в
произвольный момент времени соответственно
равны

,

.

б)
По истечении времени Δt
частица
вернется в исходную точку, поэтому
ее радиус-вектор равен нулю:

,

,
откуда
.

в) Путь, пройденный
частицей, определяется соотношением

.

Модуль
скорости

— величина всегда положительная. Направим
ось X
вдоль вектора
,
тогда
,


при

и
,


при

и
.

На
промежутке от 0 до t1:

.

На
промежутке от t1
до Δt:

Путь, пройденный
частицей

.

1.3*.
В момент t = 0
частица вышла из начала координат в
положительном направлении оси
.
Её скорость меняется со временем по
закону
,
где

— начальная скорость,

— некоторая положительная постоянная.
Найти:

а) ускорение и
радиус-вектор;

б)
моменты времени, когда частица проходит
точку, удаленную на расстояние

от начала координат в случае, если
,
где

максимальное удаление точки от начала
отсчета оси
.

Решение.
а)
Продифференцировав

по времени, получим ускорение частицы

.

Представим
радиус-вектор частицы как

.

По
условию
при
t = 0,
поэтому

и

.

б)
Поскольку частица движется вдоль оси
,
то ее положение определяется координатой
,
которая является проекцией вектора
и
равна:

.

Найдем
максимальную координату
,
приравняв производную

нулю:

,


и
по условию
.

Покажем,
что найденное значение

действительно является максимумом. Для
этого найдем вторую производную

и сравним ее с нулем

.

Из
полученного результата видно, что
,
следовательно,

действительно является максимальным
удалением точки от начала отсчета оси
.

Таким
образом, в момент времени

координата частицы равна
,
и частица меняет направление своего
движения на противоположное (рис.2). На
расстоянии

от начала координат частица будет
находиться в моменты времени, когда
,
то есть

,

.

Подставив
в это выражение

для определения t,
получим квадратные уравнения

,

или

.

Решая уравнения,
получим искомые значения времени

,

.

Отметим,
что для существования первых двух корней
необходимо, чтобы
,
то есть
,
что соответствует условию задачи. Один
из полученных корней

является отрицательным и физического
смысла не имеет. Итак, частица проходит
точку, удаленную на расстояние

от начала координат, в момент времени


(до
поворота частицы)

и в моменты времени

(после
поворота частицы).

1.4.
Радиус-вектор меняется со временем по
закону
,

и

— положительные постоянные,

и

— орты осей
X
и Y.
Найти:

а)
уравнение траектории точки y(x);

б)
зависимость от времени скорости
,
ускорения

и модулей этих величин;

в)
зависимость от времени угла

между скоростью и ускорением.

Решение.
а) Спроецируем
вектор

на оси X,
Y
и Z
и получим
зависимости координат от времени

,

,

.

Исключив
из полученной системы уравнений время
,
получим уравнение траектории .

Из
которого видно, что траектория движения
— парабола. График функции y(x)
в плоскости XY
схематично изображен на рис.3.

б) По определению

,

то есть

 , .

,

поэтому

, .

Модули скорости
и ускорения равны

,

.

в)
Как видно из рис.3, угол

между скоростью и ускорением равен в
данной задаче углу между скоростью

и её составляющей по оси Y

,

Откуда

.

В
данной задаче угол

между векторами

,
ускорения

можно определить другим, более
универсальным способом, используя
свойство скалярного произведения двух
векторов:

.

Из которого следует,
что

.

Откуда

.

Учитывая,
что согласно вспомогательному
тригонометрическому тождеству
,
приведем полученный результат к виду



,

что
совпадает с результатом полученным
ранее.

Однако,
этот универсальный способ часто
оказывается достаточно громоздким.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание книги

Предыдующая страница

§2. Кинематическое описание механического движения материальной точки

2.5 Векторные характеристики движения материальной точки

Положение точки в пространстве можно задать с помощью вектора, соединяющего начало координат с данной точкой — такой вектор называется радиус-вектором точки, мы будем обозначать его символом (~vec r). Очевидно, что координаты этого вектора, совпадают с координатами точки (x,y,z) , поэтому мы оставим эти обозначения и для координат радиус-вектора.

Если тело изменяет свое положение в пространстве, то его радиус-вектор будет изменяться с течением времени, то есть станет функцией времени. Зависимость радиус-вектора от времени (~vec r(t)) будет являться законом движения.

Изменение положения в векторной форме удобно описывать с помощью вектора перемещения (~vec S) — вектора, соединяющего начальное (~vec r_0) и конечное положение (~vec r_1) движущейся точки. Вектор перемещения равен разности радиус-векторов конечного и начального положения (см. рис.10)

Img Slob-10-2-010.jpg

(~vec S = vec r_1 — vec r_0) . (1)

Отношение изменения радиус-вектора к промежутку времени, за который это изменение произошло, называется средним вектором скорости (или просто средней скоростью):

(~vec upsilon_{cp}= frac{Delta vec r}{Delta t}) . (2)

Если промежуток времени, за который измеряется изменения радиус-вектора, сделать очень малым (предельно малым), то вектор средней скорости перейдет в вектор мгновенной скорости

(~vec upsilon = frac{Delta vec r}{Delta t}) , при Δt → 0 . (3)

Это определение является наиболее общим определением скорости. Заметим, что при постоянном векторе скорости тела его траекторией обязательно является прямая линия.

Выясним, как направлен вектор мгновенной скорости по отношению к произвольной траектории движения материальной точки. Пусть тело (которое мы считаем материальной точкой) переместилось за промежуток времени Δt по некоторой траектории из точки A0 в точку A1 (см. рис.11). Вектор средней скорости совпадает по направлению с вектором перемещения (~vec S) . При уменьшении рассматриваемого промежутка времени Δt точка A1 будет находиться все ближе к точке A0, соответственно, будет изменяться и вектор перемещения, при Δt → 0 вектор перемещения будет стремиться к касательной к траектории, поэтому вектор мгновенной скорости направлен вдоль касательной к траектории.

Img Slob-10-2-011.jpg

Вектором ускорения (~vec a) называется отношение изменения вектора скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло, при стремлении этого промежутка к нулю:

(~vec a = frac{Delta vec upsilon}{Delta t}) , при Δt → 0 . (4)

Подчеркнем, что в данном определении ускорения фигурирует изменение вектора скорости — а вектор может изменяться как по величине, так и по направлению. Следовательно, непрямолинейное (криволинейное) движение тела обязательно является движением с ускорением (так как изменяется направление вектора скорости).

Простейшие модели движения.

Реальные движения реальных тел, как правило, довольно сложны – разгон, торможения, повороты, скорости, ускорения тел постоянно изменяются. Однако во многих случаях для описания движения можно использовать достаточно простые (конечно, приближенные) модели, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.

Следующая страница

Равноускоренное движение.

  • Зависимость скорости от времени.

  • Закон движения.

  • Прямолинейное равноускоренное движение.

  • Свободное падение.

  • Горизонтальный бросок.

  • Бросок под углом к горизонту.

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: виды механического движения, скорость, ускорение, уравнения прямолинейного равноускоренного движения, свободное падение.

Равноускоренное движение — это движение с постоянным вектором ускорения vec a. Таким образом, при равноускоренном движении остаются неизменными направление и абсолютная величина ускорения.

к оглавлению ▴

Зависимость скорости от времени.

При изучении равномерного прямолинейного движения вопрос зависимости скорости от времени не возникал: скорость была постоянна в процессе движения. Однако при равноускоренном движении скорость меняется с течением времени, и эту зависимость нам предстоит выяснить.

Давайте ещё раз потренируемся в элементарном интегрировании. Исходим из того, что производная вектора скорости есть вектор ускорения:

frac{displaystyle dvec{v}}{displaystyle dt}=vec{a}. (1)

В нашем случае имеем vec a = const. Что надо продифференцировать, чтобы получить постоянный вектор vec a? Разумеется, функцию vec a t. Но не только: к ней можно добавить ещё произвольный постоянный вектор vec c (ведь производная постоянного вектора равна нулю). Таким образом,

vec{v}=vec{c} + vec{a}t. (2)

Каков смысл константы vec c? В начальный момент времени t=0 скорость равна своему начальному значению: vec v=vec v_{0}. Поэтому, полагая t=0 в формуле (2), получим:

vec v_{0}=vec c.

Итак, константа vec c — это начальная скорость тела. Теперь соотношение (2) принимает свой окончательный вид:

vec v=vec v_{0}+vec {a}t. (3)

В конкретных задачах мы выбираем систему координат и переходим к проекциям на координатные оси. Часто хватает двух осей OX и OY прямоугольной декартовой системы координат, и векторная формула (3) даёт два скалярных равенства:

v_{displaystyle x}=v{displaystyle 0x}+a_{displaystyle x}t, (4)

v_{displaystyle y}=v{displaystyle 0y}+a_{displaystyle y}t. (5)

Формула для третьей компоненты скорости,v_{displaystyle z} если она необходима, выглядит аналогично.)

к оглавлению ▴

Закон движения.

Теперь мы можем найти закон движения, то есть зависимость радиус-вектора от времени. Вспоминаем, что производная радиус-вектора есть скорость тела:

frac{displaystyle dvec{r}}{displaystyle dt}=vec{v}

Подставляем сюда выражение для скорости, даваемое формулой (3):

frac{displaystyle dvec{r}}{displaystyle dt}=vec v_{0}+vec {a}t (6)

Сейчас нам предстоит проинтегрировать равенство (6). Это несложно. Чтобы получить vec v_{0}, надо продифференцировать функцию vec v_{0}t. Чтобы получить vec {a} t, нужно продифференцировать vec {a} t^{2} /2. Не забудем добавить и произвольную константу vec c:

vec r=vec c+vec v_{0} t+frac{displaystyle vec a t^{2}}{displaystyle 2}.

Ясно, что vec c — это начальное значение vec r_{0} радиус-вектора vec r в момент времени t=0. В результате получаем искомый закон равноускоренного движения:

vec r=vec r_{0}+vec v_{0} t+frac{displaystyle vec a t^{2}}{displaystyle 2}. (7)

Переходя к проекциям на координатные оси, вместо одного векторного равенства (7) получаем три скалярных равенства:

x=x_{0}+ v_{displaystyle 0x} t+frac{displaystyle a_{displaystyle x} t^{2}}{displaystyle 2}. (8)

y=y_{0}+ v_{displaystyle 0y} t+frac{displaystyle a_{displaystyle y} t^{2}}{displaystyle 2}. (9)

z=z_{0}+ v_{displaystyle 0z} t+frac{displaystyle a_{displaystyle z} t^{2}}{displaystyle 2}. (10)

Формулы (8) (10) дают зависимость координат тела от времени и поэтому служат решением основной задачи механики для равноускоренного движения.

Снова вернёмся к закону движения (7). Заметим, что vec r - vec r_{0}=vec s — перемещение тела. Тогда
получаем зависимость перемещения от времени:

vec s= vec v_{0} t+frac{displaystyle vec a t^{2}}{displaystyle 2}.

к оглавлению ▴

Прямолинейное равноускоренное движение.

Если равноускоренное движение является прямолинейным, то удобно выбрать координатную ось вдоль прямой, по которой движется тело. Пусть, например, это будет ось OX. Тогда для решения задач нам достаточно будет трёх формул:

v_{displaystyle x}=v_{displaystyle 0x}+a_{displaystyle x}t,

x=x_{0}+ v_{0 displaystyle x} t+frac{displaystyle a_{displaystyle x} t^{2}}{displaystyle 2},

s_{x}= v_{0x} t+frac{displaystyle a_{x} t^{2}}{displaystyle 2},

где s_{x}= x-x_{0} — проекция перемещения на ось OX.

Но очень часто помогает ещё одна формула, являющаяся их следствием. Выразим из первой формулы время:

t=frac{displaystyle v_{displaystyle x}-displaystyle v_{displaystyle 0x}}{displaystyle a_{displaystyle x}}

и подставим в формулу для перемещения:

s_{x}= v_{0x} frac{displaystyle v_{displaystyle x}-displaystyle v_{displaystyle 0x}}{displaystyle a_{displaystyle x}}+frac{displaystyle a_{x}}{2} (frac{displaystyle v_{displaystyle x}-displaystyle v_{displaystyle 0x}}{displaystyle a_{displaystyle x}})^{2} .

После алгебраических преобразований (проделайте их обязательно!) придём к соотношению:

s_{x}=frac{displaystyle v_{displaystyle x}^{displaystyle 2}-displaystyle v_{displaystyle 0x}^{displaystyle 2}}{displaystyle 2a_{displaystyle x}}.

Эта формула не содержит времени t и позволяет быстрее приходить к ответу в тех задачах, где время не фигурирует.

к оглавлению ▴

Свободное падение.

Важным частным случаем равноускоренного движения является свободное падение. Так называется движение тела вблизи поверхности Земли без учёта сопротивления воздуха.

Свободное падение тела, независимо от его массы, происходит с постоянным ускорением свободного падения vec g, направленным вертикально вниз. Почти во всех задачах при расчётах полагают g=10 м/с^{2}.

Давайте разберём несколько задач и посмотрим, как работают выведенные нами формулы для равноускоренного движения.

Задача. Найти скорость приземления дождевой капли, если высота тучи h=2 км.

Решение. Направим ось OY вертикально вниз, расположив начало отсчёта в точке отрыва капли. Воспользуемся формулой

s_{y}=frac{displaystyle v_{displaystyle y}^{displaystyle 2}-displaystyle v_{displaystyle 0y}^{displaystyle 2}}{displaystyle 2a_{displaystyle y}}.

Имеем: s_{y}=h, v_{y}=v — искомая скорость приземления, v_{0y}=0, a_{y}=g. Получаем: h^{2}=frac{v^{2}}{2g}, откуда v=sqrt{2gh}. Вычисляем: v=sqrt{2 cdot 10 cdot 2000}=200м/с. Это 720 км/ч, порядка скорости пули.

На самом деле капли дождя падают со скоростью порядка нескольких метров в секунду. Почему такое расхождение? Сопротивление воздуха!

Задача. Тело брошено вертикально вверх со скоростью v_{0}=30 м/с. Найти его скорость через t=5c.

Решение. Направим ось OY вертикально вверх, поместив начало отсчёта на поверхности Земли. Используем формулу

v_{displaystyle y}=v_{displaystyle 0y}+a_{displaystyle y}t.

Здесь v_{displaystyle 0y}=v_{0}, a_{y}=-g, так что v_{displaystyle y}=v_{displaystyle 0}-gt. Вычисляем: v_{displaystyle y}=30-10 cdot 5=-20м/с. Значит, скорость будет равна 20 м/с. Знак проекции указывает на то, что тело будет лететь вниз.

Задача. С балкона, находящегося на высоте h=15м, бросили вертикально вверх камень со скоростью v_{0}=10 м/с. Через какое время камень упадёт на землю?

Решение. Направим ось OY вертикально вверх, поместив начало отсчёта на поверхности Земли. Используем формулу

y=y_{0}+ v_{displaystyle 0y} t+frac{displaystyle a_{displaystyle y} t^{2}}{displaystyle 2}.

Имеем: y=0, y_{0} = h, v_{0y}=v_{0}, a_{y}=-g, так что 0=h+v_{0}t-frac{displaystyle g t^{2}}{displaystyle 2}=15+10t-5t^{2}, или t^{2}-2t-3=0. Решая квадратное уравнение, получим t=3 c.

к оглавлению ▴

Горизонтальный бросок.

Равноускоренное движение не обязательно является прямолинейным. Рассмотрим движение тела, брошенного горизонтально.

Предположим, что тело брошено горизонтально со скоростью v_{0} с высоты h. Найдём время и дальность полёта, а также выясним, по какой траектории происходит движение.

Выберем систему координат OXY так, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Горизонтальный бросок

Используем формулы:

x=x_{0}+ v_{displaystyle 0x} t+frac{displaystyle a_{displaystyle x} t^{2}}{displaystyle 2}

y=y_{0}+ v_{displaystyle 0y} t+frac{displaystyle a_{displaystyle y} t^{2}}{displaystyle 2}

В нашем случае x_{0} = 0, v_{0x}=v_{0}, a_{x}=0, y_{0} = h, v_{0y}=0, a_{y}=-g . Получаем:

x=v_{0}t, y=h-frac{displaystyle g t^{2}}{displaystyle 2}. (11)

Время полёта T найдём из условия, что в момент падения координата тела y обращается в нуль:

y(T)=0Rightarrow h-frac{displaystyle gT^{displaystyle 2}}{displaystyle 2}=0Rightarrow T=sqrt{frac{displaystyle 2h}{displaystyle g}}.

Дальность полёта L — это значение координаты x в момент времени T:

L=x(T)=v_{0}T=v_{0} sqrt{frac{displaystyle 2h}{displaystyle g}}.

Уравнение траектории получим, исключая время из уравнений (11). Выражаем t из первого уравнения и подставляем во второе:

t=frac{displaystyle x}{displaystyle v_{displaystyle 0}}Rightarrow y=h-frac{displaystyle g}{displaystyle 2}(frac{displaystyle x}{displaystyle v_{displaystyle 0}})^{displaystyle 2}=displaystyle h-frac{displaystyle gx^{displaystyle 2}}{displaystyle 2v^{displaystyle 2}_{displaystyle 0}}.

Получили зависимость y от x, которая является уравнением параболы. Следовательно, тело летит по параболе.

к оглавлению ▴

Бросок под углом к горизонту.

Рассмотрим несколько более сложный случай равноускоренного движения: полёт тела, брошенного под углом к горизонту.

Предположим, что тело брошено с поверхности Земли со скоростью v_{0} , направленной под углом alpha к горизонту. Найдём время и дальность полёта, а также выясним, по какой траектории двигается тело.

Выберем систему координат OXY так, как показано на рис. 2.

Рис. 2. Бросок под углом к горизонту

Начинаем с уравнений:

x=x_{0}+ v_{displaystyle 0x} t+frac{displaystyle a_{displaystyle x} t^{2}}{displaystyle 2},

y=y_{0}+ v_{displaystyle 0y} t+frac{displaystyle a_{displaystyle y} t^{2}}{displaystyle 2}.

В нашем случае x_{0} =y_{0}=0, v_{0x}=v_{0}cos alpha, v_{0y}=v_{0}sin alpha , a_{x}=0, a_{y}=-g. Получаем:

x=(v_{0}cos alpha )t, y=(v_{0}sin alpha)t- frac{displaystyle g t^{2}}{displaystyle 2}.

Дальше действуем так же, как и в случае горизонтального броска. В результате приходим к соотношениям:

T=frac{displaystyle 2v_{displaystyle 0}sinalpha }{displaystyle g},

L=frac{displaystyle v_{displaystyle 0}^{displaystyle 2}sin2alpha }{displaystyle g},

y=x tgalpha -frac{displaystyle gx^{displaystyle 2}}{displaystyle 2v^{displaystyle 2}_{0}cos^{displaystyle 2}alpha }.

(Обязательно проделайте эти вычисления самостоятельно!) Как видим, зависимость y от x снова является уравнением параболы.Попробуйте также показать, что максимальная высота подъёма определяется формулой:

H=frac{displaystyle v_{displaystyle 0}^{displaystyle 2}sin^{2} alpha }{displaystyle 2g}.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Равноускоренное движение.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена:
07.05.2023

0 / 0 / 0

Регистрация: 16.03.2014

Сообщений: 9

1

Зависимости радиус – вектора точки от времени

26.03.2014, 01:08. Показов 11108. Ответов 2


Студворк — интернет-сервис помощи студентам

Скорость материальной точки, движущейся в плоскости, изменяется по закону V=A*i-2*B*t*j (V,i,j-вектора), где А и В – положительные постоянные. Найти зависимости радиус – вектора точки от времени r(t) (r-вектор), если в начальный момент времени он был равен нулю.



0



Любитель математики

1476 / 987 / 282

Регистрация: 27.01.2014

Сообщений: 3,275

29.03.2014, 08:32

2

pasha1999555, имеем https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?frac{dvec{r}}{dt}=frac{dx}{dt}vec{i}+frac{dy}{dt}vec{j}, где https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?frac{dx}{dt}=A, https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?frac{dy}{dt}=-2Bt. Нужно проинтегрировать…



1



2356 / 1463 / 125

Регистрация: 20.12.2011

Сообщений: 2,223

29.03.2014, 14:38

3

Цитата
Сообщение от pasha1999555
Посмотреть сообщение

Найти зависимости радиус – вектора точки от времени r(t)

https://www.cyberforum.ru/cgi-bin/latex.cgi?vec{r(t) } = int vec{V(t)}dt + C



1



IT_Exp

Эксперт

87844 / 49110 / 22898

Регистрация: 17.06.2006

Сообщений: 92,604

29.03.2014, 14:38

3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти светящиеся кроссовки
  • Как найти в моем компьютере сервис
  • Как найти сонник миллера
  • Как найти форматирование в ворде
  • Как найти сварной шов